Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ПО ОСНОВАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

Васикова А.Ф. 1 Смурова Н.А. 1 Кузнецова Э.А. 1 Гордиенко Г.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»
В настоящее время терроризм является одной из глобальных проблем человечества и считается самой распространенной. Обучающиеся подросткового возраста наиболее подвержены воздействию со стороны террористов, в том числе вербовке. Поэтому с ними необходимо вести работу по пропаганде антитерростической деятельности, научить обучающихся основам выживания в условиях террористических актов. В связи с этим формирование культуры безопасного поведения при террористических угрозах становится одним из приоритетных направлений в образовательной деятельности. В результате исследования был разработан элективный курс «Культура безопасности при террористической угрозе» (34 ч), включающий теоретические и практические занятия. Была составлена анкета для выявления уровня знаний обучающихся в 7 классах о правилах поведения при террористической угрозе. Выявлено, что в целом в экспериментальной группе (7А класс) у всех респондентов регистрируется средний уровень знаний (71 % правильных ответов), в контрольной группе (7Б класс) – низкий уровень (31 % правильных ответов). Проанализировав ответы учащихся в ходе данного исследования, можно сделать вывод, что уровень знаний учащихся в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Для формирования у учащихся общеобразовательных учреждений системы знаний по основам противодействия терроризму необходима реализация элективных курсов, проведение классных часов, различных культурных мероприятий в области антитеррористической безопасности.
обучение
терроризм
элективный курс
безопасность
1. Грязнов А.Н., Холоднов В.Г. Комплексная безопасность образовательных учреждений в условиях поликультурного общества: методическое пособие. Казань: Издательство «Данис», 2015. 57 с.
2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Под общ. ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд. Просвещение, 2011. 207 с.
3. Михайлов Л.А., Соломин В.П., Михайлов А.Л. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2012. 461 с.
4. Васикова А.Ф. Изучение темы «Здоровый образ жизни» в школьном курсе ОБЖ // Восемнадцатая всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник докладов (г. Нижневартовск, 5–6 апреля 2016 г.) / Отв. ред. А.В. Коричко. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. С. 1163.
5. Васикова А.Ф. Диагностика уровня сформированности здорового образа жизни у обучающихся 7 класса // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры и НВГУ: материалы V Всероссийской научно-практической конференции (г.Нижневартовск, 22 марта 2016 г.) / Отв. ред. В.Б. Иванов, А.Ф. Васикова. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. С. 174.
6. Чиглинцев В.М., Бенклеев Д.С. Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев // Новая наука: стратегии и векторы развития. Международная научно-практическая конференция. 8 марта 2017 г. Магнитогорск: АМИ, 2017. С. 44–46.
7. Кузнецова Э.А., Гордиенко Г.Н., Козелкова Е.Н., Васикова А.Ф. Организация обучения пожарной безопасности в дошкольном учреждении // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28449 (дата обращения: 27.06.2019).
8. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006г. № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения: 27.06.2019).
9. О безопасности: Федеральный закон от 5 марта 1992 г. № 2446-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_376/ (дата обращения: 27.06.2019).
10. Об образовании: Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.06.2019).

Терроризм представляет собой одно из самых опасных и сложных явлений современности, приобретающее все более угрожающие масштабы. Его проявления обычно влекут массовые человеческие жертвы и разрушение материальных и духовных ценностей. Поэтому формирование систем знаний по основам противодействия терроризму должно быть начато с дошкольного возраста.

Всестороннее обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности при терроризме необходимо основывать на комплексном многоступенчатом формировании современного уровня культуры безопасности, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. Но, несмотря то, что существуют огромные информационные ресурсы, посвященные противодействию терактов и борьбе с ними, проблема является актуальной. Поэтому на сегодняшний день вопрос о борьбе с терроризмом важен как для государства, так и для каждого человека [1].

Наиболее полно и целенаправленно проблема исследования изучается в образовательных учреждениях в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» [2, 3]. На сегодняшний день важность изучения данного курса является бесспорной, так как с каждым годом возрастает число чрезвычайных ситуаций, связанных с террористическими актами, как в стране, так и в других государствах, издаются соответствующие указы Президента России и другие нормативно-правовые акты. Безопасность жизнедеятельности и сохранение здоровья поколений – насущная потребность человека, которая является общегосударственной задачей, требующей комплексного стратегического решения [4]. Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) должна способствовать основам формирования здорового образа жизни человека, бережного отношения к своему здоровью (психического, физического, соматического и т.д.), культуры безопасности. Следовательно, ОБЖ можно охарактеризовать как предмет формирующий личность в целом [5].

Цель исследования: разработка элективного курса по антитеррористической безопасности и выявление уровня знаний обучающихся по данной проблеме.

Элективные курсы – это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. Он не повторяет программу базового среднего образования, дополняет его. Обучение проводится в нестандартной форме, что мобилизует внимание и творческие способности учащихся.

В рамках исследования нами был разработан и проведен элективный курс «Культура безопасности при террористической угрозе» (таблица), с помощью вопросов анкеты мы выявили уровень знаний учащихся в области антитерроризма. Исследование проводилось в МБОУ «Средняя школа № 9» г. Нижневартовска среди обучающихся 7 класса, возраст которых от 12 до 13 лет. Это возраст – период взросления, который характеризуется как психологическими, так и физическими изменениями [6]. Исследование проводилось в 7А классе – 27 человек (экспериментальная группа) и 7Б классе – 25 человек (контрольная группа). В 7А классе был проведён элективный курс, 7Б изучал темы школьной программы. Учащимся было предложено анонимно ответить на вопросы анкеты. Анонимность была гарантирована. Результаты исследования обоих классов приведены ниже.

Тематический план элективного курса

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. Введение. Анкетирование.

Ознакомительный курс

2

1

1

2. Понятие о терроризме

2

1

1

3. Изучение истории терроризма

1

1

 

4. Виды терроризма

2

2

 

5. Ответственность за участие в терроризме

1

1

 

6. Известные террористические акты

5

2

3

7. Азбука терроризма

1

 

1

8. Правила поведения при терроризме

3

1

2

9. Защита проектов по антитерроризму

5

1

4

10. Скажем терроризму «нет»!

3

 

3

11. Террористические угрозы в интернет-пространстве

4

 

4

12. Игра «Мы против террора»

3

 

3

13. Анкетирование

1

1

 

14. Итоговое занятие

1

1

 

Итого:

34 ч

Ответы на вопрос «Терроризм – это идеология…?» (дополните предложение) распределились следующим образом (рис. 1): ученики из 7А класса ответили верно – 16 человек, 11 человек – неверно, учащиеся 7Б – 14 человек ответили правильно на вопросы и 11 человек – ответили неверно. Следовательно, большинство обучающихся знают, что такое терроризм.

vasik1.tif

Рис. 1. Количество верных и неверных ответов на вопрос «Терроризм – это идеология…?»

vasik2.tif

Рис. 2. Количество верных и неверных ответов на вопрос «Какие виды терроризма существуют?»

vasik3.tif

Рис. 3. Количество верных и неверных ответов на вопрос «В какой стране впервые появилось понятие «терроризм»?»

vasik4.tif

Рис. 4. Количество верных и неверных ответов на вопрос «Террорист» – это...?»

Далее мы выяснили, какие виды терроризма знают опрошенные (рис. 2). Анализ ответов показал, что респонденты достаточно хорошо разбираются в видах терроризма. В 7А классе 19 человек ответили верно, в 7Б классе 16 человек ответили верно.

На вопрос о том, в какой стране впервые появилось понятие «терроризм», дали правильный ответ 21 обучающийся в 7А классе, в 7Б классе ответили верно всего 10 человек, что показывает положительную динамику знаний в классе, где проводился элективный курс (рис. 3).

На вопрос «Террорист» – это…?» (дополните предложение) обучающиеся ответили верно 24 человека в 7А классе, и только 3 человека ответили неверно. В 7Б классе ответы распределились следующим образом: 18 человек – ответили верно и 7 человек – ответили неверно (рис. 4).

На диаграмме (рис. 5) можно увидеть, что 18 учащихся ответили верно в 7А классе, в 7Б классе – 11 человек. Большинство опрошенных в 7Б классе не знают цели террористов, следовательно, не знают, как себя вести при угрозе террористических актов.

vasik5.tif

Рис. 5. Количество верных и неверных ответов на вопрос «Что является главной целью террориста?»

vasik6.tif

Рис. 6. Количество верных и неверных ответов на вопрос «Что такое террористический акт?»

vasik7.tif

Рис. 7. Количество верных и неверных ответов на вопрос «Какую ответственность несёт человек, совершивший террористический акт?»

vasik8.tif

Рис. 8. Количество верных и неверных ответов на вопрос «Как нужно себя вести, если вы оказались в заложниках?»

vasik9.tif

Рис. 9. Количество верных и неверных ответов на вопрос «Какие вещества и предметы используют террористы в качестве орудия преступления?»

vasik10.tif

Рис. 10. Количество правильных ответов в экспериментальной (7А класс) и контрольной (7Б класс) группах

На вопрос «Что такое террористический акт?» большинство респондентов в 7А классе дали верный ответ (рис. 6), 17 человек, и 10 человек ответили неверно. В 7Б классе 9 человек усвоили понятие «террористический акт», и 16 учащихся посчитали эту информацию неважной.

Как показал опрос, многие учащиеся не знают или не запомнили, какую ответственность несёт человек, совершивший террористический акт (7 человек в 7А и 14 человек в 7Б) (рис. 7).

Опрос показал, что не все учащиеся знают, как нужно себя вести, если они оказались в заложниках, 18 (7А) и 16 (7Б) человек – ответили верно, и только 9 человек в обоих классах ответили неверно (рис. 8).

На вопрос «Какие вещества и предметы используют террористы в качестве орудия преступления?» (рис. 9) большинство опрошенных ответили верно (22 человека в экспериментальной группе и 17 человек в контрольной группе).

На основе полученных данных определялся уровень знаний в исследуемых классах:

– 90–100 % правильных ответов – высокий уровень;

– 51–89 % – средний уровень;

– ниже 50 % – низкий уровень.

Согласно полученным результатам исследования выявлено, что в целом во всей экспериментальной группе (7А) у всех респондентов регистрируется средний уровень знаний (средний показатель по всей группе 71 % правильных ответов). В ходе анализа данных, полученных в контрольной группе, выявлено, что при ответах на все вопросы обучающиеся констатировали низкий уровень знаний об антитеррористической угрозе, исключая ответ на первый вопрос (рис. 10).

Заключение

Таким образом, нами в результате исследования был разработан элективный курс «Культура безопасности при террористической угрозе» (34 ч), включающий теоретические и практические занятия. Была составлена анкета для выявления уровня знаний обучающихся в 7 классах о правилах поведения при террористической угрозе. Проанализировав ответы учащихся данного исследования, можно сделать вывод, что уровень знаний учащихся в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Таким образом, для формирования у учащихся общеобразовательных учреждений системы знаний по основам противодействия терроризму необходима реализация элективных курсов, проведение классных часов, различных культурных мероприятий в области антитеррористической безопасности. Также стоит уделить внимание правовым основам в исследуемой области [7–10]. По результатам анкетирования установлено, что обучающиеся, которые прошли элективный курс, дали в два раза больше правильных ответов, чем обучающиеся в контрольной группе.


Библиографическая ссылка

Васикова А.Ф., Смурова Н.А., Кузнецова Э.А., Гордиенко Г.Н. ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ПО ОСНОВАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 8. – С. 106-111;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37639 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674