В настоящее время современная система образования – это яркая палитра инновационных технологий, которые своим рождением обязаны научно-техническому прогрессу. Они дают возможность преподавателю раскрыть новые стороны личности обучаемого и представляют собой широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Потребность в специалистах нового типа острее всего ощущается сегодня в МВД РФ в связи с апробацией этического кодекса полицейского. В соответствии с ним каждый сотрудник должен соблюдать основные нормы русского языка. Поэтому формирование коммуникативных компетенций слушателей является приоритетной задачей современной системы образования. Кроме того, сотрудник полиции должен уметь быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и тактичность, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Поэтому преподавателям необходимо овладевать педагогическими технологиями, которые формируют у обучающихся умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Цель исследования: представление результатов исследования инновационных технологий по формированию коммуникативной компетенции слушателей юридического института.
Материалы и методы исследования
В работе были использованы общенаучные и специальные методы: анализ, синтез, обобщение, внутренняя реконструкция, экспериментально-фонетические исследования, методы психолингвистики.
Результаты исследования и их обсуждение
Необходимо представить авторское понимание общетеоретических вопросов, касающихся толкования понятия «коммуникативная компетенция», определения объема и структуры его содержания. Толкование научного термина «коммуникативная компетенция» имеет долгую и интересную историю. В процессе трансформации оно получило индивидуальное обозначение – это способность человека образовывать новые предикаты и устанавливать сходства и различия в составе сложной единицы [1, с. 4].
По мнению В. Ульриха, «коммуникативная компетенция» – это совокупность лингвистических, когнитивных, вербальных, понятийных взаимодополняющих компонентов [2, с. 49; 3].
В русской лингвистике впервые встречается в трудах М.Н. Вятютнева [4]. Ученый смог расширить и дифференцировать понимание категории «коммуникативная компетенция» [5, с. 168]: «Коммуникативная компетенция – это способность человека общаться в трудовой или учебной деятельности, удовлетворяя свои интеллектуальные запросы» [6, с. 80]. Этот термин обладает специфическими свойствами: интеллектуальные способности человека [7], сфера употребления [8].
В настоящее время коммуникативная компетенция рассматривается как процесс обогащения информацией индивида [9]. Данное понятие характеризует раздельное или совокупное множество объектов и содержательную сторону [4] термина. Оно представляет совокупность отдельных взятых единиц: говорение, письмо, слушание, чтение.
Данное представление опирается на автономность и не учитывается без их взаимообусловленности. В связи с этим М.Н. Вятютнев приходит к мысли о существовании двух компетенций: продуцированной и рецепционной [10].
На наш взгляд, при раскрытии данного вопроса в первую очередь необходимо учитывать тип носителя [10]. Каждый индивид должен не только излагать свои мысли, но и уметь слушать коммуникатора [10]. Так и процесс написания языковых единиц сопровождается чтением. Только декларирование текста не требует параллельности языковых процессов [11]. Существуют несколько вариантов общения в зависимости от роли коммуникатора [12]. Поэтому очень важна структура в процессе построения высказывания, которая представлена на рисунке.
Состав коммуникативной компетенции
Поэтому для формирования основных компонентов коммуникации, языкового, предметного, прагматического, необходимо использовать инновационные технологии. Содержание дисциплины «Русский язык и культура речи» направлено на повышение речевых навыков будущих сотрудников полиции, особенно в условиях интенсивной подготовки специалистов. Успех в достижении поставленных задач данного учебного предмета во многом зависит от использования педагогических методов.
В качестве примера формирования коммуникативной компетенции рассмотрим ряд заданий с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникационных, личностно-ориентированных, профессионально-ориентированных. Они позволяют педагогу быть не только источником информации, но и организатором и координатором учебного процесса, направляя деятельность обучающихся в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности личности. Задача преподавателя – включить самого слушателя в учебную деятельность, организуя процесс самостоятельного овладения новыми знаниями.
Основой процесса общения является языковой компонент. Он оперирует всеми лингвистическими уровнями [13]. Очень важна в данном процессе последовательность и доминантность, так как это необходимо для реализации когнитивного высказывания. Использование технологии профессионально-ориентированного обучения способствует повышению уровня овладения языковым компонентом. Актуальность этой методики заключается в сочетании обучения (нормативно-сообразной деятельности общества) и учения (индивидуальной значимой деятельности отдельного субъекта, в которой реализуется опыт его жизнедеятельности). Для практики слушателям предлагаются задания профессионально-ориентированной технологии по теме «Культура речи сотрудника МВД». Целевая установка таких видов упражнений – формирование профессиональной лексики в деловом общении.
Задание 1. Определите толкование лексем
1. |
Легитимность |
Предложение |
2. |
Отчуждение имущества |
Передача |
3. |
Оферта |
Согласие народа с властью |
4. |
Cервитут |
Пользование чужими землями |
Задание 2. Замените профессионализмы нормативными языковыми единицами
1. |
Работать на земле |
|
2. |
Висяк |
|
3. |
Королева мертвых |
|
4. |
Джульбарс |
Языковой компонент коммуникативной компетенции строит высказывания с разными уровнями семантической принадлежности. Процесс обучения языку как деятельности – развивать в личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в профессиональной деятельности. Они обогащают содержательную сторону предметной компетенции слушателей в процессе изучения ими русского языка и культуры речи.
