По статистике Всемирной организации здравоохранения, различными нарушениями слуха страдает около шестисот пятидесяти миллионов человек. В России проживает свыше тринадцати миллионов человек с нарушениями слуха, в том числе более одного миллиона – дети. Всемирная федерация глухих, объединяющая на сегодняшний день сто тридцать две национальные организации на всех пяти континентах, уделяет большое внимание детям с нарушениями слуха, их социальной реабилитации и социализации.
В последние годы увеличилось количество детей не только с различными нарушениями слуха, но и с сопутствующими заболеваниями: детским церебральным параличом, нарушениями зрения, неврологическими и психическими заболеваниями. Свыше восьмидесяти пяти процентов нарушения слуха наступает на первых годах жизни, именно в это время начинает формироваться речь ребёнка [1, с. 84]. Нарушение слуха исключает возможность самостоятельного развития речи, так как именно слуху в это время отводится основная роль в восприятии обращённой к нему речи и контролю собственного произношения. Нарушения непосредственно влияют не только на речевое развитие, но и оказывают влияние на формирование памяти, мышления, психическое развитие. В настоящий момент активно развивается специальное (коррекционное) образование, совершенствуются методы обучения, обеспечивающие формирование творчески активной личности, развитие ее креативных способностей. Обучающихся с первых дней пребывания в школе учат общаться друг с другом и с окружающими их людьми, учат по определённой системе взаимодействовать с другими членами общества [2, с. 7].
Большая роль в формировании коммуникативной компетенции отводится внеурочной деятельности, так как именно после уроков происходит активное взаимодействие между обучающимися и педагогами. Внеурочная образовательная деятельность – важная, неотъемлемая часть процесса обучения слабослышащих обучающихся, она обеспечивает всестороннее развитие, воспитание и социализацию школьников.
Слабослышащие дети представляют собой неоднородную по своему составу группу людей, характеризующуюся разной степенью нарушения слуха, речевого развития и различных других отклонений. Большое значение в формировании речи отводится педагогическим условиям, в которых происходит формирование речи. Создание дифференцированных образовательных программ способствует оптимальному построению педагогического процесса. Адаптированные основные образовательные программы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся создают дополнительные условия для развития детей с нарушениями слуха. Программы факультативных занятий помогают организовать свободное время с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей слабослышащих обучающихся [3, с. 221].
Обмен мнениями, информацией, установление межличностных взаимоотношений помогает развивать и совершенствовать коммуникативную компетенцию. Общение состоит в обмене информации познавательного или оценочного характера. Но слабослышащие обучающиеся словесную речь могут освоить, используя лишь обходные пути. Дети с нарушениями слуха овладевают речью, опираясь на визуальное и коммуникативное восприятие, подкрепленное двигательными ощущениями. Формирование речи у слабослышащих обучающихся происходит в различных условиях, в различных видах деятельности (устной, письменной и дактильной). Все виды речевой деятельности формируются в единстве.
Что необходимо сделать, чтобы сформировать коммуникативную компетенцию как основу успешной социализации в обществе у обучающихся с различными нарушениями слуха? Над этим вопросом долго размышляли, прежде чем приступить к изучению и применению на практике технологии креативного письма, которая помогает сформировать устную и письменную речь слабослышащих обучающихся.
Целью исследования была разработка программы факультативного курса по развитию письменной и устной речи слабослышащих обучающихся с использованием технологии креативного письма; выявить предпосылки возникновения недоразвитости речи у обучающихся с нарушениями слуха; формирование коммуникативной компетенции посредством использования креативного письма. Была разработана программа факультативного курса по развитию письменной и устной речи, и создана рабочая тетрадь с комплексом творческих заданий, способствующих развитию связной письменной речи слабослышащих обучающихся.
Письменная речь в методике коррекционного обучения русскому языку выступает не только как основной инструмент обучения, но и как основная цель. Письмо является техническим компонентом письменной речи. Основой является обмен информацией, взаимодействие зрительного, слухового и речевого анализаторов. В совокупности, опора на все эти анализаторы, дает значительный эффект в формировании креативных способностей [4, с. 85]. Базой письменной речи является устная речь, поэтому формирование речи невозможно без совершенствования устной речи, потому что услышанное усваивается на 10 %, увиденное на 20 %, услышанное и увиденное на 30 %, зафиксированное на письме на 50 %, при проговаривании на 70 %. Если правильно определить цели обучению креативному письму, то устная и письменная речь постепенно станет богаче и логичнее.
