Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ESSENCE AND CONTENT OF ETHNOPEDAGOGIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Gordeeva O.N. 1 Kozhanov I.V. 2
1 School № 2065
2 Chuvash State Pedagogical University
The article is devoted to the problem of ethnopedagogization of the educational process in a preschool educational organization: identifying the essence and content of this process. Based on the existing definition of the term «ethnopedagogization» as a process of integration of traditional (folk, national, ethnic) cultures with modern educational systems, ideas, technologies that create an educational environment (ethno-pedagogical space) (G.N. Volkov), the authors give their own interpretation of this phenomenon in the framework of a preschool educational organization as the usage of the pedagogical potential of traditional culture in the implementation of educational tasks in working with preschool children. The determination of the content of ethnopedagogization of the educational process in a preschool educational organization revealed three main interconnected components in its structure: the ethno-pedagogical environment of the preschool educational organization (the totality of the external ethno-pedagogical space of the kindergarten (the ethno-pedagogically organized material environment in which the pupils are located) and its internal content (dynamic network of interconnected ethno-pedagogical events, which can be based on mass events of ethno-cultural orientation)), ethno-pedagogical activity of educators, children and parents (with a division into three levels depending on the number of participants and the scale of the activity) and ethno-pedagogical education of parents (implemented through thematic parent-teacher meetings, joint organization and participation in public events through the implementation of special projects). The authors conclude that ethnopedagogization of the educational process in preschool educational organizations is important for the successful socialization of preschool children.
ethnopedagogization
educational process
preschool children
preschool educational organization

Современные тенденции развития системы образования в России определены запросом общества на подготовку подрастающего поколения к активной творческой жизни. Реализация основных целей системы образования предполагает необходимость приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, их своевременное социальное развитие.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [1] в качестве основных принципов дошкольного образования отмечаются: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и учет этнокультурной ситуации развития детей. Значительная представленность социокультурного, этнического компонента в образовательных областях также подтверждает значимость формирования ребенка-дошкольника не просто как гражданина страны, но и как представителя определенного этноса. Действительно, можно отметить, что всегда воспитывается человек сам по себе не абстрактный, но являющийся представителем определенного этноса, соответственно имеющий свойственные этому этническому сообществу этнопсихологические особенности, к которым относятся особенности этнического менталитета, специфическое проявление этнического сознания и самосознания, своеобразие проявления этничности во взаимодействии с другими людьми – представителями своей же этнической или иной группы.

Российская Федерация является мультикультурной, поликонфессиональной и многонациональной страной, что требует от педагогов, с одной стороны, учета этнического разнообразия в работе с детьми, опоры на этнические традиции, с другой – необходимости готовить детей к жизни в условиях поликультурной среды, прививая общие для любого народа ценности.

В подобных условиях значимой видится этнопедагогизация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, сущность и содержание которой требуют отдельного исследования.

Цель исследования: определение сущности и содержания этнопедагогизации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Материалы и методы исследования

В качестве основного метода исследования мы использовали теоретико-методологический анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Термин «этнопедагогизация» был предложен академиком РАО Г.Н. Волковым: «…процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство)» [2]. Приведенная дефиниция является устоявшейся, вместе с тем существуют различные точки зрения на содержательное наполнение данной интеграции, выраженные в отличном описании сущности и содержания данного процесса.

М.Б. Кожанова указывает на то, что этнопедагогизация является целостным процессом «…системного исследования, изучения, освоения и применения богатейшего этнопедагогического наследия народов и стран». Данным понятием можно обозначать реализацию всего потенциала народной педагогики (ее опыта, идей, выраженных в конкретных формах и методах) в образовательном процессе [3].

С данной точкой зрения соглашается Д.В. Мучкаева, добавляя, что этнопедагогизация обеспечивает возможность осуществления общей совместной деятельности всех субъектов педагогического процесса, в рамках которой реализуются этнокультурные ценности и осуществляется этнокультурное воспитание подрастающего поколения [4].

Т.С. Тугутова этнопедагогизацию видит в естественном включении детей в народную хозяйственную и бытовую деятельность взрослых, доведении до детей народных ценностей, общественных норм поведения, традиционной культуры в понятной им форме: изложение, краткий рассказ, песня, музыка, игра [5].

Б.Ш. Алиева, З.Х. Омарасхабова, И.О. Багомаева отмечают, что каждый регион отражается в этнической педагогике окружением людей (социальным, природным и производственным), проживающих там, их образом жизни, тем специфичным, но близким и понятным подрастающему поколению набором приемов, методов, способов воспитания детей, который формируется под влиянием этого окружения, соответственно, более эффективным и действенным [6].

