Современные реалии философии постмодернизма определяют тенденции российского общества, которые характеризуются усугублением проблемы смысла жизни, поскольку теряется абстрактность типа будущего; нравственной и духовной деградацией, потребительской идеологией и др.
Проблемы морально-нравственного нигилизма современного российского общества в своих трудах освещают Л.А. Байкова, М.А. Ерофеева, И.М. Ильинский, И.В. Ульянова, Н.П. Шитякова и др.
В существующих условиях рыночной экономики система образования нацелена на взращивание конкурентоспособного специалиста, добивающегося успеха любой ценой, при этом потребности личности в духовной, культурной, творческой, нравственной составляющей нивелируются. В информационном пространстве под предлогом свободы слова и самовыражения активно пропагандируются сексуальная распущенность, вульгарность, гедонизм, жестокость, эгоизм и др.
Участившиеся среди молодого поколения случаи делинквентного поведения, агрессии, психических девиаций, регулярно отражающиеся в средствах массовой информации, свидетельствуют о глубоком нравственном кризисе общества, следствием которого являются фрустрационные и депрессивные состояния конкретного человека, экзистенциальный вакуум личности (В. Франкл), «метапатология» (А. Маслоу).
Серьезность проблемы обусловливает необходимость ее решения на федеральном уровне через систему образования, культуру, внутреннюю государственную политику и др. И.В. Ульянова указывает, что «современное российское общество, его образовательная система остро нуждаются в преодолении очевидных деструктивных тенденций социокультурного характера», одной из причин которых является «амбивалентность нравственных взглядов граждан» [1].
Таким образом, очевидной становится необходимость нравственного воспитания молодого поколения, так как именно оно направлено на формирование у молодежи гуманистических ценностей, осознанную опору на них в повседневной деятельности и отношениях с людьми, создание условий для поиска смысла жизни.
Сегодня в Российской Федерации в рамках нормативного правового регулирования нравственного воспитания на уровне высшего образования сформирован убедительный законодательный фундамент, состоящий из таких нормативных правовых актов, как Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по специальностям и др. Однако, проанализировав содержание данных нормативных правовых источников, мы обнаружили определенные противоречия, характеризующиеся, например, тем, что, с одной стороны, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ сделан акцент на необходимость нравственного развития личности, в том числе на уровне высшего образования, с другой – в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования этот аспект почти не отражен.
Цель исследования: научное обоснование рефлексии как актуального феномена нравственного воспитания курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел (далее – МВД) Российской Федерации (далее – РФ).
При проведении исследования мы использовали следующие методы: теоретический анализ и синтез научной литературы по указанной проблематике, педагогическое наблюдение, прогнозирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Нравственное воспитание неотделимо от самовоспитания и связано с интериоризацией личностью моральных ценностей общества. Последняя, в свою очередь, невозможна без нравственной рефлексии, так как оба этих процесса сопровождаются внутренней сознательной работой и определяют ценности человека, его поведение, отношение к себе и миру и др. «Моральная рефлексия выполняет главную функцию интеграции социальной и индивидуальной морали…» [2, с. 61].
Современные ученые (А.Г. Асмолов, Л.А. Байкова, В.З. Вульфов, М.А. Ерофеева, В.П. Зинченко, И.А. Каиров, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Г.П. Щедровицкий, Н.П. Шитякова, И.В. Ульянова и др.) указывают, что развитие рефлексивной культуры способствует успешному процессу становления личности, формированию нравственной воспитанности.
В психологической литературе рефлексия рассматривается как процесс самопознания личностью своих психических процессов [3].
В.Г. Аникина считает, что рефлексия обусловливает личностное развитие человека, поэтому ее необходимо рассматривать как «объяснительный принцип этого процесса» [4, с. 49].
С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов указывают на экзистенциальный аспект рефлексии, определяя последнюю «как смысловое обращение к свершившемуся и содеянному в контексте предстоящего для понимания человеком ситуации и себя в ней, для смыслового извлечения из этого уроков в целях перестройки поведения и деятельности, а также для проектирования своего будущего» [5].
