Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Гришина А.С. 1
1 ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
В данной статье приводится характеристика иноязычной коммуникативно-когнитивной компетенции, необходимой для повышения конкурентоспособности современного выпускника технического вуза и его ценности на рынке труда. Обосновывается целесообразность ее формирования на занятиях по иностранному языку. Раскрывается специфика формирования иноязычной коммуникативно-когнитивной компетенции посредством метода проектов в условиях цифровизации. Описывается разработанный автором семестровый учебный проект «Breaking News», предполагающий четыре этапа работы (организационный, индивидуальный, групповой, итоговый), приводятся основные характеристики этапов с точки зрения развития коммуникативной и когнитивной компетенций. Описываются основные этапы проектной работы и задания, направленные на развитие коммуникативной и когнитивной компетенций. Описываются умения, развивающиеся на каждом этапе, в том числе необходимые для осуществления эффективной коммуникации на иностранном языке. Приводится краткий обзор цифровых инструментов, с помощью которых возможно осуществить разработанный автором проект. Раскрывается практическая значимость настоящего исследования, заключающегося в обосновании целесообразности и необходимости развития иноязычной коммуникативно-когнитивной компетенции на занятиях по иностранному языку посредством метода проектов. Разработанный проект может быть интегрирован в курс дисциплины «Иностранный язык. Профессионально-ориентированный курс», реализуемый в СПбПУ Петра Великого с применением дистанционных образовательных технологий.
коммуникативно-когнитивная компетенция
коммуникативная компетенция
когнитивная компетенция
иностранный язык
цифровизация
метод проектов
1. Давиденко Е.С., Байдикова Н.Л. Формирование у студентов универсальных компетенций в процессе обучения иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019. Вып. 1 (830). С. 116–130.
2. Щербакова В.В. Формирование языковой когнитивной компетенции будущего специалиста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2010. 23 с.
3. Емельянова Н.С. Развитие когнитивно-коммуникативной компетенции учащихся колледжа как основы их учебной успешности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2012. 22 с.
4. Гришина А.С. К вопросу необходимости формирования коммуникативно-когнитивной компетенции студентов технического вуза в условиях цифровизации // Язык, перевод, коммуникация в условиях полилога культур: труды Международного студенческого лингвистического форума 2020 (Санкт-Петербург, 19–21 марта 2020 г.). СПб.: Издательство ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. С. 282–290.
5. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 2004. 236 с.
6. Одинокая М.А. Формирование основ коммуникативной и когнитивной компетенций средствами иностранного языка в условиях самостоятельной работы студентов технического вуза // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 4 (208). С. 192–196.
7. Иванова О.Ю., Кутузова З.Ю., Кутузов А.В. Информационно-образовательная среда вуза: сущность и структура // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 8 (август). [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2020/201054.htm (дата обращения: 29.10.2020).

Одной из ключевых задач современной системы образования становится формирование и развитие у обучающихся способности не только учиться, но и работать в сотрудничестве, критически мыслить, эффективно общаться, проектировать и создавать новые учебные продукты. Формирование способности решать практические задачи в новых ситуациях, использовать опыт для самостоятельного освоения инновационного всегда являлось желательным результатом образования. В этом ключе, с целью реализации запросов современного рынка труда, очевидны необходимость и целесообразность развития у обучающихся способности к учению, к самостоятельной постановке образовательных задач, а также задач и целей личностного и профессионального развития [1].

Глобализация и развитие цифровых технологий оказывают значительное влияние не только на политику и экономику, но и на высшее образование, где происходит переход от традиционной модели образовательной системы и методов преподавания к инновационной.

Социальный заказ требует регулярного освоения новых технологий и актуализации профессиональных компетенций. В социально-педагогическом плане одной из основных задач является обеспечение формирования у студентов такого уровня когнитивной компетенции, который обеспечивает эффективную для принятия решений познавательную деятельность в течение всей жизни [2]. Вместе с тем способность осуществлять коммуникацию на иностранном языке является одним из важнейших показателей конкурентоспособности современного специалиста и развития современного общества, нацеленного на укрепление международных связей и сотрудничества [3].

Вышесказанное определяет актуальность настоящего исследования, которая сводится к необходимости формирования иноязычной коммуникативно-когнитивной компетенции в условиях цифровизации, а также в конкретизации инструментов и способов ее формирования.

Целью исследования является обоснование необходимости формирования иноязычной коммуникативно-когнитивной компетенции студентов в условиях цифровизации, необходимой для повышения конкурентоспособности современного выпускника технического вуза посредством разработанного нами междисциплинарного проекта.

Материалы и методы исследования

В работе использованы теоретические методы анализа, систематизации и теоретического обобщения педагогического опыта. Результаты исследования могут быть использованы в решении задачи формирования коммуникативно-когнитивной компетенции студентов технического вуза.

Как показал анализ работ, посвященных проблемам необходимости формирования коммуникативной и когнитивной компетенций как обязательных для выпускника технического вуза, данные понятия традиционно рассматриваются скорее параллельно, чем во взаимосвязи [4].

Так, в этой работе, рассматривая иноязычную коммуникативную компетенцию, мы придерживаемся определения, предлагаемого В.В. Сафоновой, которая рассматривает иноязычную коммуникативную компетенцию как уровень владения языковыми, речевыми и социокультурными знаниями, навыками и умениями, который позволяет обучаемому коммуникативно приемлемо и целесообразно варьировать свое речевое поведение в зависимости от психологических факторов общения [5].

Определяя иноязычную когнитивную компетенцию, мы опираемся на исследования М.А. Одинокой, определяющей ее в своих работах о становлении иноязычной когнитивной и коммуникативной компетенций студентов как способность студентов к познанию, т.е. к самостоятельному приобретению новых знаний и умений по саморазвитию и самообразованию [6].

Следствием реформ, проведенных в области высшего образования, явилась цифровизация учебных дисциплин, которая позволяет повышать ценность будущего специалиста на рынке труда. Например, у выпускника вуза формируются не только иноязычная коммуникативная и когнитивная компетенции, но ряд цифровых компетенций. Исследователи полагают, что усовершенствование и цифровизация образовательной системы дадут возможность системе высшего образования перейти на более продвинутый уровень предоставления образовательных услуг. Массовое применение цифровых технологий в современном мире требует их интеграции в образовательный процесс, и одним из способов реализации данной задачи может стать применение метода проектов, способного успешно скомбинировать их использование в межличностной коммуникации студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка [7].

Результаты исследования и их обсуждение

На наш взгляд, для повышения конкурентоспособности современного выпускника вуза и его ценности на рынке труда целесообразно говорить о формировании в процессе обучения в техническом вузе именно иноязычной коммуникативно-когнитивной компетенции. В данной работе иноязычная коммуникативно-когнитивная компетенция рассматривается как интегративная характеристика личности, определяемая готовностью будущего специалиста к принятию эффективных решений в различных ситуациях и способностью самостоятельно осуществлять продуктивное профессионально-ориентированное коммуникативное взаимодействие на иностранном языке, в том числе с помощью цифровых технологий. В данном определении особо подчеркнем необходимость развития иноязычной коммуникативно-когнитивной компетенции в условиях цифровизации, поскольку цифровизация в широком смысле представляет собой процесс, позволяющий обогащать человеческий капитал специалиста будущего.

Дисциплина «Иностранный язык», нацеленная на овладение студентами необходимым и достаточным уровнем иноязычной коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в профессиональной деятельности, также имеет приоритетной целью формирование важных личностных качеств будущих специалистов. Это конкурентоспособность, стремление к самосовершенствованию в постоянно меняющемся многоязычном и мультикультурном мире, мобильность и гибкость в решении задач производственного и научного плана, потребность в самообразовании.

В связи с этим можно говорить о том, что дисциплина «Иностранный язык» – это именно тот ресурс, который позволяет в достаточной мере развить иноязычную коммуникативно-когнитивную компетенцию студентов технического вуза, поскольку помимо того, что в рамках дисциплины «Иностранный язык» формируются компетенции, являющиеся структурными компонентами коммуникативно-когнитивной компетенции, в процессе освоения данной дисциплины формируются знания, умения и навыки, позволяющие осуществлять эффективное межличностное профессионально-ориентированное взаимодействие в цифровом поле.

В данном исследовании с целью формирования иноязычной коммуникативно-когнитивной компетенции автором был разработан проект «Breaking News», направленный на развитие структурных компонентов коммуникативно-когнитивной компетенции у студентов второго курса бакалавриата Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ) Петра Великого (направление «Экономика»). Проект предполагает использование передовых цифровых технологий, и финальным учебным продуктом предлагаемого семестрового проекта является сайт, созданный студентами с помощью сервиса Google Sites, содержащий краткие новостные статьи, подготовленные и представленные участниками проекта на занятиях по иностранному языку. Проект предполагает организационный, индивидуальный, групповой и итоговый этапы работы:

1. Организационный этап: студентам дается установка на выполнение проекта – определяется область исследования (тематика новостей должна соответствовать направлению подготовки), формируются группы, распределяются роли и задачи среди участников.

2. Индивидуальный этап: на данном этапе каждому студенту необходимо подготовить презентацию на английском языке о событии, произошедшем в мире за прошедшую неделю, а также составить глоссарий терминов, используемых в презентации, представить презентацию выбранной новости на занятии, выразить свое мнение по проблеме, ответить на вопросы аудитории.

3. Групповой этап: этот этап предполагает совместную деятельность участников малой группы с целью создания новостного сайта с помощью сервиса Google Sites на основе материалов, подготовленных на этапе индивидуальной работы, также на данном этапе предполагается консультация студентов с преподавателями дисциплин профессионального цикла.

4. Итоговый этап: на заключительном этапе проходит презентация результатов работы над проектом, заключающаяся в представлении и оценке созданного новостного сайта, обсуждении и оценивании, подведении итогов работы, определении групповых и индивидуальных достижений каждого члена группы.

Проект является междисциплинарным и выполняется в сотрудничестве с преподавателями дисциплин профессионального цикла. Семестровый проект предполагает промежуточную отчетность один раз в неделю, благодаря чему возможно отследить, насколько эффективно работает каждый студент на индивидуальном этапе, и при необходимости внести корректировки в работу проектной группы.

Характеристика основных этапов работы и заданий, направленных на развитие коммуникативной и когнитивной компетенций в рамках работы над проектом «Breaking News», представлена в таблице. Следует отметить, что когнитивная компетенция формируется с некоторым опережением по отношению к коммуникативной компетенции.

Говоря о развитии иноязычной когнитивной компетенции посредством предлагаемого нами проекта, следует отметить, что работа на индивидуальном этапе способствует развитию познавательной деятельности в профессиональной и общественной жизни, самоорганизации и саморазвитию, поскольку студенту необходимо не только прочитать новостные сообщения, опубликованные на англоязычных интернет-порталах, но и отобрать и проанализировать релевантную информацию, соответствующую теме учебной программы, а также сформулировать собственное мнение о произошедшем. Помимо этого в ходе работы на индивидуальном этапе проектной деятельности у студентов развивается умение пользоваться различными ресурсами интернета, анализировать прочитанное, систематизировать материал, выделять ключевые факты. Также на индивидуальном этапе работы студенты развивают способность планирования собственной деятельности и познавательный интерес, поскольку перед ними встает необходимость самостоятельного отбора материалов согласно поставленной учебной задаче.

Основные этапы проектной работы и задания, направленные на развитие коммуникативной и когнитивной компетенций

п/п

Наименование этапа работы

Задания на развитие когнитивной компетенции

Задания на развитие коммуникативной компетенции

1

Индивидуальный

1. Поисковые задания по дополнению тематики учебника (из списка предложенных англоязычных новостных сайтов).

2. Составление глоссария с синонимами, дефинициями

1. Монологическое представление темы выбранной новости.

2. Интерактивное общение с группой.

3. Парная работа (составление диалогов по представленной студентами теме)

2

Групповой

1. Консультация с преподавателем дисциплины профессионального цикла по подбору профессионально-ориентированной литературы.

2. Анализ, систематизация и распределение по категориям сайта новостных статей

1. Обсуждение профессионально-ориентированного контента для использования в проекте.

2. Совместное представление сайта, подготовленного в составе малых групп

 

Кроме того, формируются аналитические умения: обучающиеся анализируют информацию, представленную в источниках, принимают решение о том, какие действия необходимо предпринять для решения поставленной задачи. Таким образом, индивидуальная работа над разработанным нами проектом позволяет развить когнитивную компетенцию у студентов технического вуза на занятии по иностранному языку и при самостоятельном поиске, отборе и переработке информации на английском языке.

Презентация самостоятельно подготовленного материала на занятии и выражение собственного мнения о произошедшем событии способствуют развитию рецептивных речевых аспектов языка и продуктивных видов речевой деятельности. Студенты совершенствуют свои фонетические и грамматические навыки, а также пополняют свой лексический запас, составляя глоссарии с дефинициями слов, учатся выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства общения, использовать вербальные и невербальные средства коммуникации. Эта деятельность на занятии способствует развитию коммуникативной компетенции.

Групповой этап предполагает совместную работу студентов в цифровой среде с целью создания новостного сайта с помощью сервиса Google Sites. Функционал сервиса Google Sites позволяет осуществлять совместную работу над сайтом, благодаря чему студенты имеют возможность работать на групповом этапе дистанционно в режиме реального времени, поддерживать коммуникацию в цифровой среде, в то же время преподаватель может контролировать ход выполнения задания, оценивать работу каждого студента.

Помимо текстовых файлов, на созданный с помощью сервиса сайт можно добавить следующие элементы: макеты – готовые секции с несколькими элементами внутри (обычно это сочетание текста и фото); оглавление страницы; карусель изображений; видео с YouTube; отметки на карте; документы, презентации, таблицы, формы и диаграммы, сделанные с помощью других сервисов Google. На данном этапе происходит развитие навыков работы в сотрудничестве, а также формируется так называемая «цифровая» компетенция, характеризующаяся, по нашему мнению, готовностью и способностью личности применять инфокоммуникационные технологии уверенно, эффективно и безопасно в разных сферах жизнедеятельности.

Заключение

В рамках настоящего исследования была обоснована необходимость формирования иноязычной коммуникативно-когнитивной компетенции студентов технического вуза, предложено определение иноязычной коммуникативно-когнитивной компетенции, необходимой для повышения конкурентоспособности современного выпускника. Описан разработанный автором учебный проект, направленный на формирование данной компетенции. Предлагаемый автором проект может быть интегрирован в курс дисциплины «Иностранный язык. Профессионально-ориентированный курс», реализуемой на сегодняшний день в Институте промышленного менеджмента, экономики и торговли СПбПУ Петра Великого с применением дистанционных образовательных технологий.


Библиографическая ссылка

Гришина А.С. ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 12-1. – С. 150-154;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38425 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674