В мире перспективным представителем общества всегда являлась молодежь. В условиях социально-экономических реформ постсоветского периода происходящие многоуровневые стремительные перемены требуют научного обоснования поиска новых путей развития общества, а учитывая, что молодежь – это неотъемлемый субъект этого развития, важно определение места молодежи в этом процессе, достижения такой ее мировоззренческой ориентации, которая способна обеспечить профессиональный рост и образование. От решения поставленной проблемы во многом зависит перспектива благосостояния гражданского общества в целом.
Сегодня российская молодежь действует в условиях постсоветского периода под воздействием последствий реформ в экономике и социальной сфере и, конечно, на себе испытывает крушение социально-нравственных идеалов. Как известно, современной молодежи присущи такие качества, как максимализм, индивидуализм, недоверие, впечатлительность и прочее. Как найти баланс между этими ценностями и общественными интересами, как выйти из сложившегося мировоззренческого кризиса? Понятно, что, поднимая духовный уровень молодежи, мы стремимся повысить ее самостоятельность и активность, и гражданская деятельность постепенно складывается в целостную систему.
В эксперименте приняли участие 45 преподавателей и 320 студентов Казанского федерального университета.
В сложившихся условиях представляется важным определение особенностей укрепления такой гражданственности и гражданской позиции, которые позволяют формировать стремление молодежи к повышению своего профессионального образования.
Материалы и методы исследования
В общественном развитии гражданственность отражает суть, особенности и закономерности социально-общественного опыта, фиксирует нормы и ценности. При этом сама категория «гражданственность», как свидетельствует анализ научной литературы, остается слабо исследованной. Доказано, что как явление гражданственность характерна для любой страны. Тема гражданственности, гражданского самосознания разрабатывалась учеными разных стран и в разные времена. В работах известных классиков, таких как Аристотель, Ф. Бэкон, Г.В. Гегель, Т. Гоббс, Д. Дидро, Дж. Локк, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, К. Маркс, гражданственность рассматривалась с позиции философии, политологии и социологии.
Отечественные ученые, к примеру И.А. Гобозов, М.С. Джилкишиева, Л.И. Никовская, представляют гражданственность как интегративный комплекс качеств личности, подчеркивая ее социальную направленность [1–3]. А это значит, что под гражданственностью воспринимают самые лучшие качества человека и эти качества подвластны воспитанию и развитию. Утверждается, что гражданская позиция отражает отношение гражданина к государству, обществу, семье и прочее [4]. В педагогическом аспекте в работах советских педагогов (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) гражданственность рассматривается как процесс приобретения опыта коллективной деятельности, как развитие общественной направленности личности. Взаимоотношения государства с институтами гражданского общества и просто гражданами в социально-правовой сфере и влияние при этом достигнутого уровня гражданственности рассматриваются в работах О.Б. Михайловой [5]. По мнению Л.В. Гуляевой, гражданин в разной степени участвует в экономической, социально-политической, экологической и других видах деятельности и неминуемо проявляет свою гражданственность [6]. Другими словами, человек не замыкается в личной и семейной сфере, а демонстрирует свои качества значительно шире. И это такие качества, как познавательная активность, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность.
Признано, что гражданское общество есть общность людей и не только. В его структуру входят различные негосударственные организации со всей совокупностью их отношений, а также свободные индивиды [7]. Установлено, что гражданскому обществу свойственны определенные признаки, прежде всего, наличие рыночной экономики с ее свободой предпринимательской деятельности, максимальным невмешательством государства в экономические отношения. А также самоуправляемость; гласность осуществляемых общественно-политических мероприятий; свобода слова; верховенство закона, как и равенство всех перед ним [8].
Данные признаки указывают на то, что формирование и развитие гражданского общества тесно связано с правовым государством. Это процесс длительный и требует целенаправленных усилий, свободного доступа к информации и способности граждан к ее переработке и анализу. В этой связи считается важным через сферу образования сформировать у молодежи способность граждански мыслить, уметь отбирать важную информацию и, что особо ценно, на этой основе принимать самостоятельные решения. Современное общество востребовало подготовку конкурентоспособных и принимающих активное участие в жизнедеятельности гражданского общества специалистов.
