Среди злободневных проблем, волнующих общество сегодня, ситуация увеличения агрессивности в детской и взрослой среде является одним из тревожнейших и открытых вопросов. Дети младшего школьного возраста все чаще проявляют цинизм, жестокость, грубость, как по отношению к сверстникам, так и по отношению к родителям и учителям. Ежегодно к уголовной ответственности не привлекаются более 100 тыс. «детей», совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста уголовной ответственности. Почувствовав свою безнаказанность, они совершают новые преступления, агрессивность подростков становится все более беспричинной и опасной для окружающих.
В связи с этим преступность несовершеннолетних прогрессирует. А причины возникновения агрессивности могут быть различны: от низкого уровня интеллектуального развития и плохой успеваемости в учебном заведении до значительных трудностей в ходе социальной адаптации; плохое здоровье, как физическое, так и психологическое; влияние СМИ, где демонстрируется как вербальная, так и физическая агрессия. Самоизменение человека в процессе социализации под влиянием СМИ идет в различных аспектах и имеет как положительный, так и отрицательный вектор [1].
Мы определили следующую проблему исследования: при каких психолого-педагогических условиях будет снижаться агрессивность в общении между преподавателем и студентом?
Объект исследования – агрессивность в общении преподавателя и студента.
Предметом исследования являются психолого-педагогические условия, способствующие снижению агрессивности.
Цель исследования: выявить наиболее оптимальные психолого-педагогические условия, направленные на снижение агрессивности.
Гипотеза исследования – агрессивность будет снижаться, если:
а) преподаватель знает причину агрессивности студента;
б) обучает конструктивным способам выражения и преодоления агрессивного состояния;
в) с учётом индивидуальных особенностей студентов подбирает адекватные формы взаимодействия с ними.
Задачи исследования:
1. Обобщить и систематизировать теоретико-методические положения о сущности агрессии.
2. На теоретическом уровне выделить психолого-педагогические условия, обеспечивающие снижение агрессивности.
3. На теоретическом уровне проверить состоятельность гипотезы.
Материалы и методы исследования
Само явление агрессии получает весьма противоречивое толкование. Например, психоанализ З. Фрейда рассматривает агрессию как врожденную потребность, а теория социального научения – как приобретенную в научении реакцию. В западной психологии теме агрессии посвящены специальные монографии ряда авторов (А. Бандура, Р. Вальтер, А. Басс, Р. Берон, Д. Ричардсон, Л. Берковиц). Особый интерес вызывает книга Алана Гуггенбюля «Зловещее очарование насилия», в которой дано повествование об агрессии, ее истоках, различных формах проявления и предотвращения агрессивных реакций. Как правило, слово «агрессивный» применяют к подростку. Это явление нашло отражение в таких книгах, как «Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм», автор Ю.Б. Можгинский.
В России тема агрессии исследовалась рядом психологов: Г.М. Андреевой, В.В. Знаковой, Т.Г. Румянцевой и др. Особое внимание этой проблеме уделяли И. Вачков, С. Степанов, А. Шадура, Г.Б. Монина, Е.К. Лютова, Л. Лебедева и др. Они дали развернутые классификации видов и причин агрессии. Но все же нужно заметить, что данная проблема освещена еще очень слабо.
Можно сделать вывод о том, что проблема агрессии – одна из центральных проблем современного общества. Она действительно актуальна сегодня и изучена не до конца. Например, природа агрессии до сих пор вызывает споры: некоторые считают агрессию устойчивой чертой характера, другие – временным явлением. Именно поэтому данная проблема вызывает множество противоречий, в настоящее время является актуальной и востребованной.
Рассматривая теоретические подходы к проблеме агрессии и механизмам формирования агрессивного поведения, под агрессией мы понимаем поведение, преднамеренно причиняющее вред другому человеку (физически или словесно) или разрушающее его собственность [2].
Рассмотрим определение агрессии. «Агрессия – устойчивая или временная черта характера, проявляющаяся во враждебности человека в отношении других людей, животных, а также по отношению к предметам окружающего мира, стремление нанести им вред, уничтожить, разрушить. Агрессия не выступает как вынужденная, ответная реакция на угрозу или враждебное действие в отношении его самого. Агрессивный человек сам, по своей собственной инициативе проявляет склонность нападать на других людей, оскорблять их словом и делом» [3].
