Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УЧАСТИЯ ПЕДАГОГА ДОО В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СПОСОБНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ

Гуцу Е.Г. 1 Горькова Г.С. 1 Деломудрова Е.А. 1 Соловьева Л.А. 1 Степаненкова А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
В статье рассматривается проблема взаимосвязи способности педагогов детского сада к профессиональному саморазвитию и их участия в инновационной деятельности своей образовательной организации. Инновационная деятельность в современных условиях становится неотъемлемой частью профессиональной педагогической деятельности. В психолого-педагогических исследованиях инновационная деятельность рассматривается как важнейшее условие профессионального совершенствования и самореализации педагога. В статье представлены данные, характеризующие уровень развития способности к саморазвитию педагогов ДОО, участвующих и не участвующих в инновационной деятельности. Выявлено, что участие в инновационной деятельности положительно влияет на такие аспекты профессионального саморазвития педагогов, как: сознательное управление своим профессиональным саморазвитием; готовность педагога к принятию ответственности и оправданному риску, уверенность в себе и своих силах; интенсивность профессионального общения и взаимодействия, социальных контактов; оптимистичный общий настрой, положительные эмоции от своей профессиональной деятельности. Авторами делается вывод о том, что инновационная деятельность является ценным внутренним ресурсом образовательной организации, способствующим эффективному профессиональному росту педагогов ДОО. Полученные в ходе исследования результаты могут представлять интерес для менеджеров в системе дошкольного образования.
саморазвитие
условия саморазвития
инновационная деятельность
педагог ДОО
профессиональная деятельность
1. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 4. С. 1. [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1144/803 (дата обращения: 28.11.2020).
2. Гуцу Е.Г., Сорокина Т.М. Диагностические действия в структуре деятельностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/115-11862 (дата обращения: 28.11.2020).
3. Гуцу Е.Г., Няголова М.Д., Рунова Т.А. Исследование мотивации трудовой деятельности преподавателя вуза // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3. С. 13. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-13.
4. Gutsu E.G., Demeneva N.N., Kochetova E.V., Mayasova T.V., Belinova N.V. Studying motivational-axiological component of professional competence of a college teacher. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. V. 11. no. 18. Р. 12650–12657.
5. Сорокина Т.М., Гуцу Е.Г. Научно-методический семинар в повышении профессиональной компетенции преподавателей педагогического вуза // Нижегородское образование. 2013. № 2. С. 111–116.
6. Tomasetto Carlo. Dealing with educational innovation: adoption and resistance to school change in a psycho-social perspective. New Media in Education. 2003. V. 1. P. 271–275.
7. Соколова О.В, Юревич С.Н. Условия развития профессионального мастерства педагогов ДОУ. Магнитогорск: Магнитогорский гос. университет, 2014. С. 3.
8. Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Непрерывное образование педагогов дошкольного образования: методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67–3. С. 240–243.
9. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие. М., 2014. 64 с.
10. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М.: УНЦДО, 2005. 222 с.
11. Морозова Л.Б., Малышева С.В. Нововведения как фактор, влияющий на эмоциональное состояние педагогов общеобразовательных школ // Вестник Мининского университета. 2016. Т. 1. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/218/219 (дата обращения: 28.11.2020).
12. Подымова Л.С., Подымов Н.А., Кондратьев И.А. Особенности отношения учителя к участникам инновационной деятельности. М., 2014. 315 с.
13. Бровар Е.А., Ростовцева М.В. Профессиональное саморазвитие педагогов ДОУ в современном образовательном пространстве // Формирование человеческого капитала ресурсами системы образования. Красноярск, 2014. С. 91–94.
14. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ// Справочник старшего воспитателя. 2008. № 11.

В условиях продолжающейся в нашей стране масштабной модернизации образовательной системы наибольшей востребованностью обладает профессионал, способный к непрерывному профессиональному самосовершенствованию. Это в полной мере относится к педагогу дошкольной образовательной организации, так как постоянно расширяются круг его профессиональных обязанностей и вклад в эффективность образовательного процесса. Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки не успевают за запросом образовательных организаций на актуальные профессиональные компетенции сотрудников. В связи с этим особую остроту приобретает вопрос о готовности и способности самих педагогов самостоятельно наращивать свое профессиональное мастерство, а исследование способности педагогов к саморазвитию представляется актуальным.

Современное дошкольное образование характеризуется высоким уровнем инновационности, затрагивающим целеполагание, методы и технологии, содержательные аспекты, подходы к оценке качества образования и т.д. Поэтому участие в инновационной деятельности становится нормативным требованием к профессиональной педагогической деятельности. В связи с этим особый научный и практический интерес вызывает вопрос о взаимосвязи участия педагога в инновационной деятельности и его способности к профессиональному саморазвитию. Это и определило цель нашего исследования.

Целью работы является изучение взаимосвязи участия в инновационной деятельности и способности к саморазвитию педагогов дошкольной образовательной организации.

Материалы и методы исследования

При подготовке статьи использовались методы теоретического анализа, обобщения и систематизации психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

В качестве основного эмпирического метода применялся адаптированный вариант методики «Вопросник для выявления способности педагога ДОО к саморазвитию» (автор: Т.М. Шамова).

В исследовании приняли участие 31 педагог дошкольного образования г. Нижнего Новгорода, из них 15 педагогов, активно участвующих в инновационной деятельности своей образовательной организации, и 16 педагогов, которые в инновационной деятельности не участвуют.

Результаты исследования и их обсуждение

Вопросы саморазвития специалистов сферы образования традиционно находятся в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. Это свидетельствует о степени важности данного вопроса для достижения уровня качества образования, отраженного в новых целевых ориентирах. Успешность реализации идей модернизации системы образования напрямую зависит от уровня профессионального мастерства тех, на кого ложится их непосредственное воплощение. Такой фигурой является педагог. Не случайно круг обсуждаемых в этой проблематике вопросов достаточно широк: освоение современных компетенций [1, 2]; мотивация профессиональной деятельности и саморазвития [3, 4]; профессиональное совершенствование в процессе трудовой деятельности [5, 6] и др.

Следует отметить, что у многих педагогов, работающих в данный момент в образовательных учреждениях, основы профессионального мастерства закладывались еще в конце XX в., до начала масштабных преобразований в сфере образования. И те компетенции, которые тогда обеспечивали успешность профессиональной деятельности, уже не в полной мере способствуют эффективности решения задач, стоящих перед современным образованием. Кроме того, быстрое устаревание знаний в гуманитарной сфере обозначило как современный тренд идею непрерывного образования, «образования длиною в жизнь» [7, 8]. Традиционные формы повышения квалификации часто не успевают за динамично меняющейся профессиональной педагогической реальностью. Все это с особой остротой обозначило важность проблемы готовности и способности педагога к саморазвитию.

Специфической особенностью образования на современном этапе является высокий уровень инновационности. Современная педагогическая деятельность не может быть неинновационной, это стало нормативным требованием к современному педагогу. Исследователи активно обращаются к анализу внедрения инноваций в образование, в том числе и на дошкольной ступени [9]. При этом термины «педагогическая инновация» и «инновационная деятельность» неоднозначно трактуются в литературе. Наиболее емкое определение предложил А.В. Хуторский, понимая под педагогической инновацией нововведение в педагогической деятельности, цель которого состоит в повышении качества обучения и воспитания [10].

В работах Л.Б. Морозовой, С.В. Малышевой [11], Л.С. Подымовой, Н.А. Подымова, И.А. Кондратьева [12] рассмотрены различные подходы к пониманию нововведений в образовательной организации, этапы внедрения инноваций. В качестве особенно острых обозначены проблемы принятия педагогами инноваций, эмоциональное отношение к внедрению изменений. Но, несмотря на неоднозначное отношение педагогов к переменам, участие в инновационной деятельности рассматривается как одно из условий совершенствования профессионального мастерства.

На значимость обсуждаемых вопросов указывает то, что многие исследователи напрямую обращаются к рассмотрению вопросов способности педагогов к саморазвитию. В связи с темой нашей работы особо выделим работы, посвященные организации и сопровождению саморазвития педагогов дошкольного образования [13, 14].

В ходе проведенного нами исследования изучалось влияние участия в инновационной деятельности на показатели способности к профессиональному саморазвитию педагогов ДОО. Полученные данные отражены в таблице.

