Теоретико-методологические основы детерминации и формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования будут определяться в системной интеграции идей развития личности через продуктивные и креативные технологии деятельности, персонифицированные и унифицированные модели оптимизации качества постановки и решения задач развития, в том числе реализации идей здоровьесбережения [1], научное [2] и научно-техническое моделирование, формирование продуктивности через технологии развития и формирования культуры деятельности, в том числе формирования культуры самостоятельной работы личности [3, 4], методологическое обеспечение инновационных процессов в образовании [5–7], патентно-технические решения задач повышения качества современного профессионального образования [8, 9], различные теории непрерывности и синергетической самоорганизации условий и возможностей развития личности и функционирования системы образования.
Цель работы: выделение теоретико-методологических основ детерминации и формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования, обоснование которых будет лежать в поле традиционной и инновационной педагогики (адаптивно-акмепедагогический подход, функционально-трудовой подход, унифицированный подход и персонифицированный подход), определяющих возможности уровневого развития и становления личности в продуктивной деятельности и патентно-техническом самовыражении и самореализации личности как продукта развития науки, образования и культуры.
Определим понятия и конструкты, непосредственно связанные с возможностями формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования.
Широкий смысл – направление детерминации и визуализации данных деятельности в макроуровневых конструктах и системах описания и решения задач, гарантирует возможность использования научного знания на максимально больших выборках и системах педагогически обусловленных данных. Узкий смысл – направление детерминации и визуализации данных деятельности в мезоуровневых конструктах, определяющих на уровне мезоструктур практику оптимального решения поставленной и уточняемой задачи педагогической деятельности; данный уровень описания дополняет макроуровневые смыслы и модели. Локальный смысл – направление детерминации и визуализации данных деятельности в микроуровневых конструктах, определяющих на микроуровневом описании возможность ситуативного уточнения особенностей педагогической деятельности конкретного педагога, данный уровень не противоречит по получаемым результатам и теоретическим положениям двум предыдущим (макро- и мезо-).
Адаптивно-акмепедагогический подход – методологический поход, определяющий через конструкты и продукты использования адаптивных и акмепедагогических средств, методов, форм и технологий возможность реализации идей развития личности с учетом специфики нормального распределения способностей и здоровья, фасилитирующего понимание важности персонификации и унификации возможностей выбора «акме» в современном образовании и профессионально-трудовых отношений.
Функционально-трудовой подход – методологический подход, определяющий успешное решение задач выбора трудовых функций и продуктов становления личности в деятельности целостной системой самоорганизации производительности деятельности личности и образовательной организации, заключившей трудовой договор с личностью, определившей уровень достижений и реализации идей гуманизма в деятельности – основой самоорганизации в профессиональной деятельности.
Унифицированный подход – методологический подход, определяющий уникальные модели обобщенного знания конструктом самоорганизации качества всех описываемых и уточняемых в работе педагога практик.
Персонифицированный подход – методологический подход, гарантирующий личности учет всех составных развития «хочу, могу, надо, есть» в постановке и решении задач повышения качества того или иного выбора в деятельности и общении.
Патентно-техническая культура личности (широкий смысл) – система и продукт эволюции представлений современного воспитательно-образовательного и профессионально-трудового пространства о ценности и цели продуктивного решения задач создания нового научного и научно-технического знания с учетом идей соблюдения авторского права в области изобретений и рационализации, гарантирующих в целостности и последовательности использования качественные возможности самоорганизации жизнедеятельности личности и общества в иерархии идей толерантности, гуманизма, продуктивности, креативности, гибкости, законности, конкурентоспособности. В данной детерминации определяется обобщенная формула выбора особенностей научного поиска и визуализации уровня научных решений в системности определения и описания явления.
Патентно-техническая культура личности (узкий смысл) – продукт эволюции представлений о корректном развитии внутреннего мира личности, определяющей в научно-технических трудах и патентах уровень авторского научного знания и социально-профессиональную обусловленность развития. В данной детерминации уточняется решение мезоуровневого научного поиска в выделенном выборе условий и способов иллюстрации качества заявленного явления.
