Учреждения дополнительного образования спортивной направленности обладают огромным потенциалом оздоровления занимающихся [1, 2], но в то же время являются зоной повышенного риска ухудшения здоровья в условиях интенсивных физических нагрузок, способных нанести ущерб психическому, интеллектуальному и нравственному развитию личности [3, 4], если в процессе планирования продолжительности и содержания этапов учебной деятельности, программ учебных занятий и соревнований недостаточно учитывается принцип природосообразного подхода [5].
Цель исследования: определение роли детского и юношеского спорта в укреплении здоровья подростков среднего школьного возраста и его влияния на адаптацию (на примере плавания). Задачи исследования: на основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы выявить роль детского и юношеского спорта в укреплении здоровья подростков среднего школьного возраста и его влияние на адаптацию; выявить различия морфологических, функциональных и психофизиологических показателей подростков среднего школьного возраста, имеющих различный стаж занятий плаванием и не занимающихся спортом; оценить влияние занятий плаванием на морфологические, функциональные и психофизиологические показатели подростков среднего школьного возраста.
Материалы и методы исследования
Для решения поставленных задач исследования было обследовано 79 подростков в возрасте 11–12 лет: 27 подростков (13 девочек и 14 мальчиков), занимающихся плаванием на базе общества с ограниченной ответственностью «Школа плавания КИТ» г. Кемерово (экспериментальная группа); 27 подростков (13 девочек и 14 мальчиков), активно не занимающихся спортом и обучающихся в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 78» г. Кемерово (контрольная группа – 1); 25 юных пловцов (12 девочек и 13 мальчиков), занимающихся в государственном бюджетном физкультурно-спортивном учреждении Кемеровской области «Спортивная школа олимпийского резерва по плаванию» г. Кемерово (контрольная группа – 2). Для решения поставленных в работе задач использовались следующие научные методы: анализ научно-методической литературы; тестирование; динамометрия; методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты констатирующего эксперимента с участием испытуемых экспериментальной и контрольных групп позволили выяснить, что в показателях бега на 60 м, прыжке в длину с места, пятерном прыжке, тесте Купера, наклоне вперед из положения стоя на гимнастической скамье, пробе Ромберга, кистевой динамометрии достоверных различий между показателями экспериментальной и первой контрольной групп не обнаружено, причем данное утверждение справедливо и для девочек, и для мальчиков. В то же время, сравнивая показатели первой контрольной и экспериментальной групп с аналогичными показателями их сверстников, специализированно занимающихся плаванием (контрольная группа – 2), выявлены достоверные различия и в подгруппах мальчиков, и в подгруппах девочек практически во всех тестовых упражнениях.
Анализируя результаты в беге на 60 м у мальчиков 11–12 лет экспериментальной группы, мы обнаружили наиболее существенные статистически значимые положительные изменения (ро < 0,001), в первой контрольной группе также отмечаются достоверные положительные изменения (ро < 0,05) (табл. 1). В начале исследования показатели экспериментальной группы были ниже средних арифметических значений контрольной группы, но эти различия не были достоверными (ро > 0,05), после эксперимента показатели экспериментальной группы достоверно превосходили показатели первой контрольной группы (ро < 0,05). Положительная динамика результатов в беге на 60 м характерна и для девочек двух групп, однако наибольший прирост можно отметить в экспериментальной группе (ро < 0,01), в первой контрольной группе также очевиден характер положительных изменений, но они недостоверные (ро > 0,05) (табл. 2).
Таблица 1
Динамика уровня развития скоростно-силовых способностей мальчиков и девочек 11–12 лет экспериментальной группы
| Наименование теста | Исходные данные | Итоговые данные | ро | Т | ||
| Х | σ | Х | σ | |||
| Мальчики | ||||||
| Бег 60 м (с) | 11,5 | 0,4 | 10,5 | 0,4 | < 0,001* | 3,6 | 
| Прыжок в длину с места (см) | 153 | 7 | 166 | 9 | < 0,01* | 3,8 | 
| Пятерной прыжок (м) | 7,47 | 0,65 | 8,03 | 0,67 | < 0,05* | 2,6 | 
| Девочки | ||||||
| Бег 60 м (с) | 11,9 | 0,3 | 11,1 | 0,2 | < 0,05* | 2,5 | 
| Прыжок в длину с места (см) | 150 | 12 | 159 | 11 | < 0,01* | 4,2 | 
| Пятерной прыжок (м) | 6,7 | 0,31 | 7,04 | 0,37 | < 0,05* | 2,5 | 
Примечание. * – обозначены достоверные различия.
