Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Полякова Т.А. 1
1 ВФ ФГКОУ ВО «Ростовский юридический институт» МВД России
Автор рассматривает приоритетную задачу Министерства внутренних дел Российской Федерации – формирование коммуникативных компетенций будущих сотрудников полиции. Развитие речевых способностей слушателей является приоритетной задачей современной системы образования, так как сотрудник полиции должен уметь быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и тактичность, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Целью статьи является представление результатов исследования инновационных технологий по формированию коммуникативной компетенции слушателей юридического института. При написании статьи автором были использованы методы общенаучные: анализ, синтез, обобщение – и специальные: внутренней реконструкции, экспериментально-фонетических исследований, психолингвистики. В работе представлен опыт проведения занятий по формированию элементов коммуникативной компетентности с использованием инновационных технологий. Они позволяют педагогу быть не только источником информации, но и организатором и координатором учебного процесса, направляя деятельность обучающихся в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности личности. Задача преподавателя – включить самого слушателя в учебную деятельность, организуя процесс самостоятельного овладения новыми знаниями, научить работать в средах пользовательского взаимодействия, создать сетевое учебное содержание; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников и участие в работе сообщества. Представленный опыт может быть использован для обновления содержания учебных программ, учебно-методических пособий по дисциплине: «Русский язык и культура речи», а также для специалистов в области филологии и педагогики.
коммуникативная компетенция
инновационные технологии
языковой
предметный
прагматический аспекты
1. Круглякова Г.В. Формирование профессиональной информационно-коммуникативной компетенции студентов-филологов средствами иностранного языка // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2013. № 4 (14). С. 1.
2. Халилзадех А.З. Учебный текст как неотъемлемая часть лингводидактической системы // Вестник РУДН, серия Теория языка. Семиотика. Семантика. 2012. № 3. С. 119.
3. Бисенбаева Ж.Н. Формирование коммуникативной компетенции у будущих офицеров на основе современных педагогических технологий: дис. … канд. пед. наук. Алмата, 2013. 297 с.
4. Балобанова Л.А. Развитие коммуникативной компетенции иностранцев-филологов на занятиях по синтаксической фразеологии // Гуманитарные исследования в восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2010. № 1 (9). С. 74.
5. Вялых В.В., Неволина В.В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущих медицинских работников на этапе обучения в вузе // Дискуссия. 2015. № 6 (58). С. 136.
6. Шейхи Н.Д., Момтаз Т. Проблемы и потребности обучения русскому языку в иранской аудитории // Вестник ВГУ. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 4. С. 146.
7. Абжанова А.Х., Тажибаева Р.Д. Применение мультимедиа в учебном процессе вуза: материалы третьего республиканского фестиваля педагогических идей // Инновационная педагогика: миссия, ресурсы и технологии. 2015. № 2. С. 49.
8. Полякова Т.А., Пшеничкин А.А. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел // Вопросы педагогики. 2019. № 9–1. С. 100.
9. Максимова Э.В., Ишмурадова А.М., Калашникова М.Р., Рысева Ю.В. Реализация условий формирования коммуникативной компетенции студентов в процессе изучения иностранных языков в техническом вузе // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 3 (47). С. 121.
10. Бисенбаева Ж.Н. Формирование коммуникативной компетенции у будущих офицеров на основе современных педагогических технологий: дис. … канд. пед. наук. Алмата, 2013. 297 с.
11. Пугачёв И.А., Яркина Л.П. Обучение коммуникативному поведению как один из факторов формирования межкультурной компетенции // Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность. 2013. № 4. С. 23.
12. Биченок Л.П. Текст по специальности: методика проведения учебного занятия с иностранными военнослужащими // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. 2016. № 1 (20). С. 27.
13. Стурикова М.В. Коммуникативная компетенция: к вопросу о дефиниции и структуре // Инновационнные проекты и программы в образовании. 2015. № 6. С. 27.
14. Мусаелян И.Ф. Анализ понятий «компетенция», «компетентность» и «коммуникативная компетенция» в научной литературе // Актуальные вопросы науки. 2016. № 3. С. 49.

В настоящее время современная система образования – это яркая палитра инновационных технологий, которые своим рождением обязаны научно-техническому прогрессу. Они дают возможность преподавателю раскрыть новые стороны личности обучаемого и представляют собой широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Потребность в специалистах нового типа острее всего ощущается сегодня в МВД РФ в связи с апробацией этического кодекса полицейского. В соответствии с ним каждый сотрудник должен соблюдать основные нормы русского языка. Поэтому формирование коммуникативных компетенций слушателей является приоритетной задачей современной системы образования. Кроме того, сотрудник полиции должен уметь быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и тактичность, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Поэтому преподавателям необходимо овладевать педагогическими технологиями, которые формируют у обучающихся умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Цель исследования: представление результатов исследования инновационных технологий по формированию коммуникативной компетенции слушателей юридического института.

