Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

USE OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN TRAINING IN FIRING FROM COMBAT WEAPONS

Takov A.Z. 1 Kurmanova M.K. 2
1 North Caucasus Institute of advanced training (branch) Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia
2 Kabardino-Balkarian SAU
The purpose of this study was to consider the possibilities of using modern technologies in professional training of ordinary and commanding members of the internal affairs bodies in fire training classes in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, while developing their skills in firing combat weapons in the light of increased requirements and the constantly complicated criminal situation in the country and in the world. Improving the quality and efficiency of training in firing from combat weapons is one of the main tasks of training in fire training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the solution of which is ensured by joint efforts of both teachers and students. At the same time, the effectiveness of the educational process is significantly influenced, firstly, by the responsibility shown by students and their ability to learn, and secondly, by the readiness of teachers to stimulate cognitive activity in students. All this together is aimed at the formation of key concepts of the pedagogical process when training in shooting from combat weapons. The effectiveness of training is achieved mainly due to deep theoretical knowledge, good technical, tactical and physical training, as well as high moral, will and psychological qualities developed by the practice of official activity. At the same time, fire training teachers must choose the most appropriate forms of organizing training sessions for working with weapons through modern training technologies, in real time, in order to ensure effective training by constantly monitoring the actions of listeners with weapons. And the applied pedagogical approaches to learning come to the rescue here. Conclusions: the use of modern technologies in training in firing from combat weapons has great prospects. It was the inherent specificity of the process of developing stable shooting skills from combat weapons that led to the search for and use of the achievements of modern technologies in the training process to achieve the goals and objectives of training.
educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia
information technology
shooting skills
fire training

Современный этап трансформации общества и государства обусловил объективную необходимость внедрения технологичных средств во все сферы жизнедеятельности. Компьютерные технологии стали прочной составляющей нашего мира, открыв совершенно новый уровень отображения информации и интерактивного воздействия человека с достижениями высоких технологий. Так, произошедшие достижения в науке и технике предопределили осуществимость обработки больших объемов информации и возможности, которые предоставляют современные информационные технологии, вызвали неподдельный интерес всего ведомственного профессионального образования в целом, по причине их ресурсности и выхода образовательной сферы на качественно новый уровень [1]. Вместе с тем произошедшая в последние десятилетия глобализация общества и социальных процессов привела к росту требований, предъявляемых к выпускникам ведомственных вузов. В образовательной среде произошли изменения, затронувшие базовые педагогические системы обучения, направленные на подготовку высококвалифицированных кадров для системы МВД России.

Современная система высшего образования МВД России складывается под влиянием новых образовательных стандартов, в которых обусловились повышенные требования к уровню владения правоохранителями компетенциями в части владения знаниями, умениями, навыком и опытом стрельбы из боевого оружия. Ввиду сказанного произошел значительный пересмотр содержания соответствующих дисциплин и рабочих программ по огневой подготовке, актуализировались процессы разработки, внедрения и применения информационных технологий обучения, направленных на повышение профессиональных компетенций обучающихся. Данная позиция также нашла свое полное отражение в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором отражено, что образовательные услуги реализуются в тесной взаимосвязи с качеством обучения [2].

В системе МВД России требования к рядовому и начальствующему составу органов внутренних дел в контексте формирования умений и навыков стрельбы из боевого оружия постоянно растут. Это связано с постоянно усложняющейся криминогенной обстановкой в стране и в мире, а также происходящими социально-политическими и экономическими трансформациями. Поэтому повышение качества и эффективности обучения стрельбе из боевого оружия является одной из основных задач занятий по огневой подготовке в образовательных организациях МВД России, решение которой обеспечивается совместными усилиями, как преподавателей, так и обучающихся.

На занятиях по дисциплине «Огневая подготовка» у обучающихся формируются знания, умения и навыки компетентного обращения с любым видом огнестрельного оружия и боеприпасами. Наряду с указанным, в целях эффективного применения и использования боевого оружия у обучающихся отрабатываются и совершенствуются соответствующие двигательные умения и навыки.

Как известно, для того чтобы достичь высоких результатов в освоении умений и навыков стрельбы из боевого оружия, необходимы регулярные занятия с использованием самых современных достижений информационных технологий. А учитывая, что на результативность учебного процесса значительное влияние оказывает, во-первых, ответственность, проявляемая обучающимися, в сочетании с их умением учиться, а во-вторых, готовность преподавателей к стимулированию познавательной деятельности обучающихся, то все это в совокупности направлено на формирование ключевых концептов педагогического процесса при обучении стрельбе из боевого оружия. В связи с этим ключевой задачей преподавателей по огневой подготовке является обучение стрельбе каждого обучающегося посредством определения индивидуального набора оптимальных методов и средств обучения, чтобы таким образом решить педагогические задачи, главной из которых является соблюдение мер безопасности при обращении с боевым оружием. Поэтому применяемые инновационные педагогические методики обучения должны подвергаться тщательному анализу на предмет обеспечения указанных мер безопасности [1].

