Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АНАЛИЗ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ 9–11 КЛАССОВ

Иванова О.Н. 1 Софронеева О.Л. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Данная статья посвящена актуальной проблеме современной педагогики – профориентационной работе в средней школе. Учащиеся должны знать круг обязанностей специалиста по выбранной профессии. Преподаватели высших учебных заведений могут заниматься профориентационной работой учащихся, так как они знают нюансы специальности, критерии и требования к отбору специалистов и могут привить любовь к выбранной профессии. В данной статье проведен анализ работы преподавателей медицинского института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова совместно с классным руководителем и заместителем директора по воспитательной работе в средней школе № 31 г. Якутска в медико-биологическом классе, анализ результатов обучения выпускников данного класса в медицинском институте. Данная преемственность показала хорошие результаты в формировании мотивации к обучению учащихся в школе, а затем в вузе. Показаны результаты анкетирования в начале обучения в 9 классе и конце обучения в 11 классе, было выявлено осознание приверженности школьников к выбранной специальности и формированию интереса к будущей профессии. Участие в профориентационной работе преподавателей вузов помогает учащимся определиться с выбором будущей профессии и мотивирует к изучению профильных дисциплин для поступления по выбранной специальности.
профориентационная работа
средняя школа
мотивация
преемственность
преподаватели
школьники
профессия
специальность
1. Носкова О.Г. Психология труда: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 384 с.
2. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 288 с.
3. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самооопределение и профессиональная ориентация учащихся. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 208 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 304 с.
5. Шевцов М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». СПб.: Речь, 2006. 215 с.

Профориентация школьников – важный аспект воспитательной работы в средней школе, так как выбор профессии определяет не только судьбу одного человека, но и перспективы кадрового потенциала региона.

Координирующую роль в профоориентационной работе играет школа, а именно классный руководитель 9–10–11 классов.

Немало примеров, когда такие специалисты вели профориентационную работу заинтересованно и успешно, но в большинстве случаев примеры, все-таки неудачные. Главная причина таких неудач объясняется высокой загруженностью педагогов и большим объемом документационной работы [1, 2].

Если студент «бросает» учебу, поступив в вуз, он занимал место, которое мог бы занять человек, который бы хотел учиться по данной специальности. Кроме того, что человек теряет время и годы жизни в поисках «своей» профессии, государство тратит деньги на оплату педагогов и выплату стипендий безрезультатно [3].

Профориентационная работа обязательно должна включать не только профессиональную психодиагностику и выдачу рекомендаций, кто к какой профессии «подходит». Учащиеся должны знать круг обязанностей специалиста по выбранной профессии [4]. Преподаватели высших учебных могут заниматься профориентационной работой учащихся, так как они знают нюансы специальности, критерии и требования к отбору специалистов и могут привить любовь к выбранной профессии.

Профориентационная работа – огромный труд педагогов, преподавателей вузов, специалистов предприятий, психологов [5, 6]. Научной новизной данного исследования является доказательство эффективности проведения профориентационной работы преподавателей вуза совместно с учителями средней школы. Данная преемственность показала хорошие результаты в формировании мотивации к обучению учащихся в школе, а затем в вузе.

Цель исследования: проанализировать результаты профориентационной работы со школьниками преподавателя высшего учебного заведения.

Материалы и методы исследования

Проведен анализ профориентационной работы преподавателей кафедры педиатрии медицинского института Северо-Восточного федерального университета с учащимися медико-биологического класса средней школы № 31 г. Якутска. Проведено анкетирование среди учащихся в начале обучения в 9 классе и в конце обучения в 11 классе. В медико-биологическом классе обучалось 30 человек.

Результаты исследования и их обсуждение

Медицинский институт Северо-Восточного федерального университета проводит подготовку по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактической дело», «Фармация», «Сестринское дело».

Одним из критериев деятельности вуза является средний балл абитуриента при поступлении, поэтому любое высшее учебное заведение заинтересованно в поступлении школьников с высоким баллом ЕГЭ.

В 2014 г. преподаватели кафедры педиатрии и детской хирургии медицинского института СВФУ в течение учебного года проводили лекции и классные часы в 9 классах средних школ г. Якутска с целью формирования медико-биологического класса (табл. 1).

Таблица 1

Отчет по профориентационной работе кафедры педиатрии и детской хирургии среди образовательных учреждений г. Якутска

Мероприятие

Место проведения

Количество детей

Наименование охваченных улусов

Краткое описание

беседа

ГКГ

15

 

Беседа

лекция

Национальная гимназия

20

 

Знакомство с профессией врача

лекция

Национальная гимназия

18

 

Знакомство с профессией врача

лекция

17 школа

21

 

Знакомство с профессией врача

лекция

7 школа

15

 

Знакомство с профессией врача

лекция

Школа «Айыы кыhата»

15

 

Знакомство с профессией врача

лекция

школы 1 и 2

Намцы

40

Намский

Знакомство с профессией врача

лекция

31 школа

40

 

Знакомство с профессией врача

Мероприятия осуществлялись с помощью классных руководителей 9 классов и заместителя директора школы по внеучебной работе.

На следующий год в 10 классе средней школы № 31 был сформирован медико-биологический класс, в котором уделялось большое внимание химии, биологии и русскому языку – профильным предметам для поступления в медицинские вузы.

В 10 и 11 классах преподаватели медицинского института проводили экскурсии в Национальном центре медицины, музее Анатомического корпуса Медицинского института, симуляционном центре Медицинского института СВФУ. Большая работа проводилась по формированию навыков научной деятельности: школьники: написание совместных тезисов и статей с преподавателями вузов, подготовка и участие в научных конференциях, публикация в научных журналах.

Подробно объяснялась методология научных исследований, совместно проводился сбор первичного материала. Также подробно разбиралась техника написания статей: как написать резюме статьи, что такое ключевые слова. Большое внимание уделяется формированию структуры статьи: введению, цели исследования, материалам и методам, результатам исследования и выводам. Изучались методы математической обработки первичного материала. Подробно разбиралось, что такое средняя величина и ошибка средней величины, а также методы их вычисления. Изучались математическая обработка результатов на базе прикладных программ «SAS» и «SPSS», а также сравнения средних величин проводили однофакторным дисперсионным анализом с помощью Т-критерия Стьюдента для оценки равенства средних F-критерия Фишера для оценки равенства дисперсии. Обязательно объяснялись такие моменты, как ответственность авторов и плагиат. Проводилось обучение пользованию системы «Антиплагиат». Школьники научились структурировать первичный материал в таблицы и диаграммы. В результате написаны и опубликованы статьи в изданиях «Студенческий вестник» и «Международный студенческий вестник» (табл. 2).

Таблица 2

Публикации школьников в научных изданиях

Научное издание

Количество опубликованных работ

Студенческий вестник

1

Международный студенческий вестник

1

Старт в науке

1

Евразийское научное объединение

2

Medicus

1

Школьники участвовали в конференциях «Шаг в будущее», «Лаврентьевские чтения», «Аммосов», приобрели опыт публичных выступлений, научились излагать материал своих исследований. Результатом публичных выступлений явился опыт изложения научного материала, умение сконцентрироваться и ответить на неожиданные вопросы. Каждый школьник имел портфолио научных достижений (табл. 3).

Таблица 3

Участие школьников в научных конференциях

Название научной конференции

Количество участников

Конференция «Аммосов»

6

«Лаврентьевские чтения»

6

«Шаг в будущее»

12

В 10 классе уделялось большое внимание формированию практических навыков у школьников – обучение методике проведения сердечно-легочной реанимации детям и взрослым, оказанию первой помощи при отравлении, электрошоке, солнечном ударе и потере сознания.

В течение 10–11 классов школьники обучались методике измерения артериального давления.

В начале 9 и конце 11 классов обучающихся было проведено анкетирование учащихся классным руководителем и преподавателями медицинского института. Всего опрошено 30 человек.

Анкета включала в себя следующие вопросы:

– Что тебя привлекает в профессии врача?

– Что ты считаешь главным в профессии врача?

– Каким должен быть хороший врач?

– Какие специальности врача тебя привлекают?

– Что ты знаешь о должностных обязанностях врача?

– Какими юридическими правами обладает врач?

В начале обучения в девятом классе результаты анкетирования были такими: в профессии врача привлекал высокий уровень зарплаты – 18 человек (60 %), возможность помочь больному человеку – 3 (10 %), быть нужным – 9 школьников (30 %).

Главным в профессии врача называли ответственное отношение к пациенту – 15 школьников (50 %), умение общаться с людьми – 15 учащихся (50 %). Хороший врач должен быть грамотным и опытным ответили 100 % опрошенных школьников. О юридических правах и должностных обязанностях учащиеся не были информированы (рис. 1).

ivan1.wmf

Рис. 1. Результаты анкетирования учащихся средней школы в 9 классе

В конце обучения в одиннадцатом классе результаты анкетирования были такими: в профессии врача привлекал возможность помочь больному человеку – 27 учащихся (90 %), возможность внедрить и разработать новые методы лечения пациентов – 3 ребенка (10 %).

Главным в профессии врача называли ответственное отношение к пациенту – 100 % школьников (50 %). Хороший врач должен быть грамотным, внимательным и неравнодушным, ответили 100 % опрошенных школьников (рис. 2).

ivan2.wmf

Рис. 2. Результаты анкетирования учащихся средней школы в 11 классе

ivan3.wmf

Рис. 3. «Выживаемость» студентов 1 курса

По окончании 11 класса учащиеся поступили в медицинский институт СВФУ (70 %), остальные в Центральные вузы медицинского профиля (г. Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург).

В течение первого года студенты активно занимались научной работой и прилежно учились. За первый год обучения в вузе отчислен только 1 студент из курируемой школы, 1 студентка взяла академический отпуск (рис. 3).

Выводы

1. Профориентационная работа – огромный труд педагогов, преподавателей вузов, специалистов предприятий, психологов.

2. Участие в профориентационной работе преподавателей вузов помогает учащимся определиться с выбором будущей профессии и мотивирует к изучению профильных дисциплин для поступления по выбранной специальности.


Библиографическая ссылка

Иванова О.Н., Софронеева О.Л. АНАЛИЗ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ 9–11 КЛАССОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 1. – С. 151-155;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37396 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674