Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

THE EFFICIENCY OF TARGETED TRAINING ON THE FORMATION OF PROSODIC COMPONENTS OF SPEECH IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH ERASED FORM OF DYSARTHRIA

Osinskaya A.A. 1 Guryeva A.B. 1 Mutovina A.A. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova
The purpose of the study was to substantiate the efficiency of targeted classes for the development of prosodic components of speech in older preschool children with erased form of dysarthria. Object and subject of research: the process of correction and pedagogical conditions for the formation of prosodic components of speech in older preschool children with erased form of dysarthria. The state of the prosodic side of speech in Yakutsk of 10 children aged 5-6 years with the conclusion «General underdevelopment of speech II-III levels, erased form of dysarthria» was examined. We used the technique of E. E. Artemova (2005) and E. F. Arkhipova (2006). The children were divided into a control and experimental group (5 in each). Additional individual and frontal sessions aimed at forming prosodic components of speech were conducted with the experimental group. Analysis of the results of the training experiment showed the validity of this approach in the development of prosodic components of speech. The total score of the formation of prosodic components of speech of each examined child at the stages of the ascertaining and control experiment determined a more pronounced positive dynamics in children of the experimental group, which indicates a significant potential for the development of speech expressiveness in older preschool children. The study showed that conducting a comprehensive, systematic and purposeful work on the formation of the prosodic side of speech positively affects the level of formation of the components of the prosodic structure of speech in older preschoolers with erased form of dysarthria.
prosodic components of speech
erased form of dysarthria
senior preschool age
correctional work

Развитие просодического компонента речи является одним из важнейших направлений коррекционной логопедической работы с детьми с дизартрией. Формирование просодического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрическими нарушениями протекает в достаточно сложных условиях [1–4]. Просодика, как совокупность ритмико-интонационных свойств, играет значительную роль в реализации коммуникативной функции речи, которая передает эмоциональное состояние человека. Речь у детей с просодическими нарушениями невнятная, невыразительная, монотонная [5–7]. Безусловно, невнятная речь затрудняет коммуникацию детей. Общение как со сверстниками, так и со взрослыми играет важнейшую роль в развитии ребенка. В процессе общения дети познают не только окружающий их мир, но и самих себя, имеют возможность в полной мере раскрыть свои способности. Следовательно, нарушение коммуникативной стороны жизни тормозит развитие мышления и чувств ребенка, что в дальнейшем негативно сказывается на формировании личности в целом. Таким образом, коррекционная работа, нацеленная на развитие просодических компонентов речи, является актуальной.

Цель исследования: экспериментально проверить эффективность проведения целенаправленных занятий по развитию просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Материалы и методы исследования

Объект исследования: процесс коррекции просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Предмет исследования: педагогические условия формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. В работе были использованы теоретический (анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования), биографический (анализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документации), психолого-педагогический (наблюдение, тестирование, беседы) и экспериментальный (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент) методы исследования.

В рамках изучения проблемы исследования было организовано обследование состояния просодической стороны речи старших дошкольников г. Якутска. В экспериментальном исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 5–6 лет. Все обследуемые имели заключение ПМПК: ОНР II-III уровня, стертая форма дизартрии. Дети были разделены на контрольную и экспериментальную группы (по 5 в каждой). Отбор испытуемых в группы осуществлялся с таким расчетом, чтобы уровень развития просодических компонентов речи в обеих группах был относительно одинаковый. В нашей коррекционной работе контрольная группа не участвовала. Диагностика проводилась индивидуально, в комфортной для детей обстановке, вне специально организованных занятий. Констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты проводились с добровольного информированного согласия родителей (законных представителей) обследуемых. С экспериментальной группой нами проводились дополнительные индивидуальные и фронтальные занятия по формированию просодических компонентов речи два раза в неделю с сентября 2019 по февраль 2020 года. С контрольной и экспериментальной группами также нами проводились классические логопедические занятия в течение всего времени проведения эксперимента.

Результаты исследования и их обсуждение

На констатирующем этапе нашего исследования была поставлена задача: определить начальный уровень развития просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста до проведения запланированных целенаправленных логопедических занятий.

