Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

STUDENTS’ ASSOCIATIONS AND INNITIATIVE GROUPS IN GERMANY UNIVERSITIES

Akinshina I.B. 1 Moiseenko O.A. 1
1 Belgorod National Research University
Students’ associations and initiative groups are active forms of students’ self-management in Germany. Nowadays we can observe high activeness of German University students in showing off themselves in social activities. The purpose of the article is to research the experience and activity of contemporary students’ associations and initiative groups of such leading universities of Germany as University of Gottingen, University of Munich, and University of Heidelberg. Research methods are analysis, collaborative analysis, and interpretation of information, presented on the websites of abovementioned Universities. The authors note the historical necessity in development of associations in Germany, the progressive ideas of which are widespread among students. Originally, students’ associations were oriented to help students, and then it changed into political orientation. Students’ associations and initiative groups cooperate extensively with structural University units including students’ self-management. It is noted in the article that nowadays students’ associations and initiative groups sphere of life is widespread on culture, education, politics, ideology, religion, mass media, tourism, international activity. The number of students’ associations and initiative groups in Universities are ranging, depending on problems, necessities, participation motives and kind of activity.
students’ activities
students’ associations
initiative groups
University
Germany

Для Германии, которая долгое время была раздробленной страной и часто принимала участие в войнах, стало характерно такое явление, как «объединение». Дух объединения проникает также в студенческую среду. «История студенческих объединений берет свое начало во второй половине XVII в. Одно из первых объединений называлось Landsmannschaft (землячество), которое объединяло студентов по географическому признаку. В него входили студенты – выходцы из одной земли (области)» [1]. Основной задачей землячеств считалось оказание различных видов помощи своим землякам.

«С течением времени изменились политические и социальные условия существования объединений, на их основе образовались новые сообщества. Однако зародившиеся более чем триста лет назад первоначальные братства дали мощный толчок к развитию и перманентному обновлению целей, задач, структуры и содержания студенческих объединений Германии» [1].

Первые студенческие ассоциации (корпорации) Буршеншафты (Burschenschaften), которые следует интерпретировать как братства, появились в начале XIX в. «Вскоре эти элитарные объединения, пронизанные духом максимализма, были созданы практически во всех германских университетах. Их отличительными чертами стали патриотизм, романтизм, а также следование рыцарским и христианским традициям» [2]. Характерными особенностями студенческих корпораций как изначально, так и до сегодняшнего дня являются «уставы, членские взносы, символика, отличительные знаки (шапки, цветные ленты), традиции совершенства. Членство в корпорациях, как правило, является пожизненным, ветераны оказывают помощь и передают накопленный опыт молодым членам сообщества. Такие корпорации придерживаются консервативных политических взглядов» [2].

Студенческие объединения и инициативные группы, созданные после Второй мировой войны и тесно связанные с политическими партиями, на современном этапе рассматриваются как альтернативные студенческим корпорациям и землячествам. В настоящее время их деятельность более разнообразная: социальная, культурная, спортивная, религиозная и т.д.

В XXI в. студенческие объединения Германии не утратили своей актуальности. Наоборот, совершенно очевидна активная деятельность студенческой молодежи, которая посредством студенческих объединений и инициативных групп продолжает укреплять свои позиции, сохраняя при этом традиции и культурные обычаи времен основания.

Цель исследования: 1) проанализировать современный опыт деятельности студенческих объединений и инициативных групп, представленный на сайтах ведущих университетов Германии: Гёттингенский университет (Georg-August-Universität Göttingen), Мюнхенский университет (Ludwig-Maximilians-Universität München), Гейдельбергский университет (Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg) [3]; 2) выявить основные приоритеты деятельности современных студенческих объединений и инициативных групп Германии; 3) определить специфику современных студенческих инициатив Германии.

Материалом исследования послужила информация сайтов трех ведущих германских университетов, а также материалы научно-педагогической литературы.

Методы исследования. Для достижения поставленной цели использовались: 1) метод анализа источников на немецком языке, научно-педагогической литературы, общественно-политической прессы, информации сайтов университетов; 2) сопоставительный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Студенческое самоуправление рассматривается сегодня как самостоятельная целенаправленная общественная деятельность студентов по реализации функций управления университетом. Как отмечают многие исследователи, в частности Д.С. Косицына, «на современном этапе развития общества неуклонно возрастает активность студенческой молодежи, как в России, так и в Германии. Это происходит по той причине, что студенты все больше чувствуют необходимость объединения для реализации собственных интересов и потребностей, защиты своих прав» [4]. Более того, «несмотря на то, что возникает трудность совмещения основной учебы и общественной деятельности, активные и инициативные немецкие студенты готовы тратить свое время на работу в инициативных группах, зная, что это станет залогом их будущей профессиональной деятельности» [5]. «Университет живет разнообразной деятельностью своих студентов, такой как представительство студентов, международная деятельность студентов, социальная помощь и т.д. Существует множество возможностей для участия и получения общественного опыта в дополнение к учебе. Администрацией университета поощряется собственная инициатива студентов, организаторский талант и чувство ответственности. При совместной работе развиваются дружеские отношения, которые сохраняются вне времени студента» [6].

