Современное дополнительное образование обучающихся с особыми образовательными потребностями (далее – ДО обучающихся с ООП) представляет собой наиболее интенсивно развивающуюся педагогическую систему, построенную на добровольном выборе естественнонаучных, предметных, технических, творческих, художественных, спортивных видов деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью. На круглом столе «Создание условий для качественного и доступного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в системе дополнительного образования: презентация лучших практик» VI Московского международного салона образования (12 апреля 2019 г.) были рассмотрены теоретические и нормативно-правовые аспекты отечественного ДО, а также представлен опыт уникальных авторских моделей по созданию специальных условий для качественного и доступного образования детей с ООП.
Цель исследования: выделение и обоснование специальных педагогических условий повышения эффективности ДО обучающихся с ООП.
Методы исследования: обобщение и систематизация передового педагогического опыта наиболее успешных моделей ДО обучающихся с ООП.
Внедрение инноваций, обусловленных современным состоянием общества, способствует реализации таких стратегических задач федеральной и региональной политики, как: информатизация принятия решений, создание единой информационной базы системы ДО [1]; повышение эффективности функционирования психолого-медико-педагогических комиссий, объективно и адекватно определяющих индивидуальный образовательный маршрут всех форм и видов получаемого образования [2]; организация специальных образовательных условий для получения качественного ДО всеми категориями обучающихся с ООП [3–5]; создание механизмов продуктивного взаимодействия образовательных организаций общего, специального и дополнительного образования, реализующих инклюзивные подходы к обучению детей с ООП [6]; модернизация системы дополнительного профессионального образования специалистов, работающих с обучающимися с ООП, а также повышение квалификации профессорско-преподавательского состава организаций высшего образования [7]; подготовка обучающихся с ООП к самостоятельному проживанию, профессиональному самоопределению и успешному трудоустройству [8; 9]; вовлечение в специальный дополнительный образовательный процесс родителей детей с ООП; создание позитивной общественной позиции к детям с ООП, соответствующей содержанию Конвенции ООН о правах инвалидов [10; 11]; моделирование системных компонентов общего, специального и дополнительного образования обучающихся с ООП, от раннего до взрослого возраста [12]; разработка нормативно-правовых и организационно-управленческих условий для успешного взаимодействия организаций ДО с организациями здравоохранения, соцзащиты [13–15]; проведение организационных мероприятий по созданию общероссийского общественного объединения специалистов, обучающих детей с ООП.
Магаданский центр образования № 1, являясь флагманом специального образования Северо-Востока России, с 2019 г. с целью расширения ДО начал реализацию региональной инновационной площадки «Использование ресурсов ДО для социализации детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью». С дошкольного возраста дети в игровой форме получают знания в области информатики. Формируемые в рамках занятий жизненные компетенции способствуют лучшему овладению системой социальных отношений, успешной интеграции в социальное окружение. Для выпускников с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР: обучающиеся с синдромом Дауна, с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС), нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА), слабовидящие, слабослышащие, перенесшие операции кохлеарной имплантации), не имеющих возможность продолжить обучение в профессиональных колледжах, в учреждении функционируют учебно-производственные мастерские, где продолжают расширяться и закрепляться полученные знания и умения по адаптированной программе «Информатика», используемые в дальнейшем при повышении квалификации в учреждениях среднего профессионального обучения. Востребована профессия «Рабочий зеленого хозяйства», элементы которой в игровой форме дошкольники получают в объединении «Флоришка», продолжают на занятиях ДО в школе и в летнем оздоровительном учреждении с дневным пребыванием на базе учреждения. Занятия спортом играют большую роль в формировании здорового образа жизни обучающихся. Начиная заниматься по медицинским показаниям плаванием в школьном бассейне «Китенок», дети продолжают занятия в городском бассейне под руководством профессиональных тренеров. В 2018/2019 г. воспитанники приняли участие в IV Всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности в творчестве»; VIII Всероссийской (с международным участием) выставке рисунка, живописи, графики и прикладного творчества школьников с ОВЗ «Краски всей России»; Всероссийском творческом конкурсе «Весеннее вдохновение»; областных: выставке изобразительного и декоративно-прикладного творчества людей с ОВЗ «Душа всегда свободна»; творческом конкурсе в области охраны окружающей среды «Другой взгляд»; соревнованиях «Специальная Олимпиада 2018»; конкурсе творческих работ «Рождественские фантазии».
