Основным фактором развития экономики и одной из растущих ее отраслей в XXI в. является образование. Современный социум потребляет все больше образовательных услуг, спрос рождает предложение, хотя получение бесплатного образования в России гарантировано Конституцией. «…Образование является основным инструментом обеспечения социальной справедливости и, выполняя воспитательную функцию, вносит в общественное развитие необходимую устойчивость, превращает экономический рост в основу повышения качества жизни всех слоев населения» [1]. В русле современной образовательной политики проходит и обновление высшей школы, повышение качества образования и внедрения стратегии «Образование 2030». Понятие «образование» трактуется в Федеральном Законе № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» как «…позитивный результат развития, приводящий к удовлетворению актуальных потребностей основных потребителей образовательных услуг, а именно – государства, общества и семьи, представляющей интересы обучающегося» и позволяет расширить спектр путей обновления высшего медицинского образования [2].
Цель исследования: провести анализ имеющихся направлений трансформации высшего образования и соотнести их с процессом и результатом профессионально-общественной аккредитации вуза.
Материалы и методы исследования
В качестве объекта исследования был обозначен поиск возможных вариантов развития высшей школы, в качестве предмета исследования – процесс профессионально-общественной аккредитации в медицинском вузе и его влияние на трансформацию высшего образования. Для оценки результативности процесса аккредитации проведено анкетирование слушателей центра профессиональной переподготовки и повышении квалификации профессорско-преподавательского состава вуза.
Результаты исследования и их обсуждение
Рассмотрим возможные пути обновления высшего образования, позволяющие решить приоритетную задачу – подготовку квалифицированного специалиста. Одним из акцентов, на который обращается внимание в экспертном докладе «12 решений для нового образования» Высшей школы экономики, опубликованном в апреле 2018 г., является «…формальный характер образования и низкая включенность граждан в процесс выбора образовательной траектории. Фактически обучающиеся, вступая в систему образования, занимают в ней роль исполнителей образовательных программ, сформированных без их участия» [1]. На наш взгляд, следствием этого становится снижение эффективности обучения, а также низкая активность обучающихся. Это приводит к тому, что «…целью обучающихся (от школьников до студентов) становится не формирование востребованных компетенций для себя, а получение формальных документов об образовании, что радикально снижает социально-экономический эффект образования. Недостаточная активность граждан, завершивших циклы формального образования (общего образования, среднего профессионального или высшего образования) ведет за собой низкую вовлеченность в неформальные (необязательные) образовательные программы» [1].
Актуальным становится высшее образование, формирующее способность не столько применять полученные знания, сколько создавать новые знания за счет мышления и коммуникации и действовать в соответствии с ними [3].
Рассматривая возможные варианты развития высшей школы, мы обозначили его границы, описали факторы и риски (рисунок).
Варианты развития высшей школы ограничиваются двумя компланарными векторами:
– создание единого образовательного пространства высшего образования;
– «сжатие» системы высшего образования и пассивность партнерских организаций.
Базовым является форсайт-сценарий развития высшей школы. Его логичным следствием является изменение требований общества к квалификации будущего специалиста и изменение индивидуальной активности обучающихся. Форсайт-сценарий предусматривает, что должны быть созданы условия дальнейшей реализации этих сценариев. Смысл форсайт-сценария – «перезагрузка» высшей школы, ориентация на общественный и индивидуальный запросы, изменение целевых параметров, миссии, функций. Этому способствуют как цифровизация общества, следствием которой является цифровизация образования; законодательные изменения; активное использование в проектировании образовательного процесса в высшей школе компетентностно-ориентированных технологий. Если форсайт-сценарий реализуется эффективно, имеющиеся ресурсы (материально-техническая база, технологии, квалифицированные кадры) переориентируются на выполнение новых задач. Компланарность данного процесса описана рисками, которые могут возникнуть при негативной реализации форсайт-сценария. Это может быть спровоцировано общественным инфантилизмом, политической нестабильностью, спадом в экономике. Снижение влияния факторов риска на систему образования поможет в реализации форсайт-сценария и достижении нового понимания миссии высшей школы, как института развития общества (центра развития региона), и лидера в создании «портрета» будущего специалиста в общественном сознании [4].
На наш взгляд, одним из факторов изменения высшей школы становится активное использование информационных и компетентностно-ориентированных технологий. Так, в своих исследованиях С.Д. Каракозов и А.Ю. Уваров рассматривают «…условия успеха системной трансформации учебного процесса на основе ИКТ». Из всех названных авторами условий наиболее близко к нашей деятельности непрерывное профессиональное развитие преподавателей, совершенствование образовательных программ и персонализированное обучение. На кафедре педагогики и психологии дополнительного профессионального образования ОмГМУ обучаются представители профессорско-преподавательского состава вуза, которые включены в данный процесс. Если какое-то из этих условий не выполняется, трансформационные процессы значительно усложняются и, как правило, оказываются малорезультативными [5].
Для реализации процесса технологической трансформации необходимо развитие организационно-педагогической компетентности преподавателей, которая «…определяется как способность и готовность к организации учебной деятельности обучающихся по освоению образовательных программ высшего образования и дополнительного профессионального образования с использованием компетентностно-ориентированных и информационно-коммуникационных технологий» [6]. Реализация указанной компетентности позволяет изменить активность субъектов образовательного процесса.
