Для Германии, которая долгое время была раздробленной страной и часто принимала участие в войнах, стало характерно такое явление, как «объединение». Дух объединения проникает также в студенческую среду. «История студенческих объединений берет свое начало во второй половине XVII в. Одно из первых объединений называлось Landsmannschaft (землячество), которое объединяло студентов по географическому признаку. В него входили студенты – выходцы из одной земли (области)» [1]. Основной задачей землячеств считалось оказание различных видов помощи своим землякам.
«С течением времени изменились политические и социальные условия существования объединений, на их основе образовались новые сообщества. Однако зародившиеся более чем триста лет назад первоначальные братства дали мощный толчок к развитию и перманентному обновлению целей, задач, структуры и содержания студенческих объединений Германии» [1].
Первые студенческие ассоциации (корпорации) Буршеншафты (Burschenschaften), которые следует интерпретировать как братства, появились в начале XIX в. «Вскоре эти элитарные объединения, пронизанные духом максимализма, были созданы практически во всех германских университетах. Их отличительными чертами стали патриотизм, романтизм, а также следование рыцарским и христианским традициям» [2]. Характерными особенностями студенческих корпораций как изначально, так и до сегодняшнего дня являются «уставы, членские взносы, символика, отличительные знаки (шапки, цветные ленты), традиции совершенства. Членство в корпорациях, как правило, является пожизненным, ветераны оказывают помощь и передают накопленный опыт молодым членам сообщества. Такие корпорации придерживаются консервативных политических взглядов» [2].
Студенческие объединения и инициативные группы, созданные после Второй мировой войны и тесно связанные с политическими партиями, на современном этапе рассматриваются как альтернативные студенческим корпорациям и землячествам. В настоящее время их деятельность более разнообразная: социальная, культурная, спортивная, религиозная и т.д.
В XXI в. студенческие объединения Германии не утратили своей актуальности. Наоборот, совершенно очевидна активная деятельность студенческой молодежи, которая посредством студенческих объединений и инициативных групп продолжает укреплять свои позиции, сохраняя при этом традиции и культурные обычаи времен основания.
Цель исследования: 1) проанализировать современный опыт деятельности студенческих объединений и инициативных групп, представленный на сайтах ведущих университетов Германии: Гёттингенский университет (Georg-August-Universität Göttingen), Мюнхенский университет (Ludwig-Maximilians-Universität München), Гейдельбергский университет (Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg) [3]; 2) выявить основные приоритеты деятельности современных студенческих объединений и инициативных групп Германии; 3) определить специфику современных студенческих инициатив Германии.
Материалом исследования послужила информация сайтов трех ведущих германских университетов, а также материалы научно-педагогической литературы.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели использовались: 1) метод анализа источников на немецком языке, научно-педагогической литературы, общественно-политической прессы, информации сайтов университетов; 2) сопоставительный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Студенческое самоуправление рассматривается сегодня как самостоятельная целенаправленная общественная деятельность студентов по реализации функций управления университетом. Как отмечают многие исследователи, в частности Д.С. Косицына, «на современном этапе развития общества неуклонно возрастает активность студенческой молодежи, как в России, так и в Германии. Это происходит по той причине, что студенты все больше чувствуют необходимость объединения для реализации собственных интересов и потребностей, защиты своих прав» [4]. Более того, «несмотря на то, что возникает трудность совмещения основной учебы и общественной деятельности, активные и инициативные немецкие студенты готовы тратить свое время на работу в инициативных группах, зная, что это станет залогом их будущей профессиональной деятельности» [5]. «Университет живет разнообразной деятельностью своих студентов, такой как представительство студентов, международная деятельность студентов, социальная помощь и т.д. Существует множество возможностей для участия и получения общественного опыта в дополнение к учебе. Администрацией университета поощряется собственная инициатива студентов, организаторский талант и чувство ответственности. При совместной работе развиваются дружеские отношения, которые сохраняются вне времени студента» [6].
Учитывая солидный предшествующий опыт студенческого самоуправления в Германии, мы провели исследование на материале современных сайтов и подвергли анализу деятельную сторону трех ведущих университетов Германии, а именно: Гёттингенский университет (Georg-August-Universität Göttingen), Мюнхенский университет (Ludwig-Maximilians-Universität München), Гейдельбергский университет (Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg) для выявления специфики деятельности современных немецких студенческих объединений и инициативных групп. Результаты исследования могут быть использованы в образовательных учреждениях России и Германии.
Georg-August-Universität Göttingen [7]. Согласно сайту университета Гёттингена, на нем представлены пятнадцать студенческих объединений и групп, каждая из которых отличается своими характерными особенностями:
1. ADF Göttingen (Arbeitsgemeinschaft Demokratischer Fachschaftsmitglieder) – демократическая группа, состоящая из членов профессионального объединения, характеризующаяся как инициативная и политически независимая группа, ориентированная на решение проблем студентов в области вузовской образовательной политики на различных уровнях.
2. ADW (Arbeitsgemeinschaft Demokratischer Wirtschaftswissenschaftler) – демократическая группа студентов-экономистов, сервисно-ориентированная и политически независимая группа. Данная ассоциация отражает деятельность студентов экономического факультета Гёттингенского университета. Группа представляет интересы студентов в различных комитетах на уровне факультетов.
3. Antifaschistische Liste – антифашистская инициативная группа, созданная с целью проведения антифашистской и антирасистской пропаганды в рамках университета.
4. AsJ (Arbeitsgemeinschaft sozialdemokratischer Juristinnen und Juristen) – социал-демократическая группа студентов-юристов, известная как политически ангажированная группа, принимающая участие в дискуссиях на форуме партии СДПГ по вопросам правовой, внутренней и европейской политики.
5. Basisdemokratisches Bündnis – базовый демократический союз, который проводит политику эмансипации в университете. Эмансипация в понимании демократического союза – это освобождение людей от дискриминации из-за этнической принадлежности, пола, класса или исключения из процесса принятия политических решений.
6. Basisgruppe Jura – базовая группа юриспруденции, которая ставит своей целью дискуссии и выдвижение предложений о проектах в области права.
7. Demokratische Aktion Fachschaft – демократические акции студенческого совета. Данная инициативная студенческая группа считается политически независимой, выступает за предметно-ориентированную университетскую политику и организует мероприятия в сфере повышения качества обучения в университете в различных формах.
8. GEW (Gewerkschaft Erziehung und Wissenschaft) – педагогический союз, члены которого занимаются вопросами педагогики.
9. Die Linke SDS Hochschulgruppe – университетская инициативная группа Левых, в состав которой входят студенты, интересующиеся политикой. В задачи группы входит (1) проведение различных акций по улучшению условий обучения в университете, (2) организация дебатов по вопросам солидарности, общего блага, мира, защиты окружающей среды, эмансипации, др.
10. Grüne Hochschulgruppe Göttingen (GHG) – группа поддержки партии Зеленых в стране, зарегистрированная как социально-ориентированная группа, активно сотрудничающая с органами студенческого самоуправления в университете и выступающая за свободу действий.
11. Hochschulgruppe Kritische Wirtschaftswissenschaften Göttingen (HSG KriWiGoe) –университетская инициативная группа критической экономики. Основная задача группы – критическое отношение к преподаванию экономики и неортодоксальным подходам в экономике. Группа критической экономики поддерживает тесные контакты с другими подобными организациями.
12. Junge Alternative – Hochschulgruppe Göttingen – университетская группа молодежной альтернативы, в деятельность которой входит проведение альтернативных мероприятий со студентами университета.
13. Liberale Hochschulgruppe Göttingen – университетская группа либералов, которая представляет интересы либерально настроенных студентов, организующая различные мероприятия, включая лекции, например с известными людьми в Германии, дебаты, конференции и др. Либеральная политика, по утверждению членов группы, состоит в раскрытии и реализации потенциала каждого человека, при этом государство как можно меньше должно вмешиваться в жизнь человека. Задача инициативной группы либералов соответственно – реально защищать гражданские права и свободы студентов. Равные возможности являются основой мирного сосуществования в обществе. Однако добиться такого сотрудничества можно только в том случае, если каждый человек сможет формировать свою собственную жизненную позицию в соответствии со своими собственными идеями и целями. Поэтому группа решительно отвергает запреты и дискриминацию партий, публикаций и т.д. Университет, по их мнению – это институт культурного разнообразия. Кроме того, особое место в работе этой группы занимает социальная и экологическая ответственность.