Показатели способности к саморазвитию педагогов ДОО, участвующих и не участвующих в инновационной деятельности ( %)

Содержание вопроса

Варианты ответов

Полностью соответствует

Скорее да, чем нет

И да,

и нет

Скорее нет, чем да

Не соответствует

Участие в инновационной деятельности

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

1. Я стремлюсь изучить себя

46,9

18,3

53,6

30,5

0

24,4

0

12,2

0

12,2

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой

13,4

6,1

80,4

30,5

6,7

24,4

0

18,3

0

12,2

3. Возникающие препятствия (в том числе в ходе инновационной деятельности) стимулируют мою активность

6,7

0

73,7

12,2

20,1

30,5

0

24,4

0

30,5

3. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя

13,4

6,1

80,4

48,8

6,7

30,5

0

12,2

0

0

4. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время

0

0

93,8

42,7

6,7

24,4

0

18,3

0

12,2

5. Я анализирую свои чувства и опыт

33,5

12,2

60,3

30,5

6,7

18,3

0

24,4

0

12,2

6. Я много читаю

6,7

12,2

40,2

30,5

53,6

18,3

0

30,5

0

6,1

7. Я активно обсуждаю с коллегами интересующие меня профессиональные вопросы

33,5

12,2

60,3

36,6

0

24,4

6,7

6,1

0

6,1

8. Я верю в свои возможности

33,5

12,2

67,0

30,5

0

30,5

0

18,3

0

6,1

9. Я стремлюсь быть более открытым

46,9

18,3

46,9

24,4

0

36,6

6,7

18,3

0

0

10. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня другие люди

13,4

18,3

67,0

48,8

20,1

24,4

0

6,1

0

0

11. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты

13,4

0

80,4

30,5

6,7

24,4

0

30,5

0

12,2

12. Я получаю удовольствие от освоения нового, в том числе в ходе инновационной деятельности

26,8

6,1

67

24,4

6,7

24,4

0

30,5

0

24,4

13. Возрастающая ответственность в ходе инновационной деятельности не пугает меня

0

0

73,7

6,1

20,1

36,6

0

36,6

6,7

18,3

14. Я положительно бы отнесся к моему продвижению по службе

13,4

0

60,3

6,1

20,1

42,7

0

30,5

6,7

18,3

 

Результаты исследования свидетельствуют о том, что участие педагогов в инновационной деятельности ДОО оказывает существенное влияние на все показатели профессионального саморазвития. Остановимся на анализе тех показателей, для которых были зафиксированы наиболее выраженные различия в группах педагогов, участвующих и не участвующих в инновационной деятельности.

Первую группу показателей, в отношении которых были обнаружены существенные различия, можно объединить по принципу сознательного управления своим профессиональным саморазвитием. К данной категории относятся следующие показатели.

«Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой». Подавляющее большинство педагогов, участвующих в инновационной деятельности, сознательно планируют время для саморазвития. В данной группе ответы «Полностью соответствует», «Скорее да, чем нет» выбрали 13,4 % и 80,4 % педагогов соответственно (суммарно 93,8 %). Ответы «Скорее нет, чем да» и «Не соответствует» не зафиксированы. В то же время в группе педагогов, не участвующих в инновационной деятельности, их доля составила суммарно почти треть опрошенных (18,3 % и 12,2 % соответственно).

Аналогичная картина выявлена и для показателя «Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты». В группе педагогов, участвующих в инновационной деятельности, суммарное количество ответов «Да» и «Скорее да, чем нет» составило 93,8 % (13,4 % и 80,4 % соответственно). Отрицательные ответы не зафиксированы. В группе педагогов, не участвующих в инновационной деятельности, суммарное число ответов «Да» и «Скорее да, чем нет» составило всего 30,5 % (0 % и 30,5 % соответственно), в то время как ответы «Скорее нет, чем да» и «Нет» были получены почти у половины опрошенных – 42,7 % (30,5 % и 12,2 % соответственно).

В отношении показателя «Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время» в обеих группах педагогов не было зафиксировано ни одного ответа «Да». Но при этом подавляющее большинство педагогов, участвующих в инновационной деятельности, выбрали вариант ответа «Скорее да, чем нет» – 93,8 %. В группе не участвующих в инновационной деятельности педагогов данный вариант ответа выбрали лишь 42,7 %, а доля отрицательных ответов составила почти треть – 30,6 % (18,3 % и 12,3 %).

Вторую группу показателей можно объединить по критерию готовности педагога к принятию ответственности и оправданного риска, уверенности в себе и своих силах. Это такие показатели, как «Возникающие препятствия (в том числе в ходе инновационной деятельности) стимулируют мою активность», «Возрастающая ответственность в ходе инновационной деятельности не пугает меня» и «Я верю в свои возможности».

