Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SCIENTIFIC AND PRACTICAL ASPECT OF DISSEMINATION OF UPDATED CONTENT OF SECONDARY EDUCATION IN KAZAKHSTAN

Ausheva I.U. 1
1 Center of Excellence Nazarbaev Intellectual Schools AEO
The article is devoted to the dissemination of successful pedagogic experience under updated the content of secondary education in Kazakhstan. The process of dissemination is considered as a professional development of teachers. The author of the article conducted scientific and theoretical analysis of «dissemination», justified terminological choice and preference in comparison with the other terms (implementation, translation, promotion and others) in carrying out systematic dissemination of successful pedagogic experience. Generalization and systematization of modern surveys devoted to the process of dissemination allowed the author to define the conditions and criteria of the process success in relation to the work of leading schools created as a coordination mechanism and platform of supporting updated the content of education in Kazakhstani schools. They defined: professional potential of leading schools; algorithm of leading schools’ dissemination in teaching management and practice; forms and types of leading schools experience dissemination. The article presents the results of monitoring survey of leading schools’ activities in Kazakhstan. The survey was conducted in the form of questionnaire and covered more than 6 000 respondents. The sample of study, ensuring the total amount of leading schools principals and more than 5 000 teachers as well as wide range of questions, directed to the analysis of teaching practice and management allowed forming the base of qualitative and quantitative data, that was enough for forming reasonable conclusions and recommendations.
leading schools
dissemination
successful pedagogic experience
updated the content of secondary education
monitoring survey
methodical support
comprehensive educational institutions
transformation of Kazakhstani school practice

Современные научные исследования доказывают неоспоримость утверждения о профессиональном развитии педагогов как определяющем условии качества и успешности происходящих в школьном классе процессов [1, 2]. Кочующая из текста в текст и ставшая своеобразным мерилом качества фраза: «Качество образования не может быть выше качества учителей» [3] заставила многие национальные образовательные системы пересмотреть свою кадровую политику. В немалой степени этому способствовали данные международных исследований (PISA, PIRLS, исследования фонда МакКинзи) и в первую очередь TALIS – исследования ценностных ориентиров, профессиональных установок, потребностей и проблем учителей, их взглядов и мнений о своей подготовке и условиях работы.

В контексте результатов названных Международных измерительных исследований требования к профессиональному развитию школьного учителя уже не ограничиваются формулировкой обязательных знаний и навыков, которые начинают занимать промежуточную роль и становятся лишь условием для достижения ожидаемых результатов. Приоритетными становятся компетенции иного порядка: готовность и способность к той или иной деятельности, к решению той или иной задачи; креативность, критическое мышление и коммуникативные навыки; способность к сотрудничеству и решению практических задач и многое другое.

Происходящие преобразования в мировых образовательных системах не могли не послужить предметом серьезных размышлений и поводом для принятия действенных мер для казахстанской политики в сфере среднего образования. По сути, обновленное содержание образования, в условиях которого сегодня функционируют казахстанские школы, представляет собой процесс, согласованный с тенденциями в мировой образовательной практике и направленный на изменение методологии преподавания и стратегии использования инновационных практик, успешно зарекомендовавших себя в различных образовательных системах.

Для обозначения процессов обобщения и передачи опыта, инноваций и практик в исследовательской литературе и педагогической практике используют понятия внедрение, продвижение, трансляция, распространение, и реже – диффузия, диссеминация. Сравнительный анализ сущностных характеристик позволяет определить границы использования каждого из них. Так, по мнению В.И. Загвязинского [4], продвижение передового опыта в практику является активным, целенаправленным процессом, предполагающим преодоление трудностей, систему мер, обеспечивающих быстрый результативный поиск необходимых объектов изучения, инициативу и заинтересованность тех, кто в этом опыте нуждается, в то время как выражение «внедрение опыта», по мнению М.Н. Крайниковой [5], предполагает некое давление и отсутствие выбора.

Процессы распространение и диффузия, в сущности, объединяет единая направленность на информирование общественности об опыте и инновациях: распространение позволяет вести речь о передаче идеи, замысла педагогического опыта, а диффузия в наибольшей степени сфокусирована на освоении и использовании новаций другими педагогами [6].

Сравнительно шире термин трансляция, который предполагает процесс предъявления содержания практики заинтересованному педагогическому сообществу с последующим воспроизведением в новых условиях [6]. Заслуживает вдумчивого анализа понятие «диссеминация», предложенное исследователем В.И. Слободчиковым [7] и представляющее собой процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукт и результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории; распространить успешную практику на более широкие массы, адаптируя, иногда и развивая различные элементы инновационной разработки или систему в целом.

Таким образом, речь идет о системном распространении передового педагогического опыта, который является в свою очередь потенциальным ресурсом дальнейшего развития всей системы образования. Теоретико-методологическими основами процесса диссеминации занимался ряд исследователей, чьи работы могут быть структурированы на три группы [8]. Первая: исследования, раскрывающие закономерности, механизмы и условия инновационных процессов в системе образования (А.И. Адамский, А.Г. Асмолов, В.С. Лазарев, А.В. Хуторский и др.); вторая группа исследований посвящена определению содержания и формы становления субъекта инновационной деятельности в системе непрерывного образования (Г.Д. Кошелева, Л.А. Мокрецова, В.И. Слободчиков и др.); третья группа исследований посвящена рассмотрению практических аспектов диссеминации передового педагогического опыта и использованию результатов данного процесса в массовой образовательной практике (Э.П. Бронникова, В.Л. Дубинина, И.А. Ижбулатова, Г.А. Игнатьева и др.).

Цель исследования: обобщение научных исследований и на их основе определение условий и критериев успешности процесса диссеминации обновленного содержания образования в Казахстане через механизм «ведущие школы».

Материалы и методы исследования

В качестве критериев успешности диссеминации обновленного содержания образования через механизм «ведущие школы» определены:

- доступная, наглядная и технологичная форма как для восприятия, так и для реализации в конкретных педагогических условиях;

- содействие заинтересованности педагогических работников в овладении инновационным опытом, в актуализации у них желания и профессиональной готовности к использованию его в своей практике;

- широкий спектр форм и видов работы с активным использованием информационно-технических средств.

Механизм измерения успешности диссеминации педагогического опыта представлял собой наличие и единство трех структурных составляющих:

- семиотического – представление опыта на педагогических конференциях, круглых столах, конкурсах профессионального мастерства и т.п.; издание методической литературы и публикации результатов в средствах массовой информации;

- имитационного – использование потенциала открытых занятий, мастер-классов, предполагающих обязательное участие группы субъектов, к примеру «учитель – обучающийся» и др.;

- интерактивного – совместное участие субъектов взаимодействия с фокусом на адаптацию практики к новым условиям.

Определяя процесс обновления содержания образования в казахстанских школах как процесс диссеминации лучшего мирового педагогического опыта, представляется важным названные условия, критерии и механизмы измерения успешности данного процесса принять в качестве научно-теоретической основы. Структурным механизмом, содействующим реализации стратегии диссеминации передового педагогического опыта в казахстанских школах, является их региональное распределение на ведущие школы (в наибольшей степени обладающие инновационным потенциалом) и партнерские школы (изучающие и принимающие инновационный потенциал).

Эффективность функционирования данного механизма определена в качестве предмета мониторингового исследования, проведенного Центром педагогического мастерства в период апрель – май 2018 г. В качестве инструмента исследования использованы анкеты для руководителей и учителей ведущих школ, разработанные в соответствии с основными направлениями Международного исследования преподавания и обучения TALIS. Круг вопросов, включенных в анкеты, позволил получить информацию в контексте избранных критериев оценивания успешности данного процесса, а именно: профессиональный потенциал ведущих школ и алгоритм диссеминации его опыта в аспектах управления и практики преподавания; формы и виды диссеминации опыта ведущих школ; критерии оценивания и результаты успешности процесса диссеминации опыта ведущих школ.

Объектом исследования избраны все ведущие школы (763). Общее число респондентов составило 6198 человек, в том числе 763 директора и 5435 учителей.

Результаты исследования и их обсуждение

Профессиональный потенциал ведущих школ и алгоритм диссеминации их опыта в аспектах управления и практики преподавания.

По мнению 99,7 % респондентов, сегодня ведущие школы располагают практически всеми необходимыми ресурсами для диссеминации своего опыта общеобразовательным организациям, и, прежде всего,

кадровыми: учителя-лидеры, обучившиеся по уровневым программам и программам обновления содержания среднего образования; школьные тренеры; школьные координаторы по критериальному оцениванию; коучинг-группы; группы «Исследование урока»;

методическими: методическая библиотека; сетевое профессиональное сообщество; методическая поддержка тренеров Центра педагогического мастерства; внимание и поддержка областных управлений/районных, городских отделов образования.

В целом абсолютное большинство руководителей ведущих школ (93,4 %) уверены в том, что их работе по диссеминации накопленного опыта ничто не препятствует и лишь иногда возникают случаи негативного воздействия таких факторов, как: отсутствие поддержки со стороны областного управления/городского отдела образования; недостаточность навыков стратегического планирования; отсутствие опыта работы в данном направлении.

В большинстве случаев (64,6 %) работа ведущих школ с общеобразовательными организациями по диссеминации опыта носит организованный характер и основана на системе мероприятий, разработанных в соответствии с конкретными запросами и потребностями, выявленными по результатам предварительного мониторинга (59,7 %), а также по индивидуальным запросам учителей (56,6 %).

В пользу системности данной работы свидетельствует то обстоятельство, что в абсолютном большинстве ведущих школ (96,2 %) часто либо постоянно соблюдается алгоритм действий, необходимый для получения объективных данных и достижения ожидаемых результатов, структурированный на этапы:

– первый: диагностика проблем (анкетирование учителей и учащихся по вопросам обучения – 96,9 %);

– второй: планирование, формулировка цели и ожидаемых результатов профессионального развития учителей партнерских школ (88,8 %);

– третий: разработка плана действий и выбор эффективных форм и методов работы (99,5 %);

– четвертый: методическая поддержка по отдельным проблемам практики преподавания (91,8 %);

– пятый: анализ, оценка, корректировка действий на основе предварительно разработанных критериев (87,6 %).

