Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

METHOD OF ANALYSIS OF THE STATE OF THE PROBLEM OF FORMATION IN STUDENTS OF COMPETENCE IN INNOVATIVE ENGINEERING ACTIVITIES

Naumkin N.I. 1 Sсhalabay T.L. 2 Lomatkina M.V. 1
1 N.P. Ogarev National Research Mordovian State University
2 Kyrgyz State University A. Razzakov
The author describes the method developed by the author to identify the level of solving the problem of forming technical competence of students in engineering engineering in its target, conceptual, content, process-technological and relaxation-diagnostic components aimed at the implementation of the RFFI grant. The content of these components is described in relation to the planned study, and methods for experimental pedagogical research are described (analysis of results of activities, modeling, questioning and testing, observation, interviewing, rating method and rank method, method of generalization of independent characteristics, etc.). , with examples of their use by the author in previous similar studies. The use of the method of questioning in the proposed studies is justified. The structure of such questionnaires and a fragment of the questionnaire for the survey of students participating in the final stage of the All-Russian Student Olympiad on agroengineering are given. For the convenience of implementing the proposed methodology, an algorithm for its use is developed, presented in the form of a table with an indication of the sequence of actions and a list of tasks to be solved. The main components of this methodology were partially used in conducting the ascertaining stages of the pedagogical experiment, as indicated by their main results. Expected results of upcoming pedagogical experiments are formulated.
methodology
competence in innovative engineering activities
questioning
pedagogical experiment
research methods

Начиная с 2000-х гг. в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева проводятся исследования по проблеме подготовки студентов технических вузов к инновационной инженерной деятельности (ИИД), на основе формирования у них компетентности в ИИД. Приступая к новому этапу их развития – этапу обоснования методологического и научно-методического обеспечения такой подготовки на основе многоуровневой интеграции основных компонентов инженерного образования, реализуемого в рамках гранта РФФИ (проект 18-013-00342), в первую очередь необходимо разработать методику анализа состояния проблемы формирования у студентов компетентности в инновационной инженерной деятельности (КИИД).

Цель исследования

Таким образом, целью предлагаемой статьи является разработка методики оценки состояния проблемы формирования КИИД у студентов технических вузов. В отличие от существующих в педагогических исследованиях методик, анализа состояния проблемы, такая методика имеет ряд особенностей, среди которых следует выделить [1–3]:

1) специфику инновационной инженерной деятельности (ИИД);

2) область ее использования;

3) особенности обучения ИИД;

4) необходимость ее реализации;

5) необходимость обучения ИИД во всех вузах страны;

6) формулирование задач исследования по результатам реализации методики.

Материалы и методы исследования

Поскольку в статье идет речь в основном о педагогическом констатирующем эксперименте, то и использовать следует в основном экспериментальные методы, к которым относятся: анализ результатов деятельности, моделирование, анкетирование и тестирование, наблюдение, интервьюирование, метод рейтинга и ранговый метод, метод обобщения независимых характеристик и др. Большинство из них являются исследовательскими и в качестве результата их использования можно получить новые факты, сведения, информацию, выявить некоторые закономерности [3, 4]. Для обоснования использования тех или иных методов рассмотрим кратко их содержание.

Моделирование – один из наиболее универсальных и широко используемых методов научного исследования, при котором реальная ситуация (объект) заменяется идеальной с сохранением ее основных характеристик и игнорируемых второстепенных, не влияющих на изучаемое явление. В частности, подготовка студентов к ИИД на основе моделирования этой деятельности в условиях олимпиадной среды [5].

Анкетирование и тестирование – краткий, экспресс-метод, в виде ответов на перечень контрольных вопросов, реализуемый обычно в ограниченное по времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий. Метод рейтинга оценки тех или иных сторон деятельности специально отобранными компетентными экспертами. Этому методу аналогичен и метод ранговых оценок, при котором установленные явления выстраиваются в зависимости от степени их влияния [6, 7]. Эти методы или их основные компоненты часто использовались как самим автором, так и его коллегами при проведении констатирующего этапа педагогического эксперимента (см. табл. 1 и 2).

