Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,007

CHALLENGES AND PROSPECTS FOR IMPROVING THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE TEACHER

Bicheva I.B. 1 Vershinina A.Yu. 1 Sharova T.I. 2 Stepanenkova A.V. 3 Rostokina E.S. 3
1 K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
2 Kindergarten № 11
3 Kindergarten № 160
The article deals with the content of the concept of «communicative competence of a teacher.» The authors conclude that the communicative competence of the teacher is part of the general culture of his personality, which determines the value norms and rules of culturally organized interaction, manifests itself in constantly developing knowledge about methods and methods of effective communication, skills to apply them in a dynamic socio-cultural space, ensuring regulation/self-regulation. It is proposed to characterize emotional, personal, cognitive and behavioral components of communicative competence of teacher of preschool education. The results of the study of the level of formation of communicative competence of teachers of MBDOU «Kindergarten No. 11» Firefly «of the working village of Barnavino, Nizhny Novgorod Region, conducted in the process of preparing a master’s thesis, are given. The main problems of the communicative development of teachers, including in the field of communication, have been identified. The authors formulated the tasks and revealed the features of methodological support for teachers of a preschool educational organization to increase the level of communicative competence. The necessity of variable use of active and interactive forms of methodological support for achievement of educational and developmental effect is justified. The authors see the prospect of further research in the design of individually differentiated methodological support for teachers of a preschool educational organization and verification of pedagogical conditions in order to increase the level of communicative competence.
teacher
communicative competence
interaction
preschool education
methodological support
design

В современных условиях развития системы дошкольного образования повышается значение профессиональной компетентности педагогов как условия достижения качественных результатов профессиональной деятельности. Е.М. Кочнева и А.В. Гришина отмечают: «Воспитание детей, являясь особым социокультурным феноменом, транслирующим культуру от поколения к поколению, рассматривается сегодня как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях» [1].

Одной из особенностей профессиональной деятельности педагога является его постоянное взаимодействие с детьми, родителями, другими педагогами по совместному решению задач воспитания и развития ребенка. Профессионально организованный процесс коммуникации педагогов с участниками взаимодействия предполагает конструктивный диалог воспитывающих взрослых, установление доброжелательных отношений, создание социокультурной ситуации развития ребенка, обеспечение продуктивного и эмоционально насыщенного взаимодействия с воспитанниками и родителями, придание воспитательно-образовательному процессу характера открытой системы. В связи этим особое значение приобретает коммуникативная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации (далее – ДОО).

Различные аспекты развития коммуникативной компетентности педагога раскрываются в теоретико-методологических, организационно-методических исследованиях, в которых описываются ее характеристики, структура, условия развития, подчеркивается роль позитивного общения педагога для эмоционально благополучного развития ребенка. Например, О.В. Данич, Н.В. Крицкой, А.Ф. Солодковой «коммуникативная компетентность воспитателя характеризуется как ценностное личностно-ориентированное образование, которое помогает налаживать отношения в сфере межличностного взаимодействия и является значимой составляющей в развитии личности педагога» [2, с. 48].

По мнению Ю.Н. Емельянова, процесс формирования коммуникативной компетентности осуществляется «в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность». Основанная на знаниях и чувственном опыте, коммуникативная компетентность обеспечивает ориентацию личности «в ситуациях общения» и эффективность взаимодействия «в системе межличностных отношений» [3, с. 66].

В исследовании В.А. Лабунской особо подчеркивается значение невербальных средств общения для точного и правильного восприятия другого человека [4].

Вышеизложенное позволяет констатировать, что понятие «коммуникативная компетентность педагога» раскрывается как необходимое условие общей культуры личности, а высокий уровень ее сформированности позволяет педагогам осуществлять успешный коммуникативный процесс, организовывать продуктивное взаимодействие с участниками профессиональных отношений (педагогами, родителями, воспитанниками) на основе взаимопонимания и обуславливает овладение способами общения, средствами языка, правильным коммуникативным поведением.

Цель исследования: обоснование методических основ повышения уровня коммуникативной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации.

Материалы и методы исследования

При написании статьи применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования, экспериментальное изучение сформированности коммуникативной компетентности педагогов ДОО.

Результаты исследования и их обсуждение

Понятие «коммуникативная компетентность педагога» определяется нами как часть общей культуры личности, которая обуславливает ценностные нормы и правила культурно организованного взаимодействия, проявляется в постоянно развивающихся знаниях о методах и способах эффективной коммуникации, умениях применять их в динамичном социокультурном пространстве, обеспечивая регуляцию/саморегуляцию.

Владение педагогом коммуникативной компетентностью позволит ему на более высоком уровне осуществлять профессиональные функции. Во-первых, обеспечивается интеграция конкретного педагога в профессиональное сообщество, проявление индивидуальных возможностей в развивающемся профессиональном окружении за счет развитых коммуникативных умений. Во-вторых, обеспечивается культурная организация воспитательно-образовательного процесса с детьми, конструктивное взаимодействие со всеми субъектами профессиональной деятельности (педагогами, родителями, воспитанниками), эффективно применяются знания и умения для решения коммуникативных проблем в конкретных ситуациях общения [5, 6].

Согласно психолого-педагогическим исследованиям, коммуникативная компетентность педагога включает систему компонентов: эмоциональный, личностный, когнитивный и поведенческий. Применительно к деятельности педагога ДОО выделим основные их характеристики.

Эмоциональный компонент:

- умение создавать и поддерживать позитивный эмоциональный контакт с воспитанниками, педагогами, родителями;

- проявление эмоциональной отзывчивости, эмпатии, чувствительности в процессе взаимодействия; способность сопереживать и проявлять внимание к другому;

- сформированность саморегуляции, умения реагировать и предвосхищать состояние собеседника.

Когнитивный компонент:

- профессиональная эрудиция, ответственность, стремление к непрерывному коммуникативному саморазвитию;

- знание коммуникативных стратегий, способов общения, рефлексивного слушания.

Поведенческий компонент:

- умение демонстрировать способность к сотрудничеству, организации конструктивного взаимодействия;

- умение проявлять инициативу в процессе общения, правильно вести диалог;

- владение методами убеждения, применения разных коммуникативных тактик.

Личностный компонент: сформированность личностных качеств: уверенности, доброжелательности, справедливости, эмоциональной стабильности, бесконфликтности и др.

Поскольку педагог дошкольного образования постоянно находится в ситуациях общения с детьми, родителями и коллегами, особую роль приобретает его коммуникативная ответственность и развитие коммуникативных способностей, которые проявляются в построении уважительных, доброжелательных, объективных и справедливых отношений со всеми субъектами профессиональной деятельности. Степень их сформированности отражает особенности личностной, общей и профессиональной культуры конкретного педагога. Соответственно, результат повышения уровня компетентности педагога в области коммуникации следует рассматривать с точки зрения данных проявлений. Так, особенности общей культуры обусловлены осознанностью общечеловеческих ценностей, норм индивидуальных и межличностных отношений в социуме. Профессиональная культура конкретного педагога складывается, по нашему мнению, из его способности соблюдать нормы и правила профессиональной деятельности. В контексте развития коммуникативной компетентности это означает сформированность культуры профессиональных отношений, профессионального взаимодействия и сотрудничества.

В то же время, как показывают исследования, сформированность коммуникативных умений у педагогов, в том числе дошкольного образования, находится на достаточно низком уровне. В исследовании М.М. Силаковой отмечаются низкие показатели сформированности некоторых параметров когнитивных, поведенческих, эмоциональных компонентов коммуникативной компетентности педагога [7]. Ю. Щербининой показано, что низкая культура речи и поведения педагога снижает качество усвоения ребенком норм и ценностей культуры [8].

Выводы ученых подтверждаются результатами нашего исследования, которое проводилось в рамках подготовки магистерской диссертации. Изучение уровня сформированности коммуникативной компетентности у педагогов (участвовало 20 человек) осуществлялось на базе МБДОУ «Детский сад № 11 «Светлячок» р.п. Варнавино Нижегородской области. Для оценки использовался комплекс диагностических методик: диагностика способности к саморегуляции в ситуациях общения, методика оценки коммуникативных способностей педагога (Л.М. Митина), адаптированная к профессиональной деятельности педагога ДОО, диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер), диагностика преобладающего стиля педагогического общения.

По результатам исследования были выявлены следующие проблемы:

- с одной стороны, педагоги понимают свои трудности в области коммуникации, а с другой, не владеют способами управления собой либо завышают свои возможности в разных ситуациях общения;

- часто у педагогов отсутствует избирательность вербальных и невербальных средств общения, не всегда педагоги способны увидеть каждого ребенка, правильно реагировать на изменения его настроения, преобладают вербальные формы поведения;

- большинство педагогов демонстрируют средний уровень коммуникативного контроля;

- 28 % педагогов проявляют склонность к авторитарному стилю общения, довольно часто используя такие педагогические воздействия, как нравоучение, неодобрение, порицание, изъятие у воспитанника постороннего предмета, категоричность требований, что снижает эффективность педагогической работы, вызывает проблемы с установлением доверительных взаимоотношений с детьми и родителями.

Среди проблем в области общения следует отметить:

- необъективное оценивание своего общения с субъектами профессиональной деятельности (педагогами, родителями, воспитанниками);

- незнание способов преодоления конфликтных ситуаций;

- низкую рефлексию собственного коммуникативного опыта;

- затруднения в установлении контакта для решения профессиональных задач;

- частое проявление невыдержанности, иногда безразличия.

Таким образом, анализ проблемы развития и повышения коммуникативной компетентности педагогов, в том числе дошкольного образования, свидетельствует о противоречии между требованиями социального заказа к личности педагога как коммуникативно и профессионально образованной и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных умений для осуществления конструктивного и эффективного взаимодействия с участниками профессиональных отношений и воспитательно-образовательного процесса.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости повышения уровня коммуникативной компетентности педагогов в процессе методического сопровождения в условиях ДОО [9–11].

Определены следующие задачи методического сопровождения педагогов ДОО:

- способствовать развитию аналитических умений объективно оценивать и осознавать имеющиеся коммуникативные проблемы (личные, межличностные, профессиональные) и способы их разрешения;

- обеспечить овладение психолого-педагогическими знаниями в области общения и способами конструктивной коммуникации в разных ситуациях общения;

- развивать тактичность, выдержанность, уравновешенность, умение четко, логично, грамматически и интонационно правильно и точно строить процесс общения;

- развивать способность к партнерскому взаимодействию с педагогами, родителями, воспитанниками, демонстрируя уважительные, доброжелательные, объективные и справедливые отношения со всеми субъектами профессиональной деятельности.

Процесс методического сопровождения по повышению уровня коммуникативной компетентности педагогов предполагает выполнение следующих педагогических условий:

- повышение мотивации и заинтересованности педагогов в обсуждении проблемных вопросов взаимодействия и общения;

- выбор способов поддержки педагогов, их индивидуализацию, дифференциацию в соответствии с проблемами в области коммуникации;

- учет принципа добровольного участия в процессе диалоговых форм работы с признанием достижений каждого педагога;

- интерактивное взаимодействие в процессе реализации различных форм методической работы на основе стратегии сотрудничества и партнерства.

Перспективными формами методического сопровождения мы считаем активные и интерактивные формы: тренинг «Эмоциональная культура педагога», полемика «Что такое коммуникативная компетентность?», семинар-практикум «Коммуникативные средства в работе с родителями», эвристическая беседа «Взаимодействие педагога: проблемы и перспективы», практикум «Анализ коммуникативной ситуации» и др. [12, 13]. Н.В. Белиновой рассматриваются организационные основы создания коммуникативного события для дошкольников с целью развития коммуникативной компетентности педагога [14].

Вариативность форм методического сопровождения позволяет достигать обучающего и развивающего эффекта за счет сочетания теоретического изучения имеющихся проблем, их обсуждения и практических упражнений. Тем самым обеспечивается:

- заинтересованный обмен информацией, активность и самовыражение участников, формирование коммуникативных навыков и поведенческих моделей и др.;

- осознание собственного коммуникативного опыта и опыта своих коллег;

- повышение стремления изменить свои установки, принять иную точку зрения, найти оригинальный способ решения;

- овладение вербальными и невербальными способами общения;

- развитие умения выбирать коммуникативную тактику и стратегию, способы коммуникативного поведения в зависимости от конкретной ситуации, преобразовывать обобщенные коммуникативные знания в личностно значимые; др.

Заключение

Таким образом, перспективными направлениями повышения коммуникативной компетентности у педагогов ДОО являются:

- разработка содержания, форм и методов сопровождения педагогов в соответствии с имеющимися проблемами в области общения и взаимодействия;

- создание особой коммуникативной среды, обеспечивающей формирование нового уровня взаимоотношений педагогов на основе доброжелательности, доверия, партнерства и конструктивного диалога;

- последовательное решение задач по различным направлениям коммуникативного развития педагогов.

Перспектива дальнейших исследований предполагает проектирование индивидуально-дифференцированного методического сопровождения педагогов ДОО и проверку педагогических условий с целью повышения уровня коммуникативной компетентности.