Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION: WHY DO WE NEED PUBLIC ACCREDITATION OF THE UNIVERSITY?

Kotenko V.V. 1 Getman N.A. 2 Kotenko E.N. 2 Sukach L.I. 2
1 Omsk State Pedagogic University
2 Omsk State Medical University
The article presents the options for the development of higher education in terms of technological transformation of the educational process. The basis for studying this issue is the formal nature of education, the low involvement of citizens in the process of choosing an educational trajectory. The authors consider the foresight scenario of the development of higher education, the meaning of which is an orientation towards public and individual inquiries, a change in the target parameters, and functions of education. Professional and public accreditation of a higher education institution is considered as one of the reasons for concluding which educational organizations are successful and which do not meet the needs of society. The article analyzes various risks that limit the development of the higher school system. The process of implementing technological transformation is described, which, according to the authors, is carried out through the development of organizational and pedagogical competence of teachers. The manifestation of this competence allows you to change the activity of subjects of the educational process. The authors point out the conditions for transformation, such as: the continuous professional development of teachers, the improvement of educational programs and personalized training. Described and analyzed the results of a survey of students of advanced training courses and professional retraining. On the basis of this analysis, the directions of creating a single educational space by means of technological transformation of higher education have been proposed.
technological transformation
professional public accreditation
information technologies
foresight scenario
risks
common educational space

Основным фактором развития экономики и одной из растущих ее отраслей в XXI в. является образование. Современный социум потребляет все больше образовательных услуг, спрос рождает предложение, хотя получение бесплатного образования в России гарантировано Конституцией. «…Образование является основным инструментом обеспечения социальной справедливости и, выполняя воспитательную функцию, вносит в общественное развитие необходимую устойчивость, превращает экономический рост в основу повышения качества жизни всех слоев населения» [1]. В русле современной образовательной политики проходит и обновление высшей школы, повышение качества образования и внедрения стратегии «Образование 2030». Понятие «образование» трактуется в Федеральном Законе № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» как «…позитивный результат развития, приводящий к удовлетворению актуальных потребностей основных потребителей образовательных услуг, а именно – государства, общества и семьи, представляющей интересы обучающегося» и позволяет расширить спектр путей обновления высшего медицинского образования [2].

Цель исследования: провести анализ имеющихся направлений трансформации высшего образования и соотнести их с процессом и результатом профессионально-общественной аккредитации вуза.

Материалы и методы исследования

В качестве объекта исследования был обозначен поиск возможных вариантов развития высшей школы, в качестве предмета исследования – процесс профессионально-общественной аккредитации в медицинском вузе и его влияние на трансформацию высшего образования. Для оценки результативности процесса аккредитации проведено анкетирование слушателей центра профессиональной переподготовки и повышении квалификации профессорско-преподавательского состава вуза.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим возможные пути обновления высшего образования, позволяющие решить приоритетную задачу – подготовку квалифицированного специалиста. Одним из акцентов, на который обращается внимание в экспертном докладе «12 решений для нового образования» Высшей школы экономики, опубликованном в апреле 2018 г., является «…формальный характер образования и низкая включенность граждан в процесс выбора образовательной траектории. Фактически обучающиеся, вступая в систему образования, занимают в ней роль исполнителей образовательных программ, сформированных без их участия» [1]. На наш взгляд, следствием этого становится снижение эффективности обучения, а также низкая активность обучающихся. Это приводит к тому, что «…целью обучающихся (от школьников до студентов) становится не формирование востребованных компетенций для себя, а получение формальных документов об образовании, что радикально снижает социально-экономический эффект образования. Недостаточная активность граждан, завершивших циклы формального образования (общего образования, среднего профессионального или высшего образования) ведет за собой низкую вовлеченность в неформальные (необязательные) образовательные программы» [1].

Актуальным становится высшее образование, формирующее способность не столько применять полученные знания, сколько создавать новые знания за счет мышления и коммуникации и действовать в соответствии с ними [3].

Рассматривая возможные варианты развития высшей школы, мы обозначили его границы, описали факторы и риски (рисунок).

Варианты развития высшей школы ограничиваются двумя компланарными векторами:

– создание единого образовательного пространства высшего образования;

– «сжатие» системы высшего образования и пассивность партнерских организаций.

Базовым является форсайт-сценарий развития высшей школы. Его логичным следствием является изменение требований общества к квалификации будущего специалиста и изменение индивидуальной активности обучающихся. Форсайт-сценарий предусматривает, что должны быть созданы условия дальнейшей реализации этих сценариев. Смысл форсайт-сценария – «перезагрузка» высшей школы, ориентация на общественный и индивидуальный запросы, изменение целевых параметров, миссии, функций. Этому способствуют как цифровизация общества, следствием которой является цифровизация образования; законодательные изменения; активное использование в проектировании образовательного процесса в высшей школе компетентностно-ориентированных технологий. Если форсайт-сценарий реализуется эффективно, имеющиеся ресурсы (материально-техническая база, технологии, квалифицированные кадры) переориентируются на выполнение новых задач. Компланарность данного процесса описана рисками, которые могут возникнуть при негативной реализации форсайт-сценария. Это может быть спровоцировано общественным инфантилизмом, политической нестабильностью, спадом в экономике. Снижение влияния факторов риска на систему образования поможет в реализации форсайт-сценария и достижении нового понимания миссии высшей школы, как института развития общества (центра развития региона), и лидера в создании «портрета» будущего специалиста в общественном сознании [4].

На наш взгляд, одним из факторов изменения высшей школы становится активное использование информационных и компетентностно-ориентированных технологий. Так, в своих исследованиях С.Д. Каракозов и А.Ю. Уваров рассматривают «…условия успеха системной трансформации учебного процесса на основе ИКТ». Из всех названных авторами условий наиболее близко к нашей деятельности непрерывное профессиональное развитие преподавателей, совершенствование образовательных программ и персонализированное обучение. На кафедре педагогики и психологии дополнительного профессионального образования ОмГМУ обучаются представители профессорско-преподавательского состава вуза, которые включены в данный процесс. Если какое-то из этих условий не выполняется, трансформационные процессы значительно усложняются и, как правило, оказываются малорезультативными [5].

Для реализации процесса технологической трансформации необходимо развитие организационно-педагогической компетентности преподавателей, которая «…определяется как способность и готовность к организации учебной деятельности обучающихся по освоению образовательных программ высшего образования и дополнительного профессионального образования с использованием компетентностно-ориентированных и информационно-коммуникационных технологий» [6]. Реализация указанной компетентности позволяет изменить активность субъектов образовательного процесса.

koten1.wmf

Возможные варианты развития высшей школы

Одним из путей минимизации рисков является, на наш взгляд, профессионально-общественная аккредитация, которая может быть наиболее эффективным способом преодоления общественного инфантилизма. Ее правовые основы определены в Федеральном Законе «Об образовании в РФ», где под «…общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций» [2]. Профессионально-общественная аккредитация позволяет сделать достаточно объективные выводы о соответствии образовательной организации профессиональным запросам и запросам социума. Кроме того, профессионально-общественная аккредитация позволяет выявить актуальные образовательные практики, значительные достижения; направленность образовательной организации на подготовку квалифицированных кадров и т.д.

Итак, «…рассматривая заинтересованных субъектов в профессионально-общественной оценке работы вуза, необходимо сказать в первую очередь о слушателях последипломного образования, проходящих усовершенствование или профессиональную переподготовку по психолого-педагогическим дисциплинам» [7]. Достижение цели трансформации образования возможно при развитии внутрифирменной системы методической работы. Данный процесс проходит непрерывно, постоянно, в неразрывной связи, с переходом одного состояния в другое, т.е. континуитивно. Понятие континуум как одно из уточнений категории непрерывности имеет важные методологические функции.

Рассматривая деятельность кафедры педагогики и психологии ДПО ОмГМУ (как базу для формирования образовательного континуума в системе непрерывного профессионального образования и профессиональной переподготовки) в рамках овладения новым опытом профессиональной деятельности преподавателя, можно сказать, что компетентный специалист, предвидящий изменения, связанные с цифровизацией общества, ориентированный на самообразование в информационно-образовательной среде вуза, будет подготовлен к профессиональной преподавательской деятельности внутри самого вуза.

