Учреждения дополнительного образования спортивной направленности обладают огромным потенциалом оздоровления занимающихся [1, 2], но в то же время являются зоной повышенного риска ухудшения здоровья в условиях интенсивных физических нагрузок, способных нанести ущерб психическому, интеллектуальному и нравственному развитию личности [3, 4], если в процессе планирования продолжительности и содержания этапов учебной деятельности, программ учебных занятий и соревнований недостаточно учитывается принцип природосообразного подхода [5].
Цель исследования: определение роли детского и юношеского спорта в укреплении здоровья подростков среднего школьного возраста и его влияния на адаптацию (на примере плавания). Задачи исследования: на основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы выявить роль детского и юношеского спорта в укреплении здоровья подростков среднего школьного возраста и его влияние на адаптацию; выявить различия морфологических, функциональных и психофизиологических показателей подростков среднего школьного возраста, имеющих различный стаж занятий плаванием и не занимающихся спортом; оценить влияние занятий плаванием на морфологические, функциональные и психофизиологические показатели подростков среднего школьного возраста.
Материалы и методы исследования
Для решения поставленных задач исследования было обследовано 79 подростков в возрасте 11–12 лет: 27 подростков (13 девочек и 14 мальчиков), занимающихся плаванием на базе общества с ограниченной ответственностью «Школа плавания КИТ» г. Кемерово (экспериментальная группа); 27 подростков (13 девочек и 14 мальчиков), активно не занимающихся спортом и обучающихся в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 78» г. Кемерово (контрольная группа – 1); 25 юных пловцов (12 девочек и 13 мальчиков), занимающихся в государственном бюджетном физкультурно-спортивном учреждении Кемеровской области «Спортивная школа олимпийского резерва по плаванию» г. Кемерово (контрольная группа – 2). Для решения поставленных в работе задач использовались следующие научные методы: анализ научно-методической литературы; тестирование; динамометрия; методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты констатирующего эксперимента с участием испытуемых экспериментальной и контрольных групп позволили выяснить, что в показателях бега на 60 м, прыжке в длину с места, пятерном прыжке, тесте Купера, наклоне вперед из положения стоя на гимнастической скамье, пробе Ромберга, кистевой динамометрии достоверных различий между показателями экспериментальной и первой контрольной групп не обнаружено, причем данное утверждение справедливо и для девочек, и для мальчиков. В то же время, сравнивая показатели первой контрольной и экспериментальной групп с аналогичными показателями их сверстников, специализированно занимающихся плаванием (контрольная группа – 2), выявлены достоверные различия и в подгруппах мальчиков, и в подгруппах девочек практически во всех тестовых упражнениях.
Анализируя результаты в беге на 60 м у мальчиков 11–12 лет экспериментальной группы, мы обнаружили наиболее существенные статистически значимые положительные изменения (ро < 0,001), в первой контрольной группе также отмечаются достоверные положительные изменения (ро < 0,05) (табл. 1). В начале исследования показатели экспериментальной группы были ниже средних арифметических значений контрольной группы, но эти различия не были достоверными (ро > 0,05), после эксперимента показатели экспериментальной группы достоверно превосходили показатели первой контрольной группы (ро < 0,05). Положительная динамика результатов в беге на 60 м характерна и для девочек двух групп, однако наибольший прирост можно отметить в экспериментальной группе (ро < 0,01), в первой контрольной группе также очевиден характер положительных изменений, но они недостоверные (ро > 0,05) (табл. 2).
Таблица 1
Динамика уровня развития скоростно-силовых способностей мальчиков и девочек 11–12 лет экспериментальной группы
Наименование теста |
Исходные данные |
Итоговые данные |
ро |
Т |
||
Х |
σ |
Х |
σ |
|||
Мальчики |
||||||
Бег 60 м (с) |
11,5 |
0,4 |
10,5 |
0,4 |
< 0,001* |
3,6 |
Прыжок в длину с места (см) |
153 |
7 |
166 |
9 |
< 0,01* |
3,8 |
Пятерной прыжок (м) |
7,47 |
0,65 |
8,03 |
0,67 |
< 0,05* |
2,6 |
Девочки |
||||||
Бег 60 м (с) |
11,9 |
0,3 |
11,1 |
0,2 |
< 0,05* |
2,5 |
Прыжок в длину с места (см) |
150 |
12 |
159 |
11 |
< 0,01* |
4,2 |
Пятерной прыжок (м) |
6,7 |
0,31 |
7,04 |
0,37 |
< 0,05* |
2,5 |
Примечание. * – обозначены достоверные различия.