Патентно-техническая культура личности (локальный смысл) – ценность продуктивного решения задач самореализации, самоактуализации, самосовершенствования, самоорганизации основ продуктивного поиска в плоскости инженерно-технического творчества и патентования инноваций и изобретений. Определение уточняет возможность на микроуровне решать детерминированные в описании задачи.
Патентно-техническая культура личности (адаптивно-акмепедагогический смысл) – механизм фасилитации и продуктивной самоактуализации личности в профессионально-трудовой деятельности, гарантирующий личности и системе социально-профессиональных институтов стимулирование активности по продуцированию научно-технических разработок на протяжении всего периода жизнедеятельности.
Патентно-техническая культура личности (функционально-трудовой смысл) – технология решения задач развития личности в системе приоритетов профессионально-трудовой деятельности, гарантирующая уровневое освоение возможностей достижения личностью высоких результатов в области научно-технического и патентного дела.
Патентно-техническая культура личности (унифицированный смысл) – способ и ресурс жизнеобеспечения общества продуктами инноваций и изобретений определенного направления профессиональной деятельности, способствует оптимизации качества акмедостижений в определенной отрасли деятельности и смежных с научно-техническими инновациями областей профессионально-трудовых отношений.
Патентно-техническая культура личности (персонифицированный смысл) – тактика и стратегия самоорганизации акмедостижений, гарантирующая личности включенность в соревновательный процесс продуцирования инноваций в выделенной плоскости научно-технической карьеры и сотрудничества.
Формирование патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования – процесс персонифицированного, адаптивно-акмепедагогического уровневого достижения личностью результатов самоактуализации в области патентного дела и изобретательской деятельности, в единстве определяющих я-концепцию становления личности в профессионально-трудовых отношениях и системе самоорганизации качества решения профессиональных задач и проблем, противоречий и дилемм.
Уровневая модель формирования патентно-технической культуры личности – целенаправленно и персонифицированно выделенная классификация потенциальных ступеней развития личности как профессионала в иерархии продуктивного решения задач профессиональной деятельности, специфика которой иллюстрируется в патентно-технических решениях и научно-технических трактах и трудах.
Уровневая модель формирования патентно-технической культуры личности:
– адаптивная модель (возможность формирования патентно-технической культуры личности в адаптивном поиске оптимальных условий развития личности-профессионала является одной из главных и наиболее актуальных профессионально-трудовых задач; адаптивная составная профессионального становления личности является гуманистическим измерителем качества дидактического и профессионально-трудового знания и поиска наиболее удобных форм, методов, моделей, принципов, технологий включения личности в профессиональное решение задач деятельности; приспособление условий развития личности к потребностям общества и личности – сложная система и механизм оптимизации качества выделенных условий поставленной задачи; качество программно-педагогического сопровождения дидактических и интегрированных курсов может повысить качество формирования продуктивной активности личности, в том числе и качества сформированности патентно-технической культуры личности; адаптивная составная развития и становления личности может быть базовым элементом гуманизации образования и механизмом акмеверификации качества перехода от адаптивных технологий развития к адаптивно-акмепедагогическим, успешность такой работы является ценностью и задачей современного образования; патенты в адаптивной модели формирования патентно-технической культуры личности являются продуктами фасилитации включения личности молодого специалиста в процесс создания общего уровня благ и продуктивности);
– игровая модель (игра как механизм самоорганизации качества возрастосообразных способов самореализации и самоутверждения личности) может использовать типологию интеллектуального, социального, профессионального возраста в системе детерминант и моделей формирования культуры деятельности, в такой практике формирование патентно-технической культуры личности является продуктом системно подобранных тренажеров, тренингов, системно-имитирующих и детализирующих возможность продуктивного решения задач патентования и использования изобретений в профессиональной деятельности; игра определят условия продуктивного поиска, раскрывает перспективность развития личности, обеспечивает всесторонним обогащением внутреннего мира личности, уточняет возможности развития совокупностью конструктов самоорганизации и самовосстановления (релаксации), модификации функционирования сознания и моделей деятельности, обеспечивает повышение уровня сострадания и эмпатии, помощи