На базе кафедры педагогики и психологии ДПО, являющейся структурным подразделением Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ОмГМУ, для преподавателей университета организованы учебно-методические семинары, по окончании которых осуществляется анкетирование обучающихся. Для получения объективной картины состояния реализации образовательного процесса нами было проведено исследование отношения слушателей программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации (85 обучающихся) к условиям организации образовательного процесса. Для этого была взята анкета, которая использовалась при аккредитации нашего вуза. Результаты анкетирования были проанализированы и представлены на заседании кафедры педагогики и психологии дополнительного профессионального образования.

Среди анкетируемых 82,35 % слушателей имели ученую степень, из них 28,2 % – доктор медицинских наук. На вопрос: Имеете ли Вы опыт практической работы по профилю преподаваемых дисциплин? – 100 % ответили, что работают в данное время. Наибольший для нас интерес представлял вопрос, который выявлял те технологии, которые слушатели использовали при проведении занятий. Так 55,2 % обучающихся ответили, что активно используют интерактивные технологии, владеют информационно-коммуникационными технологиями, однако использовать их «в полной мере» не всегда могут из-за технических ограничений.

Более подробно был изучен вопрос об использовании образовательного портала в организации учебного процесса. На вопрос: Создана ли в образовательной организации электронная информационно-образовательная среда? – утвердительно ответили 94 % опрашиваемых. Ответы на вопрос: Как бы Вы оценили информационную наполненность сайта программы?– были распределены следующим образом: «не удовлетворен» – 5 % , «не в полной мере» – 17,4 %; в «большей степени удовлетворен» – 64,6 %, «удовлетворен полностью» – 13 %.

При анализе участия в различных конференциях и публикационной активности слушателей (обучающихся) были получены следующие данные: 94 % опрошенных активно участвуют в различных научно-практических конференциях, публикуются в журналах, имеющих высокий ИМПАКТ-фактор, однако тематика этих конференций и журналов в основном медицинской направленности. В журналах педагогической направленности публикуются 12 % обучающихся. Участвуют в конференциях педагогической направленности – 29,4 %, что, на наш взгляд, не достаточно высокий показатель, так как преподаватели занимаются педагогической деятельностью. Анализ сформированности педагогической компетентности (этот продукт можно оценить в виде актуальной статьи, выступления на конференции) позволяет определить пути повышения качества образования. Собеседование со слушателями и ответы на вопросы позволили нам сделать некоторые выводы: удовлетворенность общесистемными требования к реализации программы находится на достаточно высоком уровне, преподаватели используют информационно-коммуникационные технологии, высока удовлетворенность кадровым обеспечением, так как большинство преподавателей имеют ученое звание.

Удовлетворенность материально-техническим обеспечением реализации образовательного процесса на «среднем уровне» (35 %), удовлетворенность условиями организации образовательного процесса в «большей степени» составляет 64 %.

Используемые критерии, принятые профессиональным сообществом, объективный и всесторонний характер оценки, вектор оценки – все это позволяет сделать вывод о перспективности и востребованности деятельности по аккредитации образовательных организаций. На основе результатов профессионально-общественной аккредитации формируется рейтинг аккредитованных образовательных программ и определяется вектор развития образовательной организации.

Мы понимаем, что определяющим фактором, влияющим непосредственно на обучение, воспитание и профессиональную подготовку студентов, является профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава. Преподаватель – основная фигура трансформации образования. Очевидно, что вектор трансформации напрямую зависит от интеллектуального уровня, профессиональных и личностных качеств профессорско-преподавательского состава. Меняется позиция преподавателя, следовательно, актуализируются требования к его педагогической компетенции в соответствии с запросом профессионального сообщества и социума.

Выводы

Одним из ключевых факторов развития высшего образования становится профессионально-общественная аккредитация, которая является толчком для технологической трансформации вуза. Это подразумевает внедрение в образовательный процесс компетентностно-ориентированных технологий, цифровизацию образования, что ведет к созданию единого образовательного пространства высшей школы, помогая преодолеть риски, и реализует форсайт-сценарий развития высшей школы.