Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DEVELOPMENT OF ECOSYSTEM CHARACTERISTICS OF SOCIO-ENTREPRENEURIAL EDUCATION

Shapovalov V.K. 1 Igropulo I.F. 1 Аrutyunyan M.M. 1 Minkina O.V. 1
1 North Caucasus Federal University
The article is devoted to the problem of the development of social and entrepreneurial education in a university in the context of the actualization of the «third mission» of universities. The authors present the results of an analysis of the development of ecosystem characteristics of socio-entrepreneurial education at the North Caucasus Federal University. The research interest in education in the field of social entrepreneurship is due to the implementation of the program for the transformation of the North Caucasus Federal University into a university center for innovative, technological and social development of the Stavropol Territory and the North Caucasus Federal District. The article presents the author’s definition of the ecosystem of socio-entrepreneurial education as an integrated set of structural and functional components (target, content, technological, environmental and subject). The interconnection and interaction between the components of the ecosystem of social and entrepreneurial education provides a common methodological framework for ensuring the continuity and continuity of the formation and development of entrepreneurial competencies of students and youth on the basis of a qualitatively new level of partnership between academic institutions, authorities, business structures, non-profit organizations in the region. Particular attention is paid to the principles of activity of the NKFU Social Entrepreneurship Incubator, which acts as a mechanism for developing the potential of the university educational space in the development and implementation of basic and additional educational programs for the formation of entrepreneurial competencies of youth and students. The authors summarize the results of the implementation of the educational program of the international summer school «Social Entrepreneurship in the North Caucasus» at SKFU, which is held annually with the support of foreign and domestic social partners. Three blocks of the educational program are considered: cognitive, design, competitive. Summarizing the results of the study, it was possible to provide a description of the main directions of the development of ecosystem characteristics of socio-entrepreneurial education: strategic orientation, integrity, openness, multifunctionality, which strengthen the position of the university as a scientific and innovative center for social transformation in the region.
social entrepreneurship
ecosystem of social entrepreneurship education
development
Incubator of social entrepreneurship
international summer school on social entrepreneurship

В настоящее время социальное предпринимательство как межнаучный феномен и активно развивающаяся общественная инициатива находится в центре экономических, социологических, психолого-педагогических исследований [1–3].

В современных междисциплинарных исследования социального предпринимательства на Северном Кавказе особое значение приобретает изучение широкого социокультурного контекста, механизмов его влияния на становление и развитие предпринимательства как ресурса успешного решения острых социально-экономических проблем в регионе [4].

Особая актуальность развития социального предпринимательства на Северном Кавказе обусловлена специфическими особенностями региона, к которым можно отнести: высокий уровень безработицы; деквалификацию рабочей силы; низкую профессиональную и социальную мобильность населения; отток талантливой молодежи из региона; низкий уровень образования, что увеличивает риск социального напряжения, рост ксенофобии и религиозного экстремизма [5].

Деятельность современных университетов в рамках так называемой «третьей миссии» [6] характеризуется все возрастающей активностью в социально-инновационном развитии регионов, в том числе на основе широкой поддержки предпринимательской активности молодежи и студентов, их вовлечения в основные и дополнительные образовательные программы по социальному предпринимательству.

Цель исследования заключается в выявлении и анализе основных направлений развития экосистемных характеристик социально-предпринимательского образования в Северо-Кавказском федеральном университете.

Материалы и методы исследования

Методологической основой исследования выступают ведущие идеи системно-деятельностного, экосистемного, аксиологического и компетентностного подходов, позволяющих рассматривать социально-предпринимательское образование как многомерное педагогическое явление. Решение исследовательских задач потребовало использования методов сравнительного анализа научной литературы по проблемам социального развития, социальных инноваций, развитию образования в области предпринимательской деятельности, а также сравнения и обобщения научно-теоретических результатов и эмпирического опыта.

Результаты исследования и их обсуждение

Среди ведущих характеристик «Университетов 3.0» исследователи особо выделяют открытость, предполагающую расширение социального партнерства вузов не только с образовательными и научными организациями, но и с бизнес-сообществом, органами власти и некоммерческим сектором [7]. Интенсификация интеграции университетов в региональную экономику и социальную сферу позволяет развивать предпринимательскую культуру как условие реализации социальных программ и инновационных проектов в регионе.

Программой трансформации Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) в университетский центр инновационного, технологического и социального развития Ставропольского края и Северо-Кавказского федерального округа предусмотрен комплекс мер организационно-управленческого и научно-методического характера по поддержке социального предпринимательства в регионе, включая становление и развитие экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования на Северном Кавказе в условиях глобальных и региональных вызовов.

Сравнительный анализ научной литературы [8–11] позволил нам сформулировать авторское определение экосистемы социально-предпринимательского образования как целостной совокупности структурно-функциональных компонентов (целевого, содержательного, технологического, средового и субъектного), взаимосвязь между которыми определяется целями формирования и непрерывного обновления компетенций субъектов социального предпринимательства на основе ценностей их горизонтально-сетевого взаимодействия в открытой образовательной среде в контексте опережающего социально-инновационного развития локального и глобального сообщества [12].

Понимая под развитием образовательных систем качественные изменения их существенных свойств, приводящих к повышению уровня целостности, организованности систем и появлению новых качеств, отсутствующих у отдельно взятых компонентов, можно заключить, что реализация идей экосистемного подхода позволяет университету перейти от эпизодических, разрозненных обучающих мероприятий по социальному предпринимательству к проектированию целостно развивающейся экосистемы социально предпринимательского образования.

Рассматривая цель экосистемы социально-предпринимательского образования как «…формирование и непрерывное обновление компетенций субъектов социально-предпринимательской деятельности для решения локальных и глобальных социальных проблем на основе инновационных подходов» [12], проведем анализ развития основных экосистемных характеристик социально предпринимательского образования в университете.

В Институте экономики и управления Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) успешно реализуется магистерская программа «Управление проектами и инновациями в сфере социального предпринимательства и некоммерческого сектора региона» (по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»). В Институте образования и социальных наук в учебный план магистерских программ по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» включена дисциплина «Социальное предпринимательство в образовании».

Реализация магистерских программ, посвященных различным аспектам социального предпринимательства, позволяет:

– формировать у магистрантов устойчивый интерес к социально-ориентированной предпринимательской деятельности;

– расширять представления магистрантов о социальном предпринимательстве как многомерном научном феномене и инновационной социальной практике;

– содействовать системному развитию предпринимательских компетенций магистрантов;

– развивать лидерский потенциал магистрантов, креативность, предприимчивость, инновационное мышление;

– укреплять имидж и деловую репутацию Северо-Кавказского федерального университета как ведущего научно-методического центра инновационно-предпринимательской деятельности в регионе.

С целью разработки и апробации эффективных механизмов интеграции науки, образования, социально-ориентированного бизнеса, органов власти в инновационном развитии социальной сферы региона в 2017 г. в СКФУ был создан Инкубатор социального предпринимательства как коммуникативно-экспертная и консультативно-образовательная площадка.

Инкубатор социального предпринимательства призван решить следующие организационно-управленческие и научно-методические задачи:

– анализ потенциала вузовского образовательного пространства в развитии экосистемы социально-предпринимательского образования;

– теоретико-методологическое обоснование принципов и современных научных подходов к проектированию социально-ориентированного предпринимательского образования в вузовской системе непрерывного образования;

– диагностика запросов социальных предпринимателей и представителей социально-ориентированных некоммерческих организаций СКФО в специализированных образовательных программах различной длительности и целевого назначения;

– разработка и реализация социально-предпринимательских образовательных программ для школьников, студентов СПО, вузов, общественных организаций и объединений, всех желающих;

– экспертиза и оценка социально-ориентированных проектов, выявление их предпринимательского потенциала;

– привлечение к разработке и экспертизе социально-ориентированных проектов действующих социальных предпринимателей, экспертов в правовых, маркетинговых, финансовых вопросах предпринимательской деятельности;

– менторское сопровождение перспективных социальных проектов предпринимательской направленности;

– комплексное консультативное сопровождение молодежных социальных предприятий;

– укрепление партнерских связей между субъектами социального предпринимательства СКФО;

– развитие межрегионального и международного сотрудничества в целях развития социального партнерства и социального предпринимательства.

Инкубатор социального предпринимательства является научно-методическим центром по разработке и реализации дополнительных образовательных программ по социальному предпринимательству для различных категорий слушателей: государственных и муниципальных служащих, начинающих и действующих социальных предпринимателей, преподавателей вузов и организаций СПО, представителей СО НКО, школьников и студентов. Интеграция в СКФУ основных и дополнительных образовательных программ по социальному предпринимательству позволяет развивать гражданские и предпринимательские инициативы студентов и молодежи как основу формирования активного сообщества социальных предпринимателей и становления экосистемы социально-предпринимательского образования в открытом образовательном пространстве региона с учетом этнокультурных особенностей республик Северного Кавказа.

Наиболее ярко экосистемные характеристики социально-предпринимательского образования в университете проявляются при проведении ежегодной международной летней школы «Социальное предпринимательство на Северном Кавказе», которая проходит в СКФУ в течение последних шести лет при поддержке Фонда «Наше будущее», Центра социальных инвестиций Гейдельбергского университета, Ассоциации МитОст, Благотворительного фонда БМВ, Центра поддержки сетевых инициатив с участием студентов и молодых предпринимателей из всех республик Северного Кавказа.

Образовательная программа международной летней школы «Социальное предпринимательство на Северном Кавказе» проектируется и реализуется на основе следующих принципов:

– ценностно-ориентированный характер, ориентация на ценности социального служения и преобразования;

– междисциплинарный подход к социальному предпринимательству как многомерному и многоаспектному научно-практическому феномену;

– включенность социального предпринимательства в этнокультурный региональный контекст;

– деятельностный подход к овладению новым предметным и социальным опытом;

– открытый и доверительный характер общения, личностно-развивающее взаимодействие между всеми участниками летней школы.