Таблица 2
Динамика уровня развития скоростно-силовых способностей мальчиков и девочек 11–12 лет первой контрольной группы
| Наименование теста | Исходные данные | Итоговые данные | ро | Т | ||
| Х | σ | Х | σ | |||
| Мальчики | ||||||
| Бег 60 м (с) | 11,4 | 0,3 | 10, 9 | 0,3 | < 0,05* | 2,6 | 
| Прыжок в длину с места (см) | 154 | 6 | 158 | 8 | > 0,05 | 1,1 | 
| Пятерной прыжок (м) | 7,46 | 0,71 | 7,62 | 0,74 | > 0,05 | 0,7 | 
| Девочки | ||||||
| Бег 60 м (с) | 12,1 | 0,3 | 11,7 | 0,2 | > 0,05 | 1,5 | 
| Прыжок в длину с места (см) | 147 | 12 | 153 | 12 | > 0,05 | 1,3 | 
| Пятерной прыжок (м) | 6,66 | 0,31 | 6,83 | 0,33 | > 0,05 | 0,9 | 
Примечание. * – обозначены достоверные различия.
До эксперимента показатели в беге на 60 м экспериментальной группы уступали аналогичным значениям второй контрольной группы, а после эксперимента практически сравнялись с ними. Результаты в прыжке в длину с места в процессе педагогического эксперимента обнаружили надежные статистические различия исходных и итоговых показателей только в экспериментальной группе мальчиков 11–12 лет (ро < 0,05), в первой контрольной группе достоверных изменений не произошло (ро > 0,05). В то же время в экспериментальной группе девочек, участвовавших в педагогическом эксперименте, были обнаружены достоверные положительные изменения в данном тесте (ро < 0,001), в первой контрольной группе достоверных изменений в процессе педагогического эксперимента не произошло (ро > 0,05).
Изменения результатов в пятерном прыжке в процессе педагогического эксперимента мальчиков и девочек 11–12 лет демонстрируют, что ни мальчикам, ни девочкам первой контрольной группы за время проведения педагогического эксперимента не удалось достичь достоверных положительных изменений в данном контрольном упражнении (ро > 0,05), хотя подобная тенденция и очевидна. В экспериментальных группах (мальчиков и девочек), участвовавших в эксперименте, были зафиксированы достоверные различия данных исходного и итогового этапов исследования (ро < 0,05). По показателям развития скоростно-силовых способностей после проведения педагогического эксперимента между данными экспериментальной и первой контрольной группы установились достоверные различия практически по всем контрольным упражнениям в подгруппах мальчиков и девочек. Достигнутые достоверные приросты у девочек экспериментальной группы позволили им сравняться с показателями второй контрольной группы по двум тестам из трех. Мальчики экспериментальной группы также существенно сократили отставание от показателей второй контрольной группы, достоверные различия сохранились только в беге на 60 м. В то же время достигнутые приросты в первой контрольной группе не позволили ни девочкам, ни мальчикам сравняться с аналогичными показателями второй контрольной группы, между их итоговыми данными сохранились достоверные различия. Результаты оценки уровня развития общей выносливости по тесту Купера (шестиминутный вариант) свидетельствуют о более существенных изменениях в экспериментальных группах мальчиков (ро < 0,05) и девочек (ро < 0,01). Динамика уровня развития общей выносливости до и после эксперимента у мальчиков и девочек 11–12 лет экспериментальной группы характеризуется достоверными приростами (табл. 3).
Таблица 3
Динамика уровня развития общей выносливости и гибкости мальчиков и девочек 11–12 лет экспериментальной группы
| Наименование теста | Исходные данные | Итоговые данные | ро | Т | ||
| Х | σ | Х | σ | |||
| Мальчики | ||||||
| Тест Купера за 6 минут (м) | 997 | 44 | 1086 | 27 | < 0,05* | 3, 5 | 
| Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см) | 5,8 | 2,1 | 5, 8 | 1,5 | > 0,05 | 0,2 | 
| Девочки | ||||||
| Тест Купера за 6 минут (м) | 961 | 23 | 1021 | 23 | < 0,05* | 3,7 | 
| Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см) | 11,0 | 1,8 | 11,0 | 2,2 | > 0,05 | 0,1 | 
Примечание. * – обозначены достоверные различия.
В первой контрольной группе достоверных различий исходных и итоговых данных не было установлено (ро > 0,05) (табл. 4). У мальчиков изменения общей выносливости менее очевидные, так как и до и после педагогического эксперимента между первой контрольной и экспериментальной группами не обнаружились достоверные различия (ро > 0,05). В то же время у девочек до эксперимента достоверных различий между показателями первой контрольной и экспериментальной групп не наблюдалось, а по его окончании уже были отмечены достоверные статистические различия (ро < 0,05). Достоверные различия показателей экспериментальной группы от значений второй контрольной группы сохранились только у мальчиков по тесту Купера. Достоверные различия показателей второй контрольной группы от значений второй контрольной группы сохранились по тесту Купера и у мальчиков, и у девочек.