Таблица 1

Фрагмент анкеты студента – участника олимпиады

naum1a.wmf

naum3.wmf

Модель методики

Таблица 2

Фрагмент анкеты преподавателя

1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕСПОНДЕНТЕ

1.1. Вуз, город_____________________________________________________

1.2. Преподавательский стаж – 5–10 лет – 10–20 лет – 20–30 лет – свыше 30 лет

1.3. Ученая степень___________________ ученое звание__________________

1.4. Основная преподаваемая дисциплина_______________________________

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У СТУДЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. С помощью какого метода Вы определяете уровень сформированных общекультурных и профессиональных компетенций:

а) с помощью тестирующих или контролирующих материалов;

б) возможна лишь экспертная оценка в процессе практической деятельности;

в) при выполнении индивидуальных или групповых заданий, проектов;

г) методами интеграции аттестационных баллов по различным количественным и качественным шкалам;

д) в процессе деловой игры;

е) при выполнении выпускной квалификационной работы;

ж) другое (укажите)__________________________________________.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ К РОЖДЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

3.1. Присутствует ли у Вас интерес к инновациям в педагогической деятельности?

а) да;

б) нет;

в) частично.

3.2. Отметьте эффективные, внешне организованные формы привлечения педагога к инновационной деятельности:

а) организация постоянно действующего научного семинара из самых актуальных проблем, над которыми работают педагоги учебного заведения;

б) стажировки педагогов при научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях;

в) педсоветы, «круглые столы», дискуссии;

г) деловые, эвристические игры с генерированием новых педагогических идей;

д) творческая деятельность педагогов в методических объединениях;

е) участие в научно-практических конференциях;

ж) обобщение собственного опыта и опыта своих коллег;

з) занятия на специальных курсах повышения квалификации;

и) самостоятельная исследовательская, творческая работа над темой, проблемой;

к) участие в коллективной экспериментально-исследовательской работе в рамках общей проблемы, над которой работают педагоги учебного заведения.

3.3. Какое место Вы отводите инновационным технологиям в своей педагогической деятельности:

а) использую их как можно чаще в своей деятельности;

б) не вижу необходимости в их использовании;

в) традиционность важнее;

г) буду использовать, если буду уверен в их эффективности;

д) предпочитаю основываться на собственном опыте обучения, разрабатываю свои методы и технологии;

е) затрудняюсь ответить.

Наблюдение – самый простой и наиболее древний способ научного исследования, заключающийся в созерцании объекта исследования, фиксирования изменений в нем, структурировании и анализе полученной информации [7, 8].

Интервьюирование предполагает личное общение исследователя с опрашиваемым, при котором он сам задает специально сформулированные вопросы по исследуемой теме и фиксирует ответы. Оно включает: разработку перечня контрольных вопросов и стратегии ведения диалога, алгоритм реализации собственно интервьюирования, анализ результатов. Характерным является использование этого метода автором [3, 9] при исследовании особенностей обучения студентов в национальных исследовательских университетах.

В основе метода обобщения независимых характеристик лежит анализ и обобщение информации об одном и том же факте, полученной из нескольких источников, повышая тем самым объективность выводов [7].

Из всех перечисленных методов воспользуемся методом анкетирования для удобства сопоставления будущих данных с предыдущими результатами, так как все проводимые до этого исследования были основаны на этом методе.

Результаты исследования и их обсуждение

Предлагаемая методика выявления состояния проблемы формирования КИИД, как и все традиционно используемые в педагогике, в общем виде должна включать [3, 10]: целевой, концептуальный, содержательный, процессуально-технологический и релаксационно-диагностический компоненты в их единстве и взаимодействии, с возможностью корректировки и управляемости всеми компонентами на каждом этапе ее реализации, как это показано на рисунке, а алгоритм ее реализации – в табл. 3.

