Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ПЕДАГОГИКИ

Решетникова Е.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
В статье обозначена многоаспектность использования арт-педагогики в практической деятельности специалистов. Обоснована необходимость введения арт-педагогики в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений на современном этапе развития образования. Подчёркнута актуальность раскрытия творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства (скульптура, графика, живопись) и необходимость целенаправленной организации восприятия его произведений для обогащения художественно-эстетического опыта воспитанников. Обозначены педагогические задачи, решаемые средствами искусства на практике в арт-педагогической деятельности. Описан опыт применения средств арт-педагогики для формирования эстетического отношения к произведениям искусства и обогащения художественного образа в творчестве детей 5–7 лет. Дано определение арт-занятия, описана структура и особенности его проведения в дошкольном образовательном учреждении. Раскрыто значение использования средств арт-педагогики для детского творчества. Описаны требования к педагогу. В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности были решены задачи художественно-эстетического восприятия, ознакомления с художественно-выразительными средствами искусства и задачи, способствующие овладению новыми техниками и техническими приёмами рисования. Решение этих задач позволило определить уровень развития способностей, положительно влияющих на художественно-образную выразительность в детских рисунках.
арт-педагогика
искусство
восприятие
дошкольники
изобразительная деятельность
дополнительное образование
1. Сергеева Н.Ю. К вопросу о содержании понятия «арт-педагогика» // Вестник докторантов, аспирантов, студентов: ЧГПУ. 2008. Т. 2. № 1 (11). С . 114–120.
2. Погодина С.В. Сущность детского изобразительного творчества // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2012. № 3. С. 46–48. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-detskogo-izobrazitelnogo-tvorchestva (дата обращения: 11.06.2019).
3. Савлучинская Н.В., Павлова М.С. Теория и методика применения арт-педагогических технологий в работе с детьми // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24509 (дата обращения 17.06.2019).
4. Ивахнова Л.А. Арт-педагогика в подготовке учителей изобразительного искусства // Вестник образования ОмГПУ. 2015. № 4 (8). С. 63–65. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-pedagogika-v-podgotovke-uchiteley-izobrazitelnogo-iskusstva (дата обращения: 25.06.2019).
5. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: учеб. пособие. М.:ТЦ Сфера, 2010. 160 с.

Искусство, как средство преобразования внутренних ресурсов человека, способствует творческому осмыслению окружающего мира, формированию общечеловеческих ценностей, а значит, воспитанию гармонично развитой личности. Обновление содержания системы образования в рамках нацпроекта «Образование» позволяет рассматривать искусство как основу исторических и культурных традиций, как средство развития образовательного пространства.

Одним из новых практико-ориентированных направлений развития педагогической науки является арт-педагогика (Н.А. Вершинина, Л.А. Ивахнова, Е.Н. Кузнецова, Н.Ю. Сергеева), которая открывает безграничные возможности, в том числе и для педагогов-практиков. Как синтез педагогики и искусства, она способна решать педагогические задачи не только с помощью искусства, но и творческой деятельности, и не может быть аналогом или заменой терапии [1, с. 71]. Дополняя художественное образование и воспитание, арт-педагогика не ставит цели специального серьёзного художественного образования. (Е.Н. Кузнецова, Н.Ю. Сергеева, Л.А. Маковец, Е.В. Таранова).

В последние десятилетия в России возрос интерес к возможностям профессионального применения потенциала искусства (народного, классического) для совершенствования процесса образования, о чём свидетельствуют научные исследования учёных: Е.А. Медведевой, Н.Ю. Сергеевой, А.Ю. Сметаниной, О.В. Шатуновой, А.У. Уматовой, Е.В. Тарановой и др. Многоаспектность использования арт-педагогики в практической деятельности специалистов позволяет обозначить следующие направления: нравственное воспитание дошкольников и школьников (А.Г. Кузнецова, А.Ю. Сметанина, Е.В. Таранова, А.У. Уматова и др.); физическое воспитание студентов и школьников (Т.А. Соколова, М.В. Катренко, Н.Ю. Шумакова и др.); профессиональная подготовка будущих учителей (Л.А. Ивахнова, Н.Ю. Сергеева, Ж.С. Валеева, С.А. Тяглова и др.). Сегодня ведётся поиск инновационных технологий, методов и приёмов привлечения искусства, его видов и жанров в образовательный процесс.

Материалы и методы исследования

Целью нашего исследования стало теоретическое обоснование, практическая разработка и экспериментальная проверка эффективности введения арт-педагогических средств в изобразительную деятельность старших дошкольников.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности и значение развития изобразительной деятельности в образовании и воспитании детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучить теоретические основы проблемы развития изобразительной деятельности детей 5–7 лет.

