Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Рыжов А.В. 1 Пожидаев С.В. 1 Коняев В.М. 1 Белевцев В.В. 1 Горденко Н.В. 2
1 Ставропольский филиал ФГКБОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел России»
2 Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Сегодня на этапе совершенствования системы современного образования (среднее специальное, высшее) отсутствует установленная процедура, определяющая порядок и общий подход к организации диагностики и оценки сформированности интегральной характеристики процесса и результата образования, определяющая способность студента применять полученные знания на практике, решать сложные задачи, совершенствовать профессиональные навыки с использованием личностных способностей. Отсутствие единого оценивающего комплекса подчеркивает сложность объективной оценки (сбор, обработка, хранение и отображение информации) качества подготовки дипломированного специалиста. Рассмотрены показатели оценки качества проведения учебных занятий. Мониторинг сформированности компетенций можно разделить на входной, текущий (рубежный) и итоговый контроль. Входной контроль направлен на определение оценки уровня знаний обучаемых (уровень подготовки) с последующей разработкой программ обучения, этапов формирования компетенций, ситуационных задач, методов и форм обучения, программ практик. Текущий (рубежный) контроль сформированности компетенций (наблюдение, кейс-измерители, тестирование, экспликация, и др.) организуется с целью определения факторов, условий, влияющих на качество подготовки обучающихся, и определения возможностей для коррекции. Итоговый контроль (ситуационные задачи, кейс-измерители, портфолио) предназначен для определения соответствия уровня сформированности компетенций обучающихся требованиям заказчика. Информация по результатам мониторинга сформированности компетенций собирается, структурируется, анализируется и хранится на каждом уровне, но никак не отражается в документе государственного образца – дипломе. Отсутствует единая модель (паспорт) профессиональных компетенций по специальностям.
компетенции
методы контроля
диагностика
уровень образования
мониторинг
качество
1. Степанова И.А. Реформирование системы образования в России: предпосылки и перспективы // Молодой ученый. 2015. № 21. С. 627–630. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/101/22957/ (дата обращения: 04.10.2019).
2. Кущев П.М., Белевцев В.В., Горденко Н.В. Совершенствование организации учебно-воспитательного процесса по формированию у обучающихся профессиональных умений и навыков // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63–2. С. 253–256.
3. Горденко Н.В., Горденко Д.В., Потудинский М.В., Зубенко С.С. Формирование профессиональных навыков обучающихся в соответствии с современными требованиями образования // Гуманитарно-правовые аспекты развития российского общества: сборник научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции / Под ред. А.В. Власова, Л.Г. Устиновой, В.В. Евдошенко. 2018. С. 123–129.
4. Горденко Д.В., Горденко Н.В. Формирование профессиональных компетенций на основе инновационных методов обучения // Общество и личность: гуманизация в условиях информационной и коммуникационной культуры: сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников. 2018. С. 530–534.
5. Кущев П.М., Рожков С.Ю., Горденко Д.В.К вопросу оценивания сформированности компетенций // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63–2. С. 251–253.
6. Шапошников Е.В., Горденко Д.В., Гальвас А.В. Оценивание образовательных достижений субъекта образовательной сферы (обучаемого) в условиях современного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. [Электронный ресурс]. https://science-education.ru/ru/article/view?id=19525 (дата обращения: 04.10.2019).
7. Кудрявцева Е.И. Современные подходы к проблеме формирования и использования моделей компетенций/ // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 166–177.
8. Шейхмамбетов С.Р. Современная методика оценки результатов обучения // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 1516–1519. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/91/19773/ (дата обращения: 04.10.2019).
9. Литвинов В.А., Баумтрог В.Э. Оценка сформированности компетенций обучающегося на основе его портфолио // Современное образование. 2017. № 1. С. 88–98. [Электронный ресурс]. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=19386 (дата обращения: 04.10.2019).
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.10.2019).

К одному из основных направлений развития педагогических теорий в современных условиях относится проблема подготовки творчески активного, профессионально-компетентного специалиста, способного эффективно решать сложные многоплановые задачи в профессиональной деятельности. Это связано с ростом требований к уровню и качеству процесса его подготовки (процесса обучения), что особенно важно в условиях реформ системы образования России [1].

Сегодня на этапе совершенствования системы современного образования (среднее специальное, высшее) отсутствует установленная процедура, определяющая порядок и общий подход к организации диагностики и оценки сформированности интегральной характеристики процесса и результата образования. Обмен опытом организации и проведения занятий, диагностики уровня сформированности компетенций [2].

