Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Кирьякова О.В. 1 Татьянина Т.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»
Стремительное увеличение количества иностранных студентов, прибывающих в нашу страну с целью получения высшего образования, актуализирует проблему приспособления обучающихся к новым условиям жизни, языку, культуре, требует интеграции в новый социум. Эти и другие вопросы активно дискутируются в современной научной литературе. Абсолютное большинство исследователей признает, что успешность обучения иностранных студентов, уровень их профессиональной подготовки в значительной степени зависят от социокультурной адаптации в стране пребывания. Вместе с тем отмечается лишь относительное приспособление иностранных студентов к новой социокультурной среде за счёт вынужденных изменений в стереотипах и способах поведения. Это порождает внутреннее отчуждение обучающихся, что, безусловно, тормозит процесс адаптации. Данная проблема может быть частично решена за счет формирования у иностранных студентов компетенции социального взаимодействия. Ее результативность обеспечивается слиянием личностных, социальных и профессионально значимых мотивов, реализующихся в совместной деятельности, общении и определяется потребностью обучающихся обмениваться информацией, ценностями и опытом. В данной статье авторами предпринята попытка определения теоретико-методологической базы исследования: используемых подходов, концепций, отработка содержания и структуры ведущих понятий, выявление прогностического потенциала исследования.
компетенция
компетенция социального взаимодействия
иностранные студенты
1. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Интеркультурная педагогика младшего возраста: учебник. М.: ФОРУМ, 2011. 397 с.
2. Письменная Е.Е. Учебная иммиграция и проблемы привлечения иностранных студентов // Миграция и миграционная политика Российской Федерации: Научный доклад. 2011. Вып. 1. С. 72–80.
3. Полетаев Д.В., Дементьева С.В. Инновационные стратегии развития международного образования в ракурсе учебной миграции в вузы России // Известия Томского политехнического университета. 2010. № 6. С. 128–134.
4. Гаврилов К.А., Рязанцев С.В., Яценко Е.Б. Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2012. 2017 с.
5. Ваулина Л.Н., Коношенко Н.А. Межкультурная адаптация иностранных студентов // Вестник КГУ. 2014. № 3. С. 225–227.
6. Гребенникова И.А. Адаптация иностранных студентов: механизм и факторы // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-inostrannyh-studentov-mehanizm-i-faktory (дата обращения: 14.08.2018).
7. Погукаева А.В., Коберник Л.Н., Омельянчук Е.Л. Адаптация иностранных студентов в российском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24651 (дата обращения: 16.08.2018).
8. Ващинская Е.А. Компетенция социального взаимодействия будущего педагога // В мире научных открытий. 2012. № 11. С. 206–215.
9. Коларькова О.Г. Профессиональное самоопределение иностранных студентов в условиях педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2010. 22 с.
10. Грибанова В.А. Исследование активности студенческой молодежи во внеучебной деятельности педагогического вуза // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. С. 152–154.
11. Артюхина А.И., Брель А.К., Танкабекян Н.А., Складановская Н.Н., Жогло Е.Н. Учебная деятельность иностранных студентов в новой социокультурной среде на кафедре химии // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27487 (дата обращения: 25.09.2018).
12. Зеткина И.А., Василькина Л.В., Морозова Е.Н. Социокультурная адаптация детей-мигрантов средствами музейной педагогики // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 4. С. 94–99.
13. Татьянина Т.В. Формирование профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования в условиях культуропорождающей среды вуза // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: мат-лы 5-й Всерос. научно-практ. конф. с международ. участием (г. Ульяновск, 2–3 марта 2017 г.). Ульяновск: Зебра, 2016. С. 371–377.
14. Татьянина Т.В., Кирьякова О.В., Сарасова Т.А. Теоретические основы формирования профессиональной адаптации иностранных студентов в вузе // Профессиональные компетенции в высшей школе. Ульяновск: Зебра, 2018. С. 311–321.
15. Степаненко Е.В. Образовательная среда как системообразующая основа социальной адаптации иностранных студентов // Научный вестник МГТУ ГА. Серия Международная деятельность вузов. 2005. № 94 (12). С. 100–105.
16. Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования // Эйдос. 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 15.08.2018).
17. Иванаевская Е.А. Содержание понятия «компетентность социального взаимодействия учащегося» // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. № 4. С. 333–337.
18. Кодинцева Н.М. Взаимосвязь компетентности социального взаимодействия и психологических особенностей студентов вузов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 2009. 25 с.
19. Селиванова О.А., Родина О.Н. Формирование компетентности социального взаимодействия студентов технического вуза в учебной деятельности // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2. № 3. С. 182–189.
20. Гуковская М.В. Формирование компетенции социального взаимодействия будущего социального педагога в условиях вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2008. 22 с.
21. Кирьякова О.В. Компетенция социального взаимодействия у иностранных студентов: сущность и структура понятия // Современный научный потенциал и перспективные направления теоретических и практических аспектов: сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 9–10 февраля 2018 г.). СПб.: Изд-во КультИнформПресс, 2017. С. 106–107.
22. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.
23. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3–14.
24. Тартур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20–28.
25. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // «Эйдос». 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. (дата обращения: 14.06.2018).
26. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. … докт. пед. наук. Москва, 1997. 193 с 
27. Новикова Л И. Воспитание как педагогическая категория. М.: Педагогика, 2009. 357 с.