3. Определить влияние арт-педагогических средств на выразительность образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста.

4. Обосновать педагогические условия формирования у старших дошкольников умений, влияющих на уровень развития изобразительной деятельности.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанных методов, приёмов, способов формирования у старших дошкольников умений создавать в рисовании выразительный образ средствами арт-педагогики для развития изобразительной деятельности.

Предмет исследования: содержание и методика формирования у старших дошкольников умений создавать в рисовании выразительный образ.

Объект исследования: процесс изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Методами исследования стали:

– анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, позволивший изучить теоретические основы проблемы развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста и его значение для всестороннего развития детей.

– эксперимент, проводимый на базе дошкольного образовательного учреждения. Для реализации программы дополнительного образования «Образ. Творчество. Дошкольник» были созданы условия: занятия проходили во второй половине дня в кабинете изодеятельности, один раз в неделю в рамках изостудии. Два занятия по 30 мин проходили вместе с интервалом в 10 мин, позволяющим использовать художественно-развивающие игры, динамические паузы, конструктивные беседы, «минутки любования» и т.д. Тем самым экономилось время на организацию рабочих мест. Программа представляла комплекс творческих заданий, организацию восприятия произведений искусств (изобразительное, словесное, музыкальное). В задачи входило знакомство со средствами выразительности искусства и художественных детских работ и их использование в детской изобразительной деятельности. Часть заданий была направлена на изучение новых техник рисования и технических приёмов, не используемых воспитателями в основной программе дошкольного учреждения и во внеурочной деятельности. Кроме этого, в эксперименте было использованы наблюдение и анализ продуктов детской изобразительной деятельности. В исследовании участвовало две группы по 12 воспитанников: экспериментальная и контрольная, в которой испытуемые не посещали изостудию.

Необходимость привлечения средств арт-педагогики в образовательный процесс дошкольных учреждений обусловлена важностью данного периода для формирования эстетических чувств и накопления творческого потенциала (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и чувственного познания окружающего мира (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина). Познание средствами разных видов искусств обогащает эстетический опыт ребёнка и содействует его творческому проявлению в изодеятельности.

Привлечение арт-педагогических средств обусловлено существованием противоречий на современном этапе гуманитаризации образования:

– между потребностью общества в гуманистически развитой личности и недооценкой возможностей воспитанников к творческому освоению искусства в дошкольных учреждениях;

– между требованиями Государственного стандарта в развитии предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства и отсутствием условий для систематической деятельности в данном направлении в дошкольных учреждениях;

– между потребностью общества в переосмыслении форм приобщения детей дошкольного возраста к искусству и традиционной практикой организации данной деятельности.

Воздействуя на ребёнка эмоционально, произведения искусства развивают познавательный интерес и художественный вкус, способствуют личностному росту ребёнка, содействуют развитию эмоционально-образного познания, эстетическому отношению к художественной деятельности. Искусство способно формировать эстетические чувства дошкольника, положительно влиять на его художественное развитие, обогащать опыт творческой деятельности при условии организации деятельности. Детское изобразительное творчество – это «процесс корреляции ребёнком личностного опыта и художественно-изобразительного потенциала в процессе усвоения традиций искусства» [2, с. 47]. Этот опыт позволяет ребёнку в старшем дошкольном возрасте видеть разницу между реальным и изображаемым и оценивать произведения искусства, высказывая своё отношение к ним.

Реализация программы художественной направленности «Образ. Творчество. Дошкольник» позволила использовать средства арт-педагогики для решения таких педагогических задач, как:

– создание условий для проявления познавательного интереса, обогащения представлений об окружающем мире и мотивации на изобразительную деятельность,

– развитие восприятия художественных образов в произведениях искусств, детских творческих работах и осознание детьми взаимосвязи между образами и средствами выразительности;

– воспитание интереса к произведениям искусства (музыкального, словесного, изобразительного), формирование элементарных представлений о его видах и жанрах;;

– ознакомление с «языком» искусства (средствами образной выразительности, техниками и техническими приёмами) и содействие желанию использовать средства выразительности на практике;

– овладение изобразительными техниками, приемами и навыками в работе с художественными материалами, так как умение обращаться с ними способствует развитию и самовыражению ребёнка [3].