В настоящем исследовании была использована методика Е.Э. Артемовой и Е.Ф. Архиповой [5]. Данная методика включает обследование следующих компонентов интонационной стороны речи у детей: 1) восприятие ритма; 2) воспроизведение ритма; 3) восприятие интонации; 4) воспроизведение интонации; 5) восприятие логического ударения; 6) воспроизведение логического ударения; 7) модуляции голоса по высоте; 8) модуляции голоса по силе; 9) выявление назального тембра голоса; 10) восприятие тембра; 11) воспроизведение тембра; 12) речевое дыхание; 13) темпо-ритмическая организация речи; 14) состояние слухового самоконтроля.

Каждый исследуемый компонент речи оценивался по балльной системе. Максимальная оценка (4 балла) ставилась при условии, когда ребенок справлялся с заданием самостоятельно и правильно. В три балла оценивалось правильное выполнение задания, но в замедленном темпе. Если дошкольник по ходу обследования допускал ошибки, но исправлял их самостоятельно по ходу работы, присуждалось два балла. В случае необходимости активной помощи взрослого ставили один балл, если помощь взрослого была не эффективной – 0 баллов.

При обследовании компонентов просодики мы использовали классический логопедический материал: сюжетные и предметные картинки, кубик эмоций с изображениями эмоции людей, пиктограммы с графическим изображением предложений и ритмических структур, картинки–символы с обозначением различного речевого темпа. Для обследования целенаправленности силы воздушной струи мы использовали ватный шарик, карандаш и вертушку.

Полученные результаты заносили в индивидуальные протоколы исследования, с последующей количественной и качественной оценкой (табл. 1). Количественная оценка уровня сформированности просодических компонентов речи была следующая: высокий уровень – от 43 до 56 баллов; средний уровень – 28–42 балла; низкий уровень – 0–27 баллов.

Таблица 1

Результаты обследования по методике Е.Ф. Архиповой на констатирующем этапе

Шифр ребенка

Исследуемые компоненты просодики по Архиповой

Балл

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

Экспериментальная группа

   

Р1

2

2

3

3

2

2

2

2

3

3

4

3

3

4

38

С

Р2

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

43

В

Р3

4

3

3

3

3

2

3

3

3

3

2

3

3

3

42

С

Р4

3

3

2

2

3

3

4

3

4

3

2

3

3

3

41

С

Р5

3

3

2

1

2

2

3

2

4

3

2

3

4

3

37

С

 

Контрольная группа

   

Р6

3

4

3

3

3

4

4

3

4

3

2

3

3

3

45

В

Р7

3

4

3

2

3

2

2

2

3

4

2

3

3

3

39

С

Р8

3

3

2

2

2

3

4

3

4

4

3

3

3

3

42

С

Р9

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

41

С

Р10

3

3

2

2

3

2

3

4

3

3

3

3

2

3

38

С

Проведенный констатирующий эксперимент определил недостаточное развитие всех компонентов просодической стороны речи у большинства детей как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Установлено, что у детей возникают сложности при восприятии интонации. Дошкольникам было необходимо большее количество времени для выполнения заданий, отмечался замедленный темп восприятия. Наибольшие трудности при воспроизведении интонации вызывали восклицательная и вопросительная. Дети испытывали сложности с изменением в собственной устной речи интонационных структур слова. Также затруднения вызывало самостоятельное воспроизведение интонации. Детям было сложно различить такие эмоциональные состояния, как удивление и радость. Самые большие трудности были в воспроизведении тембра голоса и логического ударения. В основном задания дошкольники выполняли в замедленном темпе. Задания на восприятие различных тонов голоса вызывали наибольшую сложность, отмечались ошибки в дифференциации удивленного и радостного восклицания.

Для проведения целенаправленных занятий по формированию просодических компонентов речи нами были отобраны, систематизированы методы и приемы коррекционной работы. В коррекционной работе в экспериментальной группе были задания на развитие интонации, чувства темпа и ритма, формирование силы голоса. Работа по коррекции формирования просодических компонентов состояла из двух этапов. Первый этап – подготовительный, включал в себя работу на общее расслабление и снятие напряжения, на развитие мелкой моторики и развитие просодических компонентов речи.

Работа над ритмом была направлена на развитие возможности узнавать, самостоятельно подбирать, воспроизводить ритмизованное изображение. Развитие интонационной стороны речи включало упражнения на умение графически выделять, использовать и произносить предложения с разными видами интонации. Правильное использование логического ударения формировалось на умении определять главное слово во фразе, исходя из текста. Во время занятий развивали возможности детей использовать разную высоту и силу голоса при чтении предложений, стихов, сказок. Работа над тембром голоса заключалась в развитии возможности различать одиночные междометия и выражать голосом различные эмоциональные состояния, а также в умении дифференцировать тембр голоса людей разного возраста.

Второй этап – основной, направленный на формирование представлений и развитие дифференцированного воспроизведения интонаций в импрессивной и экспрессивной речи. Эта часть коррекционной работы проводилась на материале поговорок, пословиц, считалок, сказок, диалогов и игр, разыгрываемых по ролям.

В процессе коррекционных занятий проводили работу над активизацией просодической стороны речи, развитием фонематического слуха, связной речи, обогащением словаря, развитием когнитивных способностей. Кроме того, в ходе работы детям прививались навыки самооценки своего труда, формировалось желание активной работы на занятиях, коллективного творчества, умение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.

Для определения эффективности целенаправленной коррекционной работы по формированию просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией проведен контрольный эксперимент. Результаты контрольного эксперимента представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты обследования по методике Е.Ф. Архиповой на контрольном этапе

Шифр

ребенка

Исследуемые компоненты просодики по Архиповой

Балл

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

Экспериментальная группа

   

Р1

2

2

3

3

2

2

3

3

3

3

4

3

3

4

40

С

Р2

4

3

3

3

3

3

4

3

3

3

3

3

3

3

44

В

Р3

4

4

3

3

3

2

3

4

3

3

3

3

3

3

44

В

Р4

3

4

2

2

4

3

4

3

4

3

2

3

4

3

44

В

Р5

3

3

2

1

3

2

3

3

4

3

2

3

4

3

39

С

 

Контрольная группа

   

Р6

3

4

3

3

3

4

4

3

4

3

2

3

3

3

45

В

Р7

3

4

3

2

3

2

2

3

3

4

2

3

3

3

40

С

Р8

3

3

2

2

2

3

4

3

4

4

4

3

3

3

43

В

Р9

3

3

2

3

4

3

4

3

3

3

3

3

3

3

43

В

Р10

3

3

2

2

3

2

3

4

3

3

3

3

2

3

39

С

В конце коррекционно-обучающего эксперимента мы сравнили полученные данные у обеих групп. Полученные в ходе эксперимента данные позволяют констатировать, что после формирующего эксперимента отмечалась положительная динамика в развитии просодических структур речи. За период экспериментального обучения значения характеристик силы и высоты голоса у учащихся экспериментальной группы улучшились на 20 %. Темп достиг оптимальной оценки у 1 ребенка, что на 20 % больше, чем при первом обследовании. У детей экспериментальной группы показатели правильного пользования логическим ударением выросли на 40 %. Также положительная динамика регистрировалась при произношении текста в заданном ритме и верном интонировании речи. При этом количество детей, использовавших неверную интонацию, сократилось на 40 %. Существенных успехов дети добились в выразительности своей речи, здесь высокий показатель после проведенных занятий поднялся до 40 % при 0 % изначально. В условиях эксперимента произошли существенные сдвиги в развитии всех просодических компонентов речи. В контрольной группе положительная динамика по высокому уровню присутствовала только по характеристике силы, высоты и тембра голоса.

Анализ результатов обучающего эксперимента выявил обоснованность данного подхода в процессе формирования просодических компонентов речи. Существенные результаты были отмечены у дошкольников как по изменению количества низкого, так и по количеству высокого уровня сформированности просодических компонентов речи, что свидетельствует о значительном потенциале возможности в развитии выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

При анализе общего балла сформированности просодических компонентов речи каждого обследованного ребёнка на этапах констатирующего и контрольного эксперимента отмечается более выраженная положительная динамика у детей экспериментальной группы (рис. 1, 2).

osins1.wmf

Рис. 1. Динамика уровня сформированности (в %) просодических компонентов у детей в экспериментальной группе

osins2.wmf

Рис. 2. Динамика уровня сформированности (в %) просодических компонентов у детей в контрольной группе

Заключение

Таким образом, просодика, как средство речевой коммуникации, определяет выразительность и эмоциональность речи, влияет на эффективность общения, что является одним из основных компонентов в процессе формирования личности ребенка. Наше исследование показало, что проведение комплексной, систематической и целенаправленной работы по формированию просодической стороны речи позитивно влияет на уровень сформированности компонентов просодического строя речи у старших дошкольников со стертой формой дизартрии. Коррекционный процесс будет более успешным, если в нем примут участие, помимо логопеда, ряд других специалистов при обязательном содействии семьи.