Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL CONTROL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE OF A NORTHERN CITY IN TERMS OF THE IMPLEMENTATION OF ALL-RUSSIAN PHYSICAL TRAINING AND SPORTS SET (VFSK) ‘READY FOR LABOUR AND DEFENCE’ (GTO)

Busheva Zh.I. 1
1 Surgut State University
In the conditions of implementation of VFSK GTO there was a need to pay special attention to systematic pedagogical control of physical preparedness of children of primary school age living in the conditions of the Northern city. The purpose of the study is to conduct pedagogical control of physical preparedness and to investigate the sex and age dynamics of the indicators of primary school children of the Northern city in the conditions of implementation of the VFSK GTO. The study involved 594 pupils of primary school age gymnasium named after F. K. Salmanov in Surgut (KHMAO-Ugra). The results of longitudinal study of the indicators of physical preparedness of younger schoolchildren in the Northern city allowed to track the age dynamics of physical preparedness. A decrease in physical preparedness was observed in Northern children with age. The overall level of physical preparedness of pupils 7-10 years who are native to the Northern city is defined as «average», but has a pronounced tendency to decrease, both boys and girls. The study proved that the identification of levels of physical preparedness of northerner children contributes to the harmonious development of basic conditioned physical qualities. With a low level of physical preparedness of children of primary school age, it is necessary to develop individual correction programmes to improve the performance and compliance with the standards of VFSK GTO I and II stage.
pedagogical control
physical preparedness
children of primary school age
Northern city
All-Russian Physical Training and Sports Set (VFSK) ‘Ready for Labour and Defence’ (GTO)

На современном этапе образования и развития главной ценностью является формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Её значимость отображается в правительственных документах: Федеральный закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», Указ «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и других.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом на ступени начального общего образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья обучающихся через «формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [1, п. 12.9.3].

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что сохранение здоровья подрастающего поколения – это важная государственная задача. Правительство РФ прилагает немалые усилия в повышении качества жизни населения и их социального благополучия [2]. С целью повышения показателей физического здоровья и физической подготовленности различного контингента населения разработаны национальные, федеральные, приоритетные проекты и программы, такие как «Демография», «Формирование здорового образа жизни», «Спорт – норма жизни» и т.д. На территории Российской Федерации активно внедряется Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее – ВФСК ГТО) [3].

Однако в литературных источниках систематически появляются сведения о тенденции к снижению физической подготовленности детей и подростков [4–6]. Исследованием А.С. Вторушиной и М.Е. Снигур установлено, что «при выполнении нормативов комплекса ГТО I ступени 31 % имеют низкий уровень развития физических качеств» [7].

В процессе двигательной активности происходит развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности и достижение определенного уровня физической подготовленности. В работе Ж.И. Бушевой, Л.А. Шкотовой [8] основными факторами, способствующими снижению двигательной активности современных школьников, названы «перегруженность учебных программ, негативное отношение учащихся к урокам физической культуры, ограничение времени игр и физических упражнений на свежем воздухе, чрезмерное увлечение телевизионными программами, видеофильмами, компьютерными играми и интернетом, низкая мотивация к занятиям физической культурой и спортом». В условиях Севера как гиподинамия, так и гипокинезия являются причинами низкой физической подготовленности учащихся [9].

Педагогический контроль является важным фактором процесса управления физическим воспитанием учащихся образовательных учреждений. При организации индивидуального и группового педагогического контроля физической подготовленности детей младшего школьного возраста появляется возможность отслеживания динамики развития физических качеств, оценивание, своевременное выявление учащихся с отставанием в кондиционной подготовленности, применение коррекционных комплексов физических упражнений или индивидуальных программ, способствующих достижению необходимого эффекта в подготовке к выполнению нормативов ВФСК ГТО. Официальная информация центра тестирования ГТО и результаты пробного тестирования в школе обычно разнятся, не обобщаются и не анализируются учителями физической культуры ввиду отсутствия обратной связи для коррекции физической подготовленности учащихся, не выполнивших нормативы по соответствующим видам испытаний. Поэтому проведение педагогического контроля физической подготовленности детей-северян младшего школьного возраста в условиях реализации ВФСК ГТО представляется нам актуальным.