Понятие «агрессия» – по существу понятие описательное (нападение, нанесение ущерба), оно ничего не говорит о причинах, мотивах агрессивного поведения.
Анализ определений позволяет выделить характерные особенности агрессии: это разрушающее, наносящее вред окружающим и себе поведение, вызывающее состояние психологического дискомфорта.
Хотя агрессивное поведение человека нельзя однозначно считать «плохим», так как на всем протяжении развития человека агрессивность играла важную роль в выживании и в критических ситуациях выполняла функцию защиты, адаптации к новым условиям, а также помогала принять правильное решение для выхода (разрешения) из критической ситуации.
Ситуации, приводящие к возникновению агрессии:
– сознательное решение продемонстрировать агрессию (на других – в этом случае агрессия – это осознанный, контролируемый акт);
– стремление к получению удовольствия от агрессивных действий (на других – садизм; на себя – мазохизм);
– переживание гнева, готовое вылиться в агрессию (на других – «классическая агрессия»; на себя – аутоагрессия).
Действия, направленные на причинение вреда другим:
– прямая агрессия (пререкания, оскорбления, физическое насилие; ответная агрессия или перенос враждебных чувств дальше – на других людей или другие объекты);
– косвенная агрессия (агрессивные действия по отношению к человеку, не имеющему отношения к ситуации, или по отношению к предмету-заменителю; разрядка, освобождение от гнева).
Указанные выше причины, виды, формы и последствия агрессивных действий могут, по-видимому, подсказать педагогам-психологам и те приемы, которые можно использовать для разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при проявлении агрессии.
Результаты исследования и их обсуждение
Агрессия может быть вызвана различными причинами: неправильное воспитание, ненормальное, напряженное психическое состояние человека в данный момент времени, частые фрустрации, повышенная активность биологического центра агрессивности, существующего в мозге человека [4].
Причины появления агрессии могут быть самыми разными:
– некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга;
– дефицит позитивного воздействия на растущих детей в семье и школе, в старшем возрасте;
– деформация семьи;
– подражание авторитетным людям, которые демонстрируют агрессию;
– авторитарный стиль общения родителей и учителей, злоупотребление наказаниями; безответственность СМИ (боевики, грабежи, показ убийств и т.п.);
– заполнение книжных магазинов детективной литературой низкого качества, экономический кризис, поразивший общество и вызывающий у людей раздражение, безнадежность;
– частое переживание гнева, недовольства, которое накапливается и переходит в агрессию.
Несомненно, негативное воздействие на появление конфликтов в вузовской среде оказывают падение престижа профессии преподавателя, снижение мотивации преподавательской деятельности из-за низкого уровня заработной платы. Нередки случаи, когда студенты из более благополучных социальных слоев смотрят на преподавателей как на неудачников. Студенты, особенно платных форм обучения, часто рассматривают себя в роли «заказчика» образования и с этой точки зрения оценивают предлагаемые им образовательные услуги как «товар» [5].
Рассматривая педагогические условия и коррекционные мероприятия, направленные на минимизацию агрессивности в общении «преподаватель – студент», необходимо учитывать критические возрастные периоды, а также любую возникшую трудную ситуацию в момент возрастного кризиса: человек в таких ситуациях наиболее эмоционален, со своими внутренними переживаниями и неадекватными действиями. Такое поведение присуще как «нормальному» человеку, так и человеку с эмоциональными нарушениями.
Для осуществления коррекционных мероприятий необходимо выяснить причины агрессивного поведения, только после этого проводить коррекционные действия, которые могут быть направлены на смягчение и недопущение негативных последствий агрессивного поведения человека.
Преподаватель в своей педагогической деятельности должен: правильно оценивать педагогические задачи; анализировать возникающие педагогические ситуации; находить оптимальные способы их решения; применять творческий подход в своей профессиональной деятельности. Все это определяет профессионализм преподавателя. Осуществляя подготовку будущих педагогов, важно осознавать, что поведение педагога в конфликтных ситуациях зависит от его личностных особенностей [6].
Основной функцией преподавателя следует считать проектирование и создание такой образовательной среды, которая способствовала бы саморазвитию студента [7].
