Предрасположенность людей к определенным стремлениям была подмечена еще в глубоком прошлом. Мотивы и эмоции появились позже в результате эволюционных преобразований, которые повлекли изменения и в сознании людей. Стремления и мысли людей вносят ясность в их жизненное существование, позволяют воспринимать и реализовывать сами идеи [1]. В этом контексте философия выступает не только методом познания и объяснения мира, но и способом решения практических проблем и практического изменения мира к лучшему, в том числе дает развернутое решение одной из самых трудных и важных задач человечества – обоснование практических подходов к воспитанию и образованию молодого поколения [2].
Цель исследования: анализ исторической и философской мысли с целью ее унификации и создания моделей развития мотивационной активности в разные исторические эпохи.
Научному изучению и обоснованию активности человека положили начало великие мыслители прошлого: Платон, Аристотель, Демокрит, Гераклит, Декарт, Юм, Сократ, Макиавелли, Локк, Лейбниц, Кант и др. С мотивацией они неразрывно связывали эмоциональные переживания. Их изучение человека, его потребностей и мотивов стало основой для понимания феномена мотивации, развития теории и практики ее формирования. Ум человека становился изощренным, двигающим к изменениям и изобретению все новых благ, совершенствованию языка, речи и привычек к труду [3]. В те времена мотив рассматривался как основная движущая сила. Атрибуты мотивации в античности приведены в табл. 1.
Таблица 1
Модель развития мотивационной активности в эпоху античности
Причина Мотивация – определяется условиями жизни и местом мотива в жизни человека. Важно знать и понимать, что он делает и для чего. Стремление человека стать как можно более мудрым |
Личность Активная («огненная») душа, неутомимая в поиске и охваченная вечным беспокойством, мыслитель |
Метод Развитие стремления к знаниям, познанию истины и всеобщему познанию, эмоциональные переживания человека и чувство долга. Желание проникнуть в неизведанное, сокровенное и труднопостижимое |
Результат Соблюдение умеренности в удовлетворении потребностей, формирование новых благ. Минимизация потребностей и удовлетворение их только в насущный момент |
Античная философия отмечала, что истиной способна овладеть душа, которая активна (более «огненна») и всегда бодрствует («горит»), а не пребывает в спячке, находится в постоянном поиске и беспокойстве со стремлением проникнуть в неизведанное, сокровенное и труднопостижимое. Стремления и мотивы определяются условиями жизни, любое желание человека покупается ценой «психеи». Считалось, что, чем чаще человек злоупотребляет различными желаниями, тем больше будет ослабляться его «психея». Соблюдая умеренность в удовлетворении потребностей, люди способствовали совершенствованию и развитию своих интеллектуальных способностей [4]. При этом главное не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место эти стремления занимают в его жизни. Согласно их философии важно стремление к минимизации потребностей и их удовлетворению тогда, когда они становятся действительно насущными [5].
Сократ выстроил процесс мотивации на том, что вначале необходимо достичь «Благо». Оно объединяет в себе физическое здоровье и телесные силы; духовное здоровье и умственные способности; увлечение искусством и науками; согласие с окружающими; гражданственность и патриотизм. Большое значение в его трудах отводится понятию «Добродетель» (arete), опирающемуся на знание, отсутствие знания порождает невежество. Человек, обладая добродетелью, по его мнению, может достичь блага. Из добродетелей он выделил три основных вида – самообладание, храбрость, справедливость. К способам овладения добродетелью он относил не подражание внешнему (поведению богов, героев и великих мужей), а стремление разобраться с внутренним в своей душе (мотивационном поле). Именно это обеспечивает понимание достойного поведения, по определенным принципам ведет к «моральным действиям». Основу нравственного принципа он заявил как то общее, чем руководствуется каждый в своем отношении к природе и человеку. Таким образом, Сократ выявил важный тип зависимости: полезные дела обусловлены идеальными мотивами. Правильный выбор деятельности в конечном счете приносит удовольствие, которое человек стремится повторить. По его мнению, это и есть правильный путь и те моральные (справедливые) состояния, которые обеспечивают «Счастье» и достижение желаемой цели. Под счастьем понимается не столько удовольствие, сколько возможность жить в мире с самим собой, обладать чистой совестью и самоуважением [6]. А поскольку человек стремится к счастью, как считалось во времена античности, счастлив он только тогда, когда пользуется вещами правильно. Эта правильность позволяет приобрести необходимые знания, определяющие стремление к справедливости и достижение благополучия [7].
Одна из самых ранних теорий мотивации была предложена Аристотелем, который в своих трудах развил утверждение, что мотивация является результатом функции «влечений», всегда связана с каким-то результатом или целью, стремлением человека к знанию. Доказательством этому является влечение к чувственным восприятиям. Предполагалось, что стремления человека тесно взаимосвязаны с целью, а целью умозрительного знания является истина, воплощенная в дело [8].
Рационалистический период греческой философии развивают Протагор и софисты. Протагор создал самостоятельную философскую теорию становления мотивации. После максималистских требований, касающихся познания в теории греческих философов до него, он первым выступил с теорией познавательного минимализма [9]. Утверждалось, что человек есть критерий всех дел. Мера – критерий, вещи – дела. Мотив, по Протагору, есть благо успешности в делах частных и общественных, делающее человека способным к обсуждению и ведению дел государственных. Умение публично защищать свои интересы и обсуждать дела общественные рассматривается как «политическое искусство». В философии Протагора это представляется конечной целью [10]. Позже, помогая государственным деятелям, адвокатам, политикам, частным лицам ярко и убедительно выступать в народных собраниях, на судебных процессах, софисты обучение специальному знанию и красноречию сделали платными услугами. Протагор и софисты впервые в центр философских исследований поставили человека и его деятельность, а главное – результаты этой деятельности (табл. 2).
Смена мировоззренческих ориентиров, философских взглядов, в том числе и понимания мотивации, произошла в рамках средневековой философии. Примечательным во времена Средневековья выступает утверждение, что не разум, а воля является основой духовной жизни, ибо разум имеет пассивный характер, а воля обусловливает активные действия, а также получение важных и нужных знаний от других людей как опосредованное познание. В это время появляется и такое понятие, как «вера» [11]. Происходит разделение понимания бытия вещей и царства мысли, возникают и абстрагируются чувственные образы, а из них выделяются так называемые умопостигаемые образы [12]. Гуго Сен-Викторский в «Дидаскалионе» доказывает, что чувства и поступки, подчиняющиеся голосу разума на основе всеобъемлющего знания, рассматриваются как способ совершенствования личности. Происходит осознание своей природы, появляется способность усваивать опыт предшествующих поколений. В сочинении монаха и наставника детей французского короля Винсента де Бове «О воспитании знатных детей» проблемы обучения и воспитания уже рассматривались в тесном единстве. Утверждается, что знания позволяют осознанно относиться к себе и в целом облагораживают человеческую природу. Особая роль в жизни общества отводится церкви, подчеркивается господство религии и церкви, Божественного замысла и провидения. В эту эпоху изменяются нормы поведения и идеалы для подражания, более четко формулируется и роль человека в средневековом мире (табл. 3). В это время также появляется представление о том, что в истории имеют место начало и конец некоего целостного процесса.
На смену Средневековью под знаком гуманистических идей Возрождения пришла новая эпоха. В это период произошел переход от религиозной философской мысли к философии рациональных целей бытия человека. Формируется идеал свободного и благородного человека, воплощающего в себе сущность мировой природной гармонии. Провозглашается высшая цель человеческого существования через разум, познание и «обожествление» человека. В это время происходят интенсивное развитие экономической жизни и производства, зарождение буржуазных отношений, интенсивное развитие науки и искусства, мощный духовный подъем общества (табл. 4).
Таблица 2
Модель развития мотивационной активности по Протагору и софистам
Причина Непознаваемость мира или же возникновение сомнений в возможности его познания |
Личность Человек, его деятельность и результаты этой деятельности |
Метод Обучение посредством стремления к экономическому и материальному благополучию и признанию в обществе |
Результат Благо и успешность в делах частных и общественных |
Таблица 3
Модель развития мотивационной активности в эпоху Средневековья
Причина Утверждение, что человеческую сущность формирует не разум, а воля. Религиозная и педагогическая увлеченность |
Личность Человек, подчиняющий чувства и поступки голосу разума |
Метод Обучение через формирование идеального образа, стремления к нему и веру в приобретение всеобъемлющего знания. Системное освоение опыта предшествующих поколений |
Результат Облагораживание человеческой природы. Осознанное отношение к себе и своим знаниям. Представление о мыслящем человеке |
Таблица 4
Модель развития мотивационной активности в эпоху Возрождения
Причина Переход от религиозных основ мотивации к мотивации рациональных целей человека |
Личность Свободный и благородный человек, сущность мировой гармонии |
Метод Развитие природных задатков через разнообразие учебного процесса, систему поощрений и наказаний, наглядность |
Результат «Обожествление» человека через разум, познание |
Таблица 5
Модель развития мотивационной активности в эпоху Нового времени
Причина Формирование экспериментально-математического мировоззрения, развитие промышленного производства |
Личность Человек – рациональная личность, ребенок – самостоятельное и разумное существо |
Метод Чувственное впечатление (удовольствие или страдание) как ведущее в восприятии вещей. Благоразумие и прилежание, логически правильное мышление |
Результат Люди дорожат доброй репутацией и страшатся стыда и позора. Формирование норм поведения в обществе |
Следующий период развития философии в Западной Европе получил название философии Нового времени. Он определялся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Согласно этому учению стремления появляются у человека после получения первого чувственного впечатления. Полученные впечатления развивают ум человека, позволяя ему размышлять о своей собственной деятельности, обращенной на данные ощущением идеи. Благодаря способности воспроизводить идеи и осуществлять их, сравнивать и соединять в бесконечно разнообразные сочетания человек создает новое. Новые сложные идеи, мотивы и стремления приводят к технологическому прогрессу. Передовыми в Новом времени были идеи Дж. Локка, который выдвинул чувственное удовольствие и страдание как главные мотивы обучения и любой иной деятельности. Обретают смысл понятия добра и зла, а награда и наказание становятся важными мотивами [13]. Самыми сильными стимулами души становятся честь и позор; если человек способен ценить их, то его удается научить дорожить доброй репутацией и страшиться стыда и позора, а в человеке проявляется правильное начало [14]. В эпоху Нового времени идет особенно интенсивное развитие мотивационной активности человека (табл. 5).
Философские идеи Дж. Локка были подхвачены и развиты передовыми мыслителями многих западноевропейских стран. В педагогической концепции Ж-Ж. Руссо и в педагогической теории и практике швейцарского педагога И. Песталоцци отображены идеи о заботе и оказании помощи при обучении граждан, а детство рассматривалось как самоценный и качественный этап развития человека, впервые поставлен вопрос о половом воспитании. Мощным направлением философии стал французский материализм XVIII в. Французскую философию XVIII в. называют философией Просвещения и романтизма, она разрушила устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке. Указанные философы проявили новаторство в своих исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и в конечном итоге идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789–1794 гг.
Важный вклад в развитие философии внесли разработки русских просветителей XVIII в., в частности М.В. Ломоносова. В этот период особая роль отводилась познанию. Познать предмет значит почувствовать его; почувствовать его значит испытать воздействие. Мотивация предстает как необходимый результат сущности и качеств человека, вложенных в него природой и видоизменяемых под действием обстоятельств [15, с. 672, 668]. Среди философов того времени доминировала мысль, что человек многогранен в силу различных задатков, поэтому задача обучения – обеспечить его рост и развитие. Гармонически развивая природные возможности, можно добиться, чтобы человек достиг своего назначения, а для этого он должен прилагать усилия, понимая цель и предназначение [16]. Расположение к чему-то в то время называлось интересом, который, по Канту, – мотив воли, проявляющийся через разум [17]. Просвещение связывается с национальным самосознанием (табл. 6).
Таблица 6
Модель мотивационной активности в эпоху Просвещения и романтизма
Причина Все во Вселенной находится в движении, и поведение и назначение человека предопределены его «эмпирическим характером» |
Личность Человек – результат сущности и качеств, заданных природой и действиями обстоятельств, которые заставляют личность испытывать изменения |
Метод Через разум и интеллект усилия, для того, чтобы почувствовать предмет, испытать его воздействие. Ясное понимание цели и сущности существования, всеобщее сопротивление |
Результат Образование делает человека свободным, помогает достичь своего назначения, уровня реализации возможностей, понимания национального самосознания |
Таблица 7
Модель развития мотивационной активности в эпоху Новейшего времени
Причина Поиски первопричины всего сущего бессмысленны, центральное место занимает опыт. Споры о том, каким должно быть образование. Наличие созданных элитами примеров громкого успеха |
Личность Специалисты с качественным образованием, способные к самообразованию, самопознанию и саморазвитию. Источником мотивов продуктивной деятельности становятся знания и способности их применять для решения возникающих проблем |
Метод Развитие мотивации, упорядочение результатов, более широкое и сбалансированное обучение через вовлечение обучающихся в «педагогические ситуации» и поиск знаний. Любознательность и необходимые ресурсы, дающие свободу и независимость для творчества через лучшие образовательные программы |
Результат Образование, жизненный успех, самоуважение, признание в обществе, благополучие. Деятельность и эмоциональные переживания, связанные с личным успехом или примерами громкого успеха других |
Впервые слово «мотивация» употребил в начале XX в. А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» [18]. Высшая ступень причинности, по мнению мыслителя, – это мотивация, обусловливающая действия человека, которые происходят не спонтанно, а посредством понятий и представлений, опирающихся на прошлое и предвосхищающих будущее. При этом круг понятий и мотивов деятельности зависит от уровня интеллекта [19]. Эти теории способствовали дальнейшему развитию интеллекта как способности индивида к познанию, обучению и осмыслению, приобретению опыта и умения применять знания на практике [20]. Потребности человека философы Новейшего времени (ХХ–XXI вв.) рассматривали как основной источник мотивов деятельности и совершения тех или иных поступков (табл. 7).
Процесс обучения в Новейшем времени считается эффективным и целенаправленным в образовательной среде, выполняющей три важнейшие функции: организует цели, способности, знания, умения и навыки, а также желательные или планируемые на «выходе» результаты; проясняет и прогнозирует социальную структуру; создает комфортную и сбалансированную среду для обучающихся. Образование – это не есть вливание в чью-то голову определенной информации, которая затем оттуда вытечет, а это возможность воздействия на процесс обучения, заложенный в самой учебной среде. Воздействие обусловлено участием обучающихся в «педагогических ситуациях», оно основывается на ценности и характере этих ситуаций. Учебная мотивация обеспечивается ситуациями, тесно связанными с настоящим, с окружающей средой, с реальностью, в которой индивиды должны жить и действовать [21].
Один из самых цитируемых ученых – Авраам Ноам Хомский, лингвист, общественный деятель, публицист и анархист по политическим воззрениям – отмечал, что необходимо создать общую структуру образования, чтобы взрослый ли, ребенок ли могли исследовать мир по-своему, сообразно своим творческим и личным склонностям [22]. Сама возможность стать успешным, творческим и независимым человеком, которого радуют моменты открытий, созидания и творчества, способствует развитию мотивации продуктивной деятельности [23].
В работе «Идеи и интеллектуалы в потоке истории» Н.С. Розов отмечал, что эмоциональное потрясение при достижении особенно яркого успеха вызывает у человека психологические изменения, связанные с желанием повторить этот успех [24]. Сильным мотивирующим фактором бурной активности и энергетического подъема он называл достижения высокого статуса правителями и элитами [25].
Отметим, что к настоящему времени накоплено множество педагогических приемов формирования различных компонентов мотивации, в том числе и учебной [26]. Многие из этих компонентов в той или иной степени находят отражение в современной образовательной практике.
Заключение
Предложенные модели мотивационной активности отражают ее развитие в разные исторические эпохи. Но для всех исторических периодов имеются характерные философские концепции. Мотивация рассматривается как совокупность внутренних и внешних сил, мотивов, стремлений и желаний, побуждающих человека к познанию, ощущению и действию; мотивы, опыт и интерес в процессе эволюции общества и культуры не остаются постоянными; мотивы и мотивация меняются от поколения к поколению, передаются от человека к человеку.
Вместе с тем следует отметить, что до сих пор нет однозначного понимания механизмов мотивации вообще и учебной мотивации в частности. Наиболее общим для всех эпох является утверждение, что мотивация учебной деятельности в первую очередь связана с изменениями культуры и запросов общества на качество образования. Велико также влияние ценностных ориентиров, технического прогресса, содержания и уровня сложности знаний, возможности их применения в будущей профессиональной деятельности. В определении причин учебной мотивации затрагивается личностный компонент, зависящий от стремлений и возможностей обучающихся, а также от выбора средств достижения значимых целей. Под влиянием изменяющегося общества мотивация не просто приобретает личностный характер, а становится источником различных видов деятельности. Поэтому проблема повышения уровня учебной мотивации обучающихся и в настоящее время остается значимой для педагогической науки.