Отличительной особенностью данной программы является реализация задач образной выразительности. Работа над созданием образа проходит в несколько этапов (4–5 занятий), включая восприятие произведений искусства, эскизирование на этапе «замысливания» образа, подбор техник, технических приёмов и использование их сочетаний, выполнение творческих заданий – упражнений. Часть заданий – знакомство с новыми техниками рисования (1–2 занятия на технику): «Потрескавшийся воск», «Монотипия пейзажная», «Грифонаж», «Акварель + фломастеры» и др. Изучаемые техники мы рассматриваем в произведениях художников и в детских художественных работах сверстников. Обязательное условие – восприятие нескольких вариантов произведений. При восприятии ребенок учится не только воспринимать, но и осмысливать художественный образ произведения, эмоционально переживать его, находить изобразительно-выразительные средства для воплощения собственного видения образа в своей изобразительной деятельности.

Основополагающими признаками арт-педагогики является процесс, в котором «взаимосвязаны художественное развитие, эстетическое воспитание, обучение и художественно-творческая деятельность» [4, с. 63]. При этом воспитательные задачи способствуют формированию личностных качеств, отношения к себе, другому человеку, обществу, природе. Их выполнение помогает при организации коллективной деятельности, в отношениях между педагогом и воспитанниками, в приобретении коммуникативных навыков. О приоритете воспитательных целей в арт-педагогической деятельности «говорят» исследования Е.В. Тарановой, А.Г. Кузнецовой, А.У. Уматова и др. Благодаря их решению создаются условия, благоприятно влияющие на адаптацию личности в социуме, на развитие её самостоятельности и отзывчивости.

Решение развивающих задач в изобразительной деятельности дошкольников способствовало развитию мотивационной, эмоционально-ценностной сферы; развитию психических процессов; этических и эстетических чувств. Решение образовательных (технических) задач было направлено на развитие трудовых навыков, технических умений и приёмов; на ознакомление детей с новыми техниками рисования. В программу вошли творческие задания с эскизной проработкой образа; художественно-развивающие игры; экскурсии в музей изобразительного искусства, проблемные и игровые ситуации, направленные на решение задач образной выразительности рисунков.

Используемые нами средства арт-педагогики: произведения искусства, процесс восприятия, художественно-развивающие игры, нетрадиционные техники и технические приёмы рисования, дидактические пособия, организация выставок, артзанятия и др. – способствовали развитию эстетического отношения к произведениям искусства и обогащения художественного образа в изобразительной деятельности детей. Например, в рисовании на тему «Натюрморт для мамы» у многих детей появилось желание нарисовать для мамы её любимые цветы как на репродукциях с картин художников, дополнить фон рисунка интересными деталями. Особый интерес у дошкольников вызвало использование в рисовании печатей из ластика, поролона и короткостриженых кистей для приёмов «тычком» и «прокручивание». Практика показала, что в технике «Граттаж» детям не интересен длительный процесс подготовки бумаги с помощью воска, поэтому мы использовали желток. Поверхность бумаги становится глянцевой и на неё легко ложится тушь без добавок.

Для определения уровня развития способностей, влияющих на образную выразительность детских рисунков, была выбрана и адаптирована методика «Критерии оценки и показатели уровня художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста». Н.В. Шайдуровой [5, с. 127]. Были выделены критерии выразительности детского рисунка:

1. Технологичность. Владение специальными художественно-изобразительными знаниями, умениями, навыками. В процессе изобразительной деятельности и в её продуктах (рисунках) учитывалось: умение передавать форму предмета, соблюдение пропорций; владение формообразующими движениями; плановое построение композиции, умение пользоваться карандашом, кистью и красками.

2. Образность. Развитие способности восприятия произведений искусства. Показателями стали способности: эмоционально реагировать на произведения и высказывать простейшие суждения; проявлять устойчивый интерес к прекрасному; различать виды и жанры изобразительного искусства, видеть их особенности; умение использовать средства образной выразительности.

3. Индивидуальность. Учитывалась творческая активность дошкольника в изодеятельности, к экспериментированию с художественно-выразительными средствами рисунка и живописи, оригинальность замысла, увлечённость и эмоциональность процесса создания образа в рисунке.

При оценивании учитывался уровень проявления интереса, самостоятельности и осознанности применения художественно-выразительных средств.

В процессе проведения арт-занятий решались задачи:

– освоение новых техник и использование технических приёмов для образной выразительности детских рисунков;

– овладение определёнными художественными средствами выражения и отображения;

– развитие творческого воображения, эмоциональной памяти;

– воспитание самоидентификации личности ребёнка;

– приобщение к общечеловеческим ценностям.

Арт-занятие – это форма организации образовательной деятельности и педагогического взаимодействия, построенная на интеграции художественного и учебно-воспитательного содержания. Особенностями организации арт-педагогического занятия в дошкольном образовательном учреждении является решение педагогических задач средствами искусства (не коррекционных) с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников с целью развития их познавательного интереса и желания в самореализации.