Таблица 3

Алгоритм реализации методики исследования

п/п

Содержание действия

Решаемые задачи

1

Разработка контрольно-измерительных материалов в виде разноуровневых анкет (для студентов и преподавателей вузов)

Планирование результатов исследования – получение ответов на поставленные вопросы

2

Отбор участников анкетирования, по категориям

Достижение презентабельности экспериментальной выборки и гарантирование объективности данных, исключение случайностей в ответах

3

Инструктаж анкетируемых и раздача анкет

Планирование и достижение результатов исследования

4

Проведение анкетирования

Получение статистического материала исследований

5

Сбор и структуризация анкет

Обеспечение алгоритма реализации эксперимента и планируемых результатов

6

Обработка анкет

Исключение субъективных ошибок исследователей

7

Анализ полученных результатов

Статистическая обработка данных и их интерпретация

8

Выводы и рекомендации

Обоснование актуальности исследования и задач его проведения

Целевой компонент включает в себя цель и задачи обучения. Целью предлагаемой методики является выявление состояния проблемы формирования у студентов компетентности в инновационной инженерной деятельности в вузах РФ. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) разработка алгоритма реализации методики оценки состояния проблемы;

2) выбор критериев оценки анализа состояния проблемы;

3) выбор методов реализации методики;

4) разработка средств оценки состояния проблемы;

5) проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента;

7) статистическая обработка результатов педагогического эксперимента;

8) анализ полученных результатов исследования;

9) обсуждение результатов исследования.

Таким образом, в целом алгоритм реализации методики оценки состояния проблемы формирования у студентов КИИД будет выглядеть так, как показано в табл. 3.

Концептуальный компонент отражает содержание рабочей гипотезы предлагаемых исследований, созвучной с его названием – многоуровневая интеграция обучающих процессов обеспечит эффективность успешной подготовки студентов к ИИД.

Содержательный компонент методики включает основные положения, определяющие направленность контрольно-измерительных материалов (КИМ): анкет, вопросников, тестов и др. В нашем случае это будет перечень разделов таких КИМов, среди которых:

1) уровень информированности обследуемых в области инноватики;

2) уровень информированности обследуемых об ИИД;

3) уровень осознанности обследуемых в необходимости владения ИИД;

4) уровень осознанности в вузах необходимости подготовки студентов к ИИД;

5) уровень состояния в вузах подготовки к ИИД;

6) используемые методы решения в вузах задачи подготовки студентов к ИИД;

7) уровень готовности вузов к решению задачи подготовки студентов к ИИД;

8) уровень владения студентами и преподавателями ИИД;

9) наличие в вузе проводимых исследований по проблеме ИИД.

Процессуально-технологический компонент включает методы, формы и средства реализации методики, подробно описанные выше в разделе «Материалы и методы исследования».

Рефлексивно-диагностический компонент модели предполагает диагностику и самодиагностику уровня владения проблемой формирования у опрашиваемых КИИД.

Выводы

Необходимо отметить, что аналогичные исследования проводились нами в виде анкетирования, в период с 2010 по 2017 гг. в рамках констатирующего этапа педагогического эксперимента. В качестве обследуемых выступили: 130 слушателей ФПК, 160 преподавателей из 20 вузов РФ, свыше 500 студентов агроинженерных вузов РФ. Эти исследования были направлены на решение следующих задач [3]:

1) выявление уровня информированности студентов, аспирантов и преподавателей об ИИД;

2) выявление образовательных потребностей по повышению качества обучения;

3) выявление востребованности у обучающихся обучения ИИД;

4) выявление уровня осознанности в необходимости подготовки студентов к ИИД и др.

Полученные в ходе этих исследований результаты показали, что, несмотря на переход экономики страны на инновационный путь развития, в большинстве вузов продолжают обучать студентов поточно-урочным методом без учета потребностей страны в кадрах готовых к ИИД и у обучающихся отсутствует понимание в необходимости владения ИИД. Такие результаты подтвердили необходимость расширения области обследования обучающихся с целью не только констатации состояния уровня подготовки к ИИД, но и формирования устойчивой мотивации к овладению этой деятельностью. На что, собственно, и направлены материалы предлагаемой статьи.

Таким образом, предлагаемая методика, реализуемая в ее целевом, концептуальном, содержательном, процессуально-технологическом и релаксационно-диагностическом компонентах, позволит не только структурировать и алгоритмизировать экспериментальное исследование, но и получить, на основании статистической обработки данных, планируемые результаты ответов презентабельной экспериментальной выборки респондентов, при их объективности и отсутствии случайных неточностей в ответах, что явится основанием для проведения последующих поискового и обучающего этапов педагогического эксперимента.

Работа выполнена при поддержке проекта № 18-013-00342 Российского фонда фундаментальных исследований.