Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

REFLEXION AS A CURRENT PHENOMENON OF MORAL EDUCATION OF TRAINERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Nefedeva V.E. 1
1 Moscow University of the Ministry of the Interior of Russian Federation named after V.Ya. Kikot
The article is devoted to the problem of the personal formation of cadets during the period of study in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The work reflects the tendencies of modern Russian society, existing in the conditions of the philosophy of postmodernism, associated with existential, moral and ethical problems, the consequence of which are frustrating depressive ive states of a person, an existential vacuum of personality. The necessity of actualizing moral education in the Russian education system, culture, and domestic policy of the state has been substantiated. The relationship between moral education and reflection is considered and proved. The necessity of the reflexive activity of the individual in the process of moral education in general and in the pedagogical process of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in particular is argued. Based on previous studies of the formula, five criteria for teaching higher education of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation were brought up, one of which is reflexive. Formation of educational levels of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, disclosure of these levels. The necessity of using reflexive methods in the educational process of the higher school of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation with the beginning of the student in their personal and professional development with the help of self-education, the formation of life-meaning orientations, moral upbringing is indicated.
reflection
moral education
self-education
consciousness
cadet
pedagogical process
professional activity

Современные реалии философии постмодернизма определяют тенденции российского общества, которые характеризуются усугублением проблемы смысла жизни, поскольку теряется абстрактность типа будущего; нравственной и духовной деградацией, потребительской идеологией и др.

Проблемы морально-нравственного нигилизма современного российского общества в своих трудах освещают Л.А. Байкова, М.А. Ерофеева, И.М. Ильинский, И.В. Ульянова, Н.П. Шитякова и др.

В существующих условиях рыночной экономики система образования нацелена на взращивание конкурентоспособного специалиста, добивающегося успеха любой ценой, при этом потребности личности в духовной, культурной, творческой, нравственной составляющей нивелируются. В информационном пространстве под предлогом свободы слова и самовыражения активно пропагандируются сексуальная распущенность, вульгарность, гедонизм, жестокость, эгоизм и др.

Участившиеся среди молодого поколения случаи делинквентного поведения, агрессии, психических девиаций, регулярно отражающиеся в средствах массовой информации, свидетельствуют о глубоком нравственном кризисе общества, следствием которого являются фрустрационные и депрессивные состояния конкретного человека, экзистенциальный вакуум личности (В. Франкл), «метапатология» (А. Маслоу).

Серьезность проблемы обусловливает необходимость ее решения на федеральном уровне через систему образования, культуру, внутреннюю государственную политику и др. И.В. Ульянова указывает, что «современное российское общество, его образовательная система остро нуждаются в преодолении очевидных деструктивных тенденций социокультурного характера», одной из причин которых является «амбивалентность нравственных взглядов граждан» [1].

Таким образом, очевидной становится необходимость нравственного воспитания молодого поколения, так как именно оно направлено на формирование у молодежи гуманистических ценностей, осознанную опору на них в повседневной деятельности и отношениях с людьми, создание условий для поиска смысла жизни.

Сегодня в Российской Федерации в рамках нормативного правового регулирования нравственного воспитания на уровне высшего образования сформирован убедительный законодательный фундамент, состоящий из таких нормативных правовых актов, как Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по специальностям и др. Однако, проанализировав содержание данных нормативных правовых источников, мы обнаружили определенные противоречия, характеризующиеся, например, тем, что, с одной стороны, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ сделан акцент на необходимость нравственного развития личности, в том числе на уровне высшего образования, с другой – в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования этот аспект почти не отражен.

Цель исследования: научное обоснование рефлексии как актуального феномена нравственного воспитания курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел (далее – МВД) Российской Федерации (далее – РФ).

При проведении исследования мы использовали следующие методы: теоретический анализ и синтез научной литературы по указанной проблематике, педагогическое наблюдение, прогнозирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Нравственное воспитание неотделимо от самовоспитания и связано с интериоризацией личностью моральных ценностей общества. Последняя, в свою очередь, невозможна без нравственной рефлексии, так как оба этих процесса сопровождаются внутренней сознательной работой и определяют ценности человека, его поведение, отношение к себе и миру и др. «Моральная рефлексия выполняет главную функцию интеграции социальной и индивидуальной морали…» [2, с. 61].

Современные ученые (А.Г. Асмолов, Л.А. Байкова, В.З. Вульфов, М.А. Ерофеева, В.П. Зинченко, И.А. Каиров, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Г.П. Щедровицкий, Н.П. Шитякова, И.В. Ульянова и др.) указывают, что развитие рефлексивной культуры способствует успешному процессу становления личности, формированию нравственной воспитанности.

