Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ИНИЦИАТИВНЫЕ ГРУППЫ В ВУЗАХ ГЕРМАНИИ

Акиншина И.Б. 1 Моисеенко О.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Студенческие объединения и инициативные группы – это активные формы студенческого самоуправления в Германии. На современном этапе наблюдается высокая инициативность студентов немецких университетов в позиционировании своей общественной деятельности. Целью данной статьи является исследование опыта и деятельности современных студенческих объединений и инициативных групп Гёттингенского, Мюнхенского, Гейдельбергского университетов, которые сегодня занимают ведущие позиции в рейтинге Германии. Методы исследования – анализ, сравнительный анализ, интерпретация информации, представленной на сайтах вышеупомянутых университетов. Авторы отмечают историческую необходимость в создании объединений в Германии, продвижение прогрессивных идей студенческих объединений и их массовое распространение в студенческой среде. Если первоначальная миссия студенческих объединений заключалась в оказании различных видов помощи студентам, то в дальнейшем миссия приобрела политическую окраску. Студенческие объединения и инициативные группы активно сотрудничают со структурными подразделениями университета, в том числе – со студенческим самоуправлением. В статье отмечается, что на современном этапе сфера жизнедеятельности студенческих объединений и инициативных групп заметно расширилась, включая культуру, образование, политику, идеологию, религию, средства массовой информации, туризм, международную деятельность, др. Численность студенческих объединений и инициативных групп в немецких университетах также колеблется в зависимости от проблем, потребностей, мотивов участия и характера деятельности.
активность студенческой молодежи
студенческие объединения
инициативные группы
университет
Германия
1. Куриной А. Студенческие братства Германии // Neue Zeit. 10 (184) октябрь 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://neuezeiten.rusverlag.de/2017/01/04/1505-3/ (дата обращения: 16.06.2019).
2. Униформа и традиции студенческих братств в Германии. [Электронный ресурс]. URL: http://antique-photos.com/ru/unidatabase/weimar-republic/160-students (дата обращения: 16.06.2019).
3. Университеты Германии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unipage.net/ru/universities_germany (дата обращения: 16.06.2019).
4. Косицына Д.С. Сравнительный анализ студенческих организаций Германии и России в XVIII–XX вв. // Образовательный процесс. 2018. Выпуск № 3. С. 12–15.
5. Акиншина И.Б. Студенческие инициативы в профессионально-образовательной среде вуза // Образование и общество. 2016. № 4–5 (99–100). С. 32–35. [Электронный ресурс]. URL: http://www.jeducation.ru/4-5_2016/4-5?%202016.pdf (дата обращения: 16.06.2019).
6. Hochschule Hof. Studentische Initiativen. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hof-university.de/studierende/studentische-initiativen.html (дата обращения: 16.06.2019).
7. Georg-August-Universit?t G?ttingen. [Электронный ресурс]. URL: https://www.uni-goettingen.de/de/studentische+hochschulgruppen/531589.html (дата обращения: 16.06.2019).
8. Ludwig-Maximilians-Universit?t M?nchen. [Электронный ресурс]. URL: https://www.uni-muenchen.de/index.html (дата обращения: 16.06.2019).
9. Ruprecht-Karls-Universit?t Heidelberg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.uni-heidelberg.de/de (дата обращения: 16.06.2019).

Для Германии, которая долгое время была раздробленной страной и часто принимала участие в войнах, стало характерно такое явление, как «объединение». Дух объединения проникает также в студенческую среду. «История студенческих объединений берет свое начало во второй половине XVII в. Одно из первых объединений называлось Landsmannschaft (землячество), которое объединяло студентов по географическому признаку. В него входили студенты – выходцы из одной земли (области)» [1]. Основной задачей землячеств считалось оказание различных видов помощи своим землякам.

«С течением времени изменились политические и социальные условия существования объединений, на их основе образовались новые сообщества. Однако зародившиеся более чем триста лет назад первоначальные братства дали мощный толчок к развитию и перманентному обновлению целей, задач, структуры и содержания студенческих объединений Германии» [1].

Первые студенческие ассоциации (корпорации) Буршеншафты (Burschenschaften), которые следует интерпретировать как братства, появились в начале XIX в. «Вскоре эти элитарные объединения, пронизанные духом максимализма, были созданы практически во всех германских университетах. Их отличительными чертами стали патриотизм, романтизм, а также следование рыцарским и христианским традициям» [2]. Характерными особенностями студенческих корпораций как изначально, так и до сегодняшнего дня являются «уставы, членские взносы, символика, отличительные знаки (шапки, цветные ленты), традиции совершенства. Членство в корпорациях, как правило, является пожизненным, ветераны оказывают помощь и передают накопленный опыт молодым членам сообщества. Такие корпорации придерживаются консервативных политических взглядов» [2].

Студенческие объединения и инициативные группы, созданные после Второй мировой войны и тесно связанные с политическими партиями, на современном этапе рассматриваются как альтернативные студенческим корпорациям и землячествам. В настоящее время их деятельность более разнообразная: социальная, культурная, спортивная, религиозная и т.д.

В XXI в. студенческие объединения Германии не утратили своей актуальности. Наоборот, совершенно очевидна активная деятельность студенческой молодежи, которая посредством студенческих объединений и инициативных групп продолжает укреплять свои позиции, сохраняя при этом традиции и культурные обычаи времен основания.

Цель исследования: 1) проанализировать современный опыт деятельности студенческих объединений и инициативных групп, представленный на сайтах ведущих университетов Германии: Гёттингенский университет (Georg-August-Universität Göttingen), Мюнхенский университет (Ludwig-Maximilians-Universität München), Гейдельбергский университет (Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg) [3]; 2) выявить основные приоритеты деятельности современных студенческих объединений и инициативных групп Германии; 3) определить специфику современных студенческих инициатив Германии.

Материалом исследования послужила информация сайтов трех ведущих германских университетов, а также материалы научно-педагогической литературы.

Методы исследования. Для достижения поставленной цели использовались: 1) метод анализа источников на немецком языке, научно-педагогической литературы, общественно-политической прессы, информации сайтов университетов; 2) сопоставительный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Студенческое самоуправление рассматривается сегодня как самостоятельная целенаправленная общественная деятельность студентов по реализации функций управления университетом. Как отмечают многие исследователи, в частности Д.С. Косицына, «на современном этапе развития общества неуклонно возрастает активность студенческой молодежи, как в России, так и в Германии. Это происходит по той причине, что студенты все больше чувствуют необходимость объединения для реализации собственных интересов и потребностей, защиты своих прав» [4]. Более того, «несмотря на то, что возникает трудность совмещения основной учебы и общественной деятельности, активные и инициативные немецкие студенты готовы тратить свое время на работу в инициативных группах, зная, что это станет залогом их будущей профессиональной деятельности» [5]. «Университет живет разнообразной деятельностью своих студентов, такой как представительство студентов, международная деятельность студентов, социальная помощь и т.д. Существует множество возможностей для участия и получения общественного опыта в дополнение к учебе. Администрацией университета поощряется собственная инициатива студентов, организаторский талант и чувство ответственности. При совместной работе развиваются дружеские отношения, которые сохраняются вне времени студента» [6].

Учитывая солидный предшествующий опыт студенческого самоуправления в Германии, мы провели исследование на материале современных сайтов и подвергли анализу деятельную сторону трех ведущих университетов Германии, а именно: Гёттингенский университет (Georg-August-Universität Göttingen), Мюнхенский университет (Ludwig-Maximilians-Universität München), Гейдельбергский университет (Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg) для выявления специфики деятельности современных немецких студенческих объединений и инициативных групп. Результаты исследования могут быть использованы в образовательных учреждениях России и Германии.

Georg-August-Universität Göttingen [7]. Согласно сайту университета Гёттингена, на нем представлены пятнадцать студенческих объединений и групп, каждая из которых отличается своими характерными особенностями:

1. ADF Göttingen (Arbeitsgemeinschaft Demokratischer Fachschaftsmitglieder) – демократическая группа, состоящая из членов профессионального объединения, характеризующаяся как инициативная и политически независимая группа, ориентированная на решение проблем студентов в области вузовской образовательной политики на различных уровнях.

2. ADW (Arbeitsgemeinschaft Demokratischer Wirtschaftswissenschaftler) – демократическая группа студентов-экономистов, сервисно-ориентированная и политически независимая группа. Данная ассоциация отражает деятельность студентов экономического факультета Гёттингенского университета. Группа представляет интересы студентов в различных комитетах на уровне факультетов.

3. Antifaschistische Liste – антифашистская инициативная группа, созданная с целью проведения антифашистской и антирасистской пропаганды в рамках университета.

4. AsJ (Arbeitsgemeinschaft sozialdemokratischer Juristinnen und Juristen) – социал-демократическая группа студентов-юристов, известная как политически ангажированная группа, принимающая участие в дискуссиях на форуме партии СДПГ по вопросам правовой, внутренней и европейской политики.

5. Basisdemokratisches Bündnis – базовый демократический союз, который проводит политику эмансипации в университете. Эмансипация в понимании демократического союза – это освобождение людей от дискриминации из-за этнической принадлежности, пола, класса или исключения из процесса принятия политических решений.

6. Basisgruppe Jura – базовая группа юриспруденции, которая ставит своей целью дискуссии и выдвижение предложений о проектах в области права.

7. Demokratische Aktion Fachschaft – демократические акции студенческого совета. Данная инициативная студенческая группа считается политически независимой, выступает за предметно-ориентированную университетскую политику и организует мероприятия в сфере повышения качества обучения в университете в различных формах.

8. GEW (Gewerkschaft Erziehung und Wissenschaft) – педагогический союз, члены которого занимаются вопросами педагогики.

9. Die Linke SDS Hochschulgruppe – университетская инициативная группа Левых, в состав которой входят студенты, интересующиеся политикой. В задачи группы входит (1) проведение различных акций по улучшению условий обучения в университете, (2) организация дебатов по вопросам солидарности, общего блага, мира, защиты окружающей среды, эмансипации, др.

10. Grüne Hochschulgruppe Göttingen (GHG) – группа поддержки партии Зеленых в стране, зарегистрированная как социально-ориентированная группа, активно сотрудничающая с органами студенческого самоуправления в университете и выступающая за свободу действий.

11. Hochschulgruppe Kritische Wirtschaftswissenschaften Göttingen (HSG KriWiGoe) –университетская инициативная группа критической экономики. Основная задача группы – критическое отношение к преподаванию экономики и неортодоксальным подходам в экономике. Группа критической экономики поддерживает тесные контакты с другими подобными организациями.

12. Junge Alternative – Hochschulgruppe Göttingen – университетская группа молодежной альтернативы, в деятельность которой входит проведение альтернативных мероприятий со студентами университета.

13. Liberale Hochschulgruppe Göttingen – университетская группа либералов, которая представляет интересы либерально настроенных студентов, организующая различные мероприятия, включая лекции, например с известными людьми в Германии, дебаты, конференции и др. Либеральная политика, по утверждению членов группы, состоит в раскрытии и реализации потенциала каждого человека, при этом государство как можно меньше должно вмешиваться в жизнь человека. Задача инициативной группы либералов соответственно – реально защищать гражданские права и свободы студентов. Равные возможности являются основой мирного сосуществования в обществе. Однако добиться такого сотрудничества можно только в том случае, если каждый человек сможет формировать свою собственную жизненную позицию в соответствии со своими собственными идеями и целями. Поэтому группа решительно отвергает запреты и дискриминацию партий, публикаций и т.д. Университет, по их мнению – это институт культурного разнообразия. Кроме того, особое место в работе этой группы занимает социальная и экологическая ответственность.

14. Juso-Hochschulgruppe Göttingen – университетская группа молодых социалистов и антифашистов. Считаясь независимой группой, она выступает за социальную справедливость в университете и обществе. В различных комитетах университета группа молодых специалистов представляет интересы студентов, сотрудничает со студенческим самоуправлением и комиссиями университета. Более того, члены группы принимают участие в мероприятиях университета (дискуссии, демонстрации), решают важные социально-политические вопросы, поскольку политику высшего образования они рассматривают как социальную политику.

15. RCDS Gottingen (Ring Christlich-Demokratischer Studenten) – университетская инициативная группа студентов, поддерживающая христианско-демократические взгляды, является частью старейшего и крупнейшего студенческого союза в Германии. На университетском и федеральном уровнях эта группа придерживается идеологически свободной и сервисно-ориентированной политики высшего образования.

Наглядно цели и содержание современных студенческих объединений университета Гёттингена представлены в таблице. Привлекает внимание многочисленность групп и, соответственно, волнующие студенческую молодежь университета Гёттингена проблемы, а также желание и высокая мотивация студентов самостоятельно и совместно, объединившись в инициативные группы, решать целый спектр вопросов современности.

Современные студенческие объединения университета Гёттингена

п/п

Наименование студенческого объединения

Приоритетная цель

Содержание деятельности

Примечание

1

Демократическая группа профессионального объединения

решение возникающих проблем высшего образования

образовательная политика

общественная группа

2

Демократическая группа студентов-экономистов

представление интересов студентов-экономистов в вузе

сервисно-ориентированная политика

политически независимая группа

3

Антифашистская группа

проведение антифашистских и антирасистских акций в вузе

антифашистская и антирасистская пропаганда

политически независимая группа

4

Социал-демократическая группа студентов-юристов

участие в дискуссиях на форуме партии СДПГ

правовая, внутренняя и европейская политика

политически ангажированная группа

5

Базовый демократический союз

содействие освобождению студентов от дискриминации в вузе

политика эмансипации в университете

политически независимая группа

6

Демократические акции студенческого совета

повышение качества высшего образования

качество обучения в университете

общественная группа

7

Базовая группа юриспруденции

организация проектной деятельности в области права

продвижение проектов в области права

политически независимая группа

8

Педагогический союз

актуализация вопросов обучения и воспитания

педагогика

общественная группа

9

Университетская группа Левых

перманентное отслеживание условий образования

качество условий обучения в университете, экология

политически ангажированная группа

10

Группа поддержки партии Зеленых

сотрудничество с органами самоуправления вуза

свобода действий

политически ангажированная группа

11

Университетская группа критической экономики

критическое отношение к преподаванию экономики

экономика и неортодоксальные подходы в экономике

политически независимая группа

12

Группа молодежной альтернативы

активное участие в жизни вуза

альтернативные мероприятия

общественная группа

13

Группа либералов

оказание помощи в защите гражданских прав и свобод студентов

защита гражданских прав и свобод студентов

политически ангажированная группа

14

Группа молодых социалистов и антифашистов

борьба с социальной несправедливостью в университете и обществе

социальная справедливость в университете и обществе

политически ангажированная группа

15

Группа студентов с христианско-демократическими взглядами

пропаганда христианско-демократических взглядов в вузе

сервисно-ориентированная деятельность в рамках политики высшего образования

общественная группа

Ludwig-Maximilians-Universität München [8]. Анализ сайта Мюнхенского университета в сравнении с университетом Гёттингена показывает, что 1) на сайте эксплицитно не представлен список студенческих объединений и инициативных групп, но имплицитно подразумевается их бурная деятельность; 2) студенческое самоуправление университета поддерживает инициативные группы, зарегистрированные на вузовском сайте студенческого самоуправления; 3) студенческий совет, как орган студенческого самоуправления, содействует разнообразной деятельности студентов; 4) официально зарегистрированным группам разрешено пользоваться услугами студенческого самоуправления; 5) в случае создания новой инициативной группы в ее составе должно быть не менее пяти студентов с назначенным юридически ответственным контактным лицом, который берет на себя ответственность за деятельность объединения.

Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg [9]. Анализ информационного сайта Гейдельбергского университета позволяет нам выделить следующие направления деятельности студенческого самоуправления: научно-образовательное, политическое, социальное, религиозное, культурное, волонтерское, информационное, гуманистическое. Очевидно, что направления деятельности студенчества Гейдельбергского университета перекликаются с инициативами студентов выше представленных университетов и содержат много общего. Наблюдаемое разнообразие видов деятельности в рамках созданных инициативных групп в Гейдельбергском университете объясняется высоким уровнем мотивации молодежи, их желанием к объединению для реализации собственных планов, защитой своих прав и свобод, ответственностью студентов за свое будущее. Процессы принятия решений происходят в атмосфере сотрудничества и в основном характеризуются участием представителей всех статусных групп.

Анализ информационного сайта позволяет утверждать, что классическим видом студенческой деятельности в Гейдельбергском университете является участие молодежи в политических университетских студенческих объединениях и группах, которые часто близки по взглядам к политической партии. Мнения в сообществе университета по отношению к политически ориентированным студентам разнятся: некоторые видят в них будущих политиков Германии, другие также одобряют политическое участие молодежи в жизни общества.

Однако ведущим видом деятельности следует признать научно-образовательную деятельность, основной целью которой является организация лекций, семинаров, дискуссий. Научно-образовательная группа насчитывает около двадцати подгрупп. Наиболее содержательно значимые из них две: 1) AEGEE Heidelberg e.V. (Association des Etats Généraux des Etudiants de l’Europe) – ассоциация студентов европейских государств (европейский студенческий форум), 2) AIESEC (Association Internationale des Etudiants en Sciences Economiques et Commerciales – Internationale Studentenorganisation) Международная ассоциация студентов-экономистов.

Ассоциация AEGEE Heidelberg e.V. признана одной из крупнейших междисциплинарных студенческих организаций Европы. Негосударственная, политически независимая и некоммерческая организация AEGEE открыта для студентов и молодежи всех факультетов и специальностей и на сегодняшний день насчитывает около 13 000 членов из 200 университетов 40 стран Европы. Организация мероприятий для немецких и иностранных студентов – ведущая деятельность европейского студенческого форума. Самым крупным проектом в летнем семестре является Летний университет, когда студенты из разных стран собираются в Гейдельберге на две недели с целью обмена мнениями и расширения кругозора о стране, языке и культуре Германии [9].

Ассоциация AIESEC – это одна из старейших международных студенческих организаций Германии, которая представлена тридцатью семью местными комитетами. Преимущество состоит в том, что Гейдельберский университет предоставляет студентам возможность пройти профессиональную стажировку в компаниях региона, целью которой является изучение экономики различных стран. Как результат, студенты могут 1) приобрести лидерский опыт работы в международной команде, 2) развить свои личные навыки на семинарах, тренингах и конференциях, 3) научиться подбирать персонал, 4) проводить маркетинговые мероприятия, 5) работать в команде, 6) наблюдать за партнерскими отношениями в компаниях, 7) учиться контролю и планированию бюджета в составе команды и многое другое. Следовательно, стажировка в такой группе создает основу для ответственных действий будущих профессионалов в глобальном мире [9].

Выводы

Таким образом, проведенный анализ современных источников на немецком языке, научно-педагогической литературы, общественно-политической прессы, информации сайтов трех ведущих университетов Германии в рамках развития и совершенствования современной системы студенческих объединений 1) показывает как неуклонный рост численности студенческих сообществ, так и вариативность сфер жизнедеятельности студентов: политика, экономика, культура, образование, идеология, право, СМИ, религия, туризм и т.д.; 2) предлагает альтернативу в структуре и организации студенческого объединения, что позволяет членам инициативы находиться либо в составе студенческого самоуправления, либо быть самостоятельным сообществом, группой, но при этом сотрудничая с органами студенческого самоуправления; 3) определяет современные студенческие инициативы в университетах Германии как проявление высокой общественной активности и сознательности студентов, их творческих начинаний в различных видах деятельности, включая проектную деятельность, в организации актуальных мероприятий, конференций, семинаров, тренингов, акций; 4) выявляет источник активного объединения студентов в инициативные группы, что вполне вероятно связано с тем, что в немецких университетах, в отличие, например, от российских университетов, нет академических групп и обучение проходит индивидуально. Следовательно, подобные студенческие объединения и инициативные группы создают платформу для работы в команде, общения с другими молодыми людьми, тренировки в менеджменте и подготовки к будущей профессиональной жизни.


Библиографическая ссылка

Акиншина И.Б., Моисеенко О.А. СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ИНИЦИАТИВНЫЕ ГРУППЫ В ВУЗАХ ГЕРМАНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 8. – С. 94-99;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37637 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674