Таким образом, применительно к дошкольным образовательным организациям сущность этнопедагогизации образовательного процесса в них можно сформулировать как использование педагогического потенциала традиционной культуры в реализации образовательных задач в работе с детьми дошкольного возраста. Вместе с тем открытым остается вопрос о содержательном наполнении данного понятия.

Н.В. Кондрашова [7] видит организацию и проведение этнопедагогической работы с дошкольниками в трех аспектах:

- специально организованное обучение (комплекс мероприятий и непосредственно организованной деятельности, направленный на формирование у детей дошкольного возраста представлений о родном крае (истории, декоративно-прикладном искусстве, достопримечательностях, выдающихся деятелях), развитие родной речи, осуществляемых как опосредованно через рассказы педагогов, прослушивание народных сказок, чтение художественных произведений, так и непосредственно в ходе экскурсий, целевых прогулок, наблюдений, музыкальных занятий, занятий изобразительной деятельностью и т.п.);

- самостоятельная деятельность (организация предметно-развивающей среды, направленной на самореализацию и рефлексию знаний, чувств о родном этносе, народной культуре, знаменитых выходцах и достопримечательностях самими дошкольниками);

- совместная деятельность воспитателя и воспитанников (организация культурно-досуговых событий (праздников, спортивных состязаний, народных подвижных игр), проведение дидактических игр или бесед, предполагающих интенсивное насыщение жизни детей дошкольного возраста этнокультурной составляющей [7].

Можно согласиться, что разноплановая, разнообразная деятельность детей дошкольного возраста, этнокультурно насыщенная и обогащенная этнопедагогическим содержанием, эффективна в формировании этнокультурной осведомленности детей, углублении их знаний в области краеведения, музыкального и изобразительного творчества, при их приобщении к фольклору, восприятии наследия как родного, так и остальных народов, формировании собственного эмоционального отношения к явлениям народной жизни, становлении этнического самосознания и, в условиях полиэтнической многоконфессиональной Российской Федерации, формировании основ гражданской идентичности.

Вместе с тем очевидным является то, что этнопедагогизация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации не может предполагать только проведение этнопедагогической работы с детьми, структура организации данного процесса складывается из следующих компонентов: этнопедагогическая среда дошкольной образовательной организации, этнопедагогическая деятельность воспитателей, детей и родителей, этнопедагогическое просвещение родителей. Раскроем содержание этих компонентов.

1. Этнопедагогическая среда дошкольной образовательной организации может рассматриваться как совокупность внешнего этнопедагогического пространства детского сада (этнопедагогически целесообразно организованное материальное окружение, в котором находятся воспитанники: оформление территории дошкольной образовательной организации, включая площадки для прогулок детей, дорожки, фасад здания, оформление стен, стендов, рекреаций внутри детского сада, внесение этнических элементов в оформление музыкального и спортивного залов, групповых помещений и спален) и внутреннего его наполнения (динамическая сеть взаимосвязанных этнопедагогических событий, основой которых могут служить массовые мероприятия этнокультурной направленности).

Территория образовательной организации может быть оформлена в тематике народных сказок; в каждой группе организованы уголки народной культуры, предусматривающие соответствующие наглядные пособия, наборы для творчества «Куклы народов России», наличие кукол в национальной одежде, в группах размещены карта «Страны и народы мира», карта отдельных субъектов Российской Федерации (в зависимости от месторасположения детского сада). Детьми совместно с родителями создаются рукописные книги – сказки народов мира, которые доступны для всех малышей. В распоряжении воспитателей находятся книги с народными сказками, сборники загадок разных народов. В целях ознакомления дошкольников с этнической культурой выявленных в группе национальностей организуются выставки национальных культур при активном участии родителей. Воспитанники принимают участие в народных праздниках (Масленица, Пасха, Акатуй и др.), активно используются народные игры («День игр народов мира»), проводятся конкурсы этнокультурной направленности (конкурс пасхальных яиц, конкурс рисунков «Герои сказок», конкурс рисунков на асфальте «Моя Родина – Россия!» и др.) [8].

В создаваемой в дошкольной образовательной организации этнопедагогической среде должен быть максимально использован естественно-природный потенциал, являющийся условием гармоничного развития детей дошкольного возраста. При этом важными являются: стимулирование общения в детской среде на родном языке, учет этнических обычаев, сложившихся традиций, этнопсихологических особенностей дошкольников, что требует создания и поддержания особой духовно-нравственной среды, содержащей выраженные в народных идеалах личности ценностные ориентиры этнической педагогики.

2. В дошкольной образовательной организации в первую очередь педагогическим составом осуществляется этнопедагогическая деятельность. Вместе с тем для ее эффективной реализации необходимо активное включение всех субъектов педагогического процесса: педагогов, родителей и по мере роста и перехода детей от объектной к субъектной позиции – самих воспитанников.

Можно выделить три уровня форм организации этнопедагогической деятельности в условиях дошкольной образовательной организации:

1) массовые мероприятия, примером которых служат различные традиционные народные праздники, рассчитанные на участие в них если не всего, то подавляющего большинства педагогического коллектива, детей и их родителей;

2) мероприятия с численностью участников 10–25 человек – работа различных кружков, связанных с постижением народного творчества и ремесла: мероприятия этнопедагогической направленности, осуществляемые в группах детей одного (или преимущественно одного) возраста;

3) этнопедагогическая деятельность в составе небольших групп (2–3 человека) – реализация конкретных творческих этнопедагогических дел, осуществляемая в паре с воспитателем и рассчитанная на перспективу личностного развития воспитанников.

Воспитательное воздействие средних по численности мероприятий по сравнению с массовыми и масштабными значительно выше, так как именно в составе небольшой группы легче складываются отношения, которые носят личностно значимый воспитывающий характер, однако крупные мероприятия и практически индивидуально реализуемая этнопедагогическая деятельность значительно усиливают педагогический эффект.

Данные уровни с соответствующими им формами этнокультурного воспитания предполагают появление синергетического воспитательного эффекта в результате взаимодействия и активного участия всех субъектов педагогического процесса. При этом необходимо отметить, что приобщение детей дошкольного возраста к родной культуре, культурам других этносов, формирование взаимного уважения, толерантности и эмпатии и в целом всестороннее развитие личности воспитанников в современных условиях массовой компьютеризации и цифровизации всех сфер жизнедеятельности становятся достижимыми и увлекательными для детей при использовании информационно-коммуникативных технологий в подаче этнокультурного материала. Для более прочного закрепления и усвоения дошкольниками информации об этническом многообразии России, общности и неповторимости культур отдельных народов или субъектов Российской Федерации, в целях этнического самоопределения старших дошкольников педагогами могут быть предложены темы для создания родителями и детьми видеороликов: «Народные праздники», «Сказки моего народа», «Многонациональная Российская Федерация», «Традиции моей семьи».

3. Важными участниками образовательного процесса являются родители дошкольников, что делает необходимыми организацию и проведение систематической работы по их этнопедагогическому просвещению, реализуемые через тематические родительские собрания, совместную организацию и участие в массовых мероприятиях, через реализацию специальных проектов (например, проведение «Папиных уроков», в рамках которых папы воспитанников проводят беседу, рассказ или занятие на ту или иную тему этнокультурной направленности, предложенную воспитателем или с ним согласованную; работа специально организованного «Родительского клуба» и т.п.).

Этнопедагогическое просвещение родителей воспитанников включает такие составляющие, как:

- исследование опыта народного воспитания – сбор, анализ и обобщение явлений традиционного народного воспитания (его содержание, используемые методы, средства, формы воспитательного воздействия, представления о народном идеале личности);

- изучение опыта народного воспитания – значительное расширение, углубление знаний о частных и общих традициях народного воспитания, общих принципах этнической педагогики, ее направленности;

- освоение этнической педагогики – персонификация усвоенных этнопедагогических идей и опыта народного воспитания, познание себя через призму народной мудрости;

- применение этнической педагогики – приобщение детей к богатству этнической культуры.

Важно понимание родителями важности и значимости родного языка для ребенка, поскольку в процессе его освоения дети приобщаются к культуре своего народа, его духовным и материальным ценностям, знакомятся с историей родного края, необходимостью формирования уважительного отношения к другим народам и их представителям. Также большую роль играют поддержание интереса к народной культуре, использование фольклора в ситуациях обычной повседневной жизни в семье.

Выводы

Проведенный анализ литературы по проблеме исследования позволяет говорить об этнопедагогизации как о процессе интеграции этнических культур с современными воспитательными системами. В рамках дошкольной образовательной организации педагогический потенциал традиционной культуры используется в реализации образовательных задач в работе с детьми дошкольного возраста. Содержание этнопедагогизации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации можно представить следующими взаимосвязанными компонентами: этнопедагогическая среда дошкольной образовательной организации, этнопедагогическая деятельность воспитателей, детей и родителей, этнопедагогическое просвещение родителей.

Этнопедагогизация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации не является самоцелью – в условиях полиэтничной среды она необходима для успешной социализации дошкольников, их вхождения в культуру родного народа, приобщения к культуре других народов, что является основой для последующего формирования гражданской идентичности личности.