Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

КРЕАТИВНОЕ ПИСЬМО КАК ДОСТУПНЫЙ СПОСОБ КОММУНИКАЦИИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Задорожняя Е.В. 1, 2 Трифонова Э.П. 2
1 ГКОУ Краснодарского края «Специальная (коррекционная) школа-интернат»
2 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
В статье представлен опыт теоретического и эмпирического исследования формирования креативности у обучающихся с нарушениями слуха в Государственном казённом общеобразовательном учреждении специальной (коррекционной) школе-интернате г. Краснодара. Предметом исследования выступает обучение слабослышащих детей с нарушениями слуха креативному письму. Креативность в исследовании рассматривается как способность слабослышащих обучающихся к созданию новых видов творческих работ. С точки зрения педагогического подхода сущность понятия «формирование коммуникативной компетенции и креативности» определяется содержательными и технологическими составляющими педагогического процесса. В рамках данного исследования педагогическими условиями формирования креативности учащихся является учет возрастных особенностей и индивидуальных различий обучающихся, организация творческой атмосферы, развитие коммуникативной компетенции и креативности. Учет возрастных особенностей и индивидуальных различий определяется, несомненно, врожденными, физиологическими и личностными особенностями. В статье определены содержательные и технологические составляющие формирования коммуникативной компетенции посредством использования креативного письма. Представлены результаты эмпирического исследования, в процессе которого была реализована программа факультативного курса «Креативное письмо», содержащая разнообразные формы и методы работы со слабослышащими обучающимися. Зафиксирована положительная динамика по всем показателям сформированности креативности у обучающихся, что дает основание говорить об эффективности предлагаемого факультативного курса.
коммуникативная компетенция
креативность
креативные технологии
обучающиеся с нарушениями слуха
1. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. М.: Издательство Флинта ВПО «МПСИ», 2010. 220 с.
2. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: пособие для учителя-дефектолога. М.: Парадигма, 2015. 128 с.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 27.12.2019)» (Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 16.01.2020).
4. Коровин К.Г., Гилевич И.М., Донская Н.Ю. Книга для учителя школы слабослышащих: Обучение русскому языку, чтению, произношению. М.: Просвещение, 1995. 160 с.
5. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35847) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175495/ (дата обращения: 16.01.2020).
6. Левинзон А.И. Креативное письмо: модель англоязычных стран в российской школе // Вопросы образования: ежеквартальный научно-образовательный журнал. 2014. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21700468& (дата обращения: 16.01.2020).

По статистике Всемирной организации здравоохранения, различными нарушениями слуха страдает около шестисот пятидесяти миллионов человек. В России проживает свыше тринадцати миллионов человек с нарушениями слуха, в том числе более одного миллиона – дети. Всемирная федерация глухих, объединяющая на сегодняшний день сто тридцать две национальные организации на всех пяти континентах, уделяет большое внимание детям с нарушениями слуха, их социальной реабилитации и социализации.

В последние годы увеличилось количество детей не только с различными нарушениями слуха, но и с сопутствующими заболеваниями: детским церебральным параличом, нарушениями зрения, неврологическими и психическими заболеваниями. Свыше восьмидесяти пяти процентов нарушения слуха наступает на первых годах жизни, именно в это время начинает формироваться речь ребёнка [1, с. 84]. Нарушение слуха исключает возможность самостоятельного развития речи, так как именно слуху в это время отводится основная роль в восприятии обращённой к нему речи и контролю собственного произношения. Нарушения непосредственно влияют не только на речевое развитие, но и оказывают влияние на формирование памяти, мышления, психическое развитие. В настоящий момент активно развивается специальное (коррекционное) образование, совершенствуются методы обучения, обеспечивающие формирование творчески активной личности, развитие ее креативных способностей. Обучающихся с первых дней пребывания в школе учат общаться друг с другом и с окружающими их людьми, учат по определённой системе взаимодействовать с другими членами общества [2, с. 7].