Реализация образовательной программы международной летней школы «Социальное предпринимательство на Северном Кавказе» предполагает цикл интерактивных лекций, семинаров, тренингов, мастер-классов зарубежных и отечественных экспертов, тренеров, менторов из числа действующих социальных предпринимателей. С точки зрения структуры и содержания образовательная программа, как правило, включает три основных блока: познавательный, проектный, конкурсный.

В рамках познавательного блока решаются задачи ценностно-мотивационного характера: формирование глубокого интереса участников школы к социальному предпринимательству; к истории и современному уровню его развития в России и зарубежных странах; стимулирование молодежи Северного Кавказа к личностно-профессиональной самореализации через активное включение в социально-предпринимательскую деятельность; мотивация углубленного освоения системы предметных знаний по созданию и развитию успешных социальных предприятий. Выбор образовательных технологий в рамках познавательного блока обусловлен принципами интеграции командной работы, экспертной поддержки и индивидуального наставничества на всех этапах социально-ориентированной предпринимательской деятельности.

Проектный блок летней школы предполагает активное включение участников в разработку проектов создания социального предприятия с учетом потребностей и запросов целевой аудитории, выявления и анализа социально значимых социальных проблем в регионе, обоснования бизнес-модели проекта. Использование технологии «обучение через действие» (learning-by-doing) позволяет вовлечь всех участников летней школы в разработку реальных командных проектов от замысла социально-предпринимательского проекта до планирования успешного достижения социального и экономического эффекта от его реализации. Использование интерактивных форм взаимодействия показывает участникам летней школы возможности коммуникаций как ресурса социальных преобразований, создает условия для развития компетенций сотрудничества и взаимодействия проектной команды при разработке и реализации социально-предпринимательских проектов.

Конкурсный блок летней школы включает в себя публичную защиту перед экспертами разработанных проектов, обоснование их актуальности, социальной значимости, возможности масштабирования и финансовой устойчивости. Обмен лучшими социальными практиками, их экспертная оценка и определение точек роста способствуют формированию регионального сообщества социальных предпринимателей как ресурса опережающего развития социальных инноваций в регионе.

Заключение

Анализ накопленного в университете опыта позволяет заключить, что экосистема социально-предпринимательского образования находится в стадии своего развития, качественного изменения механизмов взаимодействия между ее целевым, содержательным, технологическим, средовым и субъектным компонентами.

К основным направлениям развития экосистемных характеристик социально-предпринимательского образования в университете можно отнести:

– стратегическую направленность цели социально-предпринимательского образования: выявление механизмов влияния основных и дополнительных образовательных программ социально-предпринимательской направленности на успешное выполнение социальной миссии университета, повышение его привлекательности и конкурентоспособности в российском и международном образовательном пространстве; ориентация основных и дополнительных образовательных программ социально-предпринимательской направленности на опережающие социальные преобразования в регионе; институционализация системы социальных и культурных норм, содействующих развитию и поддержке социального предпринимательства как фактора самозанятости молодежи, ее вовлечения в инновационные социально-образовательные практики и, как следствие, снижения социальной напряженности и профилактики молодежного экстремизма на Северном Кавказе;

– целостность социально-предпринимательского образования: усиление системной интеграции целевого, содержательного, технологического, средового и субъектного компонентов социально-предпринимательского образования; расширение социального партнерства и горизонтально-сетевого взаимодействия образовательных организаций, бизнеса, органов власти и социально-ориентированных некоммерческих организаций, обеспечивающих диверсификацию образовательных ресурсов и образовательных возможностей по формированию и развитию социально-предпринимательских компетенций молодежи и студентов;

– открытость экосистемы социально-предпринимательского образования: укрепление взаимосвязи субъектов социально-предпринимательского образования в вузе с внешней социокультурной средой, активное вовлечение действующих социальных предпринимателей в развитие локального предпринимательского сообщества на основе ценностей общественного блага с учетом динамичных социальных изменений в широком региональном и глобальном контексте;

– пофункциональность экосистемы социально-предпринимательского образования: содержательное и методическое обогащение обучающей, мотивационной, ценностно-ориентационной, экспертно-консультативной, коммуникативной функций экосистемы социально-предпринимательского образования.

Развитие экосистемных характеристик социально-предпринимательского образования обеспечивает преемственность образовательных программ в системе формального и неформального образования, акцент на формировании прикладных предпринимательских компетенций студентов, установление нового стиля взаимодействия вуза с социальными партнерами на основе доверия, обмена ресурсами, ценностно-смыслового согласования идей и подходов к инновационному развитию региона.

Работа выполнена в рамках проекта РФФИ 19-013-00551 «Этнокультурные детерминанты становления и развития экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования на Северном Кавказе в условиях глобальных и региональных вызовов».