Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

STRENGTHENING THE CITIZENSHIP OF YOUTH AS A FACTOR OF INCREASING PROFESSIONAL EDUCATION

Terenteva I.V. 1
1 Kazan (Volga region) Federal University
The relevance of the study is due to the change in the relationship between the state and modern society. It demanded the training of specialists who take an active part in the life of civil society. Today, Russian youth are building their life path in the face of the consequences of the economic and social reforms of the post-Soviet period. The issue of youth readiness for active participation in social practice is one of the main issues at the present stage of development of both the Russian and the world community. The main approach to the research was defined as a systems approach. It allowed us to consider the formation of youth citizenship as a purposeful process. Today, the principle of purposefulness is based on the awareness of goals by the subjects of the system based on information, knowledge and understanding. In the course of the work, it was found that the citizenship of youth is based on knowledge about society, rights, freedoms and duties of a citizen; involvement on the rights of subjects in existing legal, moral-political, socio-economic relations for the development of methods of social activity, the acquisition of experience in the formation of a civic position and an emotional-value attitude towards it. Experimental verification of the research results was carried out on the basis of the Kazan Federal University. It has been established that the totality of this knowledge allows a young person to design his own line of behavior, build adequate relations with society and the state, form a culture of thinking, thoughtfully build his future professional activity based on the acquired professional knowledge.
civil society
citizenship
youth
citizenship
professional development

В мире перспективным представителем общества всегда являлась молодежь. В условиях социально-экономических реформ постсоветского периода происходящие многоуровневые стремительные перемены требуют научного обоснования поиска новых путей развития общества, а учитывая, что молодежь – это неотъемлемый субъект этого развития, важно определение места молодежи в этом процессе, достижения такой ее мировоззренческой ориентации, которая способна обеспечить профессиональный рост и образование. От решения поставленной проблемы во многом зависит перспектива благосостояния гражданского общества в целом.

Сегодня российская молодежь действует в условиях постсоветского периода под воздействием последствий реформ в экономике и социальной сфере и, конечно, на себе испытывает крушение социально-нравственных идеалов. Как известно, современной молодежи присущи такие качества, как максимализм, индивидуализм, недоверие, впечатлительность и прочее. Как найти баланс между этими ценностями и общественными интересами, как выйти из сложившегося мировоззренческого кризиса? Понятно, что, поднимая духовный уровень молодежи, мы стремимся повысить ее самостоятельность и активность, и гражданская деятельность постепенно складывается в целостную систему.

В эксперименте приняли участие 45 преподавателей и 320 студентов Казанского федерального университета.

В сложившихся условиях представляется важным определение особенностей укрепления такой гражданственности и гражданской позиции, которые позволяют формировать стремление молодежи к повышению своего профессионального образования.

Материалы и методы исследования

В общественном развитии гражданственность отражает суть, особенности и закономерности социально-общественного опыта, фиксирует нормы и ценности. При этом сама категория «гражданственность», как свидетельствует анализ научной литературы, остается слабо исследованной. Доказано, что как явление гражданственность характерна для любой страны. Тема гражданственности, гражданского самосознания разрабатывалась учеными разных стран и в разные времена. В работах известных классиков, таких как Аристотель, Ф. Бэкон, Г.В. Гегель, Т. Гоббс, Д. Дидро, Дж. Локк, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, К. Маркс, гражданственность рассматривалась с позиции философии, политологии и социологии.

Отечественные ученые, к примеру И.А. Гобозов, М.С. Джилкишиева, Л.И. Никовская, представляют гражданственность как интегративный комплекс качеств личности, подчеркивая ее социальную направленность [1–3]. А это значит, что под гражданственностью воспринимают самые лучшие качества человека и эти качества подвластны воспитанию и развитию. Утверждается, что гражданская позиция отражает отношение гражданина к государству, обществу, семье и прочее [4]. В педагогическом аспекте в работах советских педагогов (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) гражданственность рассматривается как процесс приобретения опыта коллективной деятельности, как развитие общественной направленности личности. Взаимоотношения государства с институтами гражданского общества и просто гражданами в социально-правовой сфере и влияние при этом достигнутого уровня гражданственности рассматриваются в работах О.Б. Михайловой [5]. По мнению Л.В. Гуляевой, гражданин в разной степени участвует в экономической, социально-политической, экологической и других видах деятельности и неминуемо проявляет свою гражданственность [6]. Другими словами, человек не замыкается в личной и семейной сфере, а демонстрирует свои качества значительно шире. И это такие качества, как познавательная активность, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность.