Таблица 2
Динамика уровня развития скоростно-силовых способностей мальчиков и девочек 11–12 лет первой контрольной группы
Наименование теста |
Исходные данные |
Итоговые данные |
ро |
Т |
||
Х |
σ |
Х |
σ |
|||
Мальчики |
||||||
Бег 60 м (с) |
11,4 |
0,3 |
10, 9 |
0,3 |
< 0,05* |
2,6 |
Прыжок в длину с места (см) |
154 |
6 |
158 |
8 |
> 0,05 |
1,1 |
Пятерной прыжок (м) |
7,46 |
0,71 |
7,62 |
0,74 |
> 0,05 |
0,7 |
Девочки |
||||||
Бег 60 м (с) |
12,1 |
0,3 |
11,7 |
0,2 |
> 0,05 |
1,5 |
Прыжок в длину с места (см) |
147 |
12 |
153 |
12 |
> 0,05 |
1,3 |
Пятерной прыжок (м) |
6,66 |
0,31 |
6,83 |
0,33 |
> 0,05 |
0,9 |
Примечание. * – обозначены достоверные различия.
До эксперимента показатели в беге на 60 м экспериментальной группы уступали аналогичным значениям второй контрольной группы, а после эксперимента практически сравнялись с ними. Результаты в прыжке в длину с места в процессе педагогического эксперимента обнаружили надежные статистические различия исходных и итоговых показателей только в экспериментальной группе мальчиков 11–12 лет (ро < 0,05), в первой контрольной группе достоверных изменений не произошло (ро > 0,05). В то же время в экспериментальной группе девочек, участвовавших в педагогическом эксперименте, были обнаружены достоверные положительные изменения в данном тесте (ро < 0,001), в первой контрольной группе достоверных изменений в процессе педагогического эксперимента не произошло (ро > 0,05).
Изменения результатов в пятерном прыжке в процессе педагогического эксперимента мальчиков и девочек 11–12 лет демонстрируют, что ни мальчикам, ни девочкам первой контрольной группы за время проведения педагогического эксперимента не удалось достичь достоверных положительных изменений в данном контрольном упражнении (ро > 0,05), хотя подобная тенденция и очевидна. В экспериментальных группах (мальчиков и девочек), участвовавших в эксперименте, были зафиксированы достоверные различия данных исходного и итогового этапов исследования (ро < 0,05). По показателям развития скоростно-силовых способностей после проведения педагогического эксперимента между данными экспериментальной и первой контрольной группы установились достоверные различия практически по всем контрольным упражнениям в подгруппах мальчиков и девочек. Достигнутые достоверные приросты у девочек экспериментальной группы позволили им сравняться с показателями второй контрольной группы по двум тестам из трех. Мальчики экспериментальной группы также существенно сократили отставание от показателей второй контрольной группы, достоверные различия сохранились только в беге на 60 м. В то же время достигнутые приросты в первой контрольной группе не позволили ни девочкам, ни мальчикам сравняться с аналогичными показателями второй контрольной группы, между их итоговыми данными сохранились достоверные различия. Результаты оценки уровня развития общей выносливости по тесту Купера (шестиминутный вариант) свидетельствуют о более существенных изменениях в экспериментальных группах мальчиков (ро < 0,05) и девочек (ро < 0,01). Динамика уровня развития общей выносливости до и после эксперимента у мальчиков и девочек 11–12 лет экспериментальной группы характеризуется достоверными приростами (табл. 3).
Таблица 3
Динамика уровня развития общей выносливости и гибкости мальчиков и девочек 11–12 лет экспериментальной группы
Наименование теста |
Исходные данные |
Итоговые данные |
ро |
Т |
||
Х |
σ |
Х |
σ |
|||
Мальчики |
||||||
Тест Купера за 6 минут (м) |
997 |
44 |
1086 |
27 |
< 0,05* |
3, 5 |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см) |
5,8 |
2,1 |
5, 8 |
1,5 |
> 0,05 |
0,2 |
Девочки |
||||||
Тест Купера за 6 минут (м) |
961 |
23 |
1021 |
23 |
< 0,05* |
3,7 |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см) |
11,0 |
1,8 |
11,0 |
2,2 |
> 0,05 |
0,1 |
Примечание. * – обозначены достоверные различия.
В первой контрольной группе достоверных различий исходных и итоговых данных не было установлено (ро > 0,05) (табл. 4). У мальчиков изменения общей выносливости менее очевидные, так как и до и после педагогического эксперимента между первой контрольной и экспериментальной группами не обнаружились достоверные различия (ро > 0,05). В то же время у девочек до эксперимента достоверных различий между показателями первой контрольной и экспериментальной групп не наблюдалось, а по его окончании уже были отмечены достоверные статистические различия (ро < 0,05). Достоверные различия показателей экспериментальной группы от значений второй контрольной группы сохранились только у мальчиков по тесту Купера. Достоверные различия показателей второй контрольной группы от значений второй контрольной группы сохранились по тесту Купера и у мальчиков, и у девочек.
