Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION OF GENDER CULTURE OF STUDENTS OF THE MAIN RURAL SMALL SCHOOL AT TECHNOLOGY LESSONS

Naumova T.A. 1 Prichinin A.E. 1 Titov A.V. 1
1 Udmurt State University
The article presents a pedagogical technology that allows to form a gender culture of students in the conditions of training in a small rural school. Based on the pedagogical technology developed by us, based on design and research and active teaching methods, the training program was modernized and the author’s electronic tool in the form of a web site was developed. The methodology of Sandra Boehm «Masculinity-femininity»served as a tool for assessing the formation of gender culture. The results obtained during the experiment demonstrated a change in the androgenicity index. If before the pedagogical experiment, three students demonstrated a low indicator, and two – an average, then after the experiment, three – an average, two – a high one. The reliability of the results was confirmed by the method of mathematical statistics (g-criterion of signs). The method of mathematical statistics confirmed the validity and effectiveness of the pedagogical technology developed by us. The students ‘ personal qualities have also changed – they have become more independent, have begun to take a more responsible attitude to their work on projects, and have shown an interest in entrepreneurship. In addition, the teacher in whose class the experiment was conducted noted that students became more creative about the task they performed. All this indicates that the developed pedagogical technology is effective and can be used in the educational process of a small school.
educational process
small rural school
technology
gender culture
pedagogical technology

Важной задачей современности была и будет социализация детей в современном обществе. Ведь именно социализация позволяет личности сформироваться.

Гендерная культура учащихся, гендерное воспитание закладывает основу их взрослой жизни, существования в обществе. Дети существуют в непростых условиях современного общества, принимая и усваивая в нем социальные роли и гендерную культуру [1].

Основной Закон Российской федерации гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности…мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

Представление собственного пола ребенка формируется в раннем детстве, затем в процессе взросления и взаимодействия с окружающими происходит дальнейшее развитие этого представления. То есть основы гендерной культуры человека закладываются начиная с раннего детства.

Индивидуальное позитивное развитие у подростков таких черт, как андрогинность, мускулинность, феминность, связано с развитием гендерной культуры. А это, в свою очередь, поможет учащемуся решить свои проблемы, связанные с гендерной самореализацией и идентификацией [2]. Таким образом, необходимость развития гендерной культуры у учащихся становится вполне очевидной и актуальной [3].

В исследовании нас интересует именно андрогенный тип, так как он не типизируется жестко, социально активен, способен справиться с жизненными трудностями, а также гармонично объединяет и феминные, и маскулинные качества.

Сегодня подростки живут в жестких условиях массовой культуры, которая негативно влияет на них. Потребительское отношение друг к другу и своим родителям, нежелание принимать на себя семейные обязанности (если родители разделяют эти обязанности между детьми), завистливое отношение к другому, более успешному подростку (несмотря на то, что он успешность не получил просто так, а в процессе собственной трудовой деятельности). Последнее время среди подростков наблюдается презрительное отношение к человеку труда вообще («от работы кони дохнут», «пусть работают дураки» и т.п.). Это приводит к тому, что по окончании обучения они не хотят трудиться, «оседают» на плечах своих родителей. Но зависть к успешному ровеснику остается, отсюда появление внутриличностных конфликтов, рост преступности. Поэтому гендерное воспитание через формирование гендерной культуры поможет решить множество проблем современного общества. В сельской местности эта тенденция выражена не так ярко – удаленность от городских соблазнов, семейные традиции с разделением обязанностей и работ по дому, возможность жить натуральным хозяйством – делает детей, выросших на селе, более социально зрелыми. Но и там не все так просто – неполные семьи. Большое количество разводов, алкоголизация, смертность среди мужского сельского населения вносит свою печальную лепту в представление о роли мужчины и женщины в традиционной сельской семье. Образ матери, выполняющей обязанности за мужа (пьющего или отсутствующего), ее тяжкий труд пугает детей. Подросток стремится спрятаться от трудностей жизни, принимая роль ребенка. Девочки боятся превратиться в единственную и основную опору семьи, мальчики, наблюдая за «отдыхающим» отцом, примеряют этот образ на себя.

В настоящее время многие педагоги и психологи рассматривают различные методы и подходы к формированию гендерной культуры учащихся.

Рассмотрим подход Н.Ю. Ерофеевой [4], которая предлагает следующие формы и методы обучения мальчиков и девочек:

1. Изменение всей структуры обучения.