Материалы и методы исследования

В работе были использованы общенаучные и специальные методы: анализ, синтез, обобщение, внутренняя реконструкция, экспериментально-фонетические исследования, методы психолингвистики.

Результаты исследования и их обсуждение

Необходимо представить авторское понимание общетеоретических вопросов, касающихся толкования понятия «коммуникативная компетенция», определения объема и структуры его содержания. Толкование научного термина «коммуникативная компетенция» имеет долгую и интересную историю. В процессе трансформации оно получило индивидуальное обозначение – это способность человека образовывать новые предикаты и устанавливать сходства и различия в составе сложной единицы [1, с. 4].

По мнению В. Ульриха, «коммуникативная компетенция» – это совокупность лингвистических, когнитивных, вербальных, понятийных взаимодополняющих компонентов [2, с. 49; 3].

В русской лингвистике впервые встречается в трудах М.Н. Вятютнева [4]. Ученый смог расширить и дифференцировать понимание категории «коммуникативная компетенция» [5, с. 168]: «Коммуникативная компетенция – это способность человека общаться в трудовой или учебной деятельности, удовлетворяя свои интеллектуальные запросы» [6, с. 80]. Этот термин обладает специфическими свойствами: интеллектуальные способности человека [7], сфера употребления [8].

В настоящее время коммуникативная компетенция рассматривается как процесс обогащения информацией индивида [9]. Данное понятие характеризует раздельное или совокупное множество объектов и содержательную сторону [4] термина. Оно представляет совокупность отдельных взятых единиц: говорение, письмо, слушание, чтение.

Данное представление опирается на автономность и не учитывается без их взаимообусловленности. В связи с этим М.Н. Вятютнев приходит к мысли о существовании двух компетенций: продуцированной и рецепционной [10].

На наш взгляд, при раскрытии данного вопроса в первую очередь необходимо учитывать тип носителя [10]. Каждый индивид должен не только излагать свои мысли, но и уметь слушать коммуникатора [10]. Так и процесс написания языковых единиц сопровождается чтением. Только декларирование текста не требует параллельности языковых процессов [11]. Существуют несколько вариантов общения в зависимости от роли коммуникатора [12]. Поэтому очень важна структура в процессе построения высказывания, которая представлена на рисунке.

pol1.wmf

Состав коммуникативной компетенции

Поэтому для формирования основных компонентов коммуникации, языкового, предметного, прагматического, необходимо использовать инновационные технологии. Содержание дисциплины «Русский язык и культура речи» направлено на повышение речевых навыков будущих сотрудников полиции, особенно в условиях интенсивной подготовки специалистов. Успех в достижении поставленных задач данного учебного предмета во многом зависит от использования педагогических методов.

В качестве примера формирования коммуникативной компетенции рассмотрим ряд заданий с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникационных, личностно-ориентированных, профессионально-ориентированных. Они позволяют педагогу быть не только источником информации, но и организатором и координатором учебного процесса, направляя деятельность обучающихся в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности личности. Задача преподавателя – включить самого слушателя в учебную деятельность, организуя процесс самостоятельного овладения новыми знаниями.

Основой процесса общения является языковой компонент. Он оперирует всеми лингвистическими уровнями [13]. Очень важна в данном процессе последовательность и доминантность, так как это необходимо для реализации когнитивного высказывания. Использование технологии профессионально-ориентированного обучения способствует повышению уровня овладения языковым компонентом. Актуальность этой методики заключается в сочетании обучения (нормативно-сообразной деятельности общества) и учения (индивидуальной значимой деятельности отдельного субъекта, в которой реализуется опыт его жизнедеятельности). Для практики слушателям предлагаются задания профессионально-ориентированной технологии по теме «Культура речи сотрудника МВД». Целевая установка таких видов упражнений – формирование профессиональной лексики в деловом общении.

Задание 1. Определите толкование лексем

1.

Легитимность

Предложение

2.

Отчуждение имущества

Передача

3.

Оферта

Согласие народа с властью

4.

Cервитут

Пользование чужими землями

Задание 2. Замените профессионализмы нормативными языковыми единицами

1.

Работать на земле

 

2.

Висяк

 

3.

Королева мертвых

 

4.

Джульбарс

 

Языковой компонент коммуникативной компетенции строит высказывания с разными уровнями семантической принадлежности. Процесс обучения языку как деятельности – развивать в личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в профессиональной деятельности. Они обогащают содержательную сторону предметной компетенции слушателей в процессе изучения ими русского языка и культуры речи.

Второй компонент коммуникативной компетенции – предметный. Он контролирует денотативность высказываний. Ведет отбор языковых единиц с учетом когнитивных потребностей коммуникатора.

Использование информационно-коммуникативных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Применение их способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к русскому языку и культуре речи, активизирует познавательную деятельность слушателей. Рассмотрим задания с использованием информационно-коммуникационной технологии. Они направлены на формирование предметной компетентности. В ходе проведения семинарского занятия по теме «Стилистическое многообразие официально-делового языка» [14, с. 100] слушателям предложено сместить акцент с вербальных методов обучения на поисковые и творческие, создав учебный фильм « Грядущая реальность», подготовленный самостоятельно по материалам передачи «Человек и закон» от 10.02.2011 г. Целью данного задания является «извлечение» необходимого материала и составление официально-делового документа.

Слушателям предложено выполнить следующие задания:

1. Отредактировать рапорт участкового из поселка Малая Бича о пропаже поросёнка Бори.

2. Написать официальный документ в соответствии с законодательной базой РФ.

3. Составить фабулу видеофильма «Грядущая реальность».

Следующие задания направлены на визуализацию полученной информации. Слушателям предлагается создать флеш-карточки по теме «Типология официально-деловых документов», используя сервис Web 2.0.Обучающиеся создают на сервисе Study Stack небольшие прямоугольники, на одной стороне которых пишут вопрос (понятие, определение), а на второй – ответ. Это Сервис Study Stack помог сгенерировать учебный материал. Именно такие задания развивают творческий потенциал личности; ликвидируют пробелы в знаниях; удовлетворяют индивидуальные особенности и потребности обучающихся [14, с. 100].

На этапе закрепления знаний по теме «Морфологические средства в письменной деловой речи» слушателем предложено просмотреть фрагмент фильма «Инспектор ГАИ» (1982 г., режиссёр Эльдор Уразбаев), создать на сервере https://www.preceden.com/?utm_source=timerime&utm_campaign=homepage «Ленту времени». Это шкала времени, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Данное задание предполагает обязательную фиксацию «цифрового следа» образовательного процесса, к которому можно вернуться по прошествии времени. Обучающиеся должны последовательно воспроизвести совершение правонарушение героем, при этом используя отглагольные имена существительные. Слушатели успешно справились с этим заданием, «нанизывали» на ленту времени не только события, но и изображения, видео и звук, а текст оформили как гиперссылку на сторонний ресурс в интернете. Именно задания с использованием инновационных технологий являются основным вектором к совершенствованию речевых качеств обучающихся.

Прагматический компонент коммуникативной компетенции реализуется в определённой речевой обстановке с учетом стилевой принадлежности языковых единиц [9]. Наиболее успешно формируются элементы данного компонента на практическом занятии по теме: «Стилевая система современного русского языка». Слушателям предлагается составить диктальное высказывание «Языковые единицы официального стиля». При этом обучающиеся должны соблюдать требования к таким языковым единицам: идейность, целостность, логичность, доступность, уместность. В то же время высказывание должно быть грамматически правильно построено, должно быть эмоциональным, информативным. Для отработки навыков построения предложения с использованием прагматического компонента целесообразно использовать задания личностно-ориентированной технологии. Так, на практическом занятии «Нарушение лексических норм» слушателям предложено выполнить упражнения на устранение лексической недостаточности слов (таблица).

Лексическая норма современного русского литературного языка

Лексическая ненормативность

Правильный вариант

1.

Неизвестное лицо нанесло телесное повреждение лицо без постоянного места жительства

 

2.

Сегодня состоится тезисное общение с начальником ОВД

 

3.

Правонарушителей нанес зубами увечье

 

4

Была сформирована группа в форме 30 человек

 

Задание 3. Установите соответствие между словами официально-делового стиля и устойчивыми словосочетаниями

1.

С моих слов записано верно и мною прочитано

Задержанный

2.

Возбудить дело

Начало

3.

Задержать по подозрению в убийстве

Потерявшийся

4.

Пропавший без вести

Согласен

Такие виды упражнений помогают слушателям расширить знания о фразеологических оборотах, их происхождении, пробудить лингвистический интерес.

Данное упражнение помогает обучающимся «бороться» с лексической бедностью словарного состава. Поэтому изосемические высказывания формируют языковую и предметную компетенцию обучающихся, непосредственно реализуется прагматическая компетенция.

Авторский опыт проведения занятий по формированию элементов коммуникативной компетенции с использованием инновационных технологий показал, что эффективность такого вида обучения и усиление активности слушателей во многом зависят от правильно выбранной методики подачи материала.

Заключение

Охарактеризованные технологии призваны улучшить качество обучения русскому языку и культуре речи будущих сотрудников правоохранительных органов МВД. Применение их поможет слушателям преодолеть пассивную позицию на занятиях, повысить качество подготовки специалистов, усвоить нормы сетевого общения и сотрудничества информационные концепции знаний и навыков, улучшить когнитивные мыслительные процессы. Поэтому современный уровень развития и темп внедрения инновационных технологий в образовательный процесс формирует траекторию дальнейшего совершенствования коммуникативных способностей личности.

Представленный опыт может быть использован для обновления содержания учебных программ, учебно-методических пособий по дисциплине «Русский язык и культура речи», а также для специалистов в области филологии и педагогики.


Библиографическая ссылка

Полякова Т.А. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 9. – С. 199-203;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38241 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674