В психологической литературе рефлексия рассматривается как процесс самопознания личностью своих психических процессов [3].

В.Г. Аникина считает, что рефлексия обусловливает личностное развитие человека, поэтому ее необходимо рассматривать как «объяснительный принцип этого процесса» [4, с. 49].

С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов указывают на экзистенциальный аспект рефлексии, определяя последнюю «как смысловое обращение к свершившемуся и содеянному в контексте предстоящего для понимания человеком ситуации и себя в ней, для смыслового извлечения из этого уроков в целях перестройки поведения и деятельности, а также для проектирования своего будущего» [5].

Л.А. Байкова отмечает, что психика как система «представляет собой класс систем со встроенным метасистемным уровнем. Такая система способна объективировать себя для своей же собственной активности (регуляции, организации, координации). Рефлексия и есть тот процесс, обеспечивающий связь общесистемного уровня организации психических процессов и метасистемного уровня организации психики» [6].

В.Ю. Костенко, Д.А. Леонтьев в своем исследовании доказывают, что личностное развитие и личностная зрелость неразрывно связаны с позитивными и конструктивными параметрами рефлексии [7].

Н.П. Шитякова определяет способность к рефлексии как один из главных принципов нравственного, духовного воспитания [8].

А.В. Гущина говорит, что человек способен осознать «смыслы нравственных ценностей, ставших мотивом свершений, ведущих к благу» только через моральную рефлексию [9].

Г.П. Синицына видит причину безнравственного, бессовестного поведения человека в «разорванности» связи между рефлексией и конкретным нравственным действием, поступком. Автор указывает: «наши поступки оторваны от нашего внутреннего мира, часто мы поступаем против собственной совести» [10].

В большинстве отечественных педагогических трудов XXI в. рефлексия рассматривается как фактор развития профессиональных и личностных качеств педагога. Мы считаем, что рефлексия имеет большое значение для каждого субъекта целостного педагогического процесса.

Справедливо отмечают И.В. Ульянова, И.Г. Евсеева, Е.В. Борисова, что недостаток системной рефлексивной деятельности в педагогическом процессе создает трудности в самовоспитании, которые деструктивно влияют как на личностное развитие обучающегося, так и на его профессиональное становление [1, с. 267].

Рефлексия, нравственное воспитание, самовоспитание, профессиональная самоидентификация обучающихся в условиях целостного педагогического процесса неотделимы друг от друга и эффективны только в случае их взаимообусловленности [11].

К выпускникам образовательных организаций высшего образования МВД РФ со стороны общества и государства предъявляются высокие требования, касающиеся не только их профессиональной подготовки, но и развития, совершенствования их личностной сферы, что закреплено в таких законодательных актах, как Федеральный закон «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ, Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, в которых личность современного сотрудника полиции наделена гуманистическими характеристиками. Поэтому развитие рефлексивных навыков у молодых сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) России в период их профессионального становления (период обучения в образовательной организации МВД России) особенно необходимо. С начала обучения они, находясь в должности «курсант», являются сотрудниками ОВД России и, в соответствии с законодательством, обязаны «нести все тяготы службы» наравне с полицейскими практических подразделений, профессиональная деятельность которых связана с риском для жизни, психологическими и физическими перегрузками. Кроме того, сама учебная деятельность, занимающая большую часть времени курсанта, сопряжена с трудностями, поиском, осмыслением, самоорганизацией.

В данных условиях обостряются противоречия между:

- потребностью современного российского общества в гуманноориентированном, высоконравственном полицейском, способном к самовоспитанию, и недостаточной актуализацией данного вопроса в теории и практике высшего профессионального образования;

- потребностью психологически здоровой нравственной личности в способности к рефлексии и недостаточностью для этого оптимальных педагогических условий в образовательном процессе высшей школы;

- реализуемой в педагогическом процессе образовательных организаций МВД России воспитательной работы и дефицитом эффективных методик, направленных на рефлексивную деятельность курсантов в контексте нравственного воспитания.

Учитывая указанные противоречия, в педагогическом процессе образовательной организации МВД России рефлексия для курсантов выступает именно тем личностным механизмом, который способствует предотвращению профессиональной деформации, психологических перегрузок, эмоционального выгорания, осознанию общественной значимости, термальной ценности своей профессии в существующих потребительских, меркантильных реалиях, где такие понятия, как альтруизм, честь, долг, совесть, верность и др., потеряли свою значимость, а счастье, успешность, престиж измеряются в денежном эквиваленте.

И.В. Ульянова, основываясь на мнении В.С. Мухиной, указывает, что посредством «отождествления-обособления человек способен выходить за пределы собственного Я, анализировать свои переживания в сравнении с определенными событиями, явлениями, удерживая собственный образ» [12, с. 147].

По В.В. Стеценко рефлексия является средством личностного и профессионального развития полицейского [13].

Н.В. Ерошенков, Е.И. Ерошенкова указывают, что «рефлексивность» – необходимое свойство морально-нравственного сознания сотрудника ОВД России [14, с. 137].

Мы выделяем следующие виды рефлексии курсанта образовательной организации МВД России:

- рефлексия на себя, сущность которой заключается в анализе собственного Я в процессе обучения в образовательной организации МВД России;

- рефлексия на собственную профессиональную деятельность, сущность которой заключается в анализе профессиональной идентификации и качества профессиональной самореализации;

- рефлексия на морально-этические ситуации;

- рефлексия на осознание собственных смысложизненных ориентаций и смысложизненных ориентаций людей, с которыми осуществляется взаимодействие.

В рамках исследования нравственной воспитанности курсантов в качестве ее критериев мы определили ценностный, мотивационный, поведенческо-деятельностный, смысложизненных ориентаций, рефлексивный. Последний из критериев определяет осознание обучающимися значимости гуманистических моральных норм как личностных смыслов; анализ своих психических состояний, переживаний, способность к эмпатии, стремление к самовоспитанию, саморазвитию. Нами были выделены 3 уровня сформированности рефлексивного критерия нравственной воспитанности курсантов: высокий, средний, низкий. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Высокий уровень сформированности рефлексивного критерия нравственной воспитанности: морально-нравственные и профессиональные ценности интериоризированы личностью. Личностью анализируется собственное поведение и ошибки; оцениваются результаты собственной деятельности; проявляется активность в стремлении достижения ближних и дальних целей. В качестве гуманистического нравственного идеала определены родители, близкие родственники как носители социокультурной нормы; специалисты, профессионалы силовых структур; известные исторические личности, литературные, киногерои, транслирующие примеры гуманистического поведения.

Средний уровень сформированности рефлексивного критерия нравственной воспитанности: морально-нравственные и профессиональные ценности интериоризированы личностью не полностью. Личность не всегда стремится к анализу профессиональных событий, собственного поведения и ошибок, оцениванию результатов собственной деятельности; переменно активна в стремлении достижения ближний и дальних целей. В качестве нравственного идеала представлены только родители или только знаменитые люди – представители массовой культуры.

Низкий уровень сформированности рефлексивного критерия нравственной воспитанности: морально-нравственные и профессиональные ценности не приняты как личностно значимые, соблюдение морально-нравственных норм обусловлено внешними обстоятельствами. Личность не стремится к оцениванию и анализу собственного поведения и ошибок. В качестве нравственного идеала представлены антигуманные субъекты.

Заключение

Практика показала, что стимулирование рефлексивной деятельности у курсантов образовательных организаций МВД России способствует:

- их самосовершенствованию, самовоспитанию, самоуважению, профессиональному и личностному росту;

- осознанному формированию смысложизненных ориентаций;

- формированию нравственной воспитанности обучающихся;

- развитию самой деятельности и является необходимой на всех этапах ее осуществления;

- решению трудностей и проблем, возникающих во всех сферах их жизнедеятельности, так как позволяет преобразовать проблему в задачу и (или) посмотреть на нее с исследовательской точки зрения;

- формированию готовности к профессиональной и личностной самореализации, самоидентификации.

В данном случае приоритетными становятся активные формы обучения: творческие проекты, коллективные творческие дела, волонтерские акции, рефлексивные дискуссии, рефлексивный полилог, диспут-клубы и др. В предыдущих работах мы указывали, что разработали и внедрили в педагогический процесс образовательной организации МВД России методику нравственного воспитания курсантов, в которой в качестве ведущих методов педагогической деятельности определены рефлексивные, а в качестве приоритетных форм – групповые.

Таким образом, содержание данной научной статьи доказывает, что рефлексия является актуальным феноменом нравственного воспитания курсантов образовательных организаций МВД России, способствует выработке собственной жизненной позиции, глубокому пониманию роли и значения приобретенных знаний, осознанию их применения в конструировании своей будущей профессиональной деятельности.