и поддержки, гарантирует при правильном выборе игры и уровня возрастосообразности возможность повышения качества продуктов сотрудничества и самоактуализации личности; на уровне игрового формирования патентно-технической культуры личности способности создавать востребованные инновационно-технические и системно-деятельностные продукты определяются выделенной системой приоритетов, уточняются правилами игры и ведущим, в нашей ситуации – руководителем организации; патенты в игровой модели формирования патентно-технической культуры личности являются продуктами высокого качества функционирования системы самоорганизации развития субъектов деятельности, качества создаваемых продуктов профессиональной деятельности и управления персоналом в организации профессионально-трудовых отношений);
– проективная модель (проект включения личности в систему продуцирования продуктов авторского права, непосредственно связанных с инженерно-техническим и военно-стратегическим обновлением ресурсов профессионально-трудовых отношений и моделей сотрудничества, является одним из примеров заявленной типологии формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования; качество проектного обновления всех составных частей продуктивного поиска самоорганизации качества решения задач деятельности и самовыражения может быть зафиксировано и в качестве определяемых государством и негосударственных структур грантов; теория и практика использования проектов в развитии личности-профессионала имеет свою уровневую типологию, качество использования различных типологий и уровней использования проектов в продуктивном решении задач современной профессиональной деятельности является задачей интегрированного поиска, уточнение возможностей которой определяется на уровне психодидактики, психологии развития, акмепедагогики и акмеологии, педагогической антропологии и философии науки; патенты в проективной модели формирования патентно-технической культуры личности являются продуктами сфокусированной антропосредой и ноосферой отрасли научно-технической деятельности (например, наноиндустрия) или приоритетной деятельности, располагающей общество к пересмотру стимулирующих механизмов инновационной деятельности в отдельно выделенном проекте (например, проект «Сколково»); вся система проектного уровня является качественно функционирующей практикой решения задач продуктивного обновления научного и научно-технического знания);
– акмепедагогическая модель (акмепедагогика как отрасль педагогики, определяющая высшие достижения личности приоритетом всех проводимых и планируемых изменений, отмечает высшей ценностью функционирования системы непрерывного образования возможность включения личности в персонифицированное проектирование будущего; акмепедагогика в конструктах и продуктах формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования позволяет включить личность в системное продуцирование научно-технических инноваций и изобретений; акмепедагогическая теория и практика формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования определяется надлежащим уровнем самостоятельности у личности, должным количеством и качеством патентов как продуктов развития личности и социально-профессиональных отношений);
– подлинно научная модель (наука – истинная модель самостоятельного и креативного решения задач профессиональной деятельности, гарантирует высокий уровень сформированных приоритетов развития и гуманизма, продуктивности и креативности, самостоятельности и ответственности, конкурентоспособности и самоорганизации, самосохранения и релаксации; подлинно научная модель формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования определяет в авторских решениях личности и коллектива объективно высокие показатели инновационного обновления и пополнения копилки антропопространства и ноосферы, в таком понимании у нас появляются такие личности, как Александр Степанович Попов (изобретение радио), Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы (изобретение паровоза), Игорь Васильевич Курчатов («отец» атомной бомбы СССР) и др.; изобретения в подлинно научной модели формирования патентно-технической культуры личности являются продуктами с большой буквы, – это визитная карточка имени данной личности).
Выделенные уровни формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования – одно из решений поставленной задачи.
Заключение
Теоретико-методологические основы детерминации и формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования определили направление будущего научного поиска в следующих системах выбора:
– разработка программно-педагогического сопровождения уровневого формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования с мониторингом достижений и способов коррекции качества акмедостижений личности;
– разработка и уточнение составных оптимизации теории и практики формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования;
– уточнение педагогических условий оптимизации качества формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования.