Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR FORMING THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF LAW INSTITUTE STUDENTS

Polyakova T.A. 1
1 Rostov law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia Volgodonsk branch
The article is devoted to the problem of formation of students ‘ communicative competence using innovative technologies. This problem is relevant at the moment, because the need for a new type of specialist is most acutely felt today in the Ministry of internal Affairs. This is possible if students master the main components of communicative competence: language, subject, and pragmatic. The use of innovative technologies increases the level of learning and contributes to increasing interest in learning the Russian language and culture of speech and forms the communicative competence of students. The purpose of the research is to consider the linguistic need, which is not limited only to its communicative aspect. The experience of conducting classes on the formation of elements of communicative competence using new methods has shown that the effectiveness of this form of training and increasing the activity of students. The author asserts the indisputability of the use of innovative technologies, which will require a certain organizational restructuring of the educational process. It will concern planning the work of teachers, preparing the laboratory base for front-line work, and forming a contingent of students. The research may be of interest to specialists in the field of pedagogy and Philology.
communicative competence
innovative technologies
lan-guage
subject
pragmatic aspects

В настоящее время современная система образования – это яркая палитра инновационных технологий, которые своим рождением обязаны научно-техническому прогрессу. Они дают возможность преподавателю раскрыть новые стороны личности обучаемого и представляют собой широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Потребность в специалистах нового типа острее всего ощущается сегодня в МВД РФ в связи с апробацией этического кодекса полицейского. В соответствии с ним каждый сотрудник должен соблюдать основные нормы русского языка. Поэтому формирование коммуникативных компетенций слушателей является приоритетной задачей современной системы образования. Кроме того, сотрудник полиции должен уметь быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и тактичность, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Поэтому преподавателям необходимо овладевать педагогическими технологиями, которые формируют у обучающихся умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Цель исследования: представление результатов исследования инновационных технологий по формированию коммуникативной компетенции слушателей юридического института.

Материалы и методы исследования

В работе были использованы общенаучные и специальные методы: анализ, синтез, обобщение, внутренняя реконструкция, экспериментально-фонетические исследования, методы психолингвистики.

Результаты исследования и их обсуждение

Необходимо представить авторское понимание общетеоретических вопросов, касающихся толкования понятия «коммуникативная компетенция», определения объема и структуры его содержания. Толкование научного термина «коммуникативная компетенция» имеет долгую и интересную историю. В процессе трансформации оно получило индивидуальное обозначение – это способность человека образовывать новые предикаты и устанавливать сходства и различия в составе сложной единицы [1, с. 4].

По мнению В. Ульриха, «коммуникативная компетенция» – это совокупность лингвистических, когнитивных, вербальных, понятийных взаимодополняющих компонентов [2, с. 49; 3].

В русской лингвистике впервые встречается в трудах М.Н. Вятютнева [4]. Ученый смог расширить и дифференцировать понимание категории «коммуникативная компетенция» [5, с. 168]: «Коммуникативная компетенция – это способность человека общаться в трудовой или учебной деятельности, удовлетворяя свои интеллектуальные запросы» [6, с. 80]. Этот термин обладает специфическими свойствами: интеллектуальные способности человека [7], сфера употребления [8].

В настоящее время коммуникативная компетенция рассматривается как процесс обогащения информацией индивида [9]. Данное понятие характеризует раздельное или совокупное множество объектов и содержательную сторону [4] термина. Оно представляет совокупность отдельных взятых единиц: говорение, письмо, слушание, чтение.

Данное представление опирается на автономность и не учитывается без их взаимообусловленности. В связи с этим М.Н. Вятютнев приходит к мысли о существовании двух компетенций: продуцированной и рецепционной [10].