Второй компонент коммуникативной компетенции – предметный. Он контролирует денотативность высказываний. Ведет отбор языковых единиц с учетом когнитивных потребностей коммуникатора.
Использование информационно-коммуникативных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Применение их способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к русскому языку и культуре речи, активизирует познавательную деятельность слушателей. Рассмотрим задания с использованием информационно-коммуникационной технологии. Они направлены на формирование предметной компетентности. В ходе проведения семинарского занятия по теме «Стилистическое многообразие официально-делового языка» [14, с. 100] слушателям предложено сместить акцент с вербальных методов обучения на поисковые и творческие, создав учебный фильм « Грядущая реальность», подготовленный самостоятельно по материалам передачи «Человек и закон» от 10.02.2011 г. Целью данного задания является «извлечение» необходимого материала и составление официально-делового документа.
Слушателям предложено выполнить следующие задания:
1. Отредактировать рапорт участкового из поселка Малая Бича о пропаже поросёнка Бори.
2. Написать официальный документ в соответствии с законодательной базой РФ.
3. Составить фабулу видеофильма «Грядущая реальность».
Следующие задания направлены на визуализацию полученной информации. Слушателям предлагается создать флеш-карточки по теме «Типология официально-деловых документов», используя сервис Web 2.0.Обучающиеся создают на сервисе Study Stack небольшие прямоугольники, на одной стороне которых пишут вопрос (понятие, определение), а на второй – ответ. Это Сервис Study Stack помог сгенерировать учебный материал. Именно такие задания развивают творческий потенциал личности; ликвидируют пробелы в знаниях; удовлетворяют индивидуальные особенности и потребности обучающихся [14, с. 100].
На этапе закрепления знаний по теме «Морфологические средства в письменной деловой речи» слушателем предложено просмотреть фрагмент фильма «Инспектор ГАИ» (1982 г., режиссёр Эльдор Уразбаев), создать на сервере https://www.preceden.com/?utm_source=timerime&utm_campaign=homepage «Ленту времени». Это шкала времени, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Данное задание предполагает обязательную фиксацию «цифрового следа» образовательного процесса, к которому можно вернуться по прошествии времени. Обучающиеся должны последовательно воспроизвести совершение правонарушение героем, при этом используя отглагольные имена существительные. Слушатели успешно справились с этим заданием, «нанизывали» на ленту времени не только события, но и изображения, видео и звук, а текст оформили как гиперссылку на сторонний ресурс в интернете. Именно задания с использованием инновационных технологий являются основным вектором к совершенствованию речевых качеств обучающихся.
Прагматический компонент коммуникативной компетенции реализуется в определённой речевой обстановке с учетом стилевой принадлежности языковых единиц [9]. Наиболее успешно формируются элементы данного компонента на практическом занятии по теме: «Стилевая система современного русского языка». Слушателям предлагается составить диктальное высказывание «Языковые единицы официального стиля». При этом обучающиеся должны соблюдать требования к таким языковым единицам: идейность, целостность, логичность, доступность, уместность. В то же время высказывание должно быть грамматически правильно построено, должно быть эмоциональным, информативным. Для отработки навыков построения предложения с использованием прагматического компонента целесообразно использовать задания личностно-ориентированной технологии. Так, на практическом занятии «Нарушение лексических норм» слушателям предложено выполнить упражнения на устранение лексической недостаточности слов (таблица).
Лексическая норма современного русского литературного языка
№ |
Лексическая ненормативность |
Правильный вариант |
1. |
Неизвестное лицо нанесло телесное повреждение лицо без постоянного места жительства |
|
2. |
Сегодня состоится тезисное общение с начальником ОВД |
|
3. |
Правонарушителей нанес зубами увечье |
|
4 |
Была сформирована группа в форме 30 человек |
Задание 3. Установите соответствие между словами официально-делового стиля и устойчивыми словосочетаниями
1. |
С моих слов записано верно и мною прочитано |
Задержанный |
2. |
Возбудить дело |
Начало |
3. |
Задержать по подозрению в убийстве |
Потерявшийся |
4. |
Пропавший без вести |
Согласен |
Такие виды упражнений помогают слушателям расширить знания о фразеологических оборотах, их происхождении, пробудить лингвистический интерес.
Данное упражнение помогает обучающимся «бороться» с лексической бедностью словарного состава. Поэтому изосемические высказывания формируют языковую и предметную компетенцию обучающихся, непосредственно реализуется прагматическая компетенция.
Авторский опыт проведения занятий по формированию элементов коммуникативной компетенции с использованием инновационных технологий показал, что эффективность такого вида обучения и усиление активности слушателей во многом зависят от правильно выбранной методики подачи материала.
Заключение
Охарактеризованные технологии призваны улучшить качество обучения русскому языку и культуре речи будущих сотрудников правоохранительных органов МВД. Применение их поможет слушателям преодолеть пассивную позицию на занятиях, повысить качество подготовки специалистов, усвоить нормы сетевого общения и сотрудничества информационные концепции знаний и навыков, улучшить когнитивные мыслительные процессы. Поэтому современный уровень развития и темп внедрения инновационных технологий в образовательный процесс формирует траекторию дальнейшего совершенствования коммуникативных способностей личности.
Представленный опыт может быть использован для обновления содержания учебных программ, учебно-методических пособий по дисциплине «Русский язык и культура речи», а также для специалистов в области филологии и педагогики.