Подавляющее большинство участвующих в инновационной деятельности педагогов для оценки показателя «Возникающие препятствия (в том числе в ходе инновационной деятельности) стимулируют мою активность» выбрали вариант ответа «Скорее да, чем нет» – 73,7 %. Отрицательные ответы не зафиксированы. В группе не участвующих в инновационной деятельности педагогов данный вариант ответа выбрали лишь 12,2 %. Большинство ответов сместилось к отрицательному полюсу: «Скорее нет, чем да» – 24,4 %, «Не соответствует» – 30,5 %.

Аналогично распределились ответы опрошенных педагогов и для показателя «Возрастающая ответственность в ходе инновационной деятельности не пугает меня». Участвующие в инновационной деятельности педагоги в большинстве случаев выбрали вариант «Скорее да, чем нет» – 73,7 %. Приоритет выборов в группе не участвующих в инновационной деятельности педагогов распределился между вариантами ответов «И да, и нет» и «Скорее нет, чем да» – по 36,6 %.

В отношении показателя «Я верю в свои возможности» выбор всех педагогов, участвующих в инновационной деятельности, распределился между двумя положительными ответами («Да» – 33,5 %, «Скорее да, чем нет» – 67,0 %). Суммарное количество этих ответов в группе не участвующих в инновационной деятельности педагогов составило всего 42,7 % (12,2 % и 30,5 % соответственно).

Не обращаясь к тщательному анализу, отметим, что положительное влияние инновационной деятельности можно констатировать и для показателей готовности к саморазвитию, которые можно объединить по критерию профессионального общения, социальных контактов и социальной активности. К этой (третьей) группе можно отнести следующие: «Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя», «Я активно обсуждаю с коллегами интересующие меня профессиональные вопросы», «Я стремлюсь быть более открытым», «Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня другие люди» и «Я положительно бы отнесся к моему продвижению по службе». Важно, что ответы педагогов – участников инновационной деятельности в своих образовательных организациях смещены к положительному полюсу, чаще всего при полном отсутствии отрицательных выборов. В то же время ответы педагогов, не участвующих в инновационной деятельности, тяготеют к отрицательному полюсу (преобладают ответы «И да, и нет», «Скорее нет, чем да» и «Нет»). Это свидетельствует о том, что участие в инновационных процессах активизирует профессиональное взаимодействие педагогов, способствует более активным профессиональным контактам, что, несомненно, влияет на выработку в организации общих ценностей, мотивов деятельности, смысловых ориентиров.

В заключение отметим, что педагогов, участвующих в инновационной деятельности, характеризуют более оптимистичный общий настрой, положительные эмоции от своей профессиональной деятельности. Об этом свидетельствуют ответы в отношении критерия «Я получаю удовольствие от освоения нового, в том числе в ходе инновационной деятельности». Если в группе педагогов – участников инновационной деятельности суммарная доля положительных ответов составила 93,8 %, а отрицательные результаты зафиксированы не были, то в группе педагогов, не участвующих в инновационной деятельности, доля отрицательных ответов составила более половины от всех опрошенных – 54,9 % («Скорее нет, чем да» – 30,5 %, «Нет» – 24,4 %).

Заключение

Таким образом, в ходе нашего исследования было установлено, что участие в инновационной деятельности оказывает позитивное влияние на развитие всех показателей способности педагогов ДОО к профессиональному саморазвитию. Педагогов, участвующих в инновационной деятельности, характеризуют более высокий уровень сознательного управления своим профессиональным саморазвитием, готовности к принятию ответственности и оправданному риску, уверенности в себе и своих силах, интенсивности профессионального общения и взаимодействия, более оптимистичный общий настрой в процессе профессиональной деятельности.

Менеджерам в системе дошкольного образования важно учитывать, что инновационная деятельность является ценным внутренним ресурсом образовательной организации, способствующим как эффективному профессиональному росту отдельного педагога, так и развитию организации в целом.

Дальнейшее направление исследования предполагает создание и апробацию программы управления профессиональным самосовершенствованием педагогов дошкольного образования.


Библиографическая ссылка

Гуцу Е.Г., Горькова Г.С., Деломудрова Е.А., Соловьева Л.А., Степаненкова А.В. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УЧАСТИЯ ПЕДАГОГА ДОО В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СПОСОБНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 12-1. – С. 155-159;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38426 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674