Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DIAGNOSTICS OF CHILDREN’S SOCIAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT WITH MENTAL RETARDATION

Abdurakhmanov S.R. 1 Ibragimova A.R. 1
1 Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov
In this article, there is information about features of formation of children’s social intelligence with mental retardation. Social intelligence is considered as a concept, which is included in the structure of intelligence, and as a special ability to understand the behavior of other people. To learn the level of social intelligence of primary schoolchildren with mental retardation, the results of diagnostics of their communicative skills and abilities to identify feelings and emotions are regarded, using methods of G.Tsukerman, N.Semago. There are principles of educational environment for children with mental retardation in secondary school viewing peculiarities of development of their communicative skills. The fact is that special conditions as a system of deeds providing dynamism, integrity, adaptivity, productivity of development of social and communicative capacities of children with mental disability include: structure of developing educational environment, planning and arranging classes on the basis of collaboration, pair work, group work, monitoring, accompaniment and evaluation of development level of their knowledge, skills and personal qualities.
social intelligence
mental retardation
social development
analysis
social competence
сommunicative and personal development

Тема социального интеллекта в последнее время привлекает всё больше внимание психологов и педагогов. Это обусловлено ускорением темпов жизни, что требует от человека большей адаптации к социуму. Успешность социальной адаптации – способности индивида приспособиться к среде за счёт формирования соответствующих поведенческих реакций – обеспечивает социальный интеллект [1, с. 67]. Социально-психологическое развитие личности предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих социальную адекватность и социальное восприятие. Актуальность исследования социального интеллекта у детей с задержкой психического развития связана с тем, что социальный интеллект в младшем школьном возрасте оказывает особое влияние на формирование межличностных отношений в структуре социального взаимодействия. Значимость развития социального интеллекта у детей с задержкой психического развития заключается в том, что без формирования социального интеллекта не произойдёт их полноценная социализация в начальной школе и обществе. Следовательно, развитие социального интеллекта является необходимым и важным шагом в социализации учащихся в обществе и в процессе усвоения основного жизненного опыта и развития социальных отношений.

Цель исследования заключается в изучении коммуникативно-личностного компонента младших школьников с задержкой психического развития как одного из психолого-педагогических условий формирования социального интеллекта.

Материалы и методы исследования

В младшем школьном возрасте у детей активно развиваются интеллектуальные способности личности, представления о личности и социальном поведении. С началом обучения в младших классах у ребёнка расширяется круг общения. В этот период он учится выстраивать межличностные отношения с ровесниками и взрослыми. От формирования навыков общения в конечном итоге будет зависеть его психическое и эмоциональное состояние.

У детей в младшем школьном возрасте развиваются социально-перцептивные способности, чувствительность, умение сопереживать другому, развитие своего мнения. Анализ литературы по теме исследуемой проблемы показал, что под социальным интеллектом определяется способность понимать других людей, при этом учитывать их интересы, умение сопереживать, устанавливать контакты, прогнозировать развитие коммуникативных процессов, умение оценить социальную ситуацию и правильно понять свою роль в ней. Многие исследователи связывают его с социальным поведением человека и межличностными отношениями. В социально-педагогической практике социальный интеллект рассматривается как умение детей эффективно взаимодействовать с другими людьми.

В последние годы в связи с введением системы интегрированного обучения наблюдается тенденция усиления неоднородности состава учеников общеобразовательной школы по уровню умственного, речевого, психического развития в целом [2, с. 6]. При формировании коммуникативной деятельности таких детей особое внимание отводится установлению полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками, формированию механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников и полноценных межличностных связей [3, с. 16].

Актуальность изучения социального интеллекта младших школьников с задержкой психического развития состоит в том, что социальный интеллект в младшем школьном возрасте оказывает особое влияние на формирование межличностных отношений в структуре социального взаимодействия, так как обеспечивает использование оптимальных моделей поведения во взаимодействии с окружающими, удовлетворённость школьной жизнью [4, с. 91].

Структура социального интеллекта определяет механизм поведения детей, что является значимым элементом социального самоконтроля детей. Развитие и применение социального интеллекта требуется в социальной действительности, когда дети и взрослые сталкиваются с ситуациями социальных конфликтов интересов [5, с. 28]. Поэтому развитие социального интеллекта является необходимым и важным этапом в социализации младших школьников в обществе и в процессе усвоения ими основного опыта жизни и общественных отношений [6, с. 418].