1–4 класс – совместное обучение, мальчики в этом возрасте отстают в развитии от девочек, но они учатся общаться, выражать свои мысли, развивать коммуникативные навыки.

5–9 класс – раздельное обучение, так как это период взросления, организм мальчиков и девочек испытывает сильный гормональный всплеск и вследствие этого эмоциональный стресс. Раздельное обучение помогает мальчикам стать более открытыми, а девочкам – решительными. На уроках учащиеся становятся более дисциплинированными, внимательными, лучше концентрируются. Когда дети учатся раздельно, велика опасность поддаться желанию дифференцировать: что должны изучать девочки, а что – мальчики. Однако, в классах с малой наполняемостью 5–10 человек раздельное обучение невозможно [5].

10–11 класс – совместное обучение, в это время общение юношей и девушек позволяет им лучше понять друг друга, общаться и учиться более продуктивно.

1. Модульное расписание занятий. На успешность занятий оказывает влияние число учителей, работающих в классе в течение школьного дня. Учитель, работающий с одним классом в течение целого дня, имеет меньше проблем с дисциплиной, а учащиеся лучше концентрируются на учебном предмете. Хотя при этом сохраняется вероятность утомления школьников от излишней перегруженности одним предметом.

2. Наличие в расписании большой перемены. Во время большой перемены девочки общаются, строят сложную систему взаимоотношений, мальчики высвобождают накопившуюся на уроках энергию, тем самым регулируют свое поведение.

3. Использование групповой работы. Чем больше заданий выполняют учащиеся в группе, тем более разнообразным будет опыт обучения человека. Это равноценно и для мальчиков и для девочек. Деятельность в группе должна проходить по строго установленным правилам. Мальчики в группах чаще конкурируют, им нужен лидер, девочки сотрудничают.

4. Проектная деятельность. Работа над проектом – это реализация решения какой-либо проблемы. Необходимо, чтобы решаемые проблемы были интересны мальчикам, тогда они активно включаются в работу, предлагают способы решения проблем, корректируют при необходимости ход работы. Девочки последовательно и тщательно движутся в направлении запланированного результата. Совместные действия учащихся позволяют воплотить проект в жизнь.

Анализируя опыт работы учителей технологии, можно сказать, что для формирования гендерной культуры учащихся эффективно использовать совместную проектно-исследовательскую деятельность [6]. В результате реализации проектной деятельности учащиеся получают перечисленные далее навыки: навыки самостоятельности в получении знаний, умение ими пользоваться при решении новых практических задач; умение работать в группе, принимая на себя разные социальные роли (руководителя группы, исполнителя, посредника и т.д.); коммуникативные навыки, умение спорить и отстаивать свою точку зрения, навыки межкультурного взаимодействия. Пользоваться информационно-поисковыми методами: собирать и обрабатывать необходимую информацию, анализировать ее, делать выводы и умозаключения.

Цель исследования состояла в разработке и апробации педагогической технологии, которая будет непосредственно в процессе образовательной деятельности, а именно на уроках технологии, формировать гендерную культуру у обучающихся. Под педагогической технологией мы понимаем некий целостный процесс в обучении, состоящий из ряда последовательных образовательных действий, приводящий к изменению изначальных свойств и качеств личности и повышению образовательного результата. В основе этого процесса находятся педагог и обучающийся, которые взаимодействуют друг с другом в ходе учебной деятельности. Форма взаимодействия выбирается учителем с учетом ее эффективности в зависимости от конкретной учебной ситуации. Педагогическая технология разрабатывается под каждую конкретную учебную ситуацию. На основе разработанной педагогической технологии создается рабочая программа.

Рабочая программа по дисциплине «Технология» предназначена для обучения как мальчиков, так и девочек не раздельно. Особенностью обучения в малокомплектной общеобразовательной школе является невозможность произвести раздел, учеников для этого недостаточно. Все разделы программы изучаются учащимися обоих полов совместно. Поэтому требуется некоторая корректировка программы, однако корректировка должна быть произведена так, чтобы не было «перекоса» ни в сторону программы для учеников, ни в сторону программы для учениц.

Базовая программа дисциплины «Технология» для седьмого класса не подвергалась изменению. Но некоторые разделы ее изучались не полностью. Недостаток учебного материала компенсировался в процессе выполнения учащимися проекта. Собственно педагогический эксперимент проводился в рамках двух разделов программы:

Раздел 4. Творческие проектные работы.

Раздел 5. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в 7 классе является: получение и применение технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых и полезных продуктов труда. Отсюда следует, что учащиеся должны сформировать представление о культуре вещей, основах дизайна, что необходимо при проектировании предметов материальной культуры; овладеть общетрудовыми специальными умениями, необходимыми при проектировании и создании продуктов труда, определения собственных жизненных планов; развить познавательные интересы, техническое мышление, интеллект, трудовую активность, инициативность, коммуникативные и организаторские способности, изобретательность. Учащимся необходимо создать условия для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. Воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, ответственность за результаты своей деятельности. Заложить основы гендерной культуры. Уважительное отношение к людям различных этнических групп и профессий, к результатам их деятельности. Дать понятие ценности семьи и здорового образа жизни, семейных и национальных традиций и необходимости их сохранения и развития.

Разработанная нами педагогическая технология направлена на развитие навыков ручного труда, которые, бесспорно, необходимы как в быту, так и на производстве, как в сельской местности, так и в городе.

Материалы и методы исследования

Педагогическая технология, разработанная нами, была апробирована в МБОУ «Зареченская ООШ» Граховского района УР на уроках по дисциплине «Технология» в седьмом классе учителем технологии и информатики Н.Р. Тверитиной В сельской малокомплектной школе наполняемость классов составляет 5–6 человек. Поэтому классы неделимые. Экспериментальная группа состояла из трех мальчиков и двух девочек возраста 13–14 лет. Для диагностики сформированности гендерной культуры нами была выбрана методика, предложенная Сандрой Бем (Sandra L. Bem, 1974) «Маскулинность – феминность».

В нашей программе были использованы представленные далее подходы, формы и методы обучения.

Личностно-ориентированное обучение – такая организация учебного процесса, при которой выбор методов, форм, приемов обучения, учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия обусловлены индивидуальными особенностями учащегося. Суть личностно-ориентированного обучения заключается в том, что личность ученика, его неповторимая индивидуальность составляет главную и приоритетную ценность, от которой проектируются все остальные звенья образовательного процесса. В основе такого урока, построенного на основе личностно-ориентированного обучения, заложен принцип взаимодействия, взаимосотрудничества, а для учителя важен, прежде всего, процесс учебной деятельности учащихся.

Для нашей технологии наиболее оптимальной формой взаимодействия педагога и обучающегося будет сочетание индивидуальной и групповой форм.

Роль ученика при выборе вышеобозначенных форм обучения меняется – от обычного повторения действий учителя к творчеству. А это изменит и мышление – оно становится рефлексивным, то есть настроенным на результат. Роль педагога на уроке – создать оптимальные условия для личностного развития учащихся.

Задания для учащихся индивидуальны, соответствуют действиям, выполняемым на конкретном занятии. Они отличаются по сложности выполнения и уровню, достигнутому учеником, что соответствует индивидуальному и дифференцированному подходам в обучении. Успехи ученика при этом оцениваются в зависимости от достигнутого им уровня овладения ЗУН. Но при этом оценивается не только сам результат, но и процесс его достижения. Дидактический материал, используемый на таком уроке, позволяет дать учащимся предусмотренные ФГОС универсальные, предметные и личностные результаты. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, тесты.

Личностно-ориентированный подход взаимосвязан с проектной деятельностью учащихся. При работе над проектами использовалась работа в микрогруппах, в парах, что зависело от этапа выполнения проекта. Цель проекта – создание текстильной куклы. Тип куклы выбирался учащимися самостоятельно. Работая над куклой, учащиеся конструировали одежду для нее. Темы учебной программы изучались не полностью, что позволяло дать теоретический материал в более сжатые срока, а больше времени оставить для самостоятельной работы и творчества [7].

При выполнении домашнего задания ученики могли обратиться за помощью к родителям. Совместная работа над проектом способствует объединению семьи, лучшему взаимопониманию, «прочувствованию» семейных ролей каждого. Этому способствуют материалы нашего электронного средства обучения – веб-сайта «Такие разные куклы». Сайт состоит из 6 разделов. Ссылки на страницы расположены на главной странице сайта [8]. Разделы сайта: «Главная», «Кукольная мастерская», «Кукольные истории», «Имидж моей куклы» – Игра «Создай героя», «Контакты», «Об авторе». На главной странице сайта можно посетить разделы: «Кукольная мастерская», «Кукольные истории», «Имидж моей куклы». В «Кукольной мастерской» размещены мастер-классы по изготовлению кукол (девочек и мальчиков). В «Кукольных историях» можно прочитать стихи, рассказы и сказки о куклах. Там же можно разместить свои кукольные истории. В разделе «Имидж моей куклы» можно поиграть в игру «Создай своего персонажа». Также на главной странице сайта вы можете посетить разделы «Контакты», где посетители могут оставить свои отзывы о сайте. В разделе «О нас» краткая информация об авторах сайта.

