Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF DETERMINATION AND THE FORMATION OF THE PATENT-TECHNICAL CULTURE OF THE INDIVIDUAL IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

Kozyrev N.A. 1 Sorokin S.V. 2 Kozyreva O.A. 3
1 Siberian State Industrial University
2 National Research Nuclear University MEPhI
3 Kemerovo State University
The paper identifies methodological approaches that facilitate understanding of the importance and integrity of the formulation of the problem of determination and the formation of the patent-technical culture of the individual in the system of continuous education. To clarify the features of the productive research of the task, the possibilities of traditional pedagogy (broad, narrow and local meanings of determination of the conceptual apparatus) are used, as well as the constructs of innovative pedagogy – the adaptive-acme pedagogical approach, the functional-labor approach, the unified approach and the personalized approach. In the definition of concepts in traditional and innovative pedagogy, the term «meaning» is used, and not the term «approach». The theoretical and methodological foundations of determination and formation of the patent-technical culture of the individual in the system of continuous education are determined in the context of deterministic models of the concept «patent-technical culture of the personality» and the highlighted level model of the formation of the patent-technical culture of the personality in the system of continuous education. The constructed level model of the formation of the patent-technical culture of the personality is based on the capabilities of the system-pedagogical modeling technology, identifies the constructs of the transition from adaptive to acmepedagogical activity, from reproductive to productive. The levels of the level model of the formation of a patent-technical culture of a person (adaptive model; game model; projective model; acmepedagogical model; genuinely scientific model) are described. The possibility of refining and supplementing the levels and methodological constructs of the formation of the patent-technical culture of the individual in the system of continuous education will be determined in the future by the conditions for the development and self-organization of the task, the quality of which can be focused in the pedagogical conditions for optimizing the process of forming the patent-technical culture of the personality.
pedagogical modeling
pedagogical design
pedagogical technology
model
pedagogical conditions
patent-technical culture
formation of patent-technical culture of the person
technology of system-pedagogical modeling

Теоретико-методологические основы детерминации и формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования будут определяться в системной интеграции идей развития личности через продуктивные и креативные технологии деятельности, персонифицированные и унифицированные модели оптимизации качества постановки и решения задач развития, в том числе реализации идей здоровьесбережения [1], научное [2] и научно-техническое моделирование, формирование продуктивности через технологии развития и формирования культуры деятельности, в том числе формирования культуры самостоятельной работы личности [3, 4], методологическое обеспечение инновационных процессов в образовании [5–7], патентно-технические решения задач повышения качества современного профессионального образования [8, 9], различные теории непрерывности и синергетической самоорганизации условий и возможностей развития личности и функционирования системы образования.

Цель работы: выделение теоретико-методологических основ детерминации и формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования, обоснование которых будет лежать в поле традиционной и инновационной педагогики (адаптивно-акмепедагогический подход, функционально-трудовой подход, унифицированный подход и персонифицированный подход), определяющих возможности уровневого развития и становления личности в продуктивной деятельности и патентно-техническом самовыражении и самореализации личности как продукта развития науки, образования и культуры.

Определим понятия и конструкты, непосредственно связанные с возможностями формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования.

Широкий смысл – направление детерминации и визуализации данных деятельности в макроуровневых конструктах и системах описания и решения задач, гарантирует возможность использования научного знания на максимально больших выборках и системах педагогически обусловленных данных. Узкий смысл – направление детерминации и визуализации данных деятельности в мезоуровневых конструктах, определяющих на уровне мезоструктур практику оптимального решения поставленной и уточняемой задачи педагогической деятельности; данный уровень описания дополняет макроуровневые смыслы и модели. Локальный смысл – направление детерминации и визуализации данных деятельности в микроуровневых конструктах, определяющих на микроуровневом описании возможность ситуативного уточнения особенностей педагогической деятельности конкретного педагога, данный уровень не противоречит по получаемым результатам и теоретическим положениям двум предыдущим (макро- и мезо-).

Адаптивно-акмепедагогический подход – методологический поход, определяющий через конструкты и продукты использования адаптивных и акмепедагогических средств, методов, форм и технологий возможность реализации идей развития личности с учетом специфики нормального распределения способностей и здоровья, фасилитирующего понимание важности персонификации и унификации возможностей выбора «акме» в современном образовании и профессионально-трудовых отношений.

Функционально-трудовой подход – методологический подход, определяющий успешное решение задач выбора трудовых функций и продуктов становления личности в деятельности целостной системой самоорганизации производительности деятельности личности и образовательной организации, заключившей трудовой договор с личностью, определившей уровень достижений и реализации идей гуманизма в деятельности – основой самоорганизации в профессиональной деятельности.