Младшие школьники с задержкой психического развития развиваются в соответствии с теми же базовыми стандартами, проходят в своём развитии те же этапы, что и их нормально развивающиеся одногодки, однако из-за существующих нарушений темпа развития отдельных психических функций отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. По уровню коммуникативной деятельности такие дети находятся на более низкой ступени развития, чем их сверстники [3, с. 21].

Умственное развитие детей с задержкой психического развития в большей степени зависит от социальных условий. Дефект, деструктивно влияющий на социальные отношения ребёнка с задержкой психического развития, затрудняет ему понимание окружающего мира и затрудняет его интеграцию в общество [7, с. 52]. Анализ исследований в области специальной психологии и педагогики показал, что процесс социализации у детей с задержкой психического развития происходит своеобразным образом. Это отражается в том, что их социальные представления фрагментированы и нестабильны, что отражает недостатки усвоения знаний и навыков, а также развитие и формирование социального опыта.

Важно отметить, что младшие школьники с задержкой психического развития не могут полноценно выразить своё эмоциональное состояние, в связи с чем возникают трудности с пониманием состояния сверстников, находящихся рядом, а также с регулированием своего поведения на основе усвоенных норм и правил в школе. При задержке психического развития у младших школьников страдает социальное развитие, его личностное становление – формирование самосознания, самооценки, системы «Я». При нормальном психическом развитии детей наблюдается положительная динамика в адекватности и полноте восприятия «другого», дифференцированности восприятия и понимания эмоций воспринимаемого, достаточный эмоциональный словарь. [8, с. 268].

Рассматривая психологическую структуру социального интеллекта детей с задержкой психического развития, можно выделить такие её факторы, как недостаточная сформированность мотивационной целевой базы деятельности, сферы образов представлений, недоразвитость знаково-символической деятельности, крайне необходимой для школьного обучения. Все эти характеристики наиболее ярко проявляются на уровне игровой активности учащихся. Структура социального интеллекта определяет механизм поведения детей, который является важным элементом социального самоконтроля детей [5, с. 22].

В концепции социального интеллекта выделяют 3 компонента:

– эмоционально-мотивационный, охватывающий эмоциональную чувствительность, сочувствие, эмоциональную выразительность, самооценку, мотивацию взаимодействия;

– когнитивный, включающий в себя знание людей, социальную интуицию, социальное прогнозирование, то есть общие умственные способности, понимание себя и партнера по общению, сущности ситуации общения, прогнозирование развития ситуации и поведения партнеров по общению;

– поведенческий, содержащий навыки конструктивного взаимодействия и способы моделирования поведения и воздействия на партнера [9 , с. 196].

Эффективность формирования социального интеллекта младших школьников с задержкой психического развития во многом зависит от уровня подготовки преподавателей учебных учреждений, их осведомлённости о проблемах и особенностях развития детей с диагнозом «задержка психического развития», психологической толерантности к таким детям и их обучению в обычных общеобразовательных школах, а также готовности и способности помогать им в самореализации.

С целью изучения особенностей формирования социального интеллекта у детей с задержкой психического развития была проведена по методикам Г. Цукерман, Н. Семаго диагностика их коммуникативных умений и способностей к распознанию эмоциональных состояний.

В исследовании приняли участие 2 группы детей в возрасте 7–8 лет: 10 школьников с нормативным развитием и 4 школьника с задержкой психического развития, обучающихся в начальной школе МБОУ «Петровская школа 1» Красногвардейского района Республики Крым.

Результаты исследования и их обсуждение

Главный стержень социального интеллекта включает такие личностные свойства, которые определяют характер общения (психологический контакт и коммуникативную совместимость). Для диагностики социального интеллекта детей с задержкой психического развития в соответствии с компонентами социального интеллекта необходимо исследовать их коммуникативно-личностный потенциал, в связи с чем при проведении исследования применена методика Г. Цукерман «Рукавички».

При проведении данного исследования использовались следующие критерии оценивания: продуктивность совместной деятельности по степени сходства узоров на рукавичках, умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать, взаимоконтроль и взаимопомощь, эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся).

