Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF THE DET TEACHER’S PARTICIPATION IN INNOVATIVE ACTIVITIES ON THE ABILITY FOR PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT

Gutsu E.G. 1 Gorkova G.S. 1 Delomudrova E.A. 1 Solovieva L.A. 1 Stepanenkova A.V. 1
1 K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
The article examines the problem of the relationship between the ability of kindergarten teachers to professional self-development and their participation in the innovative activities of their educational organization. Innovative activity in modern conditions is becoming an integral part of professional pedagogical activity. In psychological and pedagogical research, innovative activity is considered as the most important condition for the professional development and self-realization of a teacher. The article presents data characterizing the level of development of the ability for self-development of preschool teachers who participate and do not participate in innovative activities. It was revealed that participation in innovative activities has a positive effect on such aspects of professional self-development of teachers as: conscious management of their professional self-development; the teacher’s readiness to accept responsibility and justified risk, self-confidence and self-confidence; the intensity of professional communication and interaction, social contacts; optimistic general attitude, positive emotions from their professional activities. The authors conclude that innovative activity is a valuable internal resource of an educational organization, contributing to the effective professional growth of preschool teachers. The results obtained in the course of the study may be of interest to managers in the preschool education system.
self-development
conditions for self-development
innovative activity
preschool teacher
professional activity

В условиях продолжающейся в нашей стране масштабной модернизации образовательной системы наибольшей востребованностью обладает профессионал, способный к непрерывному профессиональному самосовершенствованию. Это в полной мере относится к педагогу дошкольной образовательной организации, так как постоянно расширяются круг его профессиональных обязанностей и вклад в эффективность образовательного процесса. Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки не успевают за запросом образовательных организаций на актуальные профессиональные компетенции сотрудников. В связи с этим особую остроту приобретает вопрос о готовности и способности самих педагогов самостоятельно наращивать свое профессиональное мастерство, а исследование способности педагогов к саморазвитию представляется актуальным.

Современное дошкольное образование характеризуется высоким уровнем инновационности, затрагивающим целеполагание, методы и технологии, содержательные аспекты, подходы к оценке качества образования и т.д. Поэтому участие в инновационной деятельности становится нормативным требованием к профессиональной педагогической деятельности. В связи с этим особый научный и практический интерес вызывает вопрос о взаимосвязи участия педагога в инновационной деятельности и его способности к профессиональному саморазвитию. Это и определило цель нашего исследования.

Целью работы является изучение взаимосвязи участия в инновационной деятельности и способности к саморазвитию педагогов дошкольной образовательной организации.

Материалы и методы исследования

При подготовке статьи использовались методы теоретического анализа, обобщения и систематизации психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

В качестве основного эмпирического метода применялся адаптированный вариант методики «Вопросник для выявления способности педагога ДОО к саморазвитию» (автор: Т.М. Шамова).

В исследовании приняли участие 31 педагог дошкольного образования г. Нижнего Новгорода, из них 15 педагогов, активно участвующих в инновационной деятельности своей образовательной организации, и 16 педагогов, которые в инновационной деятельности не участвуют.

Результаты исследования и их обсуждение

Вопросы саморазвития специалистов сферы образования традиционно находятся в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. Это свидетельствует о степени важности данного вопроса для достижения уровня качества образования, отраженного в новых целевых ориентирах. Успешность реализации идей модернизации системы образования напрямую зависит от уровня профессионального мастерства тех, на кого ложится их непосредственное воплощение. Такой фигурой является педагог. Не случайно круг обсуждаемых в этой проблематике вопросов достаточно широк: освоение современных компетенций [1, 2]; мотивация профессиональной деятельности и саморазвития [3, 4]; профессиональное совершенствование в процессе трудовой деятельности [5, 6] и др.

Следует отметить, что у многих педагогов, работающих в данный момент в образовательных учреждениях, основы профессионального мастерства закладывались еще в конце XX в., до начала масштабных преобразований в сфере образования. И те компетенции, которые тогда обеспечивали успешность профессиональной деятельности, уже не в полной мере способствуют эффективности решения задач, стоящих перед современным образованием. Кроме того, быстрое устаревание знаний в гуманитарной сфере обозначило как современный тренд идею непрерывного образования, «образования длиною в жизнь» [7, 8]. Традиционные формы повышения квалификации часто не успевают за динамично меняющейся профессиональной педагогической реальностью. Все это с особой остротой обозначило важность проблемы готовности и способности педагога к саморазвитию.

Специфической особенностью образования на современном этапе является высокий уровень инновационности. Современная педагогическая деятельность не может быть неинновационной, это стало нормативным требованием к современному педагогу. Исследователи активно обращаются к анализу внедрения инноваций в образование, в том числе и на дошкольной ступени [9]. При этом термины «педагогическая инновация» и «инновационная деятельность» неоднозначно трактуются в литературе. Наиболее емкое определение предложил А.В. Хуторский, понимая под педагогической инновацией нововведение в педагогической деятельности, цель которого состоит в повышении качества обучения и воспитания [10].