Результаты исследования и их обсуждение

Отсутствие единого оценивающего комплекса подчеркивает сложность объективной оценки (сбор, обработка, хранение и отображение информации) качества подготовки дипломированного специалиста [3].

Под системой сбора, обработки, оценки, хранения информации об уровне сформированности компетенций обучающихся будем понимать мониторинг формирования компетенций в процессе всего обучения.

Задачи объективной оценки качества подготовки специалиста, которые будут проявляться в следующем:

– разработка видов, методов, форм контроля обучения, критериев оценки;

– разработка методик проверки проведения учебных занятий;

– определение количества уровней сформированности компетенций;

– разработка комплекса необходимых мероприятий по обеспечению непрерывной деятельности инженерных и вспомогательных систем сбора, обработки, хранения и отображения состояния и динамики формирования компетенций;

– разработка методического обеспечения;

– проведение необходимой коррекции на каждом этапе контроля и диагностики выработкой рекомендаций по улучшению качества подготовки специалиста [4].

Проведение занятия состоит в основном из следующих этапов:

– организация занятия;

– вступительная часть занятия;

– основная часть занятия;

– заключительная часть и подведение итогов занятия.

При контроле организации занятия проверяются:

– полнота и качество план-конспекта (плана занятия);

– соответствие темы, содержания, целевых установок и замысла занятия;

– наличие и состояние технических средств обучения, учебных наглядных пособий, методических разработок;

– подготовка помощников руководителя и взаимодействие руководителя с ними;

– подготовка учебных мест;

– поддержание порядка в ходе занятия.

При проведении вводной части занятия оценивается:

– выполнение процедуры приема подразделения для занятия (прием рапорта, проверка наличия и внешнего вида личного состава, наличие у обучаемых конспектов, необходимой литературы, экипировки, проверка наличия и осмотр оружия и т.д.);

– проверка готовности личного состава по предыдущей или настоящей теме. При этом учитывается постановка и полнота вопросов, методика опроса, выставление оценок, подведение итогов опроса;

– объявление темы, учебных вопросов, целей и порядка проведения занятия;

– объявление (инструктаж) по правилам и мерам безопасности (по необходимости);

– вступительное слово (структура, содержание, степень мотивации обучаемых к изучению учебного материала);

– развод по учебным местам (если это предполагается замыслом занятия).

При проведении основной части занятия оценивается:

– форма проведения (активная, интерактивная и др.);

– качество, полнота и уровень изложения учебного материала;

– умение системно и доказательно излагать учебный материал, логичность;

– связь с решаемыми подразделениями задачами и предшествующими темами;

– реализация и степень достижения на занятии основных принципов обучения;

– использование технических средств обучения, наглядных пособий и др.;

– степень владения руководителем учебным материалом, привязанность к план-конспекту;

– поведение руководителя на занятии;

– техника речи, голосовые данные, терминология;

– простота, доходчивость, эмоциональность;

– контакт с обучаемыми;

– степень активизации познавательной деятельности обучаемых в ходе занятия, применение активных методов обучения;

– выполнение плана занятия по объему и времени;

– выполнение требований общевоинских уставов на занятии, организованность;

– требовательность и настойчивость руководителя;

– степень достижения поставленных учебных и воспитательных целей;

– соблюдение правил и мер безопасности в ходе занятия.

При проведении заключительной части занятия оценивается:

– структура заключительной части;

– полнота и качество подведения итогов, правильность определения степени достижения целевых установок занятия;

– правильное определение частных и общих ошибок и недостатков;

– полнота и объективность оценок обучаемых;

– выделение хорошо и слабо подготовленных обучаемых;

– полнота, обоснованность и качество задания на самостоятельную подготовку;

– полнота и качество ответов на вопросы обучаемых;

– завершение занятия.

Характеристики мониторинга формирования компетенций:

– анализирующая, основанная на определении уровней освоения знаний способствующая формирование компетенций;

– прогнозирующая, связана с последующими выводами в определении основных тенденций уровня сформированности компетенций и составлении прогноза на перспективу;

– нормализующая функция, связана с процедурой коррекции;

– функция стимуляции.

Отсутствие единого оценочного комплекса затрудняет объективно оценить сформированность компетенций обучаемых.

