Терроризм представляет собой одно из самых опасных и сложных явлений современности, приобретающее все более угрожающие масштабы. Его проявления обычно влекут массовые человеческие жертвы и разрушение материальных и духовных ценностей. Поэтому формирование систем знаний по основам противодействия терроризму должно быть начато с дошкольного возраста.
Всестороннее обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности при терроризме необходимо основывать на комплексном многоступенчатом формировании современного уровня культуры безопасности, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. Но, несмотря то, что существуют огромные информационные ресурсы, посвященные противодействию терактов и борьбе с ними, проблема является актуальной. Поэтому на сегодняшний день вопрос о борьбе с терроризмом важен как для государства, так и для каждого человека [1].
Наиболее полно и целенаправленно проблема исследования изучается в образовательных учреждениях в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» [2, 3]. На сегодняшний день важность изучения данного курса является бесспорной, так как с каждым годом возрастает число чрезвычайных ситуаций, связанных с террористическими актами, как в стране, так и в других государствах, издаются соответствующие указы Президента России и другие нормативно-правовые акты. Безопасность жизнедеятельности и сохранение здоровья поколений – насущная потребность человека, которая является общегосударственной задачей, требующей комплексного стратегического решения [4]. Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) должна способствовать основам формирования здорового образа жизни человека, бережного отношения к своему здоровью (психического, физического, соматического и т.д.), культуры безопасности. Следовательно, ОБЖ можно охарактеризовать как предмет формирующий личность в целом [5].
Цель исследования: разработка элективного курса по антитеррористической безопасности и выявление уровня знаний обучающихся по данной проблеме.
Элективные курсы – это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. Он не повторяет программу базового среднего образования, дополняет его. Обучение проводится в нестандартной форме, что мобилизует внимание и творческие способности учащихся.
В рамках исследования нами был разработан и проведен элективный курс «Культура безопасности при террористической угрозе» (таблица), с помощью вопросов анкеты мы выявили уровень знаний учащихся в области антитерроризма. Исследование проводилось в МБОУ «Средняя школа № 9» г. Нижневартовска среди обучающихся 7 класса, возраст которых от 12 до 13 лет. Это возраст – период взросления, который характеризуется как психологическими, так и физическими изменениями [6]. Исследование проводилось в 7А классе – 27 человек (экспериментальная группа) и 7Б классе – 25 человек (контрольная группа). В 7А классе был проведён элективный курс, 7Б изучал темы школьной программы. Учащимся было предложено анонимно ответить на вопросы анкеты. Анонимность была гарантирована. Результаты исследования обоих классов приведены ниже.
Тематический план элективного курса
Тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
1. Введение. Анкетирование. Ознакомительный курс |
2 |
1 |
1 |
2. Понятие о терроризме |
2 |
1 |
1 |
3. Изучение истории терроризма |
1 |
1 |
|
4. Виды терроризма |
2 |
2 |
|
5. Ответственность за участие в терроризме |
1 |
1 |
|
6. Известные террористические акты |
5 |
2 |
3 |
7. Азбука терроризма |
1 |
1 |
|
8. Правила поведения при терроризме |
3 |
1 |
2 |
9. Защита проектов по антитерроризму |
5 |
1 |
4 |
10. Скажем терроризму «нет»! |
3 |
3 |
|
11. Террористические угрозы в интернет-пространстве |
4 |
4 |
|
12. Игра «Мы против террора» |
3 |
3 |
|
13. Анкетирование |
1 |
1 |
|
14. Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
Итого: |
34 ч |
Ответы на вопрос «Терроризм – это идеология…?» (дополните предложение) распределились следующим образом (рис. 1): ученики из 7А класса ответили верно – 16 человек, 11 человек – неверно, учащиеся 7Б – 14 человек ответили правильно на вопросы и 11 человек – ответили неверно. Следовательно, большинство обучающихся знают, что такое терроризм.
Рис. 1. Количество верных и неверных ответов на вопрос «Терроризм – это идеология…?»
Рис. 2. Количество верных и неверных ответов на вопрос «Какие виды терроризма существуют?»
Рис. 3. Количество верных и неверных ответов на вопрос «В какой стране впервые появилось понятие «терроризм»?»
