Современные тенденции развития системы образования в России определены запросом общества на подготовку подрастающего поколения к активной творческой жизни. Реализация основных целей системы образования предполагает необходимость приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, их своевременное социальное развитие.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [1] в качестве основных принципов дошкольного образования отмечаются: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и учет этнокультурной ситуации развития детей. Значительная представленность социокультурного, этнического компонента в образовательных областях также подтверждает значимость формирования ребенка-дошкольника не просто как гражданина страны, но и как представителя определенного этноса. Действительно, можно отметить, что всегда воспитывается человек сам по себе не абстрактный, но являющийся представителем определенного этноса, соответственно имеющий свойственные этому этническому сообществу этнопсихологические особенности, к которым относятся особенности этнического менталитета, специфическое проявление этнического сознания и самосознания, своеобразие проявления этничности во взаимодействии с другими людьми – представителями своей же этнической или иной группы.
Российская Федерация является мультикультурной, поликонфессиональной и многонациональной страной, что требует от педагогов, с одной стороны, учета этнического разнообразия в работе с детьми, опоры на этнические традиции, с другой – необходимости готовить детей к жизни в условиях поликультурной среды, прививая общие для любого народа ценности.
В подобных условиях значимой видится этнопедагогизация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, сущность и содержание которой требуют отдельного исследования.
Цель исследования: определение сущности и содержания этнопедагогизации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Материалы и методы исследования
В качестве основного метода исследования мы использовали теоретико-методологический анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Термин «этнопедагогизация» был предложен академиком РАО Г.Н. Волковым: «…процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство)» [2]. Приведенная дефиниция является устоявшейся, вместе с тем существуют различные точки зрения на содержательное наполнение данной интеграции, выраженные в отличном описании сущности и содержания данного процесса.
М.Б. Кожанова указывает на то, что этнопедагогизация является целостным процессом «…системного исследования, изучения, освоения и применения богатейшего этнопедагогического наследия народов и стран». Данным понятием можно обозначать реализацию всего потенциала народной педагогики (ее опыта, идей, выраженных в конкретных формах и методах) в образовательном процессе [3].
С данной точкой зрения соглашается Д.В. Мучкаева, добавляя, что этнопедагогизация обеспечивает возможность осуществления общей совместной деятельности всех субъектов педагогического процесса, в рамках которой реализуются этнокультурные ценности и осуществляется этнокультурное воспитание подрастающего поколения [4].
Т.С. Тугутова этнопедагогизацию видит в естественном включении детей в народную хозяйственную и бытовую деятельность взрослых, доведении до детей народных ценностей, общественных норм поведения, традиционной культуры в понятной им форме: изложение, краткий рассказ, песня, музыка, игра [5].
Б.Ш. Алиева, З.Х. Омарасхабова, И.О. Багомаева отмечают, что каждый регион отражается в этнической педагогике окружением людей (социальным, природным и производственным), проживающих там, их образом жизни, тем специфичным, но близким и понятным подрастающему поколению набором приемов, методов, способов воспитания детей, который формируется под влиянием этого окружения, соответственно, более эффективным и действенным [6].
Таким образом, применительно к дошкольным образовательным организациям сущность этнопедагогизации образовательного процесса в них можно сформулировать как использование педагогического потенциала традиционной культуры в реализации образовательных задач в работе с детьми дошкольного возраста. Вместе с тем открытым остается вопрос о содержательном наполнении данного понятия.
Н.В. Кондрашова [7] видит организацию и проведение этнопедагогической работы с дошкольниками в трех аспектах:
- специально организованное обучение (комплекс мероприятий и непосредственно организованной деятельности, направленный на формирование у детей дошкольного возраста представлений о родном крае (истории, декоративно-прикладном искусстве, достопримечательностях, выдающихся деятелях), развитие родной речи, осуществляемых как опосредованно через рассказы педагогов, прослушивание народных сказок, чтение художественных произведений, так и непосредственно в ходе экскурсий, целевых прогулок, наблюдений, музыкальных занятий, занятий изобразительной деятельностью и т.п.);
- самостоятельная деятельность (организация предметно-развивающей среды, направленной на самореализацию и рефлексию знаний, чувств о родном этносе, народной культуре, знаменитых выходцах и достопримечательностях самими дошкольниками);
- совместная деятельность воспитателя и воспитанников (организация культурно-досуговых событий (праздников, спортивных состязаний, народных подвижных игр), проведение дидактических игр или бесед, предполагающих интенсивное насыщение жизни детей дошкольного возраста этнокультурной составляющей [7].