Унифицированный подход – методологический подход, определяющий уникальные модели обобщенного знания конструктом самоорганизации качества всех описываемых и уточняемых в работе педагога практик.

Персонифицированный подход – методологический подход, гарантирующий личности учет всех составных развития «хочу, могу, надо, есть» в постановке и решении задач повышения качества того или иного выбора в деятельности и общении.

Патентно-техническая культура личности (широкий смысл) – система и продукт эволюции представлений современного воспитательно-образовательного и профессионально-трудового пространства о ценности и цели продуктивного решения задач создания нового научного и научно-технического знания с учетом идей соблюдения авторского права в области изобретений и рационализации, гарантирующих в целостности и последовательности использования качественные возможности самоорганизации жизнедеятельности личности и общества в иерархии идей толерантности, гуманизма, продуктивности, креативности, гибкости, законности, конкурентоспособности. В данной детерминации определяется обобщенная формула выбора особенностей научного поиска и визуализации уровня научных решений в системности определения и описания явления.

Патентно-техническая культура личности (узкий смысл) – продукт эволюции представлений о корректном развитии внутреннего мира личности, определяющей в научно-технических трудах и патентах уровень авторского научного знания и социально-профессиональную обусловленность развития. В данной детерминации уточняется решение мезоуровневого научного поиска в выделенном выборе условий и способов иллюстрации качества заявленного явления.

Патентно-техническая культура личности (локальный смысл) – ценность продуктивного решения задач самореализации, самоактуализации, самосовершенствования, самоорганизации основ продуктивного поиска в плоскости инженерно-технического творчества и патентования инноваций и изобретений. Определение уточняет возможность на микроуровне решать детерминированные в описании задачи.

Патентно-техническая культура личности (адаптивно-акмепедагогический смысл) – механизм фасилитации и продуктивной самоактуализации личности в профессионально-трудовой деятельности, гарантирующий личности и системе социально-профессиональных институтов стимулирование активности по продуцированию научно-технических разработок на протяжении всего периода жизнедеятельности.

Патентно-техническая культура личности (функционально-трудовой смысл) – технология решения задач развития личности в системе приоритетов профессионально-трудовой деятельности, гарантирующая уровневое освоение возможностей достижения личностью высоких результатов в области научно-технического и патентного дела.

Патентно-техническая культура личности (унифицированный смысл) – способ и ресурс жизнеобеспечения общества продуктами инноваций и изобретений определенного направления профессиональной деятельности, способствует оптимизации качества акмедостижений в определенной отрасли деятельности и смежных с научно-техническими инновациями областей профессионально-трудовых отношений.

Патентно-техническая культура личности (персонифицированный смысл) – тактика и стратегия самоорганизации акмедостижений, гарантирующая личности включенность в соревновательный процесс продуцирования инноваций в выделенной плоскости научно-технической карьеры и сотрудничества.

Формирование патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования – процесс персонифицированного, адаптивно-акмепедагогического уровневого достижения личностью результатов самоактуализации в области патентного дела и изобретательской деятельности, в единстве определяющих я-концепцию становления личности в профессионально-трудовых отношениях и системе самоорганизации качества решения профессиональных задач и проблем, противоречий и дилемм.

Уровневая модель формирования патентно-технической культуры личности – целенаправленно и персонифицированно выделенная классификация потенциальных ступеней развития личности как профессионала в иерархии продуктивного решения задач профессиональной деятельности, специфика которой иллюстрируется в патентно-технических решениях и научно-технических трактах и трудах.

Уровневая модель формирования патентно-технической культуры личности:

– адаптивная модель (возможность формирования патентно-технической культуры личности в адаптивном поиске оптимальных условий развития личности-профессионала является одной из главных и наиболее актуальных профессионально-трудовых задач; адаптивная составная профессионального становления личности является гуманистическим измерителем качества дидактического и профессионально-трудового знания и поиска наиболее удобных форм, методов, моделей, принципов, технологий включения личности в профессиональное решение задач деятельности; приспособление условий развития личности к потребностям общества и личности – сложная система и механизм оптимизации качества выделенных условий поставленной задачи; качество программно-педагогического сопровождения дидактических и интегрированных курсов может повысить качество формирования продуктивной активности личности, в том числе и качества сформированности патентно-технической культуры личности; адаптивная составная развития и становления личности может быть базовым элементом гуманизации образования и механизмом акмеверификации качества перехода от адаптивных технологий развития к адаптивно-акмепедагогическим, успешность такой работы является ценностью и задачей современного образования; патенты в адаптивной модели формирования патентно-технической культуры личности являются продуктами фасилитации включения личности молодого специалиста в процесс создания общего уровня благ и продуктивности);