На наш взгляд, при раскрытии данного вопроса в первую очередь необходимо учитывать тип носителя [10]. Каждый индивид должен не только излагать свои мысли, но и уметь слушать коммуникатора [10]. Так и процесс написания языковых единиц сопровождается чтением. Только декларирование текста не требует параллельности языковых процессов [11]. Существуют несколько вариантов общения в зависимости от роли коммуникатора [12]. Поэтому очень важна структура в процессе построения высказывания, которая представлена на рисунке.

pol1.wmf

Состав коммуникативной компетенции

Поэтому для формирования основных компонентов коммуникации, языкового, предметного, прагматического, необходимо использовать инновационные технологии. Содержание дисциплины «Русский язык и культура речи» направлено на повышение речевых навыков будущих сотрудников полиции, особенно в условиях интенсивной подготовки специалистов. Успех в достижении поставленных задач данного учебного предмета во многом зависит от использования педагогических методов.

В качестве примера формирования коммуникативной компетенции рассмотрим ряд заданий с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникационных, личностно-ориентированных, профессионально-ориентированных. Они позволяют педагогу быть не только источником информации, но и организатором и координатором учебного процесса, направляя деятельность обучающихся в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности личности. Задача преподавателя – включить самого слушателя в учебную деятельность, организуя процесс самостоятельного овладения новыми знаниями.

Основой процесса общения является языковой компонент. Он оперирует всеми лингвистическими уровнями [13]. Очень важна в данном процессе последовательность и доминантность, так как это необходимо для реализации когнитивного высказывания. Использование технологии профессионально-ориентированного обучения способствует повышению уровня овладения языковым компонентом. Актуальность этой методики заключается в сочетании обучения (нормативно-сообразной деятельности общества) и учения (индивидуальной значимой деятельности отдельного субъекта, в которой реализуется опыт его жизнедеятельности). Для практики слушателям предлагаются задания профессионально-ориентированной технологии по теме «Культура речи сотрудника МВД». Целевая установка таких видов упражнений – формирование профессиональной лексики в деловом общении.

Задание 1. Определите толкование лексем

1.

Легитимность

Предложение

2.

Отчуждение имущества

Передача

3.

Оферта

Согласие народа с властью

4.

Cервитут

Пользование чужими землями

Задание 2. Замените профессионализмы нормативными языковыми единицами

1.

Работать на земле

 

2.

Висяк

 

3.

Королева мертвых

 

4.

Джульбарс

 

Языковой компонент коммуникативной компетенции строит высказывания с разными уровнями семантической принадлежности. Процесс обучения языку как деятельности – развивать в личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в профессиональной деятельности. Они обогащают содержательную сторону предметной компетенции слушателей в процессе изучения ими русского языка и культуры речи.

Второй компонент коммуникативной компетенции – предметный. Он контролирует денотативность высказываний. Ведет отбор языковых единиц с учетом когнитивных потребностей коммуникатора.

Использование информационно-коммуникативных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Применение их способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к русскому языку и культуре речи, активизирует познавательную деятельность слушателей. Рассмотрим задания с использованием информационно-коммуникационной технологии. Они направлены на формирование предметной компетентности. В ходе проведения семинарского занятия по теме «Стилистическое многообразие официально-делового языка» [14, с. 100] слушателям предложено сместить акцент с вербальных методов обучения на поисковые и творческие, создав учебный фильм « Грядущая реальность», подготовленный самостоятельно по материалам передачи «Человек и закон» от 10.02.2011 г. Целью данного задания является «извлечение» необходимого материала и составление официально-делового документа.

Слушателям предложено выполнить следующие задания:

1. Отредактировать рапорт участкового из поселка Малая Бича о пропаже поросёнка Бори.

2. Написать официальный документ в соответствии с законодательной базой РФ.

3. Составить фабулу видеофильма «Грядущая реальность».

Следующие задания направлены на визуализацию полученной информации. Слушателям предлагается создать флеш-карточки по теме «Типология официально-деловых документов», используя сервис Web 2.0.Обучающиеся создают на сервисе Study Stack небольшие прямоугольники, на одной стороне которых пишут вопрос (понятие, определение), а на второй – ответ. Это Сервис Study Stack помог сгенерировать учебный материал. Именно такие задания развивают творческий потенциал личности; ликвидируют пробелы в знаниях; удовлетворяют индивидуальные особенности и потребности обучающихся [14, с. 100].

