Искусство, как средство преобразования внутренних ресурсов человека, способствует творческому осмыслению окружающего мира, формированию общечеловеческих ценностей, а значит, воспитанию гармонично развитой личности. Обновление содержания системы образования в рамках нацпроекта «Образование» позволяет рассматривать искусство как основу исторических и культурных традиций, как средство развития образовательного пространства.
Одним из новых практико-ориентированных направлений развития педагогической науки является арт-педагогика (Н.А. Вершинина, Л.А. Ивахнова, Е.Н. Кузнецова, Н.Ю. Сергеева), которая открывает безграничные возможности, в том числе и для педагогов-практиков. Как синтез педагогики и искусства, она способна решать педагогические задачи не только с помощью искусства, но и творческой деятельности, и не может быть аналогом или заменой терапии [1, с. 71]. Дополняя художественное образование и воспитание, арт-педагогика не ставит цели специального серьёзного художественного образования. (Е.Н. Кузнецова, Н.Ю. Сергеева, Л.А. Маковец, Е.В. Таранова).
В последние десятилетия в России возрос интерес к возможностям профессионального применения потенциала искусства (народного, классического) для совершенствования процесса образования, о чём свидетельствуют научные исследования учёных: Е.А. Медведевой, Н.Ю. Сергеевой, А.Ю. Сметаниной, О.В. Шатуновой, А.У. Уматовой, Е.В. Тарановой и др. Многоаспектность использования арт-педагогики в практической деятельности специалистов позволяет обозначить следующие направления: нравственное воспитание дошкольников и школьников (А.Г. Кузнецова, А.Ю. Сметанина, Е.В. Таранова, А.У. Уматова и др.); физическое воспитание студентов и школьников (Т.А. Соколова, М.В. Катренко, Н.Ю. Шумакова и др.); профессиональная подготовка будущих учителей (Л.А. Ивахнова, Н.Ю. Сергеева, Ж.С. Валеева, С.А. Тяглова и др.). Сегодня ведётся поиск инновационных технологий, методов и приёмов привлечения искусства, его видов и жанров в образовательный процесс.
Материалы и методы исследования
Целью нашего исследования стало теоретическое обоснование, практическая разработка и экспериментальная проверка эффективности введения арт-педагогических средств в изобразительную деятельность старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности и значение развития изобразительной деятельности в образовании и воспитании детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить теоретические основы проблемы развития изобразительной деятельности детей 5–7 лет.
3. Определить влияние арт-педагогических средств на выразительность образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста.
4. Обосновать педагогические условия формирования у старших дошкольников умений, влияющих на уровень развития изобразительной деятельности.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанных методов, приёмов, способов формирования у старших дошкольников умений создавать в рисовании выразительный образ средствами арт-педагогики для развития изобразительной деятельности.
Предмет исследования: содержание и методика формирования у старших дошкольников умений создавать в рисовании выразительный образ.
Объект исследования: процесс изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Методами исследования стали:
– анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, позволивший изучить теоретические основы проблемы развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста и его значение для всестороннего развития детей.
– эксперимент, проводимый на базе дошкольного образовательного учреждения. Для реализации программы дополнительного образования «Образ. Творчество. Дошкольник» были созданы условия: занятия проходили во второй половине дня в кабинете изодеятельности, один раз в неделю в рамках изостудии. Два занятия по 30 мин проходили вместе с интервалом в 10 мин, позволяющим использовать художественно-развивающие игры, динамические паузы, конструктивные беседы, «минутки любования» и т.д. Тем самым экономилось время на организацию рабочих мест. Программа представляла комплекс творческих заданий, организацию восприятия произведений искусств (изобразительное, словесное, музыкальное). В задачи входило знакомство со средствами выразительности искусства и художественных детских работ и их использование в детской изобразительной деятельности. Часть заданий была направлена на изучение новых техник рисования и технических приёмов, не используемых воспитателями в основной программе дошкольного учреждения и во внеурочной деятельности. Кроме этого, в эксперименте было использованы наблюдение и анализ продуктов детской изобразительной деятельности. В исследовании участвовало две группы по 12 воспитанников: экспериментальная и контрольная, в которой испытуемые не посещали изостудию.
Необходимость привлечения средств арт-педагогики в образовательный процесс дошкольных учреждений обусловлена важностью данного периода для формирования эстетических чувств и накопления творческого потенциала (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и чувственного познания окружающего мира (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина). Познание средствами разных видов искусств обогащает эстетический опыт ребёнка и содействует его творческому проявлению в изодеятельности.
Привлечение арт-педагогических средств обусловлено существованием противоречий на современном этапе гуманитаризации образования:
– между потребностью общества в гуманистически развитой личности и недооценкой возможностей воспитанников к творческому освоению искусства в дошкольных учреждениях;
– между требованиями Государственного стандарта в развитии предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства и отсутствием условий для систематической деятельности в данном направлении в дошкольных учреждениях;
– между потребностью общества в переосмыслении форм приобщения детей дошкольного возраста к искусству и традиционной практикой организации данной деятельности.
Воздействуя на ребёнка эмоционально, произведения искусства развивают познавательный интерес и художественный вкус, способствуют личностному росту ребёнка, содействуют развитию эмоционально-образного познания, эстетическому отношению к художественной деятельности. Искусство способно формировать эстетические чувства дошкольника, положительно влиять на его художественное развитие, обогащать опыт творческой деятельности при условии организации деятельности. Детское изобразительное творчество – это «процесс корреляции ребёнком личностного опыта и художественно-изобразительного потенциала в процессе усвоения традиций искусства» [2, с. 47]. Этот опыт позволяет ребёнку в старшем дошкольном возрасте видеть разницу между реальным и изображаемым и оценивать произведения искусства, высказывая своё отношение к ним.
Реализация программы художественной направленности «Образ. Творчество. Дошкольник» позволила использовать средства арт-педагогики для решения таких педагогических задач, как:
– создание условий для проявления познавательного интереса, обогащения представлений об окружающем мире и мотивации на изобразительную деятельность,
– развитие восприятия художественных образов в произведениях искусств, детских творческих работах и осознание детьми взаимосвязи между образами и средствами выразительности;
– воспитание интереса к произведениям искусства (музыкального, словесного, изобразительного), формирование элементарных представлений о его видах и жанрах;;
– ознакомление с «языком» искусства (средствами образной выразительности, техниками и техническими приёмами) и содействие желанию использовать средства выразительности на практике;
– овладение изобразительными техниками, приемами и навыками в работе с художественными материалами, так как умение обращаться с ними способствует развитию и самовыражению ребёнка [3].
Отличительной особенностью данной программы является реализация задач образной выразительности. Работа над созданием образа проходит в несколько этапов (4–5 занятий), включая восприятие произведений искусства, эскизирование на этапе «замысливания» образа, подбор техник, технических приёмов и использование их сочетаний, выполнение творческих заданий – упражнений. Часть заданий – знакомство с новыми техниками рисования (1–2 занятия на технику): «Потрескавшийся воск», «Монотипия пейзажная», «Грифонаж», «Акварель + фломастеры» и др. Изучаемые техники мы рассматриваем в произведениях художников и в детских художественных работах сверстников. Обязательное условие – восприятие нескольких вариантов произведений. При восприятии ребенок учится не только воспринимать, но и осмысливать художественный образ произведения, эмоционально переживать его, находить изобразительно-выразительные средства для воплощения собственного видения образа в своей изобразительной деятельности.
Основополагающими признаками арт-педагогики является процесс, в котором «взаимосвязаны художественное развитие, эстетическое воспитание, обучение и художественно-творческая деятельность» [4, с. 63]. При этом воспитательные задачи способствуют формированию личностных качеств, отношения к себе, другому человеку, обществу, природе. Их выполнение помогает при организации коллективной деятельности, в отношениях между педагогом и воспитанниками, в приобретении коммуникативных навыков. О приоритете воспитательных целей в арт-педагогической деятельности «говорят» исследования Е.В. Тарановой, А.Г. Кузнецовой, А.У. Уматова и др. Благодаря их решению создаются условия, благоприятно влияющие на адаптацию личности в социуме, на развитие её самостоятельности и отзывчивости.
Решение развивающих задач в изобразительной деятельности дошкольников способствовало развитию мотивационной, эмоционально-ценностной сферы; развитию психических процессов; этических и эстетических чувств. Решение образовательных (технических) задач было направлено на развитие трудовых навыков, технических умений и приёмов; на ознакомление детей с новыми техниками рисования. В программу вошли творческие задания с эскизной проработкой образа; художественно-развивающие игры; экскурсии в музей изобразительного искусства, проблемные и игровые ситуации, направленные на решение задач образной выразительности рисунков.
Используемые нами средства арт-педагогики: произведения искусства, процесс восприятия, художественно-развивающие игры, нетрадиционные техники и технические приёмы рисования, дидактические пособия, организация выставок, артзанятия и др. – способствовали развитию эстетического отношения к произведениям искусства и обогащения художественного образа в изобразительной деятельности детей. Например, в рисовании на тему «Натюрморт для мамы» у многих детей появилось желание нарисовать для мамы её любимые цветы как на репродукциях с картин художников, дополнить фон рисунка интересными деталями. Особый интерес у дошкольников вызвало использование в рисовании печатей из ластика, поролона и короткостриженых кистей для приёмов «тычком» и «прокручивание». Практика показала, что в технике «Граттаж» детям не интересен длительный процесс подготовки бумаги с помощью воска, поэтому мы использовали желток. Поверхность бумаги становится глянцевой и на неё легко ложится тушь без добавок.
Для определения уровня развития способностей, влияющих на образную выразительность детских рисунков, была выбрана и адаптирована методика «Критерии оценки и показатели уровня художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста». Н.В. Шайдуровой [5, с. 127]. Были выделены критерии выразительности детского рисунка:
1. Технологичность. Владение специальными художественно-изобразительными знаниями, умениями, навыками. В процессе изобразительной деятельности и в её продуктах (рисунках) учитывалось: умение передавать форму предмета, соблюдение пропорций; владение формообразующими движениями; плановое построение композиции, умение пользоваться карандашом, кистью и красками.
2. Образность. Развитие способности восприятия произведений искусства. Показателями стали способности: эмоционально реагировать на произведения и высказывать простейшие суждения; проявлять устойчивый интерес к прекрасному; различать виды и жанры изобразительного искусства, видеть их особенности; умение использовать средства образной выразительности.
3. Индивидуальность. Учитывалась творческая активность дошкольника в изодеятельности, к экспериментированию с художественно-выразительными средствами рисунка и живописи, оригинальность замысла, увлечённость и эмоциональность процесса создания образа в рисунке.
При оценивании учитывался уровень проявления интереса, самостоятельности и осознанности применения художественно-выразительных средств.
В процессе проведения арт-занятий решались задачи:
– освоение новых техник и использование технических приёмов для образной выразительности детских рисунков;
– овладение определёнными художественными средствами выражения и отображения;
– развитие творческого воображения, эмоциональной памяти;
– воспитание самоидентификации личности ребёнка;
– приобщение к общечеловеческим ценностям.
Арт-занятие – это форма организации образовательной деятельности и педагогического взаимодействия, построенная на интеграции художественного и учебно-воспитательного содержания. Особенностями организации арт-педагогического занятия в дошкольном образовательном учреждении является решение педагогических задач средствами искусства (не коррекционных) с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников с целью развития их познавательного интереса и желания в самореализации.
Структурно арт-занятие с детьми старшего дошкольного возраста планировалось как система этапов:
1. Мотивационно-установочный этап необходим для установления мотивационного компонента. Для дошкольников он может быть игровым, познавательным, созидательным, личностным и т.д. Создание проблемной ситуации, игровые приёмы способствуют развитию мотивации и помогают педагогу выстраивать этапы деятельности.
2. Организационный этап – этап планирования деятельности детей. В арт-педагогике всегда есть место импровизации, поэтому данный этап позволяет педагогу внести коррективы в запланированную им деятельность. Для детей цели могут быть игровыми, например игра-путешествие, в процессе которого решаются педагогические задачи.
3. Этап совместной деятельности может быть выделен в отдельный этап, а может входить в индивидуальную работу с детьми в процессе изобразительной деятельности. На этом этапе мы используем эскизы и черновики, на которых педагог может повторить для конкретного ребёнка важную часть информации или объяснить материал по-новому, учитывая его индивидуальные особенности. Этот приём даёт дошкольнику возможность выбора пути решения проблемы, не претендуя на самостоятельность его творческого решения. Например, показ новой техники рисования и знакомство с этой техникой на примере репродукций картин.
4. Этап самостоятельной деятельности присутствует на всех практико-ориентированных занятиях и является важным в плане выполнения творческого задания. Педагог должен быть готовым к импровизации как проявлению детской инициативы.
5. Оценочно-рефлексивный этап необходим педагогу для выявления уровня понимания и усвоения материала детьми. Детям – для осознания того, чему они научились, что узнали нового для себя, где смогут применить знания и умения. Рефлексия эмоционального состояния и настроения позволяет педагогу выявить эмоциональный настрой и уровень удовлетворённости воспитанников от проведённого занятия и оценить свою деятельность.
Арт-педагогическое занятие воздействует на эстетическую и эмоционально-нравственную сферу личности ребёнка, упрощает процесс общения педагога и воспитанника. Оно способно вооружить дошкольника механизмами самореализации и саморазвития, а значит, помочь ему в решении проблемы образной выразительности. Педагог, по мнению специалистов, должен уметь формировать свой стиль деятельности, ломая привычные стереотипы; испытывать потребность в самообразовании и самореализации. При проведении арт-педагогической деятельности педагогу необходимо знать основы педагогического творчества, владеть основами риторики, драматургии, умением применять их на практике и быть готовым к импровизации.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведённый нами эксперимент подтвердил гипотезу о том, что развитие изобразительной деятельности детей 5–7 лет средствами арт-педагогики будет эффективным, если в процессе обучения будут учтены теоретические основы развития изобразительной деятельности; включены средства арт-педагогики в содержание и методику обучения рисованию; занятия будут направлены на образную выразительность в рисунках детей; процесс обучения будет осуществляться во взаимодействии восприятия с практической изобразительной деятельностью.
В рисунках детей экспериментальной группы отмечена оригинальность замысла, которая базируется на наблюдениях и впечатлениях, полученных во время реализации программы. Восприятие произведений искусства и художественных детских работ расширило границы представлений дошкольников о художественно-выразительных средствах искусства. Выбор художественного материала, практическое освоение разнообразных техник рисования облегчили процесс создания образа. Приобретённые знания, умения, навыки помогли дошкольникам в создании образов, что положительно повлияло на выразительность рисунков, а значит, на развитие изобразительной деятельности в целом.
Научная новизна исследования проблемы развития изобразительной деятельности заключается в использовании арт-педагогических средств для положительного влияния на образную выразительность рисунков детей 5–7 лет. Уточнено содержание понятия «арт-занятие» для детей старшего дошкольного возраста и особенности его проведения. Для диагностики выразительности в детском рисунке уточнены критерии оценки (технологичность, индивидуальность, образность) и показатели уровня сформированности выразительности в детском рисунке.
Заключение
Исследование показало, что рост уровня восприятия обусловливает качественные изменения в степени овладения детьми средствами образной выразительности при создании рисунков. Также наше исследование выявило зависимость уровня восприятия от включения в него различных средств арт-педагогики, которые содействуют нахождению ребенком различных способов воплощения замысла и положительно влияют на технику рисования в процессе изобразительной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация программы дополнительного образования с использованием разнообразных средств арт-педагогики положительно влияет на развитие изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста и может быть применена в практике работы дошкольных учреждений.