Современные научные исследования доказывают неоспоримость утверждения о профессиональном развитии педагогов как определяющем условии качества и успешности происходящих в школьном классе процессов [1, 2]. Кочующая из текста в текст и ставшая своеобразным мерилом качества фраза: «Качество образования не может быть выше качества учителей» [3] заставила многие национальные образовательные системы пересмотреть свою кадровую политику. В немалой степени этому способствовали данные международных исследований (PISA, PIRLS, исследования фонда МакКинзи) и в первую очередь TALIS – исследования ценностных ориентиров, профессиональных установок, потребностей и проблем учителей, их взглядов и мнений о своей подготовке и условиях работы.
В контексте результатов названных Международных измерительных исследований требования к профессиональному развитию школьного учителя уже не ограничиваются формулировкой обязательных знаний и навыков, которые начинают занимать промежуточную роль и становятся лишь условием для достижения ожидаемых результатов. Приоритетными становятся компетенции иного порядка: готовность и способность к той или иной деятельности, к решению той или иной задачи; креативность, критическое мышление и коммуникативные навыки; способность к сотрудничеству и решению практических задач и многое другое.
Происходящие преобразования в мировых образовательных системах не могли не послужить предметом серьезных размышлений и поводом для принятия действенных мер для казахстанской политики в сфере среднего образования. По сути, обновленное содержание образования, в условиях которого сегодня функционируют казахстанские школы, представляет собой процесс, согласованный с тенденциями в мировой образовательной практике и направленный на изменение методологии преподавания и стратегии использования инновационных практик, успешно зарекомендовавших себя в различных образовательных системах.
Для обозначения процессов обобщения и передачи опыта, инноваций и практик в исследовательской литературе и педагогической практике используют понятия внедрение, продвижение, трансляция, распространение, и реже – диффузия, диссеминация. Сравнительный анализ сущностных характеристик позволяет определить границы использования каждого из них. Так, по мнению В.И. Загвязинского [4], продвижение передового опыта в практику является активным, целенаправленным процессом, предполагающим преодоление трудностей, систему мер, обеспечивающих быстрый результативный поиск необходимых объектов изучения, инициативу и заинтересованность тех, кто в этом опыте нуждается, в то время как выражение «внедрение опыта», по мнению М.Н. Крайниковой [5], предполагает некое давление и отсутствие выбора.
Процессы распространение и диффузия, в сущности, объединяет единая направленность на информирование общественности об опыте и инновациях: распространение позволяет вести речь о передаче идеи, замысла педагогического опыта, а диффузия в наибольшей степени сфокусирована на освоении и использовании новаций другими педагогами [6].
Сравнительно шире термин трансляция, который предполагает процесс предъявления содержания практики заинтересованному педагогическому сообществу с последующим воспроизведением в новых условиях [6]. Заслуживает вдумчивого анализа понятие «диссеминация», предложенное исследователем В.И. Слободчиковым [7] и представляющее собой процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукт и результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории; распространить успешную практику на более широкие массы, адаптируя, иногда и развивая различные элементы инновационной разработки или систему в целом.
Таким образом, речь идет о системном распространении передового педагогического опыта, который является в свою очередь потенциальным ресурсом дальнейшего развития всей системы образования. Теоретико-методологическими основами процесса диссеминации занимался ряд исследователей, чьи работы могут быть структурированы на три группы [8]. Первая: исследования, раскрывающие закономерности, механизмы и условия инновационных процессов в системе образования (А.И. Адамский, А.Г. Асмолов, В.С. Лазарев, А.В. Хуторский и др.); вторая группа исследований посвящена определению содержания и формы становления субъекта инновационной деятельности в системе непрерывного образования (Г.Д. Кошелева, Л.А. Мокрецова, В.И. Слободчиков и др.); третья группа исследований посвящена рассмотрению практических аспектов диссеминации передового педагогического опыта и использованию результатов данного процесса в массовой образовательной практике (Э.П. Бронникова, В.Л. Дубинина, И.А. Ижбулатова, Г.А. Игнатьева и др.).
Цель исследования: обобщение научных исследований и на их основе определение условий и критериев успешности процесса диссеминации обновленного содержания образования в Казахстане через механизм «ведущие школы».
Материалы и методы исследования
В качестве критериев успешности диссеминации обновленного содержания образования через механизм «ведущие школы» определены:
- доступная, наглядная и технологичная форма как для восприятия, так и для реализации в конкретных педагогических условиях;
- содействие заинтересованности педагогических работников в овладении инновационным опытом, в актуализации у них желания и профессиональной готовности к использованию его в своей практике;
- широкий спектр форм и видов работы с активным использованием информационно-технических средств.
Механизм измерения успешности диссеминации педагогического опыта представлял собой наличие и единство трех структурных составляющих:
- семиотического – представление опыта на педагогических конференциях, круглых столах, конкурсах профессионального мастерства и т.п.; издание методической литературы и публикации результатов в средствах массовой информации;
- имитационного – использование потенциала открытых занятий, мастер-классов, предполагающих обязательное участие группы субъектов, к примеру «учитель – обучающийся» и др.;
- интерактивного – совместное участие субъектов взаимодействия с фокусом на адаптацию практики к новым условиям.
Определяя процесс обновления содержания образования в казахстанских школах как процесс диссеминации лучшего мирового педагогического опыта, представляется важным названные условия, критерии и механизмы измерения успешности данного процесса принять в качестве научно-теоретической основы. Структурным механизмом, содействующим реализации стратегии диссеминации передового педагогического опыта в казахстанских школах, является их региональное распределение на ведущие школы (в наибольшей степени обладающие инновационным потенциалом) и партнерские школы (изучающие и принимающие инновационный потенциал).
Эффективность функционирования данного механизма определена в качестве предмета мониторингового исследования, проведенного Центром педагогического мастерства в период апрель – май 2018 г. В качестве инструмента исследования использованы анкеты для руководителей и учителей ведущих школ, разработанные в соответствии с основными направлениями Международного исследования преподавания и обучения TALIS. Круг вопросов, включенных в анкеты, позволил получить информацию в контексте избранных критериев оценивания успешности данного процесса, а именно: профессиональный потенциал ведущих школ и алгоритм диссеминации его опыта в аспектах управления и практики преподавания; формы и виды диссеминации опыта ведущих школ; критерии оценивания и результаты успешности процесса диссеминации опыта ведущих школ.
Объектом исследования избраны все ведущие школы (763). Общее число респондентов составило 6198 человек, в том числе 763 директора и 5435 учителей.
Результаты исследования и их обсуждение
Профессиональный потенциал ведущих школ и алгоритм диссеминации их опыта в аспектах управления и практики преподавания.
По мнению 99,7 % респондентов, сегодня ведущие школы располагают практически всеми необходимыми ресурсами для диссеминации своего опыта общеобразовательным организациям, и, прежде всего,
кадровыми: учителя-лидеры, обучившиеся по уровневым программам и программам обновления содержания среднего образования; школьные тренеры; школьные координаторы по критериальному оцениванию; коучинг-группы; группы «Исследование урока»;
методическими: методическая библиотека; сетевое профессиональное сообщество; методическая поддержка тренеров Центра педагогического мастерства; внимание и поддержка областных управлений/районных, городских отделов образования.
В целом абсолютное большинство руководителей ведущих школ (93,4 %) уверены в том, что их работе по диссеминации накопленного опыта ничто не препятствует и лишь иногда возникают случаи негативного воздействия таких факторов, как: отсутствие поддержки со стороны областного управления/городского отдела образования; недостаточность навыков стратегического планирования; отсутствие опыта работы в данном направлении.
В большинстве случаев (64,6 %) работа ведущих школ с общеобразовательными организациями по диссеминации опыта носит организованный характер и основана на системе мероприятий, разработанных в соответствии с конкретными запросами и потребностями, выявленными по результатам предварительного мониторинга (59,7 %), а также по индивидуальным запросам учителей (56,6 %).
В пользу системности данной работы свидетельствует то обстоятельство, что в абсолютном большинстве ведущих школ (96,2 %) часто либо постоянно соблюдается алгоритм действий, необходимый для получения объективных данных и достижения ожидаемых результатов, структурированный на этапы:
– первый: диагностика проблем (анкетирование учителей и учащихся по вопросам обучения – 96,9 %);
– второй: планирование, формулировка цели и ожидаемых результатов профессионального развития учителей партнерских школ (88,8 %);
– третий: разработка плана действий и выбор эффективных форм и методов работы (99,5 %);
– четвертый: методическая поддержка по отдельным проблемам практики преподавания (91,8 %);
– пятый: анализ, оценка, корректировка действий на основе предварительно разработанных критериев (87,6 %).
Формы и виды взаимодействия ведущих школ с партнерскими
Работа по методической поддержке коллег в 87,3 % ведущих школах не является прерогативой администрации школ и не выполняется единолично директором или его заместителями. Практически во всех ведущих школах сформировался кадровый потенциал из числа коучей и менторов, школьных тренеров, учителей-лидеров, обучившихся на курсах повышения квалификации в Центре педагогического мастерства по соответствующим образовательным программам и которые в равной степени вовлечены в эту работу, используя разнообразный диапазон приемов и форм: наблюдение за обучением в классах; различные мониторинговые процедуры (анализ, оценка, анкетирование); индивидуальная работа с учителями и др.
Анализ активности вовлечения педагогических коллективов ведущих школ в работу по диссеминации наработанного опыта показывает, что, помимо заместителей директора (56,1 %), в среднем 59,6 % учителей (коучи, менторы, учителя, обучившиеся на курсах повышения квалификации) принимают личное участие в данном процессе, что наиболее часто выражается в таких видах и формах работы, как:
- проведение обучающих мероприятий и мероприятий по обмену опытом (мастер-классы, семинары, коучинг-сессии, тренинги, круглые столы, конференции и др.);
- участие в разработке планов-сценариев различных мероприятий;
- индивидуальное консультирование;
- методическая поддержка по отдельным проблемам практики преподавания;
- планирование и разработка траектории профессионального развития учителей;
- прямое наблюдение за обучением в классе и предоставление обратной связи;
- мониторинг профессиональных потребностей.
Вместе с тем в перечне видов и форм методической поддержки определены «лидеры»:
- наблюдение за обучением в классах (41,5 %);
- обсуждение самооценки учителями своей работы (например, презентация портфолио и др.) – 37,9 %;
- анализ результатов учащихся по итогам различных экзаменаций (37,5);
- анкетирование учителей по вопросам профессионального развития (37,4 %).
Вместе с тем анализ полученных данных показывает, что сравнительно менее активно ведущими школами используется работа по оцениванию знаний учителей по преподаваемому предмету, а также работа с родителями учеников, по сути, главных «заказчиков» обучения, в частности в вопросах установления степени удовлетворенности их запросов и ожиданий, предоставления конструктивной и своевременной обратной связи.
Более того, активный анализ результатов учащихся по экзаменам (количественные данные) не сопровождается определением мнений самих учащихся по вопросам обучения (и прежде всего эмоционально-психологические аспекты обучения).
К сожалению, при наличии эффективного практико-ориентированного потенциала вебинаров, их использование не получает заслуженного внимания в применении. Причинами, вероятно, могут служить: ограниченность в наличии и недостаточный уровень владения информационно-коммуникационными технологиями; предпочтительность в выборе «традиционных и привычных» методических подходов и технологий.
Критерии и результаты оценивания успешности диссеминации опыта ведущих школ
Объективность оценки успешности диссеминации опыта ведущих школ обеспечивается критериями, оценочными и корректирующими процедурами, разработанными и используемыми в большинстве случаев совместно с коллективами партнерских школ при использовании форм взаимодействия: совместное обсуждение профессиональных вопросов с каждым конкретным учителем; разработка плана профессионального развития и обучения; назначение ментора для каждого конкретного учителя.
В соответствии с разработанными критериями выявлены результаты, подтверждающие качественные преобразования в партнерских школах, благодаря системному процессу диссеминации опыта ведущих школ:
- доля руководителей, пополнивших знания и навыки в области школьного управления и лидерства – 57,0 %;
- доля учителей, научившихся успешно применять в преподавании новые методы и подходы – 63,7 %;
- доля школ, научившихся разрабатывать план развития школы – 57,7 %;
- доля школ, научившихся разрабатывать критерии успешности развития школы – 57,9 %;
- доля учителей, вовлеченных в работу сетевых профессиональных сообществ – 63,7 %;
- доля учителей, овладевших навыками проведения школьных исследований и исследования собственной практики – 50,2 %;
- доля школ, в которых созданы группы «Исследование урока» – 51,6 %;
- доля школ, в которых повысилось участие родителей в планировании развития школы – 46,9 %;
- доля учителей, научившихся основам среднесрочного планирования – 66,3 %;
- доля учителей, научившихся разрабатывать критерии оценивания учебных достижений учащихся – 64,1 %;
- доля учителей, разнообразивших формы работы с учениками – 63,7 %;
- доля учеников, у которых наблюдается повышение мотивации к обучению – 62,1 %.
Заключение
В заключение следует отметить, что, независимо от понятийной сущности процессов обобщения и использования успешного педагогического опыта, следует помнить, что данный процесс достигнет планируемого успеха лишь при условии его адресности конкретной педагогической среде и системности проведения, предполагающей:
- готовность одной стороны к диссеминации своего опыта и заинтересованность в принятии этого опыта с другой стороны;
- стратегическое планирование процесса;
- видение конкретного итогового результата;
- выявление проблем и возможных трудностей на пути диссеминации;
- разработка объективной критериальной базы оценивания хода процесса.