Новые реалии нашего времени характеризуются активно протекающими процессами глобализации и миграции, вследствие которых все страны мира «становятся сообщающимися сосудами, позволяющими своим гражданам и культурным феноменам перетекать из одного государства в другое» [1, с. 8]. Учебная миграция стала новой реальностью для российских вузов, в результате чего многие из них столкнулись с проблемой приема и адаптации иностранных студентов, приезжающих в вузы нашей страны получать высшее образование.

Первоочередными для обучающихся становятся задачи профессиональной и социальной адаптации. Они находят проявление при актуализации вопросов образовательной миграции (Е.Е. Письменная [2], Д.В. Полетаев [3], К.А. Гаврилов, С.В. Рязанцев, Е.Б. Яценко [4], Л.Н. Ваулина [5]); адаптации студентов-иностранцев к условиям инокультурной действительности (И.А. Гребенникова [6], А.В. Погукаева, Л.Н. Коберник, Е.Л. Омельянчук [7]); специфики содержания и процесса образования иностранных студентов (Е.А. Ващинская [8], О.Г. Коларькова [9], В.А. Грибанова [10], А.И Артюхина, А.К. Брель и др. [11])

Изучение трудов этих и других [12–14] исследователей показывает, что пребывание иностранных студентов в российском вузе, особенно в адаптационный период, связано с ломкой стереотипов, стрессами и тревожностью. Кроме того, приезжая в чужую страну получать образование, иностранные студенты испытывают трудности, связанные с незнанием законов, правил и норм поведения, принятых в обществе, недостаточно высоким уровнем владения русским языком и т.д. Сложный процесс интеграции обучающихся в новый социум сопряжен как с необходимостью принятия себя в новой социальной роли «студента», так и решением целого комплекса локальных задач: налаживанием социальных контактов, преодолением языкового барьера, избавлением от стереотипного восприятия представителей иной культуры, развитием терпимого и толерантного отношения к участникам межкультурного социального взаимодействия, принятием ценностей окружающего общества.

Обозначенные проблемы затрудняют дидактическое, социально-психологическое взаимодействие иностранных студентов с субъектами образовательного процесса в вузе. Вместе с тем, как показывает анализ научной литературы по проблеме исследования (Е.Д. Максимчук, Е.В. Степаненко [15] и др.), процесс оптимизации взаимодействия становится возможным при условии приведения субъекта адаптации в соответствие с нормами и направлениями развития образовательной среды. Происходит усвоение иностранцами социальной роли студента, обеспечивающее успешное освоение учебного материала, адекватное отношение к требованиям образовательного процесса, а значит, и нормам социокультурного и межличностного взаимодействия. Основой социальной адаптации становятся отношения объекта и субъекта – иностранного студента и администрации, профессорско-преподавательского состава вуза, а также образовательной среды, претерпевающей изменения в соответствии с целенаправленными плановыми действиями [15, с. 101].

При таком подходе актуализируется проблема овладения иностранными студентами ключевыми компетенциями. Они находят проявление в способности эффективно решать спектр стандартных и нестандартных задач, возникающих в самых разных жизненных ситуациях при взаимодействии с окружающими людьми. Так или иначе, решение задачи, прежде всего, обеспечивается личностной палитрой ценностей, субъектным опытом. Однако компетенция основывается на приобретенных навыках, знаниях и опыте, которые обеспечивают способности для выполнения поставленной задачи или осуществления определенной деятельности. Ключевые компетенции, являясь универсальными и надпредметными, при успешном освоении их иностранными студентами требуют приращения знаний, способов деятельности обучающихся по развитию способности брать на себя ответственность, проявлять инициативу, совместно вырабатывать решения и участвовать в их реализации, проявлять толерантность к разным этнокультурам и религиям, сопряженность личных интересов с потребностями общества.

Одной из важнейших ключевых компетенций, формирование которой позволяет иностранным студентам приспосабливаться к жизни в чужой стране, эффективно осуществлять межличностное общение, устанавливать и поддерживать контакты, является компетенция социального взаимодействия. В этой связи проблема ее формирования у указанной группы обучающихся приобретает особую актуальность.

