Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ

Осинская А.А. 1 Гурьева А.Б. 1 Мутовина А.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Целью исследования явилось обоснование эффективности проведения целенаправленных занятий по развитию просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Объект исследования: процесс коррекции просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Предмет исследования: педагогические условия формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Обследовано состояние просодической стороны речи старших дошкольников г. Якутска в количестве 10 детей в возрасте 5-6 лет с заключением ПМПК: ОНР II-III уровней, стертая форма дизартрии. Для исследования просодической стороны речи нами была использована методика Е.Э. Артемовой (2005) и Е.Ф. Архиповой (2006). Дети были разделены на контрольную и экспериментальную группы (по 5 в каждой). С экспериментальной группой проводились дополнительные индивидуальные и фронтальные занятия, направленные на формирование просодических компонентов речи. Анализ результатов обучающего эксперимента показал обоснованность данного подхода при развитии просодических компонентов речи. Общий балл сформированности просодических компонентов речи каждого обследованного ребёнка на этапах констатирующего и контрольного эксперимента определил более выраженную положительную динамику у детей экспериментальной группы, что свидетельствует о значительном потенциале возможности в развитии выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Исследование показало, что проведение комплексной, систематической и целенаправленной работы по формированию просодической стороны речи позитивно влияет на уровень сформированности компонентов просодического строя речи у старших дошкольников со стертой формой дизартрии.
просодические компоненты речи
стертая форма дизартрии
старший дошкольный возраст
коррекционная работа
1. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. 123 с.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: Астрель, 2007. 345 с.
3. Боровцова Л.А., Гусева Е.В. Роль дыхательной гимнастики в коррекции нарушений просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации: материалы XIII всероссийской научно-практической конференции (г. Тамбов, 14–15 ноября 2019 г.). Тамбов: Изд. Издательский дом «Державинский», 2019. С. 22–27.
4. Архипова Е.Ф. Как помочь ребенку со стертой дизартрией в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. № 8 (70). С. 58–65.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Литур, 2011. 320 с.
6. Консур А.В., Шорохова М.В. К вопросу выявления нарушений просодической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы научно-практической конференции (г. Новосибирск, 20–21 февраля 2018 г.). Новосибирск: Изд. Новосибирский государственный педагогический университет, 2018. С. 153–155.
7. Туманова Т.В., Филичева Т.Б. Персонифицированный подход в диагностике и обучении детей с общим недоразвитием речи // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: материалы Международного симпозиума (г. Москва, 23–26 августа 2018 г.). М.: Изд. ООО «ЛОГОМАГ», 2018. С. 280–285.

Развитие просодического компонента речи является одним из важнейших направлений коррекционной логопедической работы с детьми с дизартрией. Формирование просодического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрическими нарушениями протекает в достаточно сложных условиях [1–4]. Просодика, как совокупность ритмико-интонационных свойств, играет значительную роль в реализации коммуникативной функции речи, которая передает эмоциональное состояние человека. Речь у детей с просодическими нарушениями невнятная, невыразительная, монотонная [5–7]. Безусловно, невнятная речь затрудняет коммуникацию детей. Общение как со сверстниками, так и со взрослыми играет важнейшую роль в развитии ребенка. В процессе общения дети познают не только окружающий их мир, но и самих себя, имеют возможность в полной мере раскрыть свои способности. Следовательно, нарушение коммуникативной стороны жизни тормозит развитие мышления и чувств ребенка, что в дальнейшем негативно сказывается на формировании личности в целом. Таким образом, коррекционная работа, нацеленная на развитие просодических компонентов речи, является актуальной.

Цель исследования: экспериментально проверить эффективность проведения целенаправленных занятий по развитию просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Материалы и методы исследования

Объект исследования: процесс коррекции просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Предмет исследования: педагогические условия формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. В работе были использованы теоретический (анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования), биографический (анализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документации), психолого-педагогический (наблюдение, тестирование, беседы) и экспериментальный (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент) методы исследования.

В рамках изучения проблемы исследования было организовано обследование состояния просодической стороны речи старших дошкольников г. Якутска. В экспериментальном исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 5–6 лет. Все обследуемые имели заключение ПМПК: ОНР II-III уровня, стертая форма дизартрии. Дети были разделены на контрольную и экспериментальную группы (по 5 в каждой). Отбор испытуемых в группы осуществлялся с таким расчетом, чтобы уровень развития просодических компонентов речи в обеих группах был относительно одинаковый. В нашей коррекционной работе контрольная группа не участвовала. Диагностика проводилась индивидуально, в комфортной для детей обстановке, вне специально организованных занятий. Констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты проводились с добровольного информированного согласия родителей (законных представителей) обследуемых. С экспериментальной группой нами проводились дополнительные индивидуальные и фронтальные занятия по формированию просодических компонентов речи два раза в неделю с сентября 2019 по февраль 2020 года. С контрольной и экспериментальной группами также нами проводились классические логопедические занятия в течение всего времени проведения эксперимента.