Л.А. Байкова отмечает, что психика как система «представляет собой класс систем со встроенным метасистемным уровнем. Такая система способна объективировать себя для своей же собственной активности (регуляции, организации, координации). Рефлексия и есть тот процесс, обеспечивающий связь общесистемного уровня организации психических процессов и метасистемного уровня организации психики» [6].
В.Ю. Костенко, Д.А. Леонтьев в своем исследовании доказывают, что личностное развитие и личностная зрелость неразрывно связаны с позитивными и конструктивными параметрами рефлексии [7].
Н.П. Шитякова определяет способность к рефлексии как один из главных принципов нравственного, духовного воспитания [8].
А.В. Гущина говорит, что человек способен осознать «смыслы нравственных ценностей, ставших мотивом свершений, ведущих к благу» только через моральную рефлексию [9].
Г.П. Синицына видит причину безнравственного, бессовестного поведения человека в «разорванности» связи между рефлексией и конкретным нравственным действием, поступком. Автор указывает: «наши поступки оторваны от нашего внутреннего мира, часто мы поступаем против собственной совести» [10].
В большинстве отечественных педагогических трудов XXI в. рефлексия рассматривается как фактор развития профессиональных и личностных качеств педагога. Мы считаем, что рефлексия имеет большое значение для каждого субъекта целостного педагогического процесса.
Справедливо отмечают И.В. Ульянова, И.Г. Евсеева, Е.В. Борисова, что недостаток системной рефлексивной деятельности в педагогическом процессе создает трудности в самовоспитании, которые деструктивно влияют как на личностное развитие обучающегося, так и на его профессиональное становление [1, с. 267].
Рефлексия, нравственное воспитание, самовоспитание, профессиональная самоидентификация обучающихся в условиях целостного педагогического процесса неотделимы друг от друга и эффективны только в случае их взаимообусловленности [11].
К выпускникам образовательных организаций высшего образования МВД РФ со стороны общества и государства предъявляются высокие требования, касающиеся не только их профессиональной подготовки, но и развития, совершенствования их личностной сферы, что закреплено в таких законодательных актах, как Федеральный закон «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ, Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, в которых личность современного сотрудника полиции наделена гуманистическими характеристиками. Поэтому развитие рефлексивных навыков у молодых сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) России в период их профессионального становления (период обучения в образовательной организации МВД России) особенно необходимо. С начала обучения они, находясь в должности «курсант», являются сотрудниками ОВД России и, в соответствии с законодательством, обязаны «нести все тяготы службы» наравне с полицейскими практических подразделений, профессиональная деятельность которых связана с риском для жизни, психологическими и физическими перегрузками. Кроме того, сама учебная деятельность, занимающая большую часть времени курсанта, сопряжена с трудностями, поиском, осмыслением, самоорганизацией.
В данных условиях обостряются противоречия между:
- потребностью современного российского общества в гуманноориентированном, высоконравственном полицейском, способном к самовоспитанию, и недостаточной актуализацией данного вопроса в теории и практике высшего профессионального образования;
- потребностью психологически здоровой нравственной личности в способности к рефлексии и недостаточностью для этого оптимальных педагогических условий в образовательном процессе высшей школы;
- реализуемой в педагогическом процессе образовательных организаций МВД России воспитательной работы и дефицитом эффективных методик, направленных на рефлексивную деятельность курсантов в контексте нравственного воспитания.
Учитывая указанные противоречия, в педагогическом процессе образовательной организации МВД России рефлексия для курсантов выступает именно тем личностным механизмом, который способствует предотвращению профессиональной деформации, психологических перегрузок, эмоционального выгорания, осознанию общественной значимости, термальной ценности своей профессии в существующих потребительских, меркантильных реалиях, где такие понятия, как альтруизм, честь, долг, совесть, верность и др., потеряли свою значимость, а счастье, успешность, престиж измеряются в денежном эквиваленте.
И.В. Ульянова, основываясь на мнении В.С. Мухиной, указывает, что посредством «отождествления-обособления человек способен выходить за пределы собственного Я, анализировать свои переживания в сравнении с определенными событиями, явлениями, удерживая собственный образ» [12, с. 147].