Понятие «креативность» в современных исследованиях многоаспектное. Это самостоятельное понятие, которое представляет собой систему, распространяющую на все сферы жизнедеятельности человека. Что мы имеем в виду, когда говорим о «креативном письме»? Креативное письмо – вид творческого письма, который порождает различные виды художественных текстов, жанров, такие как сочинение повествовательного характера, описательного, тексты-рассуждения. Обычно эти упражнения имеют игровую форму и выполняются в письменной форме. Под креативным письмом мы понимаем самостоятельные письменные работы, где обучающиеся выражают своё сугубо индивидуальное мнение, используя воображение, фантазию, личный опыт. В процессе работы над креативным письмом создаются работы, для которых характерна эмоциональность, оригинальность, смысловая завершённость. Процесс обучения креативному письму происходит во внеурочное время в несколько этапов: подготовка, работа над темой, разработка замысла и идеи и сама творческая работа. Методы, которые используются для развития креативных способностей: методы стимулирования обучения, индивидуальная самостоятельная работа, создание проблемной ситуации, ролевые игры, создание ситуации занимательности и успеха. Используя креативный вид письма, мы сохраняем важную информацию в письменном виде, делимся ею, создаём условия для самовыражения.
Материалы и методы исследования
Темой нашего исследования выступило «Креативное письмо» как способ формирования коммуникативной компетенции у подростков с нарушениями слуха. Экспериментальное исследование проводилось на базе Государственного казённого общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальной (коррекционной) школы-интерната города Краснодара. Экспериментальная работа осуществлялась в соответствии с теоретической направленностью исследования. Целью работы стало подтверждение рабочей гипотезы, предполагающей, что методически выверенная и систематически проводимая работа по развитию речи письменной речи слабослышащих обучающихся с использованием технологии креативного письма будет способствовать формированию языковой и коммуникативной компетенции. Эксперимент проводился в течение учебного года, в исследовании приняли участие слабослышащие обучающиеся в количестве восьми человек (четыре девочки и четыре мальчика). Предварительно была изучена специальная литература по психологии личности детей с нарушениями слуха, их особенности мышления; научные труды по дефектологии, изучена общефилософская и историческая литература; методика преподавания русского языка в общеобразовательных и коррекционных школах для глухих и слабослышащих обучающихся; изучены работы иностранных авторов Джоя Пола Гилфорда и Филипа Эварта Вернона, касающиеся исследований познавательной сферы детей с нарушениями слуха.
Для оценки уровня речевого и интеллектуального развития была использована методика В.П. Глухова, для определения уровня развития творческого мышления методика С. Медника, разработанная Т.В. Галкиной и Л.Г. Алексеевой, и методика креативных способностей Д. Джонсона, адаптированная Е.Е. Туник. Эти методики были в свою очередь также адаптированы с учетом индивидуальных особенностей слабослышащих обучающихся. В качестве основных показателей сформированности креативности обучающихся были выбраны:
1) продуктивность как способность порождать большое количество разнообразных идей;
2) гибкость как способность выдвигать различные варианты идей и способность применять их в практической деятельности;
3) оригинальность как способность продуцировать новые, нестандартные идеи.
Результаты исследования и их обсуждение
Качественный анализ работ испытуемых, наблюдение за процессом их деятельности в ходе эксперимента, а также результаты математической обработки данных позволили прийти к выводу, что разработанные приемы и упражнения не только способствуют развитию креативного письма, но и помогают повысить мотивацию к изучению русского языка как предмета, развивают письменную и устную речь слабослышащих обучающихся. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что система тренировочных упражнений по развитию речи повысила уровень речевого развития слабослышащих обучающихся. Учащиеся с III степенью тугоухости показали хорошие результаты в овладении технологии креативного письма, а у слабослышащих обучающихся с IV степенью (пограничной с глухотой) происходит замедленный темп развития устной и письменной речи. Сравнивая результаты входящей и итоговой диагностики креативности при использовании технологии креативного письма можно сделать выводы, что обучающиеся, у которых речь была сформирована в пределах нормы, показали хорошие результаты, а обучающиеся, у которых понимание речи было затруднено, показали средние результаты.