Формирование компетенций обучаемых заключается в основном:

– требования к квалификации заказчика оценочных средств и экспертов проведения контроля;

– паспорт компетенций и методическое сопровождение оценивания компетенции на различных этапах подготовки;

– структура портфолио и обеспечение доступности статистической информации пользователям (обучаемым, преподавателям, администрации, заказчикам и др.;

– наборы показателей и критериев оценки уровней формирования компетенции и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля;

– рекомендации по обновлению фонда оценочных средств (периодичность, степень обновления, изменения процедури др.);

– рекомендации по интерпретации результатов оценивания и методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов со студентами, рекомендации по накоплению оценок и их использованию в портфолио студента и др.

Условия организации мониторинга формирования компетенций:

– периодичность проведения оценки уровня сформированности компетенций от обучающегося, приступающего к освоению программы, до выпускника вуза на каждом этапе обучения и по мере завершения изучения учебной дисциплины или профессионального модуля;

– соблюдение последовательности проведения оценки: в модели компетенций предусматривается, чтобы развитие компетенций осуществлялось по возрастанию их уровней, а оценочные средства на каждом этапе учитывают это возрастание;

– многоступенчатость: оценка, самооценка обучающегося, обсуждение результатов и комплекс мер по устранению недостатков;

– единство используемой технологии (заполнение оценочных листов, собеседование, определение направлений развития) для всех обучаемых, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.

Мониторинг сформированности компетенций можно разделить на входной, текущий (рубежный) и итоговый контроль [5]. Методы мониторинга представлены на рисунке.

Уровень подготовки у субъекта (специалиста) оценивается наличием и качеством: приобретенных знаний и умений, а также сформированных навыков и компетенций.

Для объективного определения уровня результатов (высокий, средний, ниже среднего, низкий) образовательных достижений субъекта (специалиста) вырабатываются различные критерии оценки, отраженные в рабочей программе учебной дисциплины (профессионального модуля).

Входной контроль направлен на определение оценки уровня знаний обучаемых (уровень подготовки) с последующей разработкой программ обучения, этапов формирования компетенций, ситуационных задач, методов и форм обучения, программ практик. Входной контроль может быть организован в виде экзамена, тестирования, практических задач, наблюдения, опросов и др. [6].

Текущий (рубежный) контроль сформированности компетенций (наблюдение, тестирование, кейс-измерители, экспликация, и др.) организуется с целью определения условий, влияющих на качество подготовки обучающихся, и определения возможностей для коррекции [7].

Итоговый контроль (ситуационные задачи, кейс-измерители, портфолио) предназначен для определения соответствия уровня сформированности компетенций обучающихся требованиям заказчика [8].

rigov1.tif

Методы мониторинга сформированности компетенций

В целях получения объективной оценки сформированных компетенций необходимо определить уровни сформированности компетенций. Компетенция полностью сформирована – соответствует общему высокому уровню подготовки. Компетенция частично сформирована – соответствует общим среднему и ниже среднего уровням подготовки. Компетенция не сформирована – соответствует общему низкому уровню подготовки.

Компетенция может быть оценена, пройдя полный цикл формирования, который включает в себя освоение дисциплин и (или) профессионального модуля, а также прохождение практик. Оценивается компетенция на промежуточной аттестации, по результатам решения компетентностно-ориентированного комплексного задания.

По результатам анализа уровня сформированности компетенций студентов определяются корректирующие мероприятия содержания и качества образовательной деятельности.

Интерпретация результатов мониторинга производится в терминах степени достижения целей программы учебной дисциплины или профессионального модуля путем сравнения зафиксированного состояния с запланированным.

Сбор и анализ информации по результатам мониторинга может осуществляться преподавателями, представителями выпускающей кафедры вуза, а также внешними экспертами. По результатам анализа уровня сформированности компетенций определяются корректирующие мероприятия содержания и качества образовательной деятельности [9].

Выводы

Информация по результатам мониторинга сформированности компетенций собирается, структурируется, анализируется и хранится на каждом уровне, но никак не отражается в документе государственного образца – дипломе. Отсутствует единая модель (паспорт) профессиональных компетенций по специальностям. Если раньше «знать, уметь, владеть» задавалось федеральными стандартами, то в связи с новыми веяниями в образовании это отдается на откуп образовательных учреждений, потому что требования и профессиональные компетенции регламентируются разными заказчиками в рамках одной профессии, что требует дальнейшего исследования. Есть требования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [10]), есть образование, но нет единого образования.


Библиографическая ссылка

Рыжов А.В., Пожидаев С.В., Коняев В.М., Белевцев В.В., Горденко Н.В. ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 11-1. – С. 200-204;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37791 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674