Формирование гражданственности студентов рассматривается как целенаправленный процесс. В ходе всех лет обучения в вузе должна осуществляться организация и управление деятельностью студентов, ориентированной на приобретение социально-политической, психологической и морально-этической практики. Все это для того, чтобы молодой человек был готов к деятельности, направленной на достижение не только личных, но и социально значимых интересов общества и государства, готов к социальной и культурной интеграции, к раскрытию своих возможностей как субъекта социальной деятельности. Тем самым в вузе складывается база профессиональной подготовки студентов, укрепление гражданственности происходит в тесной связи с профессиональным и жизненным самоопределением.
В исследовании использовался системный подход, который позволил рассматривать укрепление гражданственности молодежи как процесс целеустремленный, направленный на повышение самообразования молодых людей. Системный подход развивает способности анализировать, принимать решения. И когда молодые люди учатся мыслить системно, то у них возрастают возможности накопленный опыт в одной области умело проецировать на окружающую среду. При этом сам объект мыслительной деятельности обладает определенными свойствами, отношениями и закономерностями. А целеустремленность в мыслительном процессе, как известно, означает умение найти решение – конкретное, социально полезное, достижимое [9]. Сегодня принцип целеустремленности базируется на осознании целей субъектами системы на основе информации, знания и понимания. Информация позволяет ответить на вопрос «что?», знание – «как?», понимание – «почему?».
Таким образом, на основе принципа целеустремленности формируется гражданская позиция. А это значит, приобретаются знания о правах, свободах и обязанностях гражданина, они накапливаются, влияют на активность молодых людей, и гражданская деятельность постепенно складывается в целостную систему.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе работы выяснено, что гражданственность молодежи базируется на ряде факторов. Молодые граждане должны хорошо знать свои права, обязанности и свободы, принципы построения общества, уметь на правах субъектов включаться в правовые и социально-экономические отношения, тем самым осваивать способы и методы общественной деятельности, накапливать опыт гражданской позиции и ценностного отношения к ней.
Экспериментальная проверка результатов исследования проводилась на базе Казанского федерального университета с 2018 по 2019 г. Экспериментальная работа была организована поэтапно. Это констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На первом этапе в ходе опроса было выяснено отношение преподавателей и студентов к процессу формирования гражданственности (таблица).
Результаты опроса преподавателей и студентов об отношении к процессу формирования гражданственности, проведенного в марте 2018 г. (в процентах)
Вопрос |
Мнение студентов |
Мнение преподавателей |
||
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
|
Вы согласны, что гражданственность – это содействие граждан в решении общих государственных и частных вопросов? |
30 |
76 |
84 |
92 |
Ваши гражданские права и свободы реально обеспечиваются? |
31 |
87 |
98 |
98 |
У вас есть реальная защита ваших прав и свобод? |
37 |
91 |
99 |
99 |
На Ваш взгляд, обеспечивается ли гласность проводимых общественно-политических мероприятий, реализации законодательных актов? |
33 |
94 |
94 |
99 |
Вы согласны с тем, что обеспечивается гласность осуществляемых общественно-политических мероприятий, в том числе принимаемых законодательных актов? |
42 |
97 |
97 |
99 |
Вы свободны в общении с международными и иностранными общественными организациями? |
41 |
86 |
100 |
100 |
Вы согласны с тем, что в государстве обеспечивается равенство всех перед законом и судом? |
39 |
71 |
76 |
87 |
Вы согласны с тем, что у нас развитое гражданское общество? |
35 |
84 |
78 |
92 |
Вы ощущаете ответственность за происходящее в городе или микрорайоне? |
40 |
97 |
91 |
98 |
Вы ощущаете ответственность за происходящее в стране? |
27 |
96 |
94 |
99 |
Вы способны влиять на происходящее в городе или микрорайоне? |
32 |
87 |
97 |
98 |
Как Вы оцениваете свою способность влиять на происходящее в стране? |
21 |
97 |
93 |
98 |
Вы согласны с тем, что гражданская позиция – это реализация гражданских прав, свобод и обязанностей и активная гражданская деятельность? |
34 |
98 |
100 |
100 |
Вы согласны с тем, что процессом формирования гражданственности, гражданской позиции необходимо управлять? |
76 |
100 |
100 |
100 |
Результаты опроса свидетельствуют о том, что большинство преподавателей убеждены в том, что процесс формирования гражданственности создает структуру общества, где граждане обладают гражданскими правами, политической свободой, а также определенными гарантиями. Кроме того, все это позволяет отрабатывать общественные механизмы их реализации.
Мнения студентов на констатирующем этапе по большинству вопросов различны и единодушия нет. Исключение составляет последний вопрос: большинство студентов (76 %) уверены в том, что процессом формирования гражданской позиции необходимо управлять.
Итоги опроса продемонстрировали при анализе качеств личности у студентов следующее: политическая компетентность на среднем и низком уровнях, недостаточно проявляются патриотические и интернациональные чувства, что характеризует слабую выраженность гражданственности у молодых людей.
В ходе формирующего этапа с целью повышения знаний о гражданственности и гражданском обществе был разработан, а также апробирован учебный курс «Гражданственность и профессиональное будущее молодежи». Это дополнительная образовательная программа, рассчитанная на 32 ч и ориентированная на формирование у студентов общей компетенции в соответствии с Федеральным государственным стандартом – понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, а также укреплять гражданскую позицию, повышать ответственность за будущее своей страны. Представлялось ценным приобретение студентами знаний о структуре гражданского общества, механизмах его функционирования, возможностях участия. Для этого важно было научить студентов мыслить, анализировать, работать с литературой, дискутировать, чтобы в конечном итоге сформировать конструктивную гражданскую позицию.
В ходе эксперимента отрабатывался алгоритм оценки работы студентов. В него вошли:
- подготовка различных раздаточных материалов;
- представление дискуссионного материала, речь ведущих;
- порядок обсуждения дискуссионного учебного материала;
- организация диалога, обсуждение иных подходов/мнений.
Помимо дискуссий, большой интерес студенты проявили к микроэссе – письменной работе объемом не менее 500 и не более 1000 слов на тему «Об особенностях и требованиях моей будущей работы».
Для апробации вывода о необходимости укрепления гражданственности молодежи как стимула повышения профессионального образования была организована серия ролевых игр. При подготовке предлагался подбор соответствующего теоретического материала, который в последующем адаптировался на анализ определенной ситуации (case-study).
Экспериментальная работа убедила в большом многообразии факторов, влияющих на укрепление гражданственности. Эти факторы различаются по уровням: общие, региональные, психологические и личностные. К общим факторам были отнесены условия жизни людей, духовная культура, СМИ и прочее. К региональным факторам – те, что отражают особенности региона. А также психологические (возрастные отличия) и факторы личностного порядка (возможности, способности, интересы и др.).
Результаты подтвердили то, что чем больше студенты получают знаний о своих правах, свободах и обязанностях, понимают суть взаимоотношений государства и гражданского общества, тем выше результативность деятельности, четче выражается стремление к повышению своего профессионального уровня. Тем более что следует учитывать особенности возраста студентов, связанные с их вхождением в новые социальные отношения, повышенным стремлением к самореализации, выраженной эмоциональностью, детальным разбором своих возможностей и личностных качеств.
На контрольном этапе был произведен качественный анализ полученных результатов. Выявлено, что когда у студента слабо выражена мотивация к конкретной деятельности, где он может использовать свою активность, тогда возникают опасения, что мотивы, не подкрепленные социальной значимостью в конкретной деятельности, могут трансформироваться в совершенно другие потребности. Именно укрепление гражданственности нацеливает молодых граждан на освоение знаний о своих правах, обязанностях и свободах, на умение применять принципы построения гражданского общества, на правах субъектов включаться в правовые и социально-экономические отношения, тем самым осваивать способы и методы гражданской деятельности, накапливать опыт гражданской позиции и ценностного отношения к ней.
Как показывает практика, укрепление гражданственности – процесс, который пронизывает всю человеческую жизнь и, как правило, не обладает постоянством.
Заключение
Таким образом, исследование показало, что рассмотренные нами знания способствуют выработке собственной жизненной траектории молодежи, глубокому пониманию роли и значения приобретенных знаний, осознанию их применения в конструировании своей будущей профессиональной деятельности.
На наш взгляд, требуют дальнейшего рассмотрения такие научные проблемы, как инструменты управления формированием гражданской позиции; отбор и структурирование знаний о гражданском обществе, правах, свободах и обязанностях гражданина; методы вовлечения студентов в гражданскую деятельность.
В условиях рыночных отношений, формирования социально-правового государства и развития гражданского общества гражданственность приобретает особое значение, и от решения проблем, связанных с ее укреплением, зависит во многом будущее нашего государства.
Библиографическая ссылка
Терентьева И.В. УКРЕПЛЕНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 8. – С. 201-205;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38199 (дата обращения: 21.11.2024).