В работах Л.Б. Морозовой, С.В. Малышевой [11], Л.С. Подымовой, Н.А. Подымова, И.А. Кондратьева [12] рассмотрены различные подходы к пониманию нововведений в образовательной организации, этапы внедрения инноваций. В качестве особенно острых обозначены проблемы принятия педагогами инноваций, эмоциональное отношение к внедрению изменений. Но, несмотря на неоднозначное отношение педагогов к переменам, участие в инновационной деятельности рассматривается как одно из условий совершенствования профессионального мастерства.

На значимость обсуждаемых вопросов указывает то, что многие исследователи напрямую обращаются к рассмотрению вопросов способности педагогов к саморазвитию. В связи с темой нашей работы особо выделим работы, посвященные организации и сопровождению саморазвития педагогов дошкольного образования [13, 14].

В ходе проведенного нами исследования изучалось влияние участия в инновационной деятельности на показатели способности к профессиональному саморазвитию педагогов ДОО. Полученные данные отражены в таблице.

Показатели способности к саморазвитию педагогов ДОО, участвующих и не участвующих в инновационной деятельности ( %)

Содержание вопроса

Варианты ответов

Полностью соответствует

Скорее да, чем нет

И да,

и нет

Скорее нет, чем да

Не соответствует

Участие в инновационной деятельности

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

1. Я стремлюсь изучить себя

46,9

18,3

53,6

30,5

0

24,4

0

12,2

0

12,2

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой

13,4

6,1

80,4

30,5

6,7

24,4

0

18,3

0

12,2

3. Возникающие препятствия (в том числе в ходе инновационной деятельности) стимулируют мою активность

6,7

0

73,7

12,2

20,1

30,5

0

24,4

0

30,5

3. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя

13,4

6,1

80,4

48,8

6,7

30,5

0

12,2

0

0

4. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время

0

0

93,8

42,7

6,7

24,4

0

18,3

0

12,2

5. Я анализирую свои чувства и опыт

33,5

12,2

60,3

30,5

6,7

18,3

0

24,4

0

12,2

6. Я много читаю

6,7

12,2

40,2

30,5

53,6

18,3

0

30,5

0

6,1

7. Я активно обсуждаю с коллегами интересующие меня профессиональные вопросы

33,5

12,2

60,3

36,6

0

24,4

6,7

6,1

0

6,1

8. Я верю в свои возможности

33,5

12,2

67,0

30,5

0

30,5

0

18,3

0

6,1

9. Я стремлюсь быть более открытым

46,9

18,3

46,9

24,4

0

36,6

6,7

18,3

0

0

10. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня другие люди

13,4

18,3

67,0

48,8

20,1

24,4

0

6,1

0

0

11. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты

13,4

0

80,4

30,5

6,7

24,4

0

30,5

0

12,2

12. Я получаю удовольствие от освоения нового, в том числе в ходе инновационной деятельности

26,8

6,1

67

24,4

6,7

24,4

0

30,5

0

24,4

13. Возрастающая ответственность в ходе инновационной деятельности не пугает меня

0

0

73,7

6,1

20,1

36,6

0

36,6

6,7

18,3

14. Я положительно бы отнесся к моему продвижению по службе

13,4

0

60,3

6,1

20,1

42,7

0

30,5

6,7

18,3

 

Результаты исследования свидетельствуют о том, что участие педагогов в инновационной деятельности ДОО оказывает существенное влияние на все показатели профессионального саморазвития. Остановимся на анализе тех показателей, для которых были зафиксированы наиболее выраженные различия в группах педагогов, участвующих и не участвующих в инновационной деятельности.

Первую группу показателей, в отношении которых были обнаружены существенные различия, можно объединить по принципу сознательного управления своим профессиональным саморазвитием. К данной категории относятся следующие показатели.

«Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой». Подавляющее большинство педагогов, участвующих в инновационной деятельности, сознательно планируют время для саморазвития. В данной группе ответы «Полностью соответствует», «Скорее да, чем нет» выбрали 13,4 % и 80,4 % педагогов соответственно (суммарно 93,8 %). Ответы «Скорее нет, чем да» и «Не соответствует» не зафиксированы. В то же время в группе педагогов, не участвующих в инновационной деятельности, их доля составила суммарно почти треть опрошенных (18,3 % и 12,2 % соответственно).

Аналогичная картина выявлена и для показателя «Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты». В группе педагогов, участвующих в инновационной деятельности, суммарное количество ответов «Да» и «Скорее да, чем нет» составило 93,8 % (13,4 % и 80,4 % соответственно). Отрицательные ответы не зафиксированы. В группе педагогов, не участвующих в инновационной деятельности, суммарное число ответов «Да» и «Скорее да, чем нет» составило всего 30,5 % (0 % и 30,5 % соответственно), в то время как ответы «Скорее нет, чем да» и «Нет» были получены почти у половины опрошенных – 42,7 % (30,5 % и 12,2 % соответственно).

В отношении показателя «Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время» в обеих группах педагогов не было зафиксировано ни одного ответа «Да». Но при этом подавляющее большинство педагогов, участвующих в инновационной деятельности, выбрали вариант ответа «Скорее да, чем нет» – 93,8 %. В группе не участвующих в инновационной деятельности педагогов данный вариант ответа выбрали лишь 42,7 %, а доля отрицательных ответов составила почти треть – 30,6 % (18,3 % и 12,3 %).

Вторую группу показателей можно объединить по критерию готовности педагога к принятию ответственности и оправданного риска, уверенности в себе и своих силах. Это такие показатели, как «Возникающие препятствия (в том числе в ходе инновационной деятельности) стимулируют мою активность», «Возрастающая ответственность в ходе инновационной деятельности не пугает меня» и «Я верю в свои возможности».

Подавляющее большинство участвующих в инновационной деятельности педагогов для оценки показателя «Возникающие препятствия (в том числе в ходе инновационной деятельности) стимулируют мою активность» выбрали вариант ответа «Скорее да, чем нет» – 73,7 %. Отрицательные ответы не зафиксированы. В группе не участвующих в инновационной деятельности педагогов данный вариант ответа выбрали лишь 12,2 %. Большинство ответов сместилось к отрицательному полюсу: «Скорее нет, чем да» – 24,4 %, «Не соответствует» – 30,5 %.

Аналогично распределились ответы опрошенных педагогов и для показателя «Возрастающая ответственность в ходе инновационной деятельности не пугает меня». Участвующие в инновационной деятельности педагоги в большинстве случаев выбрали вариант «Скорее да, чем нет» – 73,7 %. Приоритет выборов в группе не участвующих в инновационной деятельности педагогов распределился между вариантами ответов «И да, и нет» и «Скорее нет, чем да» – по 36,6 %.

В отношении показателя «Я верю в свои возможности» выбор всех педагогов, участвующих в инновационной деятельности, распределился между двумя положительными ответами («Да» – 33,5 %, «Скорее да, чем нет» – 67,0 %). Суммарное количество этих ответов в группе не участвующих в инновационной деятельности педагогов составило всего 42,7 % (12,2 % и 30,5 % соответственно).

Не обращаясь к тщательному анализу, отметим, что положительное влияние инновационной деятельности можно констатировать и для показателей готовности к саморазвитию, которые можно объединить по критерию профессионального общения, социальных контактов и социальной активности. К этой (третьей) группе можно отнести следующие: «Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя», «Я активно обсуждаю с коллегами интересующие меня профессиональные вопросы», «Я стремлюсь быть более открытым», «Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня другие люди» и «Я положительно бы отнесся к моему продвижению по службе». Важно, что ответы педагогов – участников инновационной деятельности в своих образовательных организациях смещены к положительному полюсу, чаще всего при полном отсутствии отрицательных выборов. В то же время ответы педагогов, не участвующих в инновационной деятельности, тяготеют к отрицательному полюсу (преобладают ответы «И да, и нет», «Скорее нет, чем да» и «Нет»). Это свидетельствует о том, что участие в инновационных процессах активизирует профессиональное взаимодействие педагогов, способствует более активным профессиональным контактам, что, несомненно, влияет на выработку в организации общих ценностей, мотивов деятельности, смысловых ориентиров.

В заключение отметим, что педагогов, участвующих в инновационной деятельности, характеризуют более оптимистичный общий настрой, положительные эмоции от своей профессиональной деятельности. Об этом свидетельствуют ответы в отношении критерия «Я получаю удовольствие от освоения нового, в том числе в ходе инновационной деятельности». Если в группе педагогов – участников инновационной деятельности суммарная доля положительных ответов составила 93,8 %, а отрицательные результаты зафиксированы не были, то в группе педагогов, не участвующих в инновационной деятельности, доля отрицательных ответов составила более половины от всех опрошенных – 54,9 % («Скорее нет, чем да» – 30,5 %, «Нет» – 24,4 %).

Заключение

Таким образом, в ходе нашего исследования было установлено, что участие в инновационной деятельности оказывает позитивное влияние на развитие всех показателей способности педагогов ДОО к профессиональному саморазвитию. Педагогов, участвующих в инновационной деятельности, характеризуют более высокий уровень сознательного управления своим профессиональным саморазвитием, готовности к принятию ответственности и оправданному риску, уверенности в себе и своих силах, интенсивности профессионального общения и взаимодействия, более оптимистичный общий настрой в процессе профессиональной деятельности.

Менеджерам в системе дошкольного образования важно учитывать, что инновационная деятельность является ценным внутренним ресурсом образовательной организации, способствующим как эффективному профессиональному росту отдельного педагога, так и развитию организации в целом.

Дальнейшее направление исследования предполагает создание и апробацию программы управления профессиональным самосовершенствованием педагогов дошкольного образования.