Цель исследования: провести педагогический контроль физической подготовленности и исследовать половозрастную динамику показателей детей младшего школьного возраста северного города в условиях реализации ВФСК ГТО.

Материалы и методы исследования

Проведен педагогический контроль 594 учащихся (309 девочек и 285 мальчиков) гимназии им. Ф.К. Салманова г. Сургута в возрасте от 7 до 10 лет (ХМАО-Югра).

Для анализа уровня физической подготовленности использовали тесты ВФСК ГТО соответственно для младших школьников 7–8 лет – I ступени, для школьников 9–10 лет – II ступени. В программу тестирования I и II ступени входили упражнения: бег 30 (60) м (с), смешанное передвижение 1 км (мин, с), сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз), наклон вперед из положения стоя на полу (см), метание теннисного мяча (м); прыжок в длину с места (см), бег на лыжах 1 км (мин, с), плавание без учета времени (м).

Результаты физической подготовленности оценивали по трехуровневой шкале: ВУФП – высокий уровень физической подготовленности (результат, соответствующий золотому знаку ВФСК ГТО), СУФП – средний уровень физической подготовленности (результат на серебряный и бронзовый знак ВФСК ГТО) и НУФП – низкий уровень физической подготовленности (результат ниже бронзового знака).

Результаты исследования и их обсуждение

Динамика показателей физической подготовленности младших школьников, уроженцев г. Сургута, в условиях реализации ВФСК ГТО в соответствии с требованиями на золотой, серебряный и бронзовый знаки отличия по видам испытаний представлена на рис. 1 и 2.

В ходе педагогического контроля мы получили распределение детей младшего школьного возраста в соответствии с выполненными нормативными требованиями на знаки отличия ВФСК ГТО I и II ступени в зависимости от пола и возраста (таблица). Можно отметить положительную динамику распределения младших школьников обоего пола в соответствии на знак отличия ГТО в зависимости от возраста. Однако процент детей-северян, подготовленных к сдаче нормативных требований ВФСК ГТО I и II ступени, относительно невысок.

buheev1.wmf

Рис. 1. Динамика показателей физической подготовленности девочек младшего школьного возраста северного города в условиях реализации ВФСК ГТО ( %). Примечание: Б/з – без знака; БЗ – бронзовый знак; СЗ – серебряный знак; ЗЗ – золотой знак

Распределение детей младшего школьного возраста г. Сургута в соответствии с выполнением нормативных требований знаков отличия ВФСК ГТО I и II ступени ( %)

Пол

Возраст

Без знака

Бронза

Серебро

Золото

Мальчики

7

91,7

2,2

2,3

3,8

8

75,3

6,5

3,9

6,5

9

60,0

17,9

14,4

7,7

10

52,4

20,7

19,1

7,8

Девочки

7

98,2

1,8

0,0

0,0

8

89,7

2,6

6,4

1,3

9

83,6

7,9

5,2

3,3

10

80,1

8,9

7,1

3,9

 

buheev2.wmf

Рис. 2. Динамика показателей физической подготовленности мальчиков младшего школьного возраста северного города в условиях реализации ВФСК ГТО ( %). Примечание: Б/з – без знака; БЗ – бронзовый знак; СЗ – серебряный знак; ЗЗ – золотой знак

Таким образом, от 80,1 % девочек и 52,4 % мальчиков младшего школьного возраста, уроженцев северного города, имеют низкий уровень физической подготовленности и не соответствуют требованиям ВФСК ГТО I и II ступени.

Следует учитывать тот факт, что сдача нормативных требований в центрах тестирования ГТО носит добровольный характер, в то время как мы оценивали физическую подготовленность учащихся в рамках учебных занятий.

Мы провели сравнительный анализ данных собственных исследований с показателями физической подготовленности детей младшего школьного возраста г. Сургута из литературных источников. Так, по данным Н.И. Синявского с соавторами [10, с. 123] на золотой знак отличия ГТО выполнили 4,6 % мальчиков и 4,0 % девочек, на серебряный знак – 32,2 % и 34,0 % соответственно, на бронзовый знак отличия – 52,6 % и 55,0 %, не выполнивших норматив 10,6 % мальчиков и 7,0 % девочек. Проведенное исследование М.Е. Снигур [11] свидетельствует о низком уровне развития физических качеств детей 7–8 лет: от 27,4 до 35,4 % мальчиков и от 26,5 до 45,8 % девочек не выполняют нормативные требования ВФСК ГТО I ступени. По результатам работы А.В. Фурсова с соавторами [12, c. 155–156] не выполнили нормативные требования ВФСК ГТО II ступени 81,3 % мальчиков и 79,0 % девочек 9–10 лет. Как мы видим, результаты собственных исследований незначительно отличались от данных А.В. Фурсова с соавторами и существенное отличие имели с работой М.Е. Снигур и Н.И. Синявского с соавторами.

Нами изучена структура распределения результатов физической подготовленности детей-северян младшего школьного возраста обоего пола по трем уровням: НУФП, СУФП и ВУФП. В ходе распределения учащихся по уровням физической подготовленности выделена группа детей, обладающих низким (НУФП) уровнем физической подготовленности. Эта группа детей по данным медицинских работников составляет «группу риска».

Так, доля девочек с НУФП в тесте «бег 30 (60) м» с возрастом увеличилась с 40 % в 7 лет до 85 % к 10 годам. У мальчиков с НУФП в данном тесте наблюдалось повышение доли с 34 % в 7 лет до 74 % к 8 годам, снижением до 55 % к 9 годам и новым скачком до 79 % к 10 годам. Доля младших школьников с ВУФП в тесте «бег 30 (60) м» с возрастом уменьшилась с 35 % в 7 лет до 0 % в 10 лет у девочек и с 36 % в 7 лет до 2 % в 10 лет у мальчиков.

Доля девочек с НУФП в тесте «смешанное передвижение 1 км» увеличилась с 2 % в 7 лет до 7 % в 9 лет со снижением до 3 % к 10 годам. У мальчиков с НУФП в данном тесте наблюдалось уменьшение доли с 4 % в 7 лет до 1 % в 9 лет и последующим увеличением до 4 % в 10 лет. Доля девочек с ВУФП в тесте «смешанное передвижение 1 км» снизилась с 10 % в 7 лет до 3 % в 8 лет, затем произошло последующее резкое увеличение до 23 % в 9 лет и уменьшение до 17 % в 10 лет. У мальчиков с ВУФП в данном тесте наблюдалось увеличение доли с 1 % в 7 до 22 % к 9 годам и последующее снижение до 11 % к 10 годам.

Доля девочек с НУФП в тесте «сгибание и разгибание рук» с возрастом увеличилась с 0 % до 45 %. У мальчиков с НУФП в данном тесте наблюдалось увеличение доли с 33 % в 7 лет до 40 % в 8 лет, затем снижение до 27 % в 9 лет и 21 % в 10 лет. Доля младших школьников с ВУФП в тесте «сгибание и разгибание рук» с возрастом увеличилась с 8 % в 7 лет до 25 % к 9 годам, и снижением до 19 % к 10 годам. У мальчиков с ВУФП в данном тесте наблюдалось снижение доли с 32 % в 7 и 9 лет до 24 % к 8 годам и 25 % к 10 годам.

Доля девочек с НУФП в тесте «наклон вперед из положения стоя» варьировалась от 7 % в 7 лет до 4 % в 10 лет, у мальчиков с НУФП – с 13 % до 6 % соответственно. Доля младших школьников с ВУФП в тесте «наклон вперед из положения стоя» с возрастом увеличилась с 2 % до 17 % у девочек и с 8 % до 16 % у мальчиков.

