Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

REEDINESS OF TEACHERS OF GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF TUTOR SUPPORT FOR SCHOOLCHILDREN

Ilyasov D.F. 1 Utkina N.V. 1 Sevryukova A.A. 1 Pyatkova O.B. 1
1 Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educators
The article substantiates the relevance of the appeal to the problem of readiness of teachers of general educational organizations to the implementation of tutor support for schoolchildren. The purpose of the article is formulated. It consists in defining the concept and criteria for the readiness of teachers of general education organizations to implement tutor support for schoolchildren based on researching the opinions of tutor courses and analyzing source materials about studying professional readiness for professional activities. In this contest the tutor’s section of professional standard «Specialist in the field of education» is also considered. The results of the stating research of students’ opinion of Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators about tutoring in the general education organization which showed difficulties of respondents in this field are given. The conclusion is drawn about the need to organize systematic work to prepare teachers for tutoring realization in practice. The author’s definition of the concept of the readiness of teachers of general educational organizations of tutor support for schoolchildren is given based on the analysis of the literature on readiness for professional activity. Then the criteria are formulated, allowing to determine the level of teachers’ readiness to carry out tutor support for schoolchildren: semantic, functional, analytical. The level characteristics of the manifestation of these criteria are presented. As the result, conclusions are drawn; strategies for the development of teachers’ readiness of tutor support for schoolchildren are outlined.
teachers
tutor support
readiness for tutor support of schoolchildren
readiness criteria

Одним из современных атрибутов образования, в том числе российского, является индивидуализация. Она находит своё выражение в направленности на удовлетворение образовательных потребностей разных категорий обучающихся, среди которых одарённые школьники, дети с ограниченными возможностями здоровья, с девиантным поведением, с зависимостями, дети мигрантов и др. Об этом говорится в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, в Профессиональном стандарте «Педагог». Соответственно, учёные, педагоги-практики заняты поиском оптимальных моделей реализации идеи индивидуализации в современных общеобразовательных организациях. Позиция авторов данной статьи состоит в том, что мощным ответом на данный вызов современности является использование тьюторского сопровождения, всё более и более распространяющегося в образовательном пространстве Российской Федерации. Значимость должности тьютора подчёркивает наличие в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» отдельно выделенной обобщённой трудовой функции «Тьюторское сопровождение обучающихся» [1]. Согласно данному документу назначение тьюторского сопровождения состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей школьников в личностном развитии; обеспечении индивидуализации образования на основе проектирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ.

Однако возникает резонный вопрос: готов ли педагогический корпус осуществлять важную миссию тьюторского сопровождения обучающихся для максимального раскрытия их потенциала? Обращение к рассмотрению готовности педагогов к реализации тьюторства неслучайно, так как в практике повышения квалификации работников образования Челябинской области авторы статьи встретились с неоднозначным отношением учителей к введению тьюторства в общеобразовательных организациях, незнанием основ теории поддержки ребёнка в реализации его стремлений, невладением технологиями помощи тьюторанту в преодолении трудностей на пути к новому.

Цель статьи: определение понятия и критериев готовности педагогов общеобразовательных организаций к осуществлению тьюторского сопровождения обучающихся на основе исследования мнений слушателей курсов повышения квалификации о тьюторстве и анализ первоисточников, посвящённых готовности педагогов к профессиональной деятельности. Принят во внимание также посвящённый тьютору раздел профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Вывод данного понятия послужит основой для проектирования стратегий развития готовности педагогов к реализации тьюторства на практике.

Материалы и методы исследования

Нами было проведено констатирующее исследование, целью которого явилось изучение позиций педагогов относительно тьюторской деятельности в общеобразовательной организации. Основным методом исследования стал опросный метод – анкетирование, которое было проведено в апреле – сентябре 2018 г. В анкетировании приняли участие 467 респондентов – слушателей курсов повышения квалификации на базе Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования. Это учителя различных предметов и разных возрастных групп. Анкета включала 6 вопросов:

1. Что собой представляет тьютор?

2. Считаете ли Вы тьюторство отдельной профессией?

3. Имеете ли Вы знания, необходимые для осуществления тьюторской деятельности?

4. Владеете ли Вы трудовыми действиями тьютора?

5. Какие мотивы необходимы для положительного отношения к тьюторской деятельности?

6. Хотели бы Вы повысить уровень своих компетенций в тьюторской деятельности?

Результаты исследования и их обсуждение

По итогам анкетирования педагогов получена следующая информация:

– Участники опроса посчитали, что понятие «тьютор» – это синоним понятий «наставник» (78 %) и «помощник» (22 %).

– На вопрос «Считаете ли Вы тьюторство отдельной профессией?» получены ответы, которые демонстрируют разделение мнений педагогов примерно поровну: «да» – 54 %, «нет» – 46 %.

– 69 % учителей написали, что не имеют необходимых знаний для осуществления тьюторской деятельности.