Результаты исследования и их обсуждение

На констатирующем этапе нашего исследования была поставлена задача: определить начальный уровень развития просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста до проведения запланированных целенаправленных логопедических занятий.

В настоящем исследовании была использована методика Е.Э. Артемовой и Е.Ф. Архиповой [5]. Данная методика включает обследование следующих компонентов интонационной стороны речи у детей: 1) восприятие ритма; 2) воспроизведение ритма; 3) восприятие интонации; 4) воспроизведение интонации; 5) восприятие логического ударения; 6) воспроизведение логического ударения; 7) модуляции голоса по высоте; 8) модуляции голоса по силе; 9) выявление назального тембра голоса; 10) восприятие тембра; 11) воспроизведение тембра; 12) речевое дыхание; 13) темпо-ритмическая организация речи; 14) состояние слухового самоконтроля.

Каждый исследуемый компонент речи оценивался по балльной системе. Максимальная оценка (4 балла) ставилась при условии, когда ребенок справлялся с заданием самостоятельно и правильно. В три балла оценивалось правильное выполнение задания, но в замедленном темпе. Если дошкольник по ходу обследования допускал ошибки, но исправлял их самостоятельно по ходу работы, присуждалось два балла. В случае необходимости активной помощи взрослого ставили один балл, если помощь взрослого была не эффективной – 0 баллов.

При обследовании компонентов просодики мы использовали классический логопедический материал: сюжетные и предметные картинки, кубик эмоций с изображениями эмоции людей, пиктограммы с графическим изображением предложений и ритмических структур, картинки–символы с обозначением различного речевого темпа. Для обследования целенаправленности силы воздушной струи мы использовали ватный шарик, карандаш и вертушку.

Полученные результаты заносили в индивидуальные протоколы исследования, с последующей количественной и качественной оценкой (табл. 1). Количественная оценка уровня сформированности просодических компонентов речи была следующая: высокий уровень – от 43 до 56 баллов; средний уровень – 28–42 балла; низкий уровень – 0–27 баллов.

Таблица 1

Результаты обследования по методике Е.Ф. Архиповой на констатирующем этапе

Шифр ребенка

Исследуемые компоненты просодики по Архиповой

Балл

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

Экспериментальная группа

   

Р1

2

2

3

3

2

2

2

2

3

3

4

3

3

4

38

С

Р2

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

43

В

Р3

4

3

3

3

3

2

3

3

3

3

2

3

3

3

42

С

Р4

3

3

2

2

3

3

4

3

4

3

2

3

3

3

41

С

Р5

3

3

2

1

2

2

3

2

4

3

2

3

4

3

37

С

 

Контрольная группа

   

Р6

3

4

3

3

3

4

4

3

4

3

2

3

3

3

45

В

Р7

3

4

3

2

3

2

2

2

3

4

2

3

3

3

39

С

Р8

3

3

2

2

2

3

4

3

4

4

3

3

3

3

42

С

Р9

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

41

С

Р10

3

3

2

2

3

2

3

4

3

3

3

3

2

3

38

С

Проведенный констатирующий эксперимент определил недостаточное развитие всех компонентов просодической стороны речи у большинства детей как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Установлено, что у детей возникают сложности при восприятии интонации. Дошкольникам было необходимо большее количество времени для выполнения заданий, отмечался замедленный темп восприятия. Наибольшие трудности при воспроизведении интонации вызывали восклицательная и вопросительная. Дети испытывали сложности с изменением в собственной устной речи интонационных структур слова. Также затруднения вызывало самостоятельное воспроизведение интонации. Детям было сложно различить такие эмоциональные состояния, как удивление и радость. Самые большие трудности были в воспроизведении тембра голоса и логического ударения. В основном задания дошкольники выполняли в замедленном темпе. Задания на восприятие различных тонов голоса вызывали наибольшую сложность, отмечались ошибки в дифференциации удивленного и радостного восклицания.

Для проведения целенаправленных занятий по формированию просодических компонентов речи нами были отобраны, систематизированы методы и приемы коррекционной работы. В коррекционной работе в экспериментальной группе были задания на развитие интонации, чувства темпа и ритма, формирование силы голоса. Работа по коррекции формирования просодических компонентов состояла из двух этапов. Первый этап – подготовительный, включал в себя работу на общее расслабление и снятие напряжения, на развитие мелкой моторики и развитие просодических компонентов речи.

Работа над ритмом была направлена на развитие возможности узнавать, самостоятельно подбирать, воспроизводить ритмизованное изображение. Развитие интонационной стороны речи включало упражнения на умение графически выделять, использовать и произносить предложения с разными видами интонации. Правильное использование логического ударения формировалось на умении определять главное слово во фразе, исходя из текста. Во время занятий развивали возможности детей использовать разную высоту и силу голоса при чтении предложений, стихов, сказок. Работа над тембром голоса заключалась в развитии возможности различать одиночные междометия и выражать голосом различные эмоциональные состояния, а также в умении дифференцировать тембр голоса людей разного возраста.

Второй этап – основной, направленный на формирование представлений и развитие дифференцированного воспроизведения интонаций в импрессивной и экспрессивной речи. Эта часть коррекционной работы проводилась на материале поговорок, пословиц, считалок, сказок, диалогов и игр, разыгрываемых по ролям.

В процессе коррекционных занятий проводили работу над активизацией просодической стороны речи, развитием фонематического слуха, связной речи, обогащением словаря, развитием когнитивных способностей. Кроме того, в ходе работы детям прививались навыки самооценки своего труда, формировалось желание активной работы на занятиях, коллективного творчества, умение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.

Для определения эффективности целенаправленной коррекционной работы по формированию просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией проведен контрольный эксперимент. Результаты контрольного эксперимента представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты обследования по методике Е.Ф. Архиповой на контрольном этапе

Шифр

ребенка

Исследуемые компоненты просодики по Архиповой

Балл

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

Экспериментальная группа

   

Р1

2

2

3

3

2

2

3

3

3

3

4

3

3

4

40

С

Р2

4

3

3

3

3

3

4

3

3

3

3

3

3

3

44

В

Р3

4

4

3

3

3

2

3

4

3

3

3

3

3

3

44

В

Р4

3

4

2

2

4

3

4

3

4

3

2

3

4

3

44

В

Р5

3

3

2

1

3

2

3

3

4

3

2

3

4

3

39

С

 

Контрольная группа

   

Р6

3

4

3

3

3

4

4

3

4

3

2

3

3

3

45

В

Р7

3

4

3

2

3

2

2

3

3

4

2

3

3

3

40

С

Р8

3

3

2

2

2

3

4

3

4

4

4

3

3

3

43

В

Р9

3

3

2

3

4

3

4

3

3

3

3

3

3

3

43

В

Р10

3

3

2

2

3

2

3

4

3

3

3

3

2

3

39

С

В конце коррекционно-обучающего эксперимента мы сравнили полученные данные у обеих групп. Полученные в ходе эксперимента данные позволяют констатировать, что после формирующего эксперимента отмечалась положительная динамика в развитии просодических структур речи. За период экспериментального обучения значения характеристик силы и высоты голоса у учащихся экспериментальной группы улучшились на 20 %. Темп достиг оптимальной оценки у 1 ребенка, что на 20 % больше, чем при первом обследовании. У детей экспериментальной группы показатели правильного пользования логическим ударением выросли на 40 %. Также положительная динамика регистрировалась при произношении текста в заданном ритме и верном интонировании речи. При этом количество детей, использовавших неверную интонацию, сократилось на 40 %. Существенных успехов дети добились в выразительности своей речи, здесь высокий показатель после проведенных занятий поднялся до 40 % при 0 % изначально. В условиях эксперимента произошли существенные сдвиги в развитии всех просодических компонентов речи. В контрольной группе положительная динамика по высокому уровню присутствовала только по характеристике силы, высоты и тембра голоса.

Анализ результатов обучающего эксперимента выявил обоснованность данного подхода в процессе формирования просодических компонентов речи. Существенные результаты были отмечены у дошкольников как по изменению количества низкого, так и по количеству высокого уровня сформированности просодических компонентов речи, что свидетельствует о значительном потенциале возможности в развитии выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

При анализе общего балла сформированности просодических компонентов речи каждого обследованного ребёнка на этапах констатирующего и контрольного эксперимента отмечается более выраженная положительная динамика у детей экспериментальной группы (рис. 1, 2).

osins1.wmf

Рис. 1. Динамика уровня сформированности (в %) просодических компонентов у детей в экспериментальной группе

osins2.wmf

Рис. 2. Динамика уровня сформированности (в %) просодических компонентов у детей в контрольной группе

Заключение

Таким образом, просодика, как средство речевой коммуникации, определяет выразительность и эмоциональность речи, влияет на эффективность общения, что является одним из основных компонентов в процессе формирования личности ребенка. Наше исследование показало, что проведение комплексной, систематической и целенаправленной работы по формированию просодической стороны речи позитивно влияет на уровень сформированности компонентов просодического строя речи у старших дошкольников со стертой формой дизартрии. Коррекционный процесс будет более успешным, если в нем примут участие, помимо логопеда, ряд других специалистов при обязательном содействии семьи.


Библиографическая ссылка

Осинская А.А., Гурьева А.Б., Мутовина А.А. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 9. – С. 194-198;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38240 (дата обращения: 07.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674