Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DIAGNOSTICS AND ASSESSMENT OF THE LEVEL OF FORMATION OF COMPETENCES

Ryzhov A.V. 1 Pozhidaev S.V. 1 Konyaev V.M. 1 Belevtsev V.V. 1 Gordenko N.V. 2
1 Stavropol branch «Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia»
2 Stavropol branch «Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation»
Today, at the stage of improving the modern education system (secondary special, higher), there is no single procedure that establishes the order and determines a unified approach to organizing diagnostics and assessing the formation of the integral characteristic of the process and result of education, which determines the student’s ability to apply this knowledge in practice, solve complex problems professional skills using personal abilities. The lack of a unified assessment complex underlines the difficulty of objective assessment (collecting, processing, storing and displaying information) of the quality of training of a certified specialist. The indicators of assessing the quality of training are considered. Monitoring the formation of competencies can be divided into input, current (boundary) and final control. Input control is aimed at determining the assessment of the level of knowledge of students (level of training) with the subsequent development of training programs, stages of formation of competencies, situational tasks, methods and forms of training, programs of practice. The current (boundary) control of the formation of competencies (testing, case-meters, explication, observation, etc.) is organized to determine the factors, conditions affecting the quality of training of students, and determine opportunities for correction. The final control (situational tasks, case-meters, portfolios) is designed to determine whether the level of competencies that are trained and meet the requirements of the customer is consistent. Information on the results of monitoring the formation of competencies is collected, structured, analyzed and stored at each level, but neither is it reflected in a state-recognized document – a diploma. There is no single model (passport) of professional competencies by specialties.
competences
control methods
diagnostics
level of education
monitoring
quality.

К одному из основных направлений развития педагогических теорий в современных условиях относится проблема подготовки творчески активного, профессионально-компетентного специалиста, способного эффективно решать сложные многоплановые задачи в профессиональной деятельности. Это связано с ростом требований к уровню и качеству процесса его подготовки (процесса обучения), что особенно важно в условиях реформ системы образования России [1].

Сегодня на этапе совершенствования системы современного образования (среднее специальное, высшее) отсутствует установленная процедура, определяющая порядок и общий подход к организации диагностики и оценки сформированности интегральной характеристики процесса и результата образования. Обмен опытом организации и проведения занятий, диагностики уровня сформированности компетенций [2].

Результаты исследования и их обсуждение

Отсутствие единого оценивающего комплекса подчеркивает сложность объективной оценки (сбор, обработка, хранение и отображение информации) качества подготовки дипломированного специалиста [3].

Под системой сбора, обработки, оценки, хранения информации об уровне сформированности компетенций обучающихся будем понимать мониторинг формирования компетенций в процессе всего обучения.

Задачи объективной оценки качества подготовки специалиста, которые будут проявляться в следующем:

– разработка видов, методов, форм контроля обучения, критериев оценки;

– разработка методик проверки проведения учебных занятий;

– определение количества уровней сформированности компетенций;

– разработка комплекса необходимых мероприятий по обеспечению непрерывной деятельности инженерных и вспомогательных систем сбора, обработки, хранения и отображения состояния и динамики формирования компетенций;

– разработка методического обеспечения;

– проведение необходимой коррекции на каждом этапе контроля и диагностики выработкой рекомендаций по улучшению качества подготовки специалиста [4].

Проведение занятия состоит в основном из следующих этапов:

– организация занятия;

– вступительная часть занятия;

– основная часть занятия;

– заключительная часть и подведение итогов занятия.

При контроле организации занятия проверяются:

– полнота и качество план-конспекта (плана занятия);

– соответствие темы, содержания, целевых установок и замысла занятия;

– наличие и состояние технических средств обучения, учебных наглядных пособий, методических разработок;

– подготовка помощников руководителя и взаимодействие руководителя с ними;

– подготовка учебных мест;

– поддержание порядка в ходе занятия.

При проведении вводной части занятия оценивается:

– выполнение процедуры приема подразделения для занятия (прием рапорта, проверка наличия и внешнего вида личного состава, наличие у обучаемых конспектов, необходимой литературы, экипировки, проверка наличия и осмотр оружия и т.д.);

– проверка готовности личного состава по предыдущей или настоящей теме. При этом учитывается постановка и полнота вопросов, методика опроса, выставление оценок, подведение итогов опроса;

– объявление темы, учебных вопросов, целей и порядка проведения занятия;

– объявление (инструктаж) по правилам и мерам безопасности (по необходимости);

– вступительное слово (структура, содержание, степень мотивации обучаемых к изучению учебного материала);

– развод по учебным местам (если это предполагается замыслом занятия).

При проведении основной части занятия оценивается:

– форма проведения (активная, интерактивная и др.);

– качество, полнота и уровень изложения учебного материала;

– умение системно и доказательно излагать учебный материал, логичность;

– связь с решаемыми подразделениями задачами и предшествующими темами;

– реализация и степень достижения на занятии основных принципов обучения;

– использование технических средств обучения, наглядных пособий и др.;

– степень владения руководителем учебным материалом, привязанность к план-конспекту;

– поведение руководителя на занятии;

– техника речи, голосовые данные, терминология;

– простота, доходчивость, эмоциональность;

– контакт с обучаемыми;

– степень активизации познавательной деятельности обучаемых в ходе занятия, применение активных методов обучения;

– выполнение плана занятия по объему и времени;

– выполнение требований общевоинских уставов на занятии, организованность;

– требовательность и настойчивость руководителя;

– степень достижения поставленных учебных и воспитательных целей;

– соблюдение правил и мер безопасности в ходе занятия.

При проведении заключительной части занятия оценивается:

– структура заключительной части;

– полнота и качество подведения итогов, правильность определения степени достижения целевых установок занятия;

– правильное определение частных и общих ошибок и недостатков;

– полнота и объективность оценок обучаемых;

– выделение хорошо и слабо подготовленных обучаемых;

– полнота, обоснованность и качество задания на самостоятельную подготовку;

– полнота и качество ответов на вопросы обучаемых;

– завершение занятия.

Характеристики мониторинга формирования компетенций:

– анализирующая, основанная на определении уровней освоения знаний способствующая формирование компетенций;

– прогнозирующая, связана с последующими выводами в определении основных тенденций уровня сформированности компетенций и составлении прогноза на перспективу;

– нормализующая функция, связана с процедурой коррекции;

– функция стимуляции.

Отсутствие единого оценочного комплекса затрудняет объективно оценить сформированность компетенций обучаемых.

Формирование компетенций обучаемых заключается в основном:

– требования к квалификации заказчика оценочных средств и экспертов проведения контроля;

– паспорт компетенций и методическое сопровождение оценивания компетенции на различных этапах подготовки;

– структура портфолио и обеспечение доступности статистической информации пользователям (обучаемым, преподавателям, администрации, заказчикам и др.;

– наборы показателей и критериев оценки уровней формирования компетенции и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля;

– рекомендации по обновлению фонда оценочных средств (периодичность, степень обновления, изменения процедури др.);

– рекомендации по интерпретации результатов оценивания и методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов со студентами, рекомендации по накоплению оценок и их использованию в портфолио студента и др.

Условия организации мониторинга формирования компетенций:

– периодичность проведения оценки уровня сформированности компетенций от обучающегося, приступающего к освоению программы, до выпускника вуза на каждом этапе обучения и по мере завершения изучения учебной дисциплины или профессионального модуля;

– соблюдение последовательности проведения оценки: в модели компетенций предусматривается, чтобы развитие компетенций осуществлялось по возрастанию их уровней, а оценочные средства на каждом этапе учитывают это возрастание;

– многоступенчатость: оценка, самооценка обучающегося, обсуждение результатов и комплекс мер по устранению недостатков;

– единство используемой технологии (заполнение оценочных листов, собеседование, определение направлений развития) для всех обучаемых, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.

Мониторинг сформированности компетенций можно разделить на входной, текущий (рубежный) и итоговый контроль [5]. Методы мониторинга представлены на рисунке.

Уровень подготовки у субъекта (специалиста) оценивается наличием и качеством: приобретенных знаний и умений, а также сформированных навыков и компетенций.

Для объективного определения уровня результатов (высокий, средний, ниже среднего, низкий) образовательных достижений субъекта (специалиста) вырабатываются различные критерии оценки, отраженные в рабочей программе учебной дисциплины (профессионального модуля).

Входной контроль направлен на определение оценки уровня знаний обучаемых (уровень подготовки) с последующей разработкой программ обучения, этапов формирования компетенций, ситуационных задач, методов и форм обучения, программ практик. Входной контроль может быть организован в виде экзамена, тестирования, практических задач, наблюдения, опросов и др. [6].

Текущий (рубежный) контроль сформированности компетенций (наблюдение, тестирование, кейс-измерители, экспликация, и др.) организуется с целью определения условий, влияющих на качество подготовки обучающихся, и определения возможностей для коррекции [7].

Итоговый контроль (ситуационные задачи, кейс-измерители, портфолио) предназначен для определения соответствия уровня сформированности компетенций обучающихся требованиям заказчика [8].

rigov1.tif

Методы мониторинга сформированности компетенций

В целях получения объективной оценки сформированных компетенций необходимо определить уровни сформированности компетенций. Компетенция полностью сформирована – соответствует общему высокому уровню подготовки. Компетенция частично сформирована – соответствует общим среднему и ниже среднего уровням подготовки. Компетенция не сформирована – соответствует общему низкому уровню подготовки.

Компетенция может быть оценена, пройдя полный цикл формирования, который включает в себя освоение дисциплин и (или) профессионального модуля, а также прохождение практик. Оценивается компетенция на промежуточной аттестации, по результатам решения компетентностно-ориентированного комплексного задания.

По результатам анализа уровня сформированности компетенций студентов определяются корректирующие мероприятия содержания и качества образовательной деятельности.

Интерпретация результатов мониторинга производится в терминах степени достижения целей программы учебной дисциплины или профессионального модуля путем сравнения зафиксированного состояния с запланированным.

Сбор и анализ информации по результатам мониторинга может осуществляться преподавателями, представителями выпускающей кафедры вуза, а также внешними экспертами. По результатам анализа уровня сформированности компетенций определяются корректирующие мероприятия содержания и качества образовательной деятельности [9].

Выводы

Информация по результатам мониторинга сформированности компетенций собирается, структурируется, анализируется и хранится на каждом уровне, но никак не отражается в документе государственного образца – дипломе. Отсутствует единая модель (паспорт) профессиональных компетенций по специальностям. Если раньше «знать, уметь, владеть» задавалось федеральными стандартами, то в связи с новыми веяниями в образовании это отдается на откуп образовательных учреждений, потому что требования и профессиональные компетенции регламентируются разными заказчиками в рамках одной профессии, что требует дальнейшего исследования. Есть требования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [10]), есть образование, но нет единого образования.