На этапе закрепления знаний по теме «Морфологические средства в письменной деловой речи» слушателем предложено просмотреть фрагмент фильма «Инспектор ГАИ» (1982 г., режиссёр Эльдор Уразбаев), создать на сервере https://www.preceden.com/?utm_source=timerime&utm_campaign=homepage «Ленту времени». Это шкала времени, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Данное задание предполагает обязательную фиксацию «цифрового следа» образовательного процесса, к которому можно вернуться по прошествии времени. Обучающиеся должны последовательно воспроизвести совершение правонарушение героем, при этом используя отглагольные имена существительные. Слушатели успешно справились с этим заданием, «нанизывали» на ленту времени не только события, но и изображения, видео и звук, а текст оформили как гиперссылку на сторонний ресурс в интернете. Именно задания с использованием инновационных технологий являются основным вектором к совершенствованию речевых качеств обучающихся.

Прагматический компонент коммуникативной компетенции реализуется в определённой речевой обстановке с учетом стилевой принадлежности языковых единиц [9]. Наиболее успешно формируются элементы данного компонента на практическом занятии по теме: «Стилевая система современного русского языка». Слушателям предлагается составить диктальное высказывание «Языковые единицы официального стиля». При этом обучающиеся должны соблюдать требования к таким языковым единицам: идейность, целостность, логичность, доступность, уместность. В то же время высказывание должно быть грамматически правильно построено, должно быть эмоциональным, информативным. Для отработки навыков построения предложения с использованием прагматического компонента целесообразно использовать задания личностно-ориентированной технологии. Так, на практическом занятии «Нарушение лексических норм» слушателям предложено выполнить упражнения на устранение лексической недостаточности слов (таблица).

Лексическая норма современного русского литературного языка

Лексическая ненормативность

Правильный вариант

1.

Неизвестное лицо нанесло телесное повреждение лицо без постоянного места жительства

 

2.

Сегодня состоится тезисное общение с начальником ОВД

 

3.

Правонарушителей нанес зубами увечье

 

4

Была сформирована группа в форме 30 человек

 

Задание 3. Установите соответствие между словами официально-делового стиля и устойчивыми словосочетаниями

1.

С моих слов записано верно и мною прочитано

Задержанный

2.

Возбудить дело

Начало

3.

Задержать по подозрению в убийстве

Потерявшийся

4.

Пропавший без вести

Согласен

Такие виды упражнений помогают слушателям расширить знания о фразеологических оборотах, их происхождении, пробудить лингвистический интерес.

Данное упражнение помогает обучающимся «бороться» с лексической бедностью словарного состава. Поэтому изосемические высказывания формируют языковую и предметную компетенцию обучающихся, непосредственно реализуется прагматическая компетенция.

Авторский опыт проведения занятий по формированию элементов коммуникативной компетенции с использованием инновационных технологий показал, что эффективность такого вида обучения и усиление активности слушателей во многом зависят от правильно выбранной методики подачи материала.

Заключение

Охарактеризованные технологии призваны улучшить качество обучения русскому языку и культуре речи будущих сотрудников правоохранительных органов МВД. Применение их поможет слушателям преодолеть пассивную позицию на занятиях, повысить качество подготовки специалистов, усвоить нормы сетевого общения и сотрудничества информационные концепции знаний и навыков, улучшить когнитивные мыслительные процессы. Поэтому современный уровень развития и темп внедрения инновационных технологий в образовательный процесс формирует траекторию дальнейшего совершенствования коммуникативных способностей личности.

Представленный опыт может быть использован для обновления содержания учебных программ, учебно-методических пособий по дисциплине «Русский язык и культура речи», а также для специалистов в области филологии и педагогики.