Методы проблемного обучения, критического мышления также не остались в стороне. Учащиеся, работая в микрогруппах или парами, выполняли задания с использованием игровых ситуаций. Это позволяло им получить опыт взаимообщения, коммуникативных навыков. А ролевые игры позволяли примерить на себе различные гендерные (и социальные) роли. Тем самым постигая важность равноправия, взаимопонимания и дружеского уважительного отношения друг к другу.

На последнем занятии учащиеся защищали свой проект. Куклы, оказались очень яркими, самобытными и оригинальными и были реализованы на Новогодней ярмарке-распродаже, которая проводилась в школе.

Итак, в процессе совместной групповой работы, ученики и ученицы приобрели навыки взаимодействия, основанные на взаимопонимании и взаимоуважении. Учащиеся получили навык организации собственной деятельности, узнали друг друга, кто из них на что способен, научились решать поставленные перед ними задачи без конфликтов, во взаимоуважении. В процессе интервьюирования учащиеся, во-первых, отметили, что им очень понравилась такая работа, понравилось играть в такое «мини-предприятие». Во-вторых, они поняли, как организовывать себя, как руководить и подчиняться, В-третьих, ученики поняли и признали важность роли другого в жизни. В-четвертых, радоваться не только за себя, а за свой маленький, но очень сплоченный коллектив. А когда на ярмарке их труд был оценен односельчанами и они показали (и рассказали), чему научились, их гордости не было предела. Класс решил не останавливаться на достигнутом, и уже не в рамках учебной деятельности продолжать создавать куклы, создав маленькое предприятие. Ребенок растет и развивается в игре.

Результаты исследования и их обсуждение

Методика С. Бем, которая была выбрана нами для проведения педагогического эксперимента в школе, позволила получить нам следующие результаты.

Показатель андрогинности изменился следующим образом: до эксперимента трое учащихся имели низкий показатель, и двое – средний показатель. После проведения эксперимента трое учащихся имеют средний показатель андрогинности, двое – высокий.

Уровень гендерной культуры до эксперимента у мальчиков на низком уровне наблюдался у трех испытуемых, после эксперимента – 0. На среднем уровне до эксперимента показатель не выявлен ни у кого, после эксперимента – у двух испытуемых. Высокий уровень до эксперимента не был определен ни у одного учащегося, после эксперимента – у одного испытуемого.

У девочек до эксперимента низкий уровень отмечен не был, так же как и после эксперимента. Средний уровень выявлен у двух испытуемых до эксперимента, после – 0. Высокий уровень до эксперимента не выявлен, после эксперимента был отмечен у двух учениц.

Достоверность результатов была подтверждена методом математической статистики с помощью G-критерия знаков. Данные представлены в таблице.

Показатели андрогинности

Андрогинность до проведения эксперимента

Андрогинность после проведения эксперимента

Сдвиг

1

–0,3

0,1

0,4

2

–0,3

0,1

0,4

3

–0,3

0,1

0,4

4

0,3

0,5

0,2

5

0,2

0,8

0,6

Выполнив необходимые преобразования, было получено эмпирическое значение (количество типичных сдвигов в сторону увеличения показателя), соответствующее Gэмп = 5. Полученное эмпирическое значение можно принять значимым на уровне p ≤ 0,05.

Таким образом, и у мальчиков, и у девочек уровень андрогинности и уровень гендерной культуры изменился с тенденцией к улучшению показателей.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что формирование гендерной культуры у учащихся возможно в ходе учебной деятельности, в том числе и на уроках технологии. Особенно это эффективно в учебном процессе малокомплектной сельской школы без разделения на группы (мальчиков и девочек). Обучение производится по одной программе. Для этого нами были определены следующие условия: при разработке педагогической технологии за основу был взят метод проектной деятельности (пропедевтикой проекта являются вводные занятия, цель которых пояснить учащимся цели выполнения проекта и его продвижения), метод развития критического мышления, игровой метод (полоролевые игры). Учебный материал структурирован по блокам. В учебном процессе использовался учебный веб-сайт «Такие разные куклы», способствующий формированию гендерной культуры, и материальное средства обучения – текстильная кукла, которая служит натурным образцом. Проектные задания по предмету «Технология» строились на исторических традициях народа Удмуртской Республики.