К одному из основных направлений развития педагогических теорий в современных условиях относится проблема подготовки творчески активного, профессионально-компетентного специалиста, способного эффективно решать сложные многоплановые задачи в профессиональной деятельности. Это связано с ростом требований к уровню и качеству процесса его подготовки (процесса обучения), что особенно важно в условиях реформ системы образования России [1].
Сегодня на этапе совершенствования системы современного образования (среднее специальное, высшее) отсутствует установленная процедура, определяющая порядок и общий подход к организации диагностики и оценки сформированности интегральной характеристики процесса и результата образования. Обмен опытом организации и проведения занятий, диагностики уровня сформированности компетенций [2].
Результаты исследования и их обсуждение
Отсутствие единого оценивающего комплекса подчеркивает сложность объективной оценки (сбор, обработка, хранение и отображение информации) качества подготовки дипломированного специалиста [3].
Под системой сбора, обработки, оценки, хранения информации об уровне сформированности компетенций обучающихся будем понимать мониторинг формирования компетенций в процессе всего обучения.
Задачи объективной оценки качества подготовки специалиста, которые будут проявляться в следующем:
– разработка видов, методов, форм контроля обучения, критериев оценки;
– разработка методик проверки проведения учебных занятий;
– определение количества уровней сформированности компетенций;
– разработка комплекса необходимых мероприятий по обеспечению непрерывной деятельности инженерных и вспомогательных систем сбора, обработки, хранения и отображения состояния и динамики формирования компетенций;
– разработка методического обеспечения;
– проведение необходимой коррекции на каждом этапе контроля и диагностики выработкой рекомендаций по улучшению качества подготовки специалиста [4].
Проведение занятия состоит в основном из следующих этапов:
– организация занятия;
– вступительная часть занятия;
– основная часть занятия;
– заключительная часть и подведение итогов занятия.
При контроле организации занятия проверяются:
– полнота и качество план-конспекта (плана занятия);
– соответствие темы, содержания, целевых установок и замысла занятия;
– наличие и состояние технических средств обучения, учебных наглядных пособий, методических разработок;
– подготовка помощников руководителя и взаимодействие руководителя с ними;
– подготовка учебных мест;
– поддержание порядка в ходе занятия.
При проведении вводной части занятия оценивается:
– выполнение процедуры приема подразделения для занятия (прием рапорта, проверка наличия и внешнего вида личного состава, наличие у обучаемых конспектов, необходимой литературы, экипировки, проверка наличия и осмотр оружия и т.д.);
– проверка готовности личного состава по предыдущей или настоящей теме. При этом учитывается постановка и полнота вопросов, методика опроса, выставление оценок, подведение итогов опроса;
– объявление темы, учебных вопросов, целей и порядка проведения занятия;
– объявление (инструктаж) по правилам и мерам безопасности (по необходимости);
– вступительное слово (структура, содержание, степень мотивации обучаемых к изучению учебного материала);
– развод по учебным местам (если это предполагается замыслом занятия).
При проведении основной части занятия оценивается:
– форма проведения (активная, интерактивная и др.);
– качество, полнота и уровень изложения учебного материала;
– умение системно и доказательно излагать учебный материал, логичность;
– связь с решаемыми подразделениями задачами и предшествующими темами;
– реализация и степень достижения на занятии основных принципов обучения;
– использование технических средств обучения, наглядных пособий и др.;
– степень владения руководителем учебным материалом, привязанность к план-конспекту;
– поведение руководителя на занятии;
– техника речи, голосовые данные, терминология;
– простота, доходчивость, эмоциональность;
– контакт с обучаемыми;
– степень активизации познавательной деятельности обучаемых в ходе занятия, применение активных методов обучения;
– выполнение плана занятия по объему и времени;
– выполнение требований общевоинских уставов на занятии, организованность;
– требовательность и настойчивость руководителя;
– степень достижения поставленных учебных и воспитательных целей;
– соблюдение правил и мер безопасности в ходе занятия.
При проведении заключительной части занятия оценивается:
– структура заключительной части;
– полнота и качество подведения итогов, правильность определения степени достижения целевых установок занятия;
– правильное определение частных и общих ошибок и недостатков;
– полнота и объективность оценок обучаемых;
– выделение хорошо и слабо подготовленных обучаемых;
– полнота, обоснованность и качество задания на самостоятельную подготовку;
– полнота и качество ответов на вопросы обучаемых;
– завершение занятия.
Характеристики мониторинга формирования компетенций:
– анализирующая, основанная на определении уровней освоения знаний способствующая формирование компетенций;
– прогнозирующая, связана с последующими выводами в определении основных тенденций уровня сформированности компетенций и составлении прогноза на перспективу;
– нормализующая функция, связана с процедурой коррекции;
– функция стимуляции.
Отсутствие единого оценочного комплекса затрудняет объективно оценить сформированность компетенций обучаемых.
Формирование компетенций обучаемых заключается в основном:
– требования к квалификации заказчика оценочных средств и экспертов проведения контроля;
– паспорт компетенций и методическое сопровождение оценивания компетенции на различных этапах подготовки;
– структура портфолио и обеспечение доступности статистической информации пользователям (обучаемым, преподавателям, администрации, заказчикам и др.;
– наборы показателей и критериев оценки уровней формирования компетенции и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля;
– рекомендации по обновлению фонда оценочных средств (периодичность, степень обновления, изменения процедури др.);
– рекомендации по интерпретации результатов оценивания и методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов со студентами, рекомендации по накоплению оценок и их использованию в портфолио студента и др.
Условия организации мониторинга формирования компетенций:
– периодичность проведения оценки уровня сформированности компетенций от обучающегося, приступающего к освоению программы, до выпускника вуза на каждом этапе обучения и по мере завершения изучения учебной дисциплины или профессионального модуля;
– соблюдение последовательности проведения оценки: в модели компетенций предусматривается, чтобы развитие компетенций осуществлялось по возрастанию их уровней, а оценочные средства на каждом этапе учитывают это возрастание;
– многоступенчатость: оценка, самооценка обучающегося, обсуждение результатов и комплекс мер по устранению недостатков;
– единство используемой технологии (заполнение оценочных листов, собеседование, определение направлений развития) для всех обучаемых, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.
Мониторинг сформированности компетенций можно разделить на входной, текущий (рубежный) и итоговый контроль [5]. Методы мониторинга представлены на рисунке.
Уровень подготовки у субъекта (специалиста) оценивается наличием и качеством: приобретенных знаний и умений, а также сформированных навыков и компетенций.
Для объективного определения уровня результатов (высокий, средний, ниже среднего, низкий) образовательных достижений субъекта (специалиста) вырабатываются различные критерии оценки, отраженные в рабочей программе учебной дисциплины (профессионального модуля).
Входной контроль направлен на определение оценки уровня знаний обучаемых (уровень подготовки) с последующей разработкой программ обучения, этапов формирования компетенций, ситуационных задач, методов и форм обучения, программ практик. Входной контроль может быть организован в виде экзамена, тестирования, практических задач, наблюдения, опросов и др. [6].
Текущий (рубежный) контроль сформированности компетенций (наблюдение, тестирование, кейс-измерители, экспликация, и др.) организуется с целью определения условий, влияющих на качество подготовки обучающихся, и определения возможностей для коррекции [7].
Итоговый контроль (ситуационные задачи, кейс-измерители, портфолио) предназначен для определения соответствия уровня сформированности компетенций обучающихся требованиям заказчика [8].
Методы мониторинга сформированности компетенций
В целях получения объективной оценки сформированных компетенций необходимо определить уровни сформированности компетенций. Компетенция полностью сформирована – соответствует общему высокому уровню подготовки. Компетенция частично сформирована – соответствует общим среднему и ниже среднего уровням подготовки. Компетенция не сформирована – соответствует общему низкому уровню подготовки.
Компетенция может быть оценена, пройдя полный цикл формирования, который включает в себя освоение дисциплин и (или) профессионального модуля, а также прохождение практик. Оценивается компетенция на промежуточной аттестации, по результатам решения компетентностно-ориентированного комплексного задания.
По результатам анализа уровня сформированности компетенций студентов определяются корректирующие мероприятия содержания и качества образовательной деятельности.
Интерпретация результатов мониторинга производится в терминах степени достижения целей программы учебной дисциплины или профессионального модуля путем сравнения зафиксированного состояния с запланированным.
Сбор и анализ информации по результатам мониторинга может осуществляться преподавателями, представителями выпускающей кафедры вуза, а также внешними экспертами. По результатам анализа уровня сформированности компетенций определяются корректирующие мероприятия содержания и качества образовательной деятельности [9].
Выводы
Информация по результатам мониторинга сформированности компетенций собирается, структурируется, анализируется и хранится на каждом уровне, но никак не отражается в документе государственного образца – дипломе. Отсутствует единая модель (паспорт) профессиональных компетенций по специальностям. Если раньше «знать, уметь, владеть» задавалось федеральными стандартами, то в связи с новыми веяниями в образовании это отдается на откуп образовательных учреждений, потому что требования и профессиональные компетенции регламентируются разными заказчиками в рамках одной профессии, что требует дальнейшего исследования. Есть требования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [10]), есть образование, но нет единого образования.