Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

STUDY OF POSSIBLE PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF TEACHING OF DISCIPLINE «AUTOMOBILE PREPARATION» FOR THE STUDENTS OF THE SYSTEM OF UNIVERSITIES OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Litvinov A.V. 1 Knyazev К.S. 1 Lichman А.V. 1 Koritz S.I. 1 Chichin S.V. 2
1 Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
2 Branch of the Federal state state military educational institution higher education VA MTO im. General of the army A.V. Khrulev in Omsk
The article is devoted to the problem of training cadets of the Ministry of internal Affairs in the framework of studying the discipline «Automobile training». The article reveals the specifics of teaching the discipline at the present time. The problems of implementing competence-based and activity-based approaches to teaching the discipline «Automobile training»are identified. The relevance of training cadets in the study of the discipline, as the basis for their personal safety and the safety of other road users, as an element of the formation of legal consciousness of graduates and future police officers, as a means of forming practical skills and driving skills in the performance of official tasks, maintaining the image and prestige of the police. The article considers foreign experience in training drivers of vehicles, such as Germany, Austria, Canada, the USA, New Zealand, and the United Kingdom, who successfully use two-or three-phase training systems, so that they were able to reduce the number of road accidents by 20-30?%. Recommendations of a number of authors on improving the training of law enforcement agencies in accident-free driving skills, the formation of transport and legal culture are analyzed. It is proposed to use foreign experience in training vehicle drivers as part of the implementation of training cadets in the discipline «Automobile training», which, due to the specifics of educational institutions of the Ministry of internal Affairs can bring good results. The introduction of testing in the field of knowledge of traffic Rules and practical skills of driving vehicles will allow for constant monitoring of the cadet’s readiness to drive a vehicle.
automotive training
teaching methods
foreign experience
teaching prospects
activity approach

Автомобильная подготовка, как дисциплина в вузах системы МВД России, долгое время оставалась неотъемлемой частью обучения и воспитания сотрудников милиции, а в настоящее время является одной из сопутствующих учебному процессу дисциплин по подготовке сотрудников полиции. Дисциплина формирует у курсантов теоретические знания, способствующие анализу, правильному толкованию и применению правовых норм, регулирующих отношения в области дорожного движения с целью их применения в качестве мер по предупреждению и разбору аварийных ситуаций на автомобильных дорогах, пропаганды безопасности дорожного движения, а также знаний устройства и принципа работы автомобиля, умений выполнения основных действий для осуществления ежедневного технического обслуживания автомобиля.

Основной целью дисциплины является формирование у обучающихся комплекса теоретических знаний и практических навыков, связанных с применением правил дорожного движения, а также использования основных понятий и терминов, отдельных положений для выполнения оперативно-служебных задач в объеме должностных обязанностей сотрудников полиции.

Отведенное на изучение дисциплины «Автомобильная подготовка» время составляет 34 академических часа аудиторных занятий, из которых 20 часов – лекционные занятия, 14 часов – практические занятия. Структура дисциплины такова, что 80 % курса отводится на изучение Правил дорожного движения, по одному занятию на изучение конструкции автомобиля и осуществление технического обслуживания легкового автомобиля. Безусловно, в рамках текущего объема аудиторных часов, запланированного на изучение дисциплины «Автомобильная подготовка», сформировать специалиста в области безопасности дорожного движения, в области тактики и техники управления транспортным средством в различных условиях, в области базовой подготовки по устройству автомобиля и его техническому обслуживанию не представляется возможным. В результате изучения дисциплины курсанты осваивают Правила дорожного движения [1], знакомятся с устройством автомобиля и перечнем работ по ежедневному техническому обслуживанию автомобиля.

Цель исследования: формирование системы знаний для будущих сотрудников полиции в области безопасности дорожного движения путем совершенствования программы подготовки по дисциплине «Автомобильная подготовка» с учетом специфики правоохранительной деятельности.

Материалы и методы исследования

При изучении основных разделов дисциплины «Автомобильная подготовка» используются следующие методические приемы, технические средства обучения и дидактические средства, представленные в таблице.

Методические приемы, технические средства обучения и дидактические средства для изучения дисциплины «Автомобильная подготовка»

Методические приемы

Технические средства обучения

Дидактические средства

Метод опроса – в форме построения диалога между преподавателем и курсантами с целью проверки теоретических знаний и формирования умений применять эти знания при решении ситуационных задач

Электрифицированные стенды для изучения светофорной сигнализации; порядка действий участников дорожного движения на участках дорог с различной конфигурацией перекрестков

Наглядные плакаты с типичными ситуациями, возникающими в процессе дорожного движения; с дорожными знаками и разметкой; порядком действий при ДТП

Методы проблемного обучения – стимулирование курсантов к изучению поставленных в рамках занятий проблем в области безопасности дорожного движения

Видеоролики с ДТП и аварийными ситуациями, поясняющие последствия нарушений ПДД

Федеральные законы и нормативно-правовые акты в области безопасности дорожного движения

Групповой метод – самостоятельное составление курсантами подборки видеофрагментов с нарушениями ПДД с указанием нарушенного пункта ПДД, наказания согласно КоАП за пункта ПДД, наказания согласно КоАП за нарушение данного пункта, а также правильных действий водителя

Видеоролики с нарушениями ПДД с видеорегистратора преподавателя для дополнительного вовлечения курсантов в учебный процесс с целью формирований умений по применению ранее полученных знаний в области ПДД

Учебники и учебные пособия, конспекты лекций по безопасной эксплуатации и устройству автомобиля

Плакаты для изучения систем автомобиля: питания, зажигания, масляной, тормозной

Двигатель автомобиля в разрезе

Легковой автомобиль для изучения устройства автомобиля и перечня работ по ежедневному обслуживанию автомобиля

Ситуационные и междисциплинарные методы – разбор судебной практики в рамках санкций, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях

Тестирование на компьютерах в программной среде «Нева-2016»

Подводя итог обзору используемых методов и средств обучения, реализуемых при изучении дисциплины «Автомобильная подготовка», преподавательский состав использует положения теории деятельностного подхода, при котором объем полученной теоретической информации проверяется в рамках наблюдения, моделирования и анализа практических ситуаций, связанных с безопасностью дорожного движения, с помощью используемых дидактических средств. В то же время несомненным в ходе реализации дисциплины является использование компетентностного подхода на основе приобретения междисциплинарных знаний, представления образовательного процесса в виде интегративной целостности [1, 2]. Междисциплинарность знаний проявляется в использовании при обучении юридических, технических, медицинских и психологических положений, каждое из которых является неотъемлемой частью при подготовке будущего специалиста в области правоохранительной деятельности [3–5].

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках эксперимента, по итогам пройденного курса «Автомобильная подготовка» среди курсантов был проведен анонимный опрос с целью выявления замечаний и предложений по совершенствованию процесса обучения. В результате опроса более 400 курсантов получено около 120 предложений.

При всех плюсах, которые возможно получить от усвоения материала за счет применения указанных методов, технических средств обучения и дидактических материалов, научиться в полной мере применять эти знания без практической составляющей все же не представляется возможным. Так как именно в процессе эксплуатации автомобиля, адаптации молодого водителя к изменяющейся дорожной ситуации формируются навыки в применении теоретических знаний. Отражение результатов указанного опроса представлено в виде линейчатой диаграммы на рисунке.

litvin1.wmf

Предложения курсантов для совершенствования процесса изучения курса «Автомобильная подготовка»

Сложно не согласиться с теми предложениями, которые были высказаны курсантами в результате опроса. Ведь всё то, что они не получили в рамках изучения курса «Автомобильная подготовка» в высшем учебном заведении, придется восполнять в автошколах [6]. Здесь стоит отметить, что компенсировать представленные на рисунке предложения автошколы смогут частично. Все дело в том, что процесс подготовки в автошколе в основном сводится к заучиванию экзаменационных билетов для успешной сдачи теоретической части, а также к выполнению практических упражнений на автодроме и в городских условиях по тому же принципу. При отработке практических действий в условиях города, наблюдается программирование обучающегося на конкретный участок, где планируется проведение экзамена в ГИБДД, инструкторы избегают сложных перекрестков, выбирают заведомо низкие скорости и т.д. Таким образом, на то, чтобы овладеть даже базовыми навыками, необходимыми для уверенного управления автомобилем, водителю может понадобиться много времени, не говоря уже о том, что будущий сотрудник полиции должен быть подготовлен для действий в служебных ситуациях, обладать навыками контраварийной подготовки и базовыми навыками при возникновении неисправностей в пути следования. Неутешительным фактором является также статистика дорожно-транспортных происшествий с участием молодых водителей, которая свидетельствует, что на их долю приходится от 20 до 30 % ДТП [7, 8]. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что подготовка сотрудников полиции должна осуществляться в особых условиях, под особым контролем и с должным уровнем качества подготовки.

Следуя вышесказанному междисциплинарному подходу, необходимо усилить работу по подготовке курсантов с целью формирования их правового сознания. Задача – создание ответственного и образцового участника во всех аспектах обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе для формирования позитивного образа сотрудника полиции. Так, согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, граждане считают, что нарушения правил дорожного движения наиболее характерны для представителей силовых ведомств [9]. На основании полученных сведений можно заключить, что особое внимание необходимо уделять молодому поколению, закладывая знания не только в области законодательства, навыков управления автомобилем, но и культуры вождения [9–11].

Учитывая, что мировая статистика по безопасности дорожного движения складывается для нашей страны по сравнению с европейскими странами не настолько оптимистично, интересным считаем рассмотрение зарубежного опыта подготовки молодых водителей.

Особенности подготовки водителей в Германии. Обязательное вождение в темное время суток и на скоростном автобане. Вождение в местах наибольшей концентрации дорожно-транспортных происшествий. Использование временного удостоверения в течение двух лет с целью подтверждения полученных навыков безопасного управления автомобилем при отсутствии серьезных нарушений правил дорожного движения [12].

В таких зарубежных странах, как Австралия, Канада, США, Новая Зеландия, Великобритания, повышение надежности водителя осуществляется за счет эффективно работающей системы ступенчатой выдачи водительских удостоверений (GLP) [13]. Поэтапное обучение с выдачей водительских удостоверений различных прав: начальные, ограниченные, полные. Отмечается, что используемые за рубежом технологии подготовки молодых водителей позволили снизить количество ДТП на 30–35 %.

В результате проведенного обзора источников [10, 14, 15], в которых ставится задача решения проблемы подготовки молодых водителей, в том числе для силовых ведомств, проведен анализ предложений авторов по совершенствованию системы подготовки водителей транспортных средств, основные из которых выделим тезисно:

1. Контраварийная подготовка или контраварийное вождение.

2. Практическая направленность образовательных программ.

3. Психологическое тестирование на различных этапах обучения.

4. Пропаганда безопасности дорожного движения.

5. Междисциплинарный комплексный подход в обучении.

Заключение

Помимо предложений, приведенных коллегами в их работах, на наш взгляд, требуется учесть еще некоторые аспекты, которые бы поспособствовали повышению эффективности образовательного процесса по курсу «Автомобильная подготовка»:

1. Обеспечение практической составляющей процесса обучения путем организации занятий по вождению.

2. Увеличение количества часов практических занятий на освоение курса «Автомобильная подготовка».

3. Поддержание знаний в области безопасности дорожного движения путем проведения ежегодного тестирования курсантов, по аналогии со сдачей нормативов по физической и огневой подготовке.

4. Изучение автопарка, стоящего на вооружении системы МВД.

5. Выдача водительских удостоверений с учетом зарубежного опыта: начиная с первого курса теоретического обучения, далее переходя на практическое вождение под руководством инструктора на закрытой площадке, получение навыков контраварийного вождения с последующим получением опыта в условиях города на условиях «временных» водительских удостоверений и т.д.

Реализация обеспечения безопасности дорожного движения как одной из приоритетных стратегических задач страны определяется правильно выстроенной системой образования, которое бы воспитывало хорошо информированных, мотивированных и мыслящих специалистов, понимающих всю ответственность, которую они берут на себя перед обществом при управлении транспортным средством. Безопасность участников дорожного движения, а также повышение престижа и имиджа сотрудников полиции – всё это может быть достигнуто при формировании и реализации концепции в обучении «сотрудник полиции – образцовый участник дорожного движения».