Доля младших школьников с НУФП в тесте «прыжок в длину с места» с возрастом уменьшилась с 2 % до 1 % у мальчиков и не изменилась у девочек (1 %). Доля девочек с ВУФП в тесте «прыжок в длину с места» варьировалась с положительной динамикой от 5 % в 7 лет до 24 % в 9 лет и отрицательной динамикой к 10 годам (13 %). У мальчиков с ВУФП в данном тесте наблюдалась положительная динамика – с 4 % до 24 % от семи к десяти годам.

Доля девочек с НУФП в тесте «метание мяча» варьировалась от 0 % в 7 лет до 1 % к 10 годам с пиком в 9 лет (3 %). У мальчиков с НУФП в данном тесте наблюдалось повышение доли с 0 % в 7 лет до 2 % к 8 годам и сохранением тенденции к 10 годам. Доля младших школьников с ВУФП в тесте «метание мяча» с возрастом возросла у девочек с 34 % в 7 лет до 90 % к 10 годам, у мальчиков – с 8 % до 67 % соответственно.

Доля младших школьников в тесте «бег на лыжах 1 км» колебалась в диапазоне: у девочек с НУФП – от 98 % в 7 лет до 66 % в 10 лет, у мальчиков с НУФП – с 94 % до 41 % соответственно; у девочек с ВУФП – от 0 % в 7 лет до 4,2 % в 10 лет, у мальчиков с ВУФП – с 1 % до 11 % соответственно.

Доля девочек с НУФП в тесте «плавание без учета времени» уменьшилась с 27 % в 7 лет до 14 % в 10 лет, у мальчиков с НУФП – с 18 % до 13 % соответственно, а доля девочек с ВУФП с возрастом увеличилась с 22 % до 27 %, у мальчиков – с 28 % до 39 %.

За 4 года исследования доля детей младшего школьного возраста увеличилась, как с НУФП (у девочек – с 8 % в 7 лет до 23 % в 10 лет; у мальчиков – с 15 % в 7 лет до 22 % в 8 лет, со снижением до 16 % в 9 лет и последующим увеличением до 19 % в 10 лет), так и с ВУФП (у девочек – с 16 % в 7 лет до 26 % к 10 годам, с небольшим скачком до 32 % в 9 лет; у мальчиков – с 19 % в 7 лет до 24 % к 10 годам, отрицательной динамикой к 8 годам и последующим увеличением до 28 % к 9 годам) (рис. 3).

Таким образом, отставание в физической подготовленности у детей младшего школьного возраста, уроженцев г. Сургута, выявлено в зависимости от возраста. Уровень физической подготовленности младших школьников 7–10 лет, уроженцев северного города, определяется как «средний», но имеет явно выраженную тенденцию к снижению, как у мальчиков, так и у девочек. Назрела необходимость пересмотра рабочих программ по физической культуре в образовательном учреждении и разработка индивидуальных программ коррекции, индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с требованиями ВФСК ГТО.

Заключение

Результаты лонгитюдного исследования физической подготовленности детей-северян младшего школьного возраста позволили отследить половозрастную динамику показателей физической подготовленности и выявить долю детей с низким уровнем физической подготовленности по всем возрастным группам.

buheev3.wmf

Рис. 3. Распределение уровней физической подготовленности детей-северян младшего школьного возраста в лонгитюдном исследовании ( %)

Данные педагогического контроля свидетельствуют о низкой готовности учащихся семи лет к предлагаемому в школе программному материалу по физической культуре и требованиям ВФСК ГТО I ступени. Снижение физической подготовленности наблюдалось у детей-северян с возрастом. Уровень физической подготовленности детей-северян младшего школьного возраста определялся как «средний», но имел явно выраженную тенденцию к снижению с возрастом как у мальчиков, так и у девочек.

В ходе исследования доказано, что проведение педагогического контроля физической подготовленности детей-северян способствует своевременному выявлению и коррекции отстающих в развитии основных кондиционных физических качеств. При низком уровне физической подготовленности детей младшего школьного возраста необходима разработка индивидуальных программ коррекции для улучшения показателей и выполнения нормативов ВФСК ГТО I и II ступени.