По В.В. Стеценко рефлексия является средством личностного и профессионального развития полицейского [13].
Н.В. Ерошенков, Е.И. Ерошенкова указывают, что «рефлексивность» – необходимое свойство морально-нравственного сознания сотрудника ОВД России [14, с. 137].
Мы выделяем следующие виды рефлексии курсанта образовательной организации МВД России:
- рефлексия на себя, сущность которой заключается в анализе собственного Я в процессе обучения в образовательной организации МВД России;
- рефлексия на собственную профессиональную деятельность, сущность которой заключается в анализе профессиональной идентификации и качества профессиональной самореализации;
- рефлексия на морально-этические ситуации;
- рефлексия на осознание собственных смысложизненных ориентаций и смысложизненных ориентаций людей, с которыми осуществляется взаимодействие.
В рамках исследования нравственной воспитанности курсантов в качестве ее критериев мы определили ценностный, мотивационный, поведенческо-деятельностный, смысложизненных ориентаций, рефлексивный. Последний из критериев определяет осознание обучающимися значимости гуманистических моральных норм как личностных смыслов; анализ своих психических состояний, переживаний, способность к эмпатии, стремление к самовоспитанию, саморазвитию. Нами были выделены 3 уровня сформированности рефлексивного критерия нравственной воспитанности курсантов: высокий, средний, низкий. Рассмотрим более подробно каждый из них.
Высокий уровень сформированности рефлексивного критерия нравственной воспитанности: морально-нравственные и профессиональные ценности интериоризированы личностью. Личностью анализируется собственное поведение и ошибки; оцениваются результаты собственной деятельности; проявляется активность в стремлении достижения ближних и дальних целей. В качестве гуманистического нравственного идеала определены родители, близкие родственники как носители социокультурной нормы; специалисты, профессионалы силовых структур; известные исторические личности, литературные, киногерои, транслирующие примеры гуманистического поведения.
Средний уровень сформированности рефлексивного критерия нравственной воспитанности: морально-нравственные и профессиональные ценности интериоризированы личностью не полностью. Личность не всегда стремится к анализу профессиональных событий, собственного поведения и ошибок, оцениванию результатов собственной деятельности; переменно активна в стремлении достижения ближний и дальних целей. В качестве нравственного идеала представлены только родители или только знаменитые люди – представители массовой культуры.
Низкий уровень сформированности рефлексивного критерия нравственной воспитанности: морально-нравственные и профессиональные ценности не приняты как личностно значимые, соблюдение морально-нравственных норм обусловлено внешними обстоятельствами. Личность не стремится к оцениванию и анализу собственного поведения и ошибок. В качестве нравственного идеала представлены антигуманные субъекты.
Заключение
Практика показала, что стимулирование рефлексивной деятельности у курсантов образовательных организаций МВД России способствует:
- их самосовершенствованию, самовоспитанию, самоуважению, профессиональному и личностному росту;
- осознанному формированию смысложизненных ориентаций;
- формированию нравственной воспитанности обучающихся;
- развитию самой деятельности и является необходимой на всех этапах ее осуществления;
- решению трудностей и проблем, возникающих во всех сферах их жизнедеятельности, так как позволяет преобразовать проблему в задачу и (или) посмотреть на нее с исследовательской точки зрения;
- формированию готовности к профессиональной и личностной самореализации, самоидентификации.
В данном случае приоритетными становятся активные формы обучения: творческие проекты, коллективные творческие дела, волонтерские акции, рефлексивные дискуссии, рефлексивный полилог, диспут-клубы и др. В предыдущих работах мы указывали, что разработали и внедрили в педагогический процесс образовательной организации МВД России методику нравственного воспитания курсантов, в которой в качестве ведущих методов педагогической деятельности определены рефлексивные, а в качестве приоритетных форм – групповые.
Таким образом, содержание данной научной статьи доказывает, что рефлексия является актуальным феноменом нравственного воспитания курсантов образовательных организаций МВД России, способствует выработке собственной жизненной позиции, глубокому пониманию роли и значения приобретенных знаний, осознанию их применения в конструировании своей будущей профессиональной деятельности.