Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

BUILDING A FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE-COGNITIVE COMPETENCE OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Grishina A.S. 1
1 Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University
The article describes the characteristics of foreign language communicative and cognitive competence as necessary to increase the competitiveness of a modern graduate of a technical university and its value in the labor market. The expediency of its formation in foreign language classes is substantiated. The specificity of the formation of foreign language communicative and cognitive competence through the method of projects in the context of digitalization is revealed. The author describes a semester educational project «Breaking News», which involves four stages of work (organizational, individual, group, final), provides their main characteristics in terms of the development of communicative and cognitive competencies. The main stages of project work and tasks aimed at developing communicative and cognitive competencies are described. Skills developing at each stage are described, including those necessary for effective communication in a foreign language. A brief overview of the digital tools with which it is possible to implement the project developed by the author is given. The practical significance of this study is revealed, which consists of substantiating the feasibility and necessity of developing a foreign language communicative and cognitive competence in a foreign language class using the project method. The project developed by the author can be integrated into the course of the discipline «Foreign language. Professionally-oriented course «, implemented in Peter the Great SPbPU with the use of distance learning technologies.
communicative-cognitive competence
communicative competence
cognitive competence
foreign language
digitalization
project method

Одной из ключевых задач современной системы образования становится формирование и развитие у обучающихся способности не только учиться, но и работать в сотрудничестве, критически мыслить, эффективно общаться, проектировать и создавать новые учебные продукты. Формирование способности решать практические задачи в новых ситуациях, использовать опыт для самостоятельного освоения инновационного всегда являлось желательным результатом образования. В этом ключе, с целью реализации запросов современного рынка труда, очевидны необходимость и целесообразность развития у обучающихся способности к учению, к самостоятельной постановке образовательных задач, а также задач и целей личностного и профессионального развития [1].

Глобализация и развитие цифровых технологий оказывают значительное влияние не только на политику и экономику, но и на высшее образование, где происходит переход от традиционной модели образовательной системы и методов преподавания к инновационной.

Социальный заказ требует регулярного освоения новых технологий и актуализации профессиональных компетенций. В социально-педагогическом плане одной из основных задач является обеспечение формирования у студентов такого уровня когнитивной компетенции, который обеспечивает эффективную для принятия решений познавательную деятельность в течение всей жизни [2]. Вместе с тем способность осуществлять коммуникацию на иностранном языке является одним из важнейших показателей конкурентоспособности современного специалиста и развития современного общества, нацеленного на укрепление международных связей и сотрудничества [3].

Вышесказанное определяет актуальность настоящего исследования, которая сводится к необходимости формирования иноязычной коммуникативно-когнитивной компетенции в условиях цифровизации, а также в конкретизации инструментов и способов ее формирования.

Целью исследования является обоснование необходимости формирования иноязычной коммуникативно-когнитивной компетенции студентов в условиях цифровизации, необходимой для повышения конкурентоспособности современного выпускника технического вуза посредством разработанного нами междисциплинарного проекта.

Материалы и методы исследования

В работе использованы теоретические методы анализа, систематизации и теоретического обобщения педагогического опыта. Результаты исследования могут быть использованы в решении задачи формирования коммуникативно-когнитивной компетенции студентов технического вуза.

Как показал анализ работ, посвященных проблемам необходимости формирования коммуникативной и когнитивной компетенций как обязательных для выпускника технического вуза, данные понятия традиционно рассматриваются скорее параллельно, чем во взаимосвязи [4].

Так, в этой работе, рассматривая иноязычную коммуникативную компетенцию, мы придерживаемся определения, предлагаемого В.В. Сафоновой, которая рассматривает иноязычную коммуникативную компетенцию как уровень владения языковыми, речевыми и социокультурными знаниями, навыками и умениями, который позволяет обучаемому коммуникативно приемлемо и целесообразно варьировать свое речевое поведение в зависимости от психологических факторов общения [5].

Определяя иноязычную когнитивную компетенцию, мы опираемся на исследования М.А. Одинокой, определяющей ее в своих работах о становлении иноязычной когнитивной и коммуникативной компетенций студентов как способность студентов к познанию, т.е. к самостоятельному приобретению новых знаний и умений по саморазвитию и самообразованию [6].