Таблица 4
Динамика уровня развития общей выносливости и гибкости мальчиков и девочек 11–12 лет контрольной группы
| Наименование теста | Исходные данные | Итоговые данные | ро | Т | ||
| Х | σ | Х | σ | |||
| Мальчики | ||||||
| Тест Купера за 6 минут (м) | 1011 | 20 | 1043 | 32 | < 0,05* | 3,1 | 
| Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см) | 5,8 | 2,3 | 5,8 | 2,1 | > 0,05 | 0,3 | 
| Девочки | ||||||
| Тест Купера за 6 минут (м) | 963 | 14 | 977 | 30 | > 0,05 | 0,9 | 
| Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см) | 9,5 | 3,4 | 9,5 | 3,4 | > 0,05 | 0,4 | 
Примечание. * – обозначены достоверные различия.
Результаты оценки уровня развития координационных способностей в процессе педагогического эксперимента у мальчиков 11–12 лет показали достоверные различия исходных и итоговых значений в экспериментальной группе (табл. 5).
Таблица 5
Динамика уровня развития координационных и силовых способностей мальчиков и девочек 11–12 лет экспериментальной группы
| Наименование теста | Исходные данные | Итоговые данные | ро | Т | ||
| Х | σ | Х | σ | |||
| Мальчики | ||||||
| Проба Ромберга (с) | 2,5 | 1,4 | 10,4 | 1,1 | < 0,01* | 4,1 | 
| Кистевая динамометрия (кг) | 17,0 | 2,1 | 22,0 | 3,6 | < 0,05* | 3,3 | 
| Девочки | ||||||
| Проба Ромберга (с) | 2,3 | 1,0 | 9,3 | 1,0 | < 0,05* | 3,2 | 
| Кистевая динамометрия (кг) | 16,3 | 2,6 | 22,0 | 3,6 | < 0,05* | 3,1 | 
Примечание. * – обозначены достоверные различия.
Оценка уровня развития координационных способностей в процессе педагогического эксперимента у девочек 11–12 лет показала отсутствие достоверных различий исходных и итоговых значений в первой контрольной группе, у мальчиков достоверные положительные изменения зафиксированы (табл. 6). У девочек в том же тесте за время проведения педагогического эксперимента зафиксированы достоверные положительные изменения только в экспериментальной группе (ро < 0,05). Изменения результатов кистевой динамометрии у мальчиков 11–12 лет в экспериментальной группе носят достоверный характер (ро < 0,05).
Таблица 6
Динамика уровня развития координационных и силовых способностей мальчиков и девочек 11–12 лет первой контрольной группы
| Наименование теста | Исходные данные | Итоговые данные | ро | Т | ||
| Х | σ | Х | σ | |||
| Мальчики | ||||||
| Проба Ромберга (с) | 2,5 | 1,4 | 6,3 | 1,4 | < 0,05* | 3,3 | 
| Кистевая динамометрия (кг) | 17,2 | 3,1 | 19,3 | 3,1 | > 0,05 | 1,6 | 
| Девочки | ||||||
| Проба Ромберга (с) | 2,5 | 1,3 | 6,0 | 0,8 | > 0,05 | 1,1 | 
| Кистевая динамометрия (кг) | 15,3 | 2,6 | 19,3 | 3,1 | > 0,05 | 1,7 | 
Примечание. * – обозначены достоверные различия.
Выводы
Проведенные исследования позволили оценить влияние занятий плаванием на морфологические, функциональные и психофизиологические показатели подростков, которые в значительной степени определяют уровень физического здоровья и отражают адаптационные изменения, приспособление функций организма к специфическим условиям водной среды. По результатам формирующего эксперимента данные экспериментальной группы, которую составили подростки, занимающиеся плаванием в рамках общеразвивающей программы, по большинству исследуемых показателей превзошли аналогичные показатели первой контрольной группы (подростки, не занимающиеся спортом) и существенно приблизились к показателям второй контрольной группы, в которую входили подростки, имеющие стаж специализированных занятий плаванием по программе спортивной подготовки, однако это не распространяется на показатели специальной подготовленности юных спортсменов-пловцов.
Таким образом, комплексный психофизиологический мониторинг функционального состояния и уровня адаптационных резервов занимающихся позволил выявить роль детского и юношеского спорта в укреплении здоровья подростков среднего школьного возраста и его влияние на адаптацию (на примере плавания). Общеразвивающие программы, наряду с программами спортивной подготовки, обладают значительным здоровьеформирующим потенциалом, в том числе и в аспекте подготовки подростков к выполнению норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Однако для их реализации необходимо дальнейшее развитие соответствующей инфраструктуры, так как в большинстве регионов Российской Федерации количество плавательных бассейнов пока не соответствует рекомендованным Международным союзом архитекторов значениям.
Библиографическая ссылка
Жуков Р.С., Лутай М.С., Козлова Н.Ю., Щербинин П.Т. РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА АДАПТАЦИЮ // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 4. С. 93-97;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37498 (дата обращения: 31.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.37498



