Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ ЭКОСИСТЕМНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шаповалов В.К. 1 Игропуло И.Ф. 1 Арутюнян М.М. 1 Минкина О.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Статья посвящена проблеме развития социально-предпринимательского образования в вузе в условиях актуализации «третьей миссии» университетов. Авторы представляют результаты анализа развития экосистемных характеристик социально-предпринимательского образования в Северо-Кавказском федеральном университете. Исследовательский интерес к образованию в области социального предпринимательства обусловлен реализацией программы трансформации Северо-Кавказского федерального университета в университетский центр инновационного, технологического и социального развития Ставропольского края и Северо-Кавказского федерального округа. В статье представлено авторское определение экосистемы социально-предпринимательского образования как целостной совокупности структурно-функциональных компонентов (целевого, содержательного, технологического, средового и субъектного). Взаимосвязь и взаимодействие между компонентами экосистемы социально-предпринимательского образования обеспечивают общую методологическую рамку обеспечения преемственности и непрерывности формирования и развития предпринимательских компетенций студентов и молодежи на основе качественно нового уровня партнерских отношений академических институтов, органов власти, бизнес-структур, некоммерческих организаций региона. Особое внимание уделено принципам деятельности Инкубатора социального предпринимательства СКФУ, который выступает механизмом развития потенциала вузовского образовательного пространства в разработке и реализации основных и дополнительных образовательных программ по формированию предпринимательских компетенций молодежи и студентов. Авторы обобщают результаты реализации в СКФУ образовательной программы международной летней школы «Социальное предпринимательство на Северном Кавказе», которая проводится ежегодно при поддержке зарубежных и отечественных социальных партнеров. Рассмотрены три блока образовательной программы: познавательный, проектный, конкурсный. Обобщение результатов исследования позволило представить описание основных направлений развития экосистемных характеристик социально-предпринимательского образования: стратегическая направленность, целостность, открытость, полифункциональность, обеспечивающих укрепление позиции университета как научно-инновационного центра социальных преобразований в регионе.
социальное предпринимательство
экосистема социально-предпринимательского образования
развитие
инкубатор социального предпринимательства
международная летняя школа по социальному предпринимательству
1. Бородина А.В., Шецак О.В. Социальное предпринимательство в России: отечественные и зарубежные трактовки феномена, структура поддержки и образовательные практики // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политика. Международные отношения. 2017. Т. 1. Вып. 4. С. 409–418.
2. Ветрова Е.А. Социальное предпринимательство как фактор социально-экономического развития общества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 1 (141). С. 1–5.
3. Шаповалов В.К., Игропуло И.Ф., Арутюнян М.М. Педагогические условия обучения социальному предпринимательству в структуре магистерской подготовки педагогов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018. № 3 (66). С. 183–191.
4. Бирюков В.В., Романенко Е.В. Контекстуализация теории предпринимательства // Вестник СибАДИ. 2016. Вып. 2 9480. С. 154–158.
5. Гарунова Н.Н. Социальные проблемы как одна из причин радикализации молодежи на Северном Кавказе // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 22 (351). Вып. 61. С. 132–136.
6. Головко Н.В., Зиневич О.В., Рузанкина Е.А. Третья миссия университета и модель мгогопользовательского управления для регионального развития // Сравнительная политика. 2018. № 9 (1). С. 5–17.
7. Барков А.В., Гришина Я.С. «Университет 3.0»: правовая модель участия вуза в инновационном предпринимательстве // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3. С. 5–15.
8. Ливенцова Е.Ю., Малкова И.Ю. Развитие социально-предпринимательской компетентности обучающихся в образовательном пространстве университета // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 425. С. 187–190.
9. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Самерханова Э.К., Фильченкова И.Ф., Демидова Н.Н. Проектирование нового дизайна образовательной экосистемы вуза в контексте модернизации отечественного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. С. 52–63.
10. Кускин У. Картирование новой экосистемы образования// Вопросы образования. 2018. № 4. С. 10–20.
11. Шубенкова Е.В., Войкина Е.А., Куксова О.Д. Российский опыт реализации образовательных программ в сфере социального предпринимательства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 5 (69). С. 165–168.
12. Игропуло И.Ф., Шаповалов В.К., Арутюнян М.М., Минкина О.В. Педагогические характеристики экосистемы социально-предпринимательского образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 3 (72). С. 140–149.