Изучение научных трудов по теме исследования позволяет сделать вывод, что в современной литературе существует широкий пласт работ, авторы которых, так или иначе, обращаются к изучению и описанию компетенции социального взаимодействия в контексте социальной, культурной, языковой адаптации студентов.

Отправной точкой изучения трудов по теме исследования явилась теория И.А. Зимней. Само понятие «компетенция» И.А. Зимняя связывает с внутренними, потенциальными, психологическими новообразованиями человека, к которым относит представления, знания, выстраиваемые на их основе программы действий, основанные на сформированной системе ценностей и отношений [16]. Раскрывая содержание компетенции социального взаимодействия как ключевой, «обеспечивающей нормальную жизнедеятельность человека в обществе», она указывает на субъекты и содержание возможных взаимодействий «с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами», а в качестве свойств и характеристик данной компетенции выделяет конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, социальную мобильность, уважение и принятие человека другой расы, национальности, религии, статуса и др. [16].

Педагогический контекст компетенции социального взаимодействия раскрывается в понимании ее как личностного качества, интегративной характеристики, формируемой у человека в процессе обучения.

Так, Е.А. Иванаевская сущность компетенции социального взаимодействия учащегося усматривает в его способности эффективно решать социальные задачи. К ним в первую очередь относятся умения добиваться взаимопонимания, являться успешным организатором и участником совместной деятельности, избегать и решать конфликты, проявлять толерантность и др. Автор обращает внимание на зависимость принятого решения от имеющихся у человека знаний, наличия учебного и жизненного опыта, ценностей, наклонностей [17, c. 333].

Отдельные исследователи (М.В. Гуковская, Н.М. Кодинцева, О.А. Селиванова, О.Н. Родина и др.) обращаются к различным аспектам компетенции социального взаимодействия сквозь призму ее формирования у обучающихся в вузе. Принципиально важными в контексте данного исследования являются позиции ученых, рассматривающих компетенцию социального взаимодействия:

– как «систему интеллектуальных (социальные знания, умения) и поведенческих ресурсов (навыки, модели и способы социального поведения), которые обеспечивают социальную активность и решение проблемных ситуаций социального взаимодействия в формальной и неформальной сферах человеческих взаимоотношений» [18, c. 6];

– как «личностное качество, проявляющееся в ситуациях социально-профессионального взаимодействия (учебной, внеучебной и профессиональной деятельности) в способности (готовности) устанавливать взаимопонимание (принятие и разделение целей, мотивов, установок партнеров) и отношения взаимопомощи, осуществлять регуляцию межличностного взаимодействия, эффективно профилактировать формирующиеся и преодолевать возникающие трудности» [19, c. 186];

– как «практическую готовность к осуществлению социального взаимодействия со специалистами различного профиля с целью использования потенциальных возможностей социума для разрешения социально-педагогических проблем» [20, c. 7].

Целесообразной является точка зрения О.Г. Коларьковой, которая, исследуя вопросы профессионального самоопределения иностранных студентов педагогического вуза, связывает их успешность с реализацией условий. К ним в первую очередь она относит учет национально-культурных особенностей обучающихся, активизацию научно-познавательной и исследовательской деятельности, интеграцию образовательных программ по профилю и программ педагогических дисциплин при максимальной технологизации процесса профессионального определения личности [9, с. 11].

Данная точка зрения видится вполне оправданной. Поиск действенных педагогических условий ее формирования у иностранных студентов во внеучебной деятельности в вузе определяет проблему заявленного исследования. Решение проблемы связано как с проектированием модели формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов, разработкой диагностического инструментария выявления динамики данного процесса, так и с определением и апробацией педагогических условий, при которых процесс овладения иностранными студентами компетенцией социального взаимодействия становится эффективным.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации структурно-функциональной модели формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов во внеучебной деятельности и верификации педагогических условий эффективного функционирования этой модели.

Материалы и методы исследования

Проблемное поле заявленного исследования потребовало изучения и анализа психолого-педагогической научной литературы разных жанров: монографий, учебно-методических пособий, статей, материалов научно-практических конференций и др. В то же самое время учитывались условия реальной образовательной практики в Мордовском государственном педагогическом институте (МГПИ) им. М.Е. Евсевьева. Определение методологических подходов, выявление теоретических основ исследования осуществлялось на основе применения как теоретических (анализ, синтез, систематизация, обобщение, аналогия, моделирование), так и эмпирических (наблюдение, сравнение, описание) методов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Таким образом, можно констатировать, что существует ряд мнений отечественных ученых относительно понимания сущности компетенции социального взаимодействия. Известный нам круг авторов определяет ее как готовность к взаимодействию, систему знаний и поведенческих ресурсов, способность эффективно решать задачи или даже личностное качество.

Пытаясь прояснить природу социальных отношений и компетентности, большинство ученых выделяют компоненты компетенции социального взаимодействия: мотивационный компонент (мотивы, побуждающие к проявлению личностного свойства в деятельности, поведении человека); когнитивный компонент (знания средств, способов выполнения действий, технологий решения социальных задач, правил и норм поведения); деятельностный компонент (умение действовать в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях); аксиологический компонент (ценностно-смысловое отношение к социальному взаимодействию) [19]. Содержательное наполнение данных компонентов согласно теме исследования, особенностям контингента иностранных студентов МГПИ им. М.Е. Евсевьева, специфике вуза позволило выстроить компонентный состав компетенции социального взаимодействия и сделать его анализ [21].

Безусловно, решению этих и других вопросов способствовала «принципиальная методологическая ориентация исследования» (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин [22]). Выбор компетентностного и средового подходов для данного исследования обусловлен спецификой изучаемого феномена.

В проводимом исследовании компетентностный подход (В.И. Байденко [23], Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Лебедев, Ю.Г. Татур [24], А.В. Хуторской [25]) призван обеспечить формирование у иностранных студентов компетенции социального взаимодействия путем присвоения необходимых социокультурных, психологических и профессионально-педагогических знаний, развития у них необходимых умений и навыков, опыта деятельности. Использование данного подхода в исследовании задает его направленность на получение личностных и социально-интегрированных результатов, что обеспечивается накоплением иностранными студентами личностных ресурсов для осуществления эффективного социального взаимодействия.

Формирование компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов позволит им быстрее и эффективнее адаптироваться к жизни в России, что повлечет за собой ускорение интеграции в окружающее их общество, а именно принятие нового для них социального окружения, системы его ценностей, уклада жизни, будет способствовать преодолению языкового и культурного барьеров, упростит установление и поддержание контактов в разных сферах. Устранение или ослабление этих важных проблем в свою очередь поспособствует устранению связанных с ними препятствий для их профессиональной подготовки в вузе.

Успешность в решении этих и других задач во многом обеспечивается созданием благоприятной для иностранных студентов среды. Анализ научной литературы показывает, что значение среды в воспитании признавали А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.Н. Сорока-Росинский, М.М. Пистрак, и др. Ж.Ж. Руссо, М. Монтессори и др. Сегодня их идеи продолжают свое развитие в трудах А.В. Евстифеева, Н.Е. Щурковой, Л.И. Новиковой, Ю.С. Мануйлова, М.В. Циулиной, Г.Г. Шека, Д.Н. Митина, И.И. Сулимы и др.

В общем смысле среда есть «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [26, с. 59]. Однако есть и другое понимание среды как мощного преобразующего инструмента. Вслед за Ю.С. Мануйловым в данном исследовании будем определять понятие «среда» как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность. Посредствовать – значит побуждать, помогать, порождать что-либо. Опосредовать – означает преломлять, обогащать, облагораживать и пр. Осреднять – означает типизировать (не отождествлять со стандартизацией) [27].

Такое понимание средового подхода к формированию компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов предполагает использование возможностей образовательно-воспитательной среды вуза. Использование данного подхода подразумевает специальную организацию среды вуза, а через нее – оказание содержательного и организационного влияния на иностранных студентов. Обладая адаптивностью, гибкостью, среда будет органично принимать созданные педагогические условия, при которых процесс формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов будет успешным. Гипотетически – организуя специальную образовательно-воспитательную среду вуза, возможно оказание опосредованного, многостороннего, но целенаправленного, педагогически оправданного воздействия на иностранных студентов, способствующего решению поставленной нами задачи по формированию у них компетенции социального взаимодействия.

Выводы

Вопросы, связанные с обучением, воспитанием, профессиональной подготовкой иностранных студентов в вузе, получают широкое распространение и активно дискутируются в современной научной литературе. Однако формирование компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов не становилось на сегодняшний день предметом специального научного исследования.

Осмысление содержания ведущего понятия «компетенция социального взаимодействия», определение теоретико-методологической базы проблемы ее формирования у иностранных студентов приводит к выводу о прогностическом потенциале заявленного исследования. Контекст данной работы обусловлен поиском действенных путей и адекватных средств, проектированием образовательно-воспитательной среды вуза и апробацией педагогических условий, при которых процесс формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов становится максимально эффективным.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева) по теме «Формирование компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов во внеучебной деятельности».


Библиографическая ссылка

Кирьякова О.В., Татьянина Т.В. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 10-1. – С. 208-212;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37725 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674