Творческая деятельность во внеурочное время подчинена единой системе индивидуальных заданий, которая включает индивидуальную образовательную траекторию, через которую и происходит развитие креативных способностей. С этой целью и внедряются в практику новые, более эффективные виды технологий. Одна из них носит название «технология креативного письма». Эта технология стимулирует познавательную деятельность участников образовательного процесса, вовлекает каждого обучающегося в учебный творческий процесс. Создаёт стимулы мыслительной и поведенческой активности. Методы, используемые в технологии креативного письма, направлены на развитие творческого мышления, совершенствование письменной и устной речи, на формирование коммуникативной компетенции. Креативное письмо становится доступным способом коммуникации у обучающихся с нарушениями слуха.
В федеральных государственных стандартах основного общего образования большая роль отводится развитию речи, в том числе в устных и письменных формах. Цели начального общего образования (далее НОО) – учить ученика учиться; основного общего образования (далее ООО) – учить ученика в общении. В программе основного общего образования, несомненно, нашёл отражение принцип начального общего образования, который предусматривает развитие в перспективе индивидуальных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий. В специальных (коррекционных) учреждениях для глухих и слабослышащих обучающихся мы учим ученика в общении, развиваем их коммуникативные компетенции, продолжаем формировать умения учиться [5].
Какие же методы использовались в работе факультативного курса «Креативное письмо»? В особую группу можно отнести методы стимулирования креативности:
– метод «шести разноцветных шляп», используя этот метод ролевой игры, учим слабослышащих обучающихся находить нестандартные решения;
– метод «ассоциирования» помогает тренировать память;
– метод «шести чувств» развивает воображение;
– метод «кластеров» учит систематизировать учебный материал;
– метод «личный дневник» формирует навыки эффективного общения, развивает письменную речь;
– метод эвристического «вживания» даёт возможность писать нестандартные письменные работы на свободные темы [6].
В особую группу можно отнести сочинения – рассказы о своих увлечениях и занятиях, рассказы-описания, рассказы на свободные темы. Языковые лингвистические игры: шарады, кроссворды, лингвистические задачки, игры логогрифы, ребусы и т.д. Речевые игры, проводимые по внеурочное время, повышают интерес к материалу, дают возможность дополнительно попрактиковаться в оперировании грамматическими понятиями, помогают их осознанию. Обучающиеся с различными нарушениями слуха, под руководством учителя, погружены в непрерывную диалоговую среду, поэтому креативное письмо имеет большой образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Креативное письмо становится эффективным инновационным способом общения.
Выводы
Проведенное исследование показало, что после реализации факультативного курса «Креативное письмо» была обнаружена положительная динамика в качестве выполнения письменных творческих работ у учащихся класса и в формировании устной и письменной речи слабослышащих обучающихся. При первичном обследовании детей с высоким уровнем развития связной монологической и письменной речи не было выявлено, средний уровень наблюдался у двух учеников, уровень ниже среднего – у четырех обучающихся, низкий уровень был у двух обучающихся. На этапе формирующего эксперимента высокий результат показали два ученика, хороший – четыре, средний уровень – два ученика. Результаты исследования факультативного курса в учебно-воспитательном процессе можно признать эффективными. Используя технологию креативного письма, обучающиеся создали самостоятельные письменные работы, где выражали свое сугубо индивидуальное мнение, использовали воображение, фантазию, личный опыт. В процессе работы над креативным письмом слабослышащие обучающиеся писали письменные работы, для которых были характерны эмоциональность, оригинальность, смысловая завершенность. По результатам экспериментального исследования были сделаны выводы, что разработанные приемы и упражнения не только способствовали развитию креативного письма, но и помогли повысить мотивацию к изучению русского языка как предмета, способствовало развитию письменной речи у обучающихся с нарушениями слуха, накоплению словарного запаса. Практическая значимость проведенной работы состоит в том, что система тренировочных упражнений повысила уровень речевого развития: увеличился темп высказываний (речь стала более разборчивая, выразительная); увеличился объём активного словаря; в речи обучающихся появились сложные синтаксические конструкции. Гипотеза исследования, предполагающая, что методически выверенная и систематически проводимая работа с использованием технологии креативного письма способствует формированию языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции, доказана. Об эффективности использования данной методики свидетельствуют качество и уровень выполненных творческих работ, а также формирование коммуникативной компетенции как основы успешной социализации. Креативное письмо, по нашему мнению, должно стать необходимой частью школьной программы по русскому языку.