Формы и виды взаимодействия ведущих школ с партнерскими

Работа по методической поддержке коллег в 87,3 % ведущих школах не является прерогативой администрации школ и не выполняется единолично директором или его заместителями. Практически во всех ведущих школах сформировался кадровый потенциал из числа коучей и менторов, школьных тренеров, учителей-лидеров, обучившихся на курсах повышения квалификации в Центре педагогического мастерства по соответствующим образовательным программам и которые в равной степени вовлечены в эту работу, используя разнообразный диапазон приемов и форм: наблюдение за обучением в классах; различные мониторинговые процедуры (анализ, оценка, анкетирование); индивидуальная работа с учителями и др.

Анализ активности вовлечения педагогических коллективов ведущих школ в работу по диссеминации наработанного опыта показывает, что, помимо заместителей директора (56,1 %), в среднем 59,6 % учителей (коучи, менторы, учителя, обучившиеся на курсах повышения квалификации) принимают личное участие в данном процессе, что наиболее часто выражается в таких видах и формах работы, как:

- проведение обучающих мероприятий и мероприятий по обмену опытом (мастер-классы, семинары, коучинг-сессии, тренинги, круглые столы, конференции и др.);

- участие в разработке планов-сценариев различных мероприятий;

- индивидуальное консультирование;

- методическая поддержка по отдельным проблемам практики преподавания;

- планирование и разработка траектории профессионального развития учителей;

- прямое наблюдение за обучением в классе и предоставление обратной связи;

- мониторинг профессиональных потребностей.

Вместе с тем в перечне видов и форм методической поддержки определены «лидеры»:

- наблюдение за обучением в классах (41,5 %);

- обсуждение самооценки учителями своей работы (например, презентация портфолио и др.) – 37,9 %;

- анализ результатов учащихся по итогам различных экзаменаций (37,5);

- анкетирование учителей по вопросам профессионального развития (37,4 %).

Вместе с тем анализ полученных данных показывает, что сравнительно менее активно ведущими школами используется работа по оцениванию знаний учителей по преподаваемому предмету, а также работа с родителями учеников, по сути, главных «заказчиков» обучения, в частности в вопросах установления степени удовлетворенности их запросов и ожиданий, предоставления конструктивной и своевременной обратной связи.

Более того, активный анализ результатов учащихся по экзаменам (количественные данные) не сопровождается определением мнений самих учащихся по вопросам обучения (и прежде всего эмоционально-психологические аспекты обучения).

К сожалению, при наличии эффективного практико-ориентированного потенциала вебинаров, их использование не получает заслуженного внимания в применении. Причинами, вероятно, могут служить: ограниченность в наличии и недостаточный уровень владения информационно-коммуникационными технологиями; предпочтительность в выборе «традиционных и привычных» методических подходов и технологий.

Критерии и результаты оценивания успешности диссеминации опыта ведущих школ

Объективность оценки успешности диссеминации опыта ведущих школ обеспечивается критериями, оценочными и корректирующими процедурами, разработанными и используемыми в большинстве случаев совместно с коллективами партнерских школ при использовании форм взаимодействия: совместное обсуждение профессиональных вопросов с каждым конкретным учителем; разработка плана профессионального развития и обучения; назначение ментора для каждого конкретного учителя.

В соответствии с разработанными критериями выявлены результаты, подтверждающие качественные преобразования в партнерских школах, благодаря системному процессу диссеминации опыта ведущих школ:

- доля руководителей, пополнивших знания и навыки в области школьного управления и лидерства – 57,0 %;

- доля учителей, научившихся успешно применять в преподавании новые методы и подходы – 63,7 %;

- доля школ, научившихся разрабатывать план развития школы – 57,7 %;

- доля школ, научившихся разрабатывать критерии успешности развития школы – 57,9 %;

- доля учителей, вовлеченных в работу сетевых профессиональных сообществ – 63,7 %;

- доля учителей, овладевших навыками проведения школьных исследований и исследования собственной практики – 50,2 %;

- доля школ, в которых созданы группы «Исследование урока» – 51,6 %;

- доля школ, в которых повысилось участие родителей в планировании развития школы – 46,9 %;

- доля учителей, научившихся основам среднесрочного планирования – 66,3 %;

- доля учителей, научившихся разрабатывать критерии оценивания учебных достижений учащихся – 64,1 %;

- доля учителей, разнообразивших формы работы с учениками – 63,7 %;

- доля учеников, у которых наблюдается повышение мотивации к обучению – 62,1 %.

Заключение

В заключение следует отметить, что, независимо от понятийной сущности процессов обобщения и использования успешного педагогического опыта, следует помнить, что данный процесс достигнет планируемого успеха лишь при условии его адресности конкретной педагогической среде и системности проведения, предполагающей:

- готовность одной стороны к диссеминации своего опыта и заинтересованность в принятии этого опыта с другой стороны;

- стратегическое планирование процесса;

- видение конкретного итогового результата;

- выявление проблем и возможных трудностей на пути диссеминации;

- разработка объективной критериальной базы оценивания хода процесса.