В настоящее время социальное предпринимательство как межнаучный феномен и активно развивающаяся общественная инициатива находится в центре экономических, социологических, психолого-педагогических исследований [1–3].

В современных междисциплинарных исследования социального предпринимательства на Северном Кавказе особое значение приобретает изучение широкого социокультурного контекста, механизмов его влияния на становление и развитие предпринимательства как ресурса успешного решения острых социально-экономических проблем в регионе [4].

Особая актуальность развития социального предпринимательства на Северном Кавказе обусловлена специфическими особенностями региона, к которым можно отнести: высокий уровень безработицы; деквалификацию рабочей силы; низкую профессиональную и социальную мобильность населения; отток талантливой молодежи из региона; низкий уровень образования, что увеличивает риск социального напряжения, рост ксенофобии и религиозного экстремизма [5].

Деятельность современных университетов в рамках так называемой «третьей миссии» [6] характеризуется все возрастающей активностью в социально-инновационном развитии регионов, в том числе на основе широкой поддержки предпринимательской активности молодежи и студентов, их вовлечения в основные и дополнительные образовательные программы по социальному предпринимательству.

Цель исследования заключается в выявлении и анализе основных направлений развития экосистемных характеристик социально-предпринимательского образования в Северо-Кавказском федеральном университете.

Материалы и методы исследования

Методологической основой исследования выступают ведущие идеи системно-деятельностного, экосистемного, аксиологического и компетентностного подходов, позволяющих рассматривать социально-предпринимательское образование как многомерное педагогическое явление. Решение исследовательских задач потребовало использования методов сравнительного анализа научной литературы по проблемам социального развития, социальных инноваций, развитию образования в области предпринимательской деятельности, а также сравнения и обобщения научно-теоретических результатов и эмпирического опыта.

Результаты исследования и их обсуждение

Среди ведущих характеристик «Университетов 3.0» исследователи особо выделяют открытость, предполагающую расширение социального партнерства вузов не только с образовательными и научными организациями, но и с бизнес-сообществом, органами власти и некоммерческим сектором [7]. Интенсификация интеграции университетов в региональную экономику и социальную сферу позволяет развивать предпринимательскую культуру как условие реализации социальных программ и инновационных проектов в регионе.

Программой трансформации Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) в университетский центр инновационного, технологического и социального развития Ставропольского края и Северо-Кавказского федерального округа предусмотрен комплекс мер организационно-управленческого и научно-методического характера по поддержке социального предпринимательства в регионе, включая становление и развитие экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования на Северном Кавказе в условиях глобальных и региональных вызовов.

Сравнительный анализ научной литературы [8–11] позволил нам сформулировать авторское определение экосистемы социально-предпринимательского образования как целостной совокупности структурно-функциональных компонентов (целевого, содержательного, технологического, средового и субъектного), взаимосвязь между которыми определяется целями формирования и непрерывного обновления компетенций субъектов социального предпринимательства на основе ценностей их горизонтально-сетевого взаимодействия в открытой образовательной среде в контексте опережающего социально-инновационного развития локального и глобального сообщества [12].

Понимая под развитием образовательных систем качественные изменения их существенных свойств, приводящих к повышению уровня целостности, организованности систем и появлению новых качеств, отсутствующих у отдельно взятых компонентов, можно заключить, что реализация идей экосистемного подхода позволяет университету перейти от эпизодических, разрозненных обучающих мероприятий по социальному предпринимательству к проектированию целостно развивающейся экосистемы социально предпринимательского образования.

Рассматривая цель экосистемы социально-предпринимательского образования как «…формирование и непрерывное обновление компетенций субъектов социально-предпринимательской деятельности для решения локальных и глобальных социальных проблем на основе инновационных подходов» [12], проведем анализ развития основных экосистемных характеристик социально предпринимательского образования в университете.

В Институте экономики и управления Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) успешно реализуется магистерская программа «Управление проектами и инновациями в сфере социального предпринимательства и некоммерческого сектора региона» (по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»). В Институте образования и социальных наук в учебный план магистерских программ по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» включена дисциплина «Социальное предпринимательство в образовании».

Реализация магистерских программ, посвященных различным аспектам социального предпринимательства, позволяет:

– формировать у магистрантов устойчивый интерес к социально-ориентированной предпринимательской деятельности;

– расширять представления магистрантов о социальном предпринимательстве как многомерном научном феномене и инновационной социальной практике;

– содействовать системному развитию предпринимательских компетенций магистрантов;

– развивать лидерский потенциал магистрантов, креативность, предприимчивость, инновационное мышление;

– укреплять имидж и деловую репутацию Северо-Кавказского федерального университета как ведущего научно-методического центра инновационно-предпринимательской деятельности в регионе.

С целью разработки и апробации эффективных механизмов интеграции науки, образования, социально-ориентированного бизнеса, органов власти в инновационном развитии социальной сферы региона в 2017 г. в СКФУ был создан Инкубатор социального предпринимательства как коммуникативно-экспертная и консультативно-образовательная площадка.

Инкубатор социального предпринимательства призван решить следующие организационно-управленческие и научно-методические задачи:

– анализ потенциала вузовского образовательного пространства в развитии экосистемы социально-предпринимательского образования;

– теоретико-методологическое обоснование принципов и современных научных подходов к проектированию социально-ориентированного предпринимательского образования в вузовской системе непрерывного образования;

– диагностика запросов социальных предпринимателей и представителей социально-ориентированных некоммерческих организаций СКФО в специализированных образовательных программах различной длительности и целевого назначения;

– разработка и реализация социально-предпринимательских образовательных программ для школьников, студентов СПО, вузов, общественных организаций и объединений, всех желающих;

– экспертиза и оценка социально-ориентированных проектов, выявление их предпринимательского потенциала;

– привлечение к разработке и экспертизе социально-ориентированных проектов действующих социальных предпринимателей, экспертов в правовых, маркетинговых, финансовых вопросах предпринимательской деятельности;

– менторское сопровождение перспективных социальных проектов предпринимательской направленности;

– комплексное консультативное сопровождение молодежных социальных предприятий;

– укрепление партнерских связей между субъектами социального предпринимательства СКФО;

– развитие межрегионального и международного сотрудничества в целях развития социального партнерства и социального предпринимательства.

Инкубатор социального предпринимательства является научно-методическим центром по разработке и реализации дополнительных образовательных программ по социальному предпринимательству для различных категорий слушателей: государственных и муниципальных служащих, начинающих и действующих социальных предпринимателей, преподавателей вузов и организаций СПО, представителей СО НКО, школьников и студентов. Интеграция в СКФУ основных и дополнительных образовательных программ по социальному предпринимательству позволяет развивать гражданские и предпринимательские инициативы студентов и молодежи как основу формирования активного сообщества социальных предпринимателей и становления экосистемы социально-предпринимательского образования в открытом образовательном пространстве региона с учетом этнокультурных особенностей республик Северного Кавказа.

Наиболее ярко экосистемные характеристики социально-предпринимательского образования в университете проявляются при проведении ежегодной международной летней школы «Социальное предпринимательство на Северном Кавказе», которая проходит в СКФУ в течение последних шести лет при поддержке Фонда «Наше будущее», Центра социальных инвестиций Гейдельбергского университета, Ассоциации МитОст, Благотворительного фонда БМВ, Центра поддержки сетевых инициатив с участием студентов и молодых предпринимателей из всех республик Северного Кавказа.

Образовательная программа международной летней школы «Социальное предпринимательство на Северном Кавказе» проектируется и реализуется на основе следующих принципов:

– ценностно-ориентированный характер, ориентация на ценности социального служения и преобразования;

– междисциплинарный подход к социальному предпринимательству как многомерному и многоаспектному научно-практическому феномену;

– включенность социального предпринимательства в этнокультурный региональный контекст;

– деятельностный подход к овладению новым предметным и социальным опытом;

– открытый и доверительный характер общения, личностно-развивающее взаимодействие между всеми участниками летней школы.

Реализация образовательной программы международной летней школы «Социальное предпринимательство на Северном Кавказе» предполагает цикл интерактивных лекций, семинаров, тренингов, мастер-классов зарубежных и отечественных экспертов, тренеров, менторов из числа действующих социальных предпринимателей. С точки зрения структуры и содержания образовательная программа, как правило, включает три основных блока: познавательный, проектный, конкурсный.

В рамках познавательного блока решаются задачи ценностно-мотивационного характера: формирование глубокого интереса участников школы к социальному предпринимательству; к истории и современному уровню его развития в России и зарубежных странах; стимулирование молодежи Северного Кавказа к личностно-профессиональной самореализации через активное включение в социально-предпринимательскую деятельность; мотивация углубленного освоения системы предметных знаний по созданию и развитию успешных социальных предприятий. Выбор образовательных технологий в рамках познавательного блока обусловлен принципами интеграции командной работы, экспертной поддержки и индивидуального наставничества на всех этапах социально-ориентированной предпринимательской деятельности.

Проектный блок летней школы предполагает активное включение участников в разработку проектов создания социального предприятия с учетом потребностей и запросов целевой аудитории, выявления и анализа социально значимых социальных проблем в регионе, обоснования бизнес-модели проекта. Использование технологии «обучение через действие» (learning-by-doing) позволяет вовлечь всех участников летней школы в разработку реальных командных проектов от замысла социально-предпринимательского проекта до планирования успешного достижения социального и экономического эффекта от его реализации. Использование интерактивных форм взаимодействия показывает участникам летней школы возможности коммуникаций как ресурса социальных преобразований, создает условия для развития компетенций сотрудничества и взаимодействия проектной команды при разработке и реализации социально-предпринимательских проектов.

Конкурсный блок летней школы включает в себя публичную защиту перед экспертами разработанных проектов, обоснование их актуальности, социальной значимости, возможности масштабирования и финансовой устойчивости. Обмен лучшими социальными практиками, их экспертная оценка и определение точек роста способствуют формированию регионального сообщества социальных предпринимателей как ресурса опережающего развития социальных инноваций в регионе.

Заключение

Анализ накопленного в университете опыта позволяет заключить, что экосистема социально-предпринимательского образования находится в стадии своего развития, качественного изменения механизмов взаимодействия между ее целевым, содержательным, технологическим, средовым и субъектным компонентами.

К основным направлениям развития экосистемных характеристик социально-предпринимательского образования в университете можно отнести:

– стратегическую направленность цели социально-предпринимательского образования: выявление механизмов влияния основных и дополнительных образовательных программ социально-предпринимательской направленности на успешное выполнение социальной миссии университета, повышение его привлекательности и конкурентоспособности в российском и международном образовательном пространстве; ориентация основных и дополнительных образовательных программ социально-предпринимательской направленности на опережающие социальные преобразования в регионе; институционализация системы социальных и культурных норм, содействующих развитию и поддержке социального предпринимательства как фактора самозанятости молодежи, ее вовлечения в инновационные социально-образовательные практики и, как следствие, снижения социальной напряженности и профилактики молодежного экстремизма на Северном Кавказе;

– целостность социально-предпринимательского образования: усиление системной интеграции целевого, содержательного, технологического, средового и субъектного компонентов социально-предпринимательского образования; расширение социального партнерства и горизонтально-сетевого взаимодействия образовательных организаций, бизнеса, органов власти и социально-ориентированных некоммерческих организаций, обеспечивающих диверсификацию образовательных ресурсов и образовательных возможностей по формированию и развитию социально-предпринимательских компетенций молодежи и студентов;

– открытость экосистемы социально-предпринимательского образования: укрепление взаимосвязи субъектов социально-предпринимательского образования в вузе с внешней социокультурной средой, активное вовлечение действующих социальных предпринимателей в развитие локального предпринимательского сообщества на основе ценностей общественного блага с учетом динамичных социальных изменений в широком региональном и глобальном контексте;

– пофункциональность экосистемы социально-предпринимательского образования: содержательное и методическое обогащение обучающей, мотивационной, ценностно-ориентационной, экспертно-консультативной, коммуникативной функций экосистемы социально-предпринимательского образования.

Развитие экосистемных характеристик социально-предпринимательского образования обеспечивает преемственность образовательных программ в системе формального и неформального образования, акцент на формировании прикладных предпринимательских компетенций студентов, установление нового стиля взаимодействия вуза с социальными партнерами на основе доверия, обмена ресурсами, ценностно-смыслового согласования идей и подходов к инновационному развитию региона.

Работа выполнена в рамках проекта РФФИ 19-013-00551 «Этнокультурные детерминанты становления и развития экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования на Северном Кавказе в условиях глобальных и региональных вызовов».


Библиографическая ссылка

Шаповалов В.К., Игропуло И.Ф., Арутюнян М.М., Минкина О.В. РАЗВИТИЕ ЭКОСИСТЕМНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 11-1. – С. 210-214;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37793 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674