Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MOTIVATION AS A VALUE PHENOMENON OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Efremova N.F. 1 Khuseynova A.A. 1
1 Don State Technical University
The study of problems associated with a person’s personality inextricably entails a number of questions of a methodological and theoretical nature, requires the active work of philosophical thought. One of the pressing problems in this area is motivation. In a narrow sense, its content can be defined as a circle of issues related to the genesis, specificity and functions of motives and aspirations to achieve success in human activity. There is still no unambiguous understanding of the mechanisms of motivation in general and educational motivation in particular in pedagogy and philosophy. Motives, aspirations, desires, emotions developed and changed over time within the framework of evolutionary transformations, which led to changes in the minds of people. Philosophy in this matter is not only a method of cognition and explanation, but a method of solving practical problems and practical changes. The article focuses on the models for the development of motivational activity in different historical eras, the analysis of philosophical thought and its unification. It is noted that in the process of historical development of thought under the influence of a changing society, the concept of motivation acquires not just a personal character, but becomes the basis of various types of activity.
motivation
philosophy
pedagogy
education
achievement of success

Предрасположенность людей к определенным стремлениям была подмечена еще в глубоком прошлом. Мотивы и эмоции появились позже в результате эволюционных преобразований, которые повлекли изменения и в сознании людей. Стремления и мысли людей вносят ясность в их жизненное существование, позволяют воспринимать и реализовывать сами идеи [1]. В этом контексте философия выступает не только методом познания и объяснения мира, но и способом решения практических проблем и практического изменения мира к лучшему, в том числе дает развернутое решение одной из самых трудных и важных задач человечества – обоснование практических подходов к воспитанию и образованию молодого поколения [2].

Цель исследования: анализ исторической и философской мысли с целью ее унификации и создания моделей развития мотивационной активности в разные исторические эпохи.

Научному изучению и обоснованию активности человека положили начало великие мыслители прошлого: Платон, Аристотель, Демокрит, Гераклит, Декарт, Юм, Сократ, Макиавелли, Локк, Лейбниц, Кант и др. С мотивацией они неразрывно связывали эмоциональные переживания. Их изучение человека, его потребностей и мотивов стало основой для понимания феномена мотивации, развития теории и практики ее формирования. Ум человека становился изощренным, двигающим к изменениям и изобретению все новых благ, совершенствованию языка, речи и привычек к труду [3]. В те времена мотив рассматривался как основная движущая сила. Атрибуты мотивации в античности приведены в табл. 1.

Таблица 1

Модель развития мотивационной активности в эпоху античности

Причина

Мотивация – определяется условиями жизни и местом мотива в жизни человека. Важно знать и понимать, что он делает и для чего. Стремление человека стать как можно более мудрым

Личность

Активная («огненная») душа, неутомимая в поиске и охваченная вечным беспокойством, мыслитель

Метод

Развитие стремления к знаниям, познанию истины и всеобщему познанию, эмоциональные переживания человека и чувство долга. Желание проникнуть в неизведанное, сокровенное и труднопостижимое

Результат

Соблюдение умеренности в удовлетворении потребностей, формирование новых благ.

Минимизация потребностей и удовлетворение их только в насущный момент

 

Античная философия отмечала, что истиной способна овладеть душа, которая активна (более «огненна») и всегда бодрствует («горит»), а не пребывает в спячке, находится в постоянном поиске и беспокойстве со стремлением проникнуть в неизведанное, сокровенное и труднопостижимое. Стремления и мотивы определяются условиями жизни, любое желание человека покупается ценой «психеи». Считалось, что, чем чаще человек злоупотребляет различными желаниями, тем больше будет ослабляться его «психея». Соблюдая умеренность в удовлетворении потребностей, люди способствовали совершенствованию и развитию своих интеллектуальных способностей [4]. При этом главное не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место эти стремления занимают в его жизни. Согласно их философии важно стремление к минимизации потребностей и их удовлетворению тогда, когда они становятся действительно насущными [5].

Сократ выстроил процесс мотивации на том, что вначале необходимо достичь «Благо». Оно объединяет в себе физическое здоровье и телесные силы; духовное здоровье и умственные способности; увлечение искусством и науками; согласие с окружающими; гражданственность и патриотизм. Большое значение в его трудах отводится понятию «Добродетель» (arete), опирающемуся на знание, отсутствие знания порождает невежество. Человек, обладая добродетелью, по его мнению, может достичь блага. Из добродетелей он выделил три основных вида – самообладание, храбрость, справедливость. К способам овладения добродетелью он относил не подражание внешнему (поведению богов, героев и великих мужей), а стремление разобраться с внутренним в своей душе (мотивационном поле). Именно это обеспечивает понимание достойного поведения, по определенным принципам ведет к «моральным действиям». Основу нравственного принципа он заявил как то общее, чем руководствуется каждый в своем отношении к природе и человеку. Таким образом, Сократ выявил важный тип зависимости: полезные дела обусловлены идеальными мотивами. Правильный выбор деятельности в конечном счете приносит удовольствие, которое человек стремится повторить. По его мнению, это и есть правильный путь и те моральные (справедливые) состояния, которые обеспечивают «Счастье» и достижение желаемой цели. Под счастьем понимается не столько удовольствие, сколько возможность жить в мире с самим собой, обладать чистой совестью и самоуважением [6]. А поскольку человек стремится к счастью, как считалось во времена античности, счастлив он только тогда, когда пользуется вещами правильно. Эта правильность позволяет приобрести необходимые знания, определяющие стремление к справедливости и достижение благополучия [7].

Одна из самых ранних теорий мотивации была предложена Аристотелем, который в своих трудах развил утверждение, что мотивация является результатом функции «влечений», всегда связана с каким-то результатом или целью, стремлением человека к знанию. Доказательством этому является влечение к чувственным восприятиям. Предполагалось, что стремления человека тесно взаимосвязаны с целью, а целью умозрительного знания является истина, воплощенная в дело [8].

Рационалистический период греческой философии развивают Протагор и софисты. Протагор создал самостоятельную философскую теорию становления мотивации. После максималистских требований, касающихся познания в теории греческих философов до него, он первым выступил с теорией познавательного минимализма [9]. Утверждалось, что человек есть критерий всех дел. Мера – критерий, вещи – дела. Мотив, по Протагору, есть благо успешности в делах частных и общественных, делающее человека способным к обсуждению и ведению дел государственных. Умение публично защищать свои интересы и обсуждать дела общественные рассматривается как «политическое искусство». В философии Протагора это представляется конечной целью [10]. Позже, помогая государственным деятелям, адвокатам, политикам, частным лицам ярко и убедительно выступать в народных собраниях, на судебных процессах, софисты обучение специальному знанию и красноречию сделали платными услугами. Протагор и софисты впервые в центр философских исследований поставили человека и его деятельность, а главное – результаты этой деятельности (табл. 2).

Смена мировоззренческих ориентиров, философских взглядов, в том числе и понимания мотивации, произошла в рамках средневековой философии. Примечательным во времена Средневековья выступает утверждение, что не разум, а воля является основой духовной жизни, ибо разум имеет пассивный характер, а воля обусловливает активные действия, а также получение важных и нужных знаний от других людей как опосредованное познание. В это время появляется и такое понятие, как «вера» [11]. Происходит разделение понимания бытия вещей и царства мысли, возникают и абстрагируются чувственные образы, а из них выделяются так называемые умопостигаемые образы [12]. Гуго Сен-Викторский в «Дидаскалионе» доказывает, что чувства и поступки, подчиняющиеся голосу разума на основе всеобъемлющего знания, рассматриваются как способ совершенствования личности. Происходит осознание своей природы, появляется способность усваивать опыт предшествующих поколений. В сочинении монаха и наставника детей французского короля Винсента де Бове «О воспитании знатных детей» проблемы обучения и воспитания уже рассматривались в тесном единстве. Утверждается, что знания позволяют осознанно относиться к себе и в целом облагораживают человеческую природу. Особая роль в жизни общества отводится церкви, подчеркивается господство религии и церкви, Божественного замысла и провидения. В эту эпоху изменяются нормы поведения и идеалы для подражания, более четко формулируется и роль человека в средневековом мире (табл. 3). В это время также появляется представление о том, что в истории имеют место начало и конец некоего целостного процесса.

На смену Средневековью под знаком гуманистических идей Возрождения пришла новая эпоха. В это период произошел переход от религиозной философской мысли к философии рациональных целей бытия человека. Формируется идеал свободного и благородного человека, воплощающего в себе сущность мировой природной гармонии. Провозглашается высшая цель человеческого существования через разум, познание и «обожествление» человека. В это время происходят интенсивное развитие экономической жизни и производства, зарождение буржуазных отношений, интенсивное развитие науки и искусства, мощный духовный подъем общества (табл. 4).

Таблица 2

Модель развития мотивационной активности по Протагору и софистам

Причина

Непознаваемость мира или же возникновение сомнений в возможности его познания

Личность

Человек, его деятельность и результаты этой деятельности

Метод

Обучение посредством стремления к экономическому и материальному благополучию и признанию в обществе

Результат

Благо и успешность в делах частных и общественных

 

Таблица 3

Модель развития мотивационной активности в эпоху Средневековья

Причина

Утверждение, что человеческую сущность формирует не разум, а воля. Религиозная и педагогическая увлеченность

Личность

Человек, подчиняющий чувства и поступки голосу разума

Метод

Обучение через формирование идеального образа, стремления к нему и веру в приобретение всеобъемлющего знания. Системное освоение опыта предшествующих поколений

Результат

Облагораживание человеческой природы. Осознанное отношение к себе и своим знаниям. Представление о мыслящем человеке

 

Таблица 4

Модель развития мотивационной активности в эпоху Возрождения

Причина

Переход от религиозных основ мотивации к мотивации рациональных целей человека

Личность

Свободный и благородный человек, сущность мировой гармонии

Метод

Развитие природных задатков через разнообразие учебного процесса, систему поощрений и наказаний, наглядность

Результат

«Обожествление» человека через разум, познание

 

Таблица 5

Модель развития мотивационной активности в эпоху Нового времени

Причина

Формирование экспериментально-математического мировоззрения, развитие промышленного производства

Личность

Человек – рациональная личность, ребенок – самостоятельное и разумное существо

Метод

Чувственное впечатление (удовольствие или страдание) как ведущее в восприятии вещей. Благоразумие и прилежание, логически правильное мышление

Результат

Люди дорожат доброй репутацией и страшатся стыда и позора. Формирование норм поведения в обществе

 

Следующий период развития философии в Западной Европе получил название философии Нового времени. Он определялся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Согласно этому учению стремления появляются у человека после получения первого чувственного впечатления. Полученные впечатления развивают ум человека, позволяя ему размышлять о своей собственной деятельности, обращенной на данные ощущением идеи. Благодаря способности воспроизводить идеи и осуществлять их, сравнивать и соединять в бесконечно разнообразные сочетания человек создает новое. Новые сложные идеи, мотивы и стремления приводят к технологическому прогрессу. Передовыми в Новом времени были идеи Дж. Локка, который выдвинул чувственное удовольствие и страдание как главные мотивы обучения и любой иной деятельности. Обретают смысл понятия добра и зла, а награда и наказание становятся важными мотивами [13]. Самыми сильными стимулами души становятся честь и позор; если человек способен ценить их, то его удается научить дорожить доброй репутацией и страшиться стыда и позора, а в человеке проявляется правильное начало [14]. В эпоху Нового времени идет особенно интенсивное развитие мотивационной активности человека (табл. 5).

Философские идеи Дж. Локка были подхвачены и развиты передовыми мыслителями многих западноевропейских стран. В педагогической концепции Ж-Ж. Руссо и в педагогической теории и практике швейцарского педагога И. Песталоцци отображены идеи о заботе и оказании помощи при обучении граждан, а детство рассматривалось как самоценный и качественный этап развития человека, впервые поставлен вопрос о половом воспитании. Мощным направлением философии стал французский материализм XVIII в. Французскую философию XVIII в. называют философией Просвещения и романтизма, она разрушила устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке. Указанные философы проявили новаторство в своих исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и в конечном итоге идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789–1794 гг.

Важный вклад в развитие философии внесли разработки русских просветителей XVIII в., в частности М.В. Ломоносова. В этот период особая роль отводилась познанию. Познать предмет значит почувствовать его; почувствовать его значит испытать воздействие. Мотивация предстает как необходимый результат сущности и качеств человека, вложенных в него природой и видоизменяемых под действием обстоятельств [15, с. 672, 668]. Среди философов того времени доминировала мысль, что человек многогранен в силу различных задатков, поэтому задача обучения – обеспечить его рост и развитие. Гармонически развивая природные возможности, можно добиться, чтобы человек достиг своего назначения, а для этого он должен прилагать усилия, понимая цель и предназначение [16]. Расположение к чему-то в то время называлось интересом, который, по Канту, – мотив воли, проявляющийся через разум [17]. Просвещение связывается с национальным самосознанием (табл. 6).

Таблица 6

Модель мотивационной активности в эпоху Просвещения и романтизма

Причина

Все во Вселенной находится в движении, и поведение и назначение человека предопределены его «эмпирическим характером»

Личность

Человек – результат сущности и качеств, заданных природой и действиями обстоятельств, которые заставляют личность испытывать изменения

Метод

Через разум и интеллект усилия, для того, чтобы почувствовать предмет, испытать его воздействие. Ясное понимание цели и сущности существования, всеобщее сопротивление

Результат

Образование делает человека свободным, помогает достичь своего назначения, уровня реализации возможностей, понимания национального самосознания

 

Таблица 7

Модель развития мотивационной активности в эпоху Новейшего времени

Причина

Поиски первопричины всего сущего бессмысленны, центральное место занимает опыт. Споры о том, каким должно быть образование. Наличие созданных элитами примеров громкого успеха

Личность

Специалисты с качественным образованием, способные к самообразованию, самопознанию и саморазвитию. Источником мотивов продуктивной деятельности становятся знания и способности их применять для решения возникающих проблем

Метод

Развитие мотивации, упорядочение результатов, более широкое и сбалансированное обучение через вовлечение обучающихся в «педагогические ситуации» и поиск знаний. Любознательность и необходимые ресурсы, дающие свободу и независимость для творчества через лучшие образовательные программы

Результат

Образование, жизненный успех, самоуважение, признание в обществе, благополучие. Деятельность и эмоциональные переживания, связанные с личным успехом или примерами громкого успеха других

 

Впервые слово «мотивация» употребил в начале XX в. А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» [18]. Высшая ступень причинности, по мнению мыслителя, – это мотивация, обусловливающая действия человека, которые происходят не спонтанно, а посредством понятий и представлений, опирающихся на прошлое и предвосхищающих будущее. При этом круг понятий и мотивов деятельности зависит от уровня интеллекта [19]. Эти теории способствовали дальнейшему развитию интеллекта как способности индивида к познанию, обучению и осмыслению, приобретению опыта и умения применять знания на практике [20]. Потребности человека философы Новейшего времени (ХХ–XXI вв.) рассматривали как основной источник мотивов деятельности и совершения тех или иных поступков (табл. 7).

Процесс обучения в Новейшем времени считается эффективным и целенаправленным в образовательной среде, выполняющей три важнейшие функции: организует цели, способности, знания, умения и навыки, а также желательные или планируемые на «выходе» результаты; проясняет и прогнозирует социальную структуру; создает комфортную и сбалансированную среду для обучающихся. Образование – это не есть вливание в чью-то голову определенной информации, которая затем оттуда вытечет, а это возможность воздействия на процесс обучения, заложенный в самой учебной среде. Воздействие обусловлено участием обучающихся в «педагогических ситуациях», оно основывается на ценности и характере этих ситуаций. Учебная мотивация обеспечивается ситуациями, тесно связанными с настоящим, с окружающей средой, с реальностью, в которой индивиды должны жить и действовать [21].

Один из самых цитируемых ученых – Авраам Ноам Хомский, лингвист, общественный деятель, публицист и анархист по политическим воззрениям – отмечал, что необходимо создать общую структуру образования, чтобы взрослый ли, ребенок ли могли исследовать мир по-своему, сообразно своим творческим и личным склонностям [22]. Сама возможность стать успешным, творческим и независимым человеком, которого радуют моменты открытий, созидания и творчества, способствует развитию мотивации продуктивной деятельности [23].

В работе «Идеи и интеллектуалы в потоке истории» Н.С. Розов отмечал, что эмоциональное потрясение при достижении особенно яркого успеха вызывает у человека психологические изменения, связанные с желанием повторить этот успех [24]. Сильным мотивирующим фактором бурной активности и энергетического подъема он называл достижения высокого статуса правителями и элитами [25].

Отметим, что к настоящему времени накоплено множество педагогических приемов формирования различных компонентов мотивации, в том числе и учебной [26]. Многие из этих компонентов в той или иной степени находят отражение в современной образовательной практике.

Заключение

Предложенные модели мотивационной активности отражают ее развитие в разные исторические эпохи. Но для всех исторических периодов имеются характерные философские концепции. Мотивация рассматривается как совокупность внутренних и внешних сил, мотивов, стремлений и желаний, побуждающих человека к познанию, ощущению и действию; мотивы, опыт и интерес в процессе эволюции общества и культуры не остаются постоянными; мотивы и мотивация меняются от поколения к поколению, передаются от человека к человеку.

Вместе с тем следует отметить, что до сих пор нет однозначного понимания механизмов мотивации вообще и учебной мотивации в частности. Наиболее общим для всех эпох является утверждение, что мотивация учебной деятельности в первую очередь связана с изменениями культуры и запросов общества на качество образования. Велико также влияние ценностных ориентиров, технического прогресса, содержания и уровня сложности знаний, возможности их применения в будущей профессиональной деятельности. В определении причин учебной мотивации затрагивается личностный компонент, зависящий от стремлений и возможностей обучающихся, а также от выбора средств достижения значимых целей. Под влиянием изменяющегося общества мотивация не просто приобретает личностный характер, а становится источником различных видов деятельности. Поэтому проблема повышения уровня учебной мотивации обучающихся и в настоящее время остается значимой для педагогической науки.