Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROFESSIONAL CAPACITY OF KAZAKHSTANI TEACHERS UNDER DISTANCE EDUCATION (THE RESULTS OF MONITORING STUDY)

Ausheva I.U. 1 Kabdykarimova Zh.Zh. 1 Ramazanov R.G. 1
1 Center of Excellence Nazarbaev Intellectual Schools AEO
A wide range of problems – organizational, methodical, psychological and others compelled general education organisations to move to distance-learning mode. In the current situation, it is important not only to make decisions quickly, but also to reflect the situation in a timely manner, based on reliable research results. This article reflects the results of two monitoring studies of the professional capacity of Leading Schools teachers, which serve as a mechanism for providing methodological assistance and support to regional schools in the context of distance-learning mode. The studies were carried out at the beginning and at the end of the fourth quarter of the last academic year, which made it possible not only to obtain data on the preliminary parameters but also to track the evolution of the changes that have taken place. The key parameters of the research are resources, online communication experience, ICT competence, professional development, and difficulties of teachers in the process of distance work. The monitoring studies were carried out in the form of a survey conducted with the participation of principals and teachers from all the Leading Schools in the country – 1,049 – and with the participation of more than 18,000 teachers. The data obtained have been systematized and have made it possible to define priorities, thematic focus, forms and rules for providing methodological support to teachers in the Leading Schools on the most pressing problems.
Leading Schools
professional capacity
distance-learning mode
ICT competence
methodical support

Анализ научно-практических исследований, посвященных эффективности дистанционного обучения, показывает неоднозначность в ее оценке. Сторонники, говорящие о негативных последствиях и потерях, которые понесли дети в условиях дистанционного обучения (ДО), ссылаются на результаты исследований, посвященных «летним потерям». Приверженцы данной точки зрения утверждают о потере знаний, которая может быть сопоставима с потерей знаний в период летних каникул. Согласно результатам исследований [1, 2] школьники из семей с низким доходом отстают от школьников из семей среднего класса на 3,5 месяца учебного года. Вместе с тем существует ряд исследований [3, 4], подтверждающих, что в условиях технологически обеспеченного и грамотно выстроенного дистанционного обучения потерь для учащихся может и не быть. При этом исследователи указанных направлений сходятся во мнении, что решающими факторами, от которых зависит эффективность ДО, являются: ресурсы, условия преподавания и обучения, возможности школ.

Цель исследования: указанные факторы определили фокус мониторинговых исследований, проведенных Центром педагогического мастерства в начале (март 2020 г.) и по завершении IV четверти (июнь 2020 г.) прошедшего учебного года – отследить динамику изменений, произошедших в ведущих школах. Параметрами отслеживания избраны: ресурсное оснащение; ИКТ-компетенции педагогов; опыт онлайн-коммуникации в ведущих школах; влияние дистанционного обучения на достижения учеников; профессиональные проблемы и потребности руководителей и учителей ведущих школ.

Материалы и методы исследования

В каждом исследовании принимали участие все 1049 ведущих школ, выполняющих роль механизма, содействующего успешности обновления содержания среднего образования в Казахстане. Общий охват респондентов составил свыше 18 000 педагогов. Исследования проведены методом анкетирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Общий вывод по итогам первого исследования показал, что переход общеобразовательных организаций на ДО оказался по многим параметрам непростым. На сложность перехода наиболее существенно повлияли два фактора: стремительность перехода и категоричность сложившейся ситуации, не допускающая выбора или возможности комбинировать дистанционное обучение с традиционным. Ожидаемо, что в процессе быстрого перехода на ДО большой проблемой стали электронные ресурсы и ИКТ-компетенции педагогов. Но, несмотря на то, что они являются важнейшим условием реализации ДО, в общем рейтинге проблем они занимают четвертую позицию.

Для более чем 85,0 % респондентов ключевой стала проблема использования уже привычных и успешно апробированных методик, навыков и компетенций в новых условиях. Известный канадский исследователь Майкл Фуллан обращает внимание на то, что даже в относительно простых случаях почти все перемены ценностей в образовании требуют новых умений, нового поведения и новых убеждений [5].

Первые две недели ДО привели к тому, что, минуя сложности, большинство учителей стали применять самые простые способы организации обучения по схеме «предоставление нового материала – контроль» и онлайн-уроки с использованием инструментов видеоконференц-связи.

Второй по актуальности проблемой стало оценивание учебных достижений учеников: 45,4 % считают, что объективное оценивание было затруднительным либо вообще невозможным.

Третью позицию занимает проблема эмоционально-психологического состояния не только руководителей школ и учителей, но и учеников и их родителей. Около 12,0 % педагогов весь период дистанционного обучения испытывали беспокойство, неуверенность в его эффективности, а также неуверенность в своих силах. К этому добавлялось негативное отношение к ДО родителей учеников. С целью сопоставления и отслеживания динамики изменений по указанным проблемам параметры первого исследования были сохранены в процессе проведения второго этапа.

Ресурсное оснащение. Образовательные платформы, приложения/сервисы.

На протяжении всей IV четверти предпочтения в выборе образовательной платформы особых изменений не претерпели: лидерами были и остались: Bilim Land, Google Classroom и электронный портал школы, а в перечне приложений/сервисов – WhatsApp. В оценивании актуальности содержания и практической пригодности названных ресурсов удовлетворение выразила лишь одна треть респондентов (30,2 %); 69,8 % уверены в том, что все перечисленные технические ресурсы нуждаются в улучшениях. Причем, по мнению 23,2 % респондентов, в серьезных улучшениях.

ИКТ-компетенции педагогов ведущих школ. Оценка уровня ИКТ-компетенций респондентов осуществлялась на основе руководства по профессиональной подготовке и повышению квалификации учителей в области использования ИКТ в образовательном процессе, разработанного ЮНЕСКО [6]. Предложенная в данном руководстве шкала оценивания предполагает три уровня ИКТ-компетенций: от простого «Получение знаний» до наивысшего «Создание знаний». Дважды респонденты оценивали свой стартовый уровень ИКТ-компетенций. В первом исследовании констатировали имеющийся уровень на начальном этапе, а во втором – сопоставили стартовый уровень собственных ИКТ-компетенций с тем уровнем, к которому они пришли по завершении учебного года. При различиях в цифровых данных, результаты двух исследований объединяет единая тенденция: в среднем свыше 40,0 % педагогов обладали базовым уровнем, позволяющим им осуществлять лишь элементарные операции. Менее 1/3 респондентов оценивали свой уровень ИКТ-компетенций как достаточный для выполнения задач: создавать цифровую учебную среду; разрабатывать учебные ресурсы; использовать ИКТ для развития у учащихся критического мышления, навыков самообразования и т.д.

Уровень ИКТ-компетенций по завершении IV четверти. Несмотря на то, что 22,4 % педагогов не смогли повысить уровень ИКТ-компетенций на протяжении всего периода дистанционного обучения, динамика позитивных изменений очевидна: доля педагогов, достигших оптимального уровня, возросла от 21,7 % до 41,4 %.

Опыт онлайн-коммуникации в ведущих школах. Современные научно-практические исследования позволяют говорить о важности социального потенциала педагогов в достижении успешности обучения учеников. М. Фуллан отмечает, что профессиональная изоляция учителей ограничивает доступ к новым идеям, приводит к накоплению стресса, не дает увидеть успех, вредит ученикам и самим учителям [5]. Уровень онлайн-коммуникации в ведущих школах в рамках педагогических/методических советов, а также в режиме личного взаимодействия исследовался в обоих исследованиях. Результаты показали очевидные позитивные изменения в регламенте их проведения. Вместе с тем для 40,3 % респондентов общение с коллегами стало затруднительным. В целом 68,3 % респондентов признают высокую степень полезности проведения педагогического/методического советов в онлайн-формате по обобщению лучшего опыта коллег. Остальная доля педагогов (31,7 %), понимая важность подобного рода мероприятий, не нашли в них пользы в силу формального проведения.

Влияние дистанционного обучения на достижения учеников. По мнению около 40,0 % респондентов, ДО способствовало повышению показателей качества обучения учеников, хотя 16,3 % вынуждены были признать, что качество заметно снижено. О полном выполнении учебной программы по дисциплинам учебного плана говорят около 80,0 % респондентов; явную позитивную динамику в достижении прогнозируемых результатов по итогам IV четверти выявили 88,7 % респондентов. Доля педагогов, преподающих в старших классах дисциплины Единого национального тестирования (ЕНТ) и принявших участие в опросе, составила 51,2 %. Из числа данной категории респондентов 21,2 % уверяют, что вынужденный переход на дистанционное обучение либо никак не повлиял, либо во многом позитивно отразился на результатах выпускников по итогам участия в ЕНТ; в то время как 30,1 % отмечают негативное его воздействие. Вместе с тем, принимая во внимание мнения 45,4 % респондентов о том, что ДО сделало невозможным объективность оценивания либо существенно его затрудняло, утверждение около 40,0 % респондентов о заметном повышении показателей качества обучения становятся недостаточно обоснованными.

Профессиональные проблемы и потребности педагогов ведущих школ. На начальном этапе перехода на ДО в 60,8 % педагогических коллективах школ имелись отдельные учителя, способные оказывать методическую поддержку своим коллегами. По окончании IV четверти, по утверждению 68,3 %, названная доля педагогов значительно пополнилась.