По завершению задания были получены результаты, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Результаты коммуникативно-личностного компонента младших школьников (методика Г. Цукерман «Рукавички»)

Группы детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Дети с задержкой психического развития

0

25 %

75 %

Дети с нормативным психическим развитием

60 %

30 %

10 %

 

Анализ результата показал, что в начале работы у обучающихся с задержкой психического развития наблюдалось затруднение в обсуждении возможных вариантов выполнения задания. У 25 % отмечен пониженный уровень взаимоконтроля и взаимопомощи; зафиксировано позитивное и в отдельных случаях нейтральное эмоциональное отношение, что соответствует среднему уровню коммуникативных умений. 75 % данной категории детей при выполнении задания не могли прийти к согласию между собой, желание к совместной деятельности отсутствовало. Эти показатели говорят о низком уровне коммуникативных умений.

У 60 % детей с нормативным психическим развитием отмечен высокий уровень коммуникативных умений: учащиеся активно включались в обсуждение возможных вариантов выполнения задания и согласованно приняли решение; в ходе выполнения работы оказывали взаимопомощь, 30 % данной категории детей достигли среднего уровня, 10 % – низкого.

Для изучения субъективных представлений ребёнка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и о своём месте в системе значимых для него социальных взаимодействий проведён анализ по методике исследования субъективной оценки межличностных отношений ребёнка (СОМОР) (авторской модификации Н. Семаго методики Р. Жиля).

Данная методика рекомендована для оценки эффективности групповой психокоррекционной работы с детьми с коммуникативными проблемами и предусматривает изучение характеристик эмоционально-личностных отношений с другими людьми, эмоционально-личностные характеристики самого ребёнка (любознательность, стремление к лидерству в группе сверстников, стремление к общению с другими детьми, отгороженность от других детей или взрослых, стремление к уединению, социальная адекватность поведения), а также характеристик мотивационно-волевой сферы, в том числе показатели ведущей мотивации (игровой, учебной, познавательной, соревновательной).

Несомненным достоинством методики является то, что от ребёнка не требуется развёрнутого ответа, что существенно облегчает выполнение задания. Порядок представления рисунков и подачи вопросов строго не регламентирован, последовательность предъявления рисунков и вопросов можно изменять, давать их в удобном для него порядке. Анализ исследования субъективной оценки межличностных отношений представлен в табл. 2.

Таблица 2

Анализ исследования субъективной оценки межличностных отношений ребёнка (СОМОР)

Группы детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Дети с задержкой психического развития

0

25 %

75 %

Дети с нормативным психическим развитием

70 %

30 %

0

 

В процессе проведения исследования было установлено, что 70 % детей с нормативным психическим развитием выполнили задания самостоятельно, тревоги, неуверенности и беспокойства не наблюдалось, отмечена социальная адекватность восприятия ситуаций взаимодействия с людьми, 30 % детей при выполнении задания нуждались в помощи педагога, наблюдался невысокий уровень тревоги, неуверенность, заниженная самооценка.

Дети с задержкой психического развития выполнили задание с помощью педагога, наблюдалась неуверенность. 75 % учащихся выявили низкий уровень, при выполнении задания им требовалась большая организационная помощь, отмечены высокий уровень тревоги, неуверенность в своих силах, низкая самооценка.

Для оценки адекватного опознания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания и оценки межличностных взаимоотношений, в том числе выявления контрастных эмоциональных зон в общении с детьми или взрослыми, проведён анализ исследования по методике «Эмоциональные лица» Н. Семаго.

Критерии данной методики: адекватность оценки эмоционального состояния, яркость эмоциональных образов (эмоциональная заряженность, включающая соответствующую мимическую экспрессию самого ребёнка), уровень дифференцировки эмоциональных проявлений, «словарь эмоций» и сопоставление его со словарным запасом ребёнка, его возрастом и особенностями аффективного реагирования, «конфликтные» зоны, связанные с эмоциональным неблагополучием, инертность, гибкость в восприятии эмоционального состояния, особенности системы базовой аффективной регуляции.

При выполнении задания первой серии дети с нормативным психическим развитием успешно справились с заданием. Выполнение этого задания не вызвало у детей затруднений, что говорит о понимании детьми ярко выраженных эмоциональных состояний. В опознании схематических изображений отвечают правильно, адекватно определяют эмоции, правильно их дифференцируют. Это свидетельствует об адекватности эмоциональной оценки. 90 % детей на высоком уровне обозначили эмоциональные состояния, оценили лицевую экспрессию, выразили собственные переживания. 10 % учащихся с помощью педагога оценили настроение и назвали эмоции, что соответствует среднему уровню.