Возможные варианты развития высшей школы
Одним из путей минимизации рисков является, на наш взгляд, профессионально-общественная аккредитация, которая может быть наиболее эффективным способом преодоления общественного инфантилизма. Ее правовые основы определены в Федеральном Законе «Об образовании в РФ», где под «…общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций» [2]. Профессионально-общественная аккредитация позволяет сделать достаточно объективные выводы о соответствии образовательной организации профессиональным запросам и запросам социума. Кроме того, профессионально-общественная аккредитация позволяет выявить актуальные образовательные практики, значительные достижения; направленность образовательной организации на подготовку квалифицированных кадров и т.д.
Итак, «…рассматривая заинтересованных субъектов в профессионально-общественной оценке работы вуза, необходимо сказать в первую очередь о слушателях последипломного образования, проходящих усовершенствование или профессиональную переподготовку по психолого-педагогическим дисциплинам» [7]. Достижение цели трансформации образования возможно при развитии внутрифирменной системы методической работы. Данный процесс проходит непрерывно, постоянно, в неразрывной связи, с переходом одного состояния в другое, т.е. континуитивно. Понятие континуум как одно из уточнений категории непрерывности имеет важные методологические функции.
Рассматривая деятельность кафедры педагогики и психологии ДПО ОмГМУ (как базу для формирования образовательного континуума в системе непрерывного профессионального образования и профессиональной переподготовки) в рамках овладения новым опытом профессиональной деятельности преподавателя, можно сказать, что компетентный специалист, предвидящий изменения, связанные с цифровизацией общества, ориентированный на самообразование в информационно-образовательной среде вуза, будет подготовлен к профессиональной преподавательской деятельности внутри самого вуза.
На базе кафедры педагогики и психологии ДПО, являющейся структурным подразделением Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ОмГМУ, для преподавателей университета организованы учебно-методические семинары, по окончании которых осуществляется анкетирование обучающихся. Для получения объективной картины состояния реализации образовательного процесса нами было проведено исследование отношения слушателей программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации (85 обучающихся) к условиям организации образовательного процесса. Для этого была взята анкета, которая использовалась при аккредитации нашего вуза. Результаты анкетирования были проанализированы и представлены на заседании кафедры педагогики и психологии дополнительного профессионального образования.
Среди анкетируемых 82,35 % слушателей имели ученую степень, из них 28,2 % – доктор медицинских наук. На вопрос: Имеете ли Вы опыт практической работы по профилю преподаваемых дисциплин? – 100 % ответили, что работают в данное время. Наибольший для нас интерес представлял вопрос, который выявлял те технологии, которые слушатели использовали при проведении занятий. Так 55,2 % обучающихся ответили, что активно используют интерактивные технологии, владеют информационно-коммуникационными технологиями, однако использовать их «в полной мере» не всегда могут из-за технических ограничений.
Более подробно был изучен вопрос об использовании образовательного портала в организации учебного процесса. На вопрос: Создана ли в образовательной организации электронная информационно-образовательная среда? – утвердительно ответили 94 % опрашиваемых. Ответы на вопрос: Как бы Вы оценили информационную наполненность сайта программы?– были распределены следующим образом: «не удовлетворен» – 5 % , «не в полной мере» – 17,4 %; в «большей степени удовлетворен» – 64,6 %, «удовлетворен полностью» – 13 %.
При анализе участия в различных конференциях и публикационной активности слушателей (обучающихся) были получены следующие данные: 94 % опрошенных активно участвуют в различных научно-практических конференциях, публикуются в журналах, имеющих высокий ИМПАКТ-фактор, однако тематика этих конференций и журналов в основном медицинской направленности. В журналах педагогической направленности публикуются 12 % обучающихся. Участвуют в конференциях педагогической направленности – 29,4 %, что, на наш взгляд, не достаточно высокий показатель, так как преподаватели занимаются педагогической деятельностью. Анализ сформированности педагогической компетентности (этот продукт можно оценить в виде актуальной статьи, выступления на конференции) позволяет определить пути повышения качества образования. Собеседование со слушателями и ответы на вопросы позволили нам сделать некоторые выводы: удовлетворенность общесистемными требования к реализации программы находится на достаточно высоком уровне, преподаватели используют информационно-коммуникационные технологии, высока удовлетворенность кадровым обеспечением, так как большинство преподавателей имеют ученое звание.
Удовлетворенность материально-техническим обеспечением реализации образовательного процесса на «среднем уровне» (35 %), удовлетворенность условиями организации образовательного процесса в «большей степени» составляет 64 %.
Используемые критерии, принятые профессиональным сообществом, объективный и всесторонний характер оценки, вектор оценки – все это позволяет сделать вывод о перспективности и востребованности деятельности по аккредитации образовательных организаций. На основе результатов профессионально-общественной аккредитации формируется рейтинг аккредитованных образовательных программ и определяется вектор развития образовательной организации.
Мы понимаем, что определяющим фактором, влияющим непосредственно на обучение, воспитание и профессиональную подготовку студентов, является профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава. Преподаватель – основная фигура трансформации образования. Очевидно, что вектор трансформации напрямую зависит от интеллектуального уровня, профессиональных и личностных качеств профессорско-преподавательского состава. Меняется позиция преподавателя, следовательно, актуализируются требования к его педагогической компетенции в соответствии с запросом профессионального сообщества и социума.
Выводы
Одним из ключевых факторов развития высшего образования становится профессионально-общественная аккредитация, которая является толчком для технологической трансформации вуза. Это подразумевает внедрение в образовательный процесс компетентностно-ориентированных технологий, цифровизацию образования, что ведет к созданию единого образовательного пространства высшей школы, помогая преодолеть риски, и реализует форсайт-сценарий развития высшей школы.