В условиях продолжающейся в нашей стране масштабной модернизации образовательной системы наибольшей востребованностью обладает профессионал, способный к непрерывному профессиональному самосовершенствованию. Это в полной мере относится к педагогу дошкольной образовательной организации, так как постоянно расширяются круг его профессиональных обязанностей и вклад в эффективность образовательного процесса. Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки не успевают за запросом образовательных организаций на актуальные профессиональные компетенции сотрудников. В связи с этим особую остроту приобретает вопрос о готовности и способности самих педагогов самостоятельно наращивать свое профессиональное мастерство, а исследование способности педагогов к саморазвитию представляется актуальным.
Современное дошкольное образование характеризуется высоким уровнем инновационности, затрагивающим целеполагание, методы и технологии, содержательные аспекты, подходы к оценке качества образования и т.д. Поэтому участие в инновационной деятельности становится нормативным требованием к профессиональной педагогической деятельности. В связи с этим особый научный и практический интерес вызывает вопрос о взаимосвязи участия педагога в инновационной деятельности и его способности к профессиональному саморазвитию. Это и определило цель нашего исследования.
Целью работы является изучение взаимосвязи участия в инновационной деятельности и способности к саморазвитию педагогов дошкольной образовательной организации.
Материалы и методы исследования
При подготовке статьи использовались методы теоретического анализа, обобщения и систематизации психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
В качестве основного эмпирического метода применялся адаптированный вариант методики «Вопросник для выявления способности педагога ДОО к саморазвитию» (автор: Т.М. Шамова).
В исследовании приняли участие 31 педагог дошкольного образования г. Нижнего Новгорода, из них 15 педагогов, активно участвующих в инновационной деятельности своей образовательной организации, и 16 педагогов, которые в инновационной деятельности не участвуют.
Результаты исследования и их обсуждение
Вопросы саморазвития специалистов сферы образования традиционно находятся в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. Это свидетельствует о степени важности данного вопроса для достижения уровня качества образования, отраженного в новых целевых ориентирах. Успешность реализации идей модернизации системы образования напрямую зависит от уровня профессионального мастерства тех, на кого ложится их непосредственное воплощение. Такой фигурой является педагог. Не случайно круг обсуждаемых в этой проблематике вопросов достаточно широк: освоение современных компетенций [1, 2]; мотивация профессиональной деятельности и саморазвития [3, 4]; профессиональное совершенствование в процессе трудовой деятельности [5, 6] и др.
Следует отметить, что у многих педагогов, работающих в данный момент в образовательных учреждениях, основы профессионального мастерства закладывались еще в конце XX в., до начала масштабных преобразований в сфере образования. И те компетенции, которые тогда обеспечивали успешность профессиональной деятельности, уже не в полной мере способствуют эффективности решения задач, стоящих перед современным образованием. Кроме того, быстрое устаревание знаний в гуманитарной сфере обозначило как современный тренд идею непрерывного образования, «образования длиною в жизнь» [7, 8]. Традиционные формы повышения квалификации часто не успевают за динамично меняющейся профессиональной педагогической реальностью. Все это с особой остротой обозначило важность проблемы готовности и способности педагога к саморазвитию.
Специфической особенностью образования на современном этапе является высокий уровень инновационности. Современная педагогическая деятельность не может быть неинновационной, это стало нормативным требованием к современному педагогу. Исследователи активно обращаются к анализу внедрения инноваций в образование, в том числе и на дошкольной ступени [9]. При этом термины «педагогическая инновация» и «инновационная деятельность» неоднозначно трактуются в литературе. Наиболее емкое определение предложил А.В. Хуторский, понимая под педагогической инновацией нововведение в педагогической деятельности, цель которого состоит в повышении качества обучения и воспитания [10].
В работах Л.Б. Морозовой, С.В. Малышевой [11], Л.С. Подымовой, Н.А. Подымова, И.А. Кондратьева [12] рассмотрены различные подходы к пониманию нововведений в образовательной организации, этапы внедрения инноваций. В качестве особенно острых обозначены проблемы принятия педагогами инноваций, эмоциональное отношение к внедрению изменений. Но, несмотря на неоднозначное отношение педагогов к переменам, участие в инновационной деятельности рассматривается как одно из условий совершенствования профессионального мастерства.
На значимость обсуждаемых вопросов указывает то, что многие исследователи напрямую обращаются к рассмотрению вопросов способности педагогов к саморазвитию. В связи с темой нашей работы особо выделим работы, посвященные организации и сопровождению саморазвития педагогов дошкольного образования [13, 14].
В ходе проведенного нами исследования изучалось влияние участия в инновационной деятельности на показатели способности к профессиональному саморазвитию педагогов ДОО. Полученные данные отражены в таблице.
Показатели способности к саморазвитию педагогов ДОО, участвующих и не участвующих в инновационной деятельности ( %)
Содержание вопроса |
Варианты ответов |
|||||||||
Полностью соответствует |
Скорее да, чем нет |
И да, и нет |
Скорее нет, чем да |
Не соответствует |
||||||
Участие в инновационной деятельности |
||||||||||
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
|
1. Я стремлюсь изучить себя |
46,9 |
18,3 |
53,6 |
30,5 |
0 |
24,4 |
0 |
12,2 |
0 |
12,2 |
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой |
13,4 |
6,1 |
80,4 |
30,5 |
6,7 |
24,4 |
0 |
18,3 |
0 |
12,2 |
3. Возникающие препятствия (в том числе в ходе инновационной деятельности) стимулируют мою активность |
6,7 |
0 |
73,7 |
12,2 |
20,1 |
30,5 |
0 |
24,4 |
0 |
30,5 |
3. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя |
13,4 |
6,1 |
80,4 |
48,8 |
6,7 |
30,5 |
0 |
12,2 |
0 |
0 |
4. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время |
0 |
0 |
93,8 |
42,7 |
6,7 |
24,4 |
0 |
18,3 |
0 |
12,2 |
5. Я анализирую свои чувства и опыт |
33,5 |
12,2 |
60,3 |
30,5 |
6,7 |
18,3 |
0 |
24,4 |
0 |
12,2 |
6. Я много читаю |
6,7 |
12,2 |
40,2 |
30,5 |
53,6 |
18,3 |
0 |
30,5 |
0 |
6,1 |
7. Я активно обсуждаю с коллегами интересующие меня профессиональные вопросы |
33,5 |
12,2 |
60,3 |
36,6 |
0 |
24,4 |
6,7 |
6,1 |
0 |
6,1 |
8. Я верю в свои возможности |
33,5 |
12,2 |
67,0 |
30,5 |
0 |
30,5 |
0 |
18,3 |
0 |
6,1 |
9. Я стремлюсь быть более открытым |
46,9 |
18,3 |
46,9 |
24,4 |
0 |
36,6 |
6,7 |
18,3 |
0 |
0 |
10. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня другие люди |
13,4 |
18,3 |
67,0 |
48,8 |
20,1 |
24,4 |
0 |
6,1 |
0 |
0 |
11. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты |
13,4 |
0 |
80,4 |
30,5 |
6,7 |
24,4 |
0 |
30,5 |
0 |
12,2 |
12. Я получаю удовольствие от освоения нового, в том числе в ходе инновационной деятельности |
26,8 |
6,1 |
67 |
24,4 |
6,7 |
24,4 |
0 |
30,5 |
0 |
24,4 |
13. Возрастающая ответственность в ходе инновационной деятельности не пугает меня |
0 |
0 |
73,7 |
6,1 |
20,1 |
36,6 |
0 |
36,6 |
6,7 |
18,3 |
14. Я положительно бы отнесся к моему продвижению по службе |
13,4 |
0 |
60,3 |
6,1 |
20,1 |
42,7 |
0 |
30,5 |
6,7 |
18,3 |
Результаты исследования свидетельствуют о том, что участие педагогов в инновационной деятельности ДОО оказывает существенное влияние на все показатели профессионального саморазвития. Остановимся на анализе тех показателей, для которых были зафиксированы наиболее выраженные различия в группах педагогов, участвующих и не участвующих в инновационной деятельности.
Первую группу показателей, в отношении которых были обнаружены существенные различия, можно объединить по принципу сознательного управления своим профессиональным саморазвитием. К данной категории относятся следующие показатели.
«Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой». Подавляющее большинство педагогов, участвующих в инновационной деятельности, сознательно планируют время для саморазвития. В данной группе ответы «Полностью соответствует», «Скорее да, чем нет» выбрали 13,4 % и 80,4 % педагогов соответственно (суммарно 93,8 %). Ответы «Скорее нет, чем да» и «Не соответствует» не зафиксированы. В то же время в группе педагогов, не участвующих в инновационной деятельности, их доля составила суммарно почти треть опрошенных (18,3 % и 12,2 % соответственно).
Аналогичная картина выявлена и для показателя «Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты». В группе педагогов, участвующих в инновационной деятельности, суммарное количество ответов «Да» и «Скорее да, чем нет» составило 93,8 % (13,4 % и 80,4 % соответственно). Отрицательные ответы не зафиксированы. В группе педагогов, не участвующих в инновационной деятельности, суммарное число ответов «Да» и «Скорее да, чем нет» составило всего 30,5 % (0 % и 30,5 % соответственно), в то время как ответы «Скорее нет, чем да» и «Нет» были получены почти у половины опрошенных – 42,7 % (30,5 % и 12,2 % соответственно).
В отношении показателя «Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время» в обеих группах педагогов не было зафиксировано ни одного ответа «Да». Но при этом подавляющее большинство педагогов, участвующих в инновационной деятельности, выбрали вариант ответа «Скорее да, чем нет» – 93,8 %. В группе не участвующих в инновационной деятельности педагогов данный вариант ответа выбрали лишь 42,7 %, а доля отрицательных ответов составила почти треть – 30,6 % (18,3 % и 12,3 %).
Вторую группу показателей можно объединить по критерию готовности педагога к принятию ответственности и оправданного риска, уверенности в себе и своих силах. Это такие показатели, как «Возникающие препятствия (в том числе в ходе инновационной деятельности) стимулируют мою активность», «Возрастающая ответственность в ходе инновационной деятельности не пугает меня» и «Я верю в свои возможности».
Подавляющее большинство участвующих в инновационной деятельности педагогов для оценки показателя «Возникающие препятствия (в том числе в ходе инновационной деятельности) стимулируют мою активность» выбрали вариант ответа «Скорее да, чем нет» – 73,7 %. Отрицательные ответы не зафиксированы. В группе не участвующих в инновационной деятельности педагогов данный вариант ответа выбрали лишь 12,2 %. Большинство ответов сместилось к отрицательному полюсу: «Скорее нет, чем да» – 24,4 %, «Не соответствует» – 30,5 %.
Аналогично распределились ответы опрошенных педагогов и для показателя «Возрастающая ответственность в ходе инновационной деятельности не пугает меня». Участвующие в инновационной деятельности педагоги в большинстве случаев выбрали вариант «Скорее да, чем нет» – 73,7 %. Приоритет выборов в группе не участвующих в инновационной деятельности педагогов распределился между вариантами ответов «И да, и нет» и «Скорее нет, чем да» – по 36,6 %.
В отношении показателя «Я верю в свои возможности» выбор всех педагогов, участвующих в инновационной деятельности, распределился между двумя положительными ответами («Да» – 33,5 %, «Скорее да, чем нет» – 67,0 %). Суммарное количество этих ответов в группе не участвующих в инновационной деятельности педагогов составило всего 42,7 % (12,2 % и 30,5 % соответственно).
Не обращаясь к тщательному анализу, отметим, что положительное влияние инновационной деятельности можно констатировать и для показателей готовности к саморазвитию, которые можно объединить по критерию профессионального общения, социальных контактов и социальной активности. К этой (третьей) группе можно отнести следующие: «Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя», «Я активно обсуждаю с коллегами интересующие меня профессиональные вопросы», «Я стремлюсь быть более открытым», «Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня другие люди» и «Я положительно бы отнесся к моему продвижению по службе». Важно, что ответы педагогов – участников инновационной деятельности в своих образовательных организациях смещены к положительному полюсу, чаще всего при полном отсутствии отрицательных выборов. В то же время ответы педагогов, не участвующих в инновационной деятельности, тяготеют к отрицательному полюсу (преобладают ответы «И да, и нет», «Скорее нет, чем да» и «Нет»). Это свидетельствует о том, что участие в инновационных процессах активизирует профессиональное взаимодействие педагогов, способствует более активным профессиональным контактам, что, несомненно, влияет на выработку в организации общих ценностей, мотивов деятельности, смысловых ориентиров.
В заключение отметим, что педагогов, участвующих в инновационной деятельности, характеризуют более оптимистичный общий настрой, положительные эмоции от своей профессиональной деятельности. Об этом свидетельствуют ответы в отношении критерия «Я получаю удовольствие от освоения нового, в том числе в ходе инновационной деятельности». Если в группе педагогов – участников инновационной деятельности суммарная доля положительных ответов составила 93,8 %, а отрицательные результаты зафиксированы не были, то в группе педагогов, не участвующих в инновационной деятельности, доля отрицательных ответов составила более половины от всех опрошенных – 54,9 % («Скорее нет, чем да» – 30,5 %, «Нет» – 24,4 %).
Заключение
Таким образом, в ходе нашего исследования было установлено, что участие в инновационной деятельности оказывает позитивное влияние на развитие всех показателей способности педагогов ДОО к профессиональному саморазвитию. Педагогов, участвующих в инновационной деятельности, характеризуют более высокий уровень сознательного управления своим профессиональным саморазвитием, готовности к принятию ответственности и оправданному риску, уверенности в себе и своих силах, интенсивности профессионального общения и взаимодействия, более оптимистичный общий настрой в процессе профессиональной деятельности.
Менеджерам в системе дошкольного образования важно учитывать, что инновационная деятельность является ценным внутренним ресурсом образовательной организации, способствующим как эффективному профессиональному росту отдельного педагога, так и развитию организации в целом.
Дальнейшее направление исследования предполагает создание и апробацию программы управления профессиональным самосовершенствованием педагогов дошкольного образования.