Педагогической деятельности присущ творческий характер, кроме того, важное значение имеет уровень развития коммуникативных способностей преподавателя в общении, от чего зависят легкость установления контактов преподавателя со студентами и с другими преподавателями, а также эффективность с точки зрения решения педагогических задач.
Предпочтительность поискового диалога в сравнении с иллюстративно-монологическими формами сообщения учебных знаний отмечал еще А. Дистерверг: «…Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности… Он должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать» [8]. Попробуйте соотнести этот тезис с вашим пониманием современного определения учебного взаимодействия – педагогики сотрудничества. Каково соотношение ролей партнеров в таком сотрудничестве? Чем смелее будет заявлено и реализовано их равенство с позиций общения, тем значительнее может быть результат. Вместе с тем диалог – это и основная форма познания.
Доброжелательное, уважительное отношение к студентам, их усилиям при освоении того или иного предмета, поддержка проявлений их инициативы, интеллигентность в общении являются обязательными составляющими для преподавателя, тиражирующего перспективное взаимодействие в обществе и вносящего значимый вклад в культуру.
Приведем пример анкеты, которая поможет Вам понять, насколько правильно Вы строите свое общение со студентами:
1. Знаете ли Вы по именам своих студентов?
2. Часто ли Вы объясняете (для себя) недоразумения в отношениях со студентами собственными недоработками?
3. Умеете ли Вы скрывать Ваши симпатии и антипатии по отношению к отдельным студентам?
4. Терпимо ли Вы относитесь к нестандартному поведению студента?
5. Можете ли Вы извиниться перед студентом, если поняли, что были несправедливы?
6. Отстаиваете ли Вы интересы несправедливо обиженных студентов?
7. Любите ли Вы давать советы студентам по любому поводу?
8. Можете ли Вы принять и одобрить мнение студента, не совпадающее с Вашим мнением?
9. Наказываете ли Вы разных студентов за одинаковый проступок по-разному?
10. Сердитесь ли Вы, услышав шутку студента в свой адрес?
Подведите итоги. «Да» (плюс два балла) заслуживает ответ на все вопросы, кроме 8, 10, 11 (здесь ответ «да» приносит «минус два балла»). Ответ «иногда» дает один балл. Подсчитайте сумму баллов.
4–7 баллов: вы не всегда объективны, и вряд ли у Вас сложатся хорошие отношения со студентами.
8–13 баллов: вам есть над чем подумать, и самооценка поможет совершенствованию Ваших отношений со студентами.
14–16 баллов: уровень Ваших профессиональных качеств достаточно высок.
Заключение
Материалы нашего исследования раскрывают выраженное влияние на особенности и уровень агрессивности людей их социального окружения, прежде всего семьи, тех взаимоотношений, которые в ней доминируют. В семьях, где существуют теплые, доверительные отношения, где родители заинтересованы в полноценном и правильном развитии своих детей, проявления агрессии – крайне редкое явление. В последнее время во многих семьях огромное значение придается нравственному воспитанию и особенно традиционному религиозному воспитанию с его отношением к жизни других людей.
Дать этическую оценку негативному поведению и предложить альтернативу, обладающую и этической привлекательностью, и реальной эффективностью – вот наша задача.
Понимание важности знания причин, обусловливающих агрессивные реакции людей, определило значимость данной темы исследования для работы преподавателя. Преподаватель часто встречается с импульсивным поведением, и он должен знать, как ему необходимо действовать в том или ином случае.
В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что главной ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний.
Учитель и публицист Симон Соловейчик утверждал: «В этом реальном мире есть свои ценности, есть свои высшие цели для каждого человека. Есть и одна высшая цель – ценность, относительно которой выстраиваются все другие цели и ценности. По нашему мнению, такой высшей ценностью является то, о чем люди мечтают и спорят тысячелетиями, что является самым трудным для человеческого понимания, – свобода.
Спрашивают: кого же теперь воспитывать?
Мы отвечаем: ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНОГО» [9].
Подростковый период считается критическим периодом в жизни человека. В этот момент необходимо со стороны взрослого окружения проявлять внимательность и уважение к своему ребенку, ученику, студенту, помогать и поддерживать не только советом, но и делом. Важно сохранить правильно созданный эмоциональный климат равенства, признавая право студента задавать вопросы и, высказывая свое мнение, защищать свою точку зрения.