В Республике Татарстан (далее – РТ) вопросам получения ДО детьми с ООП в последние годы также уделяется пристальное внимание. Важнейшим вопросом для целевой аудитории детей и их родителей становится открытость информации о возможности получения ДО, соответствующего территориальной доступности, возможности выбора направленности обучения, учитывающего специфику образовательной среды для детей с ООП. Согласно нашим исследованиям в настоящее время в РТ 55 организаций ДО в 22 муниципальных образованиях реализуют 159 программ, адаптированных для обучения лиц с ООП. Основными направлениями программ являются: естественнонаучные – 9; социально-педагогические – 28; технические – 17; туристско-краеведческие – 5; физкультурно-спортивные – 15; художественные – 80. Перечень организаций, реализующих адаптированные программы, и перечень самих программ размещены на образовательном портале Республиканского модельного центра (далее – РМЦ) ДО детей РТ в разделе «Инклюзивное образование в организациях ДО детей» (http://rcvrrt.ru/materialy/index.php?SECTION_ID=153), а также на сайтах организаций в информационной системе «Электронное образование в РТ». В целях аккумулирования информации о реализуемых программах ДО и информационной поддержки деятельности РМЦ ДО детей РТ создан навигатор дополнительного образования детей Республики Татарстан (далее – Навигатор ДОД РТ), размещающийся по адресу: http://navigator.rcvrrt.ru. В функционал данной системы входит размещение организациями ДО детей (посредством авторизации в личных кабинетах системы) сведений (согласно унифицированной форме) о реализуемых на их базе программах ДО. На данный момент в системе Навигатор ДОД РТ зарегистрированы 153 организации ДО системы образования РТ, представлены 5 349 программ. Впервые тестовый запуск портала был осуществлен в 2017 г. Среди преимуществ Навигатора ДОД РТ: поиск программ ДО по всем муниципальным образованиям РТ, по формам и категориям реализации программ; возможность синхронизации с картографическим сервисом Яндекс.Карты, что позволяет получить информацию о ближайшем к месту проживания ребенка учреждении ДО, сведения об адресе и контактах учреждения, информацию о реализуемых на базе отдельных организаций ДО детей программах, которые приводятся на странице в виде списка с наименованиями и описанием. Подключение в 2018 г. по API к федеральному навигатору позволило в полной мере осуществить возможность поиска адаптированных ДО программ, реализующих социально-психологическую реабилитацию, профессиональное самоопределение детей с ООП. Выбор определенной программы дает возможность пользователю через систему Навигатор ДОД РТ подать заявление на зачисление в образовательную организацию через информационную систему «Электронное образование в РТ». Заявка, дистанционно заполненная на портале edu.tatar.ru, сразу поступает в учреждение ДО. Для удобства поиска информации детьми и их родителями рассматривается возможность ввода мобильного приложения на платформе операционной системы Android.
