Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МОТИВАЦИЯ КАК ЦЕННОСТНЫЙ ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ефремова Н.Ф. 1 Хусейнова А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
Исследование проблем, связанных с личностью человека, неразрывно влечет за собой ряд вопросов методологического и теоретического характера, требует активной работы философской мысли. Одной из актуальных в этой области выступает проблема развития мотивации. В узком смысле ее содержание можно определить как круг вопросов, связанных с генезисом, спецификой и функциями побуждений и стремлений достижения успеха в человеческой деятельности. До сих пор в педагогике и философии нет однозначного понимания механизмов мотивации вообще и учебной мотивации в частности. Мотивы, стремления, желания, эмоции развивались и изменялись с течением времени в рамках эволюционных преобразований, которые повлекли изменения и в сознании людей. Философия в этом вопросе выступает не только методом познания и объяснения, но и способом решения практических проблем и изменений. В статье особое внимание уделяется моделям развития мотивационной активности в разные исторические эпохи, анализу философской мысли и ее унификации. Отмечается, что в процессе исторического развития мысли под влиянием изменяющегося общества понятие мотивации не просто приобретает личностный характер, а становится основой различных видов деятельности человека.
мотивация
философия
педагогика
образование
достижение успеха
1. Дьюи Д. Общество и его проблемы / Пер. с англ. яз. И.И. Мюрберг, А.Б. Толстова, Е.Н. Косиловой. М.: Идея-Пресс, 2002. 160 с.
2. Корнетов Г.Б. Прогрессивная педагогика Джона Дьюи // Школьные технологии. 2007. № 6. С. 54–63.
3. Виц Б.Б. Демокрит. М.: Мысль, 1979. 212 с.
4. Кессиди Ф.Х. Гераклит. М.: Мысль, 1982. 200 с.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
6. Лифшиц Е.А. Истоки трудовой мотивации // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rypravlenie.ru/?p=615 (дата обращения: 21.03.2020).
7. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. 607 с.
8. Аристотель. Метафизика / Пер. с греческого языка П.Д. Первова и В.В. Розанова. М.: Институт философии, теологи и истории, 2006. С. 29.
9. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия / Пер. с польского языка Н.В. Кваскова. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000. 482 с.
10. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Русский Двор, 1997. 576 с.
11. Богута И.И. История философии в кратком изложении / Пер. с чешского языка И.И. Богута. М.: Мысль, 1991. 590 с.
12. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2004. 736 с.
13. Локк Дж. Мысли о воспитании. М.: Изд-во К.И. Тихомирова, 1904. 241 с.
14. Локк Дж. Сочинения в трёх томах: Т. 3. М.: Мысль, 1988. 668 с.
15. Гольбах П. Система природы // Антология мировой философии. Т. 2. М.: Мысль, 1970. 776 с.
16. Кант И. О педагогике // Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 9.
17. Кант И. Критика практического разума // Сочинения в 8-ми томах. Т. 4. М.: Чоро, 1994. С. 468.
18. Efremova N.F., Huseynova A.A., Shvedova S.V. The influence of assessment on learning motivation SHS Web Conf. Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019), 70. [Электронный ресурс]. URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2019/11 (дата обращения: 10.03.2020).
19. Гардинер П. Артур Шопенгауэр. Философ германского эллинизма / Пер. с англ. О.Б. Мазуриной. М.: ЗАО Центр полиграф, 2003. 414 с.
20. Лифшиц Е. А. Истоки трудовой мотивации // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. 2009. Т. 5. С. 60–68.
21. Корнетов Г.Б. Прогрессивная педагогика Джона Дьюи // Школьные технологии. 2007. № 6. С. 54–63.
22. Хомский Н. Системы власти. Беседы о глобальных демократических восстаниях и новых вызовах американской империи. М.: Азбука-Аттикус, 2014. 200 с.
23. Хомский Н.О. преподавательской работе. [Электронный ресурс]. URL: http://rabkor.ru/columns/analysis/2014/04/04/chomsky_education/. (дата обращения: 10.03.2020).
24. Розов Н.С. Идеи и интеллектуалы в потоке истории: макросоциология философии, науки и образования. Новосибирск: Манускрипт, 2016. 344 с.
25. Розов Н.С. Эмоциональная энергия. Историко-социологический анализ. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/06/10/1267348401/Rozov.pdf. (дата обращения: 10.03.2020).
26. Ефремова Н.Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 2. С. 227–244.

Предрасположенность людей к определенным стремлениям была подмечена еще в глубоком прошлом. Мотивы и эмоции появились позже в результате эволюционных преобразований, которые повлекли изменения и в сознании людей. Стремления и мысли людей вносят ясность в их жизненное существование, позволяют воспринимать и реализовывать сами идеи [1]. В этом контексте философия выступает не только методом познания и объяснения мира, но и способом решения практических проблем и практического изменения мира к лучшему, в том числе дает развернутое решение одной из самых трудных и важных задач человечества – обоснование практических подходов к воспитанию и образованию молодого поколения [2].

Цель исследования: анализ исторической и философской мысли с целью ее унификации и создания моделей развития мотивационной активности в разные исторические эпохи.

Научному изучению и обоснованию активности человека положили начало великие мыслители прошлого: Платон, Аристотель, Демокрит, Гераклит, Декарт, Юм, Сократ, Макиавелли, Локк, Лейбниц, Кант и др. С мотивацией они неразрывно связывали эмоциональные переживания. Их изучение человека, его потребностей и мотивов стало основой для понимания феномена мотивации, развития теории и практики ее формирования. Ум человека становился изощренным, двигающим к изменениям и изобретению все новых благ, совершенствованию языка, речи и привычек к труду [3]. В те времена мотив рассматривался как основная движущая сила. Атрибуты мотивации в античности приведены в табл. 1.

Таблица 1

Модель развития мотивационной активности в эпоху античности

Причина

Мотивация – определяется условиями жизни и местом мотива в жизни человека. Важно знать и понимать, что он делает и для чего. Стремление человека стать как можно более мудрым

Личность

Активная («огненная») душа, неутомимая в поиске и охваченная вечным беспокойством, мыслитель

Метод

Развитие стремления к знаниям, познанию истины и всеобщему познанию, эмоциональные переживания человека и чувство долга. Желание проникнуть в неизведанное, сокровенное и труднопостижимое

Результат

Соблюдение умеренности в удовлетворении потребностей, формирование новых благ.

Минимизация потребностей и удовлетворение их только в насущный момент

 

Античная философия отмечала, что истиной способна овладеть душа, которая активна (более «огненна») и всегда бодрствует («горит»), а не пребывает в спячке, находится в постоянном поиске и беспокойстве со стремлением проникнуть в неизведанное, сокровенное и труднопостижимое. Стремления и мотивы определяются условиями жизни, любое желание человека покупается ценой «психеи». Считалось, что, чем чаще человек злоупотребляет различными желаниями, тем больше будет ослабляться его «психея». Соблюдая умеренность в удовлетворении потребностей, люди способствовали совершенствованию и развитию своих интеллектуальных способностей [4]. При этом главное не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место эти стремления занимают в его жизни. Согласно их философии важно стремление к минимизации потребностей и их удовлетворению тогда, когда они становятся действительно насущными [5].

Сократ выстроил процесс мотивации на том, что вначале необходимо достичь «Благо». Оно объединяет в себе физическое здоровье и телесные силы; духовное здоровье и умственные способности; увлечение искусством и науками; согласие с окружающими; гражданственность и патриотизм. Большое значение в его трудах отводится понятию «Добродетель» (arete), опирающемуся на знание, отсутствие знания порождает невежество. Человек, обладая добродетелью, по его мнению, может достичь блага. Из добродетелей он выделил три основных вида – самообладание, храбрость, справедливость. К способам овладения добродетелью он относил не подражание внешнему (поведению богов, героев и великих мужей), а стремление разобраться с внутренним в своей душе (мотивационном поле). Именно это обеспечивает понимание достойного поведения, по определенным принципам ведет к «моральным действиям». Основу нравственного принципа он заявил как то общее, чем руководствуется каждый в своем отношении к природе и человеку. Таким образом, Сократ выявил важный тип зависимости: полезные дела обусловлены идеальными мотивами. Правильный выбор деятельности в конечном счете приносит удовольствие, которое человек стремится повторить. По его мнению, это и есть правильный путь и те моральные (справедливые) состояния, которые обеспечивают «Счастье» и достижение желаемой цели. Под счастьем понимается не столько удовольствие, сколько возможность жить в мире с самим собой, обладать чистой совестью и самоуважением [6]. А поскольку человек стремится к счастью, как считалось во времена античности, счастлив он только тогда, когда пользуется вещами правильно. Эта правильность позволяет приобрести необходимые знания, определяющие стремление к справедливости и достижение благополучия [7].

Одна из самых ранних теорий мотивации была предложена Аристотелем, который в своих трудах развил утверждение, что мотивация является результатом функции «влечений», всегда связана с каким-то результатом или целью, стремлением человека к знанию. Доказательством этому является влечение к чувственным восприятиям. Предполагалось, что стремления человека тесно взаимосвязаны с целью, а целью умозрительного знания является истина, воплощенная в дело [8].

Рационалистический период греческой философии развивают Протагор и софисты. Протагор создал самостоятельную философскую теорию становления мотивации. После максималистских требований, касающихся познания в теории греческих философов до него, он первым выступил с теорией познавательного минимализма [9]. Утверждалось, что человек есть критерий всех дел. Мера – критерий, вещи – дела. Мотив, по Протагору, есть благо успешности в делах частных и общественных, делающее человека способным к обсуждению и ведению дел государственных. Умение публично защищать свои интересы и обсуждать дела общественные рассматривается как «политическое искусство». В философии Протагора это представляется конечной целью [10]. Позже, помогая государственным деятелям, адвокатам, политикам, частным лицам ярко и убедительно выступать в народных собраниях, на судебных процессах, софисты обучение специальному знанию и красноречию сделали платными услугами. Протагор и софисты впервые в центр философских исследований поставили человека и его деятельность, а главное – результаты этой деятельности (табл. 2).

Смена мировоззренческих ориентиров, философских взглядов, в том числе и понимания мотивации, произошла в рамках средневековой философии. Примечательным во времена Средневековья выступает утверждение, что не разум, а воля является основой духовной жизни, ибо разум имеет пассивный характер, а воля обусловливает активные действия, а также получение важных и нужных знаний от других людей как опосредованное познание. В это время появляется и такое понятие, как «вера» [11]. Происходит разделение понимания бытия вещей и царства мысли, возникают и абстрагируются чувственные образы, а из них выделяются так называемые умопостигаемые образы [12]. Гуго Сен-Викторский в «Дидаскалионе» доказывает, что чувства и поступки, подчиняющиеся голосу разума на основе всеобъемлющего знания, рассматриваются как способ совершенствования личности. Происходит осознание своей природы, появляется способность усваивать опыт предшествующих поколений. В сочинении монаха и наставника детей французского короля Винсента де Бове «О воспитании знатных детей» проблемы обучения и воспитания уже рассматривались в тесном единстве. Утверждается, что знания позволяют осознанно относиться к себе и в целом облагораживают человеческую природу. Особая роль в жизни общества отводится церкви, подчеркивается господство религии и церкви, Божественного замысла и провидения. В эту эпоху изменяются нормы поведения и идеалы для подражания, более четко формулируется и роль человека в средневековом мире (табл. 3). В это время также появляется представление о том, что в истории имеют место начало и конец некоего целостного процесса.

На смену Средневековью под знаком гуманистических идей Возрождения пришла новая эпоха. В это период произошел переход от религиозной философской мысли к философии рациональных целей бытия человека. Формируется идеал свободного и благородного человека, воплощающего в себе сущность мировой природной гармонии. Провозглашается высшая цель человеческого существования через разум, познание и «обожествление» человека. В это время происходят интенсивное развитие экономической жизни и производства, зарождение буржуазных отношений, интенсивное развитие науки и искусства, мощный духовный подъем общества (табл. 4).

Таблица 2

Модель развития мотивационной активности по Протагору и софистам

Причина

Непознаваемость мира или же возникновение сомнений в возможности его познания

Личность

Человек, его деятельность и результаты этой деятельности

Метод

Обучение посредством стремления к экономическому и материальному благополучию и признанию в обществе

Результат

Благо и успешность в делах частных и общественных

 

Таблица 3

Модель развития мотивационной активности в эпоху Средневековья

Причина

Утверждение, что человеческую сущность формирует не разум, а воля. Религиозная и педагогическая увлеченность

Личность

Человек, подчиняющий чувства и поступки голосу разума

Метод

Обучение через формирование идеального образа, стремления к нему и веру в приобретение всеобъемлющего знания. Системное освоение опыта предшествующих поколений

Результат

Облагораживание человеческой природы. Осознанное отношение к себе и своим знаниям. Представление о мыслящем человеке

 

Таблица 4

Модель развития мотивационной активности в эпоху Возрождения

Причина

Переход от религиозных основ мотивации к мотивации рациональных целей человека

Личность

Свободный и благородный человек, сущность мировой гармонии

Метод

Развитие природных задатков через разнообразие учебного процесса, систему поощрений и наказаний, наглядность

Результат

«Обожествление» человека через разум, познание

 

Таблица 5

Модель развития мотивационной активности в эпоху Нового времени

Причина

Формирование экспериментально-математического мировоззрения, развитие промышленного производства

Личность

Человек – рациональная личность, ребенок – самостоятельное и разумное существо

Метод

Чувственное впечатление (удовольствие или страдание) как ведущее в восприятии вещей. Благоразумие и прилежание, логически правильное мышление

Результат

Люди дорожат доброй репутацией и страшатся стыда и позора. Формирование норм поведения в обществе

 

Следующий период развития философии в Западной Европе получил название философии Нового времени. Он определялся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Согласно этому учению стремления появляются у человека после получения первого чувственного впечатления. Полученные впечатления развивают ум человека, позволяя ему размышлять о своей собственной деятельности, обращенной на данные ощущением идеи. Благодаря способности воспроизводить идеи и осуществлять их, сравнивать и соединять в бесконечно разнообразные сочетания человек создает новое. Новые сложные идеи, мотивы и стремления приводят к технологическому прогрессу. Передовыми в Новом времени были идеи Дж. Локка, который выдвинул чувственное удовольствие и страдание как главные мотивы обучения и любой иной деятельности. Обретают смысл понятия добра и зла, а награда и наказание становятся важными мотивами [13]. Самыми сильными стимулами души становятся честь и позор; если человек способен ценить их, то его удается научить дорожить доброй репутацией и страшиться стыда и позора, а в человеке проявляется правильное начало [14]. В эпоху Нового времени идет особенно интенсивное развитие мотивационной активности человека (табл. 5).

Философские идеи Дж. Локка были подхвачены и развиты передовыми мыслителями многих западноевропейских стран. В педагогической концепции Ж-Ж. Руссо и в педагогической теории и практике швейцарского педагога И. Песталоцци отображены идеи о заботе и оказании помощи при обучении граждан, а детство рассматривалось как самоценный и качественный этап развития человека, впервые поставлен вопрос о половом воспитании. Мощным направлением философии стал французский материализм XVIII в. Французскую философию XVIII в. называют философией Просвещения и романтизма, она разрушила устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке. Указанные философы проявили новаторство в своих исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и в конечном итоге идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789–1794 гг.

Важный вклад в развитие философии внесли разработки русских просветителей XVIII в., в частности М.В. Ломоносова. В этот период особая роль отводилась познанию. Познать предмет значит почувствовать его; почувствовать его значит испытать воздействие. Мотивация предстает как необходимый результат сущности и качеств человека, вложенных в него природой и видоизменяемых под действием обстоятельств [15, с. 672, 668]. Среди философов того времени доминировала мысль, что человек многогранен в силу различных задатков, поэтому задача обучения – обеспечить его рост и развитие. Гармонически развивая природные возможности, можно добиться, чтобы человек достиг своего назначения, а для этого он должен прилагать усилия, понимая цель и предназначение [16]. Расположение к чему-то в то время называлось интересом, который, по Канту, – мотив воли, проявляющийся через разум [17]. Просвещение связывается с национальным самосознанием (табл. 6).

Таблица 6

Модель мотивационной активности в эпоху Просвещения и романтизма

Причина

Все во Вселенной находится в движении, и поведение и назначение человека предопределены его «эмпирическим характером»

Личность

Человек – результат сущности и качеств, заданных природой и действиями обстоятельств, которые заставляют личность испытывать изменения

Метод

Через разум и интеллект усилия, для того, чтобы почувствовать предмет, испытать его воздействие. Ясное понимание цели и сущности существования, всеобщее сопротивление

Результат

Образование делает человека свободным, помогает достичь своего назначения, уровня реализации возможностей, понимания национального самосознания

 

Таблица 7

Модель развития мотивационной активности в эпоху Новейшего времени

Причина

Поиски первопричины всего сущего бессмысленны, центральное место занимает опыт. Споры о том, каким должно быть образование. Наличие созданных элитами примеров громкого успеха

Личность

Специалисты с качественным образованием, способные к самообразованию, самопознанию и саморазвитию. Источником мотивов продуктивной деятельности становятся знания и способности их применять для решения возникающих проблем

Метод

Развитие мотивации, упорядочение результатов, более широкое и сбалансированное обучение через вовлечение обучающихся в «педагогические ситуации» и поиск знаний. Любознательность и необходимые ресурсы, дающие свободу и независимость для творчества через лучшие образовательные программы

Результат

Образование, жизненный успех, самоуважение, признание в обществе, благополучие. Деятельность и эмоциональные переживания, связанные с личным успехом или примерами громкого успеха других

 

Впервые слово «мотивация» употребил в начале XX в. А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» [18]. Высшая ступень причинности, по мнению мыслителя, – это мотивация, обусловливающая действия человека, которые происходят не спонтанно, а посредством понятий и представлений, опирающихся на прошлое и предвосхищающих будущее. При этом круг понятий и мотивов деятельности зависит от уровня интеллекта [19]. Эти теории способствовали дальнейшему развитию интеллекта как способности индивида к познанию, обучению и осмыслению, приобретению опыта и умения применять знания на практике [20]. Потребности человека философы Новейшего времени (ХХ–XXI вв.) рассматривали как основной источник мотивов деятельности и совершения тех или иных поступков (табл. 7).

Процесс обучения в Новейшем времени считается эффективным и целенаправленным в образовательной среде, выполняющей три важнейшие функции: организует цели, способности, знания, умения и навыки, а также желательные или планируемые на «выходе» результаты; проясняет и прогнозирует социальную структуру; создает комфортную и сбалансированную среду для обучающихся. Образование – это не есть вливание в чью-то голову определенной информации, которая затем оттуда вытечет, а это возможность воздействия на процесс обучения, заложенный в самой учебной среде. Воздействие обусловлено участием обучающихся в «педагогических ситуациях», оно основывается на ценности и характере этих ситуаций. Учебная мотивация обеспечивается ситуациями, тесно связанными с настоящим, с окружающей средой, с реальностью, в которой индивиды должны жить и действовать [21].

Один из самых цитируемых ученых – Авраам Ноам Хомский, лингвист, общественный деятель, публицист и анархист по политическим воззрениям – отмечал, что необходимо создать общую структуру образования, чтобы взрослый ли, ребенок ли могли исследовать мир по-своему, сообразно своим творческим и личным склонностям [22]. Сама возможность стать успешным, творческим и независимым человеком, которого радуют моменты открытий, созидания и творчества, способствует развитию мотивации продуктивной деятельности [23].

В работе «Идеи и интеллектуалы в потоке истории» Н.С. Розов отмечал, что эмоциональное потрясение при достижении особенно яркого успеха вызывает у человека психологические изменения, связанные с желанием повторить этот успех [24]. Сильным мотивирующим фактором бурной активности и энергетического подъема он называл достижения высокого статуса правителями и элитами [25].

Отметим, что к настоящему времени накоплено множество педагогических приемов формирования различных компонентов мотивации, в том числе и учебной [26]. Многие из этих компонентов в той или иной степени находят отражение в современной образовательной практике.

Заключение

Предложенные модели мотивационной активности отражают ее развитие в разные исторические эпохи. Но для всех исторических периодов имеются характерные философские концепции. Мотивация рассматривается как совокупность внутренних и внешних сил, мотивов, стремлений и желаний, побуждающих человека к познанию, ощущению и действию; мотивы, опыт и интерес в процессе эволюции общества и культуры не остаются постоянными; мотивы и мотивация меняются от поколения к поколению, передаются от человека к человеку.

Вместе с тем следует отметить, что до сих пор нет однозначного понимания механизмов мотивации вообще и учебной мотивации в частности. Наиболее общим для всех эпох является утверждение, что мотивация учебной деятельности в первую очередь связана с изменениями культуры и запросов общества на качество образования. Велико также влияние ценностных ориентиров, технического прогресса, содержания и уровня сложности знаний, возможности их применения в будущей профессиональной деятельности. В определении причин учебной мотивации затрагивается личностный компонент, зависящий от стремлений и возможностей обучающихся, а также от выбора средств достижения значимых целей. Под влиянием изменяющегося общества мотивация не просто приобретает личностный характер, а становится источником различных видов деятельности. Поэтому проблема повышения уровня учебной мотивации обучающихся и в настоящее время остается значимой для педагогической науки.


Библиографическая ссылка

Ефремова Н.Ф., Хусейнова А.А. МОТИВАЦИЯ КАК ЦЕННОСТНЫЙ ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 4-1. – С. 164-169;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37992 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674