– Анкетирование также предполагало вопрос о способности педагогических работников осуществлять трудовые действия тьютора в образовательном процессе. На этот вопрос даны следующие ответы: «да» – 15 %, «нет» – 75 %, «затрудняюсь ответить» – 10 %.

– Ключевой позицией, лежащей в основе положительного отношения к тьюторской деятельности, большинство респондентов (82 %) назвали наличие у педагога практических умений к осуществлению сопровождения различных категорий обучающихся.

– В большинстве случаев (92 %) слушатели курсов повышения квалификации высказали потребность в повышении уровня своих компетенций для осуществления тьюторской деятельности, понимая актуальность сопровождения обучающихся в образовательном процессе для достижения ими качества образования.

Результаты, полученные в ходе анкетирования, убедительно показывают, что многие педагоги имеют желание профессионального роста в области тьюторства, но наталкиваются на препятствия в практике, связанные с отсутствием знаний и умений для успешного тьюторского сопровождения школьников. Поэтому можно констатировать острую необходимость ведения системной работы по развитию готовности педагогов к осуществлению тьюторского сопровождения обучающихся. Данные выводы позволяют вести речь о целесообразности определения понятия «готовность педагогов общеобразовательных организаций к осуществлению тьюторского сопровождения обучающихся», которое послужит отправным пунктом в работе с учителями.

Характеристика уровней готовности педагогов общеобразовательных организаций к осуществлению тьюторского сопровождения обучающихся

Уровни

Характеристика уровней по критериям

Смысловой

Функциональный

Аналитический

Высокий

Педагог полностью разделяет идеологию тьюторства, имеет психологическую установку на тьюторское сопровождение школьников. Мотивирует себя на успех в сопровождении обучающихся при построении и реализации ими индивидуальных образовательных программ (маршрутов)

Педагог хорошо разбирается в возрастной психологии и психологии личности. Способен выбрать адекватные технологии и методы тьюторского сопровождения школьников. Устанавливает эффективное педагогическое взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса. Умеет создать среду для раскрытия потенциала каждого школьника

Педагог имеет сформированный навык анализировать все составляющие тьюторского сопровождения обучающихся. Может выявить затруднения в собственной деятельности в этой области. Осуществляет оценку своих действий в процессе совместного с обучающимися проектирования и реализации ими индивидуальных образовательных программ (маршрутов)

Средний

Педагог разделяет идеологию тьюторства, но не имеет чёткой психологической установки на тьюторское сопровождение школьников. Демонстрирует сомнение в успехе тьюторского сопровождения обучающихся в процессе реализации ими индивидуальных образовательных программ (маршрутов)

Педагог недостаточно хорошо разбирается в возрастной психологии и психологии личности. Способен выбрать технологии и методы тьюторского сопровождения школьников с помощью других педагогов. Не всегда умеет установить эффективное педагогическое взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса. Не умеет создать среду для раскрытия потенциала каждого школьника

Педагог имеет частично сформированный навык анализировать все составляющие тьюторского сопровождения обучающихся. Не всегда может выявить затруднения в собственной деятельности в этой области. С трудом осуществляет оценку своих действий в процессе совместного с обучающимися проектирования и реализации индивидуальных образовательных программ (маршрутов)

Низкий

Педагог не разделяет идеологию тьюторства, не имеет психологической установки на тьюторское сопровождение школьников. Демонстрирует полное неверие в успех тьюторского сопровождения обучающихся в процессе реализации индивидуальных образовательных программ (маршрутов)

Педагог не разбирается в возрастной психологии и психологии личности. Неспособен выбрать технологии и методы тьюторского сопровождения школьников. Не умеет установить эффективное педагогическое взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса. Не умеет создать среду для раскрытия потенциала каждого школьника

Педагог не имеет навыка анализировать все составляющие тьюторского сопровождения обучающихся. Не может выявить затруднения в собственной деятельности в этой области. Не осуществляет оценку своих действий в процессе совместного с обучающимися проектирования и реализации ими индивидуальных образовательных программ (маршрутов)

Готовность к реализации тьюторского сопровождения является разновидностью готовности к профессиональной деятельности. Важно обратиться прежде всего к рассмотрению этого общего понятия.

Так, А.А. Деркач говорит о готовности к профессиональной деятельности как целостном проявлении всех сторон личности специалиста. Этот учёный утверждает, что понятие «профессионализма» «охватывает три стороны труда: профессиональную деятельность, профессиональное общение, личность профессионала» [2, с. 132]. Соответственно, в готовности выделяются познавательные, эмоциональные и мотивационные компоненты.

Схожие взгляды на личностно-деятельностную природу готовности профессиональной деятельности сформулированы Р.Д. Санжаевой. Исследователь подчёркивает в готовности психологический настрой на исполнение деятельности [3, с. 140].

А.К. Маркова также выступает сторонницей личностного подхода в раскрытии профессиональной готовности, указывая на важность формирования её компонентов: мотивационной сферы, профессионально значимых установок и ценностно-смысловой структуры специалиста [4, с. 95].

И.А. Кучерявенко приходит к выводу, что готовность к профессиональной деятельности является сложным синтезом взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностного, эмоционального, когнитивного. «Центральное место занимает мотивационно-ценностный компонент» [5, с. 62].

О важности развития организаторских умений в подготовке к профессии пишет Н.В. Кузьмина. Владение данными умениями позволит освоить методы, технологии, средства, приемы, формы, техники в области организации содержания обучения профессии [6, с. 81].

Интересное определение готовности к профессиональной деятельности даёт Л.М. Бубнова: это система интегративных свойств, качеств и опыта личности, индивидуальная форма интерпретации содержания образования, обладающая признаками общей теоретической и методической готовности к профессиональной деятельности. В готовности обнаруживаются и специфические черты, это «профессиональные умения и навыки, и индивидуальный стиль их реализации, практико-ориентированный опыт деятельности, рефлексия профессиональной деятельности» [7, с. 13].

Анализ различных литературных источников, посвящённых проблеме профессиональной готовности, позволил выявить определённые позиции. Такими характеристиками выступают:

– многокомпонентность качества;

– активная природа самостоятельного проявления его когнитивных начал в профессиональной деятельности;

– яркий индивидуальный «окрас» проявления профессиональной готовности, начиная с мотивации, ценностных установок, личностных представлений, целеполагания и заканчивая рефлексией.

Вышеизложенные выводы наряду с положениями Профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (раздел, посвящённый тьютору) послужили ориентировочной основой для определения готовности педагогов общеобразовательных организаций к осуществлению тьюторского сопровождения обучающихся. Это сложное качество, представляющее осознание педагогом важности осуществления тьюторской деятельности, наличие мотивации на оказание поддержки обучающимся в реализации их индивидуальных образовательных маршрутов (программ), умение выбрать на основе знания теории тьюторства и применить на практике необходимую технологию сопровождения школьников, способность осуществлять постоянную рефлексию своих действий и результатов тьюторантов для принятия адекватных решений.

Исходя из подобного понимания рассматриваемого интегративного качества педагогов общеобразовательных организаций, в исследовании авторы разработали критериально-оценочный аппарат. В качестве критериев, позволяющих определить уровень готовности педагогов осуществлять тьюторское сопровождение школьников, предлагаются следующие: смысловой, функциональный, аналитический. В таблице описана характеристика уровней готовности педагогов общеобразовательных организаций к осуществлению тьюторского сопровождения обучающихся.

Разработанные критерии послужат хорошей опорой педагогам для соотнесения составляющих своей готовности к тьюторскому сопровождению обучающихся с тем или иным уровнем развития этого качества.

Заключение

В качестве выводов проведённого исследования можно констатировать, во-первых, его актуальность в свете приоритета господствующей идеи индивидуализации образования. Во-вторых, анкетирование педагогов Челябинской области по вопросам тьюторского сопровождения обучающихся выявило затруднения респондентов в этой области. Результаты опроса подтвердили наше намерение заняться целенаправленной работой по подготовке учительства к ориентации на новую для российского образования должность – должность тьютора. Обращение к анализу первоисточников по проблеме готовности к профессиональной деятельности позволило определить понятие готовности педагогов общеобразовательной организации к осуществлению тьюторского сопровождения обучающихся. Это сложное качество, представляющее осознание педагогом важности осуществления тьюторской деятельности, наличие мотивации на оказание поддержки обучающимся в реализации их индивидуальных образовательных маршрутов (программ), умение выбрать на основе знания теории тьюторства и применить на практике необходимую технологию сопровождения школьников, способность осуществлять постоянную рефлексию своих действий и результатов тьюторантов для принятия адекватных решений. Данное понятие обладает признаками новизны и имеет теоретическую значимость. Практическую значимость представляют разработанные критерии определения уровня развития рассматриваемого в статье качества педагогов.

Дальнейшая работа будет связана с самим процессом развития готовности педагогов общеобразовательных организаций к осуществлению тьюторского сопровождения обучающихся. В этом, по мнению авторов, смогут помочь следующие стратегии:

– специальная программа профессиональной переподготовки по тьюторской деятельности в системе образования, которая восполнит пробелы учителей в понимании идеологии этого уникального процесса, поддержит педагогических работников в освоении ими технологий сопровождения обучающихся;

– обязательность проведения занятий в активной и интерактивных формах, проигрывания тьюториалов;

– инициирование и создание постоянно действующего центра консалтинга, как на уровне области (либо муниципалитета), так и в самой общеобразовательной организации;

– широкое обсуждение проблем тьюторского сопровождения в рамках круглых столов, встреч, симпозиумов.