РМЦ ДО РТ оказывает ресурсную, учебно-методическую, организационную, экспертно-консультационную, нормативно-правовую поддержку системе организаций ДО, повышает квалификацию кадров системы ДО РТ. В текущем учебном году среди учреждений системы образования РТ общий охват ДО детей-инвалидов составил 54,25 % (4418 детей-инвалидов из 8144 детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет занимаются при общеобразовательных организациях и организациях ДО детей). Специалистами РМЦ был разработан программно-методический комплект, способствующий созданию методического пространства инклюзивного ДО для специалистов, реализующих образовательную деятельность по адаптированным программам ДО. В процессе разработки и реализации проекта было организовано сетевое взаимодействие и заключены договоры о сотрудничестве с Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО; Городским центром образования университета управления «ТИСБИ» (Татарский институт содействия бизнесу); Центром содействия реализации социально-культурных и благотворительных проектов «Филантроп»; Реабилитационным центром для детей и подростков с ОВЗ «Солнечный» МТЗ и СЗ РТ. В программно-методический комплект вошли: программа по кинематографии «Титры» для детей с нарушениями слуха, к специальным условиям которой относятся: достаточная освещенность лица говорящего и фона за ним, использование современной электроакустической, звукоусиливающей аппаратуры, а также мультимедийной аппаратуры, (проецирование на большой экран), регулирование уровня шума в помещениях, наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц на стендах или электронных носителях, предупреждающей об опасностях, изменениях в режиме обучения и обозначающей названия приборов, кабинетов и мастерских, облегчающих самостоятельную ориентировку в пространстве образовательной организации; специальные места для хранения FM-систем, слуховых аппаратов, зарядных устройств, батареек в помещениях для занятий, дополнительные технические средства, обеспечивающие оптимальные условия для восприятия устной речи при повышенном уровне шума: коммуникационные системы (системы FМ-радио), программно-аппаратные комплексы, видео- и аудиосистемы, технические средства для формирования произносительной стороны устной речи, в том числе позволяющие ребенку осуществлять визуальный контроль за характеристиками собственной речи; программа спортивной игры «Бочче» для обучающихся школьного возраста с НОДА; программа для обучающихся с РАС «Азбука успеха», предусматривающая наличие таких специальных условий, как зонирование пространства (зона отдыха, сенсорная зона, выделение зоны для физической разгрузки – мат, мягкие подушки; палатка, в которой можно на некоторое время уединиться, зона для работы с пластилином – доска А3 для размазывания, коробка с пластилином; система визуальных подсказок, правила поведения, алгоритмы выполнения конкретных заданий и др.); программа «Робототехника» для обучающихся с НОДА. Апробация программ проводилась на базах организаций ДО трех муниципальных районов РТ и г. Казани в течение 7 месяцев и включала использование следующих диагностических инструментов: анкетирование, опросники, дневники наблюдения, проективные методики, творческие и письменные работы обучающихся, участие в конкурсах, спортивных состязаниях, тестирование двигательных качеств. В результате апробации подтверждена положительная динамика социализации обучающихся, а также улучшение психологического и физического состояния здоровья детей с ООП. У детей с РАС расширились представления о себе, окружающем мире, они научились произносить звуки «а», «у» и сливать их со звонкими согласными, частично используя жестовую коммуникацию, с помощью педагога пересчитывают игрушки в пределах 5, выкладывают их слева направо, собирают пазлы из 2–4 частей, из мягких модулей стоят фигуры, повысился интерес к занятиям. Занятия детей с НОДА по программе «Бочче» способствовали формированию положительных эмоций, позволили улучшить показатели меткости и бросков мячей на дальность, попадания в цель увеличились на 11 %; показатели теста на дальность броска увеличились на 6 %; показатели теста на координацию движения увеличились на 14 %. Дети с нарушением слуха (программа «Титры») продемонстрировали динамику в овладении способами передачи эмоций: в начале реализации программы 12 % обучающихся и 82 % – по завершению периода апробации; научились распознавать эмоции: 12 % и 82 % обучающихся соответственно; овладели умением построить актерский этюд 1 % и 53 % обучающихся соответственно; не умели в начале апробации вовлечь в этюд других участников группы и овладели данным умением 45 % обучающихся; не могли сыграть зарисовку перед камерой и научились все; различали драматические и комедийные актерские амплуа 80 %, а к концу апробации 100 % обучающихся. Обучающиеся приняли участие в инклюзивном фестивале «Ты можешь больше!»; городском инклюзивном проекте адаптивных видов спорта «Игры равных возможностей»; съемках телепередачи «Давай дружить!».