Следствием реформ, проведенных в области высшего образования, явилась цифровизация учебных дисциплин, которая позволяет повышать ценность будущего специалиста на рынке труда. Например, у выпускника вуза формируются не только иноязычная коммуникативная и когнитивная компетенции, но ряд цифровых компетенций. Исследователи полагают, что усовершенствование и цифровизация образовательной системы дадут возможность системе высшего образования перейти на более продвинутый уровень предоставления образовательных услуг. Массовое применение цифровых технологий в современном мире требует их интеграции в образовательный процесс, и одним из способов реализации данной задачи может стать применение метода проектов, способного успешно скомбинировать их использование в межличностной коммуникации студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка [7].

Результаты исследования и их обсуждение

На наш взгляд, для повышения конкурентоспособности современного выпускника вуза и его ценности на рынке труда целесообразно говорить о формировании в процессе обучения в техническом вузе именно иноязычной коммуникативно-когнитивной компетенции. В данной работе иноязычная коммуникативно-когнитивная компетенция рассматривается как интегративная характеристика личности, определяемая готовностью будущего специалиста к принятию эффективных решений в различных ситуациях и способностью самостоятельно осуществлять продуктивное профессионально-ориентированное коммуникативное взаимодействие на иностранном языке, в том числе с помощью цифровых технологий. В данном определении особо подчеркнем необходимость развития иноязычной коммуникативно-когнитивной компетенции в условиях цифровизации, поскольку цифровизация в широком смысле представляет собой процесс, позволяющий обогащать человеческий капитал специалиста будущего.

Дисциплина «Иностранный язык», нацеленная на овладение студентами необходимым и достаточным уровнем иноязычной коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в профессиональной деятельности, также имеет приоритетной целью формирование важных личностных качеств будущих специалистов. Это конкурентоспособность, стремление к самосовершенствованию в постоянно меняющемся многоязычном и мультикультурном мире, мобильность и гибкость в решении задач производственного и научного плана, потребность в самообразовании.

В связи с этим можно говорить о том, что дисциплина «Иностранный язык» – это именно тот ресурс, который позволяет в достаточной мере развить иноязычную коммуникативно-когнитивную компетенцию студентов технического вуза, поскольку помимо того, что в рамках дисциплины «Иностранный язык» формируются компетенции, являющиеся структурными компонентами коммуникативно-когнитивной компетенции, в процессе освоения данной дисциплины формируются знания, умения и навыки, позволяющие осуществлять эффективное межличностное профессионально-ориентированное взаимодействие в цифровом поле.

В данном исследовании с целью формирования иноязычной коммуникативно-когнитивной компетенции автором был разработан проект «Breaking News», направленный на развитие структурных компонентов коммуникативно-когнитивной компетенции у студентов второго курса бакалавриата Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ) Петра Великого (направление «Экономика»). Проект предполагает использование передовых цифровых технологий, и финальным учебным продуктом предлагаемого семестрового проекта является сайт, созданный студентами с помощью сервиса Google Sites, содержащий краткие новостные статьи, подготовленные и представленные участниками проекта на занятиях по иностранному языку. Проект предполагает организационный, индивидуальный, групповой и итоговый этапы работы:

1. Организационный этап: студентам дается установка на выполнение проекта – определяется область исследования (тематика новостей должна соответствовать направлению подготовки), формируются группы, распределяются роли и задачи среди участников.

2. Индивидуальный этап: на данном этапе каждому студенту необходимо подготовить презентацию на английском языке о событии, произошедшем в мире за прошедшую неделю, а также составить глоссарий терминов, используемых в презентации, представить презентацию выбранной новости на занятии, выразить свое мнение по проблеме, ответить на вопросы аудитории.

3. Групповой этап: этот этап предполагает совместную деятельность участников малой группы с целью создания новостного сайта с помощью сервиса Google Sites на основе материалов, подготовленных на этапе индивидуальной работы, также на данном этапе предполагается консультация студентов с преподавателями дисциплин профессионального цикла.

4. Итоговый этап: на заключительном этапе проходит презентация результатов работы над проектом, заключающаяся в представлении и оценке созданного новостного сайта, обсуждении и оценивании, подведении итогов работы, определении групповых и индивидуальных достижений каждого члена группы.

Проект является междисциплинарным и выполняется в сотрудничестве с преподавателями дисциплин профессионального цикла. Семестровый проект предполагает промежуточную отчетность один раз в неделю, благодаря чему возможно отследить, насколько эффективно работает каждый студент на индивидуальном этапе, и при необходимости внести корректировки в работу проектной группы.

Характеристика основных этапов работы и заданий, направленных на развитие коммуникативной и когнитивной компетенций в рамках работы над проектом «Breaking News», представлена в таблице. Следует отметить, что когнитивная компетенция формируется с некоторым опережением по отношению к коммуникативной компетенции.

