Новые реалии нашего времени характеризуются активно протекающими процессами глобализации и миграции, вследствие которых все страны мира «становятся сообщающимися сосудами, позволяющими своим гражданам и культурным феноменам перетекать из одного государства в другое» [1, с. 8]. Учебная миграция стала новой реальностью для российских вузов, в результате чего многие из них столкнулись с проблемой приема и адаптации иностранных студентов, приезжающих в вузы нашей страны получать высшее образование.
Первоочередными для обучающихся становятся задачи профессиональной и социальной адаптации. Они находят проявление при актуализации вопросов образовательной миграции (Е.Е. Письменная [2], Д.В. Полетаев [3], К.А. Гаврилов, С.В. Рязанцев, Е.Б. Яценко [4], Л.Н. Ваулина [5]); адаптации студентов-иностранцев к условиям инокультурной действительности (И.А. Гребенникова [6], А.В. Погукаева, Л.Н. Коберник, Е.Л. Омельянчук [7]); специфики содержания и процесса образования иностранных студентов (Е.А. Ващинская [8], О.Г. Коларькова [9], В.А. Грибанова [10], А.И Артюхина, А.К. Брель и др. [11])
Изучение трудов этих и других [12–14] исследователей показывает, что пребывание иностранных студентов в российском вузе, особенно в адаптационный период, связано с ломкой стереотипов, стрессами и тревожностью. Кроме того, приезжая в чужую страну получать образование, иностранные студенты испытывают трудности, связанные с незнанием законов, правил и норм поведения, принятых в обществе, недостаточно высоким уровнем владения русским языком и т.д. Сложный процесс интеграции обучающихся в новый социум сопряжен как с необходимостью принятия себя в новой социальной роли «студента», так и решением целого комплекса локальных задач: налаживанием социальных контактов, преодолением языкового барьера, избавлением от стереотипного восприятия представителей иной культуры, развитием терпимого и толерантного отношения к участникам межкультурного социального взаимодействия, принятием ценностей окружающего общества.
Обозначенные проблемы затрудняют дидактическое, социально-психологическое взаимодействие иностранных студентов с субъектами образовательного процесса в вузе. Вместе с тем, как показывает анализ научной литературы по проблеме исследования (Е.Д. Максимчук, Е.В. Степаненко [15] и др.), процесс оптимизации взаимодействия становится возможным при условии приведения субъекта адаптации в соответствие с нормами и направлениями развития образовательной среды. Происходит усвоение иностранцами социальной роли студента, обеспечивающее успешное освоение учебного материала, адекватное отношение к требованиям образовательного процесса, а значит, и нормам социокультурного и межличностного взаимодействия. Основой социальной адаптации становятся отношения объекта и субъекта – иностранного студента и администрации, профессорско-преподавательского состава вуза, а также образовательной среды, претерпевающей изменения в соответствии с целенаправленными плановыми действиями [15, с. 101].
При таком подходе актуализируется проблема овладения иностранными студентами ключевыми компетенциями. Они находят проявление в способности эффективно решать спектр стандартных и нестандартных задач, возникающих в самых разных жизненных ситуациях при взаимодействии с окружающими людьми. Так или иначе, решение задачи, прежде всего, обеспечивается личностной палитрой ценностей, субъектным опытом. Однако компетенция основывается на приобретенных навыках, знаниях и опыте, которые обеспечивают способности для выполнения поставленной задачи или осуществления определенной деятельности. Ключевые компетенции, являясь универсальными и надпредметными, при успешном освоении их иностранными студентами требуют приращения знаний, способов деятельности обучающихся по развитию способности брать на себя ответственность, проявлять инициативу, совместно вырабатывать решения и участвовать в их реализации, проявлять толерантность к разным этнокультурам и религиям, сопряженность личных интересов с потребностями общества.
Одной из важнейших ключевых компетенций, формирование которой позволяет иностранным студентам приспосабливаться к жизни в чужой стране, эффективно осуществлять межличностное общение, устанавливать и поддерживать контакты, является компетенция социального взаимодействия. В этой связи проблема ее формирования у указанной группы обучающихся приобретает особую актуальность.
Изучение научных трудов по теме исследования позволяет сделать вывод, что в современной литературе существует широкий пласт работ, авторы которых, так или иначе, обращаются к изучению и описанию компетенции социального взаимодействия в контексте социальной, культурной, языковой адаптации студентов.
Отправной точкой изучения трудов по теме исследования явилась теория И.А. Зимней. Само понятие «компетенция» И.А. Зимняя связывает с внутренними, потенциальными, психологическими новообразованиями человека, к которым относит представления, знания, выстраиваемые на их основе программы действий, основанные на сформированной системе ценностей и отношений [16]. Раскрывая содержание компетенции социального взаимодействия как ключевой, «обеспечивающей нормальную жизнедеятельность человека в обществе», она указывает на субъекты и содержание возможных взаимодействий «с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами», а в качестве свойств и характеристик данной компетенции выделяет конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, социальную мобильность, уважение и принятие человека другой расы, национальности, религии, статуса и др. [16].
Педагогический контекст компетенции социального взаимодействия раскрывается в понимании ее как личностного качества, интегративной характеристики, формируемой у человека в процессе обучения.
Так, Е.А. Иванаевская сущность компетенции социального взаимодействия учащегося усматривает в его способности эффективно решать социальные задачи. К ним в первую очередь относятся умения добиваться взаимопонимания, являться успешным организатором и участником совместной деятельности, избегать и решать конфликты, проявлять толерантность и др. Автор обращает внимание на зависимость принятого решения от имеющихся у человека знаний, наличия учебного и жизненного опыта, ценностей, наклонностей [17, c. 333].
Отдельные исследователи (М.В. Гуковская, Н.М. Кодинцева, О.А. Селиванова, О.Н. Родина и др.) обращаются к различным аспектам компетенции социального взаимодействия сквозь призму ее формирования у обучающихся в вузе. Принципиально важными в контексте данного исследования являются позиции ученых, рассматривающих компетенцию социального взаимодействия:
– как «систему интеллектуальных (социальные знания, умения) и поведенческих ресурсов (навыки, модели и способы социального поведения), которые обеспечивают социальную активность и решение проблемных ситуаций социального взаимодействия в формальной и неформальной сферах человеческих взаимоотношений» [18, c. 6];
– как «личностное качество, проявляющееся в ситуациях социально-профессионального взаимодействия (учебной, внеучебной и профессиональной деятельности) в способности (готовности) устанавливать взаимопонимание (принятие и разделение целей, мотивов, установок партнеров) и отношения взаимопомощи, осуществлять регуляцию межличностного взаимодействия, эффективно профилактировать формирующиеся и преодолевать возникающие трудности» [19, c. 186];
– как «практическую готовность к осуществлению социального взаимодействия со специалистами различного профиля с целью использования потенциальных возможностей социума для разрешения социально-педагогических проблем» [20, c. 7].
Целесообразной является точка зрения О.Г. Коларьковой, которая, исследуя вопросы профессионального самоопределения иностранных студентов педагогического вуза, связывает их успешность с реализацией условий. К ним в первую очередь она относит учет национально-культурных особенностей обучающихся, активизацию научно-познавательной и исследовательской деятельности, интеграцию образовательных программ по профилю и программ педагогических дисциплин при максимальной технологизации процесса профессионального определения личности [9, с. 11].
Данная точка зрения видится вполне оправданной. Поиск действенных педагогических условий ее формирования у иностранных студентов во внеучебной деятельности в вузе определяет проблему заявленного исследования. Решение проблемы связано как с проектированием модели формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов, разработкой диагностического инструментария выявления динамики данного процесса, так и с определением и апробацией педагогических условий, при которых процесс овладения иностранными студентами компетенцией социального взаимодействия становится эффективным.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации структурно-функциональной модели формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов во внеучебной деятельности и верификации педагогических условий эффективного функционирования этой модели.
Материалы и методы исследования
Проблемное поле заявленного исследования потребовало изучения и анализа психолого-педагогической научной литературы разных жанров: монографий, учебно-методических пособий, статей, материалов научно-практических конференций и др. В то же самое время учитывались условия реальной образовательной практики в Мордовском государственном педагогическом институте (МГПИ) им. М.Е. Евсевьева. Определение методологических подходов, выявление теоретических основ исследования осуществлялось на основе применения как теоретических (анализ, синтез, систематизация, обобщение, аналогия, моделирование), так и эмпирических (наблюдение, сравнение, описание) методов исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Таким образом, можно констатировать, что существует ряд мнений отечественных ученых относительно понимания сущности компетенции социального взаимодействия. Известный нам круг авторов определяет ее как готовность к взаимодействию, систему знаний и поведенческих ресурсов, способность эффективно решать задачи или даже личностное качество.
Пытаясь прояснить природу социальных отношений и компетентности, большинство ученых выделяют компоненты компетенции социального взаимодействия: мотивационный компонент (мотивы, побуждающие к проявлению личностного свойства в деятельности, поведении человека); когнитивный компонент (знания средств, способов выполнения действий, технологий решения социальных задач, правил и норм поведения); деятельностный компонент (умение действовать в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях); аксиологический компонент (ценностно-смысловое отношение к социальному взаимодействию) [19]. Содержательное наполнение данных компонентов согласно теме исследования, особенностям контингента иностранных студентов МГПИ им. М.Е. Евсевьева, специфике вуза позволило выстроить компонентный состав компетенции социального взаимодействия и сделать его анализ [21].
Безусловно, решению этих и других вопросов способствовала «принципиальная методологическая ориентация исследования» (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин [22]). Выбор компетентностного и средового подходов для данного исследования обусловлен спецификой изучаемого феномена.
В проводимом исследовании компетентностный подход (В.И. Байденко [23], Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Лебедев, Ю.Г. Татур [24], А.В. Хуторской [25]) призван обеспечить формирование у иностранных студентов компетенции социального взаимодействия путем присвоения необходимых социокультурных, психологических и профессионально-педагогических знаний, развития у них необходимых умений и навыков, опыта деятельности. Использование данного подхода в исследовании задает его направленность на получение личностных и социально-интегрированных результатов, что обеспечивается накоплением иностранными студентами личностных ресурсов для осуществления эффективного социального взаимодействия.
Формирование компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов позволит им быстрее и эффективнее адаптироваться к жизни в России, что повлечет за собой ускорение интеграции в окружающее их общество, а именно принятие нового для них социального окружения, системы его ценностей, уклада жизни, будет способствовать преодолению языкового и культурного барьеров, упростит установление и поддержание контактов в разных сферах. Устранение или ослабление этих важных проблем в свою очередь поспособствует устранению связанных с ними препятствий для их профессиональной подготовки в вузе.
Успешность в решении этих и других задач во многом обеспечивается созданием благоприятной для иностранных студентов среды. Анализ научной литературы показывает, что значение среды в воспитании признавали А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.Н. Сорока-Росинский, М.М. Пистрак, и др. Ж.Ж. Руссо, М. Монтессори и др. Сегодня их идеи продолжают свое развитие в трудах А.В. Евстифеева, Н.Е. Щурковой, Л.И. Новиковой, Ю.С. Мануйлова, М.В. Циулиной, Г.Г. Шека, Д.Н. Митина, И.И. Сулимы и др.
В общем смысле среда есть «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [26, с. 59]. Однако есть и другое понимание среды как мощного преобразующего инструмента. Вслед за Ю.С. Мануйловым в данном исследовании будем определять понятие «среда» как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность. Посредствовать – значит побуждать, помогать, порождать что-либо. Опосредовать – означает преломлять, обогащать, облагораживать и пр. Осреднять – означает типизировать (не отождествлять со стандартизацией) [27].
Такое понимание средового подхода к формированию компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов предполагает использование возможностей образовательно-воспитательной среды вуза. Использование данного подхода подразумевает специальную организацию среды вуза, а через нее – оказание содержательного и организационного влияния на иностранных студентов. Обладая адаптивностью, гибкостью, среда будет органично принимать созданные педагогические условия, при которых процесс формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов будет успешным. Гипотетически – организуя специальную образовательно-воспитательную среду вуза, возможно оказание опосредованного, многостороннего, но целенаправленного, педагогически оправданного воздействия на иностранных студентов, способствующего решению поставленной нами задачи по формированию у них компетенции социального взаимодействия.
Выводы
Вопросы, связанные с обучением, воспитанием, профессиональной подготовкой иностранных студентов в вузе, получают широкое распространение и активно дискутируются в современной научной литературе. Однако формирование компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов не становилось на сегодняшний день предметом специального научного исследования.
Осмысление содержания ведущего понятия «компетенция социального взаимодействия», определение теоретико-методологической базы проблемы ее формирования у иностранных студентов приводит к выводу о прогностическом потенциале заявленного исследования. Контекст данной работы обусловлен поиском действенных путей и адекватных средств, проектированием образовательно-воспитательной среды вуза и апробацией педагогических условий, при которых процесс формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов становится максимально эффективным.
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева) по теме «Формирование компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов во внеучебной деятельности».