Учитывая солидный предшествующий опыт студенческого самоуправления в Германии, мы провели исследование на материале современных сайтов и подвергли анализу деятельную сторону трех ведущих университетов Германии, а именно: Гёттингенский университет (Georg-August-Universität Göttingen), Мюнхенский университет (Ludwig-Maximilians-Universität München), Гейдельбергский университет (Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg) для выявления специфики деятельности современных немецких студенческих объединений и инициативных групп. Результаты исследования могут быть использованы в образовательных учреждениях России и Германии.

Georg-August-Universität Göttingen [7]. Согласно сайту университета Гёттингена, на нем представлены пятнадцать студенческих объединений и групп, каждая из которых отличается своими характерными особенностями:

1. ADF Göttingen (Arbeitsgemeinschaft Demokratischer Fachschaftsmitglieder) – демократическая группа, состоящая из членов профессионального объединения, характеризующаяся как инициативная и политически независимая группа, ориентированная на решение проблем студентов в области вузовской образовательной политики на различных уровнях.

2. ADW (Arbeitsgemeinschaft Demokratischer Wirtschaftswissenschaftler) – демократическая группа студентов-экономистов, сервисно-ориентированная и политически независимая группа. Данная ассоциация отражает деятельность студентов экономического факультета Гёттингенского университета. Группа представляет интересы студентов в различных комитетах на уровне факультетов.

3. Antifaschistische Liste – антифашистская инициативная группа, созданная с целью проведения антифашистской и антирасистской пропаганды в рамках университета.

4. AsJ (Arbeitsgemeinschaft sozialdemokratischer Juristinnen und Juristen) – социал-демократическая группа студентов-юристов, известная как политически ангажированная группа, принимающая участие в дискуссиях на форуме партии СДПГ по вопросам правовой, внутренней и европейской политики.

5. Basisdemokratisches Bündnis – базовый демократический союз, который проводит политику эмансипации в университете. Эмансипация в понимании демократического союза – это освобождение людей от дискриминации из-за этнической принадлежности, пола, класса или исключения из процесса принятия политических решений.

6. Basisgruppe Jura – базовая группа юриспруденции, которая ставит своей целью дискуссии и выдвижение предложений о проектах в области права.

7. Demokratische Aktion Fachschaft – демократические акции студенческого совета. Данная инициативная студенческая группа считается политически независимой, выступает за предметно-ориентированную университетскую политику и организует мероприятия в сфере повышения качества обучения в университете в различных формах.

8. GEW (Gewerkschaft Erziehung und Wissenschaft) – педагогический союз, члены которого занимаются вопросами педагогики.

9. Die Linke SDS Hochschulgruppe – университетская инициативная группа Левых, в состав которой входят студенты, интересующиеся политикой. В задачи группы входит (1) проведение различных акций по улучшению условий обучения в университете, (2) организация дебатов по вопросам солидарности, общего блага, мира, защиты окружающей среды, эмансипации, др.

10. Grüne Hochschulgruppe Göttingen (GHG) – группа поддержки партии Зеленых в стране, зарегистрированная как социально-ориентированная группа, активно сотрудничающая с органами студенческого самоуправления в университете и выступающая за свободу действий.

11. Hochschulgruppe Kritische Wirtschaftswissenschaften Göttingen (HSG KriWiGoe) –университетская инициативная группа критической экономики. Основная задача группы – критическое отношение к преподаванию экономики и неортодоксальным подходам в экономике. Группа критической экономики поддерживает тесные контакты с другими подобными организациями.

12. Junge Alternative – Hochschulgruppe Göttingen – университетская группа молодежной альтернативы, в деятельность которой входит проведение альтернативных мероприятий со студентами университета.