Создание детских технопарков «Кванториум», организовано Фондом развития образования для возрождения престижа инженерных профессий и подготовку кадрового резерва для глобального технологического лидерства России. В детском технопарке «Кванториум» г. Альметьевска представлены образовательные программы квантумов технической направленности: «Робоквантум», «IT квантум», «Промышленный дизайн», «Нейроквантум», «Наноквантум», «Математика». В целях повышения роли культурологических и гуманитарных дисциплин в содержании ДО успешно реализуются студии ДО: «Лаборатория вкуса», «Лаборатория стиля», «Лаборатория растительного мира», «ЗОО кружок», «ИЗО и ручное творчество», «Любознайка». С октября 2017 г. в единый образовательный процесс ДО включены обучающиеся с ООП. В «Лаборатории вкуса» дети с умственной отсталостью обучаются приготовлению пищи; дети с ЗПР в направлении «Нейроквантум» погружаются в виртуальную реальность подводного мира; в «IT-квантум» дети с ООП обучаются форматировать текст в Microsoft Word и строить таблицы в Microsoft Excel; в «Робоквантум» детям с НОДА представлена возможность в освоении образовательных наборов для занятий электроникой с использованием интерактивного android компьютера ТVico с сенсором трекинга тела («Танцы с Андроид компьютером»).
Отдельным направлением ДО школы № 904 г. Москвы с 2017 г. является обучение современным бальным танцам умственно отсталых обучающихся; выделение и обоснование педагогических условий повышения эффективности их танцевальной деятельности. К таким условиям можно отнести моделирование танцевально-развивающей среды; организацию творческого танцевального коллектива умственно отсталых детей, его последовательное сплочение, совершенствование; моделирование успешности занятий современными бальными танцами (доступность содержания, гуманизация процесса обучения, использование игровых приемов, взаимопомощь в решении проблемных ситуаций); постоянное улучшение деятельности педагога ДО, повышение его квалификации; организацию практического применения навыков танцевальной деятельности обучающимися в образовательной и свободной деятельности; дифференцированный и персонифицированный подход к детям с учетом уровня сформированности танцевальной культуры; использование современного материально-технического обеспечения, включающего в себя звукозаписывающую, звуковоспроизводящую, звукоусиливающую аппаратуру и ИКТ; реализацию разработанной примерной адаптированной программы ДО обучения современным бальным танцам; организацию обучения современным бальным танцам в доступной форме и в более замедленном темпе с учетом ограниченных интеллектуальных и физических возможностей детей; преодоление нарушений развития, свойственных обучающимся с нарушениями интеллекта, как средствами самих современных бальных танцев, так и с помощью коррекционных технологий; предметное взаимодействие педагога ДО с другими специалистами образовательной организации, родителями и родственниками в формировании основ танцевальной культуры обучающихся. Содержанием программы является: сформировать интерес к танцевальной деятельности, основы чувства танцевального стиля; включить современные бальные танцы в повседневную жизнь умственно отсталых обучающихся; обучить технически правильным танцевальным движениям; развивать танцевальные способности обучающихся, чувство ритма; обучить эмоциональному и выразительному танцу во взаимодействии с партнером; преодолевать нарушения познавательного развития, неадекватные формы поведения; способствовать успешной социокультурной реабилитации и адаптации путем взаимодействия ребенка с современным танцевальным искусством; формировать положительные личностные качества обучающихся (сдержанность в проявлении эмоциональных и поведенческих реакций, поддержание опрятного внешнего вида, дисциплинированность, исполнительность, свобода творческой самореализации, общительность) в момент исполнения танца, навыков сценического поведения, «концертного» исполнения; довести танцевальные движения (медленный вальс, танго, венский вальс, фокстрот, ча-ча-ча, румба, джайв) до технически, ритмически и эмоционально правильного исполнения под музыку/без музыкального сопровождения (под устный счет) во взаимодействии с партнером; составлять танцевальные схемы из изученных движений; создавать концертные номера с использованием изученных схем; готовить выступления на концертах, утренниках, праздниках, как внутри школы, так и за ее пределами («Рождественская звезда», 2017; «1 + 1», 2017, 2018, 2019).
Оригинальной и действенной методикой разностороннего развития личности детей с ООП являются анималоориентированные технологии, представленные в нашей стране дельфино- и тюленетерапией, иппотерапией, канистерапией и др. Канистерапия, как занятия со специально обученными собаками, направлена на коррекцию, реабилитацию и социальную адаптацию детей с ООП. Эти занятия предполагают целенаправленные действия, упражнения, предусматривающие непосредственный контакт ребенка с собакой под руководством специалиста. Проект «Солнечный Пёс» занимается канистерапией с 2004 г. В Москве базой реализации программ ДО по канистерапии выступили: школы № 285, 1492; ЦССВ «Вера, Надежда, Любовь», ЦССВ «Доверие», ДРЦ «Наш Солнечный Мир», хендлинг-центр «Зооспорт» и ресурсный центр НКО «Ховрино». В летний период организуются выездные лагеря на базе с. Давыдово Ярославской области. Занятия проводятся с обучающимися в возрасте от полугода до двадцати пяти лет с диагнозами: нарушения интеллекта, слуха, зрения, НОДА, РАС, с комплексными нарушениями. Ежегодно в проекте «Солнечный Пёс» задействовано до 100 детей. Занятия проводят педагог-дефектолог, психолог, а также обученные волонтеры. В занятиях участвуют до 8 собак породы золотистый (голден) ретривер и лабрадор ретривер, прошедших отбор, тестирование и годовой курс обучения в УКЦ «Собаки – помощники инвалидов». Исходя из диагноза и состояния ребенка, составляется индивидуальная программа занятий. Важной составляющей работы с детьми являются праздники, которые проводятся в начале, середине и в конце учебного года. С 2017 г. проводятся также соревнования среди детей с ООП, принимающих участие в экспериментальных занятиях танцами с собакой по правилам дисциплины FCI (Международная кинологическая федерация). Уникальный опыт кратковременного (минимальный курс – 5–6 занятий) и лонгитюдного (5 и более лет) наблюдения за детьми с ООП, занимающихся в рамках программы канистерапии, позволяет говорить о стабильном улучшении практически у всех детей, прошедших курс занятий, сенсомоторной, эмоционально-волевой сферы, когнитивных, высших психических функций, формировании пространственной ориентации, протопатической и проприоцептивной чувствительности, восполнении сенсорных дефицитов, что в конечном итоге способствует успешной социализации и адаптации детей с ООП в социуме. Об успешности работы говорит и высокий интерес к методическим разработкам проекта, как отечественных коллег, так и специалистов из Англии, Италии, Бельгии, Израиля, Германии, Франции, Латвии, Литвы, Эстонии.
Одним из проектов ДО школы-интерната «Вера» г. Рязани является использование бисерного творчества как фактора социально-трудовой адаптации обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями. Особое значение для получения эффекта от трудового обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями, детей с РАС, имеет правильный подбор вида труда, который учитывал бы все особенности их психофизического развития, а в дальнейшем способствовал интеграции в социально-экономическую жизнь общества. Кроме того, они должны получить навыки такого вида труда, который, по возможности, позволил бы им получать заработок в домашних условиях при минимальных материальных затратах на материал. Таким видом труда является бисеронизание, так как работа с бусинами (бисером) обладает значительным коррекционно-развивающим потенциалом, а бисерные изделия всегда пользуются популярностью. Выполняя работы с использованием бусин (бисера), дети по возможности обучаются: анализировать объект, актуализируя при этом свой прошлый опыт; устанавливать логическую последовательность отдельных действий по изготовлению изделия; определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения; отчитываться о проделанной работе; определять правильность действий и результатов; оценивать качество готовых изделий. Работы по бисеронизанию, несмотря на определенную трудоемкость, кропотливость процесса выполнения, привлекают своими результатами не только обучающихся, но и их родителей. Содержание программы ДО распределено по разделам, каждый из которых определен способом плетения: первый – второй год обучения: плетение изделий на проволочной основе; третий год обучения: плетение цепочек на нити: «с пупырышками», «с бугорками», «с петельками», «зигзаг»; четвертый год обучения: плетение цепочек на нити: «дорожка», «змейка», «с цветочками»; пятый год обучения: плетение цепочек на нити: «соты», «с зубчиками»; шестой год обучения: плетение цепочек на нити: «мозаика», «сетка»; седьмой год обучения: плетение цепочек на нити: «лесенка», «жгут». Овладение доступными навыками бисеронизания позволило обучающимся школы-интерната стать не только участниками, но и победителями региональных, федеральных и международных выставок и конкурсов.
Результаты реализуемых в России программ ДО детей с ООП наиболее ярко представлены в сетевой социокультурной деятельности в форматах всероссийских фестивалей, спортивных состязаний, конкурсов профессионального мастерства, выставок художественно-прикладного творчества. В рамках сетевого взаимодействия именно подобные проекты являются ресурсом оценки доступности и качества ДО для максимального раскрытия личностного творческого потенциала каждого из обучающихся с ООП, стать фундаментом для их личностного саморазвития, творческого, а в отдельных случаях профессионального самоопределения. Восьмилетняя история Международного фестиваля «Краски всей России» берет свое начало от Всероссийской (с международным участием) выставки рисунка, живописи, графики и прикладного творчества школьников с ОВЗ, позволяет детям с творческими способностями показать свои уникальные возможности, публично продемонстрировать собственные работы, получить общественное признание. Фестиваль проводится ежегодно, в нем принимают участие обучающиеся с ООП, представляющие более 150 образовательных организаций из 65 субъектов Российской Федерации. В апреле 2018 г. в Оренбурге был проведен VII Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Шелковый путь». География участников фестиваля-конкурса включила в себя: Азербайджан, Казахстан, Северную Осетию – Аланию, Башкортостан, Санкт-Петербург, Москву, Самару, Ульяновск, Екатеринбург, Новосибирск. Реализуемая в рамках фестиваля программа «Инклюзивное творчество» объединила детей и молодежь с ОВЗ и их сверстников с нормативным развитием. Фестиваль традиционно поддерживается общественными организациями лиц с инвалидностью: ВОИ, ВОС, ВОГ. Программа «Инклюзивное творчество» проходит по направлениям: вокал; хореография; театральное творчество; игра на музыкальных инструментах. Фестиваль дал «путевку в жизнь» многим творческим коллективам, студиям и отдельным артистам, в настоящее время профессионально посвятившим себя творчеству. В отличие от фестиваля «Краски всей России», где участвуют только обучающиеся, фестиваль «Шелковый путь» допускает, как персональное участие, так и участие творческих коллективов, в состав которых входят дети от 6 до 18 лет и молодежь старше 19 лет с ООП. Критерии оценки мастерства: вокал (точность интонирования, эмоциональность, художественный образ); хореография (рисунок, техника, эмоциональность, художественный образ, соответствие возрастным ограничениям); владение музыкальным инструментом (техника исполнения, эмоциональность, сценический образ); театральное творчество (режиссерское решение, сценическая речь, темпо-ритм, характер исполнения (создание образа) музыкальное и световое оформление; декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство (техника выполнения, процентное соотношение самостоятельности выполнения, художественно-эстетический уровень).
Выводы
Система ДО детей с ООП выступает действенным эффективным фактором успешной социализации, самореализации и интеграции обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в современное общество, опирающимся на добровольность выбора технических, естественнонаучных, творческих, художественных, спортивных, доступных для обучающихся с ООП видов деятельности.