Можно согласиться, что разноплановая, разнообразная деятельность детей дошкольного возраста, этнокультурно насыщенная и обогащенная этнопедагогическим содержанием, эффективна в формировании этнокультурной осведомленности детей, углублении их знаний в области краеведения, музыкального и изобразительного творчества, при их приобщении к фольклору, восприятии наследия как родного, так и остальных народов, формировании собственного эмоционального отношения к явлениям народной жизни, становлении этнического самосознания и, в условиях полиэтнической многоконфессиональной Российской Федерации, формировании основ гражданской идентичности.
Вместе с тем очевидным является то, что этнопедагогизация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации не может предполагать только проведение этнопедагогической работы с детьми, структура организации данного процесса складывается из следующих компонентов: этнопедагогическая среда дошкольной образовательной организации, этнопедагогическая деятельность воспитателей, детей и родителей, этнопедагогическое просвещение родителей. Раскроем содержание этих компонентов.
1. Этнопедагогическая среда дошкольной образовательной организации может рассматриваться как совокупность внешнего этнопедагогического пространства детского сада (этнопедагогически целесообразно организованное материальное окружение, в котором находятся воспитанники: оформление территории дошкольной образовательной организации, включая площадки для прогулок детей, дорожки, фасад здания, оформление стен, стендов, рекреаций внутри детского сада, внесение этнических элементов в оформление музыкального и спортивного залов, групповых помещений и спален) и внутреннего его наполнения (динамическая сеть взаимосвязанных этнопедагогических событий, основой которых могут служить массовые мероприятия этнокультурной направленности).
Территория образовательной организации может быть оформлена в тематике народных сказок; в каждой группе организованы уголки народной культуры, предусматривающие соответствующие наглядные пособия, наборы для творчества «Куклы народов России», наличие кукол в национальной одежде, в группах размещены карта «Страны и народы мира», карта отдельных субъектов Российской Федерации (в зависимости от месторасположения детского сада). Детьми совместно с родителями создаются рукописные книги – сказки народов мира, которые доступны для всех малышей. В распоряжении воспитателей находятся книги с народными сказками, сборники загадок разных народов. В целях ознакомления дошкольников с этнической культурой выявленных в группе национальностей организуются выставки национальных культур при активном участии родителей. Воспитанники принимают участие в народных праздниках (Масленица, Пасха, Акатуй и др.), активно используются народные игры («День игр народов мира»), проводятся конкурсы этнокультурной направленности (конкурс пасхальных яиц, конкурс рисунков «Герои сказок», конкурс рисунков на асфальте «Моя Родина – Россия!» и др.) [8].
В создаваемой в дошкольной образовательной организации этнопедагогической среде должен быть максимально использован естественно-природный потенциал, являющийся условием гармоничного развития детей дошкольного возраста. При этом важными являются: стимулирование общения в детской среде на родном языке, учет этнических обычаев, сложившихся традиций, этнопсихологических особенностей дошкольников, что требует создания и поддержания особой духовно-нравственной среды, содержащей выраженные в народных идеалах личности ценностные ориентиры этнической педагогики.
2. В дошкольной образовательной организации в первую очередь педагогическим составом осуществляется этнопедагогическая деятельность. Вместе с тем для ее эффективной реализации необходимо активное включение всех субъектов педагогического процесса: педагогов, родителей и по мере роста и перехода детей от объектной к субъектной позиции – самих воспитанников.
Можно выделить три уровня форм организации этнопедагогической деятельности в условиях дошкольной образовательной организации:
1) массовые мероприятия, примером которых служат различные традиционные народные праздники, рассчитанные на участие в них если не всего, то подавляющего большинства педагогического коллектива, детей и их родителей;
2) мероприятия с численностью участников 10–25 человек – работа различных кружков, связанных с постижением народного творчества и ремесла: мероприятия этнопедагогической направленности, осуществляемые в группах детей одного (или преимущественно одного) возраста;
3) этнопедагогическая деятельность в составе небольших групп (2–3 человека) – реализация конкретных творческих этнопедагогических дел, осуществляемая в паре с воспитателем и рассчитанная на перспективу личностного развития воспитанников.