13. Liberale Hochschulgruppe Göttingen – университетская группа либералов, которая представляет интересы либерально настроенных студентов, организующая различные мероприятия, включая лекции, например с известными людьми в Германии, дебаты, конференции и др. Либеральная политика, по утверждению членов группы, состоит в раскрытии и реализации потенциала каждого человека, при этом государство как можно меньше должно вмешиваться в жизнь человека. Задача инициативной группы либералов соответственно – реально защищать гражданские права и свободы студентов. Равные возможности являются основой мирного сосуществования в обществе. Однако добиться такого сотрудничества можно только в том случае, если каждый человек сможет формировать свою собственную жизненную позицию в соответствии со своими собственными идеями и целями. Поэтому группа решительно отвергает запреты и дискриминацию партий, публикаций и т.д. Университет, по их мнению – это институт культурного разнообразия. Кроме того, особое место в работе этой группы занимает социальная и экологическая ответственность.

14. Juso-Hochschulgruppe Göttingen – университетская группа молодых социалистов и антифашистов. Считаясь независимой группой, она выступает за социальную справедливость в университете и обществе. В различных комитетах университета группа молодых специалистов представляет интересы студентов, сотрудничает со студенческим самоуправлением и комиссиями университета. Более того, члены группы принимают участие в мероприятиях университета (дискуссии, демонстрации), решают важные социально-политические вопросы, поскольку политику высшего образования они рассматривают как социальную политику.

15. RCDS Gottingen (Ring Christlich-Demokratischer Studenten) – университетская инициативная группа студентов, поддерживающая христианско-демократические взгляды, является частью старейшего и крупнейшего студенческого союза в Германии. На университетском и федеральном уровнях эта группа придерживается идеологически свободной и сервисно-ориентированной политики высшего образования.

Наглядно цели и содержание современных студенческих объединений университета Гёттингена представлены в таблице. Привлекает внимание многочисленность групп и, соответственно, волнующие студенческую молодежь университета Гёттингена проблемы, а также желание и высокая мотивация студентов самостоятельно и совместно, объединившись в инициативные группы, решать целый спектр вопросов современности.

Современные студенческие объединения университета Гёттингена

п/п

Наименование студенческого объединения

Приоритетная цель

Содержание деятельности

Примечание

1

Демократическая группа профессионального объединения

решение возникающих проблем высшего образования

образовательная политика

общественная группа

2

Демократическая группа студентов-экономистов

представление интересов студентов-экономистов в вузе

сервисно-ориентированная политика

политически независимая группа

3

Антифашистская группа

проведение антифашистских и антирасистских акций в вузе

антифашистская и антирасистская пропаганда

политически независимая группа

4

Социал-демократическая группа студентов-юристов

участие в дискуссиях на форуме партии СДПГ

правовая, внутренняя и европейская политика

политически ангажированная группа

5

Базовый демократический союз

содействие освобождению студентов от дискриминации в вузе

политика эмансипации в университете

политически независимая группа

6

Демократические акции студенческого совета

повышение качества высшего образования

качество обучения в университете

общественная группа

7

Базовая группа юриспруденции

организация проектной деятельности в области права

продвижение проектов в области права

политически независимая группа

8

Педагогический союз

актуализация вопросов обучения и воспитания

педагогика

общественная группа

9

Университетская группа Левых

перманентное отслеживание условий образования

качество условий обучения в университете, экология

политически ангажированная группа

10

Группа поддержки партии Зеленых

сотрудничество с органами самоуправления вуза

свобода действий

политически ангажированная группа

11

Университетская группа критической экономики

критическое отношение к преподаванию экономики

экономика и неортодоксальные подходы в экономике

политически независимая группа

12

Группа молодежной альтернативы

активное участие в жизни вуза

альтернативные мероприятия

общественная группа

13

Группа либералов

оказание помощи в защите гражданских прав и свобод студентов

защита гражданских прав и свобод студентов

политически ангажированная группа

14

Группа молодых социалистов и антифашистов

борьба с социальной несправедливостью в университете и обществе

социальная справедливость в университете и обществе

политически ангажированная группа

15

Группа студентов с христианско-демократическими взглядами

пропаганда христианско-демократических взглядов в вузе

сервисно-ориентированная деятельность в рамках политики высшего образования

общественная группа

Ludwig-Maximilians-Universität München [8]. Анализ сайта Мюнхенского университета в сравнении с университетом Гёттингена показывает, что 1) на сайте эксплицитно не представлен список студенческих объединений и инициативных групп, но имплицитно подразумевается их бурная деятельность; 2) студенческое самоуправление университета поддерживает инициативные группы, зарегистрированные на вузовском сайте студенческого самоуправления; 3) студенческий совет, как орган студенческого самоуправления, содействует разнообразной деятельности студентов; 4) официально зарегистрированным группам разрешено пользоваться услугами студенческого самоуправления; 5) в случае создания новой инициативной группы в ее составе должно быть не менее пяти студентов с назначенным юридически ответственным контактным лицом, который берет на себя ответственность за деятельность объединения.

Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg [9]. Анализ информационного сайта Гейдельбергского университета позволяет нам выделить следующие направления деятельности студенческого самоуправления: научно-образовательное, политическое, социальное, религиозное, культурное, волонтерское, информационное, гуманистическое. Очевидно, что направления деятельности студенчества Гейдельбергского университета перекликаются с инициативами студентов выше представленных университетов и содержат много общего. Наблюдаемое разнообразие видов деятельности в рамках созданных инициативных групп в Гейдельбергском университете объясняется высоким уровнем мотивации молодежи, их желанием к объединению для реализации собственных планов, защитой своих прав и свобод, ответственностью студентов за свое будущее. Процессы принятия решений происходят в атмосфере сотрудничества и в основном характеризуются участием представителей всех статусных групп.

Анализ информационного сайта позволяет утверждать, что классическим видом студенческой деятельности в Гейдельбергском университете является участие молодежи в политических университетских студенческих объединениях и группах, которые часто близки по взглядам к политической партии. Мнения в сообществе университета по отношению к политически ориентированным студентам разнятся: некоторые видят в них будущих политиков Германии, другие также одобряют политическое участие молодежи в жизни общества.

Однако ведущим видом деятельности следует признать научно-образовательную деятельность, основной целью которой является организация лекций, семинаров, дискуссий. Научно-образовательная группа насчитывает около двадцати подгрупп. Наиболее содержательно значимые из них две: 1) AEGEE Heidelberg e.V. (Association des Etats Généraux des Etudiants de l’Europe) – ассоциация студентов европейских государств (европейский студенческий форум), 2) AIESEC (Association Internationale des Etudiants en Sciences Economiques et Commerciales – Internationale Studentenorganisation) Международная ассоциация студентов-экономистов.

Ассоциация AEGEE Heidelberg e.V. признана одной из крупнейших междисциплинарных студенческих организаций Европы. Негосударственная, политически независимая и некоммерческая организация AEGEE открыта для студентов и молодежи всех факультетов и специальностей и на сегодняшний день насчитывает около 13 000 членов из 200 университетов 40 стран Европы. Организация мероприятий для немецких и иностранных студентов – ведущая деятельность европейского студенческого форума. Самым крупным проектом в летнем семестре является Летний университет, когда студенты из разных стран собираются в Гейдельберге на две недели с целью обмена мнениями и расширения кругозора о стране, языке и культуре Германии [9].

Ассоциация AIESEC – это одна из старейших международных студенческих организаций Германии, которая представлена тридцатью семью местными комитетами. Преимущество состоит в том, что Гейдельберский университет предоставляет студентам возможность пройти профессиональную стажировку в компаниях региона, целью которой является изучение экономики различных стран. Как результат, студенты могут 1) приобрести лидерский опыт работы в международной команде, 2) развить свои личные навыки на семинарах, тренингах и конференциях, 3) научиться подбирать персонал, 4) проводить маркетинговые мероприятия, 5) работать в команде, 6) наблюдать за партнерскими отношениями в компаниях, 7) учиться контролю и планированию бюджета в составе команды и многое другое. Следовательно, стажировка в такой группе создает основу для ответственных действий будущих профессионалов в глобальном мире [9].

Выводы

Таким образом, проведенный анализ современных источников на немецком языке, научно-педагогической литературы, общественно-политической прессы, информации сайтов трех ведущих университетов Германии в рамках развития и совершенствования современной системы студенческих объединений 1) показывает как неуклонный рост численности студенческих сообществ, так и вариативность сфер жизнедеятельности студентов: политика, экономика, культура, образование, идеология, право, СМИ, религия, туризм и т.д.; 2) предлагает альтернативу в структуре и организации студенческого объединения, что позволяет членам инициативы находиться либо в составе студенческого самоуправления, либо быть самостоятельным сообществом, группой, но при этом сотрудничая с органами студенческого самоуправления; 3) определяет современные студенческие инициативы в университетах Германии как проявление высокой общественной активности и сознательности студентов, их творческих начинаний в различных видах деятельности, включая проектную деятельность, в организации актуальных мероприятий, конференций, семинаров, тренингов, акций; 4) выявляет источник активного объединения студентов в инициативные группы, что вполне вероятно связано с тем, что в немецких университетах, в отличие, например, от российских университетов, нет академических групп и обучение проходит индивидуально. Следовательно, подобные студенческие объединения и инициативные группы создают платформу для работы в команде, общения с другими молодыми людьми, тренировки в менеджменте и подготовки к будущей профессиональной жизни.