Структурно арт-занятие с детьми старшего дошкольного возраста планировалось как система этапов:

1. Мотивационно-установочный этап необходим для установления мотивационного компонента. Для дошкольников он может быть игровым, познавательным, созидательным, личностным и т.д. Создание проблемной ситуации, игровые приёмы способствуют развитию мотивации и помогают педагогу выстраивать этапы деятельности.

2. Организационный этап – этап планирования деятельности детей. В арт-педагогике всегда есть место импровизации, поэтому данный этап позволяет педагогу внести коррективы в запланированную им деятельность. Для детей цели могут быть игровыми, например игра-путешествие, в процессе которого решаются педагогические задачи.

3. Этап совместной деятельности может быть выделен в отдельный этап, а может входить в индивидуальную работу с детьми в процессе изобразительной деятельности. На этом этапе мы используем эскизы и черновики, на которых педагог может повторить для конкретного ребёнка важную часть информации или объяснить материал по-новому, учитывая его индивидуальные особенности. Этот приём даёт дошкольнику возможность выбора пути решения проблемы, не претендуя на самостоятельность его творческого решения. Например, показ новой техники рисования и знакомство с этой техникой на примере репродукций картин.

4. Этап самостоятельной деятельности присутствует на всех практико-ориентированных занятиях и является важным в плане выполнения творческого задания. Педагог должен быть готовым к импровизации как проявлению детской инициативы.

5. Оценочно-рефлексивный этап необходим педагогу для выявления уровня понимания и усвоения материала детьми. Детям – для осознания того, чему они научились, что узнали нового для себя, где смогут применить знания и умения. Рефлексия эмоционального состояния и настроения позволяет педагогу выявить эмоциональный настрой и уровень удовлетворённости воспитанников от проведённого занятия и оценить свою деятельность.

Арт-педагогическое занятие воздействует на эстетическую и эмоционально-нравственную сферу личности ребёнка, упрощает процесс общения педагога и воспитанника. Оно способно вооружить дошкольника механизмами самореализации и саморазвития, а значит, помочь ему в решении проблемы образной выразительности. Педагог, по мнению специалистов, должен уметь формировать свой стиль деятельности, ломая привычные стереотипы; испытывать потребность в самообразовании и самореализации. При проведении арт-педагогической деятельности педагогу необходимо знать основы педагогического творчества, владеть основами риторики, драматургии, умением применять их на практике и быть готовым к импровизации.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведённый нами эксперимент подтвердил гипотезу о том, что развитие изобразительной деятельности детей 5–7 лет средствами арт-педагогики будет эффективным, если в процессе обучения будут учтены теоретические основы развития изобразительной деятельности; включены средства арт-педагогики в содержание и методику обучения рисованию; занятия будут направлены на образную выразительность в рисунках детей; процесс обучения будет осуществляться во взаимодействии восприятия с практической изобразительной деятельностью.

В рисунках детей экспериментальной группы отмечена оригинальность замысла, которая базируется на наблюдениях и впечатлениях, полученных во время реализации программы. Восприятие произведений искусства и художественных детских работ расширило границы представлений дошкольников о художественно-выразительных средствах искусства. Выбор художественного материала, практическое освоение разнообразных техник рисования облегчили процесс создания образа. Приобретённые знания, умения, навыки помогли дошкольникам в создании образов, что положительно повлияло на выразительность рисунков, а значит, на развитие изобразительной деятельности в целом.

Научная новизна исследования проблемы развития изобразительной деятельности заключается в использовании арт-педагогических средств для положительного влияния на образную выразительность рисунков детей 5–7 лет. Уточнено содержание понятия «арт-занятие» для детей старшего дошкольного возраста и особенности его проведения. Для диагностики выразительности в детском рисунке уточнены критерии оценки (технологичность, индивидуальность, образность) и показатели уровня сформированности выразительности в детском рисунке.

Заключение

Исследование показало, что рост уровня восприятия обусловливает качественные изменения в степени овладения детьми средствами образной выразительности при создании рисунков. Также наше исследование выявило зависимость уровня восприятия от включения в него различных средств арт-педагогики, которые содействуют нахождению ребенком различных способов воплощения замысла и положительно влияют на технику рисования в процессе изобразительной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация программы дополнительного образования с использованием разнообразных средств арт-педагогики положительно влияет на развитие изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста и может быть применена в практике работы дошкольных учреждений.


Библиографическая ссылка

Решетникова Е.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ПЕДАГОГИКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 8. – С. 172-176;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37652 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674