Воспитательное воздействие средних по численности мероприятий по сравнению с массовыми и масштабными значительно выше, так как именно в составе небольшой группы легче складываются отношения, которые носят личностно значимый воспитывающий характер, однако крупные мероприятия и практически индивидуально реализуемая этнопедагогическая деятельность значительно усиливают педагогический эффект.
Данные уровни с соответствующими им формами этнокультурного воспитания предполагают появление синергетического воспитательного эффекта в результате взаимодействия и активного участия всех субъектов педагогического процесса. При этом необходимо отметить, что приобщение детей дошкольного возраста к родной культуре, культурам других этносов, формирование взаимного уважения, толерантности и эмпатии и в целом всестороннее развитие личности воспитанников в современных условиях массовой компьютеризации и цифровизации всех сфер жизнедеятельности становятся достижимыми и увлекательными для детей при использовании информационно-коммуникативных технологий в подаче этнокультурного материала. Для более прочного закрепления и усвоения дошкольниками информации об этническом многообразии России, общности и неповторимости культур отдельных народов или субъектов Российской Федерации, в целях этнического самоопределения старших дошкольников педагогами могут быть предложены темы для создания родителями и детьми видеороликов: «Народные праздники», «Сказки моего народа», «Многонациональная Российская Федерация», «Традиции моей семьи».
3. Важными участниками образовательного процесса являются родители дошкольников, что делает необходимыми организацию и проведение систематической работы по их этнопедагогическому просвещению, реализуемые через тематические родительские собрания, совместную организацию и участие в массовых мероприятиях, через реализацию специальных проектов (например, проведение «Папиных уроков», в рамках которых папы воспитанников проводят беседу, рассказ или занятие на ту или иную тему этнокультурной направленности, предложенную воспитателем или с ним согласованную; работа специально организованного «Родительского клуба» и т.п.).
Этнопедагогическое просвещение родителей воспитанников включает такие составляющие, как:
- исследование опыта народного воспитания – сбор, анализ и обобщение явлений традиционного народного воспитания (его содержание, используемые методы, средства, формы воспитательного воздействия, представления о народном идеале личности);
- изучение опыта народного воспитания – значительное расширение, углубление знаний о частных и общих традициях народного воспитания, общих принципах этнической педагогики, ее направленности;
- освоение этнической педагогики – персонификация усвоенных этнопедагогических идей и опыта народного воспитания, познание себя через призму народной мудрости;
- применение этнической педагогики – приобщение детей к богатству этнической культуры.
Важно понимание родителями важности и значимости родного языка для ребенка, поскольку в процессе его освоения дети приобщаются к культуре своего народа, его духовным и материальным ценностям, знакомятся с историей родного края, необходимостью формирования уважительного отношения к другим народам и их представителям. Также большую роль играют поддержание интереса к народной культуре, использование фольклора в ситуациях обычной повседневной жизни в семье.
Выводы
Проведенный анализ литературы по проблеме исследования позволяет говорить об этнопедагогизации как о процессе интеграции этнических культур с современными воспитательными системами. В рамках дошкольной образовательной организации педагогический потенциал традиционной культуры используется в реализации образовательных задач в работе с детьми дошкольного возраста. Содержание этнопедагогизации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации можно представить следующими взаимосвязанными компонентами: этнопедагогическая среда дошкольной образовательной организации, этнопедагогическая деятельность воспитателей, детей и родителей, этнопедагогическое просвещение родителей.
Этнопедагогизация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации не является самоцелью – в условиях полиэтничной среды она необходима для успешной социализации дошкольников, их вхождения в культуру родного народа, приобщения к культуре других народов, что является основой для последующего формирования гражданской идентичности личности.
Библиографическая ссылка
Гордеева О.Н., Кожанов И.В. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 6-2. – С. 328-332;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38110 (дата обращения: 21.11.2024).