Рис. 4. Количество верных и неверных ответов на вопрос «Террорист» – это...?»
Далее мы выяснили, какие виды терроризма знают опрошенные (рис. 2). Анализ ответов показал, что респонденты достаточно хорошо разбираются в видах терроризма. В 7А классе 19 человек ответили верно, в 7Б классе 16 человек ответили верно.
На вопрос о том, в какой стране впервые появилось понятие «терроризм», дали правильный ответ 21 обучающийся в 7А классе, в 7Б классе ответили верно всего 10 человек, что показывает положительную динамику знаний в классе, где проводился элективный курс (рис. 3).
На вопрос «Террорист» – это…?» (дополните предложение) обучающиеся ответили верно 24 человека в 7А классе, и только 3 человека ответили неверно. В 7Б классе ответы распределились следующим образом: 18 человек – ответили верно и 7 человек – ответили неверно (рис. 4).
На диаграмме (рис. 5) можно увидеть, что 18 учащихся ответили верно в 7А классе, в 7Б классе – 11 человек. Большинство опрошенных в 7Б классе не знают цели террористов, следовательно, не знают, как себя вести при угрозе террористических актов.
Рис. 5. Количество верных и неверных ответов на вопрос «Что является главной целью террориста?»
Рис. 6. Количество верных и неверных ответов на вопрос «Что такое террористический акт?»
Рис. 7. Количество верных и неверных ответов на вопрос «Какую ответственность несёт человек, совершивший террористический акт?»
Рис. 8. Количество верных и неверных ответов на вопрос «Как нужно себя вести, если вы оказались в заложниках?»
Рис. 9. Количество верных и неверных ответов на вопрос «Какие вещества и предметы используют террористы в качестве орудия преступления?»
Рис. 10. Количество правильных ответов в экспериментальной (7А класс) и контрольной (7Б класс) группах
На вопрос «Что такое террористический акт?» большинство респондентов в 7А классе дали верный ответ (рис. 6), 17 человек, и 10 человек ответили неверно. В 7Б классе 9 человек усвоили понятие «террористический акт», и 16 учащихся посчитали эту информацию неважной.
Как показал опрос, многие учащиеся не знают или не запомнили, какую ответственность несёт человек, совершивший террористический акт (7 человек в 7А и 14 человек в 7Б) (рис. 7).
Опрос показал, что не все учащиеся знают, как нужно себя вести, если они оказались в заложниках, 18 (7А) и 16 (7Б) человек – ответили верно, и только 9 человек в обоих классах ответили неверно (рис. 8).
На вопрос «Какие вещества и предметы используют террористы в качестве орудия преступления?» (рис. 9) большинство опрошенных ответили верно (22 человека в экспериментальной группе и 17 человек в контрольной группе).
На основе полученных данных определялся уровень знаний в исследуемых классах:
– 90–100 % правильных ответов – высокий уровень;
– 51–89 % – средний уровень;
– ниже 50 % – низкий уровень.
Согласно полученным результатам исследования выявлено, что в целом во всей экспериментальной группе (7А) у всех респондентов регистрируется средний уровень знаний (средний показатель по всей группе 71 % правильных ответов). В ходе анализа данных, полученных в контрольной группе, выявлено, что при ответах на все вопросы обучающиеся констатировали низкий уровень знаний об антитеррористической угрозе, исключая ответ на первый вопрос (рис. 10).
Заключение
Таким образом, нами в результате исследования был разработан элективный курс «Культура безопасности при террористической угрозе» (34 ч), включающий теоретические и практические занятия. Была составлена анкета для выявления уровня знаний обучающихся в 7 классах о правилах поведения при террористической угрозе. Проанализировав ответы учащихся данного исследования, можно сделать вывод, что уровень знаний учащихся в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Таким образом, для формирования у учащихся общеобразовательных учреждений системы знаний по основам противодействия терроризму необходима реализация элективных курсов, проведение классных часов, различных культурных мероприятий в области антитеррористической безопасности. Также стоит уделить внимание правовым основам в исследуемой области [7–10]. По результатам анкетирования установлено, что обучающиеся, которые прошли элективный курс, дали в два раза больше правильных ответов, чем обучающиеся в контрольной группе.