Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE RESULTS OF THE CAREER GUIDANCE TEACHERS OF THE UNIVERSITY AMONG STUDENTS IN GRADES 9–11

Ivanova O.N. 1 Sofroneeva O.L. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
This article is devoted to the actual problem of modern pedagogy-career guidance in high school. Students should know the range of duties of a specialist in the chosen profession. Teachers of higher education can engage in career-oriented work of students, as they know the nuances of the specialty, criteria and requirements for the selection of specialists and can instill a love for the chosen profession. This article analyzes the work of teachers of the medical Institute of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, together with the class teacher and Deputy Director for educational work in high school № 31 in Yakutsk medical and biological class, and analysis of the results of training of graduates of this class in the Medical Institute. This continuity has shown good results in the formation of motivation to teach students at school and then at University. The results of the survey at the beginning of training in the 9th grade and at the end of training in the 10th grade were shown, the awareness of students ‘ commitment to the chosen specialty and the formation of interest in the future profession was revealed. Participation in career-oriented work of University teachers helps students to choose their future profession and motivates them to study specialized disciplines for admission to the chosen specialty.
career guidance
secondary school
motivation
continuity
teachers
students
profession
specialty

Профориентация школьников – важный аспект воспитательной работы в средней школе, так как выбор профессии определяет не только судьбу одного человека, но и перспективы кадрового потенциала региона.

Координирующую роль в профоориентационной работе играет школа, а именно классный руководитель 9–10–11 классов.

Немало примеров, когда такие специалисты вели профориентационную работу заинтересованно и успешно, но в большинстве случаев примеры, все-таки неудачные. Главная причина таких неудач объясняется высокой загруженностью педагогов и большим объемом документационной работы [1, 2].

Если студент «бросает» учебу, поступив в вуз, он занимал место, которое мог бы занять человек, который бы хотел учиться по данной специальности. Кроме того, что человек теряет время и годы жизни в поисках «своей» профессии, государство тратит деньги на оплату педагогов и выплату стипендий безрезультатно [3].

Профориентационная работа обязательно должна включать не только профессиональную психодиагностику и выдачу рекомендаций, кто к какой профессии «подходит». Учащиеся должны знать круг обязанностей специалиста по выбранной профессии [4]. Преподаватели высших учебных могут заниматься профориентационной работой учащихся, так как они знают нюансы специальности, критерии и требования к отбору специалистов и могут привить любовь к выбранной профессии.

Профориентационная работа – огромный труд педагогов, преподавателей вузов, специалистов предприятий, психологов [5, 6]. Научной новизной данного исследования является доказательство эффективности проведения профориентационной работы преподавателей вуза совместно с учителями средней школы. Данная преемственность показала хорошие результаты в формировании мотивации к обучению учащихся в школе, а затем в вузе.

Цель исследования: проанализировать результаты профориентационной работы со школьниками преподавателя высшего учебного заведения.

Материалы и методы исследования

Проведен анализ профориентационной работы преподавателей кафедры педиатрии медицинского института Северо-Восточного федерального университета с учащимися медико-биологического класса средней школы № 31 г. Якутска. Проведено анкетирование среди учащихся в начале обучения в 9 классе и в конце обучения в 11 классе. В медико-биологическом классе обучалось 30 человек.

Результаты исследования и их обсуждение

Медицинский институт Северо-Восточного федерального университета проводит подготовку по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактической дело», «Фармация», «Сестринское дело».

Одним из критериев деятельности вуза является средний балл абитуриента при поступлении, поэтому любое высшее учебное заведение заинтересованно в поступлении школьников с высоким баллом ЕГЭ.

В 2014 г. преподаватели кафедры педиатрии и детской хирургии медицинского института СВФУ в течение учебного года проводили лекции и классные часы в 9 классах средних школ г. Якутска с целью формирования медико-биологического класса (табл. 1).

Таблица 1

Отчет по профориентационной работе кафедры педиатрии и детской хирургии среди образовательных учреждений г. Якутска

Мероприятие

Место проведения

Количество детей

Наименование охваченных улусов

Краткое описание

беседа

ГКГ

15

 

Беседа

лекция

Национальная гимназия

20

 

Знакомство с профессией врача

лекция

Национальная гимназия

18

 

Знакомство с профессией врача

лекция

17 школа

21

 

Знакомство с профессией врача

лекция

7 школа

15

 

Знакомство с профессией врача

лекция

Школа «Айыы кыhата»

15

 

Знакомство с профессией врача

лекция

школы 1 и 2

Намцы

40

Намский

Знакомство с профессией врача

лекция

31 школа

40

 

Знакомство с профессией врача

Мероприятия осуществлялись с помощью классных руководителей 9 классов и заместителя директора школы по внеучебной работе.

На следующий год в 10 классе средней школы № 31 был сформирован медико-биологический класс, в котором уделялось большое внимание химии, биологии и русскому языку – профильным предметам для поступления в медицинские вузы.