Во второй серии задание в позиции «радость» выполнили 100 % детей, «страх» – 80 %, «сердитость» – 30 %, «приветливость» – 30 %, «удивление» – 70 %, «обида» – 50 %, «стыд (вина)» – 30 %. Результаты проведённой диагностики свидетельствуют о том, что дети хорошо определяют ярко выраженные эмоции, а изображение пограничных эмоций, таких как приветливость, сердитость, стыд (вина), вызывает у них затруднение.

Дети с задержкой психического развития из-за недостаточного словарного запаса затруднялись точно описывать эмоции. Им легче идентифицировать эмоции с помощью выражения лица, позы. В основном дети в опознании схематических изображений ответили правильно, но неуверенно, рассказы их были незамысловаты. Некоторые из ребят, сомневаясь в правильности собственного ответа, задумывались перед тем как ответить. Язык эмоций развит недостаточно. Особую сложность в первой серии вызвало у них определение эмоции «злость».

При проведении второй серии тестов школьники с задержкой психического развития справились с заданием с помощью педагога. Они способны дифференцировать диаметрально противоположные эмоциональные состояния изображённых персонажей, но возникают трудности при описании таких эмоций, как удивление, приветливость, стыд (вина). Чувство радости и страха назвали все участники тестирования, без проявления интереса дифференцировали эмоциональное состояние изображённого персонажа «сердитость». По данным исследования установлено, что средний уровень определения эмоциональных состояний показал один ребёнок (25 %) и низкий уровень выявлен у трех детей (75 %).

Результаты проведённой методики наглядно представлены на рисунке.

Для формирования социального интеллекта детей с задержкой психического развития большое значение имеет развитие их коммуникативных умений и способностей к распознанию эмоциональных состояний других. При диагностике способностей таких детей к распознаванию эмоциональных состояний отмечается, что дети с задержкой психического развития могут выявлять эмоции, обладающие яркой выраженностью, различать противоположные и разные по смыслу эмоциональные состояния, однако затрудняются в названии эмоций, близких по своим эмоциональным проявлениям [10, с. 63]. Все компоненты социального интеллекта у них снижены по сравнению со сверстниками с нормативным развитием [11, с. 63]. Их способности оцениваются на среднем и низком уровнях.

abdur1.wmf

Анализ способности обозначать эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессию (методика «Эмоциональные лица» Н. Семаго)

Полученные результаты методик показали, что для формирования социального интеллекта у детей с задержкой психического развития необходимо проводить совместную деятельность, которая предусматривает: обогащение воображения и эмоциональных состояний младших школьников с задержкой психического развития; формирование уверенности в себе; развитие возможностей для осознания своих и чужих эмоций и чувств; формирование навыков общения; определение адекватного поведения; развитие умений ориентироваться в обществе и свободно адаптироваться в нём, без трудностей и конфликтных ситуаций; научиться владеть системой опорных элементов опознания невербального поведения.

Разумеется, отношение детей к окружающим в различных жизненных ситуациях основывается на способности сопереживать, сочувствовать. Для этого необходимо развивать коммуникативные навыки, формировать правильное, ответственное социальное поведение и нравственные чувства, которые позволяют воспринимать трудности и радости других людей как свои собственные [12, с. 139].

Выводы

При задержке психического развития у младших школьников присутствуют проблемы в становлении нравственной сферы, т.е. нарушена структура социальных эмоций, при этом понижен эмоциональный контакт со сверстниками, близкими людьми и педагогами. Полученные результаты проведённого исследования социального интеллекта у детей с задержкой психического развития свидетельствуют о том, что почти все компоненты социального интеллекта у них снижены в сравнении с показателями развития их сверстников с нормативным развитием. Младшие школьники с задержкой психического развития умеют распознавать эмоциональные состояния людей, но не различают причины и последствия их состояния.

Для вовлечения младших школьников с задержкой психического развития в активную работу по самосовершенствованию важно заинтересовать их процессом групповых занятий, пробудить интерес к реальному восприятию внутреннего мира своей личности и сверстников. Одним из условий развития социального интеллекта у детей с задержкой психического развития является осознание эмоциональных состояний, то есть понятие ребёнком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. В процессе применения таких методов работы учащиеся пытаются делиться своими переживаниями, проводить анализ эмоций, которые они испытывают. Важным остается то, что таким методом необходимо не акцентировать внимание на своих переживаниях, а скорее, наоборот, снять акцент с собственного «Я» посредством развития сопереживания своим сверстникам, в результате чего должна произойти полная трансформация ценностей и способов воспитания нравственности детей с задержкой психического развития.