Большая роль в формировании коммуникативной компетенции отводится внеурочной деятельности, так как именно после уроков происходит активное взаимодействие между обучающимися и педагогами. Внеурочная образовательная деятельность – важная, неотъемлемая часть процесса обучения слабослышащих обучающихся, она обеспечивает всестороннее развитие, воспитание и социализацию школьников.

Слабослышащие дети представляют собой неоднородную по своему составу группу людей, характеризующуюся разной степенью нарушения слуха, речевого развития и различных других отклонений. Большое значение в формировании речи отводится педагогическим условиям, в которых происходит формирование речи. Создание дифференцированных образовательных программ способствует оптимальному построению педагогического процесса. Адаптированные основные образовательные программы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся создают дополнительные условия для развития детей с нарушениями слуха. Программы факультативных занятий помогают организовать свободное время с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей слабослышащих обучающихся [3, с. 221].

Обмен мнениями, информацией, установление межличностных взаимоотношений помогает развивать и совершенствовать коммуникативную компетенцию. Общение состоит в обмене информации познавательного или оценочного характера. Но слабослышащие обучающиеся словесную речь могут освоить, используя лишь обходные пути. Дети с нарушениями слуха овладевают речью, опираясь на визуальное и коммуникативное восприятие, подкрепленное двигательными ощущениями. Формирование речи у слабослышащих обучающихся происходит в различных условиях, в различных видах деятельности (устной, письменной и дактильной). Все виды речевой деятельности формируются в единстве.

Что необходимо сделать, чтобы сформировать коммуникативную компетенцию как основу успешной социализации в обществе у обучающихся с различными нарушениями слуха? Над этим вопросом долго размышляли, прежде чем приступить к изучению и применению на практике технологии креативного письма, которая помогает сформировать устную и письменную речь слабослышащих обучающихся.

Целью исследования была разработка программы факультативного курса по развитию письменной и устной речи слабослышащих обучающихся с использованием технологии креативного письма; выявить предпосылки возникновения недоразвитости речи у обучающихся с нарушениями слуха; формирование коммуникативной компетенции посредством использования креативного письма. Была разработана программа факультативного курса по развитию письменной и устной речи, и создана рабочая тетрадь с комплексом творческих заданий, способствующих развитию связной письменной речи слабослышащих обучающихся.

Письменная речь в методике коррекционного обучения русскому языку выступает не только как основной инструмент обучения, но и как основная цель. Письмо является техническим компонентом письменной речи. Основой является обмен информацией, взаимодействие зрительного, слухового и речевого анализаторов. В совокупности, опора на все эти анализаторы, дает значительный эффект в формировании креативных способностей [4, с. 85]. Базой письменной речи является устная речь, поэтому формирование речи невозможно без совершенствования устной речи, потому что услышанное усваивается на 10 %, увиденное на 20 %, услышанное и увиденное на 30 %, зафиксированное на письме на 50 %, при проговаривании на 70 %. Если правильно определить цели обучению креативному письму, то устная и письменная речь постепенно станет богаче и логичнее.

Понятие «креативность» в современных исследованиях многоаспектное. Это самостоятельное понятие, которое представляет собой систему, распространяющую на все сферы жизнедеятельности человека. Что мы имеем в виду, когда говорим о «креативном письме»? Креативное письмо – вид творческого письма, который порождает различные виды художественных текстов, жанров, такие как сочинение повествовательного характера, описательного, тексты-рассуждения. Обычно эти упражнения имеют игровую форму и выполняются в письменной форме. Под креативным письмом мы понимаем самостоятельные письменные работы, где обучающиеся выражают своё сугубо индивидуальное мнение, используя воображение, фантазию, личный опыт. В процессе работы над креативным письмом создаются работы, для которых характерна эмоциональность, оригинальность, смысловая завершённость. Процесс обучения креативному письму происходит во внеурочное время в несколько этапов: подготовка, работа над темой, разработка замысла и идеи и сама творческая работа. Методы, которые используются для развития креативных способностей: методы стимулирования обучения, индивидуальная самостоятельная работа, создание проблемной ситуации, ролевые игры, создание ситуации занимательности и успеха. Используя креативный вид письма, мы сохраняем важную информацию в письменном виде, делимся ею, создаём условия для самовыражения.

Материалы и методы исследования

Темой нашего исследования выступило «Креативное письмо» как способ формирования коммуникативной компетенции у подростков с нарушениями слуха. Экспериментальное исследование проводилось на базе Государственного казённого общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальной (коррекционной) школы-интерната города Краснодара. Экспериментальная работа осуществлялась в соответствии с теоретической направленностью исследования. Целью работы стало подтверждение рабочей гипотезы, предполагающей, что методически выверенная и систематически проводимая работа по развитию речи письменной речи слабослышащих обучающихся с использованием технологии креативного письма будет способствовать формированию языковой и коммуникативной компетенции. Эксперимент проводился в течение учебного года, в исследовании приняли участие слабослышащие обучающиеся в количестве восьми человек (четыре девочки и четыре мальчика). Предварительно была изучена специальная литература по психологии личности детей с нарушениями слуха, их особенности мышления; научные труды по дефектологии, изучена общефилософская и историческая литература; методика преподавания русского языка в общеобразовательных и коррекционных школах для глухих и слабослышащих обучающихся; изучены работы иностранных авторов Джоя Пола Гилфорда и Филипа Эварта Вернона, касающиеся исследований познавательной сферы детей с нарушениями слуха.

Для оценки уровня речевого и интеллектуального развития была использована методика В.П. Глухова, для определения уровня развития творческого мышления методика С. Медника, разработанная Т.В. Галкиной и Л.Г. Алексеевой, и методика креативных способностей Д. Джонсона, адаптированная Е.Е. Туник. Эти методики были в свою очередь также адаптированы с учетом индивидуальных особенностей слабослышащих обучающихся. В качестве основных показателей сформированности креативности обучающихся были выбраны:

1) продуктивность как способность порождать большое количество разнообразных идей;

2) гибкость как способность выдвигать различные варианты идей и способность применять их в практической деятельности;

3) оригинальность как способность продуцировать новые, нестандартные идеи.

Результаты исследования и их обсуждение

Качественный анализ работ испытуемых, наблюдение за процессом их деятельности в ходе эксперимента, а также результаты математической обработки данных позволили прийти к выводу, что разработанные приемы и упражнения не только способствуют развитию креативного письма, но и помогают повысить мотивацию к изучению русского языка как предмета, развивают письменную и устную речь слабослышащих обучающихся. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что система тренировочных упражнений по развитию речи повысила уровень речевого развития слабослышащих обучающихся. Учащиеся с III степенью тугоухости показали хорошие результаты в овладении технологии креативного письма, а у слабослышащих обучающихся с IV степенью (пограничной с глухотой) происходит замедленный темп развития устной и письменной речи. Сравнивая результаты входящей и итоговой диагностики креативности при использовании технологии креативного письма можно сделать выводы, что обучающиеся, у которых речь была сформирована в пределах нормы, показали хорошие результаты, а обучающиеся, у которых понимание речи было затруднено, показали средние результаты.

Творческая деятельность во внеурочное время подчинена единой системе индивидуальных заданий, которая включает индивидуальную образовательную траекторию, через которую и происходит развитие креативных способностей. С этой целью и внедряются в практику новые, более эффективные виды технологий. Одна из них носит название «технология креативного письма». Эта технология стимулирует познавательную деятельность участников образовательного процесса, вовлекает каждого обучающегося в учебный творческий процесс. Создаёт стимулы мыслительной и поведенческой активности. Методы, используемые в технологии креативного письма, направлены на развитие творческого мышления, совершенствование письменной и устной речи, на формирование коммуникативной компетенции. Креативное письмо становится доступным способом коммуникации у обучающихся с нарушениями слуха.

