Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Евтушенко И.В. 1 Симонов А.П. 2 Хузина Л.Р. 3 Армянинова К.А. 3 Закиров Р.З. 4 Евтушенко А.И. 1 Ерошина Г.Ю. 5 Любимова Т.Л. 6 Соловьева И.Л. 7 Осокина С.А. 8
1 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
2 ГКОУ «Магаданский областной центр образования № 1»
3 ГБУ ДО «Республиканский центр внешкольной работы»
4 МБОУ ДО «Станция юных техников»
5 ОГБОУ «Школа-интернат “Вера”»
6 АНО Учебно-кинологический центр «Собаки – помощники инвалидов»
7 ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»
8 ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества»
В текущем году в ходе Московского международного салона образования состоялось заседание круглого стола «Создание условий для качественного и доступного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в системе дополнительного образования: презентация лучших практик», организатором которого выступил Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России. Целью проведения круглого стола явилось объединение на одной площадке всех участников сферы дополнительного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями: представителей профессионального и экспертного сообществ, органов управления дополнительным образованием, общественных объединений и бизнес-структур. В настоящее время во всем мире отмечается устойчивая тенденция к повышению количества обучающихся различных возрастных групп, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, к которым относится квалифицированная педагогическая деятельность в сфере дополнительного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями. При постоянном увеличении потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в создании специальных условий обнаружились существенные противоречия современной системы образования, связанные с недостатками определения перечня и предоставления специальных образовательных условий, адаптированных возможностям обучающихся; обеспечением персонифицированными условиями доступности; регулированием профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования, обеспечивающих реализацию адаптированных программ дополнительного образования.
специальные условия
дополнительное образование
обучающиеся с особыми образовательными потребностями
1. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. И.Ю. Левченко. М.: Национальный книжный центр, 2013. 336 с.
2. Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. Многоуровневая модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/130-23495 (дата обращения: 29.05.2019).
3. Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов / Под ред. В.И. Шкатулла. М.: Прометей, 2017. 578 с.
4. Алышева Т.В. и др. Олигофренопедагогика. М.: Дрофа, 2009. 400 с.
5. Евтушенко Е.А., Чернышкова Е.В. Педагогические условия эффективности эстетического воспитания глухих детей в музыкально-ритмической деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20818 (дата обращения: 29.05.2019).
6. Евтушенко И.В., Евтушенко И.И. Основы формирования гуманных межличностных отношений в классном коллективе старшеклассников в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. М., 2014. С. 130–136.
7. Тушева Е.С., Горскин Б.Б. Блочно-модульное проектирование адаптивных образовательных программ дефектологической переподготовки. М.: Прометей, 2012. 208 с.
8. Евтушенко И.В. Некоторые аспекты формирования нравственной культуры детей с интеллектуальным недоразвитием // Вестник УРАО. 2008. № 2 (40). C. 113–115.
9. Евтушенко Е.А. Нравственное воспитание умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности: дис… канд. пед. наук. Москва, 2010. 224 с.
10. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот. М.: Академия, 2003. 144 с.
11. Евтушенко И.В., Мазурова Ю.Г., Санина Н.С., Федорова О.Ю., Горскин Б.Б. Особенности организации музыкально-ритмических занятий с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28411 (дата обращения: 29.05.2019).
12. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1–4 классы. М.: Просвещение, 2006. 192 с.
13. Радциг Е.Ю., Федорова О.Ю., Эстрова П.А. Физиологические дисфонии в период мутации // Школьный логопед. 2006. № 2. С. 3–10.
14. Солдатский Ю.Л., Сорокина В.А., Онуфриева Е.К., Федорова О.Ю., Погосова И.Е., Володькина В.В. Структура охриплости в детском возрасте // Вестник оториноларингологии. 2010. № 2. С. 28–31.
15. Федорова О.Ю. Комплексный подход к устранению дисфоний у детей с узелками голосовых складок: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2007. 163 с.

Современное дополнительное образование обучающихся с особыми образовательными потребностями (далее – ДО обучающихся с ООП) представляет собой наиболее интенсивно развивающуюся педагогическую систему, построенную на добровольном выборе естественнонаучных, предметных, технических, творческих, художественных, спортивных видов деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью. На круглом столе «Создание условий для качественного и доступного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в системе дополнительного образования: презентация лучших практик» VI Московского международного салона образования (12 апреля 2019 г.) были рассмотрены теоретические и нормативно-правовые аспекты отечественного ДО, а также представлен опыт уникальных авторских моделей по созданию специальных условий для качественного и доступного образования детей с ООП.

Цель исследования: выделение и обоснование специальных педагогических условий повышения эффективности ДО обучающихся с ООП.

Методы исследования: обобщение и систематизация передового педагогического опыта наиболее успешных моделей ДО обучающихся с ООП.

Внедрение инноваций, обусловленных современным состоянием общества, способствует реализации таких стратегических задач федеральной и региональной политики, как: информатизация принятия решений, создание единой информационной базы системы ДО [1]; повышение эффективности функционирования психолого-медико-педагогических комиссий, объективно и адекватно определяющих индивидуальный образовательный маршрут всех форм и видов получаемого образования [2]; организация специальных образовательных условий для получения качественного ДО всеми категориями обучающихся с ООП [3–5]; создание механизмов продуктивного взаимодействия образовательных организаций общего, специального и дополнительного образования, реализующих инклюзивные подходы к обучению детей с ООП [6]; модернизация системы дополнительного профессионального образования специалистов, работающих с обучающимися с ООП, а также повышение квалификации профессорско-преподавательского состава организаций высшего образования [7]; подготовка обучающихся с ООП к самостоятельному проживанию, профессиональному самоопределению и успешному трудоустройству [8; 9]; вовлечение в специальный дополнительный образовательный процесс родителей детей с ООП; создание позитивной общественной позиции к детям с ООП, соответствующей содержанию Конвенции ООН о правах инвалидов [10; 11]; моделирование системных компонентов общего, специального и дополнительного образования обучающихся с ООП, от раннего до взрослого возраста [12]; разработка нормативно-правовых и организационно-управленческих условий для успешного взаимодействия организаций ДО с организациями здравоохранения, соцзащиты [13–15]; проведение организационных мероприятий по созданию общероссийского общественного объединения специалистов, обучающих детей с ООП.

Магаданский центр образования № 1, являясь флагманом специального образования Северо-Востока России, с 2019 г. с целью расширения ДО начал реализацию региональной инновационной площадки «Использование ресурсов ДО для социализации детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью». С дошкольного возраста дети в игровой форме получают знания в области информатики. Формируемые в рамках занятий жизненные компетенции способствуют лучшему овладению системой социальных отношений, успешной интеграции в социальное окружение. Для выпускников с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР: обучающиеся с синдромом Дауна, с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС), нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА), слабовидящие, слабослышащие, перенесшие операции кохлеарной имплантации), не имеющих возможность продолжить обучение в профессиональных колледжах, в учреждении функционируют учебно-производственные мастерские, где продолжают расширяться и закрепляться полученные знания и умения по адаптированной программе «Информатика», используемые в дальнейшем при повышении квалификации в учреждениях среднего профессионального обучения. Востребована профессия «Рабочий зеленого хозяйства», элементы которой в игровой форме дошкольники получают в объединении «Флоришка», продолжают на занятиях ДО в школе и в летнем оздоровительном учреждении с дневным пребыванием на базе учреждения. Занятия спортом играют большую роль в формировании здорового образа жизни обучающихся. Начиная заниматься по медицинским показаниям плаванием в школьном бассейне «Китенок», дети продолжают занятия в городском бассейне под руководством профессиональных тренеров. В 2018/2019 г. воспитанники приняли участие в IV Всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности в творчестве»; VIII Всероссийской (с международным участием) выставке рисунка, живописи, графики и прикладного творчества школьников с ОВЗ «Краски всей России»; Всероссийском творческом конкурсе «Весеннее вдохновение»; областных: выставке изобразительного и декоративно-прикладного творчества людей с ОВЗ «Душа всегда свободна»; творческом конкурсе в области охраны окружающей среды «Другой взгляд»; соревнованиях «Специальная Олимпиада 2018»; конкурсе творческих работ «Рождественские фантазии».

В Республике Татарстан (далее – РТ) вопросам получения ДО детьми с ООП в последние годы также уделяется пристальное внимание. Важнейшим вопросом для целевой аудитории детей и их родителей становится открытость информации о возможности получения ДО, соответствующего территориальной доступности, возможности выбора направленности обучения, учитывающего специфику образовательной среды для детей с ООП. Согласно нашим исследованиям в настоящее время в РТ 55 организаций ДО в 22 муниципальных образованиях реализуют 159 программ, адаптированных для обучения лиц с ООП. Основными направлениями программ являются: естественнонаучные – 9; социально-педагогические – 28; технические – 17; туристско-краеведческие – 5; физкультурно-спортивные – 15; художественные – 80. Перечень организаций, реализующих адаптированные программы, и перечень самих программ размещены на образовательном портале Республиканского модельного центра (далее – РМЦ) ДО детей РТ в разделе «Инклюзивное образование в организациях ДО детей» (http://rcvrrt.ru/materialy/index.php?SECTION_ID=153), а также на сайтах организаций в информационной системе «Электронное образование в РТ». В целях аккумулирования информации о реализуемых программах ДО и информационной поддержки деятельности РМЦ ДО детей РТ создан навигатор дополнительного образования детей Республики Татарстан (далее – Навигатор ДОД РТ), размещающийся по адресу: http://navigator.rcvrrt.ru. В функционал данной системы входит размещение организациями ДО детей (посредством авторизации в личных кабинетах системы) сведений (согласно унифицированной форме) о реализуемых на их базе программах ДО. На данный момент в системе Навигатор ДОД РТ зарегистрированы 153 организации ДО системы образования РТ, представлены 5 349 программ. Впервые тестовый запуск портала был осуществлен в 2017 г. Среди преимуществ Навигатора ДОД РТ: поиск программ ДО по всем муниципальным образованиям РТ, по формам и категориям реализации программ; возможность синхронизации с картографическим сервисом Яндекс.Карты, что позволяет получить информацию о ближайшем к месту проживания ребенка учреждении ДО, сведения об адресе и контактах учреждения, информацию о реализуемых на базе отдельных организаций ДО детей программах, которые приводятся на странице в виде списка с наименованиями и описанием. Подключение в 2018 г. по API к федеральному навигатору позволило в полной мере осуществить возможность поиска адаптированных ДО программ, реализующих социально-психологическую реабилитацию, профессиональное самоопределение детей с ООП. Выбор определенной программы дает возможность пользователю через систему Навигатор ДОД РТ подать заявление на зачисление в образовательную организацию через информационную систему «Электронное образование в РТ». Заявка, дистанционно заполненная на портале edu.tatar.ru, сразу поступает в учреждение ДО. Для удобства поиска информации детьми и их родителями рассматривается возможность ввода мобильного приложения на платформе операционной системы Android.

РМЦ ДО РТ оказывает ресурсную, учебно-методическую, организационную, экспертно-консультационную, нормативно-правовую поддержку системе организаций ДО, повышает квалификацию кадров системы ДО РТ. В текущем учебном году среди учреждений системы образования РТ общий охват ДО детей-инвалидов составил 54,25 % (4418 детей-инвалидов из 8144 детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет занимаются при общеобразовательных организациях и организациях ДО детей). Специалистами РМЦ был разработан программно-методический комплект, способствующий созданию методического пространства инклюзивного ДО для специалистов, реализующих образовательную деятельность по адаптированным программам ДО. В процессе разработки и реализации проекта было организовано сетевое взаимодействие и заключены договоры о сотрудничестве с Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО; Городским центром образования университета управления «ТИСБИ» (Татарский институт содействия бизнесу); Центром содействия реализации социально-культурных и благотворительных проектов «Филантроп»; Реабилитационным центром для детей и подростков с ОВЗ «Солнечный» МТЗ и СЗ РТ. В программно-методический комплект вошли: программа по кинематографии «Титры» для детей с нарушениями слуха, к специальным условиям которой относятся: достаточная освещенность лица говорящего и фона за ним, использование современной электроакустической, звукоусиливающей аппаратуры, а также мультимедийной аппаратуры, (проецирование на большой экран), регулирование уровня шума в помещениях, наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц на стендах или электронных носителях, предупреждающей об опасностях, изменениях в режиме обучения и обозначающей названия приборов, кабинетов и мастерских, облегчающих самостоятельную ориентировку в пространстве образовательной организации; специальные места для хранения FM-систем, слуховых аппаратов, зарядных устройств, батареек в помещениях для занятий, дополнительные технические средства, обеспечивающие оптимальные условия для восприятия устной речи при повышенном уровне шума: коммуникационные системы (системы FМ-радио), программно-аппаратные комплексы, видео- и аудиосистемы, технические средства для формирования произносительной стороны устной речи, в том числе позволяющие ребенку осуществлять визуальный контроль за характеристиками собственной речи; программа спортивной игры «Бочче» для обучающихся школьного возраста с НОДА; программа для обучающихся с РАС «Азбука успеха», предусматривающая наличие таких специальных условий, как зонирование пространства (зона отдыха, сенсорная зона, выделение зоны для физической разгрузки – мат, мягкие подушки; палатка, в которой можно на некоторое время уединиться, зона для работы с пластилином – доска А3 для размазывания, коробка с пластилином; система визуальных подсказок, правила поведения, алгоритмы выполнения конкретных заданий и др.); программа «Робототехника» для обучающихся с НОДА. Апробация программ проводилась на базах организаций ДО трех муниципальных районов РТ и г. Казани в течение 7 месяцев и включала использование следующих диагностических инструментов: анкетирование, опросники, дневники наблюдения, проективные методики, творческие и письменные работы обучающихся, участие в конкурсах, спортивных состязаниях, тестирование двигательных качеств. В результате апробации подтверждена положительная динамика социализации обучающихся, а также улучшение психологического и физического состояния здоровья детей с ООП. У детей с РАС расширились представления о себе, окружающем мире, они научились произносить звуки «а», «у» и сливать их со звонкими согласными, частично используя жестовую коммуникацию, с помощью педагога пересчитывают игрушки в пределах 5, выкладывают их слева направо, собирают пазлы из 2–4 частей, из мягких модулей стоят фигуры, повысился интерес к занятиям. Занятия детей с НОДА по программе «Бочче» способствовали формированию положительных эмоций, позволили улучшить показатели меткости и бросков мячей на дальность, попадания в цель увеличились на 11 %; показатели теста на дальность броска увеличились на 6 %; показатели теста на координацию движения увеличились на 14 %. Дети с нарушением слуха (программа «Титры») продемонстрировали динамику в овладении способами передачи эмоций: в начале реализации программы 12 % обучающихся и 82 % – по завершению периода апробации; научились распознавать эмоции: 12 % и 82 % обучающихся соответственно; овладели умением построить актерский этюд 1 % и 53 % обучающихся соответственно; не умели в начале апробации вовлечь в этюд других участников группы и овладели данным умением 45 % обучающихся; не могли сыграть зарисовку перед камерой и научились все; различали драматические и комедийные актерские амплуа 80 %, а к концу апробации 100 % обучающихся. Обучающиеся приняли участие в инклюзивном фестивале «Ты можешь больше!»; городском инклюзивном проекте адаптивных видов спорта «Игры равных возможностей»; съемках телепередачи «Давай дружить!».

Создание детских технопарков «Кванториум», организовано Фондом развития образования для возрождения престижа инженерных профессий и подготовку кадрового резерва для глобального технологического лидерства России. В детском технопарке «Кванториум» г. Альметьевска представлены образовательные программы квантумов технической направленности: «Робоквантум», «IT квантум», «Промышленный дизайн», «Нейроквантум», «Наноквантум», «Математика». В целях повышения роли культурологических и гуманитарных дисциплин в содержании ДО успешно реализуются студии ДО: «Лаборатория вкуса», «Лаборатория стиля», «Лаборатория растительного мира», «ЗОО кружок», «ИЗО и ручное творчество», «Любознайка». С октября 2017 г. в единый образовательный процесс ДО включены обучающиеся с ООП. В «Лаборатории вкуса» дети с умственной отсталостью обучаются приготовлению пищи; дети с ЗПР в направлении «Нейроквантум» погружаются в виртуальную реальность подводного мира; в «IT-квантум» дети с ООП обучаются форматировать текст в Microsoft Word и строить таблицы в Microsoft Excel; в «Робоквантум» детям с НОДА представлена возможность в освоении образовательных наборов для занятий электроникой с использованием интерактивного android компьютера ТVico с сенсором трекинга тела («Танцы с Андроид компьютером»).

Отдельным направлением ДО школы № 904 г. Москвы с 2017 г. является обучение современным бальным танцам умственно отсталых обучающихся; выделение и обоснование педагогических условий повышения эффективности их танцевальной деятельности. К таким условиям можно отнести моделирование танцевально-развивающей среды; организацию творческого танцевального коллектива умственно отсталых детей, его последовательное сплочение, совершенствование; моделирование успешности занятий современными бальными танцами (доступность содержания, гуманизация процесса обучения, использование игровых приемов, взаимопомощь в решении проблемных ситуаций); постоянное улучшение деятельности педагога ДО, повышение его квалификации; организацию практического применения навыков танцевальной деятельности обучающимися в образовательной и свободной деятельности; дифференцированный и персонифицированный подход к детям с учетом уровня сформированности танцевальной культуры; использование современного материально-технического обеспечения, включающего в себя звукозаписывающую, звуковоспроизводящую, звукоусиливающую аппаратуру и ИКТ; реализацию разработанной примерной адаптированной программы ДО обучения современным бальным танцам; организацию обучения современным бальным танцам в доступной форме и в более замедленном темпе с учетом ограниченных интеллектуальных и физических возможностей детей; преодоление нарушений развития, свойственных обучающимся с нарушениями интеллекта, как средствами самих современных бальных танцев, так и с помощью коррекционных технологий; предметное взаимодействие педагога ДО с другими специалистами образовательной организации, родителями и родственниками в формировании основ танцевальной культуры обучающихся. Содержанием программы является: сформировать интерес к танцевальной деятельности, основы чувства танцевального стиля; включить современные бальные танцы в повседневную жизнь умственно отсталых обучающихся; обучить технически правильным танцевальным движениям; развивать танцевальные способности обучающихся, чувство ритма; обучить эмоциональному и выразительному танцу во взаимодействии с партнером; преодолевать нарушения познавательного развития, неадекватные формы поведения; способствовать успешной социокультурной реабилитации и адаптации путем взаимодействия ребенка с современным танцевальным искусством; формировать положительные личностные качества обучающихся (сдержанность в проявлении эмоциональных и поведенческих реакций, поддержание опрятного внешнего вида, дисциплинированность, исполнительность, свобода творческой самореализации, общительность) в момент исполнения танца, навыков сценического поведения, «концертного» исполнения; довести танцевальные движения (медленный вальс, танго, венский вальс, фокстрот, ча-ча-ча, румба, джайв) до технически, ритмически и эмоционально правильного исполнения под музыку/без музыкального сопровождения (под устный счет) во взаимодействии с партнером; составлять танцевальные схемы из изученных движений; создавать концертные номера с использованием изученных схем; готовить выступления на концертах, утренниках, праздниках, как внутри школы, так и за ее пределами («Рождественская звезда», 2017; «1 + 1», 2017, 2018, 2019).