Что касается активизации познавательной деятельности у обучающихся, считаем важным сформировать у них настрой на серьезный и кропотливый процесс обучения с грамотным выполнением практических заданий. И важное место здесь отводится самостоятельному обучению. При этом уровень профессионализма и педагогического мастерства преподавателей должен соответствовать требованиям, обусловливающим достижение высокой результативности обучения стрельбе из боевого оружия. Таким образом, в образовательных организациях МВД России соблюдаются важнейшие условия для достижения целей образования, в числе которых главным является комплексное применение самых различных эффективных форм, методов и средств обучения [3].

Вместе с тем повышенные требования к рядовому и начальствующему составу органов внутренних дел в части правомерного и эффективного применения боевого оружия в ходе поддержания общественного порядка обусловили поиск новых технологий обучения для повышения уровня подготовки обучающихся. И здесь на помощь пришли инновационные технологии обучения, о которых и пойдет дальше речь.

Обучение стрельбе из боевого оружия в образовательных организациях МВД России осуществляется на учебно-тренировочных занятиях по дисциплине «Огневая подготовка». Высокие результаты стрельбы у обучающихся формируются в строгом соответствии с положениями и требованиями приказов, разработанных МВД России: «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [4]; «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [5]; «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» [6]. Так, целями и задачами формирования умений и навыков стрельбы из боевого оружия является овладение опытом и готовностью осуществлять практическую стрельбу в сложившейся оперативной и боевой обстановке.

Согласно учебному плану дисциплины «Огневая подготовка» занятия большей частью проводятся в форме практического (учебно-тренировочного) обучения, в ходе которого у обучающихся формируются умения и способности к точному поражению цели, а также отрабатываются навыки стремительного реагирования в быстроизменяющейся обстановке.

Эффективность обучения достигается преимущественно за счет глубоких теоретических познаний, хорошей технической, тактической и физической подготовки, а также наработанными практикой служебной деятельности высокими морально-волевыми и психологическими качествами. При этом преподаватели по огневой подготовке должны выбирать наиболее целесообразные формы организации практических (учебно-тренировочных) занятий для работы с оружием и стрелковыми тренажерами в режиме реального времени для того, чтобы обеспечить эффективное обучение посредством постоянного контроля за действиями слушателей с оружием. И на помощь здесь приходят применяемые современные педагогические образовательные технологии [3, 7]. Отсюда становится, очевидным, что на уровень огневой подготовленности обучающихся значительное влияние оказывают как качество, так и количество проведенных занятий по практической стрельбе. А учитывая тот факт, что теоретические знания должны находить подкрепление практическим опытом, что в принципе осложнено ограниченной трудоемкостью дисциплины, перед преподавателями возникает довольно трудноразрешимая задача – найти оптимальное соотношение теоретических и практических занятий в контексте их логичности и последовательности [7].

Таким образом, учебно-тренировочный процесс строится на основе моделирования такой обстановки, в которой обучающиеся будут стимулироваться к развитию навыков самостоятельного мышления, что впоследствии позволит им принимать правильные решения. Для этого в учебный и тренировочный процесс целесообразно вводить элементы состязательности при выполнении упражнений в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке. Вместе с тем преподавателям огневой подготовки следует осуществлять постоянный контроль действий обучающихся, а также разбор и анализ допущенных ошибок.

Несмотря на существующие сегодня экономические ограничения, приводящие к ограниченности трудоемкости занятий по огневой подготовке, проблема повышения эффективности обучения решается. И здесь на помощь приходит использование в процессе обучения инновационных образовательных технологий, в частности компьютерных и лазерных стрелковых тренажеров, при помощи которых решаются задачи формирования у обучающихся навыков стрельбы из боевого оружия, а также совершенствования техники стрельбы [8].

Практика показывает, что главным критерием формирования навыка успешной стрельбы из боевого оружия выступает уверенное поражение цели, которое достигается посредством надежной изготовки к стрельбе и базисом которой выступает удобство при стрельбе и максимальная защита от встречного огня [1, 8]. Однако для достижения результата выстрела – попадания в цель ключевое значение имеет исполнение самого выстрела, который производится в соответствии с техническими приемами и способами ведения огня. Таким образом, мы видим, что в процессе обучения должен сформироваться такой комплекс навыков, который доводится до уровня автоматизма для дальнейшего применения в практической деятельности. Следовательно, чем шире будет диапазон приобретенных навыков, тем легче и быстрее стреляющий найдет оптимальное решение в сложившейся ситуации и выше будет вероятность поражения им любой цели [1].

Обусловливая важность задач применения достижений современных информационных технологий в процессе обучения стрельбе из боевого оружия, следует отметить, что они должны обеспечить у обучающихся активизацию познавательной потребности. Вместе с тем с помощью применения на учебно-тренировочных занятиях технических средств обучения уменьшится нагрузка на преподавателя за счет передачи части его функции современным технологиям. Делается это, прежде всего, для достижения высоких результатов обучения, что впоследствии скажется на профессиональных качествах обучающихся. Эффективность обучения в данном случае достигается посредством тренировок на регулярной основе с использованием современных технических средств [8]. Например, применение в процессе обучения интерактивного мишенного комплекса является и современным техническим средством, и инновационной методикой обучения стрельбе из боевого оружия. Для его использования в стрелковой галерее устанавливается износостойкий мишенный экран из самозатягивающейся вакуумной резины, который одновременно функционально применяется и в качестве противорикошетной шторки. Аппаратно-программное наполнение интерактивного мишенного комплекса позволяет сформировать изображение или видеосюжет, а затем спроецировать их на мишенный экран. При попадании пули в мишенный экран посредством электронной системы определяется место попадания, и вся информация о результатах стрельбы выводится на монитор преподавателя и на стрелковые места, также оборудованные мониторами. Функциональное предназначение интерактивного мишенного комплекса состоит в отработке и закреплении ранее полученных навыков стрельбы из боевого оружия, а также тренировке упражнений и действий, представляющих опасность и риск для жизни [9].

Огневая подготовка, представляя собой элемент структуры служебно-боевой подготовки, призвана оказывать значительное влияние на все стороны формирования и воспитания обучащихся, в том числе закалять волю, совершенствовать навыки стрельбы из боевого оружия, развивать такие профессиональные качества, как настойчивость, внимательность, наблюдательность. Наряду с этим на результативность обучения стрельбе из боевого оружия во многом указывает влияние уровня освоения обучающимися специальных дисциплин «Тактико-специальная подготовка» и «Физическая подготовка» [7].

С учетом того, что компьютерные технологии упрочили свое положение в современном мире и широкое развитие получили мультимедийные технологии, обусловливается совершенно новый уровень отображения информации и интерактивного воздействия компьютера на человека.

Мультимедийные средства, выступая в роли программных средств, объединяющих аудиовизуальную информацию, графику, анимацию и текст, позволяют создать презентацию или объемную модель, не требуя при этом специальных знаний, навыков и подготовки. Для отображения информации нужны лишь компьютерная техника, интерактивные доски и соответствующее программное обеспечение.

Из указанного отчетливо следует, что для эффективного использования современных технологий необходимо наличие материального и кадрового потенциала в образовательных организациях МВД России. Вместе с тем подобные технологии способствуют обеспечению доступа к обучающим ресурсам (электронным пособиям, обучающим и контролирующим программам) образовательной организации для копирования их и изучения самостоятельно [10].

Другим направлением использования мультимедийных приложений выступают презентации, посредством которых восполняется недостаток образцов учебного оружия, вооружения и техники.

Для более полного изучения каких-либо процессов и отработки приобретенных навыков целесообразно в учебно-тренировочном процессе использовать такие современные технологии, как тренажеры, которые позволяют без использования оружия и боеприпасов приобрести опыт практической стрельбы и позволяют сэкономить значительную часть материальных средств на установку полигонов и специальной материальной базы.

Однако следует принимать во внимание, что при постоянном использовании тренажеров их следует время от времени обновлять. Сегодня на смену проводным тренажерам приходят беспроводные, которые позволяют их использовать как в закрытых помещениях, так и на открытом пространстве (на улице) в максимально приближенных к реальным ситуациям служебной деятельности условиях.

В практической деятельности образовательных организаций МВД России широкое применение получили тренажеры СКАТТ WM9 и WS1. Принцип работы данных тренажеров заключается в том, что стрелком на оружии закрепляется датчик высочайшей точности, который постоянно осуществляет слежку за перемещением оружия относительно мишени. Информация от датчика при выполнении стрельбы поступает в компьютер в виде изображения, воспроизводящего траекторию перемещения точки прицеливания на фоне мишени, а затем обрабатывается соответствующим программным обеспечением. Сам момент выстрела фиксируется на экране компьютера в виде пробоины, а вся информация о прицеливании, выстреле и координаты пробоины сохраняются в оперативной памяти, что позволяет провести анализ допущенных ошибок [10].

Выводы

Обобщая изложенное, мы пришли к выводу о том, что использование современных технологий при обучении стрельбе из боевого оружия имеет большие перспективы. Именно присущая процессу формирования устойчивых навыков стрельбы из боевого оружия специфика обусловила поиск и применение достижений современных информационных технологий в учебно-тренировочном процессе для достижения поставленных целей и задач обучения. При этом применение современных технологий обучения в процессе занятий по дисциплине «Огневая подготовка» направлено на повышение качества подготовки компетентных и высококвалифицированных кадров для системы МВД России, которые показывают «на выходе» достаточный уровень приобретенных знаний, умений и навыков обращения с боевым оружием.

Таким образом, применение современных информационных технологий направлено на повышение активности и самостоятельности обучающихся во время овладения специальными знаниями с учетом их индивидуальных возможностей. Однако следует помнить, что работа с оружием в рамках учебно-тренировочных занятий, предусмотренных учебной программой дисциплины «Огневая подготовка», не должна ограничиваться только этими занятиями. Следуя основному принципу высшей школы – самообразованию, обучающиеся должны тренироваться как посредством собственных усилий, так и при помощи различных достижений современных технологий.