В федеральных государственных стандартах основного общего образования большая роль отводится развитию речи, в том числе в устных и письменных формах. Цели начального общего образования (далее НОО) – учить ученика учиться; основного общего образования (далее ООО) – учить ученика в общении. В программе основного общего образования, несомненно, нашёл отражение принцип начального общего образования, который предусматривает развитие в перспективе индивидуальных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий. В специальных (коррекционных) учреждениях для глухих и слабослышащих обучающихся мы учим ученика в общении, развиваем их коммуникативные компетенции, продолжаем формировать умения учиться [5].

Какие же методы использовались в работе факультативного курса «Креативное письмо»? В особую группу можно отнести методы стимулирования креативности:

– метод «шести разноцветных шляп», используя этот метод ролевой игры, учим слабослышащих обучающихся находить нестандартные решения;

– метод «ассоциирования» помогает тренировать память;

– метод «шести чувств» развивает воображение;

– метод «кластеров» учит систематизировать учебный материал;

– метод «личный дневник» формирует навыки эффективного общения, развивает письменную речь;

– метод эвристического «вживания» даёт возможность писать нестандартные письменные работы на свободные темы [6].

В особую группу можно отнести сочинения – рассказы о своих увлечениях и занятиях, рассказы-описания, рассказы на свободные темы. Языковые лингвистические игры: шарады, кроссворды, лингвистические задачки, игры логогрифы, ребусы и т.д. Речевые игры, проводимые по внеурочное время, повышают интерес к материалу, дают возможность дополнительно попрактиковаться в оперировании грамматическими понятиями, помогают их осознанию. Обучающиеся с различными нарушениями слуха, под руководством учителя, погружены в непрерывную диалоговую среду, поэтому креативное письмо имеет большой образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Креативное письмо становится эффективным инновационным способом общения.

Выводы

Проведенное исследование показало, что после реализации факультативного курса «Креативное письмо» была обнаружена положительная динамика в качестве выполнения письменных творческих работ у учащихся класса и в формировании устной и письменной речи слабослышащих обучающихся. При первичном обследовании детей с высоким уровнем развития связной монологической и письменной речи не было выявлено, средний уровень наблюдался у двух учеников, уровень ниже среднего – у четырех обучающихся, низкий уровень был у двух обучающихся. На этапе формирующего эксперимента высокий результат показали два ученика, хороший – четыре, средний уровень – два ученика. Результаты исследования факультативного курса в учебно-воспитательном процессе можно признать эффективными. Используя технологию креативного письма, обучающиеся создали самостоятельные письменные работы, где выражали свое сугубо индивидуальное мнение, использовали воображение, фантазию, личный опыт. В процессе работы над креативным письмом слабослышащие обучающиеся писали письменные работы, для которых были характерны эмоциональность, оригинальность, смысловая завершенность. По результатам экспериментального исследования были сделаны выводы, что разработанные приемы и упражнения не только способствовали развитию креативного письма, но и помогли повысить мотивацию к изучению русского языка как предмета, способствовало развитию письменной речи у обучающихся с нарушениями слуха, накоплению словарного запаса. Практическая значимость проведенной работы состоит в том, что система тренировочных упражнений повысила уровень речевого развития: увеличился темп высказываний (речь стала более разборчивая, выразительная); увеличился объём активного словаря; в речи обучающихся появились сложные синтаксические конструкции. Гипотеза исследования, предполагающая, что методически выверенная и систематически проводимая работа с использованием технологии креативного письма способствует формированию языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции, доказана. Об эффективности использования данной методики свидетельствуют качество и уровень выполненных творческих работ, а также формирование коммуникативной компетенции как основы успешной социализации. Креативное письмо, по нашему мнению, должно стать необходимой частью школьной программы по русскому языку.


Библиографическая ссылка

Задорожняя Е.В., Трифонова Э.П. КРЕАТИВНОЕ ПИСЬМО КАК ДОСТУПНЫЙ СПОСОБ КОММУНИКАЦИИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 2. – С. 96-100;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37922 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674