Оригинальной и действенной методикой разностороннего развития личности детей с ООП являются анималоориентированные технологии, представленные в нашей стране дельфино- и тюленетерапией, иппотерапией, канистерапией и др. Канистерапия, как занятия со специально обученными собаками, направлена на коррекцию, реабилитацию и социальную адаптацию детей с ООП. Эти занятия предполагают целенаправленные действия, упражнения, предусматривающие непосредственный контакт ребенка с собакой под руководством специалиста. Проект «Солнечный Пёс» занимается канистерапией с 2004 г. В Москве базой реализации программ ДО по канистерапии выступили: школы № 285, 1492; ЦССВ «Вера, Надежда, Любовь», ЦССВ «Доверие», ДРЦ «Наш Солнечный Мир», хендлинг-центр «Зооспорт» и ресурсный центр НКО «Ховрино». В летний период организуются выездные лагеря на базе с. Давыдово Ярославской области. Занятия проводятся с обучающимися в возрасте от полугода до двадцати пяти лет с диагнозами: нарушения интеллекта, слуха, зрения, НОДА, РАС, с комплексными нарушениями. Ежегодно в проекте «Солнечный Пёс» задействовано до 100 детей. Занятия проводят педагог-дефектолог, психолог, а также обученные волонтеры. В занятиях участвуют до 8 собак породы золотистый (голден) ретривер и лабрадор ретривер, прошедших отбор, тестирование и годовой курс обучения в УКЦ «Собаки – помощники инвалидов». Исходя из диагноза и состояния ребенка, составляется индивидуальная программа занятий. Важной составляющей работы с детьми являются праздники, которые проводятся в начале, середине и в конце учебного года. С 2017 г. проводятся также соревнования среди детей с ООП, принимающих участие в экспериментальных занятиях танцами с собакой по правилам дисциплины FCI (Международная кинологическая федерация). Уникальный опыт кратковременного (минимальный курс – 5–6 занятий) и лонгитюдного (5 и более лет) наблюдения за детьми с ООП, занимающихся в рамках программы канистерапии, позволяет говорить о стабильном улучшении практически у всех детей, прошедших курс занятий, сенсомоторной, эмоционально-волевой сферы, когнитивных, высших психических функций, формировании пространственной ориентации, протопатической и проприоцептивной чувствительности, восполнении сенсорных дефицитов, что в конечном итоге способствует успешной социализации и адаптации детей с ООП в социуме. Об успешности работы говорит и высокий интерес к методическим разработкам проекта, как отечественных коллег, так и специалистов из Англии, Италии, Бельгии, Израиля, Германии, Франции, Латвии, Литвы, Эстонии.

Одним из проектов ДО школы-интерната «Вера» г. Рязани является использование бисерного творчества как фактора социально-трудовой адаптации обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями. Особое значение для получения эффекта от трудового обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями, детей с РАС, имеет правильный подбор вида труда, который учитывал бы все особенности их психофизического развития, а в дальнейшем способствовал интеграции в социально-экономическую жизнь общества. Кроме того, они должны получить навыки такого вида труда, который, по возможности, позволил бы им получать заработок в домашних условиях при минимальных материальных затратах на материал. Таким видом труда является бисеронизание, так как работа с бусинами (бисером) обладает значительным коррекционно-развивающим потенциалом, а бисерные изделия всегда пользуются популярностью. Выполняя работы с использованием бусин (бисера), дети по возможности обучаются: анализировать объект, актуализируя при этом свой прошлый опыт; устанавливать логическую последовательность отдельных действий по изготовлению изделия; определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения; отчитываться о проделанной работе; определять правильность действий и результатов; оценивать качество готовых изделий. Работы по бисеронизанию, несмотря на определенную трудоемкость, кропотливость процесса выполнения, привлекают своими результатами не только обучающихся, но и их родителей. Содержание программы ДО распределено по разделам, каждый из которых определен способом плетения: первый – второй год обучения: плетение изделий на проволочной основе; третий год обучения: плетение цепочек на нити: «с пупырышками», «с бугорками», «с петельками», «зигзаг»; четвертый год обучения: плетение цепочек на нити: «дорожка», «змейка», «с цветочками»; пятый год обучения: плетение цепочек на нити: «соты», «с зубчиками»; шестой год обучения: плетение цепочек на нити: «мозаика», «сетка»; седьмой год обучения: плетение цепочек на нити: «лесенка», «жгут». Овладение доступными навыками бисеронизания позволило обучающимся школы-интерната стать не только участниками, но и победителями региональных, федеральных и международных выставок и конкурсов.

Результаты реализуемых в России программ ДО детей с ООП наиболее ярко представлены в сетевой социокультурной деятельности в форматах всероссийских фестивалей, спортивных состязаний, конкурсов профессионального мастерства, выставок художественно-прикладного творчества. В рамках сетевого взаимодействия именно подобные проекты являются ресурсом оценки доступности и качества ДО для максимального раскрытия личностного творческого потенциала каждого из обучающихся с ООП, стать фундаментом для их личностного саморазвития, творческого, а в отдельных случаях профессионального самоопределения. Восьмилетняя история Международного фестиваля «Краски всей России» берет свое начало от Всероссийской (с международным участием) выставки рисунка, живописи, графики и прикладного творчества школьников с ОВЗ, позволяет детям с творческими способностями показать свои уникальные возможности, публично продемонстрировать собственные работы, получить общественное признание. Фестиваль проводится ежегодно, в нем принимают участие обучающиеся с ООП, представляющие более 150 образовательных организаций из 65 субъектов Российской Федерации. В апреле 2018 г. в Оренбурге был проведен VII Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Шелковый путь». География участников фестиваля-конкурса включила в себя: Азербайджан, Казахстан, Северную Осетию – Аланию, Башкортостан, Санкт-Петербург, Москву, Самару, Ульяновск, Екатеринбург, Новосибирск. Реализуемая в рамках фестиваля программа «Инклюзивное творчество» объединила детей и молодежь с ОВЗ и их сверстников с нормативным развитием. Фестиваль традиционно поддерживается общественными организациями лиц с инвалидностью: ВОИ, ВОС, ВОГ. Программа «Инклюзивное творчество» проходит по направлениям: вокал; хореография; театральное творчество; игра на музыкальных инструментах. Фестиваль дал «путевку в жизнь» многим творческим коллективам, студиям и отдельным артистам, в настоящее время профессионально посвятившим себя творчеству. В отличие от фестиваля «Краски всей России», где участвуют только обучающиеся, фестиваль «Шелковый путь» допускает, как персональное участие, так и участие творческих коллективов, в состав которых входят дети от 6 до 18 лет и молодежь старше 19 лет с ООП. Критерии оценки мастерства: вокал (точность интонирования, эмоциональность, художественный образ); хореография (рисунок, техника, эмоциональность, художественный образ, соответствие возрастным ограничениям); владение музыкальным инструментом (техника исполнения, эмоциональность, сценический образ); театральное творчество (режиссерское решение, сценическая речь, темпо-ритм, характер исполнения (создание образа) музыкальное и световое оформление; декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство (техника выполнения, процентное соотношение самостоятельности выполнения, художественно-эстетический уровень).

Выводы

Система ДО детей с ООП выступает действенным эффективным фактором успешной социализации, самореализации и интеграции обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в современное общество, опирающимся на добровольность выбора технических, естественнонаучных, творческих, художественных, спортивных, доступных для обучающихся с ООП видов деятельности.


Библиографическая ссылка

Евтушенко И.В., Симонов А.П., Хузина Л.Р., Армянинова К.А., Закиров Р.З., Евтушенко А.И., Ерошина Г.Ю., Любимова Т.Л., Соловьева И.Л., Осокина С.А. СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 7. – С. 157-163;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37605 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674