В 10 и 11 классах преподаватели медицинского института проводили экскурсии в Национальном центре медицины, музее Анатомического корпуса Медицинского института, симуляционном центре Медицинского института СВФУ. Большая работа проводилась по формированию навыков научной деятельности: школьники: написание совместных тезисов и статей с преподавателями вузов, подготовка и участие в научных конференциях, публикация в научных журналах.

Подробно объяснялась методология научных исследований, совместно проводился сбор первичного материала. Также подробно разбиралась техника написания статей: как написать резюме статьи, что такое ключевые слова. Большое внимание уделяется формированию структуры статьи: введению, цели исследования, материалам и методам, результатам исследования и выводам. Изучались методы математической обработки первичного материала. Подробно разбиралось, что такое средняя величина и ошибка средней величины, а также методы их вычисления. Изучались математическая обработка результатов на базе прикладных программ «SAS» и «SPSS», а также сравнения средних величин проводили однофакторным дисперсионным анализом с помощью Т-критерия Стьюдента для оценки равенства средних F-критерия Фишера для оценки равенства дисперсии. Обязательно объяснялись такие моменты, как ответственность авторов и плагиат. Проводилось обучение пользованию системы «Антиплагиат». Школьники научились структурировать первичный материал в таблицы и диаграммы. В результате написаны и опубликованы статьи в изданиях «Студенческий вестник» и «Международный студенческий вестник» (табл. 2).

Таблица 2

Публикации школьников в научных изданиях

Научное издание

Количество опубликованных работ

Студенческий вестник

1

Международный студенческий вестник

1

Старт в науке

1

Евразийское научное объединение

2

Medicus

1

Школьники участвовали в конференциях «Шаг в будущее», «Лаврентьевские чтения», «Аммосов», приобрели опыт публичных выступлений, научились излагать материал своих исследований. Результатом публичных выступлений явился опыт изложения научного материала, умение сконцентрироваться и ответить на неожиданные вопросы. Каждый школьник имел портфолио научных достижений (табл. 3).

Таблица 3

Участие школьников в научных конференциях

Название научной конференции

Количество участников

Конференция «Аммосов»

6

«Лаврентьевские чтения»

6

«Шаг в будущее»

12

В 10 классе уделялось большое внимание формированию практических навыков у школьников – обучение методике проведения сердечно-легочной реанимации детям и взрослым, оказанию первой помощи при отравлении, электрошоке, солнечном ударе и потере сознания.

В течение 10–11 классов школьники обучались методике измерения артериального давления.

В начале 9 и конце 11 классов обучающихся было проведено анкетирование учащихся классным руководителем и преподавателями медицинского института. Всего опрошено 30 человек.

Анкета включала в себя следующие вопросы:

– Что тебя привлекает в профессии врача?

– Что ты считаешь главным в профессии врача?

– Каким должен быть хороший врач?

– Какие специальности врача тебя привлекают?

– Что ты знаешь о должностных обязанностях врача?

– Какими юридическими правами обладает врач?

В начале обучения в девятом классе результаты анкетирования были такими: в профессии врача привлекал высокий уровень зарплаты – 18 человек (60 %), возможность помочь больному человеку – 3 (10 %), быть нужным – 9 школьников (30 %).

Главным в профессии врача называли ответственное отношение к пациенту – 15 школьников (50 %), умение общаться с людьми – 15 учащихся (50 %). Хороший врач должен быть грамотным и опытным ответили 100 % опрошенных школьников. О юридических правах и должностных обязанностях учащиеся не были информированы (рис. 1).

ivan1.wmf

Рис. 1. Результаты анкетирования учащихся средней школы в 9 классе

В конце обучения в одиннадцатом классе результаты анкетирования были такими: в профессии врача привлекал возможность помочь больному человеку – 27 учащихся (90 %), возможность внедрить и разработать новые методы лечения пациентов – 3 ребенка (10 %).

Главным в профессии врача называли ответственное отношение к пациенту – 100 % школьников (50 %). Хороший врач должен быть грамотным, внимательным и неравнодушным, ответили 100 % опрошенных школьников (рис. 2).

ivan2.wmf

Рис. 2. Результаты анкетирования учащихся средней школы в 11 классе

ivan3.wmf

Рис. 3. «Выживаемость» студентов 1 курса

По окончании 11 класса учащиеся поступили в медицинский институт СВФУ (70 %), остальные в Центральные вузы медицинского профиля (г. Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург).

В течение первого года студенты активно занимались научной работой и прилежно учились. За первый год обучения в вузе отчислен только 1 студент из курируемой школы, 1 студентка взяла академический отпуск (рис. 3).

Выводы

1. Профориентационная работа – огромный труд педагогов, преподавателей вузов, специалистов предприятий, психологов.

2. Участие в профориентационной работе преподавателей вузов помогает учащимся определиться с выбором будущей профессии и мотивирует к изучению профильных дисциплин для поступления по выбранной специальности.