На современном этапе образования и развития главной ценностью является формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Её значимость отображается в правительственных документах: Федеральный закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», Указ «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и других.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом на ступени начального общего образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья обучающихся через «формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [1, п. 12.9.3].
Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что сохранение здоровья подрастающего поколения – это важная государственная задача. Правительство РФ прилагает немалые усилия в повышении качества жизни населения и их социального благополучия [2]. С целью повышения показателей физического здоровья и физической подготовленности различного контингента населения разработаны национальные, федеральные, приоритетные проекты и программы, такие как «Демография», «Формирование здорового образа жизни», «Спорт – норма жизни» и т.д. На территории Российской Федерации активно внедряется Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее – ВФСК ГТО) [3].
Однако в литературных источниках систематически появляются сведения о тенденции к снижению физической подготовленности детей и подростков [4–6]. Исследованием А.С. Вторушиной и М.Е. Снигур установлено, что «при выполнении нормативов комплекса ГТО I ступени 31 % имеют низкий уровень развития физических качеств» [7].
В процессе двигательной активности происходит развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности и достижение определенного уровня физической подготовленности. В работе Ж.И. Бушевой, Л.А. Шкотовой [8] основными факторами, способствующими снижению двигательной активности современных школьников, названы «перегруженность учебных программ, негативное отношение учащихся к урокам физической культуры, ограничение времени игр и физических упражнений на свежем воздухе, чрезмерное увлечение телевизионными программами, видеофильмами, компьютерными играми и интернетом, низкая мотивация к занятиям физической культурой и спортом». В условиях Севера как гиподинамия, так и гипокинезия являются причинами низкой физической подготовленности учащихся [9].
Педагогический контроль является важным фактором процесса управления физическим воспитанием учащихся образовательных учреждений. При организации индивидуального и группового педагогического контроля физической подготовленности детей младшего школьного возраста появляется возможность отслеживания динамики развития физических качеств, оценивание, своевременное выявление учащихся с отставанием в кондиционной подготовленности, применение коррекционных комплексов физических упражнений или индивидуальных программ, способствующих достижению необходимого эффекта в подготовке к выполнению нормативов ВФСК ГТО. Официальная информация центра тестирования ГТО и результаты пробного тестирования в школе обычно разнятся, не обобщаются и не анализируются учителями физической культуры ввиду отсутствия обратной связи для коррекции физической подготовленности учащихся, не выполнивших нормативы по соответствующим видам испытаний. Поэтому проведение педагогического контроля физической подготовленности детей-северян младшего школьного возраста в условиях реализации ВФСК ГТО представляется нам актуальным.
Цель исследования: провести педагогический контроль физической подготовленности и исследовать половозрастную динамику показателей детей младшего школьного возраста северного города в условиях реализации ВФСК ГТО.
Материалы и методы исследования
Проведен педагогический контроль 594 учащихся (309 девочек и 285 мальчиков) гимназии им. Ф.К. Салманова г. Сургута в возрасте от 7 до 10 лет (ХМАО-Югра).
Для анализа уровня физической подготовленности использовали тесты ВФСК ГТО соответственно для младших школьников 7–8 лет – I ступени, для школьников 9–10 лет – II ступени. В программу тестирования I и II ступени входили упражнения: бег 30 (60) м (с), смешанное передвижение 1 км (мин, с), сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз), наклон вперед из положения стоя на полу (см), метание теннисного мяча (м); прыжок в длину с места (см), бег на лыжах 1 км (мин, с), плавание без учета времени (м).
Результаты физической подготовленности оценивали по трехуровневой шкале: ВУФП – высокий уровень физической подготовленности (результат, соответствующий золотому знаку ВФСК ГТО), СУФП – средний уровень физической подготовленности (результат на серебряный и бронзовый знак ВФСК ГТО) и НУФП – низкий уровень физической подготовленности (результат ниже бронзового знака).
Результаты исследования и их обсуждение
Динамика показателей физической подготовленности младших школьников, уроженцев г. Сургута, в условиях реализации ВФСК ГТО в соответствии с требованиями на золотой, серебряный и бронзовый знаки отличия по видам испытаний представлена на рис. 1 и 2.
В ходе педагогического контроля мы получили распределение детей младшего школьного возраста в соответствии с выполненными нормативными требованиями на знаки отличия ВФСК ГТО I и II ступени в зависимости от пола и возраста (таблица). Можно отметить положительную динамику распределения младших школьников обоего пола в соответствии на знак отличия ГТО в зависимости от возраста. Однако процент детей-северян, подготовленных к сдаче нормативных требований ВФСК ГТО I и II ступени, относительно невысок.
Рис. 1. Динамика показателей физической подготовленности девочек младшего школьного возраста северного города в условиях реализации ВФСК ГТО ( %). Примечание: Б/з – без знака; БЗ – бронзовый знак; СЗ – серебряный знак; ЗЗ – золотой знак
Распределение детей младшего школьного возраста г. Сургута в соответствии с выполнением нормативных требований знаков отличия ВФСК ГТО I и II ступени ( %)
Пол |
Возраст |
Без знака |
Бронза |
Серебро |
Золото |
Мальчики |
7 |
91,7 |
2,2 |
2,3 |
3,8 |
8 |
75,3 |
6,5 |
3,9 |
6,5 |
|
9 |
60,0 |
17,9 |
14,4 |
7,7 |
|
10 |
52,4 |
20,7 |
19,1 |
7,8 |
|
Девочки |
7 |
98,2 |
1,8 |
0,0 |
0,0 |
8 |
89,7 |
2,6 |
6,4 |
1,3 |
|
9 |
83,6 |
7,9 |
5,2 |
3,3 |
|
10 |
80,1 |
8,9 |
7,1 |
3,9 |
Рис. 2. Динамика показателей физической подготовленности мальчиков младшего школьного возраста северного города в условиях реализации ВФСК ГТО ( %). Примечание: Б/з – без знака; БЗ – бронзовый знак; СЗ – серебряный знак; ЗЗ – золотой знак
Таким образом, от 80,1 % девочек и 52,4 % мальчиков младшего школьного возраста, уроженцев северного города, имеют низкий уровень физической подготовленности и не соответствуют требованиям ВФСК ГТО I и II ступени.
Следует учитывать тот факт, что сдача нормативных требований в центрах тестирования ГТО носит добровольный характер, в то время как мы оценивали физическую подготовленность учащихся в рамках учебных занятий.
Мы провели сравнительный анализ данных собственных исследований с показателями физической подготовленности детей младшего школьного возраста г. Сургута из литературных источников. Так, по данным Н.И. Синявского с соавторами [10, с. 123] на золотой знак отличия ГТО выполнили 4,6 % мальчиков и 4,0 % девочек, на серебряный знак – 32,2 % и 34,0 % соответственно, на бронзовый знак отличия – 52,6 % и 55,0 %, не выполнивших норматив 10,6 % мальчиков и 7,0 % девочек. Проведенное исследование М.Е. Снигур [11] свидетельствует о низком уровне развития физических качеств детей 7–8 лет: от 27,4 до 35,4 % мальчиков и от 26,5 до 45,8 % девочек не выполняют нормативные требования ВФСК ГТО I ступени. По результатам работы А.В. Фурсова с соавторами [12, c. 155–156] не выполнили нормативные требования ВФСК ГТО II ступени 81,3 % мальчиков и 79,0 % девочек 9–10 лет. Как мы видим, результаты собственных исследований незначительно отличались от данных А.В. Фурсова с соавторами и существенное отличие имели с работой М.Е. Снигур и Н.И. Синявского с соавторами.
Нами изучена структура распределения результатов физической подготовленности детей-северян младшего школьного возраста обоего пола по трем уровням: НУФП, СУФП и ВУФП. В ходе распределения учащихся по уровням физической подготовленности выделена группа детей, обладающих низким (НУФП) уровнем физической подготовленности. Эта группа детей по данным медицинских работников составляет «группу риска».
Так, доля девочек с НУФП в тесте «бег 30 (60) м» с возрастом увеличилась с 40 % в 7 лет до 85 % к 10 годам. У мальчиков с НУФП в данном тесте наблюдалось повышение доли с 34 % в 7 лет до 74 % к 8 годам, снижением до 55 % к 9 годам и новым скачком до 79 % к 10 годам. Доля младших школьников с ВУФП в тесте «бег 30 (60) м» с возрастом уменьшилась с 35 % в 7 лет до 0 % в 10 лет у девочек и с 36 % в 7 лет до 2 % в 10 лет у мальчиков.
Доля девочек с НУФП в тесте «смешанное передвижение 1 км» увеличилась с 2 % в 7 лет до 7 % в 9 лет со снижением до 3 % к 10 годам. У мальчиков с НУФП в данном тесте наблюдалось уменьшение доли с 4 % в 7 лет до 1 % в 9 лет и последующим увеличением до 4 % в 10 лет. Доля девочек с ВУФП в тесте «смешанное передвижение 1 км» снизилась с 10 % в 7 лет до 3 % в 8 лет, затем произошло последующее резкое увеличение до 23 % в 9 лет и уменьшение до 17 % в 10 лет. У мальчиков с ВУФП в данном тесте наблюдалось увеличение доли с 1 % в 7 до 22 % к 9 годам и последующее снижение до 11 % к 10 годам.
Доля девочек с НУФП в тесте «сгибание и разгибание рук» с возрастом увеличилась с 0 % до 45 %. У мальчиков с НУФП в данном тесте наблюдалось увеличение доли с 33 % в 7 лет до 40 % в 8 лет, затем снижение до 27 % в 9 лет и 21 % в 10 лет. Доля младших школьников с ВУФП в тесте «сгибание и разгибание рук» с возрастом увеличилась с 8 % в 7 лет до 25 % к 9 годам, и снижением до 19 % к 10 годам. У мальчиков с ВУФП в данном тесте наблюдалось снижение доли с 32 % в 7 и 9 лет до 24 % к 8 годам и 25 % к 10 годам.
Доля девочек с НУФП в тесте «наклон вперед из положения стоя» варьировалась от 7 % в 7 лет до 4 % в 10 лет, у мальчиков с НУФП – с 13 % до 6 % соответственно. Доля младших школьников с ВУФП в тесте «наклон вперед из положения стоя» с возрастом увеличилась с 2 % до 17 % у девочек и с 8 % до 16 % у мальчиков.
Доля младших школьников с НУФП в тесте «прыжок в длину с места» с возрастом уменьшилась с 2 % до 1 % у мальчиков и не изменилась у девочек (1 %). Доля девочек с ВУФП в тесте «прыжок в длину с места» варьировалась с положительной динамикой от 5 % в 7 лет до 24 % в 9 лет и отрицательной динамикой к 10 годам (13 %). У мальчиков с ВУФП в данном тесте наблюдалась положительная динамика – с 4 % до 24 % от семи к десяти годам.
Доля девочек с НУФП в тесте «метание мяча» варьировалась от 0 % в 7 лет до 1 % к 10 годам с пиком в 9 лет (3 %). У мальчиков с НУФП в данном тесте наблюдалось повышение доли с 0 % в 7 лет до 2 % к 8 годам и сохранением тенденции к 10 годам. Доля младших школьников с ВУФП в тесте «метание мяча» с возрастом возросла у девочек с 34 % в 7 лет до 90 % к 10 годам, у мальчиков – с 8 % до 67 % соответственно.
Доля младших школьников в тесте «бег на лыжах 1 км» колебалась в диапазоне: у девочек с НУФП – от 98 % в 7 лет до 66 % в 10 лет, у мальчиков с НУФП – с 94 % до 41 % соответственно; у девочек с ВУФП – от 0 % в 7 лет до 4,2 % в 10 лет, у мальчиков с ВУФП – с 1 % до 11 % соответственно.
Доля девочек с НУФП в тесте «плавание без учета времени» уменьшилась с 27 % в 7 лет до 14 % в 10 лет, у мальчиков с НУФП – с 18 % до 13 % соответственно, а доля девочек с ВУФП с возрастом увеличилась с 22 % до 27 %, у мальчиков – с 28 % до 39 %.
За 4 года исследования доля детей младшего школьного возраста увеличилась, как с НУФП (у девочек – с 8 % в 7 лет до 23 % в 10 лет; у мальчиков – с 15 % в 7 лет до 22 % в 8 лет, со снижением до 16 % в 9 лет и последующим увеличением до 19 % в 10 лет), так и с ВУФП (у девочек – с 16 % в 7 лет до 26 % к 10 годам, с небольшим скачком до 32 % в 9 лет; у мальчиков – с 19 % в 7 лет до 24 % к 10 годам, отрицательной динамикой к 8 годам и последующим увеличением до 28 % к 9 годам) (рис. 3).
Таким образом, отставание в физической подготовленности у детей младшего школьного возраста, уроженцев г. Сургута, выявлено в зависимости от возраста. Уровень физической подготовленности младших школьников 7–10 лет, уроженцев северного города, определяется как «средний», но имеет явно выраженную тенденцию к снижению, как у мальчиков, так и у девочек. Назрела необходимость пересмотра рабочих программ по физической культуре в образовательном учреждении и разработка индивидуальных программ коррекции, индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с требованиями ВФСК ГТО.
Заключение
Результаты лонгитюдного исследования физической подготовленности детей-северян младшего школьного возраста позволили отследить половозрастную динамику показателей физической подготовленности и выявить долю детей с низким уровнем физической подготовленности по всем возрастным группам.
Рис. 3. Распределение уровней физической подготовленности детей-северян младшего школьного возраста в лонгитюдном исследовании ( %)
Данные педагогического контроля свидетельствуют о низкой готовности учащихся семи лет к предлагаемому в школе программному материалу по физической культуре и требованиям ВФСК ГТО I ступени. Снижение физической подготовленности наблюдалось у детей-северян с возрастом. Уровень физической подготовленности детей-северян младшего школьного возраста определялся как «средний», но имел явно выраженную тенденцию к снижению с возрастом как у мальчиков, так и у девочек.
В ходе исследования доказано, что проведение педагогического контроля физической подготовленности детей-северян способствует своевременному выявлению и коррекции отстающих в развитии основных кондиционных физических качеств. При низком уровне физической подготовленности детей младшего школьного возраста необходима разработка индивидуальных программ коррекции для улучшения показателей и выполнения нормативов ВФСК ГТО I и II ступени.
Библиографическая ссылка
Бушева Ж.И. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЕВЕРНОГО ГОРОДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 11-1. – С. 129-134;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37778 (дата обращения: 21.11.2024).