Автомобильная подготовка, как дисциплина в вузах системы МВД России, долгое время оставалась неотъемлемой частью обучения и воспитания сотрудников милиции, а в настоящее время является одной из сопутствующих учебному процессу дисциплин по подготовке сотрудников полиции. Дисциплина формирует у курсантов теоретические знания, способствующие анализу, правильному толкованию и применению правовых норм, регулирующих отношения в области дорожного движения с целью их применения в качестве мер по предупреждению и разбору аварийных ситуаций на автомобильных дорогах, пропаганды безопасности дорожного движения, а также знаний устройства и принципа работы автомобиля, умений выполнения основных действий для осуществления ежедневного технического обслуживания автомобиля.
Основной целью дисциплины является формирование у обучающихся комплекса теоретических знаний и практических навыков, связанных с применением правил дорожного движения, а также использования основных понятий и терминов, отдельных положений для выполнения оперативно-служебных задач в объеме должностных обязанностей сотрудников полиции.
Отведенное на изучение дисциплины «Автомобильная подготовка» время составляет 34 академических часа аудиторных занятий, из которых 20 часов – лекционные занятия, 14 часов – практические занятия. Структура дисциплины такова, что 80 % курса отводится на изучение Правил дорожного движения, по одному занятию на изучение конструкции автомобиля и осуществление технического обслуживания легкового автомобиля. Безусловно, в рамках текущего объема аудиторных часов, запланированного на изучение дисциплины «Автомобильная подготовка», сформировать специалиста в области безопасности дорожного движения, в области тактики и техники управления транспортным средством в различных условиях, в области базовой подготовки по устройству автомобиля и его техническому обслуживанию не представляется возможным. В результате изучения дисциплины курсанты осваивают Правила дорожного движения [1], знакомятся с устройством автомобиля и перечнем работ по ежедневному техническому обслуживанию автомобиля.
Цель исследования: формирование системы знаний для будущих сотрудников полиции в области безопасности дорожного движения путем совершенствования программы подготовки по дисциплине «Автомобильная подготовка» с учетом специфики правоохранительной деятельности.
Материалы и методы исследования
При изучении основных разделов дисциплины «Автомобильная подготовка» используются следующие методические приемы, технические средства обучения и дидактические средства, представленные в таблице.
Методические приемы, технические средства обучения и дидактические средства для изучения дисциплины «Автомобильная подготовка»
Методические приемы |
Технические средства обучения |
Дидактические средства |
Метод опроса – в форме построения диалога между преподавателем и курсантами с целью проверки теоретических знаний и формирования умений применять эти знания при решении ситуационных задач |
Электрифицированные стенды для изучения светофорной сигнализации; порядка действий участников дорожного движения на участках дорог с различной конфигурацией перекрестков |
Наглядные плакаты с типичными ситуациями, возникающими в процессе дорожного движения; с дорожными знаками и разметкой; порядком действий при ДТП |
Методы проблемного обучения – стимулирование курсантов к изучению поставленных в рамках занятий проблем в области безопасности дорожного движения |
Видеоролики с ДТП и аварийными ситуациями, поясняющие последствия нарушений ПДД |
Федеральные законы и нормативно-правовые акты в области безопасности дорожного движения |
Групповой метод – самостоятельное составление курсантами подборки видеофрагментов с нарушениями ПДД с указанием нарушенного пункта ПДД, наказания согласно КоАП за пункта ПДД, наказания согласно КоАП за нарушение данного пункта, а также правильных действий водителя |
Видеоролики с нарушениями ПДД с видеорегистратора преподавателя для дополнительного вовлечения курсантов в учебный процесс с целью формирований умений по применению ранее полученных знаний в области ПДД |
Учебники и учебные пособия, конспекты лекций по безопасной эксплуатации и устройству автомобиля Плакаты для изучения систем автомобиля: питания, зажигания, масляной, тормозной |
Двигатель автомобиля в разрезе Легковой автомобиль для изучения устройства автомобиля и перечня работ по ежедневному обслуживанию автомобиля |
||
Ситуационные и междисциплинарные методы – разбор судебной практики в рамках санкций, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях |
Тестирование на компьютерах в программной среде «Нева-2016» |
Подводя итог обзору используемых методов и средств обучения, реализуемых при изучении дисциплины «Автомобильная подготовка», преподавательский состав использует положения теории деятельностного подхода, при котором объем полученной теоретической информации проверяется в рамках наблюдения, моделирования и анализа практических ситуаций, связанных с безопасностью дорожного движения, с помощью используемых дидактических средств. В то же время несомненным в ходе реализации дисциплины является использование компетентностного подхода на основе приобретения междисциплинарных знаний, представления образовательного процесса в виде интегративной целостности [1, 2]. Междисциплинарность знаний проявляется в использовании при обучении юридических, технических, медицинских и психологических положений, каждое из которых является неотъемлемой частью при подготовке будущего специалиста в области правоохранительной деятельности [3–5].
Результаты исследования и их обсуждение
В рамках эксперимента, по итогам пройденного курса «Автомобильная подготовка» среди курсантов был проведен анонимный опрос с целью выявления замечаний и предложений по совершенствованию процесса обучения. В результате опроса более 400 курсантов получено около 120 предложений.
При всех плюсах, которые возможно получить от усвоения материала за счет применения указанных методов, технических средств обучения и дидактических материалов, научиться в полной мере применять эти знания без практической составляющей все же не представляется возможным. Так как именно в процессе эксплуатации автомобиля, адаптации молодого водителя к изменяющейся дорожной ситуации формируются навыки в применении теоретических знаний. Отражение результатов указанного опроса представлено в виде линейчатой диаграммы на рисунке.
Предложения курсантов для совершенствования процесса изучения курса «Автомобильная подготовка»
Сложно не согласиться с теми предложениями, которые были высказаны курсантами в результате опроса. Ведь всё то, что они не получили в рамках изучения курса «Автомобильная подготовка» в высшем учебном заведении, придется восполнять в автошколах [6]. Здесь стоит отметить, что компенсировать представленные на рисунке предложения автошколы смогут частично. Все дело в том, что процесс подготовки в автошколе в основном сводится к заучиванию экзаменационных билетов для успешной сдачи теоретической части, а также к выполнению практических упражнений на автодроме и в городских условиях по тому же принципу. При отработке практических действий в условиях города, наблюдается программирование обучающегося на конкретный участок, где планируется проведение экзамена в ГИБДД, инструкторы избегают сложных перекрестков, выбирают заведомо низкие скорости и т.д. Таким образом, на то, чтобы овладеть даже базовыми навыками, необходимыми для уверенного управления автомобилем, водителю может понадобиться много времени, не говоря уже о том, что будущий сотрудник полиции должен быть подготовлен для действий в служебных ситуациях, обладать навыками контраварийной подготовки и базовыми навыками при возникновении неисправностей в пути следования. Неутешительным фактором является также статистика дорожно-транспортных происшествий с участием молодых водителей, которая свидетельствует, что на их долю приходится от 20 до 30 % ДТП [7, 8]. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что подготовка сотрудников полиции должна осуществляться в особых условиях, под особым контролем и с должным уровнем качества подготовки.
Следуя вышесказанному междисциплинарному подходу, необходимо усилить работу по подготовке курсантов с целью формирования их правового сознания. Задача – создание ответственного и образцового участника во всех аспектах обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе для формирования позитивного образа сотрудника полиции. Так, согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, граждане считают, что нарушения правил дорожного движения наиболее характерны для представителей силовых ведомств [9]. На основании полученных сведений можно заключить, что особое внимание необходимо уделять молодому поколению, закладывая знания не только в области законодательства, навыков управления автомобилем, но и культуры вождения [9–11].
Учитывая, что мировая статистика по безопасности дорожного движения складывается для нашей страны по сравнению с европейскими странами не настолько оптимистично, интересным считаем рассмотрение зарубежного опыта подготовки молодых водителей.
Особенности подготовки водителей в Германии. Обязательное вождение в темное время суток и на скоростном автобане. Вождение в местах наибольшей концентрации дорожно-транспортных происшествий. Использование временного удостоверения в течение двух лет с целью подтверждения полученных навыков безопасного управления автомобилем при отсутствии серьезных нарушений правил дорожного движения [12].
В таких зарубежных странах, как Австралия, Канада, США, Новая Зеландия, Великобритания, повышение надежности водителя осуществляется за счет эффективно работающей системы ступенчатой выдачи водительских удостоверений (GLP) [13]. Поэтапное обучение с выдачей водительских удостоверений различных прав: начальные, ограниченные, полные. Отмечается, что используемые за рубежом технологии подготовки молодых водителей позволили снизить количество ДТП на 30–35 %.
В результате проведенного обзора источников [10, 14, 15], в которых ставится задача решения проблемы подготовки молодых водителей, в том числе для силовых ведомств, проведен анализ предложений авторов по совершенствованию системы подготовки водителей транспортных средств, основные из которых выделим тезисно:
1. Контраварийная подготовка или контраварийное вождение.
2. Практическая направленность образовательных программ.
3. Психологическое тестирование на различных этапах обучения.
4. Пропаганда безопасности дорожного движения.
5. Междисциплинарный комплексный подход в обучении.
Заключение
Помимо предложений, приведенных коллегами в их работах, на наш взгляд, требуется учесть еще некоторые аспекты, которые бы поспособствовали повышению эффективности образовательного процесса по курсу «Автомобильная подготовка»:
1. Обеспечение практической составляющей процесса обучения путем организации занятий по вождению.
2. Увеличение количества часов практических занятий на освоение курса «Автомобильная подготовка».
3. Поддержание знаний в области безопасности дорожного движения путем проведения ежегодного тестирования курсантов, по аналогии со сдачей нормативов по физической и огневой подготовке.
4. Изучение автопарка, стоящего на вооружении системы МВД.
5. Выдача водительских удостоверений с учетом зарубежного опыта: начиная с первого курса теоретического обучения, далее переходя на практическое вождение под руководством инструктора на закрытой площадке, получение навыков контраварийного вождения с последующим получением опыта в условиях города на условиях «временных» водительских удостоверений и т.д.
Реализация обеспечения безопасности дорожного движения как одной из приоритетных стратегических задач страны определяется правильно выстроенной системой образования, которое бы воспитывало хорошо информированных, мотивированных и мыслящих специалистов, понимающих всю ответственность, которую они берут на себя перед обществом при управлении транспортным средством. Безопасность участников дорожного движения, а также повышение престижа и имиджа сотрудников полиции – всё это может быть достигнуто при формировании и реализации концепции в обучении «сотрудник полиции – образцовый участник дорожного движения».
Библиографическая ссылка
Литвинов А.В., Князев К.С., Личман А.В., Корыц С.И., Чичин С.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АВТОМОБИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА» ДЛЯ КУРСАНТОВ СИСТЕМЫ ВУЗОВ МВД // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 4-2. – С. 295-299;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38013 (дата обращения: 21.11.2024).