Выводы

Данные, полученные по итогам двух мониторинговых исследований, систематизированы в рамках двух направлений – практика обучения и практика управления школами. Далее, по каждому из указанных направлений количественные и качественные данные структурированы в соответствии с предварительно разработанными параметрами по характеру воздействия – позитивное и негативное (таблица).

Воздействие дистанционного обучения (ДО) на школьные процессы

ПАРАМЕТРЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

ПОЗИТИВНОЕ

НЕГАТИВНОЕ

1

2

3

Практика преподавания и учения

Отношение родителей к ДО

14,8% – было и остается позитивным;

28,2% – в начале четверти было негативным, но стало позитивным

5,4% – в начале четверти было позитивным, но стало негативным;

19,3% – было и остается негативным

Качество знаний

41,9% – стало заметно выше

16,3% – стало заметно ниже

Объективность оценивания

9,6% – при ДО возможно беспрепятственно

45,4% – при ДО стало невозможным либо существенно затруднено

Самостоятельность учеников в обучении

43,2% – ДО содействует самостоятельности

14,9% – ДО препятствует самостоятельности

Окончание таблицы

1

2

3

Отношение учеников к обучению

13,5% – повысился интерес;

20,1% – стали более организованными и уверенными в своих силах;

7,9% – стали более активными

15,9% – снизился интерес;

19,0% – снизилась ответственность;

11,0% – стали более раздражительными, повысилась тревожность

Результаты оценивания за четверть

60,0% – результаты стали выше

11,4% – результаты стали ниже

Готовность к ЕНТ

(отвечали 51,2% респондентов)

21,1% – ДО повлияло во многом позитивно

30,1% – ДО повлияло во многом негативно

Практика управления школами

База электронных методических ресурсов

78,8% – пополнилась

14,8% – осталась без изменений;

6,4% – в школе не было и нет данной базы

Кадровый потенциал для оказания методической помощи

68,6% – значительно пополнен

22,6% – не пополнен; были и остались единицы

Режим функционирования школ

27,6% школ полностью изменили свой план, адаптируя его к новым условиям;

21,4% школ способны самостоятельно решать возникающие проблемы;

4,5% школ намерены использовать ДО постоянно

в 3,7% школах произошел сбой в работе;

в 8,9% школах выявлена группа учителей, нуждающихся во внешней методической помощи

Взаимодействие с коллегами

41,0% – стали чаще общаться и обсуждать профессиональные проблемы

35,7% – испытывают дефицит времени для общения с коллегами

Работа педагогических/ методических советов

в 68,3% школах чрезвычайно полезна по всем либо по многим вопросам ДО

в 14,6% школах в редких случаях полезна; чаще – формальное и бесполезное проведение

Эмоционально-психологическое состояние педагогов

82,6% педагогов стали спокойнее и увереннее;

всегда были позитивно настроены на освоение нового формата работы;

стали менее тревожными и беспокойными

у 11,4% педагогов осталось беспокойство и неуверенность в эффективности ДО и неуверенность в своих силах

Данная структуризация результатов исследований позволила выявить наиболее актуальные проблемы, конкретизировать их, определить адресность и тематику, выбрать оптимальные формы и эффективные методы оказания методической поддержки. Основными направлениями профессионального развития педагогов определены: оценивание учебных достижений учеников; эффективная и конструктивная обратная связь со всем классом и каждым учеником; самодисциплина и саморегуляция учеников; формы и методы подачи нового учебного материала в онлайн-режиме; сотрудничество с родителями учеников, их понимание и поддержка; мониторинг успешности обучения; разработка критериев постижения учениками нового учебного материала и критериев отслеживания динамики обучения.

На основе результатов данных исследований Центром педагогического мастерства были приняты оперативные меры по разработке курса «Учусь учить дистанционно» для обучения педагогов в каникулярный период с целью подготовки к новому учебному году. По данному курсу прошли обучение свыше 300 000 педагогов казахстанских школ, в том числе ведущих школ. Ход обучения сопровождался проведением мониторингового исследования с целью оценки содержания и результативности обучения. В среднем около 83,0 % респондентов признали высокий уровень эргономичности образовательной платформы stepik, используемой в ходе обучения, особо отмечая ее доступность, мобильность, функциональность и понятность интерфейса. Около 80,0 % респондентов оценили содержание программы курса в диапазоне высших баллов, соответствующих характеристикам «хорошо» и «отлично», и отметили высокую степень позитивного воздействия обучения не только на уровень ИКТ-компетенций, но и на их эмоционально-психологическое состояние.