Признано, что гражданское общество есть общность людей и не только. В его структуру входят различные негосударственные организации со всей совокупностью их отношений, а также свободные индивиды [7]. Установлено, что гражданскому обществу свойственны определенные признаки, прежде всего, наличие рыночной экономики с ее свободой предпринимательской деятельности, максимальным невмешательством государства в экономические отношения. А также самоуправляемость; гласность осуществляемых общественно-политических мероприятий; свобода слова; верховенство закона, как и равенство всех перед ним [8].

Данные признаки указывают на то, что формирование и развитие гражданского общества тесно связано с правовым государством. Это процесс длительный и требует целенаправленных усилий, свободного доступа к информации и способности граждан к ее переработке и анализу. В этой связи считается важным через сферу образования сформировать у молодежи способность граждански мыслить, уметь отбирать важную информацию и, что особо ценно, на этой основе принимать самостоятельные решения. Современное общество востребовало подготовку конкурентоспособных и принимающих активное участие в жизнедеятельности гражданского общества специалистов.

Формирование гражданственности студентов рассматривается как целенаправленный процесс. В ходе всех лет обучения в вузе должна осуществляться организация и управление деятельностью студентов, ориентированной на приобретение социально-политической, психологической и морально-этической практики. Все это для того, чтобы молодой человек был готов к деятельности, направленной на достижение не только личных, но и социально значимых интересов общества и государства, готов к социальной и культурной интеграции, к раскрытию своих возможностей как субъекта социальной деятельности. Тем самым в вузе складывается база профессиональной подготовки студентов, укрепление гражданственности происходит в тесной связи с профессиональным и жизненным самоопределением.

В исследовании использовался системный подход, который позволил рассматривать укрепление гражданственности молодежи как процесс целеустремленный, направленный на повышение самообразования молодых людей. Системный подход развивает способности анализировать, принимать решения. И когда молодые люди учатся мыслить системно, то у них возрастают возможности накопленный опыт в одной области умело проецировать на окружающую среду. При этом сам объект мыслительной деятельности обладает определенными свойствами, отношениями и закономерностями. А целеустремленность в мыслительном процессе, как известно, означает умение найти решение – конкретное, социально полезное, достижимое [9]. Сегодня принцип целеустремленности базируется на осознании целей субъектами системы на основе информации, знания и понимания. Информация позволяет ответить на вопрос «что?», знание – «как?», понимание – «почему?».

Таким образом, на основе принципа целеустремленности формируется гражданская позиция. А это значит, приобретаются знания о правах, свободах и обязанностях гражданина, они накапливаются, влияют на активность молодых людей, и гражданская деятельность постепенно складывается в целостную систему.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе работы выяснено, что гражданственность молодежи базируется на ряде факторов. Молодые граждане должны хорошо знать свои права, обязанности и свободы, принципы построения общества, уметь на правах субъектов включаться в правовые и социально-экономические отношения, тем самым осваивать способы и методы общественной деятельности, накапливать опыт гражданской позиции и ценностного отношения к ней.

Экспериментальная проверка результатов исследования проводилась на базе Казанского федерального университета с 2018 по 2019 г. Экспериментальная работа была организована поэтапно. Это констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На первом этапе в ходе опроса было выяснено отношение преподавателей и студентов к процессу формирования гражданственности (таблица).

Результаты опроса преподавателей и студентов об отношении к процессу формирования гражданственности, проведенного в марте 2018 г. (в процентах)

Вопрос

Мнение студентов

Мнение преподавателей

Констатирующий этап

Контрольный этап

Констатирующий этап

Контрольный этап

Вы согласны, что гражданственность – это содействие граждан в решении общих государственных и частных вопросов?

30

76

84

92

Ваши гражданские права и

свободы реально обеспечиваются?

31

87

98

98

У вас есть реальная защита ваших прав и свобод?

37

91

99

99

На Ваш взгляд, обеспечивается ли гласность проводимых общественно-политических мероприятий, реализации законодательных актов?

33

94

94

99

Вы согласны с тем, что обеспечивается гласность осуществляемых общественно-политических мероприятий, в том числе принимаемых законодательных актов?

42

97

97

99

Вы свободны в общении с международными и иностранными общественными организациями?

41

86

100

100

Вы согласны с тем, что в государстве обеспечивается равенство всех перед законом и судом?

39

71

76

87

Вы согласны с тем, что у нас развитое гражданское общество?

35

84

78

92

Вы ощущаете ответственность за происходящее в городе или микрорайоне?

40

97

91

98

Вы ощущаете ответственность за происходящее в стране?

27

96

94

99

Вы способны влиять на происходящее в городе или микрорайоне?

32

87

97

98

Как Вы оцениваете свою способность влиять на происходящее в стране?

21

97

93

98

Вы согласны с тем, что гражданская позиция – это реализация гражданских прав, свобод и обязанностей и активная гражданская деятельность?

34

98

100

100

Вы согласны с тем, что процессом формирования гражданственности, гражданской позиции необходимо управлять?

76

100

100

100

Результаты опроса свидетельствуют о том, что большинство преподавателей убеждены в том, что процесс формирования гражданственности создает структуру общества, где граждане обладают гражданскими правами, политической свободой, а также определенными гарантиями. Кроме того, все это позволяет отрабатывать общественные механизмы их реализации.

Мнения студентов на констатирующем этапе по большинству вопросов различны и единодушия нет. Исключение составляет последний вопрос: большинство студентов (76 %) уверены в том, что процессом формирования гражданской позиции необходимо управлять.

Итоги опроса продемонстрировали при анализе качеств личности у студентов следующее: политическая компетентность на среднем и низком уровнях, недостаточно проявляются патриотические и интернациональные чувства, что характеризует слабую выраженность гражданственности у молодых людей.

В ходе формирующего этапа с целью повышения знаний о гражданственности и гражданском обществе был разработан, а также апробирован учебный курс «Гражданственность и профессиональное будущее молодежи». Это дополнительная образовательная программа, рассчитанная на 32 ч и ориентированная на формирование у студентов общей компетенции в соответствии с Федеральным государственным стандартом – понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, а также укреплять гражданскую позицию, повышать ответственность за будущее своей страны. Представлялось ценным приобретение студентами знаний о структуре гражданского общества, механизмах его функционирования, возможностях участия. Для этого важно было научить студентов мыслить, анализировать, работать с литературой, дискутировать, чтобы в конечном итоге сформировать конструктивную гражданскую позицию.

В ходе эксперимента отрабатывался алгоритм оценки работы студентов. В него вошли:

- подготовка различных раздаточных материалов;

- представление дискуссионного материала, речь ведущих;

- порядок обсуждения дискуссионного учебного материала;

- организация диалога, обсуждение иных подходов/мнений.

Помимо дискуссий, большой интерес студенты проявили к микроэссе – письменной работе объемом не менее 500 и не более 1000 слов на тему «Об особенностях и требованиях моей будущей работы».

Для апробации вывода о необходимости укрепления гражданственности молодежи как стимула повышения профессионального образования была организована серия ролевых игр. При подготовке предлагался подбор соответствующего теоретического материала, который в последующем адаптировался на анализ определенной ситуации (case-study).

Экспериментальная работа убедила в большом многообразии факторов, влияющих на укрепление гражданственности. Эти факторы различаются по уровням: общие, региональные, психологические и личностные. К общим факторам были отнесены условия жизни людей, духовная культура, СМИ и прочее. К региональным факторам – те, что отражают особенности региона. А также психологические (возрастные отличия) и факторы личностного порядка (возможности, способности, интересы и др.).

Результаты подтвердили то, что чем больше студенты получают знаний о своих правах, свободах и обязанностях, понимают суть взаимоотношений государства и гражданского общества, тем выше результативность деятельности, четче выражается стремление к повышению своего профессионального уровня. Тем более что следует учитывать особенности возраста студентов, связанные с их вхождением в новые социальные отношения, повышенным стремлением к самореализации, выраженной эмоциональностью, детальным разбором своих возможностей и личностных качеств.

На контрольном этапе был произведен качественный анализ полученных результатов. Выявлено, что когда у студента слабо выражена мотивация к конкретной деятельности, где он может использовать свою активность, тогда возникают опасения, что мотивы, не подкрепленные социальной значимостью в конкретной деятельности, могут трансформироваться в совершенно другие потребности. Именно укрепление гражданственности нацеливает молодых граждан на освоение знаний о своих правах, обязанностях и свободах, на умение применять принципы построения гражданского общества, на правах субъектов включаться в правовые и социально-экономические отношения, тем самым осваивать способы и методы гражданской деятельности, накапливать опыт гражданской позиции и ценностного отношения к ней.

Как показывает практика, укрепление гражданственности – процесс, который пронизывает всю человеческую жизнь и, как правило, не обладает постоянством.

Заключение

Таким образом, исследование показало, что рассмотренные нами знания способствуют выработке собственной жизненной траектории молодежи, глубокому пониманию роли и значения приобретенных знаний, осознанию их применения в конструировании своей будущей профессиональной деятельности.

На наш взгляд, требуют дальнейшего рассмотрения такие научные проблемы, как инструменты управления формированием гражданской позиции; отбор и структурирование знаний о гражданском обществе, правах, свободах и обязанностях гражданина; методы вовлечения студентов в гражданскую деятельность.

В условиях рыночных отношений, формирования социально-правового государства и развития гражданского общества гражданственность приобретает особое значение, и от решения проблем, связанных с ее укреплением, зависит во многом будущее нашего государства.