14. Juso-Hochschulgruppe Göttingen – университетская группа молодых социалистов и антифашистов. Считаясь независимой группой, она выступает за социальную справедливость в университете и обществе. В различных комитетах университета группа молодых специалистов представляет интересы студентов, сотрудничает со студенческим самоуправлением и комиссиями университета. Более того, члены группы принимают участие в мероприятиях университета (дискуссии, демонстрации), решают важные социально-политические вопросы, поскольку политику высшего образования они рассматривают как социальную политику.
15. RCDS Gottingen (Ring Christlich-Demokratischer Studenten) – университетская инициативная группа студентов, поддерживающая христианско-демократические взгляды, является частью старейшего и крупнейшего студенческого союза в Германии. На университетском и федеральном уровнях эта группа придерживается идеологически свободной и сервисно-ориентированной политики высшего образования.
Наглядно цели и содержание современных студенческих объединений университета Гёттингена представлены в таблице. Привлекает внимание многочисленность групп и, соответственно, волнующие студенческую молодежь университета Гёттингена проблемы, а также желание и высокая мотивация студентов самостоятельно и совместно, объединившись в инициативные группы, решать целый спектр вопросов современности.
Современные студенческие объединения университета Гёттингена
№ п/п |
Наименование студенческого объединения |
Приоритетная цель |
Содержание деятельности |
Примечание |
1 |
Демократическая группа профессионального объединения |
решение возникающих проблем высшего образования |
образовательная политика |
общественная группа |
2 |
Демократическая группа студентов-экономистов |
представление интересов студентов-экономистов в вузе |
сервисно-ориентированная политика |
политически независимая группа |
3 |
Антифашистская группа |
проведение антифашистских и антирасистских акций в вузе |
антифашистская и антирасистская пропаганда |
политически независимая группа |
4 |
Социал-демократическая группа студентов-юристов |
участие в дискуссиях на форуме партии СДПГ |
правовая, внутренняя и европейская политика |
политически ангажированная группа |
5 |
Базовый демократический союз |
содействие освобождению студентов от дискриминации в вузе |
политика эмансипации в университете |
политически независимая группа |
6 |
Демократические акции студенческого совета |
повышение качества высшего образования |
качество обучения в университете |
общественная группа |
7 |
Базовая группа юриспруденции |
организация проектной деятельности в области права |
продвижение проектов в области права |
политически независимая группа |
8 |
Педагогический союз |
актуализация вопросов обучения и воспитания |
педагогика |
общественная группа |
9 |
Университетская группа Левых |
перманентное отслеживание условий образования |
качество условий обучения в университете, экология |
политически ангажированная группа |
10 |
Группа поддержки партии Зеленых |
сотрудничество с органами самоуправления вуза |
свобода действий |
политически ангажированная группа |
11 |
Университетская группа критической экономики |
критическое отношение к преподаванию экономики |
экономика и неортодоксальные подходы в экономике |
политически независимая группа |
12 |
Группа молодежной альтернативы |
активное участие в жизни вуза |
альтернативные мероприятия |
общественная группа |
13 |
Группа либералов |
оказание помощи в защите гражданских прав и свобод студентов |
защита гражданских прав и свобод студентов |
политически ангажированная группа |
14 |
Группа молодых социалистов и антифашистов |
борьба с социальной несправедливостью в университете и обществе |
социальная справедливость в университете и обществе |
политически ангажированная группа |
15 |
Группа студентов с христианско-демократическими взглядами |
пропаганда христианско-демократических взглядов в вузе |
сервисно-ориентированная деятельность в рамках политики высшего образования |
общественная группа |
Ludwig-Maximilians-Universität München [8]. Анализ сайта Мюнхенского университета в сравнении с университетом Гёттингена показывает, что 1) на сайте эксплицитно не представлен список студенческих объединений и инициативных групп, но имплицитно подразумевается их бурная деятельность; 2) студенческое самоуправление университета поддерживает инициативные группы, зарегистрированные на вузовском сайте студенческого самоуправления; 3) студенческий совет, как орган студенческого самоуправления, содействует разнообразной деятельности студентов; 4) официально зарегистрированным группам разрешено пользоваться услугами студенческого самоуправления; 5) в случае создания новой инициативной группы в ее составе должно быть не менее пяти студентов с назначенным юридически ответственным контактным лицом, который берет на себя ответственность за деятельность объединения.
Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg [9]. Анализ информационного сайта Гейдельбергского университета позволяет нам выделить следующие направления деятельности студенческого самоуправления: научно-образовательное, политическое, социальное, религиозное, культурное, волонтерское, информационное, гуманистическое. Очевидно, что направления деятельности студенчества Гейдельбергского университета перекликаются с инициативами студентов выше представленных университетов и содержат много общего. Наблюдаемое разнообразие видов деятельности в рамках созданных инициативных групп в Гейдельбергском университете объясняется высоким уровнем мотивации молодежи, их желанием к объединению для реализации собственных планов, защитой своих прав и свобод, ответственностью студентов за свое будущее. Процессы принятия решений происходят в атмосфере сотрудничества и в основном характеризуются участием представителей всех статусных групп.
Анализ информационного сайта позволяет утверждать, что классическим видом студенческой деятельности в Гейдельбергском университете является участие молодежи в политических университетских студенческих объединениях и группах, которые часто близки по взглядам к политической партии. Мнения в сообществе университета по отношению к политически ориентированным студентам разнятся: некоторые видят в них будущих политиков Германии, другие также одобряют политическое участие молодежи в жизни общества.
Однако ведущим видом деятельности следует признать научно-образовательную деятельность, основной целью которой является организация лекций, семинаров, дискуссий. Научно-образовательная группа насчитывает около двадцати подгрупп. Наиболее содержательно значимые из них две: 1) AEGEE Heidelberg e.V. (Association des Etats Généraux des Etudiants de l’Europe) – ассоциация студентов европейских государств (европейский студенческий форум), 2) AIESEC (Association Internationale des Etudiants en Sciences Economiques et Commerciales – Internationale Studentenorganisation) Международная ассоциация студентов-экономистов.
Ассоциация AEGEE Heidelberg e.V. признана одной из крупнейших междисциплинарных студенческих организаций Европы. Негосударственная, политически независимая и некоммерческая организация AEGEE открыта для студентов и молодежи всех факультетов и специальностей и на сегодняшний день насчитывает около 13 000 членов из 200 университетов 40 стран Европы. Организация мероприятий для немецких и иностранных студентов – ведущая деятельность европейского студенческого форума. Самым крупным проектом в летнем семестре является Летний университет, когда студенты из разных стран собираются в Гейдельберге на две недели с целью обмена мнениями и расширения кругозора о стране, языке и культуре Германии [9].
Ассоциация AIESEC – это одна из старейших международных студенческих организаций Германии, которая представлена тридцатью семью местными комитетами. Преимущество состоит в том, что Гейдельберский университет предоставляет студентам возможность пройти профессиональную стажировку в компаниях региона, целью которой является изучение экономики различных стран. Как результат, студенты могут 1) приобрести лидерский опыт работы в международной команде, 2) развить свои личные навыки на семинарах, тренингах и конференциях, 3) научиться подбирать персонал, 4) проводить маркетинговые мероприятия, 5) работать в команде, 6) наблюдать за партнерскими отношениями в компаниях, 7) учиться контролю и планированию бюджета в составе команды и многое другое. Следовательно, стажировка в такой группе создает основу для ответственных действий будущих профессионалов в глобальном мире [9].
Выводы
Таким образом, проведенный анализ современных источников на немецком языке, научно-педагогической литературы, общественно-политической прессы, информации сайтов трех ведущих университетов Германии в рамках развития и совершенствования современной системы студенческих объединений 1) показывает как неуклонный рост численности студенческих сообществ, так и вариативность сфер жизнедеятельности студентов: политика, экономика, культура, образование, идеология, право, СМИ, религия, туризм и т.д.; 2) предлагает альтернативу в структуре и организации студенческого объединения, что позволяет членам инициативы находиться либо в составе студенческого самоуправления, либо быть самостоятельным сообществом, группой, но при этом сотрудничая с органами студенческого самоуправления; 3) определяет современные студенческие инициативы в университетах Германии как проявление высокой общественной активности и сознательности студентов, их творческих начинаний в различных видах деятельности, включая проектную деятельность, в организации актуальных мероприятий, конференций, семинаров, тренингов, акций; 4) выявляет источник активного объединения студентов в инициативные группы, что вполне вероятно связано с тем, что в немецких университетах, в отличие, например, от российских университетов, нет академических групп и обучение проходит индивидуально. Следовательно, подобные студенческие объединения и инициативные группы создают платформу для работы в команде, общения с другими молодыми людьми, тренировки в менеджменте и подготовки к будущей профессиональной жизни.