Таблица 4
Динамика уровня развития общей выносливости и гибкости мальчиков и девочек 11–12 лет контрольной группы
Наименование теста |
Исходные данные |
Итоговые данные |
ро |
Т |
||
Х |
σ |
Х |
σ |
|||
Мальчики |
||||||
Тест Купера за 6 минут (м) |
1011 |
20 |
1043 |
32 |
< 0,05* |
3,1 |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см) |
5,8 |
2,3 |
5,8 |
2,1 |
> 0,05 |
0,3 |
Девочки |
||||||
Тест Купера за 6 минут (м) |
963 |
14 |
977 |
30 |
> 0,05 |
0,9 |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см) |
9,5 |
3,4 |
9,5 |
3,4 |
> 0,05 |
0,4 |
Примечание. * – обозначены достоверные различия.
Результаты оценки уровня развития координационных способностей в процессе педагогического эксперимента у мальчиков 11–12 лет показали достоверные различия исходных и итоговых значений в экспериментальной группе (табл. 5).
Таблица 5
Динамика уровня развития координационных и силовых способностей мальчиков и девочек 11–12 лет экспериментальной группы
Наименование теста |
Исходные данные |
Итоговые данные |
ро |
Т |
||
Х |
σ |
Х |
σ |
|||
Мальчики |
||||||
Проба Ромберга (с) |
2,5 |
1,4 |
10,4 |
1,1 |
< 0,01* |
4,1 |
Кистевая динамометрия (кг) |
17,0 |
2,1 |
22,0 |
3,6 |
< 0,05* |
3,3 |
Девочки |
||||||
Проба Ромберга (с) |
2,3 |
1,0 |
9,3 |
1,0 |
< 0,05* |
3,2 |
Кистевая динамометрия (кг) |
16,3 |
2,6 |
22,0 |
3,6 |
< 0,05* |
3,1 |
Примечание. * – обозначены достоверные различия.
Оценка уровня развития координационных способностей в процессе педагогического эксперимента у девочек 11–12 лет показала отсутствие достоверных различий исходных и итоговых значений в первой контрольной группе, у мальчиков достоверные положительные изменения зафиксированы (табл. 6). У девочек в том же тесте за время проведения педагогического эксперимента зафиксированы достоверные положительные изменения только в экспериментальной группе (ро < 0,05). Изменения результатов кистевой динамометрии у мальчиков 11–12 лет в экспериментальной группе носят достоверный характер (ро < 0,05).
Таблица 6
Динамика уровня развития координационных и силовых способностей мальчиков и девочек 11–12 лет первой контрольной группы
Наименование теста |
Исходные данные |
Итоговые данные |
ро |
Т |
||
Х |
σ |
Х |
σ |
|||
Мальчики |
||||||
Проба Ромберга (с) |
2,5 |
1,4 |
6,3 |
1,4 |
< 0,05* |
3,3 |
Кистевая динамометрия (кг) |
17,2 |
3,1 |
19,3 |
3,1 |
> 0,05 |
1,6 |
Девочки |
||||||
Проба Ромберга (с) |
2,5 |
1,3 |
6,0 |
0,8 |
> 0,05 |
1,1 |
Кистевая динамометрия (кг) |
15,3 |
2,6 |
19,3 |
3,1 |
> 0,05 |
1,7 |
Примечание. * – обозначены достоверные различия.
Выводы
Проведенные исследования позволили оценить влияние занятий плаванием на морфологические, функциональные и психофизиологические показатели подростков, которые в значительной степени определяют уровень физического здоровья и отражают адаптационные изменения, приспособление функций организма к специфическим условиям водной среды. По результатам формирующего эксперимента данные экспериментальной группы, которую составили подростки, занимающиеся плаванием в рамках общеразвивающей программы, по большинству исследуемых показателей превзошли аналогичные показатели первой контрольной группы (подростки, не занимающиеся спортом) и существенно приблизились к показателям второй контрольной группы, в которую входили подростки, имеющие стаж специализированных занятий плаванием по программе спортивной подготовки, однако это не распространяется на показатели специальной подготовленности юных спортсменов-пловцов.
Таким образом, комплексный психофизиологический мониторинг функционального состояния и уровня адаптационных резервов занимающихся позволил выявить роль детского и юношеского спорта в укреплении здоровья подростков среднего школьного возраста и его влияние на адаптацию (на примере плавания). Общеразвивающие программы, наряду с программами спортивной подготовки, обладают значительным здоровьеформирующим потенциалом, в том числе и в аспекте подготовки подростков к выполнению норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Однако для их реализации необходимо дальнейшее развитие соответствующей инфраструктуры, так как в большинстве регионов Российской Федерации количество плавательных бассейнов пока не соответствует рекомендованным Международным союзом архитекторов значениям.