– игровая модель (игра как механизм самоорганизации качества возрастосообразных способов самореализации и самоутверждения личности) может использовать типологию интеллектуального, социального, профессионального возраста в системе детерминант и моделей формирования культуры деятельности, в такой практике формирование патентно-технической культуры личности является продуктом системно подобранных тренажеров, тренингов, системно-имитирующих и детализирующих возможность продуктивного решения задач патентования и использования изобретений в профессиональной деятельности; игра определят условия продуктивного поиска, раскрывает перспективность развития личности, обеспечивает всесторонним обогащением внутреннего мира личности, уточняет возможности развития совокупностью конструктов самоорганизации и самовосстановления (релаксации), модификации функционирования сознания и моделей деятельности, обеспечивает повышение уровня сострадания и эмпатии, помощи и поддержки, гарантирует при правильном выборе игры и уровня возрастосообразности возможность повышения качества продуктов сотрудничества и самоактуализации личности; на уровне игрового формирования патентно-технической культуры личности способности создавать востребованные инновационно-технические и системно-деятельностные продукты определяются выделенной системой приоритетов, уточняются правилами игры и ведущим, в нашей ситуации – руководителем организации; патенты в игровой модели формирования патентно-технической культуры личности являются продуктами высокого качества функционирования системы самоорганизации развития субъектов деятельности, качества создаваемых продуктов профессиональной деятельности и управления персоналом в организации профессионально-трудовых отношений);

– проективная модель (проект включения личности в систему продуцирования продуктов авторского права, непосредственно связанных с инженерно-техническим и военно-стратегическим обновлением ресурсов профессионально-трудовых отношений и моделей сотрудничества, является одним из примеров заявленной типологии формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования; качество проектного обновления всех составных частей продуктивного поиска самоорганизации качества решения задач деятельности и самовыражения может быть зафиксировано и в качестве определяемых государством и негосударственных структур грантов; теория и практика использования проектов в развитии личности-профессионала имеет свою уровневую типологию, качество использования различных типологий и уровней использования проектов в продуктивном решении задач современной профессиональной деятельности является задачей интегрированного поиска, уточнение возможностей которой определяется на уровне психодидактики, психологии развития, акмепедагогики и акмеологии, педагогической антропологии и философии науки; патенты в проективной модели формирования патентно-технической культуры личности являются продуктами сфокусированной антропосредой и ноосферой отрасли научно-технической деятельности (например, наноиндустрия) или приоритетной деятельности, располагающей общество к пересмотру стимулирующих механизмов инновационной деятельности в отдельно выделенном проекте (например, проект «Сколково»); вся система проектного уровня является качественно функционирующей практикой решения задач продуктивного обновления научного и научно-технического знания);

– акмепедагогическая модель (акмепедагогика как отрасль педагогики, определяющая высшие достижения личности приоритетом всех проводимых и планируемых изменений, отмечает высшей ценностью функционирования системы непрерывного образования возможность включения личности в персонифицированное проектирование будущего; акмепедагогика в конструктах и продуктах формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования позволяет включить личность в системное продуцирование научно-технических инноваций и изобретений; акмепедагогическая теория и практика формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования определяется надлежащим уровнем самостоятельности у личности, должным количеством и качеством патентов как продуктов развития личности и социально-профессиональных отношений);

– подлинно научная модель (наука – истинная модель самостоятельного и креативного решения задач профессиональной деятельности, гарантирует высокий уровень сформированных приоритетов развития и гуманизма, продуктивности и креативности, самостоятельности и ответственности, конкурентоспособности и самоорганизации, самосохранения и релаксации; подлинно научная модель формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования определяет в авторских решениях личности и коллектива объективно высокие показатели инновационного обновления и пополнения копилки антропопространства и ноосферы, в таком понимании у нас появляются такие личности, как Александр Степанович Попов (изобретение радио), Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы (изобретение паровоза), Игорь Васильевич Курчатов («отец» атомной бомбы СССР) и др.; изобретения в подлинно научной модели формирования патентно-технической культуры личности являются продуктами с большой буквы, – это визитная карточка имени данной личности).

Выделенные уровни формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования – одно из решений поставленной задачи.

Заключение

Теоретико-методологические основы детерминации и формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования определили направление будущего научного поиска в следующих системах выбора:

– разработка программно-педагогического сопровождения уровневого формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования с мониторингом достижений и способов коррекции качества акмедостижений личности;

– разработка и уточнение составных оптимизации теории и практики формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования;

– уточнение педагогических условий оптимизации качества формирования патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования.