Профориентация школьников – важный аспект воспитательной работы в средней школе, так как выбор профессии определяет не только судьбу одного человека, но и перспективы кадрового потенциала региона.
Координирующую роль в профоориентационной работе играет школа, а именно классный руководитель 9–10–11 классов.
Немало примеров, когда такие специалисты вели профориентационную работу заинтересованно и успешно, но в большинстве случаев примеры, все-таки неудачные. Главная причина таких неудач объясняется высокой загруженностью педагогов и большим объемом документационной работы [1, 2].
Если студент «бросает» учебу, поступив в вуз, он занимал место, которое мог бы занять человек, который бы хотел учиться по данной специальности. Кроме того, что человек теряет время и годы жизни в поисках «своей» профессии, государство тратит деньги на оплату педагогов и выплату стипендий безрезультатно [3].
Профориентационная работа обязательно должна включать не только профессиональную психодиагностику и выдачу рекомендаций, кто к какой профессии «подходит». Учащиеся должны знать круг обязанностей специалиста по выбранной профессии [4]. Преподаватели высших учебных могут заниматься профориентационной работой учащихся, так как они знают нюансы специальности, критерии и требования к отбору специалистов и могут привить любовь к выбранной профессии.
Профориентационная работа – огромный труд педагогов, преподавателей вузов, специалистов предприятий, психологов [5, 6]. Научной новизной данного исследования является доказательство эффективности проведения профориентационной работы преподавателей вуза совместно с учителями средней школы. Данная преемственность показала хорошие результаты в формировании мотивации к обучению учащихся в школе, а затем в вузе.
Цель исследования: проанализировать результаты профориентационной работы со школьниками преподавателя высшего учебного заведения.
Материалы и методы исследования
Проведен анализ профориентационной работы преподавателей кафедры педиатрии медицинского института Северо-Восточного федерального университета с учащимися медико-биологического класса средней школы № 31 г. Якутска. Проведено анкетирование среди учащихся в начале обучения в 9 классе и в конце обучения в 11 классе. В медико-биологическом классе обучалось 30 человек.
Результаты исследования и их обсуждение
Медицинский институт Северо-Восточного федерального университета проводит подготовку по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактической дело», «Фармация», «Сестринское дело».
Одним из критериев деятельности вуза является средний балл абитуриента при поступлении, поэтому любое высшее учебное заведение заинтересованно в поступлении школьников с высоким баллом ЕГЭ.
В 2014 г. преподаватели кафедры педиатрии и детской хирургии медицинского института СВФУ в течение учебного года проводили лекции и классные часы в 9 классах средних школ г. Якутска с целью формирования медико-биологического класса (табл. 1).
Таблица 1
Отчет по профориентационной работе кафедры педиатрии и детской хирургии среди образовательных учреждений г. Якутска
Мероприятие |
Место проведения |
Количество детей |
Наименование охваченных улусов |
Краткое описание |
беседа |
ГКГ |
15 |
Беседа |
|
лекция |
Национальная гимназия |
20 |
Знакомство с профессией врача |
|
лекция |
Национальная гимназия |
18 |
Знакомство с профессией врача |
|
лекция |
17 школа |
21 |
Знакомство с профессией врача |
|
лекция |
7 школа |
15 |
Знакомство с профессией врача |
|
лекция |
Школа «Айыы кыhата» |
15 |
Знакомство с профессией врача |
|
лекция |
школы 1 и 2 Намцы |
40 |
Намский |
Знакомство с профессией врача |
лекция |
31 школа |
40 |
Знакомство с профессией врача |
Мероприятия осуществлялись с помощью классных руководителей 9 классов и заместителя директора школы по внеучебной работе.
На следующий год в 10 классе средней школы № 31 был сформирован медико-биологический класс, в котором уделялось большое внимание химии, биологии и русскому языку – профильным предметам для поступления в медицинские вузы.
В 10 и 11 классах преподаватели медицинского института проводили экскурсии в Национальном центре медицины, музее Анатомического корпуса Медицинского института, симуляционном центре Медицинского института СВФУ. Большая работа проводилась по формированию навыков научной деятельности: школьники: написание совместных тезисов и статей с преподавателями вузов, подготовка и участие в научных конференциях, публикация в научных журналах.
Подробно объяснялась методология научных исследований, совместно проводился сбор первичного материала. Также подробно разбиралась техника написания статей: как написать резюме статьи, что такое ключевые слова. Большое внимание уделяется формированию структуры статьи: введению, цели исследования, материалам и методам, результатам исследования и выводам. Изучались методы математической обработки первичного материала. Подробно разбиралось, что такое средняя величина и ошибка средней величины, а также методы их вычисления. Изучались математическая обработка результатов на базе прикладных программ «SAS» и «SPSS», а также сравнения средних величин проводили однофакторным дисперсионным анализом с помощью Т-критерия Стьюдента для оценки равенства средних F-критерия Фишера для оценки равенства дисперсии. Обязательно объяснялись такие моменты, как ответственность авторов и плагиат. Проводилось обучение пользованию системы «Антиплагиат». Школьники научились структурировать первичный материал в таблицы и диаграммы. В результате написаны и опубликованы статьи в изданиях «Студенческий вестник» и «Международный студенческий вестник» (табл. 2).
Таблица 2
Публикации школьников в научных изданиях
Научное издание |
Количество опубликованных работ |
Студенческий вестник |
1 |
Международный студенческий вестник |
1 |
Старт в науке |
1 |
Евразийское научное объединение |
2 |
Medicus |
1 |
Школьники участвовали в конференциях «Шаг в будущее», «Лаврентьевские чтения», «Аммосов», приобрели опыт публичных выступлений, научились излагать материал своих исследований. Результатом публичных выступлений явился опыт изложения научного материала, умение сконцентрироваться и ответить на неожиданные вопросы. Каждый школьник имел портфолио научных достижений (табл. 3).
Таблица 3
Участие школьников в научных конференциях
Название научной конференции |
Количество участников |
Конференция «Аммосов» |
6 |
«Лаврентьевские чтения» |
6 |
«Шаг в будущее» |
12 |
В 10 классе уделялось большое внимание формированию практических навыков у школьников – обучение методике проведения сердечно-легочной реанимации детям и взрослым, оказанию первой помощи при отравлении, электрошоке, солнечном ударе и потере сознания.
В течение 10–11 классов школьники обучались методике измерения артериального давления.
В начале 9 и конце 11 классов обучающихся было проведено анкетирование учащихся классным руководителем и преподавателями медицинского института. Всего опрошено 30 человек.
Анкета включала в себя следующие вопросы:
– Что тебя привлекает в профессии врача?
– Что ты считаешь главным в профессии врача?
– Каким должен быть хороший врач?
– Какие специальности врача тебя привлекают?
– Что ты знаешь о должностных обязанностях врача?
– Какими юридическими правами обладает врач?
В начале обучения в девятом классе результаты анкетирования были такими: в профессии врача привлекал высокий уровень зарплаты – 18 человек (60 %), возможность помочь больному человеку – 3 (10 %), быть нужным – 9 школьников (30 %).
Главным в профессии врача называли ответственное отношение к пациенту – 15 школьников (50 %), умение общаться с людьми – 15 учащихся (50 %). Хороший врач должен быть грамотным и опытным ответили 100 % опрошенных школьников. О юридических правах и должностных обязанностях учащиеся не были информированы (рис. 1).
Рис. 1. Результаты анкетирования учащихся средней школы в 9 классе
В конце обучения в одиннадцатом классе результаты анкетирования были такими: в профессии врача привлекал возможность помочь больному человеку – 27 учащихся (90 %), возможность внедрить и разработать новые методы лечения пациентов – 3 ребенка (10 %).
Главным в профессии врача называли ответственное отношение к пациенту – 100 % школьников (50 %). Хороший врач должен быть грамотным, внимательным и неравнодушным, ответили 100 % опрошенных школьников (рис. 2).
Рис. 2. Результаты анкетирования учащихся средней школы в 11 классе
Рис. 3. «Выживаемость» студентов 1 курса
По окончании 11 класса учащиеся поступили в медицинский институт СВФУ (70 %), остальные в Центральные вузы медицинского профиля (г. Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург).
В течение первого года студенты активно занимались научной работой и прилежно учились. За первый год обучения в вузе отчислен только 1 студент из курируемой школы, 1 студентка взяла академический отпуск (рис. 3).
Выводы
1. Профориентационная работа – огромный труд педагогов, преподавателей вузов, специалистов предприятий, психологов.
2. Участие в профориентационной работе преподавателей вузов помогает учащимся определиться с выбором будущей профессии и мотивирует к изучению профильных дисциплин для поступления по выбранной специальности.