Говоря о развитии иноязычной когнитивной компетенции посредством предлагаемого нами проекта, следует отметить, что работа на индивидуальном этапе способствует развитию познавательной деятельности в профессиональной и общественной жизни, самоорганизации и саморазвитию, поскольку студенту необходимо не только прочитать новостные сообщения, опубликованные на англоязычных интернет-порталах, но и отобрать и проанализировать релевантную информацию, соответствующую теме учебной программы, а также сформулировать собственное мнение о произошедшем. Помимо этого в ходе работы на индивидуальном этапе проектной деятельности у студентов развивается умение пользоваться различными ресурсами интернета, анализировать прочитанное, систематизировать материал, выделять ключевые факты. Также на индивидуальном этапе работы студенты развивают способность планирования собственной деятельности и познавательный интерес, поскольку перед ними встает необходимость самостоятельного отбора материалов согласно поставленной учебной задаче.

Основные этапы проектной работы и задания, направленные на развитие коммуникативной и когнитивной компетенций

п/п

Наименование этапа работы

Задания на развитие когнитивной компетенции

Задания на развитие коммуникативной компетенции

1

Индивидуальный

1. Поисковые задания по дополнению тематики учебника (из списка предложенных англоязычных новостных сайтов).

2. Составление глоссария с синонимами, дефинициями

1. Монологическое представление темы выбранной новости.

2. Интерактивное общение с группой.

3. Парная работа (составление диалогов по представленной студентами теме)

2

Групповой

1. Консультация с преподавателем дисциплины профессионального цикла по подбору профессионально-ориентированной литературы.

2. Анализ, систематизация и распределение по категориям сайта новостных статей

1. Обсуждение профессионально-ориентированного контента для использования в проекте.

2. Совместное представление сайта, подготовленного в составе малых групп

 

Кроме того, формируются аналитические умения: обучающиеся анализируют информацию, представленную в источниках, принимают решение о том, какие действия необходимо предпринять для решения поставленной задачи. Таким образом, индивидуальная работа над разработанным нами проектом позволяет развить когнитивную компетенцию у студентов технического вуза на занятии по иностранному языку и при самостоятельном поиске, отборе и переработке информации на английском языке.

Презентация самостоятельно подготовленного материала на занятии и выражение собственного мнения о произошедшем событии способствуют развитию рецептивных речевых аспектов языка и продуктивных видов речевой деятельности. Студенты совершенствуют свои фонетические и грамматические навыки, а также пополняют свой лексический запас, составляя глоссарии с дефинициями слов, учатся выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства общения, использовать вербальные и невербальные средства коммуникации. Эта деятельность на занятии способствует развитию коммуникативной компетенции.

Групповой этап предполагает совместную работу студентов в цифровой среде с целью создания новостного сайта с помощью сервиса Google Sites. Функционал сервиса Google Sites позволяет осуществлять совместную работу над сайтом, благодаря чему студенты имеют возможность работать на групповом этапе дистанционно в режиме реального времени, поддерживать коммуникацию в цифровой среде, в то же время преподаватель может контролировать ход выполнения задания, оценивать работу каждого студента.

Помимо текстовых файлов, на созданный с помощью сервиса сайт можно добавить следующие элементы: макеты – готовые секции с несколькими элементами внутри (обычно это сочетание текста и фото); оглавление страницы; карусель изображений; видео с YouTube; отметки на карте; документы, презентации, таблицы, формы и диаграммы, сделанные с помощью других сервисов Google. На данном этапе происходит развитие навыков работы в сотрудничестве, а также формируется так называемая «цифровая» компетенция, характеризующаяся, по нашему мнению, готовностью и способностью личности применять инфокоммуникационные технологии уверенно, эффективно и безопасно в разных сферах жизнедеятельности.

Заключение

В рамках настоящего исследования была обоснована необходимость формирования иноязычной коммуникативно-когнитивной компетенции студентов технического вуза, предложено определение иноязычной коммуникативно-когнитивной компетенции, необходимой для повышения конкурентоспособности современного выпускника. Описан разработанный автором учебный проект, направленный на формирование данной компетенции. Предлагаемый автором проект может быть интегрирован в курс дисциплины «Иностранный язык. Профессионально-ориентированный курс», реализуемой на сегодняшний день в Институте промышленного менеджмента